Программа «Профилактика экстремистских настроений среди молодёжи».

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Создание толерантной среды на основе ценностей многонационального российского об-щества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, прин-ципов соблюдения прав и свобод человека. Задачи: Организация работы техникума по профилактике экстремистской деятельности, противо-действию возможным фактам проявления экстремизма, дискриминации, насилия, расизма на национальной и конфессиональной почве. Формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Иконка файла материала Классный час по теме Пропаганда межнационального согласия.docx
Программа «Профилактика экстремистских настроений среди мо­ лодёжи». Наименование Программы Обоснование   необхо­ димости   принятия Программы.  Цели Программы Задачи Программы Ожидаемые   непос­ редственные   резуль­ таты реализации Программы   Паспорт Программы «Профилактика экстремистских настроений среди молодёжи»  Целесообразность принятия данной Программы обусловлена основ­ ными   стратегическими   задачами   изложенными   в   постановлении Правительства «Комплексные меры по гармонизации межэтнических отношений .   Создание в техникуме толерантной среды на основе ценностей много­ национального российского общества, общероссийской гражданской идентичности   и   культурного   самосознания,   принципов   соблюдения прав и свобод человека. 1. Воспитание толерантности через систему образования. 2.Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в моло­ дежной среде. 3. Содействие национально­культурному взаимодействию в учебном заведении. 4. Поддержание межконфессионального мира и согласия в среде сту­ дентов и педагогов 5. Совершенствование механизмов обеспечения законности и право­ порядка в сфере межнациональных отношений в учебном заведении. 6. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и со­ циальное пространство техникума. 7. Совершенствование механизма международного и межрегиональ­ ного   сотрудничества   в   формировании   культуры   мира   и толерантности в учебном заведении. 1.Увеличение количества проведенных тематических выставок работ учащихся,   направленных   на   развитие   межэтнической   интеграции   и профилактику проявлений экстремизма. 2. Мирное сосуществование людей разных национальностей. Необходимость разработки программы мероприятий по толерантности и профилактике  экстремизма «ВТИТБиД» обусловлена концептуальными основами нормативных документов,  регламентирующих деятельность современного образовательного учреждения: ­Конституция Российской Федерации ­Всеобщая декларация прав человека ­Конвенция о правах ребенка ­Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федера­ции» ­Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной поли­ тики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599 ­Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интере­ сах детей на 2012­2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761 ­Программа развития воспитательной компоненты общеобразовательных учреждений ­Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного об­щего образования 1­Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федера­ ции на 2011 ­ 2016 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября  2010 г. N 795. Разработка Программы вызвана необходимостью применения программно­целевого под­ хода в решении задач, направленных на снижение и дальнейшее недопущение противо­ правного поведения студентов на национальной почве, необходимостью комплексного  подхода и координации совместных действий семьи, учебных заведений, общественности. Актуальность проблемы          В последнее время в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не  прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является пря­ мой внутренней угрозой безопасности государства.          Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. В связи с этим активизируется процесс поиска  эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия  чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.         Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что ок­ ружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос  уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, по­ нимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов  и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут со­ действовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.          Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многооб­ разия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толе­ рантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убежде­ ний. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и  политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным дос­ тижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступ­ ка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе призна­ ния универсальных прав и свобод человека.          Данная программа нацелена на последовательное внедрение методов обучения куль­ туре межэтнического общения; на распространение инновационных образовательных тех­ нологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции  внутри студенческого сообщества.           Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки уча­ щихся в области межкультурной коммуникации.  Особое место в работе в данной сфере  занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирова­ ние компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к воспри­ ятию «других», конструктивно относящихся к складывающемуся в образовательном уч­ реждении многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных пре­ дупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать  их ненасильственными средствами. Цель: Создание толерантной среды на основе ценностей многонационального российского об­ щества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, прин­ ципов соблюдения прав и свобод человека. Задачи:  Организация работы техникума по профилактике экстремистской деятельности, противо­ действию возможным фактам проявления экстремизма, дискриминации, насилия, расизма  на национальной и конфессиональной почве. 2Формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского  общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания,  принципов соблюдения прав и свобод человека. Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия среди студентов; фор­ мирование основ толерантного сознания и поведения, стремления к межэтническому ми­ру и согласию, готовности к диалогу.  Формирование основ бесконфликтного общения, развитие способностей предупреждать  конфликты и разрешать их ненасильственными средствами. Апробация современных образовательных технологий, методик и форм работы по разви­ тию толерантности и профилактике экстремизма (технология дебатов, технология разви­ тия критического мышления, социальное проектирование).  Принципы осуществления деятельности по развитию толерантных качеств личности студента: Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие.   Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создавае­ мых структур.  Использование конкретных наборов методических приёмов на различных ступенях обра­ зования. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.           Программа направлена на укрепление в техникуме толерантной среды на основе цен­ ностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.          Мы сталкиваемся с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межкон­ фессиональных  отношений.  В  техникуме  обучаются  дети  разных  национальностей:  рус­ ские, татары, армяне, таджики, украинцы, цыгане.             В техникуме немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи уста­новки   на   позитивное   восприятие   этнического   и   конфессионального   многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа   жиз­ни   их   представителей.   Существующая   система   работы   с   обучающимися   в значительной   степени   направлены   на   воспитание   толерантного   сознания   и   поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.            Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у учащихся, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков.            Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях про­ исходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.         В средствах массовой информации публикуются материалы по недопущению прояв­ лений экстремизма, разжигания расовой и религиозной вражды. Для установления фактов публикаций   информации   экстремистского   содержания   проводится   мониторинг   средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет». Этих мер явно не достаточно. Необходимо создать единое информационное пространство для пропаганды ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, не в полной мере используется  потенциал средств массовой информации для содействия сво­ 3бодному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индиффе­ рентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.          Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что ок­ ружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уни­ кален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, пони­ мание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут со­ действовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.            В целом, сложилась система формирования духовно­нравственной атмосферы этно­ культурного взаимоуважения, основанная на принципах уважения прав и свобод человека.            Программа по профилактике экстремизма гармонизации межэтнических и межкуль­ турных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в школе  призвана   укрепить   основы   и   систематизировать   методы   долгосрочного   процесса формирования толерантного сознания и поведения учащихся.                                          Цели и задачи Программы             Идея разработки данной программы возникла не на пустом месте. Ни для кого не сек­рет,   что   в   современном   обществе   все   острее   встает   вопрос   межнациональных отношений. Особенно остро на него реагируют подростки в силу своих психологических особенностей,   социальной   и   эмоциональной   незрелости.   Этим   же   объясняется   и наибольшее   вовлечение   учащихся   в   неформальные   движения   и   группировки.   Детей привлекают, как правило, красивыми атрибутами, многообещающими лозунгами. В таких организациях происходит подмена истинной демократии анархическими идеями, которая очень по душе подросткам.            В нашем техникуме пока не отмечались экстремистские настроения, поэтому прог­ рамма направлена на профилактику подобного поведения, куда включены следующие нап­ равления:   военно­патриотическое,   правовое,   толерантность,   спортивно­массовая   работа, конфликтология.   Кроме   того,   программа   предполагает   связь   воспитательной   работы   с учеб­ной – на уроках истории, литературы, ОБЖ, где будет сделан упор на перечисленные выше направления (для преподавания используются государственные общеобразовательные программы и штатные учителя школы). Цели:            Укоренение в школе неприятия насилия, борьба против разложения коллектива по межнациональным признакам; формирование толерантного отношения к окружающим. Задачи:  1. Развитие способностей предупреждения конфликтов ненасильственными методами. 2. Более глубокое знакомство учащихся с историей ВОВ, подвигами советских солдат и зло­деяниями фашистских захватчиков. 3. Развитие у учащихся толерантного сознания, формирование спокойного, отношения к людям другой национальности. 4. Вовлечение большого количества учащихся в спортивные кружки, секции; творческие объединения и клубы, общественную работу, благотворительность с целью отвлечения от неформальных объединений. 5. Изучить подробно цели и способы действий скинхедов для разъяснения подрастающему поколению пагубности подобных настроений и истинного «лица» данного движения.                                                   Прогнозируемый результат внедрения «Программы предупреждения экстремистских настроений 1. Использование  в воспитательном процессе  «Программы» должно привести: к укоре­ нению в школе духа нетерпимости к агрессии, насилию, межнациональной розни, умению среди молодежи». 4решать   конфликты   не   насильственным   путем,   развитию   личности,   способной   восп­ ринимать действительность и соблюдать правила человеческого общежития. 2. Способность воспринимать людей такими, какие они есть. 3. Терпимое, благожелательное отношение к людям. 4. Ощущение гордости за подвиг, совершенный нашими прадедами в ВОВ и победившими фашизм (при том, что в рядах красной армии воевали люди многих национальностей). 5. Понимание, что деятельность скинхедов несет в себе браваду и фетишизм, который ос­ новывается на ложном понимании общества, законов его развития. 6. Недопустимость экстремистских настроений, так как они приведут к терроризму, ло­ кальным войнам и в результате к расколу общества, противостояние в котором может по­ губить всю цивилизацию в целом. 7.   Использование   спорта   в   качестве   вывода   человека   из   повышенного   эмоционального состояния.  8.   Понимание   красоты   и   мудрости   национальных   обрядов,   основанное   на   изучении культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов. Результатом реализации программы должен стать учащийся: ­любящий свой край и свою Родину, уважающий интересы народов, проживающих на тер­ ритории России;  ­осознающий и принимающий ценности семьи, традиции многонационального российс­кого  народа; ­мотивированный на реализацию своего творческого потенциала на основе культуры на­ родов;  ­осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, ­осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;  ­уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать  взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Программа устанавливает следующие требования к результатам: ­осознанное принятие базовых национальных ценностей, общенациональных приоритетов и  задач, готовности активно участвовать в их решении; ­развитие гражданского самосознания, патриотизма, личной ответственности за судьбу  России и малой родины; ­развитие навыков нравственного поведения – уважение к человеку, осознание нравствен­ ной ценности человеческой жизни, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремлен­ ность, смелость, воля к победе, трудолюбие; ­приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;  ­проявление индивидуальных творческих способностей;  ­формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, освоение сущест­ вующих эстетических эталонов различных культур и эпох;  ­восприятие диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и  универсальных эстетических ценностей;  ­готовность и способность выражать и отстаивать свою гражданскую позицию;  ­способности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно­значи­мых  целей; ­развитие толерантности личности, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований.        Реализация данной программы предусматривает включенность педагогов, учащихся,  родителей и общественных организаций, с которыми техникумом установлено взаимо­ действие. Программа по профилактике экстремизма гармонизации межэтнических и меж­ культурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерант­ 5ности в школе призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного  процесса формирования толерантного сознания и поведения студентов. Механизм реализации Программы            Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры,  направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарнос­ти, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым  проявлениям экстремизма и ксенофобии. Основными формами деятельности в рамках реализации программы являются: ­проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности,  укреплению толерантности и профилактике экстремизма; ­проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, цен­ ностей и традиций народов России и мира; ­проведение этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций в  техникуме, участие в поселковых и районных мероприятиях и акциях; ­организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры. 6