ПРОГРАММА профилактики суицида
Оценка 4.6

ПРОГРАММА профилактики суицида

Оценка 4.6
Документация
doc
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
06.04.2018
ПРОГРАММА профилактики суицида
Программа профилактики суицидального поведения подростков "Перекресток" Пояснительная записка Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношение к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийства среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.п.
ПРОГРАММА профил суицида.doc
Программа по профилактике суицида Утверждаю  Директор школы № 44 _______ Л.А. Чалая   Программа профилактики суицидального поведения подростков "Перекресток" Пояснительная записка Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного  образа мира, т.е., представлений и отношение к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и  фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число  суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень  самоубийства среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в  мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев  и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных  дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из­за конфликтов и  неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со  стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде  случаев подростки решались на самоубийство из­за безразличия родителей, педагогов на их  проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на  такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства  собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.п. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются  заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни –  фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и  внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную  жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая  помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать  трагедий. Основные цели и задачи программы Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по  предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в  общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ  от 29 мая 2003 г. № 03­51­102ин/22­03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и  подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. –  СПб.: КАРО, 2006. Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как  процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых  равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:  1.  Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и  родителями. 2.  Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной  первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния. 3.  Изучение особенностей психолого­педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом  состоянии, общении, развитии и обучении. 4.  Создание системы психолого­педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в  воспитательно­образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации. 5.  Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания  помощи и защиты законных прав и интересов ребенка. 6.  Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского  милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. 7.  Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной  личности, но и других людей. Основные направления деятельности 1.    Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими  ближайшие перспективы её преодоления. 2.    Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке. 3.    Работа с неблагополучными семьями.  Содержание основных понятий Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся  летальным исходом по различным обстоятельствам. Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него  со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и  культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение  каждым человеком такого влияния в процессе социального становления. Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает  влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и  самореализации. Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему  более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам  девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально  установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам). Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является  покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально –  психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата. Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к  самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации. Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное  уничтожение. Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.  Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть,  сосуществовать и взаимодействовать с ними. Принципы реализации программы Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.  1.    Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.  2.    Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как  средство развития личности каждого ребенка. 3.    Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.  4.    Принцип эмоционально­ценностных ориентаций учебно­воспитательного процесса.  Ожидаемый результат Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую  защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных  попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско­ родительской среде. Достоинства настоящей программы  ∙  В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования  навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;  ∙  В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю­предметнику  строить учебно­воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных  особенностей учащихся; ∙  В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и  совершенствования и оптимизации учебно­воспитательного процесса. Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной  деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на  активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное  функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.          1. Организация работы с детьми, подростками и молодежью  Система программных мероприятий №  п/п Содержание работы Сроки Ответственный           Выявление  несовершеннолетних и их семей,  оказавшихся в сложной жизненной ситуации  Постоянно  Зам.директора по  ВР Составление базы данных по социально  неблагополучным детям и под­ росткам  Ежегодно  сентябрь  Зам.директора по  ВР Проведение индивидуальных профилактических  мероприятий с детьми  социального риска  В течение  года  Совет  профилактики Организация оздоровления и отдыха  во внеурочное время детей из неблагополучных и  малообеспеченных  семей  Канику­  лярное  время  Зам.директора по  ВР Организация волонтерского движения по оказанию помощи детям, склонным к суицидальным действиям  В течение  года  Куратор по  профилактике  асоциальных Организация работы по профилактике  злоупотребления ПАВ В течение  года  Включать в ежегодные планы учебно­ воспитательной работы ОУ проведение  психологических классных часов, с учетом возрастных особенностей  детей, согласно следующим тематикам:  ­ в поисках хорошего настроения;  ­ профилактика курения;  ­ как научиться жить без драки;  ­ учимся снимать усталость;  ­ толерантность;  ­ как преодолевать тревогу;  ­ способы разрешения конфликтных  ситуаций с родителями;  ­ стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом;  ­ грани моего "Я";  ­ я + он + они = мы;  ­ способы саморегуляции эмоционального состояния  "Как сказать Нет!";  ­ Не сломай свою судьбу! (подросток и наркомания) и др.  Включать в ежегодные планы учебно­ воспитательной работы ОУ проведение правовых  классных часов с учетом возрастных особенностей  детей, согласно следующим тематикам:  ­ что ты должен знать об УК РФ;  ­ уголовная ответственность несовершеннолетних;  ­ знаешь ли ты свои права и обязанности   Обеспечение психолого­педагогической поддержки  обучающихся к выпускным экзаменам (тренинги)  явлений Куратор по  профилактике  асоциальных  явлений Классные  руководители Ежегодно,  согласно  планам  Ежегодно,  согласно  планам  Классные  руководители Ежегодно  март ­  апрель  Психолог ШПМССЦ  «Ресурс»,  зам.директора по  УР Организовать психологические тренинги для  подростков и старшеклассников согласно следующим тематикам:  ­ тренинг уверенности;  ­ тренинг "Манипуляция: игры, в  которые играют все" и др.    Психолог ШПМССЦ  «Ресурс» Широкое привлечение дискуссионных  форм и методов работы с подростками и молодежью  Постоянно  Зам.директора по  ВР Организовать проведение цикла занятий для  подростков "Я сам строю  Периоди­  чески  Психолог ШПМССЦ свою жизнь"      Организация работы по оказанию своевременной  консультативной психоло­ го­педагогической помощи в разрешении  конфликтных ситуаций  Постоянно  Охват асоциальных детей кружковой работой,  занятиями в спортивных секциях, общественно­ полезной нагрузкой. В течение  года «Ресурс» Психолог ШПМССЦ  «Ресурс»,  зам.директора по  ВР Классные  руководители,  педагог­ организатор    2. Организация работы с педагогическим коллективом         Организация работы семинаров для  различных категорий педагогов согласно  следующим тематикам:  ­ суицид и меры профилактики;  ­ причины и формы проявления невротических  расстройств у современных старшеклассников;  ­ типология возрастных психолого­ педагогических особенностей учащихся;  ­ психологический климат в организованных  молодежных группах (классах и др.);  ­ профилактика конфликтных ситуаций в  подростковой и молодежной среде;  ­ методика разрешения педагогических  конфликтов  Проведение проверок директором по  исполнению норм законодательства РФ в части исполнения п. 6 ст. 15 Закона РФ "Об  образовании" о недопущении применения  методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам  Ориентировать воспитательную работу на  формирование у молодых людей способности к  адекватной самооценке и критической оценке  действительности  Постоянно, согласно  плана работы ОУ  Зам.директора по  ВР В течение года Директор  В течение года Зам.директора по  ВР   3. Организация работы с родительской общественностью     1.  Организация педагогических лекториев  согласно следующим тематикам:  ­ возрастные психолого­педагогические  особенности (младший школьник, подросток,  старший школьник); Постоянно, согласно  плана работы ОУ  Психолог  ШПМССЦ  «Ресурс»,  зам.директора по ВР ­ наши ошибки в воспитании детей;  ­ шаги общения;  ­ психологические особенности периода  адаптации детей и подростков, формы  родительской помощи и поддержки;  ­ тревожность и ее влияние на развитие  личности;  ­ трудный возраст и советы родителям;  ­ суицид и меры профилактики;  ­ особенности детско­родительских  отношений как фактор психологического  дискомфорта;  ­ чем и как увлекаются подростки;  ­ куда и почему уходят дети: профилактика  безнадзорности и бродяжничества;  ­ уголовная ответственность  несовершеннолетних;  ­ как помочь ребенку справиться с  эмоциями  2.  3.  10.  11.  Организация психологического тестирования  отдельных категорий родителей на предмет  выявления нарушений во взаимоотношениях  подростка с родителями и их причин  По запросу Психолог  ШПМССЦ  «Ресурс» Организовать работу совместных совещаний­ семинаров работников правоохранительных  органов, врачей­ наркологов, педагогического  коллектива и родителей  по вопросам  эффективной воспитательно­ профилактической работы и пропаганды  здорового образа жизни среди детей,  подростков и молодежи  Организовать в библиотеке тематические  стенды, книжные выставки, передвижки по  профилактике заболеваний и формированию  здорового образа жизни  В течение года  Психолог  ШПМССЦ  «Ресурс»,  директор.  зам.директора по ВР Периодически  Школьный  библиотекарь Организовать серию позитивных публикаций в  школьной газете «Школьный меридиан»  Ежемесячно  Руководитель  школьной газеты Литература 1.    Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1 2.    Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог,  2006, №10. 3.    Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5. 4.    Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный  психолог, 2007, №4 (16). 5.    Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11  классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный  психолог, 2001, №27. 6.    Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления  невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2 7.    Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего  звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15. 8.    Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19. 9.    Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани  моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15 10.    Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с. 11.    Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18. 12.    Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и  В.А.Тихоненко. М., 1980. 13.    Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. –  176 с. 14.    Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41,     Составитель  М.Н.Мурзина, зам.директора по ВР

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида

ПРОГРАММА профилактики суицида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2018