ПРОГРАММА профилактики суицида

  • Документация
  • doc
  • 06.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа профилактики суицидального поведения подростков "Перекресток" Пояснительная записка Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношение к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийства среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.п.
Иконка файла материала ПРОГРАММА профил суицида.doc
Программа по профилактике суицида Утверждаю  Директор школы № 44 _______ Л.А. Чалая   Программа профилактики суицидального поведения подростков "Перекресток" Пояснительная записка Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного  образа мира, т.е., представлений и отношение к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и  фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число  суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень  самоубийства среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в  мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев  и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных  дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из­за конфликтов и  неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со  стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде  случаев подростки решались на самоубийство из­за безразличия родителей, педагогов на их  проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на  такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства  собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.п. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются  заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни –  фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и  внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную  жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая  помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать  трагедий. Основные цели и задачи программы Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по  предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в  общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ  от 29 мая 2003 г. № 03­51­102ин/22­03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и  подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. –  СПб.: КАРО, 2006. Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как  процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых  равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:  1.  Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и  родителями. 2.  Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной  первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния. 3.  Изучение особенностей психолого­педагогического статуса каждого учащегося с цельюсвоевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом  состоянии, общении, развитии и обучении. 4.  Создание системы психолого­педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в  воспитательно­образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации. 5.  Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания  помощи и защиты законных прав и интересов ребенка. 6.  Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского  милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. 7.  Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной  личности, но и других людей. Основные направления деятельности 1.    Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими  ближайшие перспективы её преодоления. 2.    Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке. 3.    Работа с неблагополучными семьями.  Содержание основных понятий Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся  летальным исходом по различным обстоятельствам. Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него  со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и  культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение  каждым человеком такого влияния в процессе социального становления. Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает  влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и  самореализации. Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему  более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам  девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально  установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам). Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является  покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально –  психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата. Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к  самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации. Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное  уничтожение. Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.  Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть,  сосуществовать и взаимодействовать с ними. Принципы реализации программы Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.  1.    Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.  2.    Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как  средство развития личности каждого ребенка.3.    Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.  4.    Принцип эмоционально­ценностных ориентаций учебно­воспитательного процесса.  Ожидаемый результат Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую  защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных  попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско­ родительской среде. Достоинства настоящей программы  ∙  В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования  навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;  ∙  В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю­предметнику  строить учебно­воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных  особенностей учащихся; ∙  В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и  совершенствования и оптимизации учебно­воспитательного процесса. Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной  деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на  активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное  функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.          1. Организация работы с детьми, подростками и молодежью  Система программных мероприятий №  п/п Содержание работы Сроки Ответственный           Выявление  несовершеннолетних и их семей,  оказавшихся в сложной жизненной ситуации  Постоянно  Зам.директора по  ВР Составление базы данных по социально  неблагополучным детям и под­ росткам  Ежегодно  сентябрь  Зам.директора по  ВР Проведение индивидуальных профилактических  мероприятий с детьми  социального риска  В течение  года  Совет  профилактики Организация оздоровления и отдыха  во внеурочное время детей из неблагополучных и  малообеспеченных  семей  Канику­  лярное  время  Зам.директора по  ВР Организация волонтерского движения по оказанию помощи детям, склонным к суицидальным действиям  В течение  года  Куратор по  профилактике  асоциальныхОрганизация работы по профилактике  злоупотребления ПАВ В течение  года  Включать в ежегодные планы учебно­ воспитательной работы ОУ проведение  психологических классных часов, с учетом возрастных особенностей  детей, согласно следующим тематикам:  ­ в поисках хорошего настроения;  ­ профилактика курения;  ­ как научиться жить без драки;  ­ учимся снимать усталость;  ­ толерантность;  ­ как преодолевать тревогу;  ­ способы разрешения конфликтных  ситуаций с родителями;  ­ стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом;  ­ грани моего "Я";  ­ я + он + они = мы;  ­ способы саморегуляции эмоционального состояния  "Как сказать Нет!";  ­ Не сломай свою судьбу! (подросток и наркомания) и др.  Включать в ежегодные планы учебно­ воспитательной работы ОУ проведение правовых  классных часов с учетом возрастных особенностей  детей, согласно следующим тематикам:  ­ что ты должен знать об УК РФ;  ­ уголовная ответственность несовершеннолетних;  ­ знаешь ли ты свои права и обязанности   Обеспечение психолого­педагогической поддержки  обучающихся к выпускным экзаменам (тренинги)  явлений Куратор по  профилактике  асоциальных  явлений Классные  руководители Ежегодно,  согласно  планам  Ежегодно,  согласно  планам  Классные  руководители Ежегодно  март ­  апрель  Психолог ШПМССЦ  «Ресурс»,  зам.директора по  УР Организовать психологические тренинги для  подростков и старшеклассников согласно следующим тематикам:  ­ тренинг уверенности;  ­ тренинг "Манипуляция: игры, в  которые играют все" и др.    Психолог ШПМССЦ  «Ресурс» Широкое привлечение дискуссионных  форм и методов работы с подростками и молодежью  Постоянно  Зам.директора по  ВР Организовать проведение цикла занятий для  подростков "Я сам строю  Периоди­  чески  Психолог ШПМССЦсвою жизнь"      Организация работы по оказанию своевременной  консультативной психоло­ го­педагогической помощи в разрешении  конфликтных ситуаций  Постоянно  Охват асоциальных детей кружковой работой,  занятиями в спортивных секциях, общественно­ полезной нагрузкой. В течение  года «Ресурс» Психолог ШПМССЦ  «Ресурс»,  зам.директора по  ВР Классные  руководители,  педагог­ организатор    2. Организация работы с педагогическим коллективом         Организация работы семинаров для  различных категорий педагогов согласно  следующим тематикам:  ­ суицид и меры профилактики;  ­ причины и формы проявления невротических  расстройств у современных старшеклассников;  ­ типология возрастных психолого­ педагогических особенностей учащихся;  ­ психологический климат в организованных  молодежных группах (классах и др.);  ­ профилактика конфликтных ситуаций в  подростковой и молодежной среде;  ­ методика разрешения педагогических  конфликтов  Проведение проверок директором по  исполнению норм законодательства РФ в части исполнения п. 6 ст. 15 Закона РФ "Об  образовании" о недопущении применения  методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам  Ориентировать воспитательную работу на  формирование у молодых людей способности к  адекватной самооценке и критической оценке  действительности  Постоянно, согласно  плана работы ОУ  Зам.директора по  ВР В течение года Директор  В течение года Зам.директора по  ВР   3. Организация работы с родительской общественностью     1.  Организация педагогических лекториев  согласно следующим тематикам:  ­ возрастные психолого­педагогические  особенности (младший школьник, подросток,  старший школьник); Постоянно, согласно  плана работы ОУ  Психолог  ШПМССЦ  «Ресурс»,  зам.директора по ВР­ наши ошибки в воспитании детей;  ­ шаги общения;  ­ психологические особенности периода  адаптации детей и подростков, формы  родительской помощи и поддержки;  ­ тревожность и ее влияние на развитие  личности;  ­ трудный возраст и советы родителям;  ­ суицид и меры профилактики;  ­ особенности детско­родительских  отношений как фактор психологического  дискомфорта;  ­ чем и как увлекаются подростки;  ­ куда и почему уходят дети: профилактика  безнадзорности и бродяжничества;  ­ уголовная ответственность  несовершеннолетних;  ­ как помочь ребенку справиться с  эмоциями  2.  3.  10.  11.  Организация психологического тестирования  отдельных категорий родителей на предмет  выявления нарушений во взаимоотношениях  подростка с родителями и их причин  По запросу Психолог  ШПМССЦ  «Ресурс» Организовать работу совместных совещаний­ семинаров работников правоохранительных  органов, врачей­ наркологов, педагогического  коллектива и родителей  по вопросам  эффективной воспитательно­ профилактической работы и пропаганды  здорового образа жизни среди детей,  подростков и молодежи  Организовать в библиотеке тематические  стенды, книжные выставки, передвижки по  профилактике заболеваний и формированию  здорового образа жизни  В течение года  Психолог  ШПМССЦ  «Ресурс»,  директор.  зам.директора по ВР Периодически  Школьный  библиотекарь Организовать серию позитивных публикаций в  школьной газете «Школьный меридиан»  Ежемесячно  Руководитель  школьной газеты Литература 1.    Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1 2.    Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог,  2006, №10. 3.    Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5. 4.    Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный  психолог, 2007, №4 (16). 5.    Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11  классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный  психолог, 2001, №27.6.    Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления  невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2 7.    Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего  звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15. 8.    Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19. 9.    Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани  моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15 10.    Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с. 11.    Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18. 12.    Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и  В.А.Тихоненко. М., 1980. 13.    Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. –  176 с. 14.    Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41,     Составитель  М.Н.Мурзина, зам.директора по ВР