Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Понимание».
Оценка 4.9
Документация
docx
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
20.02.2019
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Цель настоящей программы - формирование у школьников позитивной адаптации к жизни как процессу сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
программа по суициду.docx
Программа профилактики суицидального поведения
детей и подростков
«Понимание».
Пояснительная записка
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ
МЕТОДАМИ.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно
искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношении к себе
и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень
распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН, за последние годы значительно
увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди
молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в
настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство
подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных
случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств
несовершеннолетними совершается изза конфликтов и неблагополучия:
боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со
стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия
окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из
за безразличия жестокости родителей, педагогов. Решаются на такой шаг, как
правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и
чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также
причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания как родителей, так и
самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека,
внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными,
ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются
следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное,
негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими
близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения:
попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными,
неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие,
оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать
трагедий. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и
коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди
учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Цель настоящей программы формирование у школьников позитивной
адаптации к жизни как процессу сознательного построения и достижения
человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой,
другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения
следующих задач:
изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных
наук (философии,
социологии,
педагогики) и использование информации в работе с педагогами и
родителями;
физиологии,
психологии,
выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и
защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение
безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
изучение особенностей психологопедагогического статуса
каждого учащегося с целью своевременной профилактики и
эффективного решения проблем, возникающих в психическом
состоянии, общении, развитии и обучении;
создание системы психологопедагогической поддержки
учащихся разных возрастных групп в воспитательно
образовательном процессе школы и в период трудной жизненной
ситуации;
привлечение различных государственных органов и общественных
объединений для оказания помощи и защите законных прав и
интересов ребенка;
привитие существующих в обществе социальных норм поведения,
формирование детского милосердия, развитие ценностных
отношений в социуме;
формирование позитивного образа Я,
уникальности и
неповторимости не только собственной личности, но и других
людей.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Просвещение и профилактика
Учащиеся
Содержание работы
1
Выявление и реабилитация
несовершеннолетних и их семей,
п/
п
1
Сроки
Ответственный
ежегодно
соц. педагог оказавшихся в сложной жизненной
ситуации
2 Составление базы данных по социально
ежегодно
соц. педагог
неблагополучным семьям
3 Проведение индивидуальных
профилактических мероприятий с
семьями социального риска
5 Организация работы по профилактике
профессионального выгорания
6 Организация волонтерского движения
по оказанию помощи детям, склонным к
суицидальным действиям
7 Психологические классные часы:
В поисках хорошего настроения (1 кл)
Профилактика курения (2 кл)
Как научиться жить без драки (3 кл, ШП
№10 2006)
Учимся снимать усталость (4 кл)
Толерантность (ФПИ 2007) (5 классы)
Как преодолевать тревогу (6 клас)
Способы решения конфликтов с
родителями (7 кл.)
Стресс в жизни человека. Способы
борьбы со стрессом (8 кл.)
Грани моего Я (9 кл, ШП №15 2006)
Я + он + они = мы (10 кл, ШП №18
2006)
Способы саморегуляции эмоционального
состояния (11 кл., ШП №2 – 2006, №4 –
2005)
«Как сказать Нет!» (ФПИ 2007) (8 кл.)
Не сломай свою судьбу! Подросток и
наркомания. (ФПИ 2007)
Мозговой штурм «Надо ли изменить свое
поведение»
Литературная конференция «Долг чести»
Конкурс проектов «Мои потомки»
Сочинение 9 класс «Мои планы»
Сентябрь – май
(20122016)
соц. педагог
по запросу
администрации
ежегодно
педагог
психолог
соц. педагог
Сентябрьмай
октябрь
ноябрь
ноябрь
январь
сентябрь
февраль
декабрь
октябрь
февраль
январь
март
февраль
апрель
апрель
март
январь
март
20122016г.
психолог,
кл.рук.
волонтёры
волонтёры
психолог
соц. педагог
соц. педагог
соц. педагог
педагог
психолог
педагог
психолог
педагог
психолог
соц. педагог
кл.
руководитель
кл.
руководитель
соц. педагог
учителя
русского языка
и литературы
учителя 8
Правовые классные часы:
Что ты должен знать об УК РК (6 – 8 кл.)
Уголовная ответственность
несовершеннолетних (8 – 11 кл.)
Знаешь ли ты свои права и обязанности (5
– 9 классы)
9 Психологопедагогическая поддержка
обучающихся к выпускным экзаменам
(тренинг 9 кл, 11 классы)
1 Игра для учащихся 5–х классов
«Колючка» (интеграция «отверженных»,
ШП №11 2006)
Сентябрь
октябрь
ноябрь
март апрель
октябрь
1 Игра «В чём смысл жизни?» (10кл, ШП
февраль
№5 2005 )
1 Групповое занятия по формированию
январь
истории
учителя
русского языка
и литературы
инспектор по
делам
несоверш
летних
соц. педагог
педагог
психолог
педагог
психолог
кл.
руководитель
кл.
руководитель
социальных навыков и навыков здорового
образа жизни «Я и мой выбор»
910 классы
1 Психокоррекционная группа с
неадаптивными детьми (5 кл.)
1 Диспут для подростков «Успех в жизни»
Организация работы группы для
подростков «Поверь в себя»
Педагоги
1 Деловая игра «Педагогические приёмы
создания ситуации успеха» (ШП №15
2006)
2 Семинар «Что такое суицид и как с ним
бороться»
3 Семинар кл. руководителей «Некоторые
причины и формы проявления
невротических расстройств у
современных старшеклассников» (ШП
№2 2005)
Ежегодно (по
мере
укомплектования
группы)
декабрь
январь
педагог
психолог
соц. педагог
педагог
психолог
Октябрь
2012г.
Зам.директора
по УВР
Март
2013г.
педагог
психолог
Декабрь
2013г
Зам.директора
по УВР 4 Семинар «Типология возрастных
психологопедагогических особенностей
учащихся»
5 Семинар классных руководителей
«Психологический климат в классе» (ШП
№10, 12, 16, 19 2001)
6 Семинар классных руководителей
«Профилактика конфликтных ситуаций и
работа с ними» (ШП №4042 2004)
7 Семинарпрактикум «Методы разрешения
педагогических конфликтов
Январь
2014г.
октябрь
2014г.
Январь
2015г.
педагог
психолог
Зам.директора
по УВР
Зам.директора
по УВР
Октябрь
2015
педагог
психолог
Родители
1 Родительский лекторий:
ежегодно
Возрастные психологопедагогические
особенности (младший школьник,
подросток, старший школьник)
«Наши ошибки в воспитании детей»
«Шаги общения»
«Психологические особенности периода
адаптации, формы родительской помощи
и поддержки»
«Тревожность и её влияние на развитие
личности»
«Трудный возраст или советы родителям
(ШП №1718 1998)»
«Что такое суицид и как с ним бороться
«
Особенности детскородительских
отношений как фактор психологического
дискомфорта
Чем и как увлекаются подростки (ШП
№1 2005)
Куда уходят дети: профилактика
безнадзорности и бродяжничества
Уголовная
несовершеннолетних
Как помочь ребенку справиться с
эмоциями (ФПИ)
Диагностика
Учащиеся
ответственность
ноябрь 14класс
ноябрь 58 класс
январь 1,5,10
классы
апрель 59 классы
79 классы
апрель 711
классы
март 2014г. (79
классы)
ноябрь 2014г.(5
8 классы )
январь 2015г. (9
11 классы)
кл.
руководитель
педагог
психолог
Зам.директора
по УВР
педагог
психолог
педагог
психолог
педагог
психолог
соц. педагог
соц. педагог
Зам.директора
по УВР
соц. педагог
соц. педагог
соц. педагог
соц. педагог
педагог
психолог
1 Исследование социального статуса
ежегодно
кл. 2 Исследование уровня адаптации
3 Исследование уровня тревожности
по плану
по плану
4 Шкала социально психологической
по запросу
адаптации (СПА) 9 кл
5 Опросник Басса – Дарки (агрессия,
чувство вины)
6 Оценка способов реагирования на
конфликтные ситуации
7 Склонность к отклоняющемуся
поведению
Родители
1 Опросник для родителей – диагностика
нарушений во взаимоотношениях
подростка с родителями и их причин
2 Опросник родительского отношения
(А.Варга, В.Столин)
Коррекция
1 Занятие «Ты и я – такие разные» для
подростков 56 класс (ШП №11 2002)
2 Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс
(ШП №46 2001)
3 Занятие по повышению самооценки
«Нарисуй подарок самому себе»
(7 кл., ШП №10 2005)
Тренинг уверенности (для
старшеклассников, ШП № 2, 3, 4 – 2005,
№15 2006)
риска
по запросу
по запросу
дети группы
по запросу
по запросу
по запросу
классных
руководителей
по запросу
классных
руководителей
по запросу
классных
руководителей
по запросу
классных
руководителей
руководитель
педагог
психолог
педагог
психолог
педагог
психолог
педагог
психолог
педагог
психолог
соц. педагог
педагог
психолог
педагог
психолог
педагог
психолог
соц.педагог
соц.педагог
педагог
психолог
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Понимание».
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Понимание».
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Понимание».
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Понимание».
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Понимание».
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Понимание».
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Понимание».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.