Программа "Путешествуем по миру" направлена на формирование гражданско - патриотического воспитания школьника, на воспитание патриота своей Родины. Программа актуальна, так как в настоящее время стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. программа подразумевает использование различных методов и приёмов. Знакомит с культурой, укладом жизни разных стран.
Гражданскопатриотическое направление
Программа «Путешествуем по миру»
Пояснительная записка
Гражданскопатриотическое воспитание в современных условиях – это
целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего
поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического
общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными
делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за
свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие
своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско
патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности,
обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа гражданскопатриотического воспитания «Путешествуем по миру»
определяет содержание, основные пути развития гражданскопатриотического
воспитания в нашей школе и направлена на воспитание патриотизма и
формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм,
методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданскопатриотического воспитания имеет большое значение
для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
В последние годы в России произошли экономические и политические
изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения
и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более
заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского
патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель
социального развития направлена на построение правового государства и
гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с
государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как
самостоятельную личность в различных областях жизни. В то же время возросла
ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях
патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только
социальный, но и духовнонравственный, идеологический, культурноисторический,
военнопатриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во
многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического
воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства
необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического
типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и
деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы,
собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В
формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитуюнравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести
современная школа.
Цель программы : создание условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы
патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и
патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к
Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
:
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи
формировать эффективную работу по
патриотическому воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности
Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому
прошлому России, к традициям родного края;
развивать системы патриотического воспитания через интеграцию урочной и
внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с
обучения на воспитание в процессе образования.
Содержание деятельности
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в
перспективе достижения общенационального воспитательного идеала
осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; правовое
государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей;
закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.
1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство;
любовь; почитание родителей; забота о старших и младших
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества,
религиозной картине мира.
2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в
достижении целей; бережливость.
3. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и
школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
4. Воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде
(экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие;
художественное творчество.
Разработка эффективной системы мероприятий, направленных на гражданское
воспитание и бережное отношение к памятникам культуры и искусства народного
творчества.
«Растим патриота и гражданина»
Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной
жизненной позиции, привитие чувства долга по защите Отечества, уважения к
памяти его защитников.
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей
Родины, гражданина, патриота своего Отечества.
«Мой край родной»
Воспитание у обучающихся любви к Родине, родному краю как к своей малой
Родине, бережного отношения к природе, окружающему миру.
Знакомство учащихся с "малой" родиной, ее историческим прошлым, культурой,
национальными традициями; воспитывать бережное отношение к природе родного
края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое родного края.
Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании
окружающей действительности.
Бережное отношение к памятникам культуры и искусства родного края.
Знакомство с интересными местами нашего госудасрства.
История и культура разных стран и народов.
Знакомство с великими мировыми достижениями искусства и культуры разных
народов, с древними цивилизациями. Воспитание чувства уважения к достояниям
Всемирного наследия.
Формирование гражданского отношения к природе.
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части
планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, но и за
всю Планету.
Мир сегодня это гуманизация всех специальных,
межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в
решении глобальных проблем рассматривается как выход из кризисной ситуации,
связанной с экологическими и социальными проблемами.
Задачи.
Воспитание понимания взаимосвязей человека, общества и природы, их
целостности и единства объективного мира.
Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании
окружающей действительности.
Формирование эстетического отношения к окружающей среде и труду как
источнику радости и творчества людей.
Основополагающие принципы воспитательной деятельности
Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная
педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к
выполнению своего гражданского долга.
Программа реализуется в условиях:
социальной активности;
индивидуализации;
мотивированности;
взаимодействия личности и коллектива;
развивающего воспитания;
единства образовательной и воспитательной среды.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также
Формы реализации программы
используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Просмотр видеоматериала
Викторины
Практические занятия:
Работа с контурными картами
Работа с физической, политической картами, атласами.
Со составление презентаций
Показательные выступления
Проектная деятельность
Оценка эффективности реализации программы
Качественные параметры:
1. Сформированность у учащихся гражданских навыков:
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;
Количественные параметры:- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к
учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданскопатриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты
В результате реализации Программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,
способность руководствоваться ими в практической деятельности;
умение работать с контурными и географическими картами;
умение составлять презентации и их представлять;
проводить исследовательскую деятельность.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная
гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности
гражданина
России.
Формы подведения итогов реализации программы
1. Анкетирование учащихся и родителей.
2. Сочинение – рассуждение и его представление.
3. Викторина.
№
1
2
3
4
5
6
Календарнотематическое планирование.
Тема занятия
Источник
материала
Кво
часов
Дата
проведения
Россия. На краях земли
Практическая работа. Работа с
контурными картами.
Россия. Арктика
Россия. Антарктида
Растительный и животный мир Арктики.
Заповедник «Остров Врангеля»
Практическая работа. Составление
презентации
Видеофильм. ВВС
Видеофильм. ВВС
1
1
1
1
1
17
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Современная жизнь в районах Крайнего
севера.
Австралия. Сокровища цивилизации.
Растительный и животный мир
Австралии
Практическая работа. Работа с
контурными картами
Япония. Великие цивилизации
Практическая работа. Работа с
контурными картами
Китай – самая древняя цивилизация
Земли
Практическая работа. Работа с
контурными картами
Индия. Историкокультурные
памятники
Практическая работа. Работа с
контурными картами
Страны Малой Азии. Узбекистан.
Колыбель цивилизации.
Колыбель цивилизации Древних Персов.
Персеполь – 47 чудо света
Практическая работа. Работа с
контурными картами
Дикая Африка – сердце мира, царство
воздуха и света.
21 Животный и растительный мир Африки
22
Практическая работа. Работа с
контурными картами
Жизнь океана
23,
24
25
26
27
28,
29
30
31
32
33
34
Практическая работа. Сбор
информации о морских обитателях
Практическая работа. Составление
презентации
Страна вулканов
Исследовательский проект «Вулкан»
Практическая работа. Защита проекта
История Крыма
Украина
Викторина «Узнай страну»
Сочинение – рассуждение «В какой
стране я хотел бы жить»
Видеофильм. ВВС
Видеофильм. ВВС
Видеофильм. ВВС
Видеофильм. ВВС
Видеофильм. ВВС
Видеофильм. ВВС
Видеофильм. ВВС
Видеофильм. ВВС
М.Ю.Шатилова
«Проектирование
в начальной
школе», с.109
Сценарий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1