Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе
Оценка 4.8

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
география
7 кл
10.03.2018
Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе
Данная программа разработана для учителя географии 7 класса, работающего с одаренными детьми. Программа работы с одаренными детьми имеет задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности. Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу. Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС.doc
Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе. Пояснительная записка.          Настоящий вариант программы по географии материков разработан в соответствии с концепцией  общего среднего образования и направлен на работу с одаренными детьми. Обучение     одаренных   детей   по   данной   программе   идет   синхронно   с   основной   массой учащихся на уроке.  Главная   задача   курса   –   дать   учащимся   углубленные   знания   по   географии   материков: отразить   целостность   и   дифференциацию   природы   Земли,   населения   и   хозяйственной деятельности человека на материках и океанах.         Программа работы с одаренными учащимися включает в себя те же разделы, что и основная программа. 1 раздел. Главные особенности природы Земли. 2 раздел. География материков и отдельных стран. 3 раздел. Географическая оболочка.        Каждый раздел включает вопросы по 9 видам заданий. Задания на проведение сравнения. На проведение анализа с последующими выводами. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. Задания   по   выявлению   закономерностей   размещения   географических   объектов   и 1. 2. 3. 4. явлений. 5. 6. 7. 8. 9. Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. Задания на группировку объектов. Задания на узнавание объектов и явлений. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. Задания на прогнозирование географических ситуаций.                         Используя данную программу на уроках, возрастает активность учащихся, создается обстановка постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску.                       Эта  группа учащихся  имеет  дополнительные  задания  по изучаемым   темам. Некоторые темы изучают опережающим методом, делают основные научные сообщения для всего класса.                      Технология перспективно – опережающего обучения – одна из развивающих, её можно   применять   в   средней   и   старшей   школе.   Уровень   знаний   повышает   критерии стандарта и программы, позволяет учителю учитывать особенности учащихся, а учащимся возможность заниматься на более высоком уровне сложности. заданий   повышенной Система   трудности. 1. На проведение сравнения. Раздел І. Главные особенности природы Земли. Сравните   материковую   кору   с   океанической.   Чем   они отличаются, в чем сходство? Объясните с точки зрения происхождения   земной  коры  и  движения   литосферных плит. На   проведение   анализа   с 2. последующими выводами. Пользуясь   картой   «строение   земной   коры»   покажите материк,   где   нет   областей   новой   складчатости,   нет землетрясений и вулканов? Чем это объясняется? 3.   Задания   на   поиск   и   раскрытие причинно – следственных связей. Что   такое   омоложение   гор?   Известно,   что   на   месте древних  платформ  были   в прошлом  высокие  горы.  На платформах   отсутствуют   действующие   вулканы   и землетрясения, горные породы, слагающие  платформы, не   сминаются   в   складки.   Создается   впечатление,   что цикл   развития   рельефа   как   бы   заканчивается.   Но известно также, что в Африке на платформах имеются действующие вулканы, происходят землетрясения. О чем свидетельствует этот факт? 4. Задания по выявлению размещения географических объектов и явлений.   Группировка   связей   по   их 5. генезису. А) В пустынях мало рек. Почему? Б)   Что   является   причиной   размещения   крупнейших равнин на Земном шаре? Где   на   земной   поверхности   господствуют   факторы, создающие   такие   ПТК,   как   тропические   пустыни   и полупустыни. 7.   Задания   на   моделирование географических ситуаций и явлений. 6. Задания на группировку объектов. А) Разделите  предложенные  объекты на группы, дайте название каждой группе: Лавразия, платформа, равнина, Северная   Америка,   Гондвана,   Австралия,   Африка, вулканы, сейсмические пояса, горы, выветривание. А)   Где   по   –   вашему   мнению,   в   далеком   будущем   на Земле   могут   образоваться   новые   океаны,   новые материки? А) Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста? Б)   Представьте,   что   Средиземное   море,   отделившее Евразию   от   Африки,   образовалось   в   районе   экватора. Как   бы   это   повлияло   на   климат   и   рельеф   вновь образовавшихся материков? 8.Задания   на   прогнозирование географических объектов.                                              АФРИКА. 1. Задания на проведение сравнений. 2.  Задания   на  проведение  анализа   с последующими выводами. 3.   Задания   на   поиск   и   раскрытие причинно – следственных связей. Почему у пигмеев – жителей влажных экваториальных лесов, кожа боле светлая, чем у бушменов или кафров – жителей   саванн.   Сравните   внешние   особенности   этих народов. А) Соленость озер зависит от их стока. Почему озеро Чад является бессточным, но имеет пресную воду?  Б)   Для   Африки   характерно   опустынивание,   т.е. увеличение площади пустынь. С какими причинами это связано? Возможно ли предотвращение этого явления? 1. Определите, какой климат в области, если там реки имеют следующие особенности: а)   не   замерзают,   полноводны   зимой,   летом   сильно мелеют; б) не замерзают, разливаются; в) круглый год полноводны и не замерзают; г) не имеют стока в океан, летом иногда пересыхают. 2.   Составьте   причинно   –   следственную   цепочку   из следующих утверждений: а) Африку почти посередине пересекает экватор; б) в Африке очень большая площадь пустынь; на   севере   Африки   выпадает   очень   малое   количество осадков; в) озеро Чад пересыхает.  а) Какие основные особенности циркуляции атмосферы нашли   свое   отражение   в   образовании   и   расположении климатических областей Африки? б)   Пустыня   –   закономерность   или   аномалия   на   лице Земли? а) Почвообразование в природной зоне протекает очень интенсивно   весь   год,   и   образуются   красно   –   желтые ферраллитные   почвы.   Показать   особенности   рек   и растительности этой зоны. б)   Где   на   земной   поверхности   господствуют   факторы, создающие   такие   ПТК,   как   тропические   пустыни   и полупустыни. Разделите   предложенные   объекты   Африки   на   группы, дайте название каждой группе. Восточно   –   Африканское   плоскогорье,   Ливийская пустыня.   Пустыня   Намиб,   Эфиопское   нагорье,   Нигер, Атлас, Капские горы, п ­ ов Сомали, Нил, Сахара, оз. Танганьика, Гвинейский залив. а)Покажите примерно на схеме как расположились  бы климатические   пояса   в   Африке,   если   бы   она пересекалась   экватором   в   северной   части,   в   южной части? б) Где был бы самый влажный климат, где сухой? в) Где были бы пустыни, какова была бы их площадь? г)   Где   вдоль   берегов   Африки   проходили   бы   теплые течения, а где холодные? Река течет на протяжении 6671 км почти строго с юга на север, имеет много притоков в верхнем течении, дельта этой реки была местом древнейшей цивилизации. а)   Предположите,   какие   экологические   последствия могут   произойти,   если   в   саванне   количество   осадков уменьшится в 4 раза. б)   Что   было   бы,   если   бы   горы   Атлас   протянулись широкой полосой с запада на восток?  АВСТРАЛИЯ. а) Назовите черты сходства и различий в ГП Австралии и Африки.   Задания   по   выявлению 4. закономерностей размещения географических объектов и явлений.   5.   Группировка   связей   по   их генезису.   Установление   прямых   и обратных связей. 6. Задания на группировку объектов. 7.   Задания   на   моделирование географических ситуаций и явлений. 8.   Задания   на   узнавание   объектов, явлений по признакам. 9.Задания   на   прогнозирование географических ситуаций. заданий   повышенной Система   трудности. 1.Задания на проведение сравнений. На   проведение   анализа   с 2. последующими выводами. 3.   Задания   на   поиск   и   раскрытие причинно – следственных связей.     Задания   по   выявлению 4. закономерностей размещения географических объектов и явлений. 5.   Группировка   связей   по   их генезису.   Установление   прямых   и обратных связей. 6. Задания на группировку объектов. 7.   Задания   на   моделирование географических ситуаций и явлений. 8.   Задания   на   узнавание   объектов, явлений по признакам. б)   Сравните   природные   зоны   субтропического   пояса Австралии и Ю.Африки. По   карте   климатических   поясов   определите,   какой климат   в   восточной   части   Австралии.   Что   общего   в климате востока и запада. В чем различие климата этих территорий? а)   Какая   зависимость   существует   между   размерами материка и реками? б)   Какая   зависимость   существует   между   рельефом   и внутренними водами? в)   Какая   зависимость   существует   между   климатом   и внутренними водами на любой территории? а)   Австралия   –   единственный   материк,   на   котором отсутствуют ледники и вулканы. Чем это объясняется? б) Как объяснить, что горы Австралии старые? а)   Почему   важно   учитывать   закон   целостности географической оболочки в хозяйственной деятельности людей? б)   Как   вы   думаете,   почему   рельеф   Австралии сравнительно прост? Разделите предложенные объекты Австралии на группы; дайте название каждой группе, групп должно быть как можно больше: Мурей, Дарлинг, Эйр, Песчаная пустыня, Виктория, Большой водораздельный хребет, Тасмания. Покажите   примерно   на   схеме,   как   расположились   бы климатические   пояса   и   области   в   Австралии,   если   бы Большой   Водораздельный   хребет   лежал   на   западе материка; на севере материка? Плато   сильно   изменено   выветриванием,   засыпано продуктами   разрушения.   Местами   имеются   выходы древних   кристаллических   пород   –   щиты,   в   пределах одного из них расположены  горы Макдоннелл.  Высота щитов колеблется  от 800 до 900 метров. Центральная часть плато занята пустыней. Какой? Каким   бы   был   климат   Австралии,   если   бы   она   почти соединялась с Антарктидой? а)   В   чем   заключаются   особенности   антарктических пустынь?   Сравните   их   с   пустынями   Африки.   Какие более пустынны и почему? б)   Чем   отличаются   оазисы   Антарктиды   от   оазисов тропических пустынь в Африке. Изучить   легенду   карты,   определить   ложе   ледника Антарктиды,   т.е.   поверхность   платформы,   места лежащего   выше   и   ниже   уровня   моря.   Найти   научные станции   на   карте   и   определить   их   положение   по отношению к материкам.  Присутствие ледникового купола Антарктиды влияет на рельеф   и   животный   мир.   Приведите   примеры   влияния   Задания   на   прогнозирование 9. географических ситуаций.                                                А Н Т А Р К Т И Д А. 1. Задания на проведение сравнений. 2.  Задания   на  проведение  анализа   с последующими выводами. 3.   Задания   на   поиск   и   раскрытие причинно – следственных связей. ледника на разные компоненты природного комплекса. Почему ледник связан с климатом не только прямой, но и обратной стрелкой. Присутствие ледникового купола.                                                             Животный мир Климат                                            Воды суши Рельеф        Почвенно – растительный покров. а)   В   Антарктиде   практически   отсутствуют   высшие растения. Чем в таких случаях питаются животные? б)   Почему   Антарктиду   называют   эталоном   чистоты воздуха? Сравнить арктический и антарктический климатические пояса. В чем сходство, каковы причины. В чем состоит различие? Какими причинами оно обусловлено. К какой группе факторов относятся эти причины? Разделите   предложенные   объекты   на   группы,   дайте название   каждой   группе:   Эребус,   Росса,   Восток, Молодежная, морской лев, Адели, поморник, альбатрос, равнина Шмидта, Новолазаревская, равнина Берда. Изменилась   бы   высота   ледникового   покрова Антарктиды,   если   бы   рельеф   её   был   представлен плоской равниной? В   основе   большей   части     материка   в   её   восточной половине   лежит   древняя   плита.   На   этом   материке находится 80% всех вод Земли. Повлияло   бы   на   экологическое   состояние   Антарктиды добыча полезных ископаемых на материке. Где в Австралии или Южной Америке большую площадь занимают пустыни, где меньшую и почему? По карте климатических поясов и областей определить, какой   климат   образуется   на   востоке   и   на   западе материка   тропического   климатического   пояса.   Что общего в климате востока и запада этих территорий? Какая   зависимость   существует   между   очертаниями береговой   линии   и   историей   развития   материка? Происходят ли изменения в рельефе этих материков в настоящее время. Что является доказательством этого? В   чем   проявляется   зависимость   рельефа   Южной Америки   от   строения   земной   коры.   В   чем   различие рельефа   Южной   Америки   и   Австралии?   Чем   оно объясняется? Сравнить умеренные климатические  пояса северного и южного   полушария.   В   чем   сходство?   В   чем   состоит различие? Какими причинами они обусловлены? К какой   Задания   по   выявлению 4. закономерностей размещения географических объектов и явлений.   5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. 6. Задания на группировку объектов. 7.   Задания   на   моделирование географических ситуаций и явлений. 8.   Задания   на   узнавание   объектов, явлений по их признакам. 2.  Задания   на  проведение  анализа   с последующими выводами. 3.   Задания   на   поиск   и   раскрытие причинно – следственных связей.   Задания   по   выявлению 4. закономерностей размещения географических объектов и явлений.   5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.   Задания   на   прогнозирование 9. географических ситуаций.                                                          Южная  Америка. 1. Задания на сравнение. 6. Задания на группировку объектов. 7.   Задания   на   моделирование географических ситуаций и явлений. 8.   Задания   на   узнавание   объектов, явлений по признакам. группе факторов относятся эти причины? Разделите   предложенные   объекты   Южной   Америки   на группы, дайте название каждой группе: Анды, Амазонка, Амазонская,   Оринокская,   Ла   –   Платская,   Аконкагуа, Бразильское,   Гвианское,   Ориноко,   Бразилия,   Гвинея, Колумбия, майя, ацтеки. Каким был бы климат Южной Америки, если бы горы Анды находились на восточном побережье. Образуют самые длинные горные цепи на суше, хребты их   то   расходятся,   то   сближаются   и   образуют   горные узлы   с   высочайшими   пиками,   среди   которых   много потухших и действующих вулканов. В тихих заводях и протоках растет кувшинка виктория регия   с   плавающими   листьями   диаметром   до   2   –   х метров. Какое   влияние   оказывает   хозяйственная   деятельность человека,   в   частности   строительство   трансамазонской дороги, на леса Амазонии. На какие оболочки повлияет вырубка лесов Амазонии. Система заданий повышенной трудности.        Северная  Америка.   Задания   на   прогнозирование 9. географических ситуаций. 1. Задания на проведение сравнений. 2.  Задания   на  проведение  анализа   с последующими выводами. 3.   Задания   на   поиск   и   раскрытие причинно – следственных связей.   Задания   по   выявлению 4. закономерностей размещения географических объектов и явлений.   5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. 6. Задания на группировку объектов. Какие   типы   морфоскульптурного   рельефа   вы   знаете? Какие   из   них   наиболее   распространены   на   Земле? Сравните   морфоскульптуры   Северной   и   Южной Америки. Назовите причины различий. В   каком   направлении   природные   зоны   сменяют   друг друга   в   северной   и   южной   части   материка?   Чем   это определяется?   Береговые   хребты   Кордильер   самые молодые   по   времени   образования,   однако,   не   самые высокие.   Чем   объясняется   несоответствие   между временем образования и высотой гор? Север   материка   омывается   водами   Северного Ледовитого   океана,   и   казалось   бы,   с   океана   должен приходить   влажный   воздух.   Однако   там   осадков выпадает   меньше,   чем   на   внутренних   плоскогорьях Кордильер. С чем это связано? Какая   зависимость   существует   между   размерами материка и реками? В чем проявляется эта зависимость в Северной Америке? В   чем   проявляется   зависимость   рельефа   Северной Америки   от   строения   земной   коры?   В   чем   различие рельефа Южной и Северной Америки? Есть ли сходство? Чем это объясняется? Сравните   тропические   пояса   Северной   и   Южной Америки. В чем сходство? Какова причина сходства? К какой группе факторов образования ПТК относятся эти причины? Разделите предложенные объекты Северной Америки на группы;   групп   должно   быть   как   можно   больше: 7.   Задания   на   моделирование географических ситуаций и явлений. 8.   Задания   на   узнавание   объектов, явлений по признакам.   Задания   на   прогнозирование 9. географических ситуаций. заданий   повышенной Система   трудности. 1. Задания на проведение сравнений.   На   проведение   анализа   с 2. последующими выводами. 3.   Задания   на   поиск   и   раскрытие причинно – следственных связей.   Флорида,   Гудзонов, Калифорнийский,   Колорадо, Лабрадор,   Центральные,   Великие,   Ниагара,   Миссури, Эри, Онтарио. Покажите   примерно   на   схеме,   как   расположились   бы природные   зоны   Северной   Америки,   если   бы   горы Кордильеры и Аппалачи поменялись местами? Составьте вопросы   на   моделирование   ситуаций   и   явлений   и ответьте на них. Горы необычайно красивы.  Они расчленены глубокими речными долинами, которые называются каньонами. Одна из самых длинных рек на Земле и самая водоносная река   континента.   Река   пропилила   холмистую возвышенность,   сложенную   известняками   и   соединила озера. Какие   районы   Северной   Америки   наиболее благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека?  Сверьте   ваш   прогноз   с   картой   плотности   населения. Сделайте выводы.  Как изменились бы природные зоны, если бы Аппалачи были такой же высоты как Кордильеры?          Е В Р А З И Я Сравните   умеренный   климатический   пояс   Северной Америки и Евразии, Евразии и Южной Америки. По карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а так же на юге Евразии. Определить направление ветров в январе и июле на этих территориях.   Чем   объясняются   сезонное   изменение ветров? Что   общего   в   климате   юга   и   востока   (   умеренный   и субтропический пояса) Евразии? В чем различие климата этих территорий? Определите   черты   климата,   вытекающие   из   таких особенностей материка: 1. на юг. 2. на восток. 3. муссонам внутрь материка. 4. сильно охлаждается. 5. экватора.  Определите   следствие   следующих   особенностей климата. 1. Евразия имеет большую протяженность с севера Евразия имеет большую протяженность с запада Большая   часть   Евразии   находится   в   умеренной Гималаи   и   другие   горы   преграждают   путь Зимой   большая   часть   поверхности   материка Островная часть Евразии на юге находится близ В   тропическом   поясе   все   время   преобладает Река Хуанхе несет очень мутную воду. Озеро   Байкал   –   глубочайшее   озеро   на   нашей Большую  область   занимает   бассейн  внутреннего поясе. 2. В   области   средиземноморского   климата   летом преобладает   тропический   воздух,   а   зимой   морской, умеренный. 3. сухой тропический воздух. Указать   какие   особенности   рек   обусловлены следующими   причинами.   (   т.е.   определить   следствия, вытекающие из указанных причин): Большие размеры материка. 1. 2. В   центральной   части   материка   находятся крупнейшие горные массивы. 3. Реки   бассейна   Северного   Ледовитого   океана протекают главным образом в субарктическом поясе и в области континентального климата умеренного пояса. Определить   причины   следующих   особенностей внутренних вод: 1. стока. 2. планете. 3. Имея   ввиду   зависимость   климата   о   географической широты, сделайте предположение о том, где в Евразии должны   наблюдаться   наиболее   низкие   температуры января.   Проверьте   свои   предположения   по климатической карте. Сделайте выводы. Почему вода в западной части озера Балхаш пресная, а в восточной соленая? 1. Почему на Западно – Сибирской равнине, а так же в районах среднего и нижнего течения рек Тигр и Евфрат имеются залежи нефти и природного газа? 2.   Какие   факторы   влияют   на   формирование   рельефа Евразии? 3. Чем вызваны сезонные изменения в зоне тайги? Чем они вызваны в зоне саванн и редколесий? Разделите   предложенные   объекты   Евразии   на   группы, дайте названия каждой группе: Кавказ, Волга, Сена, Рим, Китай, Гималаи, Тигр, Обь, Альпы, Днепр, Апенинский, Аравийский,   Каспийское,   Байкал,   Сахалин,   Новая Земля. Как изменился бы климат, если бы Уральские горы были выше 5000 м, а Гималаи и Тибет ниже 2000 м? Какими бы  были реки, берущие начало в горах? Определить   какой   это   климат.   Зима   теплая,   лето нежаркое. По всему небосклону медленно и беспрерывно передвигаются облака и их бледно – свинцовый цвет, их бесконечные ряды наводят на мысль о приближающемся дожде. С поверхности моря, рек, с напоенной сыростью земли непрерывно поднимается пар. Воздух влажен даже   Задания   на   выявление 4. закономерностей размещения географических объектов и явлений.   5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. 6. Задания на группировку объектов. 7.   Задания   на   моделирование географических ситуаций и явлений. 8.   Задания   на   узнавание   объектов, явлений по признакам. Задания   на   прогнозирование 9. географических ситуаций.  в ясные дни. Как изменился бы климат, если бы горы Гималаи и Тибет были ниже 2000 м? Что было бы с реками, берущими начало в горах?

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018