Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье.Программа работы со слабоуспевающими детьми на 2017-2018 уч.г.
моя прогр.слабоуспев.doc
Программа индивидуальной
работы со слабоуспевающими
детьми.
учитель начальных классов
Абрамова Н.Я. Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 4 «в» класса
2017/2018 учебный год
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам
наших школ, это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют
слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки,
низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные
мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах
составляет примерно 1015 %. Чтобы данная категория учащихся не
перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная
работа со слабоуспевающими учащимися всех служб
образовательного учреждения. Основу такой работы может
составлять Положение о деятельности педагогического коллектива
со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры
образовательного пространства массовой школы, традиционных
форм образования особенностями личности каждого ребенка
затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: занятия
спортом; какими либо видами художественного творчества;
неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач,
постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро
исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не
возникает. Поэтому совершенно необходима специальная
«поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим
трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал,
получая постоянное положение от учителя. Необходимы
дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная
система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых
для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо
большее количество на отработку навыка.
Цель программы
ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и
математике; создание условий для успешного индивидуального развития
ребенка.
Задачи программы:
— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула
познавательной деятельности;
— пробуждение природной любознательности;
— создание максимально благожелательных отношений учителя и
окружающих школьников к слабому ученику
— вовлечение учя в совместный поиск форм работы, поля
деятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
Получение знаний за курс 2 класса
Выбор форм получения знаний.
Родителей:
В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в
школе.
Школы:
Решение социальнопедагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
индивидуализация образовательного процесса;
обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
диалоговая форма обучения;
игровые формы;
памятки, карточки, творческие задании
вовлечение в групповую работу
вовлечение в проектную деятельность Формы контроля:
устные и письменные опросы;
самостоятельные и проверочные работы;
предметные тесты;
собеседования;
контрольные работы.
Принципы построения приоритет индивидуальности, самобытности,
самооценки ребенка.
Принципы реализации создание условий для реализации индивидуальных
особенностей и возможностей личности; выстраивания ребенком совместно с
взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. указание алгоритма решения или выполнения.
5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на
решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинноследственных связей, необходимых для решения
задачи, выполнения задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах
при выполнении задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях. Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,
разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени
готовиться
к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными
пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно
излагать
материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на
которых
ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера
благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих
учеников
концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы,
учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень
понимания
учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе
опытов,
раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при
затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам
даются
упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при
ответах
или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе
для
стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным
раз
витием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников
подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится
подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о
возможных
затруднениях, предлагаются при необходимости карточкиконсультации,
даются
задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой
темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить
перегрузки школьников.
Работа с родителями
1 Организация индивидуальной беседы родителей и учителя
2. Родительское собрание Подкрепляется методическими
рекомендациями и практикумом. Рекомендация
методической литературы
по отдельным предметам.
3.Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный
уровень ребёнка на фоне классного коллектива.
4.Создание коррекционных тетрадей
5.Обмен информацией между учителем и родителями об итогах
практических заданий, на определённом этапе обучения.
6.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам
родителя и ученика.
7. Создание Папки Копилки, где накапливаются задания для
развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды,
ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)
Этапы работы со слабоуспевающими детьми:
I. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
II. Составление плана работы с детьми.
III.
IV. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.
Реализация плана в течение учебного года. Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения
отставания и
неуспеваемости
2 группа
1 группа
посредством содержания
посредством организации
деятельности
1. Особый подход к
освещению учебного
материала, характер
его преподнесения:
а) эмоциональнообразный;
б) аналитический
(разъяснительный);
в) деловой;
г) необычный.
2. Использование, показ,
подчеркивание
различных элементов,
привлекательных
сторон содержания:
а) важность отдельных
частей;
б) трудность, сложность;
в) новизна, познавательность
материала;
г) историзм, современные
достижения науки;
д) интересные факты,
противоречия, парадоксы.
3. Задания с интересным
содержанием,
1. Целевая установка на
работу, ее краткая
характеристика,
постановка задач
2. Предъявление
требований к
учащимся. По
содержанию: к
дисциплине, к работе;
по форме: развернутые,
свернутые (указания,
замечания, мимика);
единые и
индивидуально
групповые, общие и
детальные, прямые и
косвенные.
3. Характер деятельности
(копирующий,
репродуктивный,
творческий)
4. Создание ситуаций
различного характера:
интеллектуального,
игрового,
эмоционального.
5. Анализ ошибок и
оказание необходимой
помощи.
3 группа
посредством
воспитательных
воздействий в плане
общения, отношения,
внимания
1. Показ достижений и
недостатков в
развитии личности,
проявление доверия к
силам и возможностям
учащихся.
2. проявление личного
отношения учителя к
ученику, классу,
высказывание
собственного мнения.
3. Проявление учителем
собственных качеств,
данных личности ( в
плане общения,
эрудиции, отношения к
предмету, деловых
качеств…) и
побуждение учащихся
к подобным
проявлениям
4. Организация
дружеских
взаимоотношений в
коллективе
(взаимопроверка,
обмен мнениями,
взаимопомощь) занимательными
вопросами.
4. Показ значимости
знаний, умений:
а) общественной
б) личностной
5. Межпредметные связи
6. контроль за
деятельностью
учащегося
(тщательный, беглый),
взаимо и
самоконтроль, оценка.
7. Четкое использование
ТСО, наглядности,
дидактических
материалов, красочных
пособий и т.д.
Оказание помощи слабоуспевающему ученику на уроке
Этапы урока
В процессе контроля за
подготовленностью
учащихся
При изложении нового
материала
При организации
самостоятельной
работы
Виды помощи в учении
Создание атмосферы особой доброжелательности при
опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у
доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями,
помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами,
выясняющими степень понимания ими учебного
материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке
приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложений при
проблемном обучении, к выводам и обобщениям или
объяснению сути проблемы, высказанной сильным
учеником.
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее
рациональной системы упражнений, а не механическое
увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности
выполнения задания.
Предупреждение
возможных
использование карточекконсультаций,
направляющим планом действий.
о
затруднениях,
карточек с
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Инструктирование о рациональных путях выполнения
заданий, требованиях к их оформлению. В ходе
самостоятельной
работы на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных
заданиях ряда простых.
Указание на необходимость актуализировать то или иное
правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для
решения задач, упражнений.
Стимулирование
слабоуспевающих.
самостоятельных
действий
Более тщательный контроль за их деятельностью,
указание на ошибки, проверка, исправление.
Система работы по формированию положительного отношения к
слабоуспевающих школьников
учению
у
Формируемые
Этапы работы
отношения
Отношение к
содержанию
учебного
материала
Отношение к
процессу
учения
(усвоение
знаний)
Отношение к
себе, к своим
силам
Отношение к
учителю
(коллективу)
1
Наиболее
легкий
занимательный
материал
независимо от
его важности,
значимости
Действует
учитель –
ученик только
воспринимает
Поощрение
успехов в
учебе, работе,
не требующей
усилий
Подчеркнутая
объективность,
нейтралитет
2
3
4
Занимательный
материал,
касающийся
сущности изучаемого
Существенный,
важный, но
непривлекательный
материал
Ведущим остается
учитель, ученик
участвует в
отдельных звеньях
процесса
Поощрение успеха в
работе, требующей
некоторых усилий
Ведущим становится
ученик, учитель
участвует в отдельных
звеньях процесса
Ученик
действует
самостоятельно
Поощрение успеха в
работе, требующей
значительных усилий
Доброжелательность,
внимание, личное
расположение,
помощь, сочувствие
Использование
осуждения наряду с
доброжелательностью,
помощью и др. Этапы урока
В процессе
контроля за
подготовленно
стью учащихся
При изложении
нового материала
В ходе
самостоятельной
работы учащихся
на уроке
Профилактика неуспеваемости
Акценты в обучении
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих
у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и
систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных
ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и
концентрировать внимание на их устранении. Контролировать
усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения
основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками,
выявлять причины отставания.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися
основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы
со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного
материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению
знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих
всем учащимся активно усваивать материал.
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее
существенным, сложным и трудным разделам учебного материала,
стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной
системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание
самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок,
допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о При организации
самостоятельной
работы вне
класса
порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к
учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело
оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их
самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять
ее в должном темпе и осуществлять контроль.
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного,
концентрируя внимание на наиболее существенных элементах
программы,
вызывающих обычно наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными
ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения
домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций
слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних
заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно
слабоуспевающих учеников.
Инструктаж учителю для работы со слабоуспевающими детьми.
1. При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план
ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше
времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи,
пользоваться наглядными пособиями.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие
последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на
которых ученик отсутствовал.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается
атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих
концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой
темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать
вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения,
направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или
в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе
для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в
работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с
одновременным развитием самостоятельности.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников
подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится
подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при
необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по
повторению материала, который потребуется для изучения нового.
Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить
перегрузки школьников.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
1. Эльдарханова Самира
2. Шамилов Имам
3. Занкирханов АбдулМежед
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного
процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в
особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии
должного внимания у них возникают серьезные трудности в
обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На
индивидуальных занятиях работают под руководством учителя,
который направляет их работу, уточняет формулировки,
помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за
правильностью выполнения. Эти дети не больны.
Слабоуспевающими они являются по следующим причинам:
Отсутствие навыков самостоятельности в работе
Низкая техника чтения, письма, счёта
Нарушение орфографической зоркости
Недостаточная домашняя подготовка
Список слабоуспевающих обучающихся в 20172018 учебном году
№
п/п
Ф.И. ученика Примечание
(пед.запущенноть,
болезнь и пр.
Итог
учебного
года
Результат на конец
четверти (успевает, не
успевает, по каким
предметам)
2
1 чт
чт
4
чт
3
чт
1
Эльдарханова
Самира
Отсутствие навы
ков самостоятель
ности в работе,
низкая техника
чтения ,низкая
техника письма,
Чтение
Рус.яз
Матем. недостаточная
домашняя
подготовка,
нарушение
орфографической
зоркости.
Низкие способ
ности, отсутствие
навыков
самостоятельности в
работе, низкая
техника письма и
чтения.
Низкие способ
ности,недостаточная
домашняя под
готовка.
Рус.яз
Чтение
.
Чтение
Рус.яз.
2 Шамилов
Имам
3
Занкирханов
Абдул
Межед
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
на 2017 2018 учебный год.
Мероприятия
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по
основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой
ликвидации.
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через
беседы со школьными специалистами: классным руководителем,
психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и,
обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в
знаниях отстающего ученика на текущую четверть.
Используя дифференцированный подход при организации
4.
включать посильные
самостоятельной работы на уроке,
индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать
это в плане урока, чтобы не забыть.
Срок
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь, обновлять по
мере необходимости.
В течение учебного года. 5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих
учащихся класса. Лучше бы вести тематический учет знаний по предмету
детей всего класса. Это здорово помогает в работе.
В течение учебного года.
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих
или специальных тетрадях по предмету.
В течение учебного года.
7. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися
В течение учебного года.
Содержание работы
Взять на учёт всех учащихся, имеющих
отклонения в обучении.
Проводить собеседования с такими учащимися,
проверять запись д/задания в дневнике,
контролировать посещение уроков.
Анализ успеваемости учащихся.
Контроль накопляемости оценок у слабых
учащихся.
Учёт промежуточных результатов.
Учёт проделанной учителем работы.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
сроки
2 класс
Постоян.
Еженед.
Еженед.
1 раз
в месяц
1 раз
в месяц
Прогнозируемый результат
Учащиеся должны:
применять правила правописания на изученные орфограммы; различать звуки и буквы;
гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
выполнять вычитание, используя таблицу сложения; воспроизводить наизусть результаты
табличного умножения любых однозначных чисел; выполнять деление используя таблицу
умножения; решать задачи в одно, два действия; выполнять письменное сложение и
вычитание.
Работа со слабоуспевающими детьми
. Тематическое планирование
№ п/п Дата
1
2
Тема
Русский язык. Звуки и буквы. Гласные и
согласные. Согласные звуки твердые и
мягкие, звонкие и глухие.
Математика .Сложение и вычитание чисел в
Колво часов
2
2
2 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
пределах
20 .
Русский язык .Ударение. Деление на слоги.
Правила переноса слов .
Математика .Решение задач .
Русский язык. Изменение формы слова с
помощью окончания. Письмо под диктовку .
Математика. Сложение и вычитание
столбиком .
Русский язык. Безударная гласная в корне
слова.
Математика. Сложение и вычитание
двузначных чисел.
Русский язык. Учимся писать безударную
гласную в корне слова.
Математика. Решение задач .
Русский язык .Учимся писать безударную
гласную в корне слова. Письмо под диктовку .
Математика. Умножение и деление на 2,3 .
Русский язык. Учимся писать буквы
согласных в корне слова.
Математика .Решение задач .
Русский язык. Непроизносимые согласные в
корне слова
Математика .Умножение и деление на 3 и 4.
Русский язык .Разделительный твердый и
мягкий знаки.
Математика .Сложение и вычитание
двухзначных чисел.
Русский язык .Учимся писать суффиксы -
ёнок; - онок; - ик; - ек; - ость.
Математика. Умножение и деление на 5 .
Русский язык. Учимся писать слова с
непроизносимыми согласными в корне .
Математика .Умножение и деление на 6 .
Русский язык. Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова.
Математика. Площадь фигуры. Единицы
площади.
Русский язык. Учимся писать корни и
суффиксы.
Математика. Умножение и деление на 7 .
Русский язык .Различаем приставки с буквами
о, а.
Математика. Умножение и деление на 8 .
Русский язык. Учимся различать предлоги и
приставки.
Математика. Умножение и деление на 9 .
Русский язык .Повторяем состав слова .
Математика. Решение задач на увеличение и
уменьшение в несколько раз .
Русский язык. Правописание частей слова .
Математика .Площадь прямоугольника .
Чему я научился за этот год. Урок тест .
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Программа работы со слабоуспевающими детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.