Программа Резачок
Оценка 4.8

Программа Резачок

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
технология
2 кл—5 кл
06.12.2017
Программа Резачок
приложение 1
Публикация является частью публикации:
Программа Резачок.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТЮЗ» Рассмотрено и одобрено на заседании педагогического совета МАУ ДО ЦЭВД «ТЮЗ» Протокол № 1 от 6 сентября 2016 г _________________ Т. И. Мигулева УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ ДО ЦЭВД «ТЮЗ» ________________ Т. И. Мигулева Приказ № 25 от 6 сентября 2016 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА «Резачок» Направленность: художественная Уровень: базовый Рассчитана на детей  8 ­ 10 лет Срок реализации программы: 4 года Педагог дополнительного образования Чаюков С.В. ст. Тбилисская, 2016 Раздел 1 « Комплекс основных характеристик образования:  объем, содержания, планируемые результаты»: 1.1 Пояснительная записка Одним   из   наиболее   древних   и   распространенных   видов   народного искусства на Руси является резьба по дереву, которая своими истоками уходит к искусству восточных славян. Большинство изделий народного творчества в глубокой   тайне   хранят   своих   создателей,   и   только   мастерство  исполнения свидетельствует   о   том,   что   это   были   художники   с   хорошим   вкусом   и изобретательностью. Резьба   по   дереву   является   интересным,   увлекательным   и   полезным занятием для школьников не только средних и старших классов, но и младших. Для   начинающих   обучаться   этому   виду   декоративно­прикладного  искусства следует рекомендовать использование настоящей программы.  Актуальность данной программы, имеющей художественную направленность,   заключается   в   том,   что   в  процессе   подготовки   молодежи   к   жизни   особое значение   имеет   единство   трудового   и   эстетического   воспитания. Определенную   роль   в  системе   трудового   и   эстетического   воспитания школьников играют занятия в студиях декоративно­прикладного искусства, в том числе и в студии «Резьба по дереву». Новизна   рабочей   программы  заключается   в   том,   что   её   реализация осуществляется   в   процессе       подготовки   молодежи   к   жизни.   Занятия   в студиях декоративно­прикладного искусства, в том числе и в студии «Резьба по   дереву»,   а   именно   вовлечение   мальчиков   в   занятия   прикладным творчеством ­  предпрофильной подготовке. Педагогическая целесообразность программы.  Рабочая программа создаёт необходимые условия формирования нравственных качеств личности, закладывает первоначальные   основы   общей   культуры.   На   основе   передового   опыта   многих авторов получилась программа, включающая все виды художественной обработки древесины.  Отличительной   особенностью   программы  «Резьба   по   дереву» является   введение     разделов,   которых   не   было   в     выше   перечисленных программах:  изготовление   инструмента   с   использованием   передовых технологий;  планомерное изучение всех видов резьбы по дереву (контурная резьба,   геометрическая   резьба,   плоскорельефная   резьба,   объемная   резьба); токарная обработка древесины.                  Адресат   программы.    Данная   программа  разработана  на  основе программы   студии   «Резьба   по  дереву»   для   внешкольных   учреждений   и общеобразовательных   школ   (Министерство   Просвещения,  1982   г.)   и   имеет художественную   направленность.  Она  имеет базовый уровень реализации и включает все виды художественной обработки древесины, рассчитана на четыре года обучения детей в возрасте 8­10 лет. Уровень программы объем и сроки. Уровень образования  3­5 классы, условия набора, критерии:  Данная программа предусматривает четырехлетний срок  обучения детей в возрасте 8­10 лет. 1 год обучения  ­ 1 раз в неделю 2 часа, 72 часа в год; 2 год обучения  ­   1 раз в неделю 2 часа, 72 часа в год; 3 год обучения  ­ 1 раз в неделю 2 часа, 72 часа в год; 4 год обучения  ­ 1 раз в неделю 2 часа, 72 часа в год; Формы обучения: очная, теория, практика. В   программе   предусматривается   сочетание   теоретических   (не более   1/5­1/6   времени)   и   практических   занятий.   Для   обучения   по программе приглашаются в основном мальчики без особых требований к уровню образования. Режим занятий:  Занятия проводятся один раз в неделю. 1­ый год обучения 2 часа, 2­ой год обучения 2  часа, 3­ий год обучения 2 часа, 4­ый год обучения 2  часа. Особенности организации образовательного процесса:  Для улучшения организации учебного процесса, обучение ведется по группам, состоящим   из   6­8   человек,   в   зависимости   от   возраста,   физического   и творческого развития воспитанников. Одной из основных форм создания детского коллектива является вовлечение старшей   группы   в   проведение   мастер­классов,   выставок   при  наборе подготовительной группы. Большую   роль   в   эффективности   учебного   процесса   играет   проведение совместных занятий старшей и подготовительной групп  (одно занятие в месяц). 1.2. Цель и задачи программы.  Цель   программы   ­  дать   основные   знания,   выработать   умения,   навыки   у учащихся по предмету «Резьба по дереву».     Основные задачи программы:   образовательные (предметные): ­ обучить выполнять как простые элементы                            резьбы, так и более сложные комплексные изделия; ­ обучить создавать творческие работы, используя все                              художественные средства; ­ изучение и сохранение народных традиций и культур;  личностные: ­ развитие художественного воображения и фантазии; ­ развитие творческих способностей и абстрактного мышления; метапредметные: ­ воспитать бережное отношение к окружающему нас миру; ­ воспитание у учащихся нравственных черт характера. Цель первого года обучения ­ сформировать знания и умения, навыки работы с  деревом. Задачи первого года обучения:   образовательные (предметные): ­ привить первые навыки резьбы по дереву; ­ воспитать усидчивость и трудолюбие. личностные: ­ привитие эстетического вкуса и понимания мира прекрасного; метапредметные: ­   формирование   и   развитие   таких   качеств   личности   как   аккуратность, внимательность, усидчивость. Цель второго года обучения: обучить правилам безопасной работы в резьбе по дереву. Задачи второго года обучения   образовательные (предметные): ­ привить навыки основных методов резьбы по дереву; ­ развить творческое восприятие и самостоятельность решений. личностные:  ­   формировать   у   учащихся   интерес   к   возрождению   традиций   через изготовление изделий быта; метапредметные: ­ продолжать развивать усидчивость, аккуратность,  в работе с деревом  Цель третьего года обучения: обучить основам резьбы по дереву. Задачи третьего года обучения:   образовательные (предметные): ­ углубить курс практических знаний резьбы по дереву; ­ закрепить ведущие навыки резьбы по дереву; ­ знакомство с театрально­декорационным искусством. личностные: ­ формировать у учащихся интерес к культуре и быту народов родного края; ­ развивать у учащихся эстетический вкус; метапредметные: ­ формировать и развивать у учащихся самостоятельность при разработке и выполнении изделий. Цель четвертого  года обучения: обучить основам резьбы по дереву. Задачи третьего года обучения:   образовательные (предметные): ­ углубить курс практических знаний резьбы по дереву; ­ закрепить ведущие навыки резьбы по дереву; ­ знакомство с театрально­декорационным искусством. личностные: ­ формировать у учащихся интерес к культуре и быту народов родного края; ­ развивать у учащихся эстетический вкус; метапредметные: ­ формировать и развивать у учащихся самостоятельность при разработке и выполнении изделий. 1.3. Содержание программы  1.3.1.Учебный план 1­й год обучения   № 1 2 3  4 5 6 7 8 9 Наименование разделов, тем Вводное занятие Игра как средство социальной  адаптации ребёнка Знакомство с предприятиями народных  промыслов Знакомство с экспонатами музеев. Основные сведения о древесине и ее  свойствах Рабочее место резчика по дереву и его  оборудование Инструменты для резьбы по дереву Измерительные инструменты Знакомство с художественными и  техническими приемами резьбы по  дереву 10. Отделка готовых изделий подготовка их к выставке. ИТОГО: 2­й год обучения   Всего часов 4 8 4 4 4 4 12 4 18 10 72 Количество часов Теория Практика  Формы  аттестации контроля 2 2 2 4 2 8 2 22 2 8 4 4 2 2 8 2 10 8 50 Открытое занятие Устный опрос № Наименование разделов и тем Количество часов 1. 2. 3. 4. 5  Вводное занятие Подготовка инструментов для резьбы Создание неполных композиций узоров  резьбы на бумаге и перевод созданных  узоров на изделия из дерева Выполнение узоров геометрической  резьбы на изделиях из дерева Отделка готовых изделий, подготовка  их к выставке. Подведение итогов ИТОГО: Всего  часов 4 12 16 32 8 72 Теория Практика 2 4 4 8 4 22 2 8 12 24 4 50 3­ий год обучения Наименование разделов и тем Количество часов № п/п 1. 2. 3. 4. Вводное занятие Копирование образцов народной резьбы  Создание индивидуальных композиций Выполнение композиций народной  резьбы 5. Организация выставки. ИТОГО: 4­ый год обучения № п/п 1. 2. Наименование разделов и тем Вводное занятие Знакомство с художественными и  техническими приемами резьбы по  дереву Формы  аттестациик онтроля Технический диктант Выставка Формы аттестациик онтроля Выставка работ Формы аттестациик онтроля Зачет Устный опрос (технически й диктант) Теория Практика Всего  часов 4 12 16 36 4 72 Всего  часов 2 42 2 4 4 16 2 28 2 8 12 20 2 44 Количество часов Теория Практика 2 14   28 3. 4. Отделка готовых изделий, подготовка  их к выставке Организация выставки  ИТОГО: 20 8 72 8 24 12 8 48 Выставка работ                                                         1.3.2. Содержание учебного плана 1­й год обучения   1.Вводное занятие Теория Знакомство   с   искусством   деревянной   резьбы   и   ее   современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы студии.  Практика   Правила безопасности труда.   2. Игра как средство социальной адаптации ребёнка Практика   Давайте познакомимся. Жить в мире с собой и другими. Мир эмоций и чувств. Саморегуляция.   3.       Знакомство с предприятиями народных промыслов Практика   Посещение цеха по обработке древесины механическим путем. Встреча с народными умельцами или мастерами резьбы по дереву.   4.       Знакомство с экспонатами  музеев Практика   Посещение музеев: музея школы, местного музея, районного музея, выезд в краеведческий музей, а также на выездные художественные экспозиции.   5.       Основные сведения о древесине и ее свойствах Теория Строение   дерева,   макроскопические   признаки   строения   различных древесных пород, применяемых в резьбе (хвойные породы, лиственные породы, экзотические породы), показ образцов различных древесных пород.  Пороки и дефекты древесины.  Практика   Показ   образцов   с   пороками   древесины   (трещины,   сучки,   гребки, повреждения насекомыми). Физические и механические, свойства древесины; цвет,   текстура,   запах.   Демонстрация   на  образцах.   Влажность,   усушка   и разбухание.   Механические   свойства  древесины:   твердость   и   прочность, упругость и пластичность. Наглядные примеры на образцах. Определение   породы   деревьев   по   образцам.   Определение   пороков   и дефектов древесины по образцам. Определение физических и механических свойств древесины на образцах.   6.       Рабочее место резчика по дереву и его оборудование Теория Столярный   верстак.   Устройство   версточной   доски,   стул   резчика   по дереву,   приспособление   резчика   по   дереву:   упорная   пластина,   стусло, струбцины, зажимы, деревянный чурбан, державки.   Практика   Столярный инструмент.  Набор резчицкого инструмента, измерительный и электроинструмент, осветительные приборы.   7.       Инструменты для резьбы по дереву Теория Техника безопасности при работе с инструментом. Столярный инструмент: топор,   тесло,   рубанки,   фуганки,   пилы,   сверла,   стамески,   долота.  Прочий инструмент   (молотки,   киянки,   цикли,   напильники,   рашпили).   Устройство   и назначение инструмента в зависимости от рода выполняемых работ. Резчицкий инструмент. Практика  Описание   устройства   инструмента   по   образцам.   Определение инструментов, классификация инструментов.   8. Измерительные инструменты  Теория Классификация  измерительного  инструмента.  Перечень  и  демонстрация измерительного   и   разметочного   инструмента:   линейки,  карандаши,   чертилки, столярный   угольник,   ярунок,   малка,   чертежные  угольники,   циркули, транспортир, рулетка. Устройства и способы применения. Практика  Определение вида инструмента по образцам и описание его устройства.     9.   Знакомство   с   художественными   и   техническими   приемами резьбы по дереву. Теория Краткий   обзор   видов   резьбы.   Контурная   и   геометрическая   резьба. Технология контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнения  задания по образцу (на светлом фоне). Контурная резьба (контурное  гравирование) по светлой и тонированной древесине. Пластический   характер  контурного   решения   композиции.   Примеры   из истории народного  декоративно­прикладного искусства (ярославские прялки, мордовские   свадебные   сундуки   и   др.).   Материалы.   Инструменты.   Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой нож). Практика  Изготовление строганой основы по размерам образца. Работа над эскизом. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции.     10.           Отделка   готовых   изделий,   подготовка   их  к  выставке. Подведение итогов Теория Способы   и   методы   отделочных   работ.   Исправление   сколов.   Техника шлифовки   и   полировки.   Задача   отделки   поверхности   резных   изделий. Прозрачная отделка: масляный лак, растительные масла, нитролак, морение, отбеливание. Проведение выставки работ учащихся. Практика  Выполнение отделочных работ с учетом вида и формы выполняемого изделия. 2­ой год обучения   1.Вводное занятие Теория Знакомство   с   искусством   деревянной   резьбы   и   ее   современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы студии.  Практика   Правила безопасности труда.   2.      Подготовка инструментов для резьбы Теория Технология   изготовления   инструментов.   Зависимость   резьбы   от инструмента.  Приобретение  и  изготовление  инструментов.  Правильный  выбор сырья   для   изготовления   инструментов.   Закалка   инструмента.   Заточка инструмента. Изготовление рукояток для инструмента, выбор формы и породы древесины для рукояток. Техника безопасности при изготовлении инструмента. Практика  Выбор учениками формы инструмента и его изготовление.  3. Создание  неполных композиций узоров резьбы на бумаге и перевод созданных узоров на изделия из дерева Теория Использование   раздаточного   материала   с   элементами   узоров,   азбука геометрической резьбы. Выполнение узоров в рабочих тетрадях с отработкой точности, четкости в необходимом для этого количестве. Перенос узоров на изделия   из   дерева.   Подготовка   тренировочных   досок   из   мягких   пород древесины. Строгание, циклевание и шлифовка. Практика  Использование   рабочих   тетрадей   с   готовыми   рисунками   и   чертежами. Изготовление тренировочных досок и перенос азбучных элементов.  4.       Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева Теория Узор   геометрического   характера   из   изученных   азбучных   элементов, работа   по   образцам.   Использование   резной   пластины   с   азбукой   в   качестве справочного   материала   при   сочинении   композиции.   Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования  одного или нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности  композиции от глубины вырезания элементов. Ритм работы над геометрической резьбой. Практика  Изготовление   по   образцу   декоративной   резной   пластины   с   несложной композицией.    5.           Отделка   готовых   изделий,   подготовка   их  к  выставке. Подведение итогов Теория Способы   и   методы   отделочных   работ.   Исправление   сколов.   Техника шлифовки   и   полировки.   Задача   отделки   поверхности   резных   изделий. Прозрачная отделка: масляный лак, растительные масла, нитролак, морение, отбеливание. Проведение выставки работ учащихся. Практика  Выполнение отделочных работ с учетом вида и формы выполняемого изделия. 3­ий год обучения   1. Вводное занятие Теория Знакомство   с   искусством   деревянной   резьбы   и   ее   современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы студии.  Практика  Правила безопасности труда.  2.     Копирование образцов народной резьбы Теория Использование готовых декоративных пластин с композициями из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне). Примеры из истории   народного   декоративно­прикладного   творчества.   Композиция   из растительных   элементов   или   анималистического   характера.   Особенности декоративной   трактовки   образа.   Характер   геометрического   узора   в зависимости от породы дерева. Практика  Создание   декоративных   пластин   для   оформления   помещений   по готовым   образцам,   работа   над   эскизами   композиций   в   заданном   формате. Исполнение в материале.  3.     Создание индивидуальных композиций Теория Выполнение   простого   предмета   (строганного   или   точеного)   с   резной заставкой   (вид   резьбы   по   выбору   учащегося).   Учет   функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором. Проект изделия. Разработка резной заставки. Разработка способов отделки в  зависимости от назначения изделия, Практика  Создание проекта изделия.   4.     Выполнение композиций народной резьбы Теория Орнаментальная   композиция   (работа   по   образцам).   Характерные особенности композиционного построения народной резьбы, ее специфические черты. Отличие рисунка с натуры от подготовительного  рисунка для резьбы, имеющего   декоративный   характер.   Стадии   выполнения  резьбы.   Приемы обработки фона. Декоративная пластина с композицией на произвольную тему. Виды и классификация клеев  для  древесины, их свойства, способы   изготовления  и рекомендации   по   применению.   Выбор   материала.   Подготовка   основы   под резьбу, виды отделки резных поверхностей. Практика  Зарисовки   орнаментальных   резных   композиций   с   образцов   народного искусства. Подготовка деревянной пластины под резьбу. Перевод рисунка на материал. Выполнение резьбы. Разработка орнаментальных резных композиций на   произвольную   тему   и   выполнение   ее   в   материале   (резные  пластины   по сюжетам народных сказок). 5. Организация выставки Практика Сбор всех работ воспитанников. Отбор   лучших работ  в зависимости от качества. Тематика  проводимых выставок и степень сложности изготовленных изделий. 4­ый год обучения   1. Вводное занятие Теория Знакомство   с   искусством   деревянной   резьбы   и   ее   современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы студии.  Практика  Правила безопасности труда.   2.     Знакомство с художественными и техническими приемами резьбы по дереву Теория Выбор   изделия,   создание   технологических   карт.   Описание   операций. Разработка   чертежей,   эскизов,   шаблонов.   Изготовление   на   примере комплексного   изделия,   состоящего   из   двух   и   более   деталей.   Декоративные технологические, особенности при выборе и изготовлении комплексных изделий.   Обязательное   изготовление   пробных   строганных   основ   под резьбу и некоторых сложных элементов. Практика  Подготовка   деревянных   основ   для   выполнения   тренировочных элементов,   а   так   же   для   основных   составляющих   частей   комплексного изделия. Разметки резного поля по эскизам и чертежам, выполненным ранее. Выполнение   резьбы   соответственно   технологических   карт   вначале   на тренировочных   основах,   а   затем   на   основных.   Сборка   готового   изделия   с учетом технологии. Зачистка готового изделия.    3.     Отделка готовых изделий, подготовка их к выставке Теория Способы   и   методы   отделочных   работ.   Исправление   сколов,   техника шлифовки   и   полировки.   Задача   отделки   поверхностей   резных   изделий. Прозрачная отделка: растительные масла, нитролак, морение, отбеливание. Практика  Выполнение  отделочных  работ  с учетом  вида  и формы  выполняемого изделия. Выполнение отделочных работ с учетом вида и формы выполняемого изделия.  4.  Организация выставки Практика Сбор всех работ воспитанников. Отбор   лучших работ  в зависимости от качества. Тематика  проводимых выставок и степень сложности изготовленных изделий.                                         1.4.Планируемые результаты:     По   окончанию   обучения   по   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей  программе «Резачок» учащиеся должны демонстрировать следующие результаты: 1­й год обучения                  образовательные (предметные):   ­ уметь пользоваться измерительными инструментами;  личностные: ­ уметь подготавливать инструмент для резьбы по дереву; метапредметные: ­ уметь создать и выполнить узоры контурной резьбы на светлом фоне. 2­й год обучения   образовательные (предметные): ­ уметь подобрать материал (древесину) для изготовления изделия; личностные: ­ уметь подготавливать основу для резьбы; метапредметные: ­ уметь наносить разметку под резьбу; ­ уметь создавать и выполнять узоры геометрической резьбы. 3­ий год обучения.    образовательные (предметные):                 ­ знать технику безопасности при работе с инструментом ­ уметь пользоваться измерительными инструментами; личностные: ­ уметь изготовить инструмент для резьбы по дереву; ­ уметь создать и выполнить узоры геометрической резьбы; метапредметные:   ­ знать технологию выполнения приемов резьбы. 4­ый год обучения.    образовательные (предметные): ­  уметь подобрать материал (древесину) для изготовления изделия;              ­ знать устройство токарного станка; личностные:               ­ уметь выполнить основные фигуры на токарном станке по дереву; метапредметные:              ­ уметь сочетать резьбу по дереву с токарными работами;              ­ знать правила безопасной работы. Раздел № 2. Комплекс организационно­педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1. Календарно учебный график.   Календарный   учебный   график   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей программы «Резачок» определяет даты начала и окончания учебного  процесса, количество  часов,  необходимых  для  изучения  разделов программы,   тематическое   содержание   занятий,   а   также   предусматривает формы итоговой аттестации и промежуточного контроля.  Календарный учебный график (Приложение 1.) составляется в начале каждого   учебного   года   для   каждой   учебной   группы   и   утверждается заместителем директора по учебной части. 2.2. Условия реализации программы Для   успешной   реализации   данной   программы   и   более   качественного усвоения учащимися учебного материала необходимы следующие условия: 1.   материально­техническое   обеспечение  должно   соответствовать следующим требованиям: ­ светлый, просторный, хорошо освещенный кабинет, (соответствующий нормам и требованиям СанПиН); ­ учебные мастерские; 2.  перечень оборудования, инструментов и материалов ­ столярные верстаки,   стулья,   шкафы   для   хранения   работ   детей,   инструментов   и материалов; ­ классная доска, чертежные принадлежности; ­ настольные осветительные приборы; ­ библиотека резчика по дереву; ­ технические средства обучения, ИКТ; ­ раздаточный демонстрационный материал, выставочные образцы; ­ средства доврачебной медицинской помощи. 3. Необходимые инструменты и материалы: ­ наборы резчицкого инструмента; ­ ручной столярный инструмент; ­ заточной ручной и электроинструмент; ­ приспособления для резьбы по дереву; ­ ручной электроинструмент, для обработки древесины; ­ деревообрабатывающие станки;  ­ деревянные пластины и бруски мягких пород дерева; ­ расходные материалы; ­ средства для отделки деревянных изделий. 3.   информационное   обеспечение  (компьютер   для   оформления проектной   деятельности   учащихся,   интерактивная   доска,   медиапроектор, фотографии, видеофильмы). 2.3. Формы аттестации    Для подведения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Резачок» используются следующие формы промежуточной  аттестации: реализации   итогов     ­ устные опросы, мини­викторины, беседы и т.п.; ­ выставки с выполненными работами учащихся; ­ размещение фотографий работ учащихся, информации о деятельности объединения на официальном сайте учреждения; ­ защита готового изделия, оформленного в виде творческой работы или проекта; ­ участие в выставках, конкурсах декоративно­прикладного искусства различного уровня. Аттестация (промежуточная ) организуется в порядке, установленном локальным   нормативным   актом   УДО.   Учащиеся,   успешно   прошедшие аттестацию в конце учебного года, переводятся в группы следующего года обучения. Формами   отслеживания   и   фиксации   образовательных   результатов служат:   журнал   посещаемости,   демонстрация   готовых   работ,   материал анкетирования и тестирования, порфолио учащегося. Формами   предъявления   и   демонстрации   образовательных   материалов могут быть следующие: выставка, демонстрация готового изделия, участие конкурсах   и   выставках   различного   уровня,   защита   творческих   работ   по итогам освоения программы, открытое занятие и т.п.         Сроки Наименование разделов, тем Способы и формы аттестации 1­й год обучения 1­е полугодие Подготовка инструмента к работе. Техника выполнения контурного Открытое занятие Устный опрос 2­ Выполнение резьбы в материале орнамента рисунка. еполугодие 2­ой год обучения Выставка Технический диктант 1­е Азбука контурной резьбы Геометрическая Выставка работ полугодие 2­е полугодие резьба Выполнение резьбы в материале 3 –ий год обучения 1­е  полугодие   Знакомство с видами резьбы Устный опрос (технический диктант) Выставка работ Зачет Открытое занятие Изготовление инструмента Зачет 2­е  полугодие   Техника выполнения геометрического  рисунка Устный опрос Практическая работа Выполнение резьбы в материале 4­ый год обучения 1­е  полугодие   Азбука контурной резьбы Выставка,  Технический диктант Зачет, выставка работ Геометрическая резьба Практическая работа 2­е  полугодие   Азы токарных работ по дереву Выполнение токарных работ в материале Устный опрос,  технический диктант Практическая работа,  выставка работ. 2.4. Оценочные материалы Перечень   контрольно­измерительных   методик,   позволяющих определить достижения учащимися планируемых результатов: ­   тест   «Резьба   по   дереву»   (автор   Афанасьев   А.Ф.),   предъявляется   в конце 1 года обучения; ­ тест «Творческие задания » (автор Лернер ). Данные   диагностические   методики  (Приложение   2)  позволяют проверить знания по технологии художественной обработки древесины, будут полезны как учащимся, так и студентам, и педагогам. 2.5. Методические материалы   Организация   студии   ­   благодарное   дело.   Для   занятий   не   требуется специально оборудованное помещение, и школьники обычно с удовольствием идут заниматься   в   такую   студию,   особенно   если   стиль  общения   с   ними доброжелательно­игровой. Занятия резьбой по дереву возможны со школьниками средних классов,  но чтобы добиться наиболее интересных результатов в работе и дать детям больше навыков, лучше проводить набор из старших классов. Рабочее место резчика для занятий резьбой можно оборудовать на  старом верстаке или ученическом столе. При организации студии руководитель должен позаботиться о том,  чтобы показать детям различные изделия, пусть не самые сложные в исполнении. Но они должны   быть   выразительными   и   убедительными.   Одно   изделие   может   быть незавершенным, в процессе работы, чтобы можно было  наглядно показать этапы работы. Хорошо иметь эскизы, чертежи этих  изделий: сначала показать рисунок, эскиз, затем чертеж. Руководитель должен объяснить обучающимся, что без всего этого изделие невозможно изготовить, но при этом эскизы и чертежи должны быть очень наглядны и понятны, и не должны отпугивать своей невыполнимостью и сложностью. Поэтому занятия в студии нужно начинать с простых, быстрых в изготовлении, но эффектных изделий. Работа в студии может быть коллективной и индивидуальной. Это зависит от характера   задания   и,   особенно,   от   психологических   особенностей  каждого воспитанника. Принуждать ни в коем случае нельзя. Если ребенок застенчив и нетороплив в своих действиях, то не следует сразу же заставлять его работать в компании   других.   Он   должен   начать   сам,   присмотреться,  привыкнуть   и,   уже потом,   влиться   в   коллектив.   Поэтому   руководитель   студии  должен планировать не только коллективные, но и индивидуальные занятия. По окончании первого года обучения необходимо подвести итоги за год, отметить каждого ребенка с лучшей стороны, а недостатки, если они есть, предложить назвать самим. После этого предложить ребятам     принять участие в районной выставке детского творчества. Педагог   может   применять   такую   форму   обучения,   как   мастер­класс,  где старшеклассники,   воспитанники   третьего   года   обучения,   проводят   занятия для   подготовительной   группы,   чем   закрепляют   свои   знания,   и   знакомят   с творческим процессом новичков. Педагог дополнительного образования может ограничиться обучением  детей только одному виду резных работ (например, геометрической резьбе), но может изучить с ними и другие доступные им  виды резного декора, например: ажурную и рельефную домовую резьбу. Заниматься  резьбой  лучше   в удобном  для  этого  помещении,  мастерской. Необходимые условия: хорошее освещение, постоянная комнатная температура и умеренная влажность ­ для комфорта работы и  предотвращения коробления изделий,   как   в   процессе   работы,   так   и   уже  готовых;   возможность   оставлять недоделанные изделия и материалы. В ходе обучения у детей могут наблюдаться индивидуальные предпочтения, особые симпатия к тем или иным работам. Это естественно, и  педагогу   не следует насильно заставлять ребят выполнять те виды работ, к которым у них не лежит сердце. Нужно быть очень чутким к проявлению детского художественного творчества,   что,   несомненно,   благотворно  скажется   на   духовном   развитии, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании ребят. Такие занятия позволят детям под руководством педагога дополнительного образования приобщаться к истокам народного  творчества, которые обогатят их внутренний мир, заполнят интересным творческим трудом свободное время и, в конечном счете, могут стать дальнейшим источником существования.   2.6. Список литературы                   2.6.1. Список литературы, рекомендуемый педагогам Основная учебная литература   1. Афанасьев А. Ф. «Резьба по дереву» ­ 1999 г. 2. Кротов И. В. «Программы» ­ 1988 г. 3. Лернер. «Творческие задания» 4. Симоненко Н. С. «Творческие проекты» ­1995 г. Бочаров Д. М. Дерево в архитектуре и скульптуре» Славян. Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по  Дополнительная учебная литература:   1. 2. дереву» ­ 1989 г. 3. 4. 5. 6. Ю.Степанов Н. С. «Резьбы очарованье» ­ 1991 г. Кирюхин А. В. «Домовая и художественная резьба» ­ 1992 г. Нилов И. В. «Альбом орнаментов резчика по дереву» Выпускник ­ IV. Селово Г. К. Современные образовательные технологии ­ 1998 г. 7.Столяров Ю. С. «Техническое творчество учащихся» ­ 1989 г. 8.Федотов Г. Я. «Секреты бондарного ремесла» ­ 1991 г.  9.И.Хворостов А. С. «Программы».  10.Хворостов Д. А. Методическое пособие «Русское  7. 8. 9. 10. деревянноезодчество» № 3 ­ 1999 г.  11. Шепелев А. М. «Декоративная отделка индивидуальных домов»­1992 г. 2.6.2. Список литературы, рекомендуемый для детей 1.Афанасьев А. Ф. «Резьба по дереву» ­ 1999 г. 2. Бочаров Д. М. Дерево в архитектуре и скульптуре» Славян. 3. Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» ­  1989 г. 4. Кирюхин А. В. «Домовая и художественная резьба» ­ 1992 г. 5. Нилов И. В. «Альбом орнаментов резчика по дереву» Выпускник ­IV. 6. Степанов Н. С. «Резьбы очарованье» ­1991 г. 7. Столяров Ю. С. «Техническое творчество учащихся» ­ 1989 г. 8. Федотов Г. Я. «Секреты бондарного ремесла» ­ 1991 г. 9. Хворостов Д. А. Методическое пособие «Русское деревянное зодчество» №  3 ­ 1999 г. 10. О.ШепелевA.M. «Декоративная отделка индивидуальных домов» ­1992 г. 2.6.3. Список литературы, рекомендуемый для родителей 1.Афанасьев А. Ф. «Резьба по дереву» ­ 1999 г. 2. Бочаров Д. М. Дерево в архитектуре и скульптуре» Славян. 3. Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» ­  1989 г. 4. Кирюхин А. В. «Домовая и художественная резьба» ­ 1992 г. 5. Нилов И. В. «Альбом орнаментов резчика по дереву» Выпускник ­IV. 6. Степанов Н. С. «Резьбы очарованье» ­1991 г. 7. Столяров Ю. С. «Техническое творчество учащихся» ­ 1989 г. 8. Федотов Г. Я. «Секреты бондарного ремесла» ­ 1991 г. 9. Хворостов Д. А. Методическое пособие «Русское деревянное зодчество» №  3 ­ 1999 г. 10. О.ШепелевA.M. «Декоративная отделка индивидуальных домов» ­1992 г. Программа работы на лето 1. Пояснительная записка Программа «Резачок» на лето сделана с целью закрепления знаний и умений, полученных на занятиях во время учебного года, а также для того, чтобы обучающиеся студии имели практическую возможность для создания новых изделий и композиций.   Также во время летнего сезона планируется выездные посещения музеев и выставок ДПИ и изобразительного искусства. Занятия   в   летнее   время   проводятся   также   по   группам   в   соответствии   с программой,   составленной   на   основе   учебной   программы   каждого   года обучения. 1­й год обучения – 2 раза в неделю по 1часу, 14 часов; 2­й год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу, 14 часов. 3­й год обучения – 2 раза в неделю по 1часу, 14 часов; 2. Содержание программы 2.1. Учебный план 1 год обучения Наименование разделов, тем Количество часов Форма аттестации/ контроля Всего часов 1 2 Теория Практи ка 1 2 № 1 Вводное занятие 2 Выполнение задания по образцу (на светлом фоне) 3 Контурная резьба по тонированному фону. Композиция анималистического характера. 4 Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с резной заставкой (вид резьбы по выбору). 5 Итоговое занятие 6 4 1 1 5 4 1 Всего: 14 2 12 2­й год обучения № Наименование разделов, тем Количество часов Всего часов 1 12 1 14 Теория Практи ка 11 5 6 1 12 1 1 1 2 Вводное занятие Изготовление комплексного изделия 1. 2. 2.1 Панно «Сова» 2.2 Панно «Конь» 3. Итоговое занятие Всего: 3­ий год обучения № Наименование разделов, тем Количество часов 1. Вводное занятие Изготовление комплексного изделия 2. 2.1 Панно «Петух» 2.2 Панно «Рыба» 3. Итоговое занятие Всего: Всего часов 1 12 1 14 Теория Практи ка 11 5 6 1 12 1 1 1 2 Выставка Форма аттестации/ контроля Выставка Форма аттестации/ контроля Выставка 2.2. Содержание учебного плана 1­й год обучение     1. Вводное занятие Теория   Знакомство с искусством резьбы. Ознакомление с режимом работы студии. Правила безопасности труда.    2.  Выполнение задания по образцу (на светлом фоне) Теория   Контурная   резьба   (контурное   гравирование)   по   светлой   древесине. Пластический   характер   контурного   решения   композиции.   Материалы   и инструменты. Характер подготовки инструмента в зависимости от рисунка. Этапы выполнения контурной резьбы. Практика   Изготовление   строганой   основы       под   резную   композицию   растительного характера.   анималистического характера   3.   Контурная   резьба   по   тонированному   фону.  Композиция Теория   Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Технология   тонирования   и   прозрачной   отделки   деревянной   поверхности. Способы перевода рисунка на темный фон. Практика   Декоративные композиции. Подготовка основы. Работа над эскизом. Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы.    4.   Выполнение простого предмета (строганного или точеного)  с резной заставкой (вид резьбы по выбору) Практика   Учет   функционального   назначения   предмета   и   его   связь   с   резным декором. Проект изделия. Разработка резной заставки. Способы отделки. Создание  проекта.  Изготовление  основы   предмета  согласно  проекту   и выполнение резной заставки.  5.  Итоговое занятие Практика   Итоги деятельности обучающихся за данный период времени. Организация выставки изделий. 2­й год обучения   1.  Вводное занятие Теория   Режим   работы   студии   на   данный   период.   Вопросы  охраны   труда   и правила   техники   безопасности.   Организация   рабочего   места.   Сведения   о древесине и ее свойствах. Заточка и правка инструментов. Практика:   Упражнения по заточке и правке инструментов. Изготовление державок для закрепления резной пластины при работе.   2.       Изготовление комплексного изделия.   2.1    Панно «Сова».  Теория:   Составление эскизов, рисунков, изготовление шаблона.  Практика:   Изготовление  заготовки   по   шаблону.   Обработка   торцов   заготовки, тонирование.   Разметка   готового  изделия,   зачистка,   изготовление   петли. Лакирование готового изделия.   2.2  Панно «Конь».  Теория:   Составление эскизов, рисунков, шаблонов.  Практика:   Изготовление заготовки. Обработка торцов заготовки. Тонирование, Разметка заготовки под резьбу. Выполнение геометрической резьбы на изделии. Отделка готового изделия, зачистка, изготовление петли. Лакирование изделия.  3.    Итоговое занятие  Теория:   Итоги   за   курс   обучения.   Советы   и   рекомендации   по   самостоятельной творческой работе обучающихся.  Практика: Подготовка   и   оформление   выставки   работ   учащихся.   Обсуждение выставки. 3­ий год обучения 1.  Вводное занятие Теория   Режим   работы   студии   на   данный   период.   Вопросы  охраны   труда   и правила   техники   безопасности.   Организация   рабочего   места.   Сведения   о древесине и ее свойствах. Заточка и правка инструментов. Практика:   Упражнения по заточке и правке инструментов. Изготовление державок для закрепления резной пластины при работе.   2.       Изготовление комплексного изделия.   2.1    Панно «Петух».  Теория:   Составление эскизов, рисунков, изготовление шаблона.  Практика:   Изготовление  заготовки   по   шаблону.   Обработка   торцов   заготовки, тонирование.   Разметка   готового  изделия,   зачистка,   изготовление   петли. Лакирование готового изделия.   2.2  Панно «Рыба».  Теория:   Составление эскизов, рисунков, шаблонов.  Практика:   Изготовление заготовки. Обработка торцов заготовки. Тонирование, Разметка заготовки под резьбу. Выполнение геометрической резьбы на изделии. Отделка готового изделия, зачистка, изготовление петли. Лакирование изделия.  3.    Итоговое занятие  Теория:   Итоги   за   курс   обучения.   Советы   и   рекомендации   по   самостоятельной творческой работе обучающихся.  Практика: Подготовка   и   оформление   выставки   работ   учащихся.   Обсуждение выставки. Приложение №1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Приложение №2 Вопросы­карты (автор Лернер)

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок

Программа Резачок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2017