В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной жизненной позицией.
Поэтому основная цель, которую ставлю перед собой в 2012-2013 учебном году - это усиление практической направленности в преподавании биологии, как на уроках, так и во внеурочное время с использованием проектной деятельности.
«Согласовано»
Руководитель ШМО
__________
___/ТарасенкоИ.В./
ФИО
Протокол № 1 от «29 » августа
2012г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МКОУ
Калачеевская СОШ №
1
_____________/_Гудова
Г.Н./
ФИО
« 30» августа 2012 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ Калачеевская СОШ
№ 1
____________________/Ивонина Т.В./
ФИО
Приказ № от « 03» сентября 2012 г.
«Развитие творческих способностей учащихся на основе
проектной деятельности»
программа саморазвития профессиональной компетентности
учителя биологии
МКОУ Калачеевская СОШ №1
Шевцовой Светланы Тихоновны
(высшая категория)
на 20122013 учебныйг. Калач
2012г
ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
Ф.И.О. учителя: Шевцова Светлана Тихоновна
Дата рождения: 03.06.1968г.
Образование (когда и какое учебное заведение окончил): 1993 год,
Воронежский ордена «Знак почета» государственный педагогический
институт.
Диплом №: № 203744 от 12.07.1993г
Специальность по диплому: учитель географиибиологии
Место работы: МКОУ Калачеевская СОШ № 1
Занимаемая должность: учитель биологии
Дата назначения на должность: 25.08.1994
Общий стаж трудовой деятельности: 31
Педагогический стаж: 19
Квалификационная категория, дата присвоения: высшая, приказ № 49К от
19.02.2008; приказ № 65 – А от 19.02.2013г
«Деятельность педагогических
Курсы повышения квалификации:
коллективов школ по реализации ФГОС основной (59 кл.) школы» в
объеме 108 часов (г. Москва. Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования «Учебный центр
«Методист». 20.0614.09.2012).Пояснительная записка.
Человек есть свой собственный проект.
Ж.П. Сартр
В проекте федерального государственного образовательного стандарта
общего образования второго поколения для получения учащимися
качественного образования предъявляются высокие требования к
метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы
программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими
исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи. Задача учителя состоит в создании условий для
реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся,
в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и
творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности,
умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной
жизненной позицией.
Поэтому основная цель, которую ставлю перед собой в 20122013
учебном году это усиление практической направленности в преподавании
биологии, как на уроках, так и во внеурочное время с использованием
проектной деятельности, так как этот метод имеет ряд преимуществ, а
именно:
легко вписывается в учебный процесс в условиях классно – урочной
системы и позволяет достигать цели образования по предмету;
метод проектирования обеспечивает не только успешное усвоение
учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их
самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к
другу;
сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь
другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный
баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и
прагматическими умениями;
реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях
обучения;
позволяет приобретать обучающимся уникальный опыт социального
взаимодействия.
Цель: изучение и применение на практике метода учебного проекта как
одного из самых эффективных методов развития творческих способностей
обучающихся.
Задачи:
1. Изучить учебнометодическую литературу по теме самообразования.
2. Ознакомиться с опытом педагогов школы, района, страны через сеть
Интернета.
3. Применить данную технологию на уроках и во время внеурочной
деятельности.
4. Поддерживать научноисследовательскую и поисковую работу
учащихся.
5. Развивать творческие способности учащихся через проектно
исследовательскую деятельность.
6. Стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой
авторской деятельности.
5.Систематизировать и обобщить опыт педагогической работы по теме
самообразования.
Объект исследования: профессиональная деятельность учителя
биологии Шевцовой Светланы Тихоновна.
Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся на
основе проектной деятельности.
Методы исследования: самодиагностика, самонаблюдение, самоанализ.
Источники самообразования: специализированная литература, ресурс
Интернет,
семинары,
конференции, вебинары, мероприятия по обмену опытом, мастерклассы,
курсы повышения квалификации.
медиаинформация на различных носителях,
Формы самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в жизни школы, деятельности школьного и
районного методических объединений учителей естественного цикла, области,
страны, используя ресурсы Интернета.Ожидаемый результат:
повышения своих теоретических и практических знаний, умений и
навыков,
профессионализма и творчества;
развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков,
умения экспериментировать, синтезировать полученные знания;
повышение качества преподаваемого предмета;
участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе методических
объединений;
умение оказать практическую помощь коллегам.
Экспериментальная база: МКОУ Калачеевская СОШ № 1.
Сроки работы над темой самообразования: 20122013 учебный год.
План мероприятий по реализации программы педагогического эксперимента
по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на основе
проектной деятельности» на 200122013 учебный год
Этапы
Диагностичес
кий
Экспериментал
ьный
Содержание работы
1.Изучить методическую
литературу по теме
2.Выявить способы
использования учебно
исследовательских работ в
преподавании биологии.
3.Определить уровень
собственной педагогической
компетенции в организации
учебно – исследовательской
деятельности.
Освоить методы и способы
организации учебно –
исследовательской
деятельности. Проведение
уроков и внеурочных занятий
по программе «Я –
исследователь» с
использованием материала
учебноисследовательских
работ.
Сроки
Август
сентябрь –
2012г;
в течение
года
Результаты
1. Изучение литературы и
интернет ресурсов по теме
«Использование проектной
деятельности на уроках»
2.Консультации и беседы с
учителями по теме
самообразования
Октябрь –
май
20122013
учебный
год.
1.Выполнение
исследовательских проектов
2. Выступление на
методическом семинаре,
заседании ШПО по теме
«Ода научно
исследовательскому
проекту»,
«Использование метода
проектов с целью повышения
познавательной активности
учащихся на уроках цикла»Обобщающий
Внедренческий
1.Разработать методические
материалы по применению
учебно – исследовательских
работ в преподавании
биологии для повышения
качества образования.
2.Участие в конференциях
3.Анализ работы, обобщение
опыта в форме творческого
отчета.
1.Использование опыта в
процессе работе.
2.Распространение опыта
работы.
Март – май
2014 г.
1. Презентация проектов.
2. Участие в практических
конференциях..
3.Создание собственной
базы научно
исследовательских работ.
июнь –
август
2015г;
в ходе
дальнейше
й работы
1. Выступить с анализом по
теме самообразования.
2.Публикация детских
проектов.
3. Участие в конкурсах.
Анализ работы по теме самообразования «Развитие творческих
способностей учащихся на основе проектной деятельности»
I. Проанализирована литература по теме самообразования.
1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной
технологии обучения // Директор школы. – 1995. – № 6.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности // Народное образование. – 2000. – № 7.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, 1998
4. Интернет ресурс: http://stavcvr.ru
II. Расширены знания по теме самообразования.
Классификационные параметры технологии
Уровень и характер применения: метатехнология, охватывающая не
только среднюю, но и
высшую школу, а также (в различных вариантах) производство, социальную
сферу, политику.
Философская основа: зависит от позиции субъекта.
Методологический подход: исследовательский + деятельностный.
Ведущие факторы развития: психогенные + социогенные.
Научная концепция освоения опыта: деятельности + развития.
Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СДП.
Характер содержания: различной ориентации, адаптивновариативный.
Вид социальнопедагогической деятельности: управления.
Тип управления учебновоспитательным процессом: «консультант» +
самоуправление.
Преобладающие методы: проблемные.
Организационные формы: альтернативные.Преобладающие средства: вербальные + программированные +
практические.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий:
личностно ориентированный.
Направление модернизации: на основе активизации.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации
¶ Формирование проектной деятельности, проектного мышления.
¶ Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
¶ Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
¶ Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
¶ Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых
познавательных и
практических задач.
¶ Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
¶ Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому
мышлению
учеников и учителя.
¶ Развитие важнейших компетентностей для современной жизни:
– способности брать на себя ответственность;
– участвовать в совместном принятии решения;
– регулировать конфликты ненасильственным путем;
– оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с
окружающей средой;
– делать свой выбор;
– владеть устным и письменным общением;
– способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в
профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.
¶ Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора
информации),
наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.
Концептуальные позиции
v Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих
способностей.
v Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.
Образовательный процесс стоится не в логике учебного предмета, а в логике
деятельности, имеющей личностный смысл для ученика; это повышает его
мотивацию в учении.
v Деятельностный подход.
v Процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего
будущего.v Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого
ученика на
свой уровень развития.
v Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных
проблем.
v Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует
сбалансированному
развитию основных физиологических и психических функций ученика.
v Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем.
Глубокое,
осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального
их использования в разных ситуациях.
v Принцип уважения к иной точке зрения.
v Принцип обеспечения ответственности за результат.
v Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит
процесс
познания.
Стадии разработки проекта:
1) организационноподготовительная стадия – проблематизация,
разработка проектного задания (выбор);
2) разработка самого проекта (планирование);
3) технологическая стадия;
4) заключительная стадия (оформление результатов, общественная
презентация, обсуждние, саморефлексия).
Организация образовательного пространства.
Важнейшим условием успешного формирования у детей проектной
деятельности является дифференциация образовательного пространства.
Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию
собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к
самостоятельной работе – все это требует не кабинетного, а содержательного
оформления пространства основной школы. Образовательное пространство
основной школы должно включать в себя наряду с традиционными
кабинетами (где осуществляется учебная деятельность по учебным
предметам) места для самостоятельной работы:
– достаточно обширную библиотеку, а в классах и других рабочих комнатах
достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки, в любую
минуту доступных ученикам и учителям;
– лаборатории для свободных опытов;
– компьютеры с доступом к разнообразным базам данных;– удобную для работы в группах расстановку мебели в классах;
– выделенные внутри классных помещений, в коридорах и рекреациях уголки,
где дети
могут работать индивидуально или в небольших группах.
III. Убедилась в том, что используя метод проектов:
можно наиболее полно развивать как интеллектуальные,
так и
творческие способности детей;
формировать
познавательные
умение
самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную
информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития
критического мышления.
навыки у
учащихся
стимулировать мыслительный процесс, направленный на поиск и
решение проблемы,
делать учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а
ученика ответственным и целеустремленным.
деятельности.
IV Отмечен рост мотивации к изучению биологии и исследовательской
V. Увеличилось количество победителей и призёров в различных
творческих конкурсах.
VI. Пополнено портфолио учащихся дипломами, позволяющие
анализировать эффективность саморазвития каждого ученика.
VII.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся
способствует лучшему усвоению учебного материала произошло повышение
качества образования (до 75,92 %)
VIII. Создан электронный ресурс проектных работ (в том числе
презентаций), который можно использовать и при изучении новых тем, и при
повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.