Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 14.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной жизненной позицией. Поэтому основная цель, которую ставлю перед собой в 2012-2013 учебном году - это усиление практической направленности в преподавании биологии, как на уроках, так и во внеурочное время с использованием проектной деятельности.
Иконка файла материала Программа саморазвития 2012-2013г.docx
«Согласовано»            Руководитель ШМО                             __________ ___/ТарасенкоИ.В./                                   ФИО Протокол № 1 от «29 » августа 2012г.             «Согласовано» Заместитель директора по УВР  МКОУ                              Калачеевская   СОШ №  1             _____________/_Гудова Г.Н./                                                      ФИО             « 30» августа 2012 г.                «Утверждаю»   Директор МКОУ Калачеевская СОШ  № 1   ____________________/Ивонина Т.В./                                                  ФИО  Приказ №   от «  03»  сентября  2012 г. «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности» программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии МКОУ Калачеевская СОШ №1 Шевцовой Светланы Тихоновны (высшая категория) на 2012­2013 учебныйг. Калач 2012г ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ Ф.И.О. учителя:          Шевцова Светлана Тихоновна Дата рождения:  03.06.1968г. Образование (когда и какое учебное заведение окончил): 1993 год,  Воронежский  ордена «Знак почета» государственный педагогический   институт.  Диплом №: №  203744 от 12.07.1993г Специальность по диплому: учитель географии­биологии Место работы: МКОУ Калачеевская СОШ № 1 Занимаемая должность: учитель биологии  Дата назначения на должность: 25.08.1994 Общий стаж трудовой деятельности: 31 Педагогический стаж: 19 Квалификационная категория, дата присвоения: высшая, приказ № 49­К  от  19.02.2008; приказ № 65 – А от 19.02.2013г  «Деятельность   педагогических Курсы   повышения   квалификации: коллективов  школ  по  реализации  ФГОС  основной   (5­9  кл.)  школы»  в объеме 108 часов (г. Москва.  Автономная некоммерческая организация дополнительного   профессионального   образования   «Учебный   центр «Методист». 20.06­14.09.2012).Пояснительная записка. Человек есть свой собственный проект. Ж.П. Сартр В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего   образования   второго   поколения   для   получения   учащимися качественного   образования   предъявляются   высокие   требования   к метапредметным   результатам   освоения   выпускниками   основной   школы программы   по   биологии.   Выпускники   должны   овладеть   составляющими исследовательской   и   проектной   деятельности,   включая   умения   видеть проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   объяснять,   доказывать, защищать   свои   идеи.   Задача   учителя   состоит   в   создании   условий   для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в   воспитании   интеллектуальной   личности,   способной   к   саморазвитию   и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей   предвидеть   результаты   своих   действий,   обладающей   активной жизненной позицией. Поэтому   основная   цель,   которую     ставлю   перед   собой   в   2012­2013 учебном году   ­ это усиление практической направленности в преподавании биологии,   как   на   уроках,   так   и   во   внеурочное   время   с   использованием проектной   деятельности,   так   как   этот   метод   имеет   ряд   преимуществ,   а именно:  легко вписывается в учебный процесс в условиях классно – урочной системы и позволяет достигать цели образования по предмету;  метод   проектирования   обеспечивает   не   только   успешное   усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;  сплачивает   детей,   развивает   коммуникабельность,   желание   помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;даёт   возможность   организовать   учебную   деятельность,  соблюдая   разумный баланс   между   теорией   и   практикой,   между   академическими   знаниями   и прагматическими умениями;  реализует   идею   профессиональной   ориентации   на   всех   уровнях обучения;  позволяет   приобретать   обучающимся   уникальный   опыт   социального взаимодействия. Цель: изучение и применение на практике метода учебного проекта как одного из самых эффективных методов развития творческих способностей обучающихся. Задачи:  1. Изучить учебно­методическую литературу по теме самообразования. 2. Ознакомиться с опытом  педагогов школы, района,  страны через сеть Интернета. 3.   Применить   данную   технологию   на   уроках   и   во   время   внеурочной деятельности. 4.   Поддерживать   научно­исследовательскую   и   поисковую   работу учащихся. 5.    Развивать     творческие  способности   учащихся      через     проектно­ исследовательскую  деятельность. 6.   Стимулировать   участие   в   конкурсах   и   проектах,   творческой авторской деятельности. 5.Систематизировать и обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.  Объект   исследования:   профессиональная   деятельность   учителя биологии Шевцовой Светланы Тихоновна. Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности. Методы исследования: самодиагностика, самонаблюдение, самоанализ. Источники   самообразования:   специализированная   литература,   ресурс­ Интернет,   семинары, конференции,   вебинары,   мероприятия   по   обмену   опытом,   мастер­классы, курсы повышения квалификации.   медиа­информация   на   различных   носителях, Формы самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план, групповая   –   через   участие   в     жизни   школы,   деятельности   школьного   и районного методических объединений учителей естественного цикла, области, страны,  используя ресурсы Интернета.Ожидаемый результат:   повышения   своих   теоретических   и   практических   знаний,   умений   и навыков,  профессионализма и творчества;  развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения  экспериментировать, синтезировать полученные знания;  повышение качества преподаваемого предмета;  участие   в   педсоветах,   семинарах,   вебинарах,   в   работе   методических объединений;  умение оказать практическую помощь коллегам. Экспериментальная база: МКОУ Калачеевская СОШ № 1. Сроки работы над темой самообразования: 2012­2013 учебный год. План мероприятий по реализации программы педагогического эксперимента по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»   на 20012­2013 учебный  год Этапы Диагностичес­ кий Экспериментал ьный Содержание работы 1.Изучить методическую  литературу по теме 2.Выявить способы  использования учебно­ исследовательских работ в  преподавании  биологии. 3.Определить уровень  собственной педагогической  компетенции в организации  учебно – исследовательской  деятельности. Освоить методы и способы  организации учебно –  исследовательской  деятельности. Проведение  уроков и внеурочных занятий  по программе «Я –  исследователь»  с  использованием материала  учебно­исследовательских  работ. Сроки Август  ­сентябрь – 2012г;  в течение  года Результаты 1. Изучение литературы и  интернет ­ ресурсов по теме  «Использование проектной  деятельности на уроках» 2.Консультации и беседы с  учителями по теме  самообразования Октябрь  –  май  2012­2013  учебный  год. 1.Выполнение  исследовательских проектов 2. Выступление на  методическом семинаре,  заседании ШПО по теме  «Ода научно­ исследовательскому  проекту», «Использование метода  проектов с целью повышения  познавательной активности  учащихся на уроках цикла»Обобщающий Внедренческий 1.Разработать методические  материалы по применению  учебно – исследовательских  работ в преподавании   биологии для  повышения  качества образования. 2.Участие в конференциях  3.Анализ работы, обобщение  опыта в форме творческого  отчета. 1.Использование опыта  в  процессе работе. 2.Распространение опыта  работы. Март – май 2014 г. 1. Презентация проектов. 2. Участие в  практических  конференциях.. 3.Создание  собственной   базы научно ­  исследовательских работ.   июнь  –  август  2015г; в ходе  дальнейше й работы 1. Выступить  с анализом   по  теме самообразования. 2.Публикация детских  проектов. 3. Участие в конкурсах. Анализ   работы   по   теме   самообразования   «Развитие   творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности» I. Проанализирована литература по теме самообразования. 1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной  технологии обучения // Директор школы. – 1995. – № 6. 2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной  деятельности // Народное образование. – 2000. – № 7. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, 1998 4.  Интернет ресурс: http://stavcvr.ru  II. Расширены знания по теме самообразования. Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: метатехнология, охватывающая не  только среднюю, но и высшую школу, а также (в различных вариантах) производство, социальную  сферу, политику. Философская основа: зависит от позиции субъекта. Методологический подход: исследовательский + деятельностный. Ведущие факторы развития: психогенные + социогенные. Научная концепция освоения опыта: деятельности + развития. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СДП. Характер содержания: различной ориентации, адаптивно­вариативный. Вид социально­педагогической деятельности: управления. Тип управления учебно­воспитательным процессом: «консультант» +  самоуправление. Преобладающие методы: проблемные. Организационные формы: альтернативные.Преобладающие средства: вербальные + программированные +  практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий:  личностно ориентированный. Направление модернизации: на основе активизации. Категория объектов: все категории. Целевые ориентации ¶ Формирование проектной деятельности, проектного мышления. ¶ Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний. ¶ Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы. ¶ Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников. ¶   Развитие   умений   пользоваться   этими   знаниями   для   решения   новых познавательных и практических задач. ¶ Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям. ¶   Развитие   способностей   к   аналитическому,   критическому   и   творческому мышлению учеников и учителя. ¶ Развитие важнейших компетентностей для современной жизни: – способности брать на себя ответственность; – участвовать в совместном принятии решения; – регулировать конфликты ненасильственным путем; – оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; – делать свой выбор; – владеть устным и письменным общением; –   способности   учиться   всю   жизнь   как   основы   непрерывной   подготовки   в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни. ¶   Развитие   исследовательских   умений:   анализа   (выявления   проблем,   сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения. Концептуальные позиции v Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей. v   Принцип   личной   заинтересованности   ученика   в   теме   проекта. Образовательный процесс стоится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей  личностный  смысл  для  ученика; это  повышает  его мотивацию в учении. v Деятельностный подход. v Процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего.v Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. v Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. v   Комплексный   подход   в   разработке   учебных   проектов   способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. v Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. v Принцип уважения к иной точке зрения. v Принцип обеспечения ответственности за результат. v Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Стадии разработки проекта: 1)   организационно­подготовительная   стадия   –   проблематизация, разработка проектного задания (выбор); 2) разработка самого проекта (планирование); 3) технологическая стадия; 4)   заключительная   стадия   (оформление   результатов,   общественная презентация, обсуждние, саморефлексия). Организация образовательного пространства. Важнейшим   условием   успешного   формирования   у   детей   проектной деятельности   является   дифференциация   образовательного   пространства. Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного   проекта,   к   исследованию,   от   работы   под   руководством   к самостоятельной работе – все это требует не кабинетного, а содержательного оформления   пространства   основной   школы.   Образовательное   пространство основной   школы   должно   включать   в   себя   наряду   с   традиционными кабинетами   (где   осуществляется   учебная   деятельность   по   учебным предметам) места для самостоятельной работы: – достаточно обширную библиотеку, а в классах и других рабочих комнатах достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки, в любую минуту доступных ученикам и учителям; – лаборатории для свободных опытов; – компьютеры с доступом к разнообразным базам данных;– удобную для работы в группах расстановку мебели в классах; – выделенные внутри классных помещений, в коридорах и рекреациях уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах. III. Убедилась в том, что используя метод проектов:  можно   наиболее   полно   развивать   как   интеллектуальные, так   и творческие способности детей;  формировать     познавательные     умение самостоятельно   конструировать   свои   знания,   анализировать   полученную информацию,   выдвигать   гипотезы   и   способы   достижения   развития критического мышления.    навыки   у     учащихся   ­    стимулировать     мыслительный   процесс,   направленный   на   поиск   и решение проблемы,     делать    учебный  процесс  творческим,  сжатым,  целенаправленным, а ученика ­ ответственным и целеустремленным. деятельности. IV Отмечен    рост мотивации к изучению биологии и исследовательской V. Увеличилось   количество   победителей   и   призёров   в   различных творческих конкурсах. VI.   Пополнено     портфолио     учащихся   дипломами,     позволяющие анализировать  эффективность  саморазвития  каждого ученика. VII.   Проектная   и   исследовательская   деятельность   учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала ­ произошло повышение качества образования (до 75,92 %) VIII.   Создан   электронный   ресурс   проектных   работ   (в   том   числе презентаций), который можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.