Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»
Оценка 4.6

Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
биология
Взрослым
14.02.2017
Программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»
В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной жизненной позицией. Поэтому основная цель, которую ставлю перед собой в 2012-2013 учебном году - это усиление практической направленности в преподавании биологии, как на уроках, так и во внеурочное время с использованием проектной деятельности.
Программа саморазвития 2012-2013г.docx
«Согласовано»            Руководитель ШМО                             __________ ___/ТарасенкоИ.В./                                   ФИО Протокол № 1 от «29 » августа 2012г.             «Согласовано» Заместитель директора по УВР  МКОУ                              Калачеевская   СОШ №  1             _____________/_Гудова Г.Н./                                                      ФИО             « 30» августа 2012 г.                «Утверждаю»   Директор МКОУ Калачеевская СОШ  № 1   ____________________/Ивонина Т.В./                                                  ФИО  Приказ №   от «  03»  сентября  2012 г. «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности» программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии МКОУ Калачеевская СОШ №1 Шевцовой Светланы Тихоновны (высшая категория) на 2012­2013 учебный г. Калач 2012г ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ Ф.И.О. учителя:          Шевцова Светлана Тихоновна Дата рождения:  03.06.1968г. Образование (когда и какое учебное заведение окончил): 1993 год,  Воронежский  ордена «Знак почета» государственный педагогический   институт.  Диплом №: №  203744 от 12.07.1993г Специальность по диплому: учитель географии­биологии Место работы: МКОУ Калачеевская СОШ № 1 Занимаемая должность: учитель биологии  Дата назначения на должность: 25.08.1994 Общий стаж трудовой деятельности: 31 Педагогический стаж: 19 Квалификационная категория, дата присвоения: высшая, приказ № 49­К  от  19.02.2008; приказ № 65 – А от 19.02.2013г  «Деятельность   педагогических Курсы   повышения   квалификации: коллективов  школ  по  реализации  ФГОС  основной   (5­9  кл.)  школы»  в объеме 108 часов (г. Москва.  Автономная некоммерческая организация дополнительного   профессионального   образования   «Учебный   центр «Методист». 20.06­14.09.2012). Пояснительная записка. Человек есть свой собственный проект. Ж.П. Сартр В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего   образования   второго   поколения   для   получения   учащимися качественного   образования   предъявляются   высокие   требования   к метапредметным   результатам   освоения   выпускниками   основной   школы программы   по   биологии.   Выпускники   должны   овладеть   составляющими исследовательской   и   проектной   деятельности,   включая   умения   видеть проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   объяснять,   доказывать, защищать   свои   идеи.   Задача   учителя   состоит   в   создании   условий   для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в   воспитании   интеллектуальной   личности,   способной   к   саморазвитию   и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей   предвидеть   результаты   своих   действий,   обладающей   активной жизненной позицией. Поэтому   основная   цель,   которую     ставлю   перед   собой   в   2012­2013 учебном году   ­ это усиление практической направленности в преподавании биологии,   как   на   уроках,   так   и   во   внеурочное   время   с   использованием проектной   деятельности,   так   как   этот   метод   имеет   ряд   преимуществ,   а именно:  легко вписывается в учебный процесс в условиях классно – урочной системы и позволяет достигать цели образования по предмету;  метод   проектирования   обеспечивает   не   только   успешное   усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;  сплачивает   детей,   развивает   коммуникабельность,   желание   помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; даёт   возможность   организовать   учебную   деятельность,  соблюдая   разумный баланс   между   теорией   и   практикой,   между   академическими   знаниями   и прагматическими умениями;  реализует   идею   профессиональной   ориентации   на   всех   уровнях обучения;  позволяет   приобретать   обучающимся   уникальный   опыт   социального взаимодействия. Цель: изучение и применение на практике метода учебного проекта как одного из самых эффективных методов развития творческих способностей обучающихся. Задачи:  1. Изучить учебно­методическую литературу по теме самообразования. 2. Ознакомиться с опытом  педагогов школы, района,  страны через сеть Интернета. 3.   Применить   данную   технологию   на   уроках   и   во   время   внеурочной деятельности. 4.   Поддерживать   научно­исследовательскую   и   поисковую   работу учащихся. 5.    Развивать     творческие  способности   учащихся      через     проектно­ исследовательскую  деятельность. 6.   Стимулировать   участие   в   конкурсах   и   проектах,   творческой авторской деятельности. 5.Систематизировать и обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.  Объект   исследования:   профессиональная   деятельность   учителя биологии Шевцовой Светланы Тихоновна. Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности. Методы исследования: самодиагностика, самонаблюдение, самоанализ. Источники   самообразования:   специализированная   литература,   ресурс­ Интернет,   семинары, конференции,   вебинары,   мероприятия   по   обмену   опытом,   мастер­классы, курсы повышения квалификации.   медиа­информация   на   различных   носителях, Формы самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план, групповая   –   через   участие   в     жизни   школы,   деятельности   школьного   и районного методических объединений учителей естественного цикла, области, страны,  используя ресурсы Интернета. Ожидаемый результат:   повышения   своих   теоретических   и   практических   знаний,   умений   и навыков,  профессионализма и творчества;  развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения  экспериментировать, синтезировать полученные знания;  повышение качества преподаваемого предмета;  участие   в   педсоветах,   семинарах,   вебинарах,   в   работе   методических объединений;  умение оказать практическую помощь коллегам. Экспериментальная база: МКОУ Калачеевская СОШ № 1. Сроки работы над темой самообразования: 2012­2013 учебный год. План мероприятий по реализации программы педагогического эксперимента по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»   на 20012­2013 учебный  год Этапы Диагностичес­ кий Экспериментал ьный Содержание работы 1.Изучить методическую  литературу по теме 2.Выявить способы  использования учебно­ исследовательских работ в  преподавании  биологии. 3.Определить уровень  собственной педагогической  компетенции в организации  учебно – исследовательской  деятельности. Освоить методы и способы  организации учебно –  исследовательской  деятельности. Проведение  уроков и внеурочных занятий  по программе «Я –  исследователь»  с  использованием материала  учебно­исследовательских  работ. Сроки Август  ­сентябрь – 2012г;  в течение  года Результаты 1. Изучение литературы и  интернет ­ ресурсов по теме  «Использование проектной  деятельности на уроках» 2.Консультации и беседы с  учителями по теме  самообразования Октябрь  –  май  2012­2013  учебный  год. 1.Выполнение  исследовательских проектов 2. Выступление на  методическом семинаре,  заседании ШПО по теме  «Ода научно­ исследовательскому  проекту», «Использование метода  проектов с целью повышения  познавательной активности  учащихся на уроках цикла» Обобщающий Внедренческий 1.Разработать методические  материалы по применению  учебно – исследовательских  работ в преподавании   биологии для  повышения  качества образования. 2.Участие в конференциях  3.Анализ работы, обобщение  опыта в форме творческого  отчета. 1.Использование опыта  в  процессе работе. 2.Распространение опыта  работы. Март – май 2014 г. 1. Презентация проектов. 2. Участие в  практических  конференциях.. 3.Создание  собственной   базы научно ­  исследовательских работ.   июнь  –  август  2015г; в ходе  дальнейше й работы 1. Выступить  с анализом   по  теме самообразования. 2.Публикация детских  проектов. 3. Участие в конкурсах. Анализ   работы   по   теме   самообразования   «Развитие   творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности» I. Проанализирована литература по теме самообразования. 1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной  технологии обучения // Директор школы. – 1995. – № 6. 2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной  деятельности // Народное образование. – 2000. – № 7. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, 1998 4.  Интернет ресурс: http://stavcvr.ru  II. Расширены знания по теме самообразования. Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: метатехнология, охватывающая не  только среднюю, но и высшую школу, а также (в различных вариантах) производство, социальную  сферу, политику. Философская основа: зависит от позиции субъекта. Методологический подход: исследовательский + деятельностный. Ведущие факторы развития: психогенные + социогенные. Научная концепция освоения опыта: деятельности + развития. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СДП. Характер содержания: различной ориентации, адаптивно­вариативный. Вид социально­педагогической деятельности: управления. Тип управления учебно­воспитательным процессом: «консультант» +  самоуправление. Преобладающие методы: проблемные. Организационные формы: альтернативные. Преобладающие средства: вербальные + программированные +  практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий:  личностно ориентированный. Направление модернизации: на основе активизации. Категория объектов: все категории. Целевые ориентации ¶ Формирование проектной деятельности, проектного мышления. ¶ Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний. ¶ Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы. ¶ Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников. ¶   Развитие   умений   пользоваться   этими   знаниями   для   решения   новых познавательных и практических задач. ¶ Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям. ¶   Развитие   способностей   к   аналитическому,   критическому   и   творческому мышлению учеников и учителя. ¶ Развитие важнейших компетентностей для современной жизни: – способности брать на себя ответственность; – участвовать в совместном принятии решения; – регулировать конфликты ненасильственным путем; – оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; – делать свой выбор; – владеть устным и письменным общением; –   способности   учиться   всю   жизнь   как   основы   непрерывной   подготовки   в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни. ¶   Развитие   исследовательских   умений:   анализа   (выявления   проблем,   сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения. Концептуальные позиции v Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей. v   Принцип   личной   заинтересованности   ученика   в   теме   проекта. Образовательный процесс стоится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей  личностный  смысл  для  ученика; это  повышает  его мотивацию в учении. v Деятельностный подход. v Процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего. v Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. v Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. v   Комплексный   подход   в   разработке   учебных   проектов   способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. v Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. v Принцип уважения к иной точке зрения. v Принцип обеспечения ответственности за результат. v Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Стадии разработки проекта: 1)   организационно­подготовительная   стадия   –   проблематизация, разработка проектного задания (выбор); 2) разработка самого проекта (планирование); 3) технологическая стадия; 4)   заключительная   стадия   (оформление   результатов,   общественная презентация, обсуждние, саморефлексия). Организация образовательного пространства. Важнейшим   условием   успешного   формирования   у   детей   проектной деятельности   является   дифференциация   образовательного   пространства. Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного   проекта,   к   исследованию,   от   работы   под   руководством   к самостоятельной работе – все это требует не кабинетного, а содержательного оформления   пространства   основной   школы.   Образовательное   пространство основной   школы   должно   включать   в   себя   наряду   с   традиционными кабинетами   (где   осуществляется   учебная   деятельность   по   учебным предметам) места для самостоятельной работы: – достаточно обширную библиотеку, а в классах и других рабочих комнатах достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки, в любую минуту доступных ученикам и учителям; – лаборатории для свободных опытов; – компьютеры с доступом к разнообразным базам данных; – удобную для работы в группах расстановку мебели в классах; – выделенные внутри классных помещений, в коридорах и рекреациях уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах. III. Убедилась в том, что используя метод проектов:  можно   наиболее   полно   развивать   как   интеллектуальные, так   и творческие способности детей;  формировать     познавательные     умение самостоятельно   конструировать   свои   знания,   анализировать   полученную информацию,   выдвигать   гипотезы   и   способы   достижения   развития критического мышления.    навыки   у     учащихся   ­    стимулировать     мыслительный   процесс,   направленный   на   поиск   и решение проблемы,     делать    учебный  процесс  творческим,  сжатым,  целенаправленным, а ученика ­ ответственным и целеустремленным. деятельности. IV Отмечен    рост мотивации к изучению биологии и исследовательской V. Увеличилось   количество   победителей   и   призёров   в   различных творческих конкурсах. VI.   Пополнено     портфолио     учащихся   дипломами,     позволяющие анализировать  эффективность  саморазвития  каждого ученика. VII.   Проектная   и   исследовательская   деятельность   учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала ­ произошло повышение качества образования (до 75,92 %) VIII.   Создан   электронный   ресурс   проектных   работ   (в   том   числе презентаций), который можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»

Программа  саморазвития профессиональной компетентности учителя  биологии «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017