Многие педагоги испытывают большие затруднения в работе с семьей. Особенно сложными являются такие вопросы, как психолого-педагогическое просвещение, умение дать конкретные рекомендации по корректировке поведения ребенка, семейных отношений. Безусловно, все знать невозможно, тем более, если учесть, что каждый человек - это индивидуальность, к тому же рецептов на все случаи жизни просто нет. Однако существуют в воспитании общие закономерности, принципы подходы, опыт, накопленный человечеством и обобщенный отдельными людьми, что полезно знать каждому воспитателю. И чем лучше мы будем это знать, тем эффективнее выполним свою работу, свой долг перед детьми.
В данной программе мы хотим объединить усилия педагогов, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения; дать ответы на многие насущные вопросы: как «строить» взаимодействие педагогов, детей, родителей; как сделать каждого из них членом содружества в структуре «система-класс»; как использовать традиционные формы работы с семьей в новых условиях.
Программа Семь-я Рубрика Проект Программа Результат.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия города Навашино
ПРОГРАММА
СЕМЬ – Я
Авторы:
Коровина И.В., учитель нач. классов
Веснина М.В., учитель нач. классов
Щепрова Е.В., учитель нач. классов Обоснование необходимости программы
Я твердо убежден в том, что семья
это та сказочная пена морская,
из которой рождается красота,
и если нет таинственных сил,
рождающих эту человеческую красоту,
функция школы всегда будет
сводиться к перевоспитанию.
В.А. Сухомлинский
Все начинается в семье. Как часто мы слышим это. И как часто привычно
проходим мимо проблем семьи,
семейных
взаимоотношений. А ведь именно здесь начинается первичная социализация и
семейного воспитания,
формирование личности ребенка, закладываются основы его физического,
духовного, нравственного и гражданского развития.
В разные периоды развития общества воспитание всегда изменялось,
менялись его цели, задачи, содержание, но осталось главное человек. И
сегодня основная забота в воспитании человек, ребенок, которого мы должны
принимать «как должность», все свои усилия направлять на то, чтобы он рос
счастливым.
Многие педагоги испытывают большие затруднения в работе с семьей.
Особенно сложными являются такие вопросы, как психолого
педагогическое просвещение, умение дать конкретные рекомендации по
корректировке поведения ребенка, семейных отношений. Безусловно, все знать
невозможно, тем более, если учесть, что каждый человек это
индивидуальность, к тому же рецептов на все случаи жизни просто нет. Однако
существуют в воспитании общие закономерности, принципы подходы, опыт,
накопленный человечеством и обобщенный отдельными людьми, что полезно
2 знать каждому воспитателю. И чем лучше мы будем это знать, тем эффективнее
выполним свою работу, свой долг перед детьми.
В данной программе мы хотим объединить усилия педагогов, семьи и
общественности в воспитании подрастающего поколения; дать ответы на
многие насущные вопросы: как «строить» взаимодействие педагогов, детей,
родителей; как сделать каждого из них членом содружества в структуре
«системакласс»; как использовать традиционные формы работы с семьей в
новых условиях.
Целеполагание
Программа призвана создать возможности для того, чтобы между семьей
теплые,
и классным руководителем установились доверительные,
«родственные» отношения взаимного притяжения, понимания и
сотрудничества.
Цель программы:
Вовлечение родителей в орбиту совместной деятельности для достижения
общей цели счастья детей, возрождение нравственной ценности семьи,
педагогическое просвещение родителей.
Задачи:
Осознание важности семейного воспитания, того, что семья является
первоначальной средой развития ребенка, где закладываются основы личности,
определило следующие задачи:
Организационная вовлекать родителей в совместную деятельность
по достижению общей цели воспитания детей;
Духовная возрождать нравственную ценность семьи как
духовную общность, хранительницу народных
традиций и культуры;
консолидировать и
координировать деятельность гимназии, семьи и
3 общественности
воспитании детей.
в
духовнонравственном
Образовательная педагогическое просвещение семьи, которое поможет
участникам программы получить новые знания,
умения и навыки.
Мониторинг реализации программы
1. Выявление уровня психолого педагогической компетентности родителей.
2. Выявление уровня реализации личностно профессионального роста
педагога.
3. Выявление уровня раскрытия личностного потенциала учащегося.
Принципы программы
В
основу программы легли важнейшие принципы повышения
педагогической культуры родителей.
1.Принцип
представляетсобой
Программа
систематическое
систематичности и последовательности.
целенаправленное
педагогическоепросвещение родителей,
руководство педагогическим
самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по воспитанию
детей.
2. Принципы единства общественного и семейного воспитания. С учетом этого
принципа строится содержание программы, даются практические задания,
распределяются поручения родителей, что оказывает существенное влияние на
работу гимназии с семьями учащихся.
3. Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм
повышения педагогической культуры родителей. Суть этого принципа в том,
что коллективную работу родителей по освоению педагогических знаний и
умений продолжает соответствующая работа с группами родителей (по
классам), а также индивидуальная работа с отдельными семьями. И наоборот:
индивидуальная и групповая работа способствует плодотворному участию всех
4 родителей в коллективной работе по освоению необходимых знаний, умений
для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Принципы духовнонравственного воспитания
4.
направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность).
(гуманистическая
5. Принцип интерактивности, ориентирующий на использование личностно
ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей
(педагогического сопровождения семьи в целом) с учётом реального состояния
и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех
участников педагогического процесса; активного культурного и духовного
сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей; активной и
творческой мотивации через использование различных форм социокультурного
просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и
управленческих навыков и детей, и родителей.
Формы реализации целей и задач
Для успеха этой работы необходимы разнообразные ее формы. Основные из них
следующие:
диагностика семьи;
психолого педагогическое просвещение родителей;
работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс;
участие родителей в управлении учебновоспитательным процессом;
реализация духовнонравственного воспитания и идей народной педагогики
в деятельности современной семьи;
работа семьи и гимназии по защите прав детей.
Диагностика семьи
Задачи:
1. Изучить образ жизни семьи.
2. Выяснить особенности семейного воспитания.
5 3. Выявить взаимоотношения семьи и гимназии.
4. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
Для изучения семьи педагог может использовать различные методы
психологопедагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование,
анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества.
Психологопедагогическое просвещение родителей
Задачи:
1. Вовлечь родителей в педагогическое самообразование.
2. Повысить психолого педагогические знания и культуру родителей.
Знания играют большую роль в жизни человека. Чем больше он знает,
тем активнее стремится узнать еще больше. Родители в этом процессе не
исключение: либо они постигают азы семейной педагогики либо нет.
Накопление родителями знаний, а на основе их умений и навыков
осуществляется через различные формы взаимодействия педагогов и семьи.
При этом немаловажными являются постоянная систематизация, актуализация,
диагностирование этих знаний, способствование их расширению действенности.
Особую роль в этом играет целенаправленное психолого педагогическое
просвещение.
Работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Задачи:
1. Учитывать и предупреждать асоциальное поведение родителей.
2. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителей в
стрессовых ситуациях; оказывать помощь в решении проблем в духовно
нравственном воспитании детей.
3. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Известно, что именно семья является одним из главных факторов,
оказывающих огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое
6 развитие. Поэтому помощь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной
ситуации, это в первую очередь помощь его семье.
Вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс
Педагогика должна стать наукой для
всех – и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский
Задачи:
1. Включить семью в воспитательный процесс.
2. Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
3. Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.
4. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Одной из особенностей детей младшего школьного возраста является их
стремление сотрудничать со взрослыми, подражать им. Почему бы этот порыв
детской души не использовать в благородных целях; для создания в классе
содружества детей, членов их семей, педагогов, в основе которого уважение,
взаимопонимание, взаимопомощь, любовь и другие человеческие ценности.
Для содружества прежде всего характерны систематическое стремление
его членов к достижению намеченных целей и задач, решение которых
направлено на благо ребенка; разнообразие форм взаимодействия;
саморазвитие, самосовершенствование каждого из участников в результате
позитивного влияния друг на друга; готовность к взаимопомощи; постоянное
движение в развитии как сообщества детей и взрослых в целом, так и каждого в
отдельности.
Участие родителей в управлении учебно–воспитательным процессом
Задача:
Привлекать родителей к активному участию в управлении учебно
воспитательным процессом.
7 Для повышения эффективности обучения и воспитания очень важно
создание в классе дружного работоспособного родительского комитета. Это
люди авторитетные среди родителей класса, обладающие данными
организатора, руководителя, имеющие способности воспитателя. Поле
деятельности родительского комитета огромно. Это и решение хозяйственных
вопросов, и организация вечеров досуга, и помощь «трудным» семьям, и беседы
с неуспевающими, и совместные поездки и экскурсии.
Реализация духовнонравственного воспитания и идей народной
педагогики в деятельности современной семьи
Задачи:
1. Формировать духовнонравственные ориентиры на основе традиционных
общечеловеческих и христианских ценностей.
2. Знакомить с народными традициями как духовнонравственной основой
работы с семьей.
3. Вовлекать родителей в воспитание детей, как граждан, любящих свое
Отечество, свой край, дом, в котором живут и учатся.
4. Развивать у детей высокое ценностное отношение к духовному,
историческому и культурному наследию русского и других народов.
5. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали,
учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
Одно из условий эффективности работы с детьми на основе духовно
нравственного воспитания и идей народной педагогики взаимодействие семьи
и гимназии. Содержание духовнонравственного воспитания и детей, и
родителей в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания
должно быть сориентировано на сферу православной культуры, которая не
сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно
христианским духом.
Работа семьи и гимназии по защите прав детей
Задача:
8 Познакомить детей и родителей с основами российского
законодательства.
Уже в детстве ребенок приобщается к ценностям общества, в котором он
живет. В этот период необходимо развивать у детей самоуважение и уважение к
окружающим людям. На основе данных понятий базируется осознание своих
прав, прав окружающих людей, а в целом формируется правовая культура
будущего гражданина общества. Образование в области прав человека является
важным элементом утверждения в обществе нравственных ценностей.
Механизм реализации
1. Реализация программы через: диагностику семьи, психологопедагогическое
и духовнонравственное просвещение родителей; работу с семьями,
оказавшимися в трудной жизненнойситуации; вовлечение родителей в
учебновоспитательный процесс; участие родителей в управлении учебно
воспитательным процессом.
2. Осуществление поиска, изобретение, конструирование нестандартных дел,
способствующих созданию содружества детей взрослых, развитию и обогащению
их внутреннего мира, формированию нравственных отношений в семье.
3. Объединение детей, педагогов и родителей в единый союз, учитывая
интересы каждого.
Ожидаемые результаты
Организационные:
успешная реализация программы «Семь я»
Методические:
творческий рост коллективов участников программы;
знакомство, обмен опытом в процессе совместной деятельности;
организация педагогического просвещения и повышения психолого
педагогической компетентности родителей.
Воспитательные:
9 получение характеристики микроклимата семей, что облегчит поиск
взаимодействия гимназии и семьи, необходимого для быстрого нахождения
средств квалификационной помощи;
создание приоритета родительского воспитания;
построение демократической системы отношений детей и
взрослых.
Духовные:
знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и
духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность
к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам
красоты.
гармонии
взаимодействие семьи и гимназии в процессе духовно нравственного
и
воспитания.
подготовка методических материалов, обобщение и распространение лучшего
педагогического опыта по воспитанию духовной личности.
Главная забота педагога сделать все возможное, чтобы семья учила
разумному, доброму, чтобы она положительно влияла на школьника. В этом
задача классного руководителя, ведь гимназия заинтересована в том, чтобы в
лице родителей были грамотные союзники в деле воспитания детей.
Список литературы
1. Азбука для маленьких христиан. /Сост. Священник Геннадий Емельянов/
СанктПетербург: ООО ПБЦ «Благовещение», 2008.
2. Амонашвили Б. Ш. «Школа жизни» Москва,2007.
3. Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. – М.: Издательство «Даръ»,
2007.
4. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) / авт.сост. С.А.
Цабыбин Волгоград: Учитель, 2006.
5. Ганага Б.А. Детям о слове. Рассказы для детей (издание четвёртое). –
Минск, 2006.
10 6. Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор
укрепления духовно нравственного здоровья семьи и детей” – М.:
«Дошкольное воспитание», 2006 г.
7. Дереклеева Н.И Справочник классного руководителя (14 классы) / Под.
ред. М.С. Артюховой М/. ВАКО, 2005.
8. Евангелие для малышей. – М.: «Молодая гвардия», 2005.
9. Елисов Андрей Владимирович Колокольчик для учеников.
Стихотворения. Выкса: ОАО «ВыксаПолиграфИздат», 2008.
10.Журналы для детей и родителей «Крылья», «Саша и Даша», «Свечечка»,
«Семейное чтение», «Юный краевед», «Читаем вместе», «Читайка».
11.Зёрнышки. Добрые истории для малых ребят. – Рязань: Изд. «Лоза», 2006.
12.Карпенко В.Ф. Книга памяти. О воинах – нижегородцах, погибших в
Чеченской Республике. – Н.Новгород: ООО «Нижегородский дом
печати», 2009.
13.Монах Лазарь (Афанасьев) Как Божья Коровка на небо летала./Серия
«Книжки маленького Ёжика»/ М.: Издательский Совет Русской
Православной Церкви, 2006.
14.О ратном и трудовом подвиге навашинцев в годы Великой Отечественной
войны 19411945 гг. – Н.Новгород, 2005.
15.Поселянин Е. жизненный подвиг старца Серафима Саровского. –
Издательская группа СвятоТроице СерафимоДивеевского женского
монастыря, 2007.
16.Свидетель Воскресения. Житие святого мученика Лонгина сотника.
(Духовнопросветительское издание для детей) – Дмитров: Изд. –
«Чтение для русских детей», 2010.
17.Твой ангел хранитель. Православная детская библиотека. – М.: Изд.
«Отчий Дом», 2009.
Медиаресурсы
1. Добрый совет. Христианские сказки для детей /Серия «Золотые
зернышки»/ СвятоТроицкий СерафимоДивеевский монастырь.
11 2. Монахиня Нина (Крыгина) Особенности развития и воспитания детей от
рождения до окончания школы. /Цикл радиопередач/, 2007.
3. Самый лучший подарок. Христианские сказки для детей /Серия
«Золотые зернышки»/ СвятоТроицкий СерафимоДивеевский
монастырь.
12
Программа "Семь-Я"
Программа "Семь-Я"
Программа "Семь-Я"
Программа "Семь-Я"
Программа "Семь-Я"
Программа "Семь-Я"
Программа "Семь-Я"
Программа "Семь-Я"
Программа "Семь-Я"
Программа "Семь-Я"
Программа "Семь-Я"
Программа "Семь-Я"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.