Программа "Семь-Я"
Оценка 4.9

Программа "Семь-Я"

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
14.03.2017
Программа "Семь-Я"
Многие педагоги испытывают большие затруднения в работе с семьей. Особенно сложными являются такие вопросы, как психолого-педагогическое просвещение, умение дать конкретные рекомендации по корректировке поведения ребенка, семейных отношений. Безусловно, все знать невозможно, тем более, если учесть, что каждый человек - это индивидуальность, к тому же рецептов на все случаи жизни просто нет. Однако существуют в воспитании общие закономерности, принципы подходы, опыт, накопленный человечеством и обобщенный отдельными людьми, что полезно знать каждому воспитателю. И чем лучше мы будем это знать, тем эффективнее выполним свою работу, свой долг перед детьми. В данной программе мы хотим объединить усилия педагогов, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения; дать ответы на многие насущные вопросы: как «строить» взаимодействие педагогов, детей, родителей; как сделать каждого из них членом содружества в структуре «система-класс»; как использовать традиционные формы работы с семьей в новых условиях.
Программа Семь-я Рубрика Проект Программа Результат.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия города Навашино ПРОГРАММА СЕМЬ – Я Авторы: Коровина И.В., учитель нач. классов Веснина М.В.,  учитель нач. классов       Щепрова Е.В.,  учитель нач. классов Обоснование необходимости программы                                               Я твердо убежден в том, что семья ­                                                    это та сказочная пена морская,                                                   из которой рождается красота,                                               и если нет таинственных сил,                                                                     рождающих эту человеческую красоту,                                                функция школы всегда будет                                                сводиться к перевоспитанию. В.А. Сухомлинский Все начинается в семье. Как часто мы слышим это. И как часто привычно проходим   мимо   проблем   семьи,   семейных взаимоотношений. А ведь именно здесь начинается первичная социализация и   семейного   воспитания, формирование   личности   ребенка,   закладываются   основы   его   физического, духовного, нравственного и гражданского развития. В   разные   периоды   развития   общества   воспитание   всегда   изменялось, менялись   его   цели,   задачи,   содержание,   но   осталось   главное   ­   человек.   И сегодня основная забота в воспитании ­ человек, ребенок, которого мы должны принимать «как должность», все свои усилия направлять на то, чтобы он рос счастливым. Многие педагоги испытывают большие затруднения в работе с семьей. Особенно   сложными       являются       такие       вопросы,   как       психолого­ педагогическое   просвещение,   умение   дать   конкретные   рекомендации   по корректировке поведения ребенка, семейных отношений. Безусловно, все знать невозможно,   тем   более,   если   учесть,   что   каждый   человек   ­   это индивидуальность, к тому же рецептов на все случаи жизни просто нет. Однако существуют   в   воспитании   общие   закономерности,   принципы   подходы,   опыт, накопленный человечеством и обобщенный отдельными людьми, что полезно 2 знать каждому воспитателю. И чем лучше мы будем это знать, тем эффективнее выполним свою работу, свой долг перед детьми. В данной программе мы хотим объединить усилия педагогов, семьи и общественности   в   воспитании   подрастающего   поколения;   дать   ответы   на многие   насущные   вопросы:   как   «строить»   взаимодействие   педагогов,   детей, родителей;   как   сделать   каждого   из   них   членом   содружества   в   структуре «система­класс»;   как   использовать   традиционные   формы   работы   с  семьей   в новых условиях. Целеполагание Программа призвана создать возможности для того, чтобы между семьей   теплые, и   классным   руководителем   установились   доверительные, «родственные»     отношения     взаимного     притяжения,     понимания     и сотрудничества.  Цель программы: Вовлечение   родителей   в   орбиту   совместной   деятельности   для   достижения общей   цели   ­   счастья   детей,   возрождение   нравственной   ценности   семьи, педагогическое просвещение родителей. Задачи: Осознание   важности   семейного   воспитания,   того,   что   семья   является первоначальной средой развития ребенка, где закладываются основы личности, определило следующие задачи: Организационная             вовлекать родителей в совместную деятельность                                             по достижению общей цели воспитания детей; Духовная                            возрождать нравственную  ценность семьи как духовную   общность,   хранительницу   народных традиций   и   культуры;   консолидировать   и координировать   деятельность   гимназии,   семьи   и 3 общественности воспитании детей.   в   духовно­нравственном Образовательная            педагогическое просвещение семьи, которое поможет                                          участникам программы получить новые знания,                                         умения и навыки. Мониторинг реализации программы 1.  Выявление уровня психолого ­ педагогической компетентности родителей. 2.  Выявление уровня реализации личностно ­ профессионального роста  педагога. 3.  Выявление уровня раскрытия личностного потенциала учащегося. Принципы программы В       основу   программы   легли   важнейшие   принципы   повышения педагогической культуры родителей. 1.Принцип   представляетсобой   Программа систематическое систематичности   и   последовательности.   целенаправленное   педагогическоепросвещение   родителей,   руководство   педагогическим самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по воспитанию детей. 2.  Принципы единства общественного и семейного воспитания. С учетом этого принципа   строится   содержание   программы,   даются   практические   задания, распределяются поручения родителей, что оказывает существенное влияние на работу гимназии с семьями учащихся. 3.   Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм повышения педагогической культуры родителей. Суть этого принципа в том, что   коллективную   работу   родителей   по   освоению   педагогических   знаний   и умений   продолжает   соответствующая   работа   с   группами   родителей   (по классам), а также индивидуальная работа с отдельными семьями. И наоборот: индивидуальная и групповая работа способствует плодотворному участию всех 4 родителей в коллективной работе по освоению необходимых знаний, умений для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании детей.   Принципы   духовно­нравственного   воспитания   4. направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность). (гуманистическая 5.   Принцип   интерактивности,   ориентирующий   на   использование   личностно­ ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учётом реального состояния и   запросов   семьи;   формирование   активного   нравственного   сознания   всех участников   педагогического   процесса;   активного   культурного   и   духовного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей; активной и творческой мотивации через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и управленческих навыков и детей, и родителей. Формы реализации целей и задач Для успеха этой работы необходимы разнообразные ее формы. Основные из них следующие: ­ диагностика семьи; ­ психолого ­ педагогическое просвещение родителей; ­ работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; ­ вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс; ­ участие родителей в управлении учебно­воспитательным процессом;  ­реализация духовно­нравственного воспитания и идей народной педагогики  в деятельности современной семьи; ­ работа семьи и гимназии по защите прав детей. Диагностика семьи Задачи: 1.  Изучить образ жизни семьи. 2.  Выяснить особенности семейного воспитания. 5 3.  Выявить взаимоотношения семьи и гимназии. 4.  Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. Для   изучения   семьи   педагог   может   использовать   различные   методы психолого­педагогической   диагностики:   наблюдение,   беседу,   тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества. Психолого­педагогическое просвещение родителей Задачи: 1.  Вовлечь родителей в педагогическое самообразование. 2.  Повысить психолого ­ педагогические знания и культуру родителей. Знания играют большую роль в жизни человека. Чем больше он знает, тем активнее стремится узнать еще больше. Родители в этом процессе  ­ не исключение: либо они постигают азы семейной педагогики либо нет. Накопление   родителями   знаний,   а   на   основе   их   ­   умений   и   навыков осуществляется   через   различные   формы   взаимодействия   педагогов   и   семьи. При этом немаловажными являются постоянная систематизация, актуализация, диагностирование этих знаний, способствование их расширению действенности. Особую   роль   в   этом   играет   целенаправленное   психолого   ­   педагогическое просвещение.  Работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации Задачи: 1.  Учитывать и предупреждать асоциальное поведение родителей. 2.   Оказывать     психологическую     помощь     и     поддержку     родителей     в стрессовых   ситуациях;   оказывать   помощь   в   решении   проблем   в   духовно­ нравственном воспитании детей. 3.  Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. Известно,   что   именно   семья   является   одним   из   главных   факторов, оказывающих   огромное   влияние   на   образ   жизни   ребенка   и   его   психическое 6 развитие.   Поэтому   помощь   ребенку,   оказавшемуся   в   трудной   жизненной ситуации, ­ это в первую очередь помощь его семье. Вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс Педагогика должна стать наукой для     всех – и для учителей, и для родителей. В.А. Сухомлинский Задачи: 1.  Включить семью в воспитательный процесс. 2.  Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.  3.  Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. 4.  Пропагандировать здоровый образ жизни. Одной из особенностей детей младшего школьного возраста является их стремление сотрудничать со взрослыми, подражать им. Почему бы этот порыв детской души не использовать  в благородных целях; для создания в классе содружества детей, членов их семей, педагогов, в основе которого ­ уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, любовь и другие человеческие ценности. Для содружества прежде всего характерны систематическое стремление его   членов   к   достижению   намеченных   целей   и   задач,   решение   которых направлено   на   благо   ребенка;   разнообразие   форм   взаимодействия; саморазвитие,   самосовершенствование   каждого   из   участников   в   результате позитивного влияния друг на друга; готовность к взаимопомощи; постоянное движение в развитии как сообщества детей и взрослых в целом, так и каждого в отдельности.  Участие родителей в управлении учебно–воспитательным процессом Задача: Привлекать   родителей   к   активному   участию   в   управлении   учебно­ воспитательным процессом. 7 Для   повышения   эффективности   обучения   и   воспитания   очень   важно создание в классе дружного работоспособного родительского комитета. Это люди   авторитетные   среди   родителей   класса,   обладающие   данными организатора,   руководителя,   имеющие   способности   воспитателя.   Поле деятельности родительского комитета огромно. Это и решение хозяйственных вопросов, и организация вечеров досуга, и помощь «трудным» семьям, и беседы с неуспевающими, и совместные поездки и экскурсии. Реализация духовно­нравственного воспитания и  идей народной педагогики в деятельности современной семьи Задачи: 1. Формировать духовно­нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей. 2. Знакомить с народными традициями как духовно­нравственной основой работы с семьей. 3. Вовлекать   родителей   в  воспитание   детей,  как   граждан,  любящих   свое Отечество, свой край, дом, в котором живут и учатся. 4. Развивать   у   детей   высокое   ценностное   отношение   к   духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов. 5. Воспитывать   уважение   к   нравственным   формам   христианской   морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро. Одно из условий эффективности работы с детьми на основе духовно­ нравственного воспитания и идей народной педагогики ­ взаимодействие семьи и   гимназии.   Содержание   духовно­нравственного   воспитания   и   детей,   и родителей в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания должно   быть   сориентировано   на   сферу   православной   культуры,   которая   не сводится   только   к   вероучительным   моментам,   но   живится   подлинно христианским духом. Работа семьи и гимназии по защите прав детей Задача: 8 Познакомить   детей   и   родителей   с   основами   российского законодательства. Уже в детстве ребенок приобщается к ценностям общества, в котором он живет. В этот период необходимо развивать у детей самоуважение и уважение к окружающим людям. На основе данных понятий базируется осознание своих прав,   прав   окружающих   людей,   а   в   целом   формируется   правовая   культура будущего гражданина общества. Образование в области прав человека является важным элементом утверждения в обществе нравственных ценностей. Механизм реализации 1. Реализация программы через: диагностику семьи, психолого­педагогическое и   духовно­нравственное   просвещение   родителей;   работу   с   семьями, оказавшимися   в   трудной   жизненнойситуации;   вовлечение   родителей   в учебно­воспитательный   процесс;   участие   родителей   в   управлении   учебно­ воспитательным процессом. 2.   Осуществление   поиска,   изобретение,   конструирование   нестандартных   дел, способствующих созданию содружества детей взрослых, развитию и обогащению их внутреннего мира, формированию нравственных отношений в семье. 3.   Объединение   детей,   педагогов   и   родителей   в   единый   союз,   учитывая интересы каждого. Ожидаемые результаты Организационные: ­ успешная реализация программы «Семь ­ я» Методические: ­ творческий рост коллективов ­ участников программы; ­ знакомство, обмен опытом в процессе совместной деятельности; ­   организация   педагогического   просвещения   и   повышения   психолого­ педагогической компетентности родителей. Воспитательные: 9 ­   получение   характеристики   микроклимата   семей,   что   облегчит   поиск взаимодействия   гимназии   и   семьи,   необходимого   для   быстрого   нахождения средств квалификационной помощи; ­ создание приоритета родительского воспитания; ­ построение демократической системы отношений детей и  взрослых. Духовные: ­знание   и   понимание   учащимися   истоков   отечественной   материальной   и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к   творчеству   в   пространстве   русской   культуры,   умение   жить   по   законам красоты. гармонии ­   взаимодействие   семьи   и   гимназии   в   процессе   духовно   ­   нравственного и     воспитания.  ­ подготовка методических материалов, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта по воспитанию духовной личности. Главная   забота   педагога   сделать   все   возможное,   чтобы   семья   учила разумному, доброму, чтобы она положительно влияла на школьника. В этом задача классного руководителя, ведь гимназия заинтересована в том, чтобы в лице родителей были грамотные союзники в деле воспитания детей. Список литературы 1. Азбука для маленьких христиан. /Сост. Священник Геннадий Емельянов/ ­ Санкт­Петербург: ООО ПБЦ «Благовещение», 2008. 2. Амонашвили Б. Ш. «Школа жизни» Москва,2007. 3. Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. – М.: Издательство «Даръ», 2007. 4. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) / авт.­сост. С.А. Цабыбин ­ Волгоград: Учитель, 2006. 5. Ганага Б.А. Детям о слове. Рассказы для детей (издание четвёртое). – Минск, 2006. 10 6. Гладких   Л.   “Отечественная   педагогическая   литература   как   фактор укрепления   духовно­   нравственного   здоровья   семьи   и   детей”   –   М.: «Дошкольное воспитание», 2006 г. 7. Дереклеева Н.И Справочник классного руководителя (1­4 классы) / Под. ред. М.С. Артюховой ­ М/. ВАКО, 2005. 8. Евангелие для малышей. – М.: «Молодая гвардия», 2005. 9. Елисов   Андрей   Владимирович   Колокольчик   для   учеников. Стихотворения. Выкса: ОАО «ВыксаПолиграфИздат», 2008. 10.Журналы для детей и родителей «Крылья», «Саша и Даша», «Свечечка», «Семейное чтение», «Юный краевед», «Читаем вместе», «Читай­ка». 11.Зёрнышки. Добрые истории для малых ребят. – Рязань: Изд. «Лоза», 2006. 12.Карпенко   В.Ф.   Книга   памяти.   О   воинах   –   нижегородцах,   погибших   в Чеченской   Республике.   –   Н.Новгород:   ООО   «Нижегородский   дом печати», 2009. 13.Монах Лазарь (Афанасьев) Как Божья Коровка на небо летала./Серия «Книжки   маленького   Ёжика»/   ­   М.:   Издательский   Совет   Русской Православной Церкви, 2006. 14.О ратном и трудовом подвиге навашинцев в годы Великой Отечественной войны 1941­1945 гг. – Н.Новгород, 2005. 15.Поселянин   Е.   жизненный   подвиг   старца   Серафима   Саровского.   – Издательская   группа   Свято­Троице   Серафимо­Дивеевского   женского монастыря, 2007. 16.Свидетель   Воскресения.   Житие   святого   мученика   Лонгина   сотника. (Духовно­просветительское   издание   для   детей)   –   Дмитров:   Изд.   – «Чтение для русских детей», 2010. 17.Твой   ангел   хранитель.   Православная   детская   библиотека.   –   М.:   Изд. «Отчий Дом», 2009. Медиаресурсы 1. Добрый   совет.   Христианские   сказки   для   детей   /Серия   «Золотые зернышки»/ ­ Свято­Троицкий Серафимо­Дивеевский монастырь. 11 2. Монахиня Нина (Крыгина) Особенности развития и воспитания детей от       рождения до окончания школы. /Цикл радиопередач/, 2007. 3. Самый   лучший   подарок.   Христианские   сказки   для   детей   /Серия             «Золотые   зернышки»/   ­   Свято­Троицкий   Серафимо­Дивеевский           монастырь. 12

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"

Программа "Семь-Я"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2017