Программа "Сказкотерапия" в детском саду

  • Документация
  • docx
  • 28.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа развития социально-эмоциональной сферы детей 5-6-летнего возраста. Описание задач, принципов, методов и приемов, используемых в работе. Также даны типы сказок, перспективно-тематический план работы. Программа расчитана на 15 занятий, 2 раза в неделю (исключая сентябрь). Занятия проводятся в подгрупповой форме. Программа рекомендована для методистов, психологов и воспитателей.
Иконка файла материала на конкурс Шилова программа.docx
Программа развития «Сказкотерапия» Шилова Наталья Николаевна Государственное казенное коммунальное предприятие «Ясли­сад №11» г.Павлодар Цель программы: развитие социально­эмоциональной сферы детей 5­7 лет. Задачи программы:  1. Развитие внимания (слухового  и зрительного) и умения максимально концентрироваться на происходящем. 2. Развитие наблюдательности и зрительной памяти. 3. Развитие   аналитических   способностей,   то   есть   умения   сравнивать, обобщать, находить причинно­следственные связи. 4. Развитие   и   совершенствование   вербального   языка   (ребенок   учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли). 5. Развитие   способности   к   глубокому   образному   мышлению.   А   также развитие фантазии и творческого воображения, то есть формирование эстетических чувств. 6. Снятие эмоционального и физического напряжения. 7. Развитие   умения   быстро   переключаться   с   активной   деятельности   на пассивную. 8. Умение чувствовать и воспринимать  окружающий мир, сопереживать другим и принимать ответственность за свои действия. 9. Развитие самоуважения и чувства уважения к окружающим. 10.Развитие взаимодействовать умения       с   окружающими, совершенствование коммуникативных навыков. Принципы программы: 1. Принцип доступности. Ребенок должен понимать, о чем сказка и что требуется от него в процессе работы над ней. 2. Принцип постепенности. В начале цикла сказки должны быть небольшие по содержанию. 3. Принцип   активности   и   свободы   действий   ребенка.   Психолог   должен давать возможность свободного самовыражения. 4. Принцип   свободного   участия.   Ребенок   должен   чувствовать   себя   в безопасности,   взрослый   оказывает   поддержку   сам   и,   не   навязывая, организует ее со стороны сверстников. Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Общее число занятий: 15 занятий, 2 раза в месяц (исключая сентябрь). Продолжительность занятия: 25­30 минут. Количество детей в группе: 6­7 человек. Типы сказок (для сказкотерапевтического воздействия): 1. Художественная (народные и авторские).2. Дидактические. 3. Психокоррекционные. 4. Психотерапевтические. 5. Медитативные. Методические приемы, используемые в программе: 1. Рассказывание сказки ребенку взрослыми. 2. Рассказывание сказки ребенком: ­ рассказ о сказочных героях; ­ пересказ сказки ребенком; ­ рассказ сказки по кругу; ­ рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолждения; ­ ребенок сам сочиняет сказку; ­ ребенок рассказывает сказку от лица различных персонажей (смена источника рассказа); ­ переписывание сказки ребенком; ­ решение сказочных задач.        Тема Программное содержание                      Методические приемы     Обеспечение Тематический план «Если   не хочется кушать…» «Я умею уже сам   все расставить по местам…» «Темноты   я не   боюсь, свет   включу и улыбнусь…»     Помочь ребенку увидеть свои проблемы со стороны, осознать их. Освещение правильной (альтернативной) линии поведения.     1.Беседа   о   том,   что   мы любим кушать. 2.Игра­фантазия «Что вылупляется   из   яйца» (любимые продукты питания) – зарисовка их. 3.Чтение   и   обсуждение сказок   «Как   Илюша животик кормил», «Почему нужно кушать».     Приучать детей убирать свои вещи или игрушки. Учить доводить начатое дело до конца.     детям Помочь преодолеть страх темноты,   как   страх чего­то неизвестного.   1.Беседа   о   чистоте   и порядке в группе и дома. 2.Коммуникативная   игра «Сороконожка». 3.Чтение   и   обсуждение сказок «Сказка про страну нерях»,   «Сказка   про Машеньку и порядок». 1.Беседа   о   любимых сказочных героях   негативных (исключить героев). 2.Игра «Аквариум». 3.Игровые упражнения     Надувные шарики (3­4 шт.), в них картинки с изображением предметов   листы питания, бумаги   по количеству детей, карандаши, мелки. Кабинет психолога,   дети свободно располагаются на ковре.   Круглый аквариум с песком,   в   песке зарыты   мелкие игрушки. №  п /п     1.     2.     3.«Мирись, мирись, больше   не дерись…» Объяснять детям, что драться   очень   плохо, повышать   самооценку детей.     4.     5. «Надо,   надо умываться по   утрам   и вечерам…»     6. «Ежели   вы вежливы…» Превратить   процесс умывания в маленький праздник, предоставить   его   не только   полезным   и нужным,   и радостным событием. Воспитывать уважительное отношение к родителям   и   другим взрослым. но         7.   «Заманчивы й мир телевидения » Объяснить детям, что длительный   просмотр телепередач   очень вреден   как   для физического,   так   и умственного здоровья.     8. «Мы честные ребята» Воспитывать   у   детей честность, умение бороться   с   вредными привычками.       9. «Обидное слово   жадина» – Воспитывать   у   детей щедрость не только на словах,   но   и   на   деле. Устранять   причины, побуждающие «Как упражнения «Прогулка по лесу». 4.Чтение   и   обсуждение сказок   «Сказка   про смелого   Алешу»,   «Бум­ бум­бум». 1.Беседа о дружбе. 2.Коммуникативное рисование «Мы». 3.Чтение   и   обсуждение сказки  «Сказка про зайца­ забияку». 1.Беседа о том, как важно быть чистым. 2.Игровые   «Умывание». 3.Чтение   и   обсуждение сказки   Костя стал умываться». 1.Беседа   об   уважении   к старшим. 2.Расслабляющие упражнения   «Солнечный зайчик». 3.Игра   «Угадай, дотронулся до тебя».   4.Чтение сказки «Сказка пропавшей улыбке».  1.Беседа   о   любимых телепередачах   и   любимых занятиях. 2.Сказочное «Солнышки». 3.Чтение   и   обсуждение сказки «Прилипчивый телевизор». обсуждение о рисование   кто           «Добрые 1.Беседа   о   том,   как правильно   вести   себя   в общественных местах. 2.Игра   пожелания». 3.Чтение   и   обсуждение сказки   «Сказка   про лисенка».  1.Беседа о том, как нужно делиться. 2.Игровые «Добрые тучки». 3.Коммуникативная   игра упражнения   Листы   бумаги размером   50х120 см.   Мелки, карандаши, краски, кисти.   с Картинки предметами гигиены. Зеркальце, повязка на глаза. по Альбомные листы   количеству детей.   Цветные карандаши, ножницы,   клей, большой   лист бумаги (ватман). Мяч Листы бумаги по количеству детей, карандаши, мелки   цветныевозникновение жадности.     1 0. «Обидное слово   ябеда» – Воспитывать   у   детей чувство   уважения   к сверстникам, воспитывать выдержку.     1 1. «Я   уколов не   боюсь, если   надо   – уколюсь». Воспитывать   у   детей чувство смелость, превосходства   над болью.    1 2. «Маленькие ослики»  1 3. «Гадкие сестрички   – вредные привычки»  1 4. «Мама, папа, я – дружная семья». Учить   детей   быть сговорчивыми, прислушиваться к мнению   взрослого   и других детей. Воспитывать   умение владеть собой.       Учить детей бороться с вредными привычками,   такими как грызть ногти и т.п. Воспитывать   умение владеть   собой.   Учить способам снятия внутреннего напряжения. Учить   детей   быть честными, правдивыми сверстниками взрослыми. со и           «Рисуем «Веселые картинки». 4.Чтение   и   обсуждение сказки   «Сказка   про щедрую Аню».   плохих 1.Беседа о поступках (ябедничество). 2.коммуникативное рисование облако». 3.Чтение   и   обсуждение сказки «Как Коля перестал ябедничать». 1.Беседа   о   посещении поликлиники. 2.Игровое   «Театр прикосновений». 3.Чтение   и   обсуждение сказки   «Волшебная кисточка». упражнение 1.Беседа   о   правильном поведении в быту. 2.Коммкникативная   игра «Букет цветов». 3.Чтение   и   обсуждение сказки   «Сказка   про   город Упрямск». упражнение 1.Беседа   о   вредных привычках. 2.Коммуникативная   игра «Созвездия». 3.Игровое   «Услышь тишину». 4.Чтение   и   обсуждение сказки «Как Дима перестал грызть ногти». 1.Беседа о лжи и правде. 2.Игра   «Дракон   кусает свой хвост». 3.Игровое «Волшебные шарики». 4.Чтение   и   обсуждение сказки «Дворец Врулей». упражнение    1 5. «Капризки   и хотелки». Воспитывать   у   детей выдержку,   силу   воли. Учить   корректному поведению в   1.Беседа   о   капризных детях. 2.Коммуникативная   игра «Змейка». Длинный   лист бумаги   (рулон обоев).   Цветные карандаши, мелки. мех,   Вата, металлический предмет, деревянный предмет, стеклянный предмет. на Атрибуты   голову различных цветов (розы,   маки, гладиолусы   и др.). Аудиозаписи танцевальной музыки. Аудиозаписи медленной и быстрой музыки.   Аудиозаписи бодрой,   веселой музыки. Небольшие стеклянные шарики   количеству детей. Аудиозаписи спокойной музыки. пообществе.   упражнение 3.Игровое «Солнечный лучик». 4.Чтение   и   обсуждение сказки   «Слоненок   и шарики».