Программа развития социально-эмоциональной сферы детей 5-6-летнего возраста. Описание задач, принципов, методов и приемов, используемых в работе. Также даны типы сказок, перспективно-тематический план работы. Программа расчитана на 15 занятий, 2 раза в неделю (исключая сентябрь). Занятия проводятся в подгрупповой форме. Программа рекомендована для методистов, психологов и воспитателей.
Программа развития «Сказкотерапия»
Шилова Наталья Николаевна
Государственное казенное коммунальное предприятие «Яслисад №11»
г.Павлодар
Цель программы: развитие социальноэмоциональной сферы детей 57 лет.
Задачи программы:
1. Развитие внимания (слухового и зрительного) и умения максимально
концентрироваться на происходящем.
2. Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
3. Развитие аналитических способностей, то есть умения сравнивать,
обобщать, находить причинноследственные связи.
4. Развитие и совершенствование вербального языка (ребенок учится
доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
5. Развитие способности к глубокому образному мышлению. А также
развитие фантазии и творческого воображения, то есть формирование
эстетических чувств.
6. Снятие эмоционального и физического напряжения.
7. Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на
пассивную.
8. Умение чувствовать и воспринимать окружающий мир, сопереживать
другим и принимать ответственность за свои действия.
9. Развитие самоуважения и чувства уважения к окружающим.
10.Развитие
взаимодействовать
умения
с
окружающими,
совершенствование коммуникативных навыков.
Принципы программы:
1. Принцип доступности. Ребенок должен понимать, о чем сказка и что
требуется от него в процессе работы над ней.
2. Принцип постепенности. В начале цикла сказки должны быть небольшие
по содержанию.
3. Принцип активности и свободы действий ребенка. Психолог должен
давать возможность свободного самовыражения.
4. Принцип свободного участия. Ребенок должен чувствовать себя в
безопасности, взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая,
организует ее со стороны сверстников.
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Общее число занятий: 15 занятий, 2 раза в месяц (исключая сентябрь).
Продолжительность занятия: 2530 минут.
Количество детей в группе: 67 человек.
Типы сказок (для сказкотерапевтического воздействия):
1. Художественная (народные и авторские).2. Дидактические.
3. Психокоррекционные.
4. Психотерапевтические.
5. Медитативные.
Методические приемы, используемые в программе:
1. Рассказывание сказки ребенку взрослыми.
2. Рассказывание сказки ребенком:
рассказ о сказочных героях;
пересказ сказки ребенком;
рассказ сказки по кругу;
рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолждения;
ребенок сам сочиняет сказку;
ребенок рассказывает сказку от лица различных персонажей (смена
источника рассказа);
переписывание сказки ребенком;
решение сказочных задач.
Тема
Программное
содержание
Методические
приемы
Обеспечение
Тематический план
«Если не
хочется
кушать…»
«Я умею уже
сам
все
расставить
по
местам…»
«Темноты я
не боюсь,
свет включу
и
улыбнусь…»
Помочь
ребенку
увидеть
свои
проблемы со стороны,
осознать
их.
Освещение
правильной
(альтернативной)
линии поведения.
1.Беседа о том, что мы
любим кушать.
2.Играфантазия
«Что
вылупляется из яйца»
(любимые
продукты
питания) – зарисовка их.
3.Чтение и обсуждение
сказок «Как Илюша
животик кормил», «Почему
нужно кушать».
Приучать
детей
убирать свои вещи или
игрушки.
Учить
доводить начатое дело
до конца.
детям
Помочь
преодолеть
страх
темноты, как страх
чегото неизвестного.
1.Беседа о чистоте и
порядке в группе и дома.
2.Коммуникативная игра
«Сороконожка».
3.Чтение и обсуждение
сказок «Сказка про страну
нерях»,
«Сказка про
Машеньку и порядок».
1.Беседа о любимых
сказочных
героях
негативных
(исключить
героев).
2.Игра «Аквариум».
3.Игровые
упражнения
Надувные
шарики (34 шт.),
в них картинки с
изображением
предметов
листы
питания,
бумаги
по
количеству
детей,
карандаши,
мелки.
Кабинет
психолога, дети
свободно
располагаются на
ковре.
Круглый
аквариум
с
песком, в песке
зарыты мелкие
игрушки.
№
п
/п
1.
2.
3.«Мирись,
мирись,
больше не
дерись…»
Объяснять детям, что
драться очень плохо,
повышать самооценку
детей.
4.
5.
«Надо, надо
умываться
по утрам и
вечерам…»
6.
«Ежели вы
вежливы…»
Превратить процесс
умывания в маленький
праздник,
предоставить его не
только полезным и
нужным,
и
радостным событием.
Воспитывать
уважительное
отношение
к
родителям и другим
взрослым.
но
7.
«Заманчивы
й
мир
телевидения
»
Объяснить детям, что
длительный просмотр
телепередач
очень
вреден как для
физического, так и
умственного здоровья.
8.
«Мы
честные
ребята»
Воспитывать у детей
честность,
умение
бороться с вредными
привычками.
9.
«Обидное
слово
жадина»
–
Воспитывать у детей
щедрость не только на
словах, но и на деле.
Устранять причины,
побуждающие
«Как
упражнения
«Прогулка по лесу».
4.Чтение и обсуждение
сказок «Сказка про
смелого Алешу», «Бум
бумбум».
1.Беседа о дружбе.
2.Коммуникативное
рисование «Мы».
3.Чтение и обсуждение
сказки «Сказка про зайца
забияку».
1.Беседа о том, как важно
быть чистым.
2.Игровые
«Умывание».
3.Чтение и обсуждение
сказки
Костя стал умываться».
1.Беседа об уважении к
старшим.
2.Расслабляющие
упражнения «Солнечный
зайчик».
3.Игра «Угадай,
дотронулся до тебя».
4.Чтение
сказки
«Сказка
пропавшей улыбке».
1.Беседа о любимых
телепередачах и любимых
занятиях.
2.Сказочное
«Солнышки».
3.Чтение и обсуждение
сказки
«Прилипчивый
телевизор».
обсуждение
о
рисование
кто
«Добрые
1.Беседа о том,
как
правильно вести себя в
общественных местах.
2.Игра
пожелания».
3.Чтение и обсуждение
сказки «Сказка про
лисенка».
1.Беседа о том, как нужно
делиться.
2.Игровые
«Добрые тучки».
3.Коммуникативная игра
упражнения
Листы бумаги
размером 50х120
см.
Мелки,
карандаши,
краски, кисти.
с
Картинки
предметами
гигиены.
Зеркальце,
повязка на глаза.
по
Альбомные
листы
количеству
детей. Цветные
карандаши,
ножницы,
клей,
большой лист
бумаги (ватман).
Мяч
Листы бумаги по
количеству
детей,
карандаши,
мелки
цветныевозникновение
жадности.
1
0.
«Обидное
слово
ябеда»
–
Воспитывать у детей
чувство уважения к
сверстникам,
воспитывать
выдержку.
1
1.
«Я уколов
не боюсь,
если надо –
уколюсь».
Воспитывать у детей
чувство
смелость,
превосходства
над
болью.
1
2.
«Маленькие
ослики»
1
3.
«Гадкие
сестрички –
вредные
привычки»
1
4.
«Мама, папа,
я – дружная
семья».
Учить детей быть
сговорчивыми,
прислушиваться
к
мнению взрослого и
других
детей.
Воспитывать умение
владеть собой.
Учить детей бороться
с
вредными
привычками, такими
как грызть ногти и т.п.
Воспитывать умение
владеть собой. Учить
способам
снятия
внутреннего
напряжения.
Учить детей быть
честными,
правдивыми
сверстниками
взрослыми.
со
и
«Рисуем
«Веселые картинки».
4.Чтение и обсуждение
сказки «Сказка про
щедрую Аню».
плохих
1.Беседа
о
поступках (ябедничество).
2.коммуникативное
рисование
облако».
3.Чтение и обсуждение
сказки «Как Коля перестал
ябедничать».
1.Беседа о посещении
поликлиники.
2.Игровое
«Театр прикосновений».
3.Чтение и обсуждение
сказки
«Волшебная
кисточка».
упражнение
1.Беседа о правильном
поведении в быту.
2.Коммкникативная игра
«Букет цветов».
3.Чтение и обсуждение
сказки «Сказка про город
Упрямск».
упражнение
1.Беседа о вредных
привычках.
2.Коммуникативная игра
«Созвездия».
3.Игровое
«Услышь тишину».
4.Чтение и обсуждение
сказки «Как Дима перестал
грызть ногти».
1.Беседа о лжи и правде.
2.Игра «Дракон кусает
свой хвост».
3.Игровое
«Волшебные шарики».
4.Чтение и обсуждение
сказки «Дворец Врулей».
упражнение
1
5.
«Капризки и
хотелки».
Воспитывать у детей
выдержку, силу воли.
Учить корректному
поведению
в
1.Беседа о капризных
детях.
2.Коммуникативная игра
«Змейка».
Длинный лист
бумаги
(рулон
обоев). Цветные
карандаши,
мелки.
мех,
Вата,
металлический
предмет,
деревянный
предмет,
стеклянный
предмет.
на
Атрибуты
голову
различных цветов
(розы,
маки,
гладиолусы и
др.).
Аудиозаписи
танцевальной
музыки.
Аудиозаписи
медленной
и
быстрой музыки.
Аудиозаписи
бодрой, веселой
музыки.
Небольшие
стеклянные
шарики
количеству
детей.
Аудиозаписи
спокойной
музыки.
пообществе.
упражнение
3.Игровое
«Солнечный лучик».
4.Чтение и обсуждение
сказки «Слоненок и
шарики».