Специальный курс «Физика Космоса» создается и решает важную задачу физики, как предмета – обобщение знаний, полученных при изучении основ естественных наук и астрономии, которая в сегодняшней средней школе, как самостоятельный предмет не изучается, и частично элементы которого внесены в учебную программу по физике старшей школы; дополняет и расширяет физико-математическое и философское образование.
Ознакомление учащихся с основами науки о Вселенной, позволяет им познакомиться с природой планет, малых тел Солнечной системы и звезд, строение Солнечной системы, звездных систем и структурой Вселенной, научится правильно объяснить многие физические процессы и астрономические явления на основе физических законов; оценивать разнообразие планетарных и звездных характеристик, как-то; определение расстояний до небесных объектов, их размеров, масс, температур, химического состава, а также, опираясь на достижения современной физики и астрономии формировать научную картину построения мира.
В основе данного спецкурса положены факты, законы и физические теории, а также высказываются предположения и гипотезы, связанные с возникновением и эволюцией Вселенной.
Спецкурс «Физика Космоса» решает задачи:
• Углубление знаний о материальном мире Космоса, методах научного познания его; доказательств на основе законов физики;
• Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, на основе самостоятельного приобретения знаний, анализа и оценки новой информации;
• Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения физико-астрономических фактов;
• Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы учителя и ученика.
Программа спецкурса
«Физика Космоса»
(1011 кл., 32 ч.)
Пояснительная записка.
Специальный курс «Физика Космоса» создается и решает важную задачу физики, как
предмета – обобщение знаний, полученных при изучении основ естественных наук и
астрономии, которая в сегодняшней средней школе, как самостоятельный предмет не
изучается, и частично элементы которого внесены в учебную программу по физике
старшей школы; дополняет и расширяет физикоматематическое и философское
образование.
Ознакомление учащихся с основами науки о Вселенной, позволяет им познакомиться с
природой планет, малых тел Солнечной системы и звезд, строение Солнечной системы,
звездных систем и структурой Вселенной, научится правильно объяснить многие
физические процессы и астрономические явления на основе физических законов; оценивать
разнообразие планетарных и звездных характеристик, както; определение расстояний до
небесных объектов, их размеров, масс, температур, химического состава, а также, опираясь
на достижения современной физики и астрономии формировать научную картину
построения мира.
В основе данного спецкурса положены факты, законы и физические теории, а также
высказываются предположения и гипотезы, связанные с возникновением и эволюцией
Вселенной.
Спецкурс «Физика Космоса» решает задачи:
Углубление знаний о материальном мире Космоса, методах научного познания
его; доказательств на основе законов физики;
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих
способностей, на основе самостоятельного приобретения знаний, анализа и
оценки новой информации;
Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты; выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения физико
астрономических фактов;
Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы учителя и
ученика.
При изучении спецкурса «Физика Космоса» важно сформировать представление об
эволюции неорганической природы, как главным достижении астрофизики.
В предлагаемой программе представлены следующие разделы:
«Земля и космос»
«Земля и Солнечная система»
«Астрофизические исследования малых тел Солнечной системы»
«Солнце и межзвездная среда»
«Звезды»
«Вселенная и ее эволюция»
Программа предусматривает применение сравнительного метода при изучении планеты
Земля и других небесных тел Солнечной системы, более глубокое ознакомление учащихсяс природой Солнца и его влиянием на Землю. Опираясь на мировоззренческую ценность
достижений в области внегалактической астрономии и космологии с помощью
космических аппаратов, программа предусматривает ознакомление учащихся с
последними современными способами получения и обработки информации о планетах,
звездах, галактиках, мегамасштабности Вселенной, расширением Метагалактики.
Эффективность процесса изучения спецкурса предполагает использование кроме
базовых учебников по физике и астрономии, современные методы интерактивного
обучения, а так же использование различных физических и астрономических приборов,
моделей, звездных карт, атласов, печатной табличной продукции, диафильмов,
диапозитивов, компактдисков для DVD и ПК.
Изучение спецкурса предполагает и астрономические наблюдения за картиной
звездного неба, Солнца, движения планет и Луны, а так же активное вовлечение учащихся в
провидении занятий семинаров, презентаций творческих работ, участие в ученических
научных конференциях.
2Содержание программы
спецкурса «Физика Космоса»
для средней школы (ХХI кл.)
Общее количество часов – 32.
Введение (1 час)
I.
Единая астрономическая картина мира и научные методы ее познания. Взаимосвязь
физики и астрономии.
Земля и Космос (7 часов)
II.
Планета Земля. Основные движения Земли в составе Солнечной системы. Форма Земли
и геодезические измерения. Размер, масса, плотность Земли и физические измерения.
Атмосфера Земли и ее строение. Метеорологические и геофизические явления в
атмосфере Земли. Ионосфера и магнитосфера; их значение в передаче радио и
телеинформации на большие расстояния. Пояса радиации. Космическое излучение и его
влияние на планету Земля. Значение исследований Земли из космоса с помощью
искусственных космических аппаратов. И.С.З.
Земля и Солнечная система (5 часов)
III.
Состав солнечной системы. Развитие представлений о солнечной системе. Видимое
движение Земли и планет. Законы Кеплера – законы движения планет и небесных тел
вокруг Солнца. Обобщение и уточнение Ньютоном законов движения планет. Массы и
периоды обращения планет. Определение расстояний до планет; уточнение расстояний до
планет земной группы радиолокационным и лазерным методами
Астрофизические исследования малых тел Солнечной системы (4 часа)
IV.
Спутники планет, астероиды, кометы и метеоры; их физическая природа. Исследование
малых тел солнечной системы космическими аппаратами. Метод спектрального анализа
для исследования газовых составляющих малых тел солнечной системы.
Солнце и межзвездная среда (5 часов)
V.
Солнце – ближайшая звезда. Физическая природа Солнца. Изучение Солнца. Плазма
Солнца и ее свойства. Явления и физические процессы в атмосфере Солнца. Солнечный
ветер и земные проявления солнечной активности. Внутреннее строение Солнца.
Температура, плотность, давление, светимость Солнца. Энергия Солнца – источник
эволюционных процессов на Земле. Солнце и межзвездная среда.
Звезды (5 часов)
VI.
Звезды и их разнообразие. Физическая природа звезд. Классификация звезд по их массе
и светимости. Кинематические и динамические характеристики звезд. Переменные и
нестандартные звезды. Определение расстояний до звезд, их масс. Двойные и кратные
звезды. Радиоизлучение звезд. Квазары. Скопление звезд.
3VII. Вселенная и ее эволюция (4 часа)
Строение и структура Галактики. Движение звезд в нашей Галактике. Другие
галактики: спиральные, эллептические и неправильные. «Красное смещение» и закон
Хаббла. Метагалактика. Эволюция звезд во вселенной и вещества в ней.
VIII. Заключительная лекция (1 час)
Жизнь и разум во Вселенной.
Практические занятия (во внеурочное время)
под руководством учителя.
1. Наблюдения невооруженным глазом основных созвездий. Нахождение в ночном небе
некоторых планет.
2. Наблюдение с помощью телескопа поверхности Луны (в полнолуние).
3. Наблюдение через защитный фильтр Солнца и измерение температуры на открытой
поверхности и в тени. Расчет мощности излучения солнцем.
4. Наблюдение двойных и кратных звезд; звездных скоплений.
4Перечень учебного оборудования.
1. Глобус Земли.
2. Физическая карта Земли.
3. Подвижная карта звездного неба.
4. Модель Солнечной системы.
5. Телескоп – рефрактор РТМ 60/600.
6. Теллурий – 77.
7. Спектроскоп двухтрубный и прямого зрения.
8. Бинокль со штативом.
9. Люксметр.
10. Фотобумага.
11. Термометр демонстрационный.
12. Компьютер (ПК) и проектор
5Учебнонаглядные пособия.
1. Комплект таблиц по физике.
2. Комплект таблиц по астрономии.
3. Комплект дисков DVD и для ПК
6Литература.
1. Учебник Ф10, Ф11 под ред. Б.Б. Буховцев
2. Учебник «Астрономия» Е.П. Левитан 2008 г.
3. Методика преподавания физики 2004 г.
4. Методика преподавания астрономии 1999 г.
5. «Космос и хаос» Л. Шильник 2008 г.
6. Школьный астрономический календарь.
7. Пояснительная записка к учебнику «Физика 11» (классический курс) Б.Б. Буховцев
2010 г.
7№
п/п
1.
2/1
3/2
4/3
5/4
Тематическое (поурочное) планирование спецкурса «Физика Космоса».
Творческие
задания
учся.
Содержание урока
(занятия)
Учебно
наглядные
пособия,
оборудование.
Дата
проведени
я
I. Введение ( 1 час)
Единая астрофизическая картина
мира и научные методы познания
вселенной (Космоса)
DVD «Единая
астрофизическая
картина мира
II. Земля и Космос (7 часов)
Планета Земля. Основные движения
Земли. Форма, размеры Земли и
геодезические измерения.
Метеорологические и
географические явления в
атмосфере Земли
Ионосфера и магнитосфера Земли.
Передача радио и телеинформации.
Пояса радиации.
Изучение свойств поверхности и
атмосферы земли из Космоса.
DVD «Земля и
ее место во
Вселенной»
Таблицы
Таблицы
DVD
«Исследование
Земли с
помощью
космических
аппаратов»
86/5
7/6
8/7
9/1
10/2
11/3
12/4
13/5
Космическое излучение и его
влияние на планету Земля
Солнечные и лунные затмения
Значение исследований Земли из
Космоса с помощью. И.С.З.
DVD
«Исследование
Земли с
помощью
космических
аппаратов»
Таблицы
Таблицы;
фотографии;
д/ф «Земля в
космическом
пространстве»
Состав Солнечной системы.
Развитие представлений о
Солнечной системе
III. Земля и солнечная система (5 часов)
«Солнечная
система» модель
солнечной
системы.
Видимое движение Земли и планет.
Законы Кеплера
Обобщение и уточнение Ньютоном
законов Кеплера
Определение расстояний до планет.
Уточнение расстояний до планет
радиолакационным и лазерным
методами
Упражнения. Расчетные задачи.
Таблицы.
Реферат по
предложенной
теме
Расчет
кинематических
и динамических
характеристик
одной из планет.
IV. Астрофизические исследования малых тел Солнечной системы (4 часа)
14/1
15/2
16/3
17/4
18/1
19/2
Спутники планет, астероиды,
кометы и метеоры, их физическая
природа
Исследование малых тел Солнечной
системы космическими аппаратами.
Метод спектрального анализа для
исследования газовых
составляющих малых тел: комет и
метеоров.
Таблицы.
Модель
исследования с
помощью
спектроскопа;
таблицы,
диаграммы.
Космогонические гипотезы
происхождения и эволюции малых
тел Солнечной системы.
V. Солнце (5 часов)
Солнце ближайшая звезда.
Физическая природа солнца
Изучение Солнца. Плазма Солнца и Д/ф «Солнце»
Д/ф «Солнце»
920/3
21/4
22/5
23/1
24/2
25/3
26/4
27/5
28/1
29/2
30/3
31/4
32
ее свойства
Физические явления и процессы
атмосферы Солнца.
Внутреннее строение Солнца.
Температура, плотность, давление в
недрах Солнца. Солнечный ветер.
Энергия солнца – источник
эволюционных процессов на Земле.
Солнце и межзвездная среда.
Д/ф «Солнце»
Д/ф «Солнце»
DVD «Солнце –
источник жизни
на земле»
VI. Звезды(5 часов)
Звезды и их разнообразие.
Физическая природа звезд.
Классификация звезд по их массе и
светимости.
Кинематические и динамические
характеристики звезд
Переменные и нестандартные
звезды. Определение расстояния до
звезд.
Двойные и кратные звезды,
определение масс звезд.
Радиоизлучение звезд. Квазары.
Скопления звезд.
Д/ф «Звезды и
межзвездная
среда», таблицы.
Д/ф «Звезды и
межзвездная
среда», таблицы.
Д/ф «Мир звезд»
Д/ф «Мир звезд»
Д/ф «Мир звезд»
VII. Вселенная и ее эволюция (4 часа)
Строение и структура нашей
Галактики. Движение звезд.
Пространственные скорости звезд
Другие галактики.
«Красное смешение» закон Хаббла.
Метагалактика. Эволюция звезд во
Вселенной и вещества в ней.
Д/ф «Галактика»
Д/ф «Галактика»
Д/ф «Галактика»
Д/ф «Галактика»
VIII. Заключительный урок (1 час)
Жизнь и разум во Вселенной
Семинар :
«Проблемы
внеземных
цивилизаций».
10