Программа "Туристское многоборье" 5 года обучения состоит из пояснительной записки, тематического планирования и календарно-тематического планирования. Темы разбиты по дням недели. Программа разработана из расчёта 8 часов в неделю. Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в спортивном туризме и ориентировании.
Калиенко программа.doc
Управление образования города РостованаДону
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)»
города РостованаДону
«РАССМОТРЕНА»
на Методическом совете
МБУ ДО ЦДЮТур
Протокол № ____от ________
«УТВЕРЖДЕНА»
Директор МБУ ДО ЦДЮТур
______________ В.И. Колесник
Приказ № _____ от __________
дополнительная общеразвивающая программа
«ТУРИСТЫМНОГОБОРЦЫ»
Срок реализации – 5 лет
Возрастная категория детей – 618 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Калиенко А.В.
г. РостовнаДону 2016 год
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туристскокраеведческая деятельность во всех формах способствует
всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его
интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению
Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Туризм открывает большие возможности для приобретения многих важных для
жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений
и навыков. Одним из его направлений является туристское многоборье. Особое
значение оно приобретает в системе дополнительного образования, используя
отдельные фрагменты образовательных учебных программ по различным видам
туризма: «Юные туристы» (М.И. Крайман, 1982); «Пешеходный туризм» (В.М.
Куликов, Л.М. Ротштейн, 1982); «Туристыпроводники» (Ю.С. Константинов, 2004).
Дополнительная общеразвивающая программа «Туристымногоборцы»
туристскокраеведческой
является
направленности. Рассчитана на пять лет и разработана в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
законом «О физической культуре в Российской Федерации», Уставом МБУ ДО
ЦДЮТур.
модифицированной
программой
Составляющей частью программы по туризму и краеведению стал Здоровый
Образ Жизни, который реализуется за счет введения в образовательную программу
здоровье сберегающих методик и технологий, ведущих учащихся к постепенному
физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является
важным фактором повышения мотивации к образовательновоспитательной
деятельности учащихся объединения и обуславливает актуальность данной
программы.
Содержание программы предусматривает приобретение учащимися знаний о
родном крае, о технике и тактике туристского многоборья, ориентировании на
местности, оказании первой доврачебной помощи, получение спортивных разрядов.
Решение воспитательных и оздоровительных задач является обязательным
компонентом каждой темы.
Большая часть программы отведена практическим занятиям. Их можно
проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы и времени
года.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в разделе
«Туристская подготовка» отдельно изучаются вопросы техникотактической
подготовки видов: личной, командной техники спортивного туризма, поисково
спасательных работ.
Педагогическая целесообразность программы в том, что выполнение задач
занятий, развитие физической и технической подготовленности, соблюдение
постоянного режима способствует воспитанию волевых качеств обучающихся. В
процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность,
решительность и смелость, выдержка и самообладание. Все эти качества
взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в
3 значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств.
Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся
постоянными чертами личности. Это позволяет детям проявлять их в трудовой,
учебной, общественной и других видах деятельности; даст возможность в
подростковом возрасте избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский
алкоголизм, наркомания, токсикомания и других.
Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и
оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, формирование
всесторонней гармонично развитой личности.
Задачи:
Обучающие:
обучать навыкам туристскокраеведческой деятельности, оказания первой
медицинской помощи, правилам поведения при вынужденной автономии;
обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья,
развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей
организма;
изучать культуру и природу России через туристские походы, посещение
памятников истории.
Развивающие:
развивать основные физические качества: координационные, ориентационно
пространственные, скоростносиловые; выносливость, гибкость и ловкость;
способствовать развитию и тренировке психических процессов, моторико
двигательной и логической памяти обучающихся;
обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного
корсета;
способствовать укреплению здоровья и совершенствованию физической
подготовленности учащихся;
Воспитательные:
способствовать формированию и развитию нравственно–коммуникативных
качеств личности учащихся;
воспитывать личность учащихся с установкой на здоровый образ жизни;
воспитывать физически сильного, высокоморального,
трудоспособного,
толерантного гражданина современной России.
Данная программа рассчитана на 5 лет обучения. Время, отведенное на
обучение, составляет: 12 год 216 часов, из расчета 6 часов в неделю на группу,
3,4,5288 часов, из расчета 8 часов в неделю на группу.
Подготовка спортсменов в программе разделена на следующие этапы:
предварительной (базовой) подготовки – первый год обучения; начальной
специализации в туристскоспортивной подготовке – второйтретий годы обучения;
этап туристскоспортивного совершенствования и высших достижений – четвертый
пятый годы обучения.
Первый год обучения (базовый) позволяет ознакомиться с основами знаний по
таким направлениям как «туристское многоборье» и «ориентирование»; развивать
4 познавательную и общественную активность учащихся;
гражданственность, патриотизм, любовь к родному краю.
воспитывать
Второй и третий годы обучения дают специализацию в туристском многоборье,
расширяют и углубляют знания основ спортивного туризма; учащиеся выполняют
разряды, участвуют в спортивных походах, соревнованиях, сборах, краеведческих
конференциях.
Четвертыйпятый годы обучения предусматривают становление туристского
мастерства, расширение и углубление знаний по туризму; участие в зачетных
соревнованиях разного масштаба; подготовку туристского актива.
Программа рассчитана на возрастную категорию 618 лет. Численный состав
– 15 человек.
Формы занятий:
учебнотренировочные;
соревнования;
познавательные экскурсии;
спортивнооздоровительные лагеря;
работа по индивидуальным планам в летний период.
Условия реализации программы:
выполнение в полном объеме учебнотренировочных работ;
выполнение в полном объеме воспитательной работы;
систематическое посещение учебнотренировочных занятий, участие в
соревнованиях, краеведческих мероприятий с учащимися;
обеспечение учебнотренировочного процесса соответствующей материально
технической базой, соответствующими условиями для проведения занятий.
Способы определения результативности:
тестирование по общей и специальной физической подготовке;
выступление на соревнованиях;
выполнение разрядных требований.
Успех освоения программы зависит от уровня и количества занятий на
местности и проведения походов, а также участия в различных соревнованиях.
Принятая структура программы обеспечивает её динамичность. Процесс
воспитания и обучения ориентируется на достижение определенного уровня
квалификации. Причём квалификационный уровень характеризуется комплексной и
законченной подготовленностью к выполнению разрядных требований и судейской
категории. Каждый квалификационный уровень имеет два направления знаний –
теоретическое и практическое. При этом квалификационные уровни построены
таким образом, что успешное завершение одного из них дает основу для уверенного
начала обучения в следующем этапе подготовки, сохраняет преемственность,
движется по возрастающей – от простого к сложному, от базовой подготовки к
спортивному совершенствованию.
Теоретические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов.
Практические занятия проводятся в однотрёх дневных учебнотренировочных
5 походах, во время проведения соревнований, конференций, слётов и других
туристских мероприятий.
В конце каждого учебного года при проверке усвоения материала используется
тестовая система оценки знаний, умений и навыков по туризму, по трем уровням:
низкий, средний, высокий – по физической подготовке и практическому усвоению
материала.
Механизмом оценивания результатов является:
контроль уровня общефизической подготовки по основным показателям
(сила, ловкость, скорость, выносливость);
проверка уровня сформированности знаний и навыков (по итогам
соревнований);
медицинское обследование (два раза в год);
тестирование и доклады по краеведческому материалу.
Ожидаемые результаты:
приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края;
овладение учащимися навыков по устройству бивака, разработке походных
маршрутов;
овладение техникой и тактикой туризма, приобретение навыков
ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи;
выполнение спортивных разрядов по спортивному туризму и спортивному
ориентированию;
особенности проведения различных видов соревнований;
основные меры обеспечения безопасности, правила поведения человека в
горах, на воде, на соревнованиях, тренировках.
Учащиеся должны уметь:
работать с туристским снаряжением;
преодолевать естественные препятствия;
определять места, пригодные для организации привалов и ночлегов;
измерять азимут и расстояние, определять стороны горизонта.
В конце каждого года обучения за рамками учебных часов проводится
многодневное туристское мероприятие – поход, слёт, туристский лагерь, сборы и т.п.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел программы
№№
п/п
1. Основы туристской подготовки.
Туристская подготовка
2. Краеведение
3.
4. Общая и специальная физическая
Топография и ориентирование
подготовка
5. Основы гигиены, первая
доврачебная помощь. Обеспечение
30
26
26
24
38
42
26
28
82
38
Часовая нагрузка по годам обучения
1 год
2 год
60
3 год
69
4 год
105
5 год
115
40
26
66
24
32
64
93
30
28
50
85
20
21
47
85
20
6 безопасности
ИТОГО: 144
216
216
288
288
288
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТУРИСТСКОЕ МНОГОБОРЬЕ»
5 года обучения (8 часов в неделю)
№№
п/п
Наименование тем и разделов
1. Туристская подготовка
1.1. Правила поведения туристовмногоборцев.
Техника безопасности на занятиях и
соревнованиях
1.2. Техникотактическая подготовка к
соревнованиям на индивидуальных коротких
пешеходных дистанциях
1.3. Техникотактическая подготовка к
соревнованиям на коротких пешеходных
дистанциях (связка, группа)
1.4. Техникотактическая подготовка к
соревнованиям на длинных пешеходных
дистанциях
1.5. Инструкторская и судейская подготовка
1.6. Туристские соревнования (старты, слеты)
1.7. Причины возникновения аварийных ситуаций в
походе и меры их предупреждения.
Психологические аспекты взаимоотношений в
группе
1.8. Техника и тактика в туристском походе
2. Краеведение
2.1. Изучение района путешествия
2.2. Общественнополезная работа в путешествии,
охрана природы и памятников культуры
3. Топография и ориентирование
3.1. Техникотактическая подготовка
ориентировщика
3.2. Соревнования (старты) по спортивному
ориентированию
Количество часов
всего
теория
практика
2
15
16
16
10
46
4
6
115
6
15
21
12
35
47
1
0
1
1
2
0
1
1
7
0
5
5
0
0
0
1
15
15
15
8
46
3
5
108
6
10
16
12
35
47
7 4. Общая и специальная физическая подготовка
4.1. Краткие сведения о влиянии физических
упражнений на организм человека
4.2. Врачебный контроль, самоконтроль,
предупреждение спортивных травм на
тренировках
4.3. Общая физическая подготовка
4.4. Специальная физическая подготовка
2
5
37
41
85
5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
5.1. Личная гигиена туриста, профилактика
различных заболеваний
5.2. Походная медицинская аптечка, использование
лекарственных растений
5.3. Основные приемы оказания первой доврачебной
5
5
5
2
2
2
2
8
2
2
1
0
3
35
39
77
3
3
4
помощи
5.4 Приемы транспортировки пострадавшего
5
20
288
0
5
25
5
15
263
Зачетное многодневное мероприятие (лагерь, слёт, поход и т.п.) – вне сетки
часов.
ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТУРИСТСКОЕ МНОГОБОРЬЕ»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 года обучения
1. Туристская подготовка
1.1. Правила поведения туристовмногоборцев.
Техника безопасности при проведении туристских мероприятий. Факторы,
влияющие на безопасность участников команды на соревнованиях и в походах.
Роль капитана, подчинение его решениям – основа отношений, залог
безопасного прохождения маршрута. Конфликты в группе, способы их устранения.
Основные причины несчастных случаев в походе: нарушение техники и
тактики преодоления естественных препятствий, переоценка своих сил и
возможностей, несоблюдение установленных правил, резкое ухудшение погодных
условий.
Правила поведения на воде, организация купания. Правила пожарной
безопасности, работа у костра. Взрывоопасные предметы, организация привалов и
ночлегов в местах, где ранее проходили боевые действия.
8 Практические занятия.
Закрепление навыков соблюдения требований
техники безопасности в практической деятельности.
1.2. Техникотактическая подготовка к соревнованиям на индивидуальных
коротких пешеходных дистанциях
Практические занятия. Совершенствование прохождения технических этапов
3го и 4го классов. Совершенствование умений и навыков на этапах: подъем и спуск
по склону с самостраховкой по перилам, наведенным участником; прохождение
бревна «маятником»; наклонная навесная переправа вверх и вниз; подъем, и спуск по
вертикальным перилам. Штрафы за совершенные ошибки на этапах. Туристская
полоса препятствий
1.3. Техникотактическая подготовка к соревнованиям на коротких
пешеходных дистанциях
Технические этапы дистанций 3го класса и 4го класса: характеристика и
параметры этапов, способы их преодоления.
Техникотактические приемы работы на этапе, на дистанции. Разработка и
корректировка тактических схем прохождения дистанций соревнований.
Организация командной страховки. Слаженность, сработанность команды,
взаимопонимание, взаимопомощь и поддержка при изменении тактики и техники
работы на этапе и в нестандартных (экстремальных, аварийных) ситуациях.
Совершенствование работы команды и каждого спортсмена на дистанциях
спортивного туризма.
Практические занятия.
взаимопомощь и взаимовыручка.
Взаимодействие команды на дистанции,
взаимозаменяемость,
Совершенствование
прохождения технических этапов дистанций 2го, 3го классов, навыков
оптимального применения тактических схем при прохождении дистанции.
Организация работы команды на технических этапах дистанций 3го, 4го классов по
спортивному туризму. Совершенствование умений и навыков: наведение перил и
организация верхней командной страховки на наклонной переправе; наведение перил
и организация страховки и самостраховки на параллельной переправе; подъем и
спуск по вертикальным перилам, наведенным командой. Туристская полоса
препятствий
1.4. Техникотактическая подготовка к соревнованиям на длинных
пешеходных дистанциях.
Организация работы команды на технических этапах 3го и 4го класса.
Тактика личного прохождения туристских этапов в команде. Тактика работы всей
команды на отдельных этапах. Этапы ориентирования.
Практические занятия. Формирование навыков по организации верхней
командной страховки.
Совершенствование
прохождения технических этапов дистанций 2го, 3го классов. Штрафы за
совершенные ошибки на этапах. Тренировки по отработке умений и навыков:
наведение перил и организация верхней командной страховки на наклонной навесной;
наведение перил и организация страховки и самостраховки на параллельной
Страховка первого участника.
9 переправе; подъем и спуск по вертикальным перилам, наведенным командой.
Туристская полоса препятствий
1.5. Инструкторская и судейская подготовка.
Организация и проведение туристских соревнований и слётов в качестве судьи.
Участие в судействе школьных, районных, городских соревнований в качестве судьи
на этапе. Требования к соблюдению безопасности при проведении соревнований.
Протоколы результатов соревнований. Отчет о соревнованиях.
Практические занятия.
Оборудование технических этапов городских
соревнований. Судейство соревнований по спортивному туризму в должности судьи
этапа, помощника начальника дистанции, помощника главного секретаря.
1.6. Туристские соревнования (старты, слеты).
Учебнотренировочные соревнования, старты, сборы. Участие в стартах,
соревнованиях по туристскому многоборью городского (районного), областного
масштабов на личных и командных дистанциях. Разработка и корректировка
тактических схем прохождения дистанций соревнований. Совершенствование работы
команды и индивидуально каждого спортсмена на соревнованиях по спортивному
туризму. Участие в конкурсных программах. Разбора результатов.
1.7. Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их
предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе.
Основные причины возникновения аварийных ситуаций в туризме. Разбор и
анализ несчастных случаев в походах. Проверка туристских групп перед выходом на
маршрут. Знание маршрута всеми участниками похода.
Психологический климат в группе, обеспечение безопасности туристов
многоборцев. Подбор участников, слаженность, сработанность, сплоченность группы
– залог успешных действий. Ответственность каждого участника перед собой и
другими членами группы в соблюдении мер безопасности. Конфликты в группе, их
причины, способы устранения. Разбор причин возникновения аварийных и
экстремальных ситуаций в походах. Опасные ситуации, возникающие на
соревнованиях.
Практические занятия. Соблюдение безопасности при работе на технических
этапах. Психологический тренинг участников команды. Разработка тактики действия
группы в аварийных ситуациях, воспитание сознательной дисциплины. Выработка
практических навыков и умений по организации страховки и самостраховки.
1.8. Техника и тактика в туристском походе.
Тактика планирования нитки маршрута. Разработка планаграфика похода.
Маршруты линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Разработка запасных
вариантов маршрута.
Изучение, разведка сложности участков маршрута. Определение способов их
преодоления. Подведение итогов дневного перехода и корректировка плана на
следующий день. Характеристика естественных препятствий. Техника движения на
равнине и в горах. Броды через равнинные и горные реки.
Практические занятия.
Отработка техники движения и преодоления
препятствий
10 2. Краеведение
2.1. Изучение района путешествия.
Практические занятия.
Выбор и изучение района похода, разработка
маршрута. Знакомство с отчетами туристских групп, совершивших поход в данном
районе. Знакомство по литературным и другим источникам с историей, природой,
климатом района путешествия. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие
экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение.
2.2. Общественнополезная работа в путешествии, охрана природы и
памятников культуры.
Деятельность по охране природы в условиях похода. Изучение и охрана
памятников истории и культуры. Виды памятников. Использование памятников
истории и культуры в учебной и воспитательной работе.
Техника проведения краеведческих наблюдений и фиксации их: составление
описаний, сбор образцов для коллекции, видео и фотосъемка, зарисовки в походе,
составление схем участников маршрута, нанесение подробностей и исправлений на
карту маршрута.
Правила сбора и хранение реликтовых и других материалов. Редкие и
охраняемые растения и животные.
Практические занятия. Проведение краеведческих наблюдений. Сбор
гербариев, материалов для школьных музеев. Участие в работе среди местного
населения.
3. Топография и ориентирование
3.1. Техникотактическая подготовка ориентировщика.
Техника прохождения дистанций в соревнованиях с элементами
ориентирования: в заданном направлении, по выбору, маркированный, обозначенный
маршрут, азимутальный ход. Действия ориентировщика на различных участках
трассы. Соотношение скорости бега и техники ориентирования. Ошибки
ориентировщика. Последовательность действий при прохождении дистанции.
Практические занятия. Дальнейшее совершенствование выходов на КП и
ухода с них в заранее выбранном направлении. Отслеживание местности с
одновременным чтением карты. Измерение расстояний на карте. Измерение
расстояний на местности.
3.2. Соревнования (старты) по спортивному ориентированию.
Практические занятия. Учебнотренировочные соревнования, старты, сборы,
занятия по совершенствованию специальных умений и навыков. Участие в
соревнованиях по спортивному ориентированию городского, областного масштабов.
4. Общая и специальная физическая подготовка
4.1. Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм
человека.
Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья,
повышение работоспособности, совершенствование двигательных качеств человека
(быстрота, сила, ловкость, выносливость).
11 Совершенствование координации движений под влиянием систематических
занятий физической культурой и спортом.
Совершенствование функций органов дыхания и кровообращении под
воздействием занятий спортом. Влияние занятий физическими упражнениями на
обмен веществ.
4.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм
на тренировках.
Врачебный контроль и самоконтроль. Объективные данные: вес, динамометрия,
спирометрия. Показания и противопоказания к занятиям различными видами
туризма.
Субъективные данные самоконтроля:
аппетит,
работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении,
перетренировке. Меры предупреждения переутомления. Дневник самоконтроля.
самочувствие,
сон,
Практические занятия. Прохождение врачебного контроля два раза в год и
перед соревнованиями. Ведение дневника самоконтроля. Изучение приемов
самомассажа.
4.3. Общая физическая подготовка.
Роль общих физических упражнений в жизни человека
Практические занятия. ОРУ: Упражнения для рук и плечевого пояса,
упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища в различных исходных
положениях на формирование правильной осанки. Упражнения для ног. Упражнения
с сопротивлением. Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной
скакалкой. Упражнения с отягощением. Упражнения с гантелями, штангой, мешками
с песком. Подвижные игры и эстафеты. Гимнастические упражнения. Спортивные
игры.
4.4. Специальная физическая подготовка.
Роль специальных физических упражнений в жизни человека.
Практические занятия. Упражнения на развитие выносливости. Упражнения
на развитие быстроты. Упражнения для развития ловкости и прыгучести. Элементы
скалолазания. Игры: баскетбол, гандбол, футбол. Эстафеты с применением сложных
двигательных заданий, требующих проявления координации движений. Упражнения
для развития силы отдельных мышечных групп (туловища, рук, ног) без предметов и
с предметами. Упражнения на гимнастической стенке: подтягивание на руках,
поднимание ног до прямого угла. Упражнения для развития гибкости, на развитие и
расслабление мышц.
5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
5.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний.
Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена
одежды и обуви. Роль закаливания в увеличении сопротивляемости организма
простудным заболеваниям. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение
систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья.
Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков – их влияние на
организм человека.
12 Практические занятия. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов,
уход за ними. Применение средств личной гигиены на тренировках и в походах.
5.2. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений.
Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Показания и
Хранение,
противопоказания к применению лекарственных препаратов.
транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста.
Практические занятия
Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами
и их использованием. Сбор и использование лекарственных растений.
5.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Заболевания и травмы, возможные при участии в туристских походах:
переутомление, горная болезнь, снежная слепота, удушье, попадание в лавину,
утопления.
Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами
и растениями, пищевых отравлений, желудочных заболеваний.
Заболевания,
связанные с укусами членистоногих и змей, клещей, беспокоящих насекомых.
Ушибы, ссадины, потертости.
Обработка ран, наложение жгута, ватномарлевой повязки, способы наложения
повязок на раны. Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Помощь при
ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе. Искусственное дыхание,
закрытый массаж сердца.
Практические занятия. Освоение способов наложения повязок на раны,
наложения жгута. Приемы искусственного дыхания, закрытого массажа сердца.
5.4 Приемы транспортировки пострадавшего.
Иммобилизация (обездвиживание) пострадавшего подручными и специальными
средствами. Основное условие – обеспечение полного покоя поврежденной части
тела. Положение пострадавшего при транспортировке пострадавшего: на руках, на
импровизированных носилках, при помощи наплечных лямок. Изготовление носилок
из шестов, волокуши из лыж.
Практические занятия. Разучивание различных способов транспортировки
пострадавшего. Изготовление носилок и волокуш.
13 МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
1. Кабинет для проведения аудиторных занятий;
2. Спортивный зал;
3. Площадка для организации спортивнотуристских игр на открытом
воздухе;
4. Подсобное помещение для хранения инвентаря;
5. Медицинская аптечка;
6. Палатки туристские;
7. Рюкзаки туристские;
8. Коврики туристские;
9. Компасы;
10. Топографические и спортивные карты местности;
11. Веревки, страховочные обвязки, страховочные карабины;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
частей, причем большее количество времени занимает практическая часть, в процессе
которой, в основном происходит освоение программного материала. Каждое учебное
занятие является звеном системы занятий,
связанных в логическую
последовательность, построенных друг за другом. Важнейшим требованием
современного учебного занятия является обеспечение дифференцированного и
индивидуального подхода к обучающимся, с учетом их состояния здоровья,
физического развития, пола, двигательной подготовленности, особенностей развития
психических свойств и качеств. Содержание программы основывается на следующих
основных педагогических принципах образования: демократизации, гуманизации,
детоцентризма,
педагогики
сотрудничества, дифференциации и индивидуализации.
культуросообразности,
природосообразности,
В зависимости от поставленных педагогических задач, занятия могут быть:
вводное (введение в предмет, постановка учебных цели и задач, определение
средств и методов достижения цели, инструктаж по ТБ)
занятия – изучение нового материала;
занятия – повторение, направленные на закрепление, совершенствование
ранее освоенных навыков;
комбинированное (сочетающее изучение, повторение, совершенствование
ранее освоенных упражнений) – имеют наибольшее распространение в процессе
обучение,
контрольное занятие проводятся после прохождения части программного
материала;
соревнование, поход, экскурсия и т.д.
Основные принципы построения учебного занятия:
постепенность в развитии природных данных обучающихся;
14 строгая последовательность в изучении и овладении туристской лексикой и
техническими приемами;
систематичность, регулярность занятий;
целенаправленность учебного процесса;
проявление педагогической гибкости по отношению к учащимся;
принцип эмоциональнопсихологической комфортности
по возможности,
(создание
всех
образовательной среды,
стрессообразующих факторов учебного процесса);
обеспечивающей снятие,
принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через
самостоятельное открытие);
принцип интеграции разных видов деятельности (туризм, ориентирование,
краеведение);
принцип взаимосвязи и взаимопроникновения программных разделов;
принцип совместной деятельности педагога, учащегося и родителей
принцип учета индивидуальных особенностей учащихся.
Основные методы, используемые в учебновоспитательном процессе.
1.Демонстрационные:
показ;
пример;
видео иллюстрация.
2. Вербальные:
объяснение;
беседа;
рассказ;
анализ;
инструктаж.
3.Практические:
упражнение;
игра;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
4.Стимулирующие:
соревнование;
конкурс;
поощрение,
Структура учебного занятия
Занятие состоит из трех частей:
подготовительной,
основной,
заключительной.
Подготовительная часть занятия.
Выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание
предпосылок для основной учебновоспитательной работы. Задачи подготовительной
части – сообщение задач и намеченного содержания занятия, общее разогревание
организма обучающихся и подготовка к предстоящим нагрузкам. Содержание
15 подготовительной части зависит от исходного состояния воспитанников. Эта часть
имеет тем большее значение, чем выше степень сложности, интенсивности и
травмоопасности предстоящей основной двигательной деятельности. Граница между
подготовительной и основной частью занятия условна, поскольку первая как бы
переходит во вторую.
Основная часть занятия
Выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории
задач.
Задачи, и содержание основной части изменяются в широких пределах в
зависимости от подготовленности занимающихся, их возраста, пола и физического
состояния в данный момент. Структура основной части бывает однородной или
комплексной (комбинированной). Однородная структура типична для занятий, где
все направленно на реализацию одной главной задачи (разучивание сложного
двигательного упражнения или развивающие воздействие на определенные функции
организма).
Комплексная структура типична для занятий, в которых решаются в качестве
основных несовпадающие задачи. Почти всегда эти задачи решаются в определенной
последовательности: обучение технике, развитие скорости, развитие силы, развитие
выносливости.
Заключительная часть занятия.
Выполняет функцию организации завершения учебновоспитательного
процесса.
Основная задача заключительной части – постепенное снижение нагрузки,
приведение организма к состоянию, близкое к норме. Это достигается постепенным
уменьшением интенсивности выполняемых действий, переключением на действия,
дающие эффект активного отдыха, использованием дыхательных, релаксационных и
других упражнений, способствующих активизации восстановительных процессов.
Эти упражнения имеют и профилактическое значение, поскольку предупреждают
функциональные нарушения,
особенно у
малотренированных людей, в случае резкого прекращения двигательной
деятельности. Вместе с тем в заключительной части важно подвести итоги занятия,
определить насколько удалось решить намеченные задачи, и сориентировать
обучающихся на очередные цели.
которые могут возникать,
16 № Тема занятия
Календарнотематическое планирование Калиенко А. В.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Техника безопасности при проведении туристских
мероприятий.
ОРУ. Подвижные игры и эстафеты Закрепление навыков
соблюдения требований техники безопасности.
ОРУ. Туристская полоса препятствий
Совершенствование прохождения технических этапов 3
го и 4го классов. Оборудование технических этапов
городских соревнований
Роль капитана. Конфликты в группе, способы их
устранения
ОРУ. СФП. Туристская полоса препятствий Применение
средств личной гигиены на тренировках и в походах
Технические этапы дистанций 3го класса и 4го класса:
характеристика и параметры этапов, способы их
преодоления.
ОРУ. СФП. Оборудование технических этапов
городских соревнований
ОРУ. СФП. Туристская полоса препятствий
Совершенствование прохождения технических этапов 3
го и 4го классов.
Разработка и корректировка тактических схем
прохождения дистанций соревнований
ОРУ. СФП. Требования к соблюдению безопасности при
проведении соревнований.
ОРУ. СФП. Взаимодействие команды на дистанции,
взаимозаменяемость, взаимопомощь и взаимовыручка
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
Организация работы команды на технических этапах 3
го и 4го класса
ОРУ. СФП. Выбор и изучение района похода, разработка
маршрута
Тактика работы всей команды на отдельных этапах.
Этапы ориентирования.
ОРУ.
СФП. Организация работы команды на
технических этапах дистанций 3го, 4го классов по
спортивному туризму
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
ОРУ. СФП. Формирование навыков по организации
верхней командной страховки. Страховка
первого участника
ОРУ. СФП. Формирование навыков по организации
верхней командной страховки. Страховка
первого участника
Колво часов
Теория.
0.5
Практика.
Всего
2
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1.5
4
1.5
1.5
4
1.5
2
3
1.5
1.5
3
2
2
4
2
2
4
2
2
3
2
2
3
2
2
дата
2.09
4.09
7.09
9.09
11.09
14.09
16.09
18.09
21.09
23.09
25.09
28.09
30.09
17 Итого за сентябрь:
14
ОРУ. СФП. Организация работы команды на
технических этапах дистанций 3го, 4го классов по
спортивному туризму ,наведение перил и организация
верхней командной страховки на наклонной навесной
Организация и проведение туристских соревнований и
слётов в качестве судьи.
ОРУ. СФП. Организация работы команды на
технических этапах дистанций 3го, 4го классов по
спортивному туризму
15
16
19
17
18
21
20
Участие в судействе школьных, районных, городских
соревнований в качестве судьи на этапе.
ОРУ. СФП. Совершенствование умений и навыков на
этапах
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
Требования к соблюдению безопасности при проведении
соревнований.
ОРУ. СФП. Наведение перил и организация верхней
командной страховки на наклонной навесной;
Протоколы результатов соревнований. Отчет о
соревнованиях.
ОРУ. СФП. Совершенствование умений и навыков на
этапах
ОРУ. СФП. Городские соревнования по спортивному
туризму и ориентированию
Основные причины возникновения аварийных ситуаций в
туризме. Разбор и анализ несчастных случаев в походах
ОРУ. СФП. Туристская полоса препятствий Проведение
краеведческих наблюдений.
Опасные ситуации, возникающие на соревнованиях.
ОРУ. СФП. Совершенствование умений и навыков на
этапах
ОРУ. СФП. Судейство соревнований по спортивному
туризму в должности судьи этапа. Проведение
краеведческих наблюдений.
Тактика планирования нитки маршрута. Разработка
планаграфика похода.
ОРУ. СФП. Судейство соревнований по спортивному
туризму в должности помощника начальника дистанции.,
Изучение, разведка сложности участков маршрута.
ОРУ. СФП. Судейство соревнований по спортивному
туризму в должности помощника главного секретаря
ОРУ. СФП. Туристская полоса препятствий Ведение
дневника самоконтроля. Изучение приемов
самомассажа.
Итого за октябрь:
27
23
24
25
26
22
Влияние различных физических упражнений на
укрепление здоровья.
ОРУ. СФП. Совершенствование умений и навыков на
этапах: подъем и спуск по склону с самостраховкой по
перилам, наведенным участником;
ОРУ. СФП. совершенствование выходов на КП и ухода с
них в заранее выбранном направлении .Взаимодействие
команды на дистанции,. Совершенствование навыков
оптимального применения тактических схем при
прохождении дистанции.
Совершенствование координации движений под
влиянием систематических занятий физической
28
29
29
3
1.5
1.5
3
1.5
1.5
4
1.5
1.5
3
1.5
1.5
3
28
1.5
4
3
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
4
0.5
0.5
32ч
3
2
2
3
2
2
4
2
2
3
2
2
3
32ч
2
4
2
02.10
05.10
07.10
09.10
12.10
14.10
16.10
19.10
21.10
23.10
26.10
28.10
30.10
02.11
06.11
09.11
18 культурой и спортом
ОРУ. СФП. Совершенствование умений и навыков на
этапах: прохождение бревна «маятником»; наклонная
навесная переправа вверх и вниз.
Совершенствование функций органов дыхания и
кровообращении под воздействием занятий спортом
ОРУ. СФП. Формирование навыков по организации
верхней командной страховки. Страховка первого
участника.
ОРУ. СФП. Отслеживание местности с одновременным
чтением карты Организация работы команды на
технических этапах дистанций 3го, 4го классов по
спортивному туризму.
Влияние занятий физическими упражнениями на обмен
веществ.
ОРУ. СФП. Отработка умений и навыков: наведение
перил и организация верхней командной страховки на
наклонной навесной;
ОРУ. СФП. Совершенствование умений и навыков:
наведение перил и организация верхней командной
страховки на наклонной переправе; наведение перил и
организация страховки и самостраховки на параллельной
переправе
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
ОРУ. СФП. Туристские эстафеты. Измерение
расстояний на карте. Измерение расстояний на
местности. Знакомство по литературным и другим
источникам с историей, природой, климатом района
путешествия.
ОРУ. СФП. Спорт. игры. Проведение краеведческих
наблюдений
ОРУ. СФП. Городские соревнования по спортивному
туризму и ориентированию
ОРУ. СФП. Спорт. игры Проведение краеведческих
наблюдений
Итого за ноябрь:
Врачебный контроль и самоконтроль.
ОРУ. СФП. наклонная навесная переправа вверх и вниз;
подъем и спуск по вертикальным перилам
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
Показания и противопоказания к занятиям различными
видами туризма
ОРУ. СФП. Туристская полоса препятствий
Понятие о «спортивной форме», утомлении,
перетренировке. Меры предупреждения переутомления
ОРУ. СФП. Организация верхней командной страховки.
Страховка первого участника.
ОРУ. СФП. Городские соревнования по спортивному
туризму и ориентированию
Дневник самоконтроля. ОРУ. СФП. Организация работы
команды на технических этапах дистанций 3го, 4го
классов по спортивному туризму
ОРУ. СФП. Проведение краеведческих наблюдений
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
ОРУ. СФП. Спорт. игры Наличие экскурсионных
объектов на маршруте. Учет времени на их посещение.
ОРУ. СФП. Организация работы команды на
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
0.5
0.5
2
0.5
0.5
0.5
0.5
1.5
1.5
4
1.5
2
4
2
2
4
2
30
1.5
4
1.5
1.5
4
3
2
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
32ч.
2
4
2
2
4
2
2
3
2
2
11.11
13.11
16.11
18.11
20.11
23.11
25.11
27.11
30.11
02.12
04.12
07.12
09.12
11.12
14.12
16.12
18.12
21.12
23.12
19 технических этапах дистанций 3го, 4го классов по
спортивному туризму
ОРУ. СФП. Отслеживание местности с одновременным
чтением карты. Совершенствование прохождения
технических этапов дистанций 2го, 3го классов
ОРУ. СФП. Измерение расстояний на карте. Измерение
расстояний на местности.
Проведение краеведческих наблюдений
ОРУ. СФП. Спорт. игры Ведение дневника
самоконтроля. Изучение приемов самомассажа.
Итого за декабрь:
Деятельность по охране природы в условиях похода.
ОРУ. СФП. Техника прохождения дистанций в
соревнованиях с элементами ориентирования
Изучение и охрана памятников истории и культуры.
ОРУ. СФП. Проведение краеведческих наблюдений
Виды памятников
ОРУ. СФП. Туристская полоса препятствий. Техника
прохождения дистанций в соревнованиях с элементами
ориентирования.
Использование памятников истории и культуры в
учебной и воспитательной работе.
ОРУ. СФП. Совершенствование прохождения
технических этапов 3го и 4го классов.
Техника проведения краеведческих наблюдений:
составление описаний, сбор образцов для коллекции,
ОРУ. СФП. подъем и спуск с самостраховкой по
перилам, наведенным участником;
Техника проведения краеведческих наблюдений:
нанесение подробностей и исправлений на карту
маршрута.
ОРУ. СФП. Взаимодействие команды при прохождении
технических этапов дистанций 2го, 3го классов
Техника проведения краеведческих наблюдений: видео
и фотосъемка,
. ОРУ. СФП. Наведение перил и организация страховки и
самостраховки на параллельной переправе
Техника проведения краеведческих наблюдений:
зарисовки в походе, составление схем участников
маршрута,
ОРУ. СФП. Проведение краеведческих наблюдений
ОРУ. СФП. Городские соревнования по спортивному
туризму и ориентированию
Редкие и охраняемые растения и животные.
ОРУ. СФП. наведение перил и организация страховки и
самостраховки на навесной переправе
Правила сбора и хранение реликтовых и других
материалов.
ОРУ. СФП. Знакомство по литературным и другим
источникам с историей, природой, климатом района
путешествия
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
Итого за январь:
64
Роль общих физических упражнений в жизни человека
ОРУ. СФП. Взаимодействие команды на дистанции;
подъем и спуск по вертикальным перилам, наведенным
командой.
ОРУ. СФП. Совершенствование прохождения
технических этапов дистанций 2го, 3го классов.
65
3
2
2
30
1.5
1.5
3.5
1.5
1.5
3.5
1.5
1.5
4
1.5
1.5
4
27
1.5
2
2
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
5
0.5
3
2
2
32ч.
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
32ч.
2
25.12
28.12
30.12
04.01
06.01
08.01
11.01
13.01
15.01
18.01
20.01
22.01
25.01
27.01
29.01
01.02
2
03.02
20 66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
Штрафы за совершенные ошибки на этапах.
ОРУ. СФП. Городские соревнования по ориентированию
Роль общих физических упражнений в жизни человека
ОРУ. СФП. Проведение краеведческих наблюдений
ОРУ. СФП. Штрафы за совершенные ошибки на этапах.
Туристская полоса препятствий
ОРУ. СФП. Наведение перил и организация страховки и
самостраховки на параллельной переправе. Туристская
полоса препятствий
Роль общих физических упражнений в жизни человека
ОРУ. СФП. Взаимодействие команды на дистанции;
подъем и спуск по вертикальным перилам, наведенным
командой.
ОРУ. СФП. Спорт. игры. Туристская полоса
препятствий
ОРУ. СФП. Городские соревнования по спортивному
туризму и ориентированию
Роль общих физических упражнений в жизни человека
ОРУ. СФП. Проведение краеведческих наблюдений
ОРУ. СФП. Туристская полоса препятствий Штрафы за
совершенные ошибки на этапах.
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
Итого за февраль:
ОРУ. СФП. Разучивание различных способов
транспортировки пострадавшего.
ОРУ. СФП. Организация работы команды на
технических этапах дистанций 3го, 4го классов по
спортивному туризму
ОРУ. СФП. Спорт. игры Применение средств личной
гигиены на тренировках и в походах
Роль специальных физических упражнений в жизни
человека.
ОРУ. СФП. Разучивание различных способов
транспортировки пострадавшего.
ОРУ. СФП. Городские соревнования по ориентированию
Роль специальных физических упражнений в жизни
человека.
ОРУ. СФП. Совершенствование прохождения
технических этапов 3го и 4го классов.
ОРУ. СФП. Ведение дневника самоконтроля Отработка
умений и навыков наведение перил и организация
верхней командной страховки
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
Роль специальных физических упражнений в жизни
человека.
ОРУ. СФП. Организация работы команды на
технических этапах дистанций 3го, 4го классов по
спортивному туризму
ОРУ. СФП. Выбор и изучение района похода.
Знакомство с отчетами туристских групп, совершивших
поход в данном районе.
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
Роль специальных физических упражнений в жизни
человека.
ОРУ. СФП. Разработка тактики действия группы в
аварийных ситуациях, воспитание сознательной
дисциплины.
0.5
0.5
0.5
2
0.5
0.5
0.5
0.5
4
1.5
2
4
1.5
2
4
1.5
2
4
30
2
2
4
1.5
4
1.5
2
3
1.5
2
3
1.5
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
32ч.
2
2
4
2
4
2
2
3
2
2
3
2
05.02
08.02
10.02
12.02
15.02
17.02
19.02
22.02
24.02
26.02
01.03
03.03
05.03
10.03
12.03
15.03
17.03
19.03
22.03
24.12
26.03
29.03
21 88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
ОРУ. СФП. отработка умений и навыков: наведение
перил и организация верхней командной страховки
Итого за март:
ОРУ. СФП. Туристские эстафеты. Дальнейшее
совершенствование выходов на КП и ухода с них в
заранее выбранном направлении.
Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных
процедур. Гигиена одежды и обуви.
ОРУ. СФП. Подбор одежды и обуви для тренировок и
походов, уход за ними.
ОРУ. СФП. Применение средств личной гигиены на
тренировках и в походах.
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
Роль закаливания в увеличении сопротивляемости
организма простудным заболеваниям.
ОРУ. СФП. Разучивание различных способов
транспортировки пострадавшего.
ОРУ. СФП. Техника прохождения дистанций в
соревнованиях с элементами ориентирования: в
заданном направлении, по выбору.
ОРУ. СФП Городские соревнования по спортивному
туризму и ориентированию
Закаливание водой, воздухом, солнцем.
ОРУ. СФП. Соблюдение безопасности при работе на
технических этапах. Психологический тренинг
участников команды.
ОРУ. СФП. Техника прохождения дистанций в
соревнованиях с элементами ориентирования:
маркированный, обозначенный маршрут, азимутальный
ход.
ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
Значение систематических занятий физкультурой и
спортом для укрепления здоровья
ОРУ. СФП. Выработка практических навыков и умений
по организации страховки и самостраховки
100 ОРУ. СФП. Разучивание различных способов
транспортировки пострадавшего.
101 ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
Итого за апрель:
102 Состав походной аптечки, перечень и назначение
лекарств.
ОРУ. СФП. Формирование походной аптечки
103 ОРУ. СФП. Городские туристские финальные
соревнования среди обучающихся.
104 ОРУ. СФП. Разучивание различных способов
транспортировки пострадавшего. Штрафы за
совершенные ошибки на этапах.
105 Показания и противопоказания к применению
2
0.5
0.5
0.5
0.5
2
0.5
0.5
лекарственных препаратов.
ОРУ. СФП. Знакомство с лекарственными препаратами
и их использованием
106 ОРУ. СФП. Освоение способов наложения повязок на
раны, наложения жгута. Отработка техники движения и
преодоления препятствий
107 ОРУ. СФП. Учебнотренировочные старты по
спортивному туризму и ориентированию
108 Хранение, транспортировка, пополнение походной
0.5
2
30
3
1.5
2
3
1.5
2
4
1.5
2
3
1.5
2
3
30
1.5
2
4
1.5
2
4
2
32ч.
3
2
2
3
2
2
4
2
2
3
2
2
3
32ч.
2
2
4
2
2
4
2
31.03
02.04
05.04
07.04
09.04
12.04
14.04
16.04
19.04
21.04
23.04
26.04
28.04
30.04
03.05
05.05
07.05
10.05
12.05
14.05
17.05
22 аптечки.
ОРУ. СФП. Сбор и использование лекарственных
растений.
109 ОРУ. СФП. Приемы искусственного дыхания, закрытого
массажа сердца Отработка техники движения и
преодоления препятствий
110 ОРУ. СФП. Туристская полоса препятствий Приемы
искусственного дыхания, закрытого массажа сердца
Индивидуальная аптечка туриста
ОРУ. СФП. Туристская полоса препятствий
111
112 ОРУ. СФП. Отработка техники движения и преодоления
113
препятствий
Заболевания и травмы, возможные при участии в
туристских походах
ОРУ. СФП. Отработка техники движения и преодоления
препятствий
114 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
ОРУ. СФП. Отработка техники движения и преодоления
препятствий
Итого за май:
Итого за год:
0.5
0.5
0.5
3
25
1.5
2
3
1.5
2
2.5
1.5
29
263
19.05
21.05
24.05
26.05
28.05
31.05
2
3
2
2
3
2
32ч.
288ч
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ,1996.
2. Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист»,
1985.
3. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М.,
Воениздат, 1971.
4. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: «Просвещение», 1993.
5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. М.:ФиС,
1987
6. Гранильщиков Ю.В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1966.
7. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий
и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ: Сб. документов.
Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192.
8. Лахин А.Ф., Былинский ВИ. Военная топография. М., Воениздат, 1963
9. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., Физкультура и спорт, 1967
10. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М., Недра, 1966.
11. Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969
12. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.,
Физкультура и спорт, 1972.
Литература для учащихся:
1.
2.
Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ
«Турист», 1983.
23 3.
Иванов Е. Знакомьтесь ориентирование, В сб.: Сам выбирай
туристский маршрут. М., Профиздат, 1968
4.
Каледин С.В. Физическая подготовка юных спортсменов. М.,
Физкультура и спорт, 1968
5.
6.
7.
Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.
Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: Профиздат, 1990.
Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур
МО РФ, 1995.
8. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., Мысль, 1966.
24
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Программа "Туристское многоборье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.