Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Оценка 5
Семинары
doc
биология +2
Взрослым
13.11.2018
Реализация регионального компонента в биологическом и экологическом образовании как важнейшее условие формирования социально значимых качеств у учащихся (на примере МОУ лицея «Политэк»).
Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей лицея является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента. В целом необходимо отметить, что только системный и комплексный подход к реализации регионального компонента в образовательном пространстве ОУ позволяет эффективно решать задачу по формированию социально значимых качеств у учащихся.Гармоничное включение регионального компонента в образовательное пространство лицея способствует усилению его образовательного и воспитательного потенциала. Привлечение школьников к познанию родного края – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно.
ПОЛИТЭК Волгодонск Материал для публикации.doc
Шляков Д.В.
Бондаренко Н.И.
г. Волгодонск
Реализация регионального компонента в биологическом и экологическом
образовании как важнейшее условие формирования социально значимых качеств
у учащихся (на примере МОУ лицея «Политэк»).
В контексте процессов глобализации значимым становится сохранение
национальной самобытности, формирование национальной идентичности и
толерантности, других социально значимых качеств у учащихся. Сегодня стало
актуальной задача обновления содержания образования, понимаемого не как
сумма знаний, запоминаемые учащимися, а, прежде всего, как деятельность
школьников, их эмоции и отношение к изучаемому материалу.
Одним из направлений модернизации образования является обновление его
содержания с учетом природных и культурноисторических особенностей
регионов Российской Федерации.
Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, –
научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов
России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка,
культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего
прошлого, но и лишению себя будущего.
Обозначаемые задачи могут быть решены через реализацию в
образовательном пространстве регионального компонента. Регионализация –
одно из стратегических направлений развития образования в современной
Реализация регионального компонента позволяет расширить
России.
возможность ученика с точки зрения свободного выбора направления движения
по индивидуальной образовательной траектории.
Гармоничное включение регионального компонента в образовательное
пространство лицея способствует усилению его образовательного и воспитательного потенциала. Привлечение школьников к познанию родного
края – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя
и учащихся может проявиться наиболее полно.
Региональный компонент в рамках содержания образования включает:
цели и принципы изучения регионального компонента (материала);
обязательный минимум содержания регионального компонента
(материала) в основных образовательных программах;
необходимые условия для реализации регионального компонента;
требования к уровню подготовки выпускников – установленные
результаты освоения выпускниками обязательного минимума
регионального компонента государственного стандарта общего
образования.
Цели регионального компонента:
обеспечение права каждого учащегося на получение знаний о природе,
истории, экономике и культуре региона, на территории которого он
проживает;
формирование выпускника как достойного представителя региона,
умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных
ценностей и традиций;
формирование деятельностной личности, обладающей познавательными,
коммуникативными, нравственными качествами, а также формирование
трудовой, эстетической и физической культуры личности современного
школьника;
расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных
федеральным компонентом;
повышение статуса образования как фактора развития региона.
Главные принципы реализации регионального компонента в
образовательном пространстве лицея «Политэк»: Принцип региональности – ориентация на учет особенностей региона в
учебновоспитательном процессе.
Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования
знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения,
создание условий для самопознания, самореализации развивающейся
личности в условиях проживания в данном регионе.
Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и
процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.
Принцип комплексности и интегративности – объединение различных
аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным
предметам в единое целое с учетом задач и потребностей региона.
Принцип систематичности целенаправленное,
запланированное
использование краеведческого материала на разных этапах обучения.
Принцип преемственности – расширение и углубление содержания
Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности.
Содержание регионального компонента в лицее «Политэк» реализуется в
рамках урочной и внеурочной деятельности через интеграцию основного и
дополнительного образования.
Обязательный минимум содержания регионального компонента находит
отражение в учебном плане лицея за счет часов вариативной части.
На начальной ступени обучения с целью расширения регионализации
содержания образования усилена предметная область «Окружающий мир».
Соответственно на основной и старшей ступенях образования усилены
предметные области: «География», «Экономика», «Биология», «История»,
«Физика», «Химия», «Технология».
Кроме этого, региональное содержание (сведения о природных,
демографических,
историкосоциокультурных,
экономических,
этнопсихологических особенностях региона) органично включаются в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части
базисного учебного плана). При таком построении региональный материал
используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового
содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические
принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.
В учебный план включены курсы по выбору: «Экология Дона», «Основы
экономики», «Основы технологического конструирования», «Я и моя
профессия».
В результате внедрения ФГОС нового поколения расширились возможности
в процессе реализации регионального компонента. В рамках ФГОС расширение
поля внеурочной деятельности позволило открыть и разработать программы
новых кружков. В частности: «Родная земля», «Мой край», «Юные следопыты»,
«Мир вокруг нас», «Моя земля», «Дончата».
Основной целью кружка «Родная земля» является формирование у детей
младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине –
Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. Кружок
углубляет знания учащихся о природе родного края, Донского края.
Кружок «Мой край» знакомит ребят с историей Донского казачьего
края, воспитывает патриотизм, любовь и уважение к своей малой родине,
ее истории и культуре. На занятиях ребята узнают слова, которые связаны
со словом патриотизм. Заведены словарики, где дети ведут записи,
создаются стенгазеты с фотоснимками своей малой Родины. Первые
занятия – это знакомство со школой, с библиотекой. Проводятся конкурсные
работы, организуются выставки. Герб класса создавался с принятием
участия родителей. Выбирали голосованием победителя. Это помогает
активизировать не только детей, но и взрослых.
В рамках дополнительного образования реализуется краеведческий блок
(«Музей Донского края»), «Экология и здоровье», «Вдохновение». Помимо этого, на базе лицея работают городские кружки, системно реализующие
«Туристическое
региональный компонент – «Ракетомоделирование»,
многоборье», «Туристята», «Экология человека».
В кружке «Краеведения» занятия с учащимися проводятся на базе
лицейского музея Донского края. Направления деятельности кружка
следующие:
историкопросветительская деятельность;
туристскоэкскурсионная работа;
поисковокраеведческая работа.
Туристскоэкскурсионная работа – это походы к местам боёв, братским
могилам, поездки по музеям окрестных населённых пунктов, экскурсии в
городской краеведческий музей нашего города.
В поисковокраеведческой работе используются следующие формы работы:
посещение участников Великой Отечественной войны и членов их семей,
тружеников тыла,
создание «Книги памяти» об участниках Великой
Отечественной войны, их боевых наградах. По мере поступления материалов в
музее создаются новые разделы, оформляются стенды, фотоальбомы.
В музее Донского края находится экспозиция «Годы нашу память не
остудят», сделанную руками учащихся на занятиях кружков «Выпиливание по
дереву», «Древесное кружево», «Волшебная кисть».
Организация досуга детей включает проведение викторины «Люби и знай
родной край», инсценировка
военных песен, постановка литературно
музыкальной композиции «По дорогам войны», посвящённая героическим
подвигам советского народа в Великой Отечественной войне.
В кружках «Юный художник», «Волшебная кисточка», «Волшебная нить»,
«Рукодельница», «Древесное кружево», «Выпиливание по дереву», «Волшебная
кисточка»,
«Экология и здоровье» учащиеся знакомятся с народным
творчеством, изучают экологию и природу Донского края. В творческих работах учащиеся используют различную технику: роспись по ковролину, роспись на
стекле, витраж, рельефное панно из пластилина, мозаика из гальки, флористика,
изонить, тестопластика, живопись, графика, бисероплетение, выпиливание
лобзиком, мягкая игрушка, батик и другие.
В кружке «Вдохновение» учащиеся работают в различных жанрах
литературного и художественного авторского творчества. Многие произведения
посвящены родному краю и издаются в альманахе.
Реализация регионального компонента в рамках внеурочной деятельности
дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о
регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность
школьников. В отличие от уроков и элективных курсов внеурочная деятельность
менее жестко регламентирована программой и дает возможность изучения
краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного
подхода с использованием знаний по различным предметам. Более того, она
позволяет использовать необходимые условия для работы с региональным
материалом: специальное оборудование, консультации специалистов.
С целью повышения качества процесса реализации регионального
компонента необходимо создавать соответствующие условия. К таким условиям
можно отнести:
расширение образовательной среды лицея через привлечение
интеллектуальнокультурного капитала социального окружения;
организация социальнопедагогического партнерства;
эффективная интеграция основного и дополнительного образования;
организация научноисследовательской и проектной деятельности
учащихся;
повышение качества кадрового и научнометодического обеспечения.
На протяжении нескольких лет лицей активно сотрудничает филиалами
ЮФУ, ДГТУ, НИЯУ МИФИ, учреждениями дополнительного образования – станцией юных техников, МОУ ДОД ЦДЮТ ВК «Пилигрим», МОУ ДОД ЦДОД
«Радуга», клубом «Виктория».
В рамках программы героикопатриотического воспитания школьников и
молодежи г. Волгодонска лицей «Политэк» активно сотрудничает с ГОО
«Волгодонской клуб моряковподводников ВМФ России». На базе лицея была
создана «Школа юных моряков». Занятия проводят как учителя лицея, так и
члены клуба.
Основными формами занятий являются: теоретические и практические
занятия; тренировки, соревнования, викторины, зачетные занятия, водные
моторные, парусногребные походы, полевые выходы, военноспортивные игры,
коллективнотворческие дела.
Совместно с членами клуба учащиеся лицея ежегодно принимают участие в
городском Параде Победы, посвященном Победе в Великой Отечественной
войне.
По инициативе клуба морские кадеты принимали участие в городских
мероприятиях: «Презентация яхты «Электра 18» в ОАО «Яхтенном центре
«Федор Ушаков»; уроки мужества в Информационном центре АЭС; акции
Клуба и Волгодонского Благочиния «Роспись стен храма детьми».
Традиционным стало мероприятие, проводимое в лицее совместно с
общественной организацией, «Ушаковский фестиваль».
На фестивале ежегодно представлены номинации региональной
направленности «История атомной энергетики», «Морские походы донских
казаков». В номинациях предлагается использовать различные жанры:
тематическими докладами, музыкальными произведениями (вокальным,
хоровым пением, инструментальной музыкой), художественным словом (в т.ч.
литературномузыкальной композицией), произведениями изобразительного
творчества (фотографиями, живописными и графическими работами).
Помимо Ушаковского фестиваля учащиеся лицея представляют свои
научноисследовательские и проектные работы на научнопрактических конференциях, творческих конкурсах, слетах различного уровня (городских,
областных, федеральных).
Условием успешной реализации регионального компонента образования
является его кадровое и научнометодическое обеспечение. Способность
учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с
особенностями региона, его исторической, географической, экономической,
социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из
ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей лицея является
организация профессиональной подготовки педагогов по реализации
регионального компонента. В том числе,
вовлечение учителей в создание различных профессионально
педагогических и научноисследовательских проектов, разработку учебных
программ;
организация и участие в семинарах, научнопрактических конференциях,
круглых столах по реализации регионального компонента;
организация и проведение открытых мероприятий, уроков и мастер
классов;
обобщения педагогического опыта;
участия в разработке научнометодического инструментария,
позволяющего эффективно реализовывать региональный компонент
(методические пособия, электронные ресурсы, дидактический материал);
участие в творческих группах.
В целом необходимо отметить, что только системный и комплексный
подход к реализации регионального компонента в образовательном пространстве
ОУ позволяет эффективно решать задачу по формированию социально
значимых качеств у учащихся.
Литература 1. Гвоздева О.А. и др. Экологические праздники. – М., 2003
2. Зверев А.Т, Зверева Е.Г. Экология. – М.: Дом педагогики, 1999
Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.