Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Оценка 5

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Оценка 5
Семинары
doc
биология +2
Взрослым
13.11.2018
Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Реализация регионального компонента в биологическом и экологическом образовании как важнейшее условие формирования социально значимых качеств у учащихся (на примере МОУ лицея «Политэк»). Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей лицея является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента. В целом необходимо отметить, что только системный и комплексный подход к реализации регионального компонента в образовательном пространстве ОУ позволяет эффективно решать задачу по формированию социально значимых качеств у учащихся.Гармоничное включение регионального компонента в образовательное пространство лицея способствует усилению его образовательного и воспитательного потенциала. Привлечение школьников к познанию родного края – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно.
ПОЛИТЭК Волгодонск Материал для публикации.doc
Шляков Д.В. Бондаренко Н.И. г. Волгодонск Реализация регионального компонента в биологическом и экологическом образовании как важнейшее условие формирования социально значимых качеств у учащихся (на примере МОУ лицея «Политэк»). В   контексте   процессов   глобализации   значимым   становится   сохранение национальной   самобытности,   формирование   национальной   идентичности   и толерантности, других социально значимых качеств у учащихся. Сегодня стало актуальной   задача   обновления   содержания   образования,   понимаемого   не   как сумма   знаний,   запоминаемые   учащимися,   а,   прежде   всего,   как   деятельность школьников, их эмоции и отношение к изучаемому материалу. Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания   с   учетом   природных   и   культурно­исторических   особенностей регионов Российской Федерации.  Одна   из   приоритетных   задач,   стоящих   перед   современной   школой,   – научить ценить, сохранять и развивать  богатую историю и культуру народов России,   ибо   мировой   исторический   опыт   показывает,   что   утрата   языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего.  Обозначаемые   задачи   могут   быть   решены   через   реализацию   в образовательном   пространстве   регионального   компонента.   Регионализация   – одно   из   стратегических   направлений   развития   образования   в   современной   Реализация   регионального   компонента   позволяет   расширить России. возможность ученика  с точки зрения свободного выбора направления движения по индивидуальной образовательной траектории.  Гармоничное   включение   регионального   компонента   в   образовательное пространство   лицея   способствует   усилению   его   образовательного   и воспитательного   потенциала.     Привлечение   школьников   к   познанию   родного края – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Региональный компонент в рамках содержания образования включает:   цели и принципы изучения регионального компонента (материала);  обязательный   минимум   содержания   регионального   компонента (материала) в основных образовательных программах;   необходимые условия для реализации регионального компонента;  требования   к   уровню   подготовки   выпускников   –   установленные результаты   освоения   выпускниками   обязательного   минимума регионального   компонента   государственного   стандарта   общего образования. Цели регионального компонента:   обеспечение   права  каждого  учащегося  на получение   знаний  о  природе, истории,   экономике   и   культуре   региона,   на   территории   которого   он проживает;  формирование   выпускника   как   достойного   представителя   региона, умелого   хранителя,   пользователя   и   создателя   его   социокультурных ценностей и традиций;  формирование   деятельностной   личности,   обладающей   познавательными, коммуникативными,  нравственными   качествами,   а   также   формирование трудовой, эстетической и физической культуры личности современного школьника;  расширение,   углубление   и   конкретизация   знаний,   предусмотренных федеральным компонентом;  повышение статуса образования как фактора развития региона. Главные   принципы   реализации   регионального   компонента   в образовательном пространстве лицея «Политэк»:  Принцип региональности  – ориентация на учет особенностей региона в учебно­воспитательном процессе.  Принцип   гуманизации  –  широкое   включение   в   содержание   образования знаний   о   человеке,   формирование   гуманистического   мировоззрения, создание   условий   для   самопознания,   самореализации   развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.  Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.  Принцип   комплексности   и   интегративности   –   объединение   различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным предметам в единое целое с учетом задач и потребностей региона.  Принцип   систематичности   ­   целенаправленное,   запланированное использование краеведческого материала на разных этапах обучения.  Принцип преемственности – расширение и углубление содержания   Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности. Содержание регионального компонента в лицее «Политэк» реализуется в рамках   урочной   и   внеурочной   деятельности   через   интеграцию   основного   и дополнительного образования. Обязательный   минимум   содержания   регионального   компонента   находит отражение в учебном плане лицея за счет часов вариативной части. На   начальной   ступени   обучения   с   целью   расширения   регионализации содержания   образования   усилена   предметная   область   «Окружающий   мир». Соответственно   на   основной   и   старшей   ступенях   образования   усилены предметные   области:   «География»,   «Экономика»,   «Биология»,   «История», «Физика», «Химия», «Технология».  Кроме   этого,   региональное   содержание   (сведения   о   природных, демографических, историко­социокультурных,   экономических,   этнопсихологических особенностях региона) органично включаются в базовое содержание   (в   предметы   федерального   компонента   инвариантной   части базисного   учебного   плана).   При   таком   построении   региональный   материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков. В учебный план включены курсы по выбору: «Экология Дона», «Основы экономики»,   «Основы   технологического   конструирования»,   «Я   и   моя профессия».  В результате внедрения ФГОС нового поколения расширились возможности в процессе реализации регионального компонента. В рамках ФГОС расширение поля   внеурочной   деятельности   позволило   открыть   и   разработать   программы новых кружков. В частности: «Родная земля», «Мой край», «Юные следопыты», «Мир вокруг нас», «Моя земля», «Дончата». Основной целью кружка «Родная   земля» является формирование у детей младшего   школьного   возраста   целостного   представления   о   малой   Родине   – Донском   крае   и   адекватного   понимания   места   человека   в   нём.   Кружок углубляет  знания  учащихся  о  природе  родного  края,  Донского  края.  Кружок «Мой  край»  знакомит  ребят  с  историей  Донского  казачьего края,  воспитывает  патриотизм,  любовь  и  уважение  к  своей  малой  родине, ее  истории и  культуре. На  занятиях  ребята  узнают  слова,  которые  связаны со     словом     патриотизм.   Заведены     словарики,     где     дети     ведут     записи, создаются     стенгазеты     с     фотоснимками     своей     малой     Родины.     Первые занятия – это  знакомство  со  школой,  с  библиотекой. Проводятся  конкурсные работы,     организуются  выставки.    Герб    класса    создавался     с   принятием участия   родителей.      Выбирали   голосованием   победителя.  Это   помогает активизировать  не  только   детей,  но  и  взрослых. В   рамках   дополнительного   образования   реализуется   краеведческий   блок («Музей   Донского   края»),   «Экология   и   здоровье»,   «Вдохновение».   Помимо этого,   на   базе   лицея   работают   городские   кружки,   системно   реализующие   «Туристическое региональный   компонент   –   «Ракетомоделирование», многоборье», «Туристята», «Экология человека». В   кружке   «Краеведения»   занятия   с   учащимися     проводятся   на   базе лицейского   музея   Донского   края.  Направления   деятельности   кружка следующие:   историко­просветительская  деятельность;   туристско­экскурсионная работа;  поисково­краеведческая работа.  Туристско­экскурсионная работа  –  это походы к местам боёв, братским могилам,   поездки   по   музеям   окрестных   населённых   пунктов,   экскурсии   в городской краеведческий музей нашего города. В поисково­краеведческой работе используются следующие формы работы: посещение   участников   Великой   Отечественной   войны   и   членов   их   семей, тружеников   тыла,     создание   «Книги   памяти»   об   участниках   Великой Отечественной войны, их боевых наградах. По мере поступления материалов в музее создаются новые разделы, оформляются стенды, фотоальбомы.  В   музее   Донского   края   находится   экспозиция     «Годы   нашу   память   не остудят», сделанную руками учащихся на занятиях кружков «Выпиливание по дереву»,  «Древесное кружево», «Волшебная кисть». Организация досуга детей включает проведение викторины «Люби и знай родной   край»,   инсценировка     военных   песен,   постановка   литературно­ музыкальной   композиции   «По   дорогам   войны»,   посвящённая   героическим подвигам советского народа в Великой Отечественной войне. В кружках «Юный художник», «Волшебная кисточка»,  «Волшебная нить», «Рукодельница», «Древесное кружево»,  «Выпиливание по дереву»,  «Волшебная кисточка»,  «Экология   и   здоровье»    учащиеся   знакомятся   с   народным творчеством, изучают экологию и природу Донского края. В творческих работах учащиеся   используют   различную   технику:   роспись   по   ковролину,  роспись   на стекле, витраж, рельефное панно из пластилина, мозаика из гальки,  флористика, изонить,   тестопластика,   живопись,   графика,   бисероплетение,     выпиливание лобзиком, мягкая игрушка, батик  и другие. В   кружке   «Вдохновение»   учащиеся   работают   в   различных   жанрах литературного и художественного авторского творчества. Многие произведения посвящены родному краю и издаются в альманахе.  Реализация регионального компонента в рамках внеурочной деятельности дает хороший педагогический эффект  в формировании у учащихся знаний о регионе,   поскольку   позволяет   поддерживать   познавательную   активность школьников. В отличие от уроков и элективных курсов внеурочная деятельность менее   жестко   регламентирована   программой   и   дает   возможность   изучения краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного подхода   с  использованием   знаний   по   различным   предметам.  Более  того,  она позволяет   использовать   необходимые   условия   для   работы   с   региональным материалом: специальное оборудование, консультации специалистов.  С   целью   повышения   качества   процесса   реализации   регионального компонента необходимо создавать соответствующие условия. К таким условиям можно отнести:  расширение   образовательной   среды   лицея   через   привлечение интеллектуально­культурного капитала социального окружения;   организация социально­педагогического партнерства;  эффективная интеграция основного и дополнительного образования;  организация   научно­исследовательской   и   проектной   деятельности учащихся;  повышение качества кадрового и научно­методического обеспечения. На   протяжении   нескольких   лет   лицей   активно   сотрудничает   филиалами ЮФУ,   ДГТУ,   НИЯУ   МИФИ,   учреждениями   дополнительного   образования   – станцией юных техников, МОУ ДОД ЦДЮТ ВК «Пилигрим», МОУ ДОД ЦДОД «Радуга», клубом «Виктория». В рамках программы героико­патриотического воспитания школьников и молодежи   г.   Волгодонска   лицей   «Политэк»   активно   сотрудничает   с   ГОО «Волгодонской клуб моряков­подводников ВМФ России». На базе лицея была создана «Школа юных моряков». Занятия проводят как учителя лицея, так и члены клуба. Основными   формами   занятий   являются:   теоретические   и   практические занятия;   тренировки,   соревнования,   викторины,   зачетные   занятия,   водные моторные, парусно­гребные походы, полевые выходы, военно­спортивные игры, коллективно­творческие дела. Совместно с членами клуба учащиеся лицея ежегодно принимают участие в городском   Параде   Победы,   посвященном   Победе   в   Великой   Отечественной войне. По   инициативе   клуба   морские   кадеты   принимали   участие   в   городских мероприятиях:   «Презентация   яхты  «Электра  18»    в   ОАО   «Яхтенном   центре «Федор Ушаков»;     уроки мужества в Информационном центре АЭС;   акции Клуба и Волгодонского Благочиния  «Роспись стен храма детьми».  Традиционным   стало   мероприятие,   проводимое   в   лицее   совместно   с общественной организацией, «Ушаковский фестиваль».   На   фестивале   ежегодно   представлены   номинации   региональной направленности ­ «История атомной энергетики», «Морские походы донских казаков».   В   номинациях   предлагается   использовать   различные   жанры: тематическими   докладами,   музыкальными   произведениями   (вокальным, хоровым пением, инструментальной музыкой), художественным словом (в т.ч. литературно­музыкальной   композицией),   произведениями     изобразительного творчества (фотографиями, живописными и графическими работами). Помимо   Ушаковского   фестиваля   учащиеся   лицея   представляют   свои научно­исследовательские   и   проектные   работы   на   научно­практических конференциях,   творческих   конкурсах,   слетах   различного   уровня   (городских, областных, федеральных).   Условием   успешной   реализации   регионального   компонента   образования является   его   кадровое   и   научно­методическое   обеспечение.   Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями   региона,   его   исторической,   географической,   экономической, социальной,   экологической   и   культурной   спецификой,   является   одной   из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей лицея является организация   профессиональной   подготовки   педагогов   по   реализации регионального компонента. В том числе, ­   вовлечение   учителей   в   создание   различных   профессионально­ педагогических   и   научно­исследовательских     проектов,   разработку   учебных программ; ­ организация и участие в семинарах, научно­практических конференциях, круглых столах по реализации регионального компонента; ­   организация   и   проведение   открытых   мероприятий,   уроков   и   мастер­ классов; ­ обобщения педагогического опыта; ­   участия   в   разработке   научно­методического   инструментария, позволяющего   эффективно   реализовывать   региональный   компонент (методические пособия, электронные ресурсы, дидактический материал); ­ участие в творческих группах. В   целом   необходимо   отметить,   что   только   системный   и   комплексный подход к реализации регионального компонента в образовательном пространстве ОУ   позволяет   эффективно   решать   задачу   по   формированию   социально значимых качеств у учащихся.  Литература 1. Гвоздева О.А. и др. Экологические праздники. – М., 2003  2. Зверев А.Т, Зверева Е.Г. Экология. – М.: Дом педагогики, 1999

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска

Презентация "Реализация регионального компонента: из опыта работы МОУ лицея "Политэк" г.Волгодонска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018