Управление образования администрации МО «Игринский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игринская средняя общеобразовательная школа №4
Исследовательская работа
как средство повышения физических качеств
Аэробика
на уроках физической культуры
у девушек старшего школьного возраста
Выполнил: Ворончихина С. Н.,
учитель физической культуры,
высшей квалификационной категории
п. Игра
3Содержание
Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1История развития. Аэробика, шейпинг……………………………………7
Глава 2. Методическое сопровождение уроков физической культуры, с
использованием элементов аэробики
2.1 Построение учебного процесса…………………………………………….10
2.2.Структура построения урока . (приложение 2,3,4)…..…………………..11
2.2.1 Разминка ……………………………………………………………….......11
2.2.2 Аэробная часть (основная)………………………………………………..11
2.2.3 Заминка……………………………………………………………..............23
2.3 Подготовка и проведение урока оздоровительной аэробики………......16
2.4. Методы обучения аэробным упражнениям………………………………17
2.5. Развитие силовых способностей на уроках аэробики………………......18
2.6.Развитие гибкости (стретчинг)……………………………………………..20
Глава 2. Исследование эксперимента
3.1. Цель эксперимента и организация исследования………………………..22
3.2 Методы исследования………………. ……………………………………22
3.3. Результаты исследования………………………………………………..26
3.4. Обсуждение результатов…………………………………………………27
Заключение …………………………………………………………………….41
Список литературы
Приложения.
4Глава 1.
Литературный обзор.
1.1 История развития аэробики.
оздоровительные системы?
Так что собой представляют современные спортивно
ритмично под
В начале ХХ века швейцарский педагог и композитор ЭмильЖак
Далькроз предложил систему ритмической гимнастики, т.е. гимнастики,
упражнения которой выполняются
музыкальное
сопровождение. У него нашлись продолжатели в лице Франсуа Дальсарта и
Айседоры Дункан. Последняя приехала в Советскую Россию в начале 20х г.г.
и основала в Москве школу танцев, с помощью которых собиралась
воспитывать нового, советского человека. Она широко применяла на своих
занятиях танцевальные и гимнастические упражнения, которые проводились
под музыку. Так на российской земле впервые появилась ритмическая
гимнастика. В начале 60х годов в некоторых прибалтийских
республиках образовался новый вид упражнений — танцевальная гимнастика
под современную ритмическую музыку. Она получила название «женской».
По этому виду упражнений проводились соревнования и выступления на
спортивных праздниках. Опыт гимнасток из Прибалтики стал быстро
распространяться по всей стране.
Что же такое ритмическая гимнастика? Это комплексы
общеобразовательных упражнений, которые выполняют под современную,
ритмичную музыку в сочетании с прыжковыми и танцевальными движениями.
Эта гимнастика способствует повышению уровня общей и силовой
выносливости человека, совершенствованию гибкости, ловкости, чувства
ритма, а также формированию красивой фигуры. В комплексы включают
разнообразные упражнения в зависимости от подготовленности
занимающихся. Так есть ли принципиальная разница между ритмической
гимнастикой и аэробикой? Нет. Можно лишь сказать, что при проведении
соревнований, конкурсов, показательных выступлений чаще пользуются
термином «аэробика».
Слово «аэробика» стала известна миру в 1968 году, когда американский
физиолог профессор Кеннет Купер опубликовал брошюру «аэробика». Видя
физическое несовершенство, частую заболеваемость и высокую смертность
своих соотечественников, особенно от заболеваний ССС, американский
ученый призвал их вести ЗОЖ и регулярно использовать аэробные физические
упражнения: ходьбу, медленный бег, плавание, езду на велосипеде, бег на
лыжах т.п. Он назвал свою систему аэробикой, т.к. при выполнении названных
5упражнений в организме происходят аэробные процессы, при которых в него
поступает большое количество кислорода. В середине 70х годов К. Купер
издал брошюру под названием «Новая аэробика», в которой давал не только
методические рекомендации по применению аэробных упражнений, но и
новую систему учета физической нагрузки для людей разного возраста.
Профессор представил новые упражнения физических упражнений,
подсказал, как часто надо их выполнять, с какой интенсивностью (или
времени). Появился тест Купера 12минутный бег. Аэробные упражнения
получили широкое признание и распространение в США, а потом во многих
других странах.
В эти же годы известная киноактриса Джейн Фонда предложила
американцам «аэробные танцы», дополняемые беговыми и прыжковыми
упражнениями. Они понравились особенно молодежи. Во многих странах
начался бум аэробных танцев. Джейн Фонда усовершенствовала их. И вскоре
танцы преобразились в то, что стали называть «аэробикой»: исполняемые под
быструю танцевальную музыку в стиле диско комплексы движений,
составленные из гимнастических, танцевальных, беговых, прыжковых
упражнений. Занимаются аэробикой в красивом купальнике, шерстяных
гетрах, налобной повязке, спортивной обуви или босиком. С 1984 г. стали
проводить соревнования по аэробике. В них выступают девушки и юноши
как солисты. Парами, тройками, четверками и целыми группами женскими,
мужскими и смешанными. Победители служат эталоном хорошей физической
подготовки и здоровья. С них берут пример.
Из залов аэробика перебралась на спортивные площадки, потом и
бассейны. Появилась гидроаэробика. В 1990 г. в Японии каратебика, в
которой сочетаются элементы аэробики и каратэ. Каратебикой занимаются
люди, желающие не только иметь красивую фигуру, но и овладеть приемами
самообороны без оружия.
В 1990 г. в США была создана Международная федерация аэробики, в
которую вошел тогда еще СССР.
Шейпинг. Это слово иностранного происхождения. В переводе с
английского «шейп» значит форма. Но сама эта система применения
физических упражнений появилась в России, точнее в Ленинграде (С.
Петербург) в конце 80х гг. Создана она для коррекции фигуры женщин. Ее
авторы Илья Прохорцев, бывший председатель комиссии по женскому
бодибилдингу, и Екатерина Сергеева, тренер по аэробике. Эти специалисты
создали компьютерную программу для «шейпмодели», а так же видеофильм
для занятий шейпингом. Система рассчитана на два этапа: 1ый этап нацелен
на сгонку лишнего веса, 2ой этап на индивидуальную или малогрупповую
коррекцию фигуры. Чтобы избежать гипертрофию мышц, авторы системы
ввели безбелковую диету, которая не позволяет мышцам увеличиваться в
объеме. За 3 часа до начала занятий и в течение 3 часов после завершения
занятий не должны принимать белковую пищу: мясо, рыбу, бобовые и
6молочные продукты. Это позволяет не только сгонять жиры, но и уменьшать,
если нужно объем мышц.
В конце 1990 года в Ленинграде (CПб) состоялся первый конкурс по
шейпингу. В нем приняло участие 10 девушек.
1.1. Построение учебного процесса
«С девушками проводить занятия намного труднее, с чем с
юношами» такое часто можно услышать из уст учителя физической
культуры. Да это немудрено: ведь женский организм имеет свои секреты,
которые, к сожалению, еще не все педагоги учитывают.
Обычно аэробикой и шейпингом занимаются в школе во внеурочное
время. Но можно, даже нужно проводить его и на уроках. Нужно, потому что
девушкам, будущим матерям природа предопределила быть мягкими,
добрыми, нежными, любящими детей. Школьные же программы до сих пор
направлены на воспитание будущих защитников Родины. Опыт работы в
школе показывает, что наряду с лыжными гонками, спортивными играми и т.д.
девушкам необходимо предложить аэробику, хореографию, шейпинг.
Ввести такие занятия в уроки можно путем включения его в
вариативную часть учебной программы по физической культурой. Тут важно,
чтобы были выполнены требования предусмотренные действующим
государственным стандартом по образовательной области «Физическая
культура». Мы справляемся с этими заданиями при следующем
распределении часов в учебном году в 1011х классах: 20ч легкой атлетики,
8ч лыжной подготовки, 10ч аэробики и шейпинга, 20ч спортивные игры.
Всего 68ч. (2 урока в неделю).
В своей педагогической деятельности я уже в течении 13 лет
использую элементы аэробики на уроках физической культуры. Последние
2года уроки гимнастики у девушек 1011х классов заменены уроками
аэробики и шейпинга. Такие занятия не требуют дорогой материальной базы и
гораздо эффективнее уроков гимнастики при решении ряда задач по
воспитанию культуры движения.
В зависимости от цели и задач урока я провожу различные формы
аэробики и шейпинга. Например, если цель развить скоростносиловую
выносливость я выбираю кельтскоирландский , кантри, русский народный
стили танцевальной аэробики. Для развития силы и силовой выносливости
применяю комплексы упражнений.
На занятиях (уроках) по шейпингу выполняют физические
упражнения. объединенные в комплексы. Одни комплексы состоят из
упражнений для вводной части занятия (она проходит по типу ритмической
7гимнастики), другие для основной. Последней применяют так называемые
ударные серии
каждая из которых ориентирована воздействовать на
отдельную мышечную группу , а также упражнения для развития гибкости .
В вводной части занятия каждое упражнение повторяют четыре
шестнадцать раз. В основной части дозировку определяют в зависимости от
уровня подготовленности занимающихся: количество упражнений в серии
трипять и больше, количество повторений каждого упражнения двадцать ,
сорок , пятьдесят и больше раз, некоторые упражнения до отказа . Большая
дозировка упражнений способствует сгоранию внутримышечного и
подкожного жира и оказывает на мышцы тренирующее . увеличивающее силу
воздействие. В сериях целесообразно сочетать упражнения статического
характера с динамическими .Вводная часть может содержать упражнения по
хореографии , а также направленные на « шейпинг стиль»
После нескольких ударных серий занятия группой прерываются и
девушки в течение десяти пятнадцати минут работают по своей, заранее
подготовленной с помощью педагога индивидуальной программе для
определенной части тела, нуждающейся в корректировке. Эти программы
составляют на основе антропометрических измерений (подробнее о них
рассказано ниже ). Чаще всего упражнения здесь выполняют на тренажерах .
Если их нет , используют гантели , грифы штанг , гимнастические палки ,
эспандеры , резиновые бинты , применяют упражнения на гимнастической
стенке, с партнером и т.п.
Затем снова следуют групповые занятия с применением ударных
серий и упражнений на развитие гибкости.
При очень высоком уровне подготовленности девушки могут
провести еще один сеанс работы по индивидуальной программе.
Заключительная часть. Упражнения на расслабление, аутогенная тренировка и
т.п.
Общее время занятия 45 минут (вводная часть 2025% , основная
6570% , заключительная 10%).
В своей практике я широко использую язык жестов, т.к. объяснения
требуют больших затрат времени. Это делается для того, чтобы ученицы были
в постоянном движении. Например: если правая рука ложиться сверху на
голову – значит, комплекс начинаем сначала. Пред выполнением движения
ведется обратный счет от 4 к 1, после 1 начинаем выполнять разученное
движение, связку целый блок или весь комплекс и т.д. После изучения нового
движения ученицы могут выразить свое мнение, получается у них этот
элемент или нет, если обе руки подняты вверх, значит, все понятно и у нее
получается, если руки внизу, она просит повторить движение для лучшего
усвоения.
Я активно поддерживаю девушек, которые изъявляют желание
проводить аэробику в классе. Организую в школе соревнование конкурс
«Аэробикшоу», в котором участвуют девушки 9—11х классов. Конкурс
8оценивается в 2х категориях: пары и группы (6 человек). Оцениваются
выступления как в спортивной гимнастике из 10 баллов. Учитывается
аристократичность, синхронность, чистота и техничность исполнения.
На мой взгляд, каждый учитель физической культуры может
проводить вне занятия и уроки аэробики и шейпинга, если он физически
хорошо подготовлен, легко выполняет прыжковые и танцевальные движения,
умеет руководить классом при непрекращающейся музыке, хорошо чувствует
её.
Примерное содержание уроков аэробики и шейпинга.
Урок 1.
Ознакомление с содержанием программы на уроках аэробики и шейпинга
Разучивание упражнений 18 комплекса 1 (приложение 5)
тестирование: подтягивание в висе лежа, прыжок в длину с места.
Д/з выполнение 18 упр. под музыкальное сопровождение.
Урок 2.
Сообщение «Аэробика и шейпинг в России»
Разучивание упр. 18 под музыкальное сопровождение, (приложение 5)
Тестирование: челночный бег, и положения стоя.
Д/з см. урок 1.
Урок 3.
Сообщение «Охрана труда на занятиях атлетической гимнастикой»
Ознакомление с формой приветствия в начале и в конце занятий
Разучивание строений и перестроений в ходе занятий
Совмещение упражнений 18 под музыкальное сопровождение
(приложение 5) Разучивание упр. 916 (приложение 5)
Разучивание ударной серии для мышц ног (приложение 6)
Урок 4.
Совершенствование упражнений 116 под музыкальное сопровождение
Ударная серия упр. для развития мышц ног (приложение 6)
Разучивание ударной серии для развития боковых мышц
живота(приложение
Д/з выполнение ударной серии для развития мышц ног и боковых мышц
живота.
Урок 5.
Сообщение «Идеальная фигура»
Антропологические измерения учащихся
Совершенствование упражнений 116, разучивание упр. 1732 комплекса
Выполнение комплекса упражнений с гимнастической палкой
(приложение 1)
Ударная серия для развития прямых мышц живота (приложение 9)
Упражнения релаксации
9У р о к 6 .
Разучивание упр. 1732 под музыкальное сопровождение (приложение 5)
Выполнение комплекса упр. с гантелями 2 кг (приложение 10)
Разучивание элементов танца «Рокнролл» (приложение 11)
Ударная серия упр. для мышц спины (приложение 12)
Упражнения релаксации
Урок 7.
Сообщение «Основы атлетической гимнастики»
Выполнение упр. 132 под музыкальное сопровождение (приложение 5)
Самоконтроль по ЧСС
Упражнения релаксации и стретчинг
Урок 8.
Сообщение «Тренирующее воздействие упр. с отягощениями
Выполнение комплекса упражнений (приложение 5)
Ударная серия упражнений для мышц спины (приложение 12)
Ударная серия упражнений для мышц ног (приложение 6)
Выполнение комплекса упр. с гантелями 2 кг (приложение 10)
Упражнения релаксации
Урок 9.
Совершенствование танца «Рокнролл» (приложение 11)
Выполнение комплекса упражнений (приложение 5)
Ударная серия для развития прямых мышц живота (приложение 9)
Ознакомление с позами тонического стретчинга.
Урок 10
Танец «Рокнролл» (приложение 11)
Ударная серия для мышц спины (приложение 12)
Ударная серия для прямых мышц живота (приложение 9)
Тонический стретчинг
Д/з. Выполнение индивидуального занятия по карточкам.
10Глава 2
Методика обучения
2.1.Структура построения урока аэробики (приложения 2,3,4)
2.1. 1 РАЗМИНКА
Под разминкой понимается выполнение упражнений, которое
предшествует основной части тренировочного занятия. Разминка в аэробном
занятии включает в себя 2 стадии разогревание и растягивание. Механизмы
положительного влияния разминки на последующую тренировочную
деятельность многообразны.
Разминка повышает возбудимость ЦНС, усиливает деятельность желез
внутренней секреции, что приводит к ускорению процессов оптимальной
регуляции функций во время выполнения последующих упражнений во время
выполнения нервных импульсов, улучшается нервномышечная координация.
Учащиеся реже допускают ошибки, более внимательны, снижается риск
падения, возрастает эффективность движений. В суставах увеличивается
выделение секрета, уменьшающего трение.
Разминка усиливает деятельность всех звеньев кислороднотранспортной
системы (дыхательной и сердечнососудистой системы)
Повышается:
легочная вентиляция;
скорость диффузии кислорода из альвеол в кровь;
ЧСС и сердечный выброс;
11артериальное давление;
венозный возврат.
Расширяются капиллярные сети в легких, сердце, скелетных мышцах.
Все это приводит к усилению снабжения тканей кислородом и соответственно
к уменьшению кислородного дефицита в период врабатывания, отделяет
наступление утомления. Более того. Исследования показали, что если
начинать энергичную активность без предварительной разминки, то у
занимающихся увеличивается риск возникновения сердечнососудистых
осложнений.
Разминка оказывает положительное влияние на терморегуляцию. На
стадии разогревания усиливается кожный кровоток и снижается порог начала
потоотделению. Все это облегчает теплоотдачу и предотвращает чрезмерное
перегревание тела во время последующих упражнений.
Многие из положительных эффектов разминки связаны с повышением
температуры тела, и особенно рабочих мышц. Во время разминки
занимающихся необходимо поднять температуру тела на 0,81,1 градусов
Цельсия выше обычной пред стадией растягивания. Это способствует
снижению вязкости мышц, они становятся более эластичными, повышается
скорость их сокращения и расслабления.
Увеличивается скорость проведения импульсов по нервным волокнам,
снижается вязкость крови. Увеличивается скорость метаболических
(обменных) процессов (прежде всего в мышцах). Облегчается снабжение
мышц кислородом.
Вместе с тем эффекты разминки не могут быть объяснены только
повышением температуры тела, так как пассивное разогревание (с помощью
массажа, сауны, горячих компрессов) не дает такого повышения
работоспособности, как активная разминка.
Стадия разогревания в разминке заканчивается, когда начинается
потоотделение. В этой части разминки не обязательно вызывать усталость.
Целью разогревания является подготовка мышц к стадии растягиваний.
Растягивание повышает гибкость. По мере старения гибкость снижается.
Чем старше спортсмен, тем важнее для него время для выполнения
растягиваний. Занимающиеся, имеющие проблемы, связанные с травмами.
Должны уделять особое внимание определенным частям тела во время
разминки. Растягивания не должны быть болезненны. Во время каждого
упражнения растягивание доводится до точки напряжения, называемой
«точка действия» и удерживается не менее 10 секунд. Чтобы избежать
чрезмерное растягивание, необходимо расслабляться.
Продолжительность разминки
Средняя продолжительность разминки 68 минут. Она может изменяться
в зависимости от времени суток, уровня подготовленности занимающихся, их
12возраста, температуры воздуха. Например: если занятие проводится в
утренние часы, то длительность разминки целесообразнее увеличивать, т.к.
после сна все системы организма находятся в заторможенном состоянии;
снижена возбуждаемость ЦНС, координационные возможности: увеличены
вязкость крови и мышечных волокон.
Хорошо тренированной ученице требуется более длительная и
интенсивная разминка, по сравнению с менее тренированной, для того, чтобы
достичь оптимального подъема температуры тела и частоты сердечных
сокращений.
При высокой температуре воздуха продолжительность разминки следует
сократить.
Последовательность упражнений в разминке
1)упражнения на месте. 2) упражнение в движении. 3) стретчинг.
Перед разогреванием обратить внимание, занимающихся девушек, на
правильность осанки. Если это необходимо, скорректировать положение таза,
втянуть мышцы брюшного пресса и ягодиц, расправить и опустить плечи вниз,
приподнять голову. Выполнить 12 дыхательных упражнений типа
«потягивания». Это поможет сконцентрировать внимание и психологически
настроиться на последующую деятельность.
Начальные упражнения необходимо выполнять на месте (без
продвижения), постепенно увеличивая амплитуду и интенсивность. Это
должны быть динамические, контролируемые движения, включающие в
работу основные крупные мышечные группы:
Перед упражнением «поворот туловища» обязательно разогреть мышцы,
поддерживающие позвоночник (для предупреждения травм).
Упражнения выполняются непрерывно, без пауз, одно движение
переходит в другое или одно движение сменяется другим. От упражнений на
месте следует переходить к упражнениям в движении, используя различные
перемещения на площадке.
Можно различать сложные движения руками и потом использовать их в
аэробной части занятия.
От общих упражнений переходить к более специфичным упражнениям,
которые концентрируют нагрузку на какихлибо конкретных мышечных
группах.
В зависимости от вида аэробики следует уделять повышенное внимание
тем мышечным группам, на которые приходится основная нагрузка. В
аэробной части занятия. Например: в занятиях низко ударной аэробной
используется много разнообразных движений руками, следовательно,
необходимо уделить большое внимание плечевому поясу. В высоко ударной
аэробике применяются прыжки и различные варианты бега, поэтому
мышцы рук и плечевого пояса
мышцы туловища
мышцы ног.
13мышцы туловища;
мышцы рук и плечевого пояса;
мышцы задней стороны бедра;
четырехглавую мышцу бедра;
икроножные мышцы;
мышцы, сжимающие бедро.
тщательно разминаем ступни ног и голень. При занятиях на степ платформах
активно разминаем мышцы ног и т.д.
Закончив стадию разогревания, необходимо перейти к растягиванию
основных мышечных групп, участвующих в занятии:
При растягиваниях также следует учитывать характер и специфику
конкретного занятия.
Для усиления эффекта, можно использовать сначала ритмические
(динамические), растягивающие или сокращающие упражнения мышцы
антоганисты. А затем переходить к статистическому растягиванию
(стретчингу). Удержать мышцы в растянутом положении не менее 10 секунд.
Рекомендации:
1) Используйте модификации упражнений для начинающих и
подготовленных.
2) Подчеркивайте правильное положение тела во время разминки.
Музыкальное сопровождение.
Темп музыкального сопровождения на разминке должен быть ниже темпа
основной части занятия:
1. низко ударная и высоко ударная аэробика =135138 уд/мин
2. фанк = 120132 уд/мин
3. степаэробика = 120124 уд/мин
4. «Хипхоп» = 100108 уд/мин.
1) Меняется исходное положение по отношению к основному направлению
Вариации в разминке
движения;
2) Используйте вариант упражнений в правую и левую стороны;
3) Можно использовать:
а) отдельные упражнения, не повторяя их вновь,
б) соединение отдельных упражнений в связке, повторяющиеся
несколько раз;
4) Изменяйте ритм.
Подготовка и запись разминки
Систематический подход к составлению разминки:
1.
выяснить тип и стиль урока
14определить вариант проведения разминки
идентифицировать группы мышц и их движения
подобрать базовые шаги и движения, определить их модификации и
расстановка и планирование смены движений, их направление
ритмическое изменение движений
подбор необходимых упражнений ритмического, динамического,
2.
3.
4.
соединение
5.
6.
7.
статического стретчинга, их соединение
8.
запись разминки.
2.1.2. АЭРОБНАЯ ЧАСТЬ (ОСНОВНАЯ)
Аэробная серия + серия растяжений (развитие выносливости и
Аэробная серия (развитие выносливости)
Аэробная серия + силовая серия (развитие выносливости основных
Врабатывание (аэробная заминка);
Аэробная работа в тренировочной (целевой) зоне ЧСС;
Остывание (аэробная заминка).
В зависимости от поставленных целей, построение основной части
занятия аэробными танцевальными упражнениями может иметь следующие
варианты: например;
1.
2.
мышечных групп)
3.
гибкости)
Аэробная серия состоит из трех частей:
1.
2.
3.
Оптимальная продолжительность периода врабатывание 510 мин.
Выполняемые упражнения должны наполнять основную деятельность, но
выполнять с меньшей интенсивностью и амплитудой. В период врабатывания
быстро усиливается деятельность функциональных систем, обеспечивающих
выполнение данной работы, улучшается координация движений. Частота
сердечных сокращений на этом этапе не должна превышать 50% от
максимальной.
Для улучшения сердечнососудистой выносливости в период аэробной
работы следует соблюдать следующие принципы тренировки:
последовательность, интенсивность, продолжительность и частота.
Последовательность: Программа танцевальных упражнений аэробики
должна начинаться с шагов, при которых ноги совершают движение близко от
пола, движения рук умеренные, и затем переходят к более интенсивной
работе рук и движений ног дальше от поверхности пола, увеличивая длину
рычага и амплитуду. Занятие начинается с простых движений и только затем
переход к более сложному этапу, продолжительности которого, по меньшей
мере, 20 минут. Это обеспечивает тренировку сердечнососудистой
выносливости. После этого снова происходит постепенное упрощение
движений и возвращение к более низкому уровню. Последовательное развитие
15ЧСС до контрольных значений и позволяет осуществить такое же постепенное
возвращение к исходному уровню.
Продолжительность аэробной работы в целевой зоне ЧСС 2060 мин.
Начинающие 20 мин.
Средний уровень 2030 мин.
Высокий уровень 3040 мин.
уменьшает частоту сердечных сокращений.
постепенно снижает температуру тела (достигается путем усиления
После аэробной работы в целевой тренировочной зоне ЧСС переходят к
периоду остывания (аэробная заминка). Остывание имеет такое же важное
значение. Как и разминка, и должно занимать не менее 5 минут. Постепенное
снижение нагрузки поможет предупредить внезапное изменение в работе
сердечнососудистой системы, которые могут вызвать головокружения и даже
обмороки.
Остывание:
позволяет крови вернуться из конечностей в центральную часть системы
кровообращения, тем самым предотвратить застой крови в работающих
мышцах;
потоотделения);
Если вы хотите после остывания перейти к силовым упражнениям, то
ЧСС следует снизить примерно до 100 уд/мин.
Если переходите к заключительной части занятия, то ЧСС необходимо
уменьшить ниже 50% от максимального количества ударов.
Аэробная заминка это время того, чтобы сбалансировать все. Если в
течение занятия выполнялись «жесткие», напряженные упражнения, то в
период остывания целесообразнее принять более спокойные «мягкие»,
матричные движения, можно использовать стили фанк, хипхоп, стритджем
(танцевальная заминка).
В период остывания можно проделать упражнение на растягивание.
Поэтому мышцы разогреты аэробной тренировкой, этот период является
наиболее благоприятным для растягиваний.
После периода аэробной заминки можно выполнять силовую работу
(например, выполнить упражнения для мышц брюшного пресса, спины, мышц
верхних и нижних конечностей).
2.1.3 ЗАМИНКА
В заключительной части занятия следует расслабить и растянуть мышцы,
чтобы предупредить возникновение повреждений и помочь телу избавиться
от побочных продуктов обмена. В заключительной части занятия можно
выполнить упражнение улучшающие осанку, сохраняющие подвижность
16позвоночника. Дыхательные упражнения помогут улучшить психическое
состояние. Длительность заключительной части занятия 510 минут.
2.2. Подготовка и проведение урока.
Определить задачи урока или внеклассного занятия;
Подобрать движения, которые будет соответствовать поставленным
задачам. При этом необходимо учитывать уровень подготовки занимающихся,
цель упражнений, их безопасность;
Расстановка и планирование передвижений;
Ритмическое изменение упражнений;
Подбор музыкального сопровождения. Музыка должна помогать
выполнять программу. Темп (скорость выполнения) должна соответствовать
упражнению;
занимающихся новым движениям;
Определить какое оборудование будет использовано во время занятия
Запись программы;
Определение методики, с помощью которых будете обучать
Преподавание.
Необходимо научиться качественно, динамично, эффективно обучать
новым движениям, составляя безопасные программы. Совершенствовать
преподавание, используя различные виды обучающих методик. «Обучение» и
«лидерство» две разные вещи. Учитель должен уметь не только правильно
показать упражнение, но и обучать своих учеников. Если девушки не
понимают, значит необходимо найти и устранять ошибки в
объяснении. Всегда стараться быть лицом к занимающимся, поддерживая
контакт с аудиторией, уметь передвигаться по залу. Во время занятия
необходимо создать благоприятную атмосферу, задавая нужный темп и
настроение, концентрируя внимание. Быть требовательным
и
коммуникабельным.
упражнений
занимающихся, обращать внимание на отстающих. Оценивать успех, даже
маленький, делать комплименты, подбадривать, подсказывать и создавать
атмосферу для успеха.
Умело использовать голосовые команды и жестикуляцию, при
необходимости прекращать выполнение и следить за ученицами.
Объяснять и добиваться правильной техники исполнения. Не использовать
негативные слова, обращаться в позитивной форме.
Работать над техникой собственного исполнения, сохранять свой стиль.
Контролировать
выполнение
Хореография.
17Необходимо подобрать упражнения в соответствии со стилем, базовыми
упражнениями. Следует достигать физиологических целей: не только
безопасно и эффективно, но очень интересно и забавно. Использовать
хореографию подходящую учащимся.
по сложности и интенсивности
по передвижению
по смене плоскости
по ритму
использование хлопков, звуков.
Использовать в занятиях модификации упражнений:
Составляя комплекс, необходимо добиваться равновесия в движениях,
используя контрастные упражнения.
Чередовать упражнения, выполняемые на месте с упражнениями в
движении. Использовать передвижение в различных направлениях:
вправо
влево
вперед
назад
по диагонали
по кругу (см. приложение 4)
.
2. 3. Методы обучения аэробным упражнениям
Линейная прогрессия:
Пирамидальная прогрессия:
1)
Одно движение сменяет, другое не повторяясь. Конечное положение
предыдущего упражнения является исходным положением следующего.
Одно движение «перетекает» в другое по частям.
2)
В упражнении каждое движение начинаем с одного повторения, затем
постепенно увеличиваем до 8 раз. (можно использовать при выполнении
силовых упражнений ).
3)
Расчленением сложную связку на отдельные движения. Каждое движение
повторяем 4 или 8 раз, затем постепенно сокращая количество повторений до
одного.
4) Метод повторений. Ранее изученную связку или отдельные движения
повторяем, изменяя направление, ритм, амплитуду, уменьшаем или
увеличиваем длину рычага в движения.
5)
Послойный метод. Разучивание сложных движений по частям (слоям).
Обратная пирамидальная прогрессия:
186) Метод соединения звеньев блоков. Разучиваем движение А (на 8
счетов), затем учим движение В (8 сетов). Соединяем эти движения в один
блок. После этого разучиваем движение С (8 счетов), затем движение Д (8
счетов). Объединяем движение С и Д 2ой блок.
Следующим этапом соединяем 1й и 2й блок в единую связку (на 32
счета) и т.д.
А (8 счетов)+В (8счетов)= 1й блок (АВ)
= С (8счетов)+Д (8счетов)= 2й блок (СД)
= (АВ)+(СД)=АВСД
7) Метод прибавления связок. Разучиваем движение А (8 счетов), затем
учим движение В (8 счетов). Соединяем движения А и В. Затем разучиваем
движение С (8 счетов), прибавляем его к ранее разученным движениям
АВС+Д=АВСД и т.д.
8) Метод сохранения рисунка. Выполняем ранее разученную сложную
комбинацию, добавляем разнообразные промежуточные движения, затем
снова повторяем комбинации и т.д.
АВСД +промежуточные движения+АВСД+промежуточные движения
9) Сочетание классов. Изменяем разученную связку. Выполняя вариации
упражнений в разных стилях
10) Метод включения (внедрения).
Выполняем движение А (с
передвижением по залу), затем разучиваем движение В. Повторяем эти
движения в трех точках зала.
А В А В
В А В А
Затем, учим движение С и включаем его в уже выученную связку.
А ВС А ВС
ВС А ВС A
Учим движение Д и включаем его в связку.
А ВСД А ВСД
ВСД А ВСД A
11)
Метод «добивать» и «отнять». Учим движение А, затем движение
В. Соединяем их в связки АВ. Затем учим движение С. Соединяем движения
В и С в связку ВС. Затем учим движение Д, соединяем движения С и Д в
связку СД и т.д.
А+В=АВ
АВ+С=ВС
19ВС+Д=СД и т.д.
2. 4. Развитие силовых способностей.
Основная цель силовых упражнений на развитие максимальной мышечной
силы, а улучшение общей физической подготовленности, достижение
красивых форм тела. Эти упражнения позволяют акцентировать нагрузку на
отдельных группах мышц. Исправить или даже устранить приобретенные и
врожденные дефекты телосложения. Нормализовать все тело.
Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление
или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Мышцы сокращаются в двух основных режимах — динамическом и
статическом. Во время статической работы напряжение мышц происходит без
изменения их длины. Динамический режим проявляется в двух вариантах
работы мышц:
1) преодолевающем, когда мышцы укорачиваются при сокращении;
2) уступающем, когда мышцы укорачиваются при сокращении, и уступающем,
когда мышцы удлиняются и растягиваются.
Структура силовых способностей
В педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют
следующие их разновидности:
1) Максимальная изометрическая сила показатель силы, проявляемой
при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или
сопротивлений с максимальным напряжением мышц.
2) Медленная динамическая сила,
когда скорость перемещения
отягощения практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают
максимальных значений.
3) Скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека
к перемещению в ограниченное время больших отягощений с ускорением
ниже максимального.
4) «Взрывная» сила способность преодолеть сопротивление с
максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время.
5) Амортизационная сила характеризуется развитием усилия в короткое
время в уступающем режиме работы мышц.
6) Силовая выносливость определяется способностью длительное время
поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Выделяют
силовую выносливость к динамической и статической работе.
Средствами развития силы мышц являются различные силовые
упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:
Средства развития силы
1. Упражнения с внешним сопротивлением
2. упражнения с преодолением веса собственного тела.
3. Изометрические упражнения.
Методы развития силовых способностей
20упражнения с отягощениями
прыжковые упражнения
упражнения с «ударным» режимом работы мышц
изометрические упражнения.
Метод максимальных усилий включает упражнения с субмаксимальными
и максимальными отягощениями. Он обеспечивает развитие способности
мышц к сильным сокращениям. Проявлению максимальной силы без
существенного увеличения мышечной массы.
Метод повторных усилий, в котором в качестве основного тренирующего
фактора является не предельный вес отягощения, а количество повторений
упражнения.
«Ударный» метод применяется для развития амортизационной и
«взрывной» силы различных мышечных групп.
Методы развития «взрывной» силы и реактивной способности мышц. Для
развития «взрывной» силы и реактивной способности нервномышечного
аппарата применяется весь арсенал средств силовой подготовки, как
отдельно, так и в комплексе:
1.
2.
3.
4.
Метод развития динамической силы.
Силовая выносливость, т.е. способность длительное время проявлять
оптимальные мышечные усилия это одно из наиболее значимых
двигательных качеств.
Изометрический метод характеризуется кратковременным напряжением
мышц без изменения их длины.
Для получения максимального эффекта от выполнения упражнений,
направленных на развитие силы, необходимо соблюдать ряд правил:
4.
5.
направлении;
повторять упражнения до утомления в работающей мышце, до отказа;
6.
7.
гармонично развивать все группы мышц.
Метод STT переводится, как система касания.
благодаря стимуляции ЦНС путем использования
определенных и повторяющихся техник касания;
ЦНС и мышцы.
STT фокусирует внимание занимающихся на заданные мышцы;
STT обеспечивает обратную связь между мышцей и ЦНС и наоборот
следить за правильным исходным положением;
выполнять движения точно с заданной амплитудой в указанном
Метод тренировки, при котором мышечная сила и функции повышаются
2.5. Развитие гибкости (стретчинг)
В теории и методике физической культуры под гибкостью понимают
морфофункциональные
аппарата,
определяющие степень подвижности его звеньев. Говорят, что пока человек
опорнодвигательного
свойства
21гибок он молод. Действительно, гибкость позвоночника, подвижность,
амплитуда движений в суставах во многом определяют состояние здоровья.
С возрастом происходит морфологическая перестройка суставов:
уплощаются и деформируются изза отложения солей суставные поверхности
костей, истончаются и окостеневают хрящевые прослойки, теряют
эластичность, укорачиваются, огрубляются связки. Все это приводит к
снижению амплитуды движений, потере гибкости, проявлению болезненных
ощущений в плечевых, коленных, тазобедренных суставах и позвоночнике.
Различают две формы проявления и развития гибкости. Активную, при
котором используются упругие, резкие движения, чтобы растянуть мышцы и
суставы, т.е. это самостоятельные выполнения движений, которые
выполняются благодаря своим мышечным усилиям. Пассивную, при
котором мышцы задерживаются в растянутом положении. Это растягивание с
посторонней помощью, когда мышца растягивается до определенного
положения с помощью партнера, либо под действием силы тяжести. В
пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных
упражнениях, амплитуда движений. Не рекомендуется выполнять при этом
быстрых движений, изза того, что в мышцах возникает защитный рефлекс,
ограничивающий растягивание, т.е. «закрепощение» растягиваемых мышц.
Пассивная гибкость развивается в 1,52 раза быстрее, чем активная.
Различают общую и специальную гибкость. Общая гибкость
характеризуется выполнением во всех суставах тела и позволяет выполнить
разнообразные движения с большой амплитудой.
Различают гибкость не только по форме выполнения, но и по характеру
работы мышц. В упражнениях, направленных на растягивание мышц,
различают два основных метода:
динамический включающий маховые элементы;
1.
статический направленный на выполнение упражнения, с пассивным
2.
статическим растягиванием мышц, где растягивание основано на спинальных
рефлексах.
Методы растягивания, основанные на действии спинальных рефлексов это
выполнение упражнений в режиме напряжениерасслабление. Упражнения на
гибкость могут выполняться во всех частях тренировочного занятия.
Стретчинг это еще один из методов развития гибкости, наиболее
популярный в последнее время. Считается, что человек принимает позу,
растягивающую определенную группу мышц, и остается в таком положении на
некоторое время (1060 сек). Такие упражнения способствуют регуляции
тонуса мышц, эластичности сухожилий и связок. Стретчинг способствует
улучшению жизненного тонуса, удлиняет мышцы, которые сократились в ходе
аэробной фазы.
придерживаться ряда требований:
Для правильного выполнения упражнений стретчинга следует
22прежде, чем включать упражнения в занятие, надо знать, какая
движения должны находиться в пределах индивидуального диапазона
1.
при положении суставов в крайне разогнутом, согнутом, приведенном
положениях не покачиваться. Растягивать связки и мышцы только за счет
статического давления. Находясь в неподвижном состоянии;
2.
конкретная группа мышц при этом растягивается;
3.
подвижности сустава. Вначале следует применить легкий стретчинг. Он
выполняется в полностью расслабленных стойках, вызывающих приятные
ощущения, лишь после этого можно переходить к развивающим упражнениям
стретчинга. Мышцы необходимо растягивать плавно, нив коем случае не
дергать;
4.
в процессе выполнения упражнений дышать спокойно и ритмично, вдох
через нос и выдох через рот. Это обеспечивает максимальное насыщение
брюшной полости воздухом, диафрагма служит точкой опоры механического
растягивания;
5.
ощущений;
6.
безопасности;
7.
группы мышц;
8.
растягивания той или иной мышечной группы
Глава 3.
прежде, чем включить упражнения в занятие, следует убедиться в его
прекратить упражнения сразу при появлениях острых болевых
не стоит выполнять несколько упражнений подряд на одни и те же
очень важен правильный выбор исходного положения для безопасного
Исследование эксперимента
3.1. Цель эксперимента и организация исследования
Комплексный контроль на занятиях оздоровительной физической
культурой – важный элемент системы подготовки занимающихся. Это
связано с тем, что результаты контроля лежат в основе объективного
управления всем ходом тренировочного процесса. Поэтому цель
исследования заключалась в том,
чтобы подобрать наиболее
информативные средства и методы комплексного контроля на уроках и
тренировочных занятиях аэробикой.
23Для решения поставленной задачи было проведено исследования, в
котором приняли участие 36 школьниц старших классов. Исследование
было проведено в период с сентября 2009 по март 2010 года. Испытуемые
были разделены на 3 группы. В первая контрольная группа занимались по
комплексной программе В.И. Ляха (раздел гимнастика с элементами
акробатики), во второй – танцевальной аэробикой, в третьей танцевальной
аэробикой и шейпингом. В каждой группе занятия проходили два раза в
неделю по одному часу. В экспериментальной группе 1 час был заменен
оздоровительной и шейпингом.
Все уроки в экспериментальной группе были подчинены единым
принципам построения. Основная структурная единица – комплекс. Он
делится на части, которые состоят из серии. Микроструктурными
элементами являются упражнения.
В комплексах выделяют: подготовительную (510% общего времени),
основную (8085%) и заключительную (515%) части.
1 часть – разминка (810 минут)
2 часть – основная (3040 минут)
а) втягивающий период
б) «пиковая» аэробная нагрузка
в) переходный период
г) партерный период
3 часть – заключительная (5 минут)
Оздоровительная аэробика – синтез общеразвивающих упражнений.
Подскоков, прыжков, окрашенных танцевальным стилем, выполняемых под
музыкальное сопровождение (темп 130160 уд/мин)
Шейпинг разновидность аэробики. В тренировке используется
силовые упражнения. Чтобы разнообразить занятия, были выучены
которые в процессе выполнения
комплексы упражнений,
модифицировались. Темп музыки 122130 уд/мин.
24Для объективности в достижении поставленной цели было проведено
исследование, которое включало следующие методы комплексного
контроля.
3.2. Методы исследования.
Методы педагогического тестирования:
Тест на выносливость (6минутный беговой тест);
Тест на скорость (бег на 30 м);
Тест на Силу:
Рук (отжимание в упоре лежа) – СР
1.
2.
3.
–
Мышц верхнего отдела брюшного пресса (из положения лежа на спине
–
поднять вверх плечи и голову – задержать; поясница прижата к полу)
– Мышц нижнего отдела брюшного пресса (методика выполнения описана
ниже) – СПБ
4.
–
–
Тест на гибкость:
Мостик
Наклон вперед (гибкость спины ГС)
Методы медико биологического контроля:
1. Антропометрические (рост стоя, сидя, масса тела, ростовесовой, весо
ростовой, жизненный показатель (ЖП), индекс Эрисмана, индекс Пинье, сила
кисти, окружность грудной клетки).
2. Физиологические (ЖЕЛ – жизненная емкость легких, ЧСС – частота
сердечных сокращений в покое, АД артериальное давление, ПД – пульсовое
давление, ЧД – частота дыхания, ДО – дыхательный объем, МОК – минутный
объем крови, МОД – минутный объем дыхания, ДЖЕЛ – должна ЖЕЛ, ОО –
основной обмен)
3. Методы определения физической работоспособности (МПК, тест Руфье
ТР)
Методы психологического контроля:
1.
Тест Спилберга (уровень тревожности УТ).
252.
Тест самочувствие, активность, настроение (САН).
В результате проведенного исследования более информативными
средствами и методами комплексного контроля на занятиях аэробикой
стали: УТ, ОО, ЧСС, ТР, ЖП, СР, СПБ, ГС.
ОО рассчитывался по формуле Рида:
Процент отклонения = 0,75х(ЧСС + ПДх0,74) 72, где ПД – разница
между систолическим и дистоническим давлениями, 0,75;0,74;72
константы.
ЧСС измерялась пальпаторно перед началом занятий на лучевой
артерии.Подсчитывалось, количество ударов за 15 сек. Полученный
результат умножался на 4
ТР вычислялся по формуле:
(4х(Р1+Р2+Р3)200):10
Где,
Р1 – ЧСС за 15 сек в положении сидя после 5 минутного отдыха
Р 2 – ЧСС за 15 сек, стоя, после 30 приседаний
Р 3 – ЧСС за 15 сек, сидя, после 1 – минутного отдыха
ЖП рассчитывался по формуле:
ЖЕЛ мл/кг
масса
СР. Во время силовой части испытуемые выполняли отжимания из
упора лежа. При сгибании рук угол между плечом и предплечьем – 90
градусов. Кисти – под плечами. Спина, ягодицы, ноги составляют прямую
линию.
СБП. Лежа на спине, руки вверх, ноги поднять в вертикальное
положение. Нижнюю часть спины плотно прижать к полу. Дышать
равномерно. Тест выполняется в парах. Партнерша кладет одну руку под
26поясницу испытуемой, а другой касается поднятых ног. Тестируемая
медленно опускает ноги на пол, стараясь при этом не отрывать поясницу от
пола.
Как только партнерша почувствует, что поясница не прижата к полу,
она задерживает ноги испытуемой и измеряет расстояние между полом и
пятками. Чем меньше расстояние между полом и пятками, тем лучше
показатель силы нижнего отдела брюшного пресса.
ГС. Испытуемые выполняли наклон вперед как можно ниже с
платформы высотой 15 см. Результат регистрировался по линейке,
прикрепленной одним концом у краю платформы, другим – к полу.
Метод анкетирования.
Попробуем взглянуть на проблему как бы изнутри, глазами подростка, уже
испытавшего на себе данное нововведение.
Для выяснения этого среди испытуемых школьников по окончании
учебного года был проведен анонимный анкетный опрос, в котором они
должны были сквозь призму личного опыта занятий с функциональной
музыкой оценить ее влияние в ходе урока на различные аспекты своего
психического состояния и учебной деятельности. В таблице 1 (См.
приложение1) представлены обобщенные результаты такого опроса 36
школьниц старших классов.
3.3.
Результаты исследования.
Средние данные по трем группам представлены на рисунке 1
Шкала Спилберга позволяет определить УТ у занимающихся. В
экспериментальной группе он равен 34 баллам, по сравнению с двумя
контрольными группами, где он составляет 39 и 36 баллов.
27Результаты ОО показывают, что в группе, занимающейся аэробикой, он
достигает 23%. В группе, которая выполняет программу аэробики и степ
аэробики, 18%.
ЧСС в экспериментальной группе21 уд/мин, в контрольных группах22 и
25 уд/мин.
Результаты тестирования. УТ – уровень тревожности по Спилбергеру,
балл; ОО – основной обмен по формуле Рида, %; ЧСС – частота сокращений
сердца в покое, уд/мин; ТР – тест Руфье, балл; ЖП – жизненный показатель,
мкг; СР – сила рук (колич. отжиманий в упоре лежа); СБП – сила мышц
брюшного пресса (расстояние в см. между пятками и полом); ГС – гибкость
мышц спины, см. Серые столбики 1я группа, темные – 2я, светлые – 3я.
Анализ результатов анкетирования, представленных в таблице,
показывает: что подавляющее большинство испытуемых отмечают
положительное воздействие применяющейся на их уроках функциональной
музыки на самые различные аспекты своего психического состояния и
учебной деятельности. В частности, от 87 до 97% опрошенных признаются,
что под давлением данной музыки у них улучшилось настроение, отношение к
проводимому уроку, координация движений. Качество выполнения учебных
заданий и самочувствие.
95% респондентов ощущают, что функциональная музыка облегчает им
выполнение упражнений. От 85,45 до 96,36% испытуемых констатируют, что
применяемая музыка повышала их удовлетворенность проведенным уроком и
уровень работоспособности, причем работоспособность повышалась не только
на музыкально стимулированном уроке физкультуры, но и на следующем за
28ним уроке по другому предмету, которому эстафетой передавался заряд
положительных эмоций и повышенной учебной активности.
В уточняющих беседах с экспериментатором школьники обращали
внимание на то обстоятельство, что систематическое применение на
учебных занятиях функциональной музыки создает в классе необычно
теплый психологический климат, сближает коллектив эмоциональным
сопереживанием и общим наслаждением, делает их менее обидчивым и
более дружелюбным в обращении с учителями и одноклассниками. Под
влиянием нравящейся музыки они становятся отзывчивее друг другу,
делаются добрее и общественноактивнее, а повседневная учеба в школе,
казавшаяся раньше скучной принудиловке, вдруг наполняется приятным
содержанием и обретает совершенно новый притягательный смысл.
При этом многие отмечали, что общее положительное влияние
музыкальной стимуляции уроков физкультуры повышало их интерес к
музыке в свободное от учебы время, возбуждало внутреннюю потребность
больше читать о музыке, интересоваться не только легкой, развлекательной,
но и серьезной, классической музыкой, размышлять наедине и в общении с
другими людьми о ее духовной, воспитательной роли в жизни человека.
Обсуждение результатов
В экспериментальной группе наблюдается тенденция к снижению
1.
уровня ситуативной тревожности, что говорит об улучшении
психоэмоционального статуса у занимающихся;
Отмечено снижение ОО в экспериментальной группе, что
Отмечено снижение ЧСС в состоянии покоя в экспериментальной
Исследование показало более низкий результат ТР в третьей
2.
свидетельствует об экономизации работоспособности организма;
3.
группе по сравнению с контрольными группами, что говорит о повышении
уровня работоспособности.
4.
группе, что позволяет говорить о лучшей тренированности сердечно
сосудистой системы;
Лучший результат ЖП в экспериментальной группе по
5.
соревнованию с контрольными группами указывает на улучшение
функционирования дыхательной системы.
6.
брюшного пресса, гибкости в третьей группе существенно выше, что
свидетельствует об эффектности методики занятий в этой группе
Результаты тестов на развитие силы рук, мышц нижнего отдела
291.
2.
3.
4.
5.
6.
Заключение
В начале моего реферата приведены неутешительные объективные
данные, свидетельствующие о том, что физическое воспитание в
отечественных учебных заведениях переживает мучительный и
недопустимо затянувшийся кризис. Одна из причин кроется в
недостатке на уроках физической культуры положительных эмоций,
определяющих субъективное отношение учащихся к заданиям
педагога и закономерно стимулирующую учебную деятельность в
самых разных формах выполненной деятельности.
Без этого универсального стимула на основании лишь одного
логического осмысления пользы и необходимости интенсивных
занятий физическими упражнениями и традиционных «командных
подстегиваний и понуканий» преподавателей в процессе
выполнения урочной деятельности, учащиеся, как показывает
практика, активнее не становятся.
С помощью аэробики можно весьма эффективно осуществлять
физическую подготовку без назойливого педагогического давления
на психику учеников, без явно волевого принуждения их к
активному действию, а как бы резвясь и забавляясь.
Занятиям аэробикой предаются всей душой, без какоголибо
внутреннего психологического противодействия. Ощущение того,
что это не собственная рабочая инициатива, а всего лишь
исполнение мастерски маскированной воли преподавания при этом
как показали исследования либо совсем не возникает, либо
рефлекторно вытесняется на задний план сознания.
Таким образом, специализированные комплексы аэробики,
вытекающие из задач урока, помогают учащимся находить новый
притягательный смысл в интенсификации своей учебной
деятельности, принуждают приобретать радость и наслаждение в
гораздо более активном, чем обычно, изучении, закреплении
учебного материала.
С приобретением опыта и яркими результатами исследования, я все
чаще убеждаюсь, что такие уроки несут в себе заряд положительных
30эмоций, не только на данных уроках физической культуры, но и на
следующих за ними уроках по другим предметам, которым
эстафетой передается хорошее настроение, бодрость и повышенная
работоспособность.
Чем больше разумной любви, индивидуального похода и чуткого
внимания уделим мы нашим ученикам во время своих уроков, тем
плодотворнее, ярче и красивее пройдут их школьные годы, оставив
на всю жизнь приятные воспоминания.
7.
Итоги анкетирования.
Приложение 1
№
п / п
О ц е н и в а е м ы е
п р и з н а к и
Р а с п р е д е л е н и е о т в е т о в , %
С м у з ы к о й
С м у з ы к о й
С м у з ы к о й
л у ч ш е
т а к ж е ,
к а к и б е з
м у з ы к и
х у ж е
1 .
2 .
3 .
4 .
5 .
6 .
7 .
8 .
9 .
н а с т р о е н и е
О т н о ш е н и е к
п р о в о д и м о м у у р о к у
К о о р д и н а ц и я
д в и ж е н и я
К а ч е с т в о
в ы п о л н е н и я
у ч е б н ы х з а д а н и й
С а м о ч у в с т в и е
Л е г к о с т ь
в ы п о л н е н и я
у п р а ж н е н и я
Р а б о т о с п о с о б н о с т ь
н а у р о к е
ф и з к у л ь т у р ы
У д о в л е т в о р е н н о с т ь
п р о в е д е н н ы м
у р о к о м
Р а б о т о с п о с о б н о с т ь
н а с л е д у ю щ е м
9 8
9 0
8 7
9 4
9 1
9 5
С м у з ы к о й
в ы ш е
9 5
9 6
31
3
8
1 1
5
8
5
4
4
1 2
0
2
2
2
1
0
С м у з ы к о й
н и ж е
1
0
3у р о к е п о д р у г о м у
п р е д м е т у
8 5
Структура урока
Приложение 2
Части урока Содержание
I
Подготови
тельная
часть
(разминка)
II
Основная
часть
Разогревание (5 мин)
Растяжение (5 мин)
работа в тренировочной
Аэробная часть
врабатывание(510мин)
1.
4.
(аэробная разминка)
5.
(целевой) зоне чсс (20мин)
6.
(аэробная заминка)
2.
Силовые упражнения
остывание (5 мин)
Задачи
Доз
ка
(мин)
68
3040 Усиление
деятельности
функциональных
систем,
обеспечивающих
выполнение аэробной
работы. Улучшение
сердечнососудистой
выносливости.
Постепенное снижение
нагрузки поможет
предупредить
внезапные изменения в
работе ССС.
Увеличение силы и
выносливости
отдельных групп
мышц.
32III
Зауключите
льная
(заминка)
1.
2.
Растягивание
Расслабление
510
Увеличить гибкость.
Помочь телу
избавиться от
побочных продуктов
обмена.
Восстановление
физического и
психического
равновесия.
33Базовые шаги
Приложение 3
№
1.
Содержание
Ходьба
Варианты
на месте
с продвижением (вперед,
назад, по диагонали, в
стороны, по кругу)
V степ
скрестные шаги
(«виноградная лоза»)
джазовый квадрат
в стороны
впередназад
по диагонали
двойной приставной
впередназад
в сторону
с продвижением
на прыжках
по диагонали
вперед
по диагонали
на прыжках
Приставной шаг
Поднимание согнутой ноги
вверх
Махи
Захлест голени назад
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Подъем на носки
Бросок ноги («кик»)
Выпады
вперед
по диагонали
в сторону
назад
с продвижением
на прыжках
на месте с переносом центра
тяжести с одной ноги на
другую
в стороны (счет 1 шагом или
прыжком выпад в сторону,
счет 2 шагом или прыжком в
и.п.)
с продвижением
на прыжках
349.
Прыжки
10.
Бег
ноги врозь ноги вместе
(«джек»)
и. п. выпад вперед, прыжки
со сменой положения ног
на двух ногах:
с продвижением
с поворотом
на месте
на месте
с продвижением (вперед,
назад по диагонали, по кругу)
с поворотами
Приложение 6
Движение руками
№
1
1.
Содержание
1.
Прямолинейные
(прямыми или согнутыми
руками)
Варианты
3
вперед
в стороны
вверх
круговые движения во фронтальной ли
горизонтальной плоскости
крестные
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Сгибание и разгибание
в разных направлениях
одновременно
поочередно
Давящие движения
(«пресс»)
вперед
вниз
в стороны
вверх
Хлестообразные движения
Ударные движения
(штампующие)
Теория усилий формы движений
Лабана
//
Рубленные движения
Сжимающие движения
//
//
35Приложение 7
И.П. стойка на носках, руки в стороны. 1 опускаясь на всю стопу,
Комплекс упражнений 1
и.п., то же в другую сторону. 68 раз
И.П. стойка ноги врозь, руки в стороны. Подскоки с поворотом
1.
правую согнуть, колено влево; 2 то же в другую сторону. 810 раз.
2.
И.П. конечное положение предыдущего упражнения. 1 с поворотом
направо шагом левой вперед полуприсед, левая рука вниз, правая рука вверх;
2 то же в другую сторону. 8 раз.
3.
И.П. конечное положение предыдущего упражнения, с поворотом
направо мах правой вперед, согнутая левая рука впереди, правая рука внизу. 1
поставить правую на полупальцы скрестно перед левой; 2 перенести
тяжесть тела на правую, левую согнуть (колено к колену опорной); мах левой
вперед, согнутая правая рука впереди, левая рука внизу; 3 4 то же, что 12,
но с другой ноги. 810 раз.
4.
И.П. полуприсед в стойке ноги врозь, руки на бедрах. 1 правую ногу
на полупальцы, левое плечо вперед; 2 и.п.; 34 то же с другой ноги. 68 раз.
5.
И.П. стойка ноги врозь. 1 с поворотом коленей вправо глубокий
присед, левая стопа на полупальйах, правое предплечье вверх, левое вниз;
9.
6.
коленей направоналево. 810 раз.
7.
И.П. конечное положение предыдущего положения. 1 прыжок на
левую, правую согнуть, колени налево, предплечье левой вверх, правой вниз;
2 то же в другую сторону. 16 раз.
8.
7.
9.
голова вправо; 2 то же влево. 8 раз.
10. И.П. полуприсед в стойке ноги врозь, руки в стороны. 14 круг
головой вправо; 58 круг головой влево. 8 раз.
11. И.П. стойка ноги врозь, согнутые руки пред грудью, кисти опущены
вниз, тыльной стороной касаются друг друга. 1 дугами кверху руки
разогнуть вперед, ладони вверх, касаются друг друга; 2 поворачивая ладони
вниз, согнуть руки в и.п. Аналогично упражнение выполняется дугой книзу. 8
10 раз.
12. И.П. стойка ноги врозь, согнутые руки скрестно перед грудью, правая
перед левой. 12 круги кистью внутрь; разогнуть правую вверх, левую вниз
(кисти согнуты), в и.п.; 34то же, что 12. 8 раз затем 8 раз с движением таза
вправовлево. Затем 8 раз с движением таза вправовлево.
13. И.П. стойка ноги врозь, чуть шире плеч, руки в стороны. 1 перенося
тяжесть тела на левую ногу, слегка сгибая ее, «втянуть» правую руку в себя; 2
и.п.; 34 повторить 12; 34 то же в другую сторону. 8 раз
И.П. стойка ноги врозь, руки на бедрах. 1 движение головы вперед; 2
и.п. 8 раз.
И.П. стойка ноги врозь, согнутые руки в стороны, ладони вверх. 1
362 рывковые движения назад (12 раз).
мах согнутыми руками назад; 2 и.п.; 3 мах прямыми руками назад; 4
и.п. 8 раз.
14. И.П. стойка ноги врозь чуть шире плеч, руки в стороны. 1 перенося
тяжесть тела на правую, слегка сгибая ее с небольшим поворотом туловища
влево, вытянуть правую руку в сторону, поворачивая внутрь; 2
и.п.; 34 повторить 12; 58 в другую сторону. 4 раза
15. И.П. стойка ноги врозь, слегка согнуть руки в стороны, предплечья
вверх, пальцы сжать в кулак. 1 перенося тяжесть тела на правую, левую
согнуть, полупальцами опираясь на пол(коленом наружу выворотно), круг
руками вперед (по небольшому радиусу); 2 круг руками вперед; 3 4 круги
назад, тяжесть тела на другой ноге. 8 раз.
16. И.П. наклон вперед прогнувшись в стойке ногами врозь, руки вперед.
1
10.
8.
17. И.П. стойка ноги врозь. Круги плечами вперед (8 раз). Стойка в
полуприседе. Поочередно круги плечами назад. 8 раз.
18. И.П. стойка ноги врозь, слегка согнуть руки в стороны, ладони
вперед.
8.
19. И.П. стойка ноги врозь, руки перед грудью, предплечья соединены. 1
с поворотом туловища направо, локти в стороны; 2 и.п. 16 раз.
20. И.П. стойка ноги врозь, руки перед грудью ладонями вверх.1 левую
ногу назад на носок, предплечье другой наружу (руки в стороны, слегка
согнуты, ладони вверх); 2 и.п.; 34 то же в другую сторону. 8 раз
21. И.П. выпад влево, руки в стороны. 12 по дуге вперед таз вправо; 34
по дуге вперед таз влево; 56 перенося тяжесть на обе ноги в стойку ноги
врозь с полуприседом, круг тазом вправо; 78 выпад вправо, таз вправо. То
же в другую сторону. 8 раз.
22. И.П. полуприсед в стойке ноги врозь, колени вместе с небольшим
наклоном туловище вперед, наклон головы вперед, руки вниз, пальцы
касаются коленей. 1 развести колени, голову вправо, пальцы касаются
коленей; 2 и.п.; 3 развести колени, руки скрестить перед телом, пальцы
касаются колен; 4 и.п. 8 раз.
23. И.П. широкая стойка ноги врозь, руки в стороны. 14 четыре
пружинящих движения в выпаде одновременно с рывками с движениями
правой рукой назад, левое предплечье касается правого бедра; 58 то же в
другую сторону. 8 раз.
24. И.П. наклон вперед в стойке ноги врозь, руками взяться за голень (с
наружной стороны).1 поднимание туловища, наклон прогнувшись (сильно
прогнувшись в пояснице, голова прямо), руки прямые; 2 наклон согнувшись
(голова между ног), руки согнуты, с усилием притягивая туловище к ногам 8
раз.
25. И.П. наклон вперед в широкой стойке ноги врозь. 1 наклон к левой
(поворот туловища налево), правой рукой коснуться пола с внутренней
37стороны стопы, левую руку назад; 2 то же правой. То же с касанием рукой
пола с наружной стороны стопы. 8 раз.
26. И.П. глубокий присед в широкой стойке, ноги врозь, руки касаются
пола. Пружинистые приседания. 8 раз
27. И.П. стойка на правой, левая согнута, колени соединены, руки вверх.
1 2 — наклоны вперед до касания руками пола, 3 — выпрямиться; 4 и.п. со
стойкой на левой; 58 то же движение, стоя на левой; 916 то же с махом
левой (правой) назад. 4 раза.
28. И.П. выпад вправо, правая рука касается правого колена, левая вверх
(слегка округлена). 116 пружинящие наклоны вправо. То же влево. 17 32
аналогичные наклоны с прямыми руками и ногами.
29. И.П. полуприсед в стойке ноги врозь, руки в стороны. 1 мах правой
ногой впередвнутрь; 2 и.п. То же другой ногой 8 раз.
30. И.П. полуприсед в стойке ноги вместе, руки на бедрахЛмах согнутой
правой назад , руки в стороны;2и.п.То же другой ногой.8раз.
31. И.П.стойка
перед грудью. 12 наклоны вправо; 37 пружинить* 8 и.п.; 916 то же
влево. 8 раз.
32. И.П. стойка на левой пятке, правую в сторону, руки в стороны. 12
наклоны вперед, руки назад в стороны; 34 пружинить; 58 держать; 9
11.
16 держать. То же с другой ноги. 8 раз.
наклон вправо, правая рука вверх, левая на пояс; 1012 пружинить; 13
ноги врозь, левая нога согнута, колено наружу, руки
Приложение 8
Упражнения для развития мышц ног
И.П. ноги вместе, руки к плечам. Полуприсед с небольшим поворотом
И.П. полуприсед в стойке ноги вместе, колени вправо, согнутые руки
1.
туловища налево (правое плечо вперед). Рывковым движением отвести руки
назад; вернуться в и. п. То же с поворотом направо.
2.
вправо (на уровне талии). Перевести колени и руки влево.
И.П. полуприсед в стойке ноги врозь, колени вправо, согнутые руки
3.
вправо (правая рука на уровне головы, левая талии). Перевести колени и
руки влево.
4.
и.п., то же в другую сторону.
5.
согнуть, вернуться в и. п.
6.
Вернуться в и. п. То же влево.
И.П. ноги врозь, руки в стороны. Полуприсед, колени внутрь, руки
И.П. стойка ноги вместе, руки в стороны. С полуприседом ноги вправо,
И.п. то же. Приседания с поворотами коленей внутрь и наружу вправо.
Упражнения для развития боковых мышц живота
Приложение 9
38И.П. то же. 12 отведение левой ноги назад; 34 то же вперед.
И.П. то же, 1 сгибание левой ноги в сторону; 2 и.п.; 3 мах левой в
1.
И.П. лежа на правом боку с опорой на правое предплечье и левую руку
впереди. 18 быстрые ударные с малой амплитудной отведения и приведения
левой ноги в сторону.
2.
3.
сторону; 4 и. п.
4.
4
9.
5.
вниз назад; 34 и.п.; 58 то же на левом бедре.
и.п. выполнение упражнений 14 в положении на левом боку.
И.П. стоя на коленях, руки вперед. 12 сед на правом бедре, руки
И.П. то же. 12 максимальное поднимание согнутых ног в сторону; 3
Приложение 10
Упражнения с гимнастической палкой
И.П. стоя, палку поставить вертикально перед собой и опереться
И.П. стоя, ноги на ширине ступни, палка за лопатками. Повороты
1.
.И.П. стоя, ноги вместе, палку держать внизу за концы. Поднять палку
вверх, одновременно отвести ногу назадвверх до отказа и сильно прогнуться,
отводя палку как можно дальше назад. Вернуться в и.п. Поочередно левой,
правой ногой. 10 раз.
2.
туловища вправо и влево, не сгибаясь, без остановки на и.п. Темп средний. 10
раз.
3.
одной рукой. Согнуть правую ногу, подняв колено как можно выше. Отвести
колено в сторону до отказа, выпрямить ногу назад вверх. Сильно прогнуть и
держать это положение («ласточка») 5 сек. И.П. 6 раз.
4.
носках, не сгибая спину. 12 раз.
5.
одновременно голову, туловище и ноги до отказа, сильно прогнуться, сделать
рывок палкой назад. Вернуться вИ.П. Медленно. 6 раз.
И.П. стоя в наклоне, ноги широко расставить, палка в руках, руки
6.
прямые вверх. Не выпрямляясь, делать рывки руками вверхназад, стараясь
отвести их как можно дальше назад. Темп средний.
И.П. стоя, ноги на ширине плеч, палка на плечах. Приседание на
И.П. лежа на животе, руки с палкой вверх (на полу). Поднять
Приложение 11
Упражнение для развития прямых мышц живота
1.
И.П. стоя. 14 поочередное сгибание и разгибание стоп с движением
плеч впередназад на каждый счет, наклон вперед; 58 то же, выпрямляясь,
прейти в И.П.
2.
И.П. упор сидя. 1 согнуть ноги; 2 выпрямить, упор сидя углом; 3
согнуть ноги; 4 И.П.; 56 круг обеими ногами поочередно наружу; 78 то
же внутрь.
39И.П. упор сидя. 13 сед углом, руки в стороны; 4 и.п.; 5 поднять
И.П. лежа на спине. 1 поднять верхнюю часть туловища, руки вперед;
3.
ноги; 6 и.п.; 7 поднять ноги; 8 и.п.
4.
2
и.п.; 3 сгибая и разводя ноги, перейти в сед с наклоном вперед, руки вперед;
4
10.
и.п.
5.
И.П. лежа на спине. 1 поднимая и поворачивая туловище вправо,
согнуть правую ногу вперед; левым локтем достать правое колено; 2 и.п.; 34
то же влево. Выполнять максимальное количество раз. В заключение, лежа
на спине, выполнить легкие похлопывания пальцами рук по мышцам живота.
Приложение 12
Упражнение с гантелями (2 кг)
И.П. стоя, гантели в опущенных руках. Поочередное сгибание рук в
И.П. стоя, руки с гантелями в стороны. Круговые движения руками.
И.П. стоя ноги врозь, руки с гантелями согнуты к плечам. Сводя
1.
локтях.
2.
3.
колени. Сесть на пол, подняться и развести колени, вернуться в и.п.
4.
за головой. Приподнимание головы и плеч.
И.П. лежа на спине с гантелями в руках. Подтягивая ноги, выход в
5.
положении сидя, возвращение в и.п. Дозировка зависит от уровня физической
подготовленности. В среднем 815 повторений.
И.П. лежа на животе, ноги зафиксированы, , гантели в согнутых руках
Приложение 13
Элементы танца «Рокнролл»
И.П. стойка ноги вместе на пальцах. 1 опускаясь на всю ступню левой
1.
Твист. И.П. стойка ноги врозь, руки в стороны. Встать на полупальцы.
Повороты коленей вправовлево в полу приседе на обеих ногах. 32 раза на
месте. 16 раз с продвижением вправо, 16 раз влево.
2.
ноги с небольшим полуприседом на ней, правую согнуть коленом внутрь
(небольшими круговыми движением голенью); 2 выпрямляя левую и
поднимаясь на полупальцы, правую приставить к левой. То же с другой ноги.
Повторить 8 раз. По 4 раза с обеих ног с продвижением вправо и влево.
3.
И.П. Соединить упражнения 1 и 2 повторить 4 раза: 18 твист на месте,
начиная движения с поворотом коленей вправо; 18 упражнение 2 правой
ногой с продвижением влево.
4.
вперед, 8 раз назад), с повтором на 360 градусов по небольшому кругу 4 раза
Бег, высоко поднимая колени: на месте 8 раз, с продвиженеим (8 раз
40И.п. о.с. 2 скачка на левой ноге, 2 «кика» правой ногой вперед; 2
И.П. о.с. 1 2 2 скачка на левой, согнуть правую вперед; 3
5.
И.П. о.с. 1 скачок на левой, правую вперед на пятку; И перескочить
на правую, левую согнуть назад;2 скачок на левую, правую вперед на пятку;
34 то же с другой ноги. По 16 раз. То же с продвижением вперед (8 раз),
назад (8 раз).
6.
перескочить на правую, левую согнуть вперед, 4 подскок на правой; 58
4 скачка с ноги на ногу, высоко поднимая колени. То же с другой ноги. По 8
раз.
7.
И.П. о.с. Скачки с ноги на ногу со сгибаниемразгибанием («кик»)
свободной ноги: 8 раз на месте, 8 раз с продвижением вперед, 8 раз на месте, 8
раз с продвижением назад. 2 раза.
8.
скачка на правой, 2 «кика» левой ногой вперед. 8 раз.
9.
вперед; 18 в сторону. 4 раза.
10. И.П. о.с. 1 с небольшим полуприседанием на левой, правую согнуть,
носок касается пола, колено внутрь; И правую в сторону на пятку; 2 правую
подставить скрестно сзади левой на полупальцы; 3 и.п. то же с другой ноги.
По 816 раз с обеих ног.
11. И.П. неширокая стойка ноги врозь, левая нога впереди. Поочередные
перекаты с носка на всю стопу правой, затем левой ногой, слегка сгибая и
разгибая колени. 816 раз. Тоже правая нога впереди, левая сзади.
12. И.п. о.с. 1 шаг в сторону; 2 приставляя левую к правой небольшой
полу присед; 34 то же влево; 5 шаг вправо вперед, таз слегка вправо; 6
левую приставить к правой, таз слегка влево; 7 шаг правой назад, таз слегка
вправо; 8 приставить левую к правой, таз слегка влево. То же с другой ноги.
По 16 раз.
То же, но «кик» выполнять в сторону. Соединить упр. 7 и 8: 18
Приложение 14
Упражнение для развития мышц спины
И.П. лежа на животе, руки вверх, ноги разведены. 17 прогнуться,
И.П. лежа на животе, руки вверх, ноги разведены. 12 максимально
1.
И.П. лежа на животе, руки вверх. 1 максимально прогнуться; 23
держать; 4 и.п.; 5 максимально прогнуться; 6 и.п.; 78 то же, что на счет
56.
2.
поднять ноги, выполнять скрестные движения руками и ногами; 8 и.п.
3.
разводя ноги, прогнуться, поднимая туловище, руки дугами наружу вниз;
3.4
4.
2 опустить голову, максимально округлить спину.
5.
И.п. упор на правом колене (левая нога максимально поднята назад).
Быстрое сгибание и разгибание левой ноги в коленном суставе. Выполнять
и.п.
И.П. упор на коленях. 1 поднять голову, максимально прогнуть спину;
41максимальное количество раз на правом колене. То же в упоре на левом
колене.
Литература
Иваницкий А.В, Иванова О.А., матов В.В. Ритмическая гимнастика на
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. М.: «Физкультура и спорт», 1985,
Брыкин А.Т. Гимнастическая терминология. М.: «Физкультура и
Дубровский В.И. Спортивная медицина. М.: «Владос», 1999,477 с.
Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. Энциклопедия физической
1.
спорт», 1969, 187 с.
2.
Вавилов Ю.Н. концептуальные предпосылки школьной системы
физического воспитания в СССР // Теория и практика физической культуры.
1990. №10 с 29
3.
4.
подготовки. М.: «Лептос», 1994, 356 с.
5.
535 с.
6.
ТВ. – М.: Советский спорт, 1989. – 75с.
Кардялис К.К. Педагогические основы информационного воздействия
7.
на отношение школьников к физкультурноспортивной деятельности:
Автореферат пед.наук. М., 1990. 47 с.
8.
хореография и игры. – М.: Дрофа 2004.
9.
возроста. – Москва: «НЦ ЭНСА», 2002.
10. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: «Физкультура и спорт», 1986,
286 с.
11. Лисицкая Т. Пластикаритм. М.: «Физкультура и спорт», 1988, 155 с.
12. Манинина Т.И., Водопьянова Н.Е. Эта многоликая гимнастика. Л.:
«Лениздат», 1989, 79 с.
13. Матвеев
т. 1 .М.: «Физкультура и спорт», 1976, 300 с.
Колодницкий Г.А..
Кузнецов В.С.
Ритмические упразнения,
Кузнецов Г.А., Колодницкий Г.А. Силовая подготовка детей школьного
Л.П. Теория и методика физического воспитания/ ИЗД. 2е,
42П.К. Гимнастика в школе. Учебное пособие. Ижевск: Издво
14. Петров
Удм. Унта, 1996, 460 с.
15. Симанов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и
естественнонаучные основы общей психологии. М.: Наука, 1987.е. 105 209
16. Смолевский
В.М., Ившев В.К. Нетрадиционные виды гимнастики.
М.: «Просвещение», 1992, 77 с,
17. Стретчинг в режиме «напряжениерасслабление», методика PNP /
Перевод Ивановой О.А., Поддубной Ж.В. М.: «Национальная школа
аэробики», 1992, 75 с.
аэробными
18. Современные
танцевальными упражнениями / перевод Ивановой О.А. М.: «Национальная
школа аэробики», 1992, 67 с.
19. Шлемин
А.М. Гимнастика. М.6 «Физкультура и спорт», 1969, 420 с.
принципы построения
занятий
Зарубежная литература
20. Андерсон Н.
Материалы семинара Международного центра
подготовки инструкторов по аэробике / «Суэт системз» США. Миннеаполис,
1999, 96 с.
21. Монтегюр. Материалы семинара по аэробике. М.: «Национальная школа
аэробики», 1992, 69 с.
43