Программа учебной дисциплины "МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ"
Оценка 4.6

Программа учебной дисциплины "МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
физика
Взрослым
08.06.2017
Программа учебной дисциплины  "МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ"
Программа изучения учебной дисциплины «Методика преподавания физики» для студентов-бакалавров направления подготовки 03.03.02 – «Физика». Дисциплина «Методика преподавания физики» занимается исследованием процесса и закономерностей, изучение основ физики, методов эффективного усвоения этих основ и приобретение студентами практических умений и навыков предусмотренных программой.
2_программа_методика_преподавания_физика.doc

                       

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ лнр

 

ГОУ ВПО ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 имени ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

 

 

 

"УТВЕРЖДАЮ"

                                                                                                               Ректор (проректор)

_________________

                                                                                               « __ »_________2017 г.

 

 

 

 

ПрограмМа

учебной дисциплины

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

 

 

 

 

подготовки  бакалавра    

                            

направление подготовки 03.03.02 – Физика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганск – 2017         


РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО:  кафедрой физики и химии                                                                         

                                                                                       

 

Протокол № ______от________

Заведующий кафедрой _________

 

РАЗРАБОТЧИК  ПРОГРАММЫ: к.т.н., доц. Чаленко А.В.                                                                


ВВЕДЕНИЕ

 

Программа изучения вариативной учебной дисциплины «Методика преподавания физики» составлена в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавра направления подготовки 03.03.02 – «Физика».

Дисциплина «Методика преподавания физики» занимается исследованием процесса и закономерностей, изучение основ физики, методов эффективного усвоения этих основ и приобретение студентами практических умений и навыков предусмотренных программой. Методика преподавания физики – это педагогическая наука, исследующая пути и средства обучения, его закономерности и пути и средства воспитания и развития учащихся.

Программа дисциплины определяет объем знаний, умений и навыков по методике физики, которыми должен владеть будущий учитель (преподаватель) физики. Важнейшей задачей курса является ознакомление студентов с современным содержанием методической науки и передовым опытом преподавания физики в средних учебных заведениях

Предметом изучения учебной дисциплины является теория и практика обучения основам физики; это учебный процесс по физике. Объектом являются учащиеся и учитель (преподаватель).

 

Междисциплинарные связи: данная дисциплина изучается в 6-м семестре. Для овладения дисциплиной требуется знание таких дисциплин, изучаемых ранее: «Механика», «Молекулярная физика», «Электричество и магнетизм», «Оптика», «Физика атома и атомных явлений», «Физика ядра и частиц», а также «Философия», «Педагогика», «Психология, психология личности и группы», «Право. Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Программа учебной дисциплины состоит из следующих содержательных модулей:

1. Образовательное и воспитательное значение физики как учебного предмета. Задачи курса физики. Построение курса физики в средних учебных заведениях. Основы педагогики и психологии.

2. Основные дидактические принципы обучения физике. Основные методы и средства обучения физике.

3. Физические задачи в системе обучения и воспитания. Контроль и учет знаний, умений и навыков по физике. Формы учебных занятий по физике. Типы уроков по физике.

4. Кабинет физики и его оборудование. Школьный эксперимент по физике. Требования по технике безопасности на уроках физики.

 

1. Цель и задачи учебной дисциплины

1.1. Изучение студентами научных и психолого-педагогических основ структуры и содержания курса физики средних учебных заведений; изучение принципов, методов и средств обучения физике.

1.2. Выработка умений планировать учебную работу по предмету, проводить научно-методический анализ учебного материала, выбирать методические приемы обучения с учетом особенностей материала и профиля учебного заведения; привитие студентам первоначальных навыков демонстрационного физического эксперимента, использование технических средств обучения и компьютеров;

1.3. Изучение студентами методики преподавания физики опирается на знание курсов общей и теоретической физики, программирования и математического моделирования, педагогики и психологии; формирование у студентов общей и предметной компетентности в области методики преподавания физики средних учебных заведений.

1.4. Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны:

знать:

общие вопросы методики преподавания физики, связь курса физики с другими предметами, формы организации учебных занятий и методы обучения физике. Основные методические требования к демонстрации опытов, значение эксперимента и лабораторных работ в преподавании физики, научно-методический анализ тем школьного курса физики, значение решения задач по физике и методика их решения, систему оценивания учащихся на уроках физики. Общие вопросы психологии, педагогики, основ возрастной физиологии и возрастной психологии, гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы в учебном заведении, требования по технике безопасности на уроках физики;

физические идеи, опытные факты, понятия, законы, которые учащиеся должны уметь применять для объяснения физических процессов, свойств тел, технических устройств и т. д.; приборы и устройства, которыми учащиеся должны уметь пользоваться, физические величины, значения которых они должны уметь определять опытным путем и др.; основные типы задач, формулы, которые учащиеся должны уметь применять при решении вычислительных и графических задач; физические процессы, технические устройства, которые могут являться объектом рассмотрения в качественных задачах.

уметь:

составлять тематические, календарные планы, план урока с учетом мировоззренческих, познавательных и воспитательных задач в соответствии с принципами обучения физике; владеть методами, формами и средствами обучения, подбирать дидактический материал для индивидуальной, самостоятельной или контрольной работы учащихся, разработать план факультативных занятий, составить указания для проведения работ физического практикума, разработать сценарий внеклассного мероприятия по физике. Методически правильно и последовательно излагать учебный материал, творчески применяя как экспериментальный, так и теоретический методы; правильно организовать на уровне современных дидактических требований все виды учебной работы; владение методикой и техникой школьного физического эксперимента всех видов: демонстрационного, лабораторного практикумов на уровне обязательного и основного курсов физики; решать школьные физические задачи любой сложности, знание методов их решения, умение составить задачу самостоятельно, применительно к конкретной ситуации, возникшей в ходе учебного процесса; популяризировать достижения современной науки и техники для различной аудитории (учащихся, родителей и др).

На изучение учебной дисциплины отводится 180 часов / 5 ЗЕ.

 

2. Информационный объем учебной дисциплины

 

Содержательный модуль 1

Введение. Состояние физического образования в современной школе, исторический аспект преподавания физики, тенденции совершенствования преподавания физики. Методика преподавания физики, ее предмет и методы исследования, история развития методики физики. Цели и задачи обучения физике. Цели образования. Развитие мышления. Формирование мировоззрения. Связь методики преподавания физики с физикой, философией, педагогикой и психологией. Актуальные проблемы и задачи методики преподавания физики на современном этапе развития среднего и высшего образования. Научно-теоретические и методические основы преподавания школьной физики. Физика как наука и физика как учебный предмет. Цели и задачи обучения физике. Цели образования. Развитие мышления. Формирование мировоззрения. Процесс обучения физике как дидактическая система. Основные задачи преподавания физики: мировоззренческие, познавательные, воспитательные. Роль физики в профессиональной ориентации учащихся.

Содержание и возможные способы построения курса физики. Концентрическая, линейная, ступенчатая модели построение курса физики. Структура современного курса физики средней школы. Принципы отбора содержания. Содержание курса физики основной и средней школы.

Учебные планы средней общеобразовательной и специализированной (профессиональной) школы, место физики в них. Связь курса физики с другими учебными предметами и трудовым обучением учащихся. Особенности преподавания физики в различных средних учебных заведениях: школах, лицеях, гимназиях, авторских и частных школах (межпредметные и метапредметные связи, профессиональная направленность дидактического материала).

 

Содержательный модуль 2

Анализ учебных программ и учебников по физике средних учебных заведений. Связь курса физики с другими дисциплинами средней школы. Система принципов, методов и средств обучения физике. Принципы обучения и их реализация в процессе обучения физике. Система методов и средств обучения физике. Классификация методов обучения. Индукция и дедукция аналогии и модели в обучении физике. Словесные методы обучения.

 

Содержательный модуль 3

Организация учебных занятий по физике. Система занятий по физике. Формы организации учебных занятий из физики. Типы и структуры уроков по физике, основные требования к уроку. Методика уроков разных типов. Физический эксперимент как метод обучения. Демонстрационный эксперимент, его значение и методические требования к нему. Значение физических задач и их место в учебном процессе. Классификация задач и методика их решения. Обучение решению задач. Способы решения физических задач: логический, математический (арифметический, алгебраический, геометрический и графический) и экспериментальный. Активизация познавательной деятельности в процессе обучения физике. Проблемное обучение. Работа с учебником. Контроль и учет знаний, умений, навыков по физике. Значение и виды контроля знаний. Современные технологии обучения физике. Проектный метод обучения. Исследовательский метод обучения. Дебаты. Портфолио. Критическое мышление.

Факультативные занятия. Внеурочная работа по физике. Цели внеурочной работы. Виды и формы. Самостоятельная работа учащихся на уроках и во внеурочное время. Планирование работы учителя.

 


Содержательный модуль 4

Методический комплект по физике. Методы обучения физике. Классификация методов. Объяснительно-иллюстративный метод. Репродуктивный метод. Проблемное изложение. Эвристический метод. Частно-методическая система методов (словесные, практические, наглядные). Наглядные методы обучения физике. Оснащение учебного процесса по физике. Основные требования к оборудованию физических кабинетов и лабораторий. Использование наглядных пособий. Технические средства обучения, их роль в учебном процессе, методика использования. Демонстрационный эксперимент, его значение и методические требования к нему.

Система лабораторного эксперимента по физике в средней школе. Фронтальные лабораторные работы и наблюдения. Физический практикум. Оснащение учебного процесса. Основные требования к оборудованию физических кабинетов. Применение компьютеров в лабораторном практикуме. Комплексный подход к использованию методов и средств обучения. Научная организация труда учителя физики. Планирование работы. Применение ТСО в преподавании физики. Привитие студентам навыков демонстрационного физического эксперимента, использования современных электронных средств обучения для реализации целей и задач урока, составлять презентации и модели уроков с использованием мультимедийных средств.

Применение новых информационных технологий в процессе обучения физике

 

Содержательный модуль 5

Изучение моделей в курсе физики основной и средней школы. Понятие модели. Виды моделей. Модели в школьном курсе физики. Изучение физических понятий, явлений. Как формируется понятие. Способы формирования физических понятий. Физические явления в курсе физики 7-9 классов. Методика изучения механики в средней школе. Значение механики в курсе физики. Основные понятия кинематики и способы их изучения. Методика изучения основных понятий и законов динамики. Анализ и методика изучения законов сохранения. Изучение механических колебаний и волновых явлений. Методика изучения молекулярной физики и термодинамики. Изучение основ МКТ. Особенности изучения газовых законов. Изучение термодинамики. Формирование понятия «температура». Методика изучения электродинамики. Основные понятия электродинамики: электрический заряд, электрическое поле и его характеристики (напряженность, разность потенциалов). Особенности изучения магнитного поля. Изучение электромагнитных колебаний и волн. Изучение основ квантовой физики. Изучение фотоэффекта. Фотоны. Дуализм света. Методика изучения строения атома. Явление радиоактивности. Модель атома Резерфорда-Бора. Виды излучений. Методика изучения атомного ядра. Состав ядра Ядерные силы. Энергия связи. Ядерный реактор. Экологические вопросы ядерной энергетики. Обобщающие занятия и их значения в курсе физики. Механическая, электродинамическая, современная физические картины.

 

3. Рекомендуемая литература:

 

1.                  Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе М., 1981

1.                   Педагогика / Под. ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 348 с.

2.                   Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя / В.П. Орехов, А.В. Усова, С.Е. Каменецкий и др.; Под редакцией А.В. Усовой – четвёртое издание., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 310 с.: ил.

3.                   Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. Для учителя. – третье издание, перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 336 с.: ил.

4.                   Методика преподавания физики в 6-7 классах средней школы. Под редакцией В.П. Орехова и А.В. Усовой. Издание третье, переработанное М., «Просвещение», 1976. – 384 с. с ил. (Библиотека учителя физики)

5.                  Внеурочная работа по физике / Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 1983.

6.                  Резников Л.И. Преподавание физики в средних профессионально-технических училищах. – М.: Высшая школа, 1977.

7.                  Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе; В 2-х частях./Под ред. А.А. Покровского. – М.: Просвещение, 1978.

8.                  Марголис А.А., Парфеньтьева Н.Е., Иванова А.А. Практикум по школьному физическому эксперименту. М.: Просвещение, 1977.

 

4. Форма итогового контроля успешности обучения – экзамен

 

Средства диагностики успешности обучения. Текущий контроль для студентов очного отделения проводится в форме опросов при проведении практических занятий, коллоквиумов, проверки выполнения домашних работ и индивидуальных заданий. Контроль работы по вопросам, которые вынесены на самостоятельное овладение, выполняется в форме проверки конспектов и опрос.

Модульный контроль проводится в письменно-устной форме.


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ лнр

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ лнр

РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО: кафедрой физики и химии

РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО: кафедрой физики и химии

ВВЕДЕНИЕ Программа изучения вариативной учебной дисциплины «Методика преподавания физики» составлена в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавра направления подготовки 03

ВВЕДЕНИЕ Программа изучения вариативной учебной дисциплины «Методика преподавания физики» составлена в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавра направления подготовки 03

Методически правильно и последовательно излагать учебный материал, творчески применяя как экспериментальный, так и теоретический методы; правильно организовать на уровне современных дидактических требований все виды учебной…

Методически правильно и последовательно излагать учебный материал, творчески применяя как экспериментальный, так и теоретический методы; правильно организовать на уровне современных дидактических требований все виды учебной…

Содержательный модуль 4 Методический комплект по физике

Содержательный модуль 4 Методический комплект по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017