программа вариативной части "Азбука безопасности" для детей старшего дошкольного возраста

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

программа предназначена для воспитателей старшей группы, педагогов дополнительного образования, методистов дошкольных организаций в качестве учебного пособия для организации кружковой работы, реализации вариативной части, дополнительного материала по ОБЖ. В качестве приложения - 36 технологических карт к каждому занятию. программа состоит из нескольких блоков.программа по ОБЖ для детей 5-6 лет с технологическими картами.
Иконка файла материала АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ.docx
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ) для детей старшей группыПрограмма  «Азбука безопасности» Краткая аннотация В данной работе представлен материал по организации работы с детьми от 5 до 7 лет  по формированию основ безопасности жизнедеятельности на основе реализации  индивидуального подхода к детям.Паспорт  программы……………………………………………………………..….. Пояснительная  записка…………………………………………………………….. Концепция  программы…………………………………………………………….. Принципы построения программы Этапы реализации программы Условия реализации  программы…………………………………………………... Содержание  программы……………………………………………………………. Работа с детьми……………………………………………………………... Работа с родителями (законными представителями) воспитанников…... Работа с педагогическим коллективом ……… Ресурсное обеспечение  программы…………………………………………….…. Оценка эффективности  программы………………………………………….….… Содержание Программы «Азбука безопасности» 2 3 5 6 7 8 24 27 27 271. Паспорт программы Программа  «Азбука безопасности» для детей  Наименование  программы Тип программы Вид программы Целевые группы Срок реализации Уровень реализации Дошкольное образование (вариативный компонент) Цель программы вариативная модифицированная Группы детей от 5 до 7 лет (старшие) 1 год Цель: Воспитание у дошкольников ответственного отношения  к личной и общественной безопасности и формирование у них  опыта безопасной жизнедеятельности. Формирование  представлений об адекватном поведении в неожиданных  ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а  также воспитание ответственности за свои поступки. ­сформировать основные правила личной безопасности  дошкольников; ­обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей; ­развивать познавательные, творческие  способности,воображение, мышление, коммуникативные  навыки; ­развивать социальный и эмоциональный интеллект, чувство  взаимопомощи в экстремальной ситуации у дошкольников; ­учить детей  оказывать помощь себе и пострадавшим; ­воспитывать личностные  навыки безопасного поведения в  социуме и в быту ­повысить вовлеченность родителей в деятельность ДО; ­повысить информационную культуру родителей по вопросам  общественной и личной безопасности; Программа «Азбука безопасности» разработана для  организации кружковой деятельности (в качестве вариативного  компонента) для обучения основам безопасности  жизнедеятельности старших дошкольников. Программа  подразумевает тесное переплетение практики и теории,  Задачи  программы Направленность  программыОжидаемые  результаты подтверждение теоретических знаний практическими  заданиями, упражнениями. Она предполагает работу с детьми,  педагогами, родителями. Основное содержание работы с детьми по программе строится  по нескольким направлениям: 1. Ребенок на улице 2. Ребенок дома 3. Ребенок на природе  Готовность воспитанников, родителей и педагогов к  овладению знаниями и навыками по преодолению различных  экстремальных ситуаций, готовность с их помощью обеспечить  максимальную защиту жизни и здоровья, как своих, так и  окружающих. Успешное освоение образовательной программы ДО, в том  числе и по соблюдению условий обеспечения своей и  общественной безопасности, готовность выпускников ДО к  обучению в школе. Развитие творческой активности детей, как средства изучения  способов преодоления экстремальных ситуаций и обеспечения  безопасности. Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве с  ДО, активное взаимодействие с ребенком и педагогами в  вопросах применения в воспитательно­образовательной  деятельности опыта противодействия экстремальным  ситуациям.  Повышение информационной культуры родителей по вопросам общественной и личной безопасности. Внедрение в практику системы теоретических, практических  занятий; учебно­методических материалов для детей,  педагогов, родителей.  Обеспечение системы мер по обучению воспитанников  действиям в чрезвычайных ситуациях. Отсутствие детского травматизма2. Пояснительная записка Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются   итоги   различных   видов   трудовой   деятельности,   изучаются проблемы   производственной   безопасности   и   охраны   окружающей   среды, рассматриваются   теоретические   вопросы   защиты   от   опасностей   природного, техногенного   и   социального   происхождения,   идет   интенсивный   поиск   путей формирования   у   подрастающего   поколения   привычек   здорового   образа   жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая   общепринятая   норма   должна   быть   осознана   и   принята   маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.        Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями   проживания   человека.   Каждая   среда:   город,   сельская   местность, домашняя   обстановка   –   диктует   совершенно   различные   способы   поведения   и соответственно   меры   предосторожности.   Современная   жизнь   доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников   ДО,   воспитанников   и   их   родителей   безопасному   поведению   в сложных   условиях   социального,   техногенного,   природного   экологического неблагополучия.      Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме,  разработана программа кружка (вариативной   части)   «Азбука   безопасности»,   направленная   на   формирование   у детей знаний о правилах безопасного поведения. Актуальность: Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот  повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей  подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушноеотношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек  может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет  владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания  эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей  обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной  педагогической задачей.  Цель:  Воспитание   у   дошкольников   ответственного   отношения   к   личной   и общественной   безопасности   и   формирование   у   них   опыта   безопасной жизнедеятельности.   Формирование   представлений   об   адекватном   поведении   в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также воспитание ответственности за свои поступки. Задачи: сформировать основные правила личной безопасности дошкольников; ­обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей; ­развивать   познавательные,   творческие   способности,   воображение,   мышление, коммуникативные навыки; ­развивать   социальный   и   эмоциональный   интеллект,   чувство   взаимопомощи   в экстремальной ситуации у дошкольников; ­учить детей  оказывать помощь себе и пострадавшим; ­воспитывать личностные  навыки безопасного поведения в социуме и в быту ­модернизировать   предметно­пространственную     среду   на   основе   внедрения   в образовательный процесс инновационных технологий; ­создать и внедрить в практику систему теоретических и практических занятий, учебно­методический комплекс материалов для детей, родителей и педагогов по формированию основ безопасности жизнедеятельности; ­повысить вовлеченность родителей в деятельность ДО; ­повысить   информационную   культуру   родителей   по   вопросам   общественной   и личной безопасности; 3. Концепция программы Девиз программы: «Чувствовать. Познавать. Творить».  Данная   программа   рассматривает   опережающее   развитие   как   постановку   перед ребенком   целей   и   задач   на   интеллектуальное   и   социальное   самообучение.   Это позволяет   создать   систему   мотивации   для   саморазвития   личности   ребенка, привить   системный   позитивный   образ   мышления,   развить   способность   ребенка оценивать   последствия   поступков   и   влияние   привычек   на   качество   жизни,   и наконец, получать удовольствие от развития собственных талантов и склонностей. В   данной   программе   социально   значимой   проблемой   является   безопасное поведение детей в окружающем мире: правила безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно­транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях, правила поведения в природе.Данная   программа   носит   открытый   характер,   что   дает   возможность включению в Программу достаточного количества участников и их инициатив в решении поставленных задач. Программа построена на принципах реалистичности и реализуемости,  что дает возможность   выполнить   те    цели и задачи, которые поставленны   в   ней.   В   процессе   реализации   программы   предполагается активизировать всех участников процесса, с целью повышения эффективности и результативности. Задачи данной  Программы вытекают из основных задач Программы  ДО. 4.Принципы построения программы Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей дошкольного возраста. Эмоциональное переживание ребенком 5­7 лет конкретных ситуаций, дает ее возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на   рациональном   уровне   понять   свои   поступки,   подлинные   чувства,   мысли   и явления. Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка. Принцип развивающего обучения, реализуется путем создания проблемных  ситуаций, поощряющих детей к творческому познанию и преобразованию явлений  окружающей действительности и своего «я». Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач  ­            основан на гармоничном переплетении всех видов детской деятельности – игры,  обучения, труда, общения. Принцип доступности. Учет возрастных особенностей детей, адаптированность  материала к возрасту. Принцип систематичности и последовательности. Постепенная подача материала  от простого к сложному. Частое повторение усвоенных правил и норм. Принцип наглядности – учет особенностей мышления. Принцип дифференциации. Учет возрастных особенностей. Создание  благоприятной среды для усвоения норм и правил безопасности  жизнедеятельности каждым ребенком. 5.Этапы реализации программы 1.Вводный этап. Подготовительный Ознакомление   с   теоретическими   основами   методик,   технологий. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений   об   основах   безопасности   жизнедеятельности.   Изучение   мнения родителей   и   получение   семейной   поддержки.   Анализ   исходного   состояния предметно­развивающей среды в группе. 2.Основной этап. Практический.Организация   развивающего   образовательного   пространства   в   группе,   создание условий   и   оформление   необходимого   материала.   Взаимодействие   с   семьей   по вопросам безопасности жизнедеятельности воспитанников. 3.Заключительный  этап. Аналитический Мониторинг детей. Спец. опрос родителей. Выводы  и предложения 6. Условия реализации программы Реализация   программы     «Азбука   безопасности»   предусматривает   проведение одного интегрированного занятия в неделю, предусмотренного в разделе «ОБЖ». Материал,   предлагаемый   детям,   можно   использовать   в   любом   из   режимных моментов   деятельности   группы,   начиная   с   утреннего   приема   детей   (беседы), сюжетно   –   ролевые,   театрализованные,   подвижные   игры,   продуктивная деятельность   детей   и   т.д.   Дидактические   игры,     разработанные   по   темам программы, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры­тесты,   игры­загадки,   игры­развлечения,   игры­задания,   сказки.   В   работе   с детьми   используется   опытно   –   экспериментальная   и   исследовательская деятельность.   Широко   используются   педагогические   технологии:личностно ориентированного обучения, сотрудничества, игровые технологии, ИКТ. К участникам образовательного процесса относятся: воспитанники, родители, педагог. Организация образовательного процесса: Группа: старшая Срок реализации программы: один год Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная Для решения вопросов по внедрению программы развития  создаются условия: воспитатель  осуществляет образовательный процесс, формируют знания:  осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека  ситуациям;­ обогащение представления о доступном ребенку предметном мире и назначении  предметов, о правилах безопасного использования; ­ элементарные  правила безопасного обращения с предметами дома и на улице. ­ знакомство с ситуациями, угрожающих здоровью Родители   принимают   участие   в   совместной   деятельности   ДО   и   семьи   в организации развлечений по безопасности, проведение гостиных и т.д.; 7.Средства реализации программыВид деятельности Специально­ организованное обучение Совместная деятельность  педагога с детьми. Предметно­ развивающая  среда. Работа с родителями. мониторинг Средства реализации Занятия программы  «Азбука безопасности»  проводятся 1 раз в неделю по перспективно­ тематическому плану  (как вариативная часть) согласно расписания  занятий группы. Разделы программы: «Ребенок на улице», «Ребенок  дома», «Ребенок на природе», интегрированы в  различные моменты: игру, прогулку,  индивидуальную работу, самостоятельную  деятельность детей. Организация  развивающей среды,  способствующей  конструированию вариантов личной и общественной безопасности  Предполагает системное и планомерное  взаимодействие триады родитель – ребенок –  педагог и включает разные формы работы.  Усвоение программных задач по основам  безопасности жизнедеятельности8.Методы реализации программы.   ­Создание   здоровьесберегающей   и   развивающей   среды,   обеспечивающей Практические:   комфортное пребывание ребенка в группе. ­Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка. ­Создание уголка безопасности в группе для использования полученных знаний в игровой и самостоятельной деятельности. ­фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия. ­индивидуальная работа. ­дидактические игры и игровые упражнения. ­совместная деятельность педагога с детьми. ­самостоятельная деятельность детей. ­просмотр видеоматериалов. ­развлечения. ­игры с использованием интерактивной доски. Словесные:  ­Беседы. ­ Чтение художественной литературы. ­Заучивание стихотворений. ­Консультации. ­Наблюдения. ­сюжетно­ролевые игры ­Подвижные игры. Наглядные: ­Организация выставок, конкурсов. ­Сбор фотоматериалов. ­Рассматривание иллюстраций, схем, плакатов. ­Театрализованная деятельность. ­Личный пример взрослых.9. Содержание программы Первый   блок   программы   –   работа   с   детьми,   включающая   формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности. Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста состоит из следующих разделов: 1. Ребенок на улице.  2. Ребенок дома. 3. Ребенок на природе. Второй   блок   программы   –   повышение   образовательного   уровня   педагогов   в вопросах безопасности жизнедеятельности дошкольников. Третий   блок   программы   –   просвещение   родителей   в   формировании   основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Четвертый блок программы  ­  Организация здоровьесберегающей и развивающей среды,     способствующей   конструированию   безопасности   жизнедеятельности дошкольников. 9.1. Работа с детьми Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей от 5 до 7  лет состоит из следующих разделов: Ребенок на улице:  Учить   детей   различать   знаки   дорожной   грамоты:   предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно­указательные.  Формировать   устойчивое   представление   детей   об   устройстве   улицы: тротуар,   проезжая   часть,   разделительная   полоса,   двор,   перекрёсток. Познакомить детей с понятиями «островок безопасности», «надземный» или «подземный» пешеходный переход.  Закрепить правила безопасного поведения  на дороге осенью, зимой, весной; правила езды на велосипеде и правила поведения в транспорте.  Продолжать знакомить с видами и назначением транспорта.  Формировать у детей осознанное отношение к личной безопасности,   воспитывать грамотного пешехода. Ребенок дома:  Расширить   представления   детей   о   предметах,   которые   могут   служить источниками опасности в доме, уметь пользоваться телефоном.  Продолжать   знакомить   детей   с   опасными   ситуациями,   которые   могут возникнуть на улице, в транспорте, возможных контактах с незнакомыми людьми, с тем как правильно вести себя в таких ситуациях. Ребенок на природе: Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения  в  природе; Сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.  Формировать понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных  объектов.  Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами  поведения во время бури и сильного ветра (урагана), грозы и гололеда.  Закрепить знания об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и  животными, формировать представления о правилах  поведения при встрече  с ними.  Познакомить с правилами безопасного поведения возле воды и на воде; о  причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в  случае опасности на воде.  Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с  ядовитыми грибами и растениями; учить узнавать ихПланирование образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности в группе для детей старшей группы раздел образовательная деятельность К­во  часов 1 раздел «Ребёнок дома» Тема: «Безопасность» Цель: Познакомить детей с предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от  несчастных случаев в быту. Тема: «Спички детям –не игрушка» Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят  в себе спички. Познакомить со свойствами огня.  Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с  огнём Тема: «История создания пожарной службы».  Цель: сформировать   представления   об   истории возникновения пожарной службы; воспитывать интерес и уважение к профессии пожарного; упражнять в составлении сюжетных рассказов по серии картинок; развивать связную речь; побуждать делать выводы и умозаключения на основе имеющихся фактов; формировать основы безопасного поведения в быту. Тема: Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар» Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны;  развивать у детей имеющие знания я о причинах  возникновения пожара; упражнять детей в умении  вызвать пожарную охрану; воспитывать чувство  уважения к людям мужественной профессии Тема: «В мире опасных вещей» Цель: Продолжать знакомить детей с предметами,  1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но  которые необходимы человеку. Предостеречь от  возможных несчастных случаев в быту. Тема: «Электроприборы».                                                 Цель: закрепить представления детей об  электроприборах, их значении для людей, о правилах  пользования ими.                                                                   Тема:  Чтение сказки «Волк и семеро  козлят» Цель: учить детей не открывать двери незнакомым  людям; различать знакомые голоса Тема: Сюжетно­ролевая игра «Больница» Цели:  закрепить ранее полученные знания о труде  врача, знакомить с трудом аптекаря, обогащать словарь, развивать речь детей; формировать у детей умение  играть по собственному замыслу, стимулировать  творческую активность детей в игре; обучить новым  игровым действия; поддерживать интерес к участию в  игре и девочек, и мальчиков, выполняя определенные  роли: (девочки ­ мамы, аптекари; мальчики­ водители,  таксисты)                                                                          Тема: Чтение сказки «Заюшкина  избушка» Цель: помочь детям понять причины и внешние  проявления изменения настроения. Тема: Беседа «Самый большой друг» Цель: развивать у детей умение объективно оценивать  положительные качества друзей и новых знакомых, не  обольщаться внешними данными (красивый, сильный и  т.д.), а доверяться только тем, кто доказал свою  верность, преданность. Тема:  «Научим куклу Сауле правильно вести себя  за столом» Цель: продолжать формировать навыки правильного  поведения в детском саду(во время приема пищи, в  помещении, в группе, во время передвижения по  детскому саду, во время игр); закреплять правила и  учить применять их в практике. Развивать  познавательный интерес детей, наблюдательность,  умение сопоставлять и сопереживать чувствам других.  Воспитывать любовь к детскому саду, отзывчивость,  доброжелательность, умение делиться игрушками,  безопасное поведение за столом.Тема: «Один дома» Цель: Познакомить детей с предметами опасными для  жизни и здоровья, дать знания о значении этих  предметов для людей, о правилах пользования этими предметами. Воспитывать аккуратность при работе с опасными предметами. Закрепить правила  противопожарной безопасности. Развивать связную речь детей, расширять словарный запас. Развивать внимание, мышление при решении  проблемных ситуаций. Тема: «Мой дом ­ я в нем живу»                                       Цель: Продолжать знакомить детей с историей жилища. Расширять знания детей о своей «малой родине»,  улицах, жилых домах, общественных зданиях, их  назначении. Закрепить умение называть свой адрес.  Развивать связную речь через полные ответы на  вопросы.                                                                                 Развивать образное мышление и память. Развивать  внимание, воображение, творческие способности.  Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному  дому, городу.       Тема: Чтение К. Чуковский  «Мойдодыр» Цель: формирование навыков здорового образа жизни;  закрепление навыков в умывании, в знании предметов  туалета и их назначении; воспитывать у детей  культурно­гигиенические навыки, желание всегда быть  красивым, чистым, аккуратным.  Тема: «О здоровой пище» Цели: помочь детям понять, что здоровье зависит от  правильного питания: еда должна быть не только  вкусной, но и полезной; познакомить с понятием  «витамины», закрепить знания о необходимости  наличия витаминов в организме человека; развивать  мышление, воображение и мимические движения;  воспитывать культуру питания.  Тема: «Витаминная семья» Цели: познакомить детей с наиболее полезными  лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное  отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды  и фрукты. Итого по 1 разделу «Ребенок дома»­ 16  занятий Тема: «Мы знакомимся с улицей». Цель: познакомить детей с улицей, ее особенностями, с  правилами поведения на улице. 1 1 1 1 1 12 раздел «Ребёнок и улица» Тема: «Посвящение в пешеходы». Цель:  Закрепить   у   детей   знания   правил   дорожного движения;   формировать   представления   школьников   о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам   и   дорогам;   воспитывать   навыки   выполнения основных правил поведения учащихся на улице. Тема: «Шофер и пешеход. Правила уличного  движения». Цель: закрепить представления детей о транспорте, о  правилах поведения на улице. Тема:  «Светофор» Цель: познакомить детей со светофором, объяснить  значение каждого цвета; учить детей правилам поведения при переходе улицы со светофором и без.   Тема: «На перекрестке».  Цель: Познакомить с перекрестком и правилами  поведения на этом участке дороги. Расширить знания об улице. Воспитывать навыки осознанного поведения на улице. Активизация словаря: регулируемый перекресток,  пешеходный переход, сигналы светофора, дорожный  знак. Тема: «Специальный транспорт». Цель:Познакомить детей с видами специализированных  машин (пожарная машина, скорая помощь, полиция).  Формировать у детей представление о том, что  спецтранспорт помогает людям в чрезвычайных  ситуациях. Закрепить знания детей о видах транспорта  (грузовой и пассажирский), его назначении. Воспитывать  желание соблюдать ПДД. Тема: «Правила поведения в транспорте». Цель: закрепить и уточнить правила поведения в  транспорте, воспитывать уважение к старшим. Тема: «Знакомство с автобусной остановкой». Цель:  Познакомить детей со знаком «Место остановки автобуса»,   закрепить   знания   детей   об   остановке   и правилах поведения на остановке. Воспитывать  чувство самосохранения и безопасности. Тема: «Поможем девочке найти бабушку»  (игра­ инсценировка) Цель: подвести детей к понятию, что нельзя без  разрешения выходить из дома, из группы, с участка;  разговаривать с незнакомыми людьми. 1 1 1 1 1 1 1 13 раздел «Ребёнок на природе» Итого по 2 разделу «Ребенок дома» ­ 9 занятий Тема: «Безопастность на природе».  Цель: Знакомить детей с правилами поведения на  природе: когда заблудился, во время грозы, во время  пожара. Дать детям знания о правилах поведения при  встрече  с разными насекомыми. Тема: Беседа на прогулке «Бережное отношение к  природе» Цель: Обогащать представления детей о ближайшем  окружении; уточнять  представления  об осени; вызывать  эмоциональный отклик на различные объекты и явления   природы; закладывать основы бережного отношения к  окружающей  действительности Тема: «Кто живет рядом с нами?» Цель: Формировать у детей представление о домашних  животных и их детенышах. Познакомить с характерными  особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни  домашних животных. Побуждать детей узнавать и  называть домашних животных и их детенышей по  голосам Тема: «Собака и кошка­наши соседи» (1 часть) Цель: учить детей, что необходимо помнить при  общении с собакой.                      Тема: «Кошка и собака – наши соседи. Кошка»  (часть2) Цель: учить детей тому, что необходимо помнить при  общении с кошками. Тема: «Насекомые». Цель: формировать у детей представления о насекомых,  дать детям знания о правилах поведения при встрече с  ними Тема: «Лесные опасности! Ядовитые грибы и ягоды» Цель: учить быть осторожными с неизвестными  объектами, продолжать знакомить с особенностями  внешнего вида грибов и месте их произрастания;  воспитывать бережное отношение к природе. Тема: «Царица­водица» Цель: Расширить знания детей о воде, её свойствах, роль в жизни человека; Активизировать словарь детей, учить делать выводы и  умозаключения; Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 Тема: «Поведение на воде».  Цель: Формирование у детей предпосылок  экологического сознания, представления об опасных для  человека ситуациях в природе и способах поведения в  них. Воспитание осторожного и осмотрительного  отношения к опасным для человека ситуациям в природе  (наводнение). Тема: «Наша безопасность во время гололеда,  метели». Цель: Сформировать навыки правильных действий во  время гололеда, метели. Тема: «Итоговое. Необыкновенное путешествие к самому себе» Цель: Повышать уровень познавательной активности и  интеллекта детей. Развивать разговорную речь,  использовать прилагательные, пополнять словарный  запас словосочетаниями: орган слуха, орган зрения;  осязания, расширя кругозор. Обобщать имеющие знания  у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов,  для чего нужны те или иные органы, тренировать  способность приобретать знания путём  эксперементирования, формировать умение объяснять  полученные данные. Закрепить умение образовывать  прилагательные от существительных (из дерева –  деревяный, из стекла – стеклянный и тд). Воспитывать любознательность, логическое мышление,  сообразительность, умение внимательно слушать.  Воспитывать интерес к себе и окружающим, бережное и уважительное отношение к окружающим людям.  Закреплять гигиенические навыки, умение бережного  отношения к органам чувств. Итого по 3 разделу «Ребенок на природе» ­ 11 занятийРабота с педагогическим коллективом дошкольной организации Цель:  повышение   образовательного   уровня   педагогов   в   формировании   основ безопасности жизнедеятельности дошкольников. Основными направлениями работы являются: ­знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области основ безопасности жизнедеятельности. ­создание   информационной   базы   по   педагогическим, составляющим по формированию безопасности жизнедеятельности. ­внедрение   современных   методов   мониторинга   по   основам   безопасности дошкольников. ­пропаганда   основ   безопасности   жизнедеятельности   (проведение   конкурсов, распространение рекламно­информационной литературы). ­оказание   педагогической   помощи   педагогам   в   поисках   эффективных   методов работы с детьми. Формы работы с педагогами:  ­ беседы; ­ семинары – практикумы;   психологическим­ компьютерные презентации; ­ анкетирование; ­ круглые столы; ­ мастер – классы; ­ групповое, индивидуальное консультирование; ­ предоставление методических рекомендаций в виде памяток. 10. Ресурсное обеспечение программы  Материально­техническое обеспечение:  ­ Нестандартное оборудование;  ­ В рамках финансирования бюджета.  Информационное обеспечение:  ­ Мониторинг  эффективности работы по всем направлениям;  ­ Подготовка информационного материала для родителей;   ­   Создание   и   внедрение   новых   форм   работы   с   родителями,   эффективно способствующих положительной динамике по всем разделам.  Программно­методическое обеспечение:  ­ Разработка программно­методического комплекса для родителей и педагогов. 11. Оценка эффективности программы  На  уровне субъектов образовательного процесса:   ­   Высокий   уровень   положительной   динамики   физического   развития   с   учетом индивидуальных возможностей каждого из них;  ­ Высокий уровень реализации двигательных функций с учетом  индивидуальных особенностей;   ­ Достаточный уровень знаний о безопасности жизнедеятельности   и резервных возможностях своего организма;   ­ Высокий уровень потенциальных возможностей успешной адаптации в школе.  На уровне ДО:  ­ Модернизация предметно­развивающей среды группы;  ­ Разработка и внедрение  инновационных технологий в образовательный процесс на основе материалов нового поколения;  ­ Создана и внедрена эффективная система работы с родителями. 12. Ожидаемый результат 1.Готовность   воспитанников,   родителей   и   педагогов   к   овладению   знаниями   и навыками по преодолению различных экстремальных ситуаций, готовность с их помощью обеспечить максимальную защиту жизни и здоровья, как своих, так и окружающих. 2.Успешное освоение образовательной программы ДО, в том числе и по  соблюдению условий обеспечения своей и общественной безопасности, готовность  выпускников ДО к обучению в школе. 3.Развитие творческой активности детей, как средства изучения способов  преодоления экстремальных ситуаций и обеспечения безопасности. 4.Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДО, активное  взаимодействие с ребенком и педагогами в вопросах применения в воспитательно­ образовательной деятельности опыта противодействия экстремальным ситуациям.5. Повышение информационной культуры родителей по вопросам общественной и  личной безопасности. 6.Повышение социального статуса ДО в вопросах обеспечения защищенности  воспитанников от чрезвычайных происшествий и экстремальных ситуаций. 7.Рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования  культуры безопасности. 8.Внедрение в практику: системы теоретических, практических занятий; учебно­ методических материалов для детей, педагогов, родителей 13. Критерии оценивания результатов.инструментарий Дидактические игры:  «Опасно – безопасно»,  «Как избежать  неприятностей»   рабочая тетрадь «Твоя  безопасность»  (К.Белая) критерии ­знает предметы, с  которыми категорически  запрещается играть. ­знает предметы, с  которыми нужно  правильно обращаться. ­знает предметы, которые хранятся в недоступных  для детей местах. ­знает источники  опасности в быту. ­знает телефоны  экстренных служб. ­знает правила поведения  при пожаре. Знает о несовпадении  приятной внешности и  добрых намерений. Знает, что существуют  ядовитые грибы и ягоды  и умеет отличать их от  Дидактические игры:  «Съедобное –  несъедобное»,  «Ботаническое лото»,  «Опасно – безопасно»,  «Дорожные знаки»,  Методика проведения ­как ты думаешь, для  чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами  дома? ­а ты соблюдаешь эти  правила? ­можно ли подходить  близко к плите,  особенно если на ней  варится суп или кипит  чайник? Почему? ­что ты будешь делать,  если почувствуешь  запах газа? ­где «живет»  электрический ток и  когда он может быть  опасен? ­­что такое домашняя  аптечка и для чего она  нужна? Знаешь ли ты,  где она находится у  тебя дома? ­если я наберу по  телефону номер (101,  102, 103), то куда я  попаду? В каких  случаях это  необходимо? ­если ты один дома, а в  дверь звонят, что ты  будешь делать? Покажи. ­если ты  повстречаешься с  собакой или кошкой на  улице, как ты будешь  себя вести? ­а если собака тебя«Как избежать  неприятностей», плакаты  «Твоя безопасность» съедобных. Знает что можно, и что  нельзя делать при  контактах с животными. Знает правила  безопасного поведения на дороге. Знает правила поведения  на воде. Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое  плохо», «Этикет», «Как  правильно себя вести». Иллюстративный материал по нравственно­ этическому воспитанию. Знает правила  безопасного поведения в  группе и на участке  детского сада. Знает правила поведения  за столом. Умеет пользоваться  столовыми приборами. Знает как правильно  общаться со сверсниками. укусит или поцарапает  кошка, каким будут  твои действия? ­как ты думаешь, для  чего придумали правила безопасности на дороге? ­как ты думаешь, улица  – это удобное место для игр? Объясни почему? ­представь, что к тебе  на улице подошел  незнакомый человек и  позвал тебя пойти с  ним, как ты себя будешь вести? ­а знакомы ли тебе  правила грибников и  ягодников? ­научи меня, как вести  себя в лесу, как  правильно собирать  грибы и ягоды. ­представь, что в одном  сказочном лесу  случился пожар.  Помоги зверям спастись от лесного пожара. ­представь мы  спускаемся по лестнице, идем на прогулку.  Вдруг один ребенок  толкает впереди  идущего. Что может  произойти? ­почему в нашей  раздевалке нельзя  прыгать, бегать и  толкаться? ­подумай и скажи, что  может случиться, есличеловек будет вести  оживленную беседу во  время еды, когда  пережевывает пищу? ­скажи, пожалуйста, а  ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда  принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать? ­когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь  ли ты сам правильно  открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне  покажешь. ­как ты думаешь почему в группе нельзя играть в подвижные игры,  находясь рядом с  аквариумом.