Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
6 кл
14.11.2018
Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"
Региональный курс "география Брянского края" предназначен для обучающихся 6 класса и рассчитан на 17 часов учебного времени. Курс рассчитан на изучение во втором полугодии, так как он связан с общеобразовательным курсом "география" . Общегеографические знания полученные в первом полугодии станут реальной опорой в изучении данного курса.Программа внеурочной деятельности "География Брянского края" для 6 класса, рассчитана на 17 часов учебного времени во втором полугодии
география Брянского края.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Брасовского района Чаянская основная общеобразовательная школа  242325 Брянская обл., Брасовский район, с. Чаянка, ул. Молодежная, д.7  Принято на заседании                                                                    «Утверждаю» педагогического совета школы                                                      Директор школы: Протокол № ____                                                                          _____________ Антоненко Н.Г. От «___» _________ 2017 г.                                                       Приказ № ___ от «___» ___ 2017г. Рабочая  программа Внеурочной деятельности «География Брянского края» для 6 класса Срок реализации программы: 2017 – 2018 учебный год Автор  составитель: учитель географии  первой категории  С.В. Афанасьева 2017 год                                         Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности  по курсу «География Брянского края»  разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного  образовательного стандарта второго поколения и основного общего образования  На основании Закона РФ «Об образовании», пункт 7: «Разработка и утверждение  рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»,  Закона РФ «Об образовании» № 53 от 14.11.2004 года,ст.8: «Национально­ региональный компонент государственных образовательных стандартов»,  в соответствии с Уставом, Программой развития муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа её  целями и задачами, муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения основная общеобразовательная школа, её целями и задачами,  локального акта «О составлении рабочих программ» в МБОУ Чаянская ООШ  с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. №  889 «О внесении изменений»  с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от31.01.2012г. № 69 «О  внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего  образования», утвержденный приказом Минобрнауки от 05.13.2004 г. № 10,  с учетом СанПиН 2.4.2.2821­10,  в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от19.03.2001 № 196.  Образовательная программа МБОУ Чаянская ООШ  с. Чаянка Брасовского  района Брянской области  Положение о рабочей программе МБОУ Чаянская ООШ  с. Чаянка Брасовского  района Брянской области Сроки реализации рабочей программы: 2017­2018 учебный год.    Региональный курс органически связан с содержанием федерального курса школьной  географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому  усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным  компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и  систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта  взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию  информационно­познавательных, практико­созидательных видов, компетенций.  Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.    Курс «География Брянского края» вносит существенный вклад в достижение общей  стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса ­  сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве  Брянской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и  хозяйства.     На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую  значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося.  Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности  изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение  знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.    Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему  краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии  интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества.  Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к  родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.    Цель: главной целью краеведения является формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей области, о месте Брянской  области в России и современном мире; воспитание гражданина России, патриота малой  родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы,  истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений,  необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни,  развитие географического мышления.           Цели и задачи изучения предмета: Основная цель курса «География Брянского края» ­ систематизация знаний о природе  родного края. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно­ методические цели и задачи: актуализация знаний и умений школьников, сформированные у них при изучении  курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»; развитие познавательного интереса учащихся 6 классов к объектам и процессам  окружающего мира родного края; научить применение знаний о природе Земли при изучении природы своей  местности; воспитание бережного отношения к природе; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,  самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,  взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; формирование способности и готовности к использованию географических знаний и  умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально­        ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности  окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Программа реализует межпредметные связи с курсами: окружающий мир, экология,  история. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов  обучения и их сочетания: 1. Методами организации о осуществления учебно­познавательной деятельности:  (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и  демонстрационных), практических, проблемно­поисковых под руководством  преподавателя и самостоятельной работой учащихся. 2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр,  деловых игр. 3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:  индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля письменных  и тестовых работ.    В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:  тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические  диктанты, работы с контурными картами.    Основные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная  работа, тест, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.    Формы обучения: диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты  индивидуального, индивидуально­группового, группового и коллективного способов  обучения.    Средства обучения: учебно­наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно­ педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Формы организации работы учащихся:  Индивидуальная,  Коллективная,  Фронтальная,   Парная,  Групповая     Виды деятельности учащихся:   Устные сообщения,  Обсуждения,  Мини­сочинения,  Работа с источниками,  Доклады,   Защита презентаций,  Рефлексия. Программа рассчитана на 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю. В связи с необходимостью проведения экскурсий, практических работ на местности  целесообразнее изучение курса «География Брянского края» в IV четверти. Учебно­тематический план. №  раздела      Наименование раздела 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Введение  Геологическое строение и рельеф Погода и климат Воды  Почвы, растительный и животный мир  Ландшафты и охраняемые  территории Экология и население Итого  Количество  часов 2 3 3 2 2 2 3 17 Практические работы 1 1 1 1 1 ­ ­ 5  Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять,  совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что  позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии. Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной  информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее  доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических  заданий, предусмотренных данным курсом.      Предлагаемые практические работы нацелены на формирование у учащихся  первоначальных навыков работы с картой – основным источником географической  информации, а так же  рисунками и профилями. При работе с картой основное  внимание уделяется первому этапу в работе с картографическим материалом –  знакомство с основным содержанием карты, выявлению основных картографических  явлений и объектов и использование карты для решения простейших картографических задач – определения местоположения объекта и составления несложной  географической характеристики.   Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков,  на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом  комбинированных  уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя – как  выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.                                   Оценочные практические работы 1. Составление картосхемы «Географическое положение Брянской области». 2. Составление картосхемы «Крупные формы рельефа Брянской области». 3. Обработка результатов наблюдения за погодой в своей местности. 4. Составление картосхемы «Гидрология Брянской области». 5. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей  местности. Содержание курса внеурочной деятельности.  Введение (2часа) Брянская область – часть России. Что изучает география Брянского края. Роль  географических знаний  в комплексном изучении родного края. Положение области на  карте России. Размеры территории. Площадь территории области в сравнении с  размерами других субъектов  РФ и государств мира. Широта  и долгота крайних точек  области, протяженность территории с запада на восток и с севера на юг. Её положение  в умеренном климатическом поясе, в природных зонах. Административное деление  и  состав территории.     Практическая работа: составление опорного конспекта на контурной карте:  нанесение на карту границ районов Брянской области и соседних субъектов. Нанесение границ районов области и их административных центров.            Геологическое строение и рельеф (3 часа)    Основные орографические единицы. Влияние на рельеф основных процессов  рельефообразования.  Влияние человеческой деятельности на процессы  релиефообразования и наоборот, геологическое прошлое Брянской области.  Геологическое строение территории. Минеральные ресурсы и их связь со строением и  историей развития территории.     Практическая работа: нанесение на контурную карту основных форм рельефа,  месторождений полезных ископаемых.    Экскурсия  на место обнажения рельефа (правый берег р. Чайки).             Погода и климат (3часа)     Характерные особенности климата Брянской области.  Влияние на него  географического положения, рельефа, циркуляции атмосферы (западного переноса).  Влияние климата на хозяйство области. Агроклиматические ресурсы. Погода и  причины её изменения, преобладающие типы погод. Времена года. Региональные  различия.        Практическая работа: обработка материалов наблюдения за погодой, составление диаграмм  выпадения осадков, графиков температур, построение розы ветров.              Воды (2 часа)      Поверхностные воды Брянской области: реки, озёра, болота. Режим рек и их  питание. Подземные воды. Водные ресурсы нашей области. Меры по охране  поверхностных вод, использование в хозяйстве рек и озёр. Подземные воды и их  хозяйственное использование.          Практическая работа:  описание вод Брянской области по типовому плану.  Составление картосхемы «Гидрология Брянской области»               Почвы, растительный и животный мир (2 часа)       Почвы, факторы почвообразования. Распространение основных типов почв:  дерново­подзолистых, серых лесных, чернозёмовидных, болотистых,  пойменных.  Особенности хозяйственного использования почв.        Факторы, определяющие особенности растительного покрова Брянской области.  Особенности растительного покрова: зональность, распространение болот, широкое  развитие пойм со своеобразной растительностью. Растительные сообщества: лесные,  болотные, луговые. Редкие и исчезающие виды растений Брянской области. Особенности животного мира. Характеристика животного мира лесов, болот и  пойменных лугов, водоёмов, полей и суходольных лугов. Хозяйственное использование  ресурсов животного мира. Редкие и исчезающие виды.           Практическая работа: описание почвенного разреза своей местности.  Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей  местности.                Ландшафты и охраняемые территории (2часа)         Естественные и антропогенные ландшафты. Естественные ландшафты, ландшафты  хвойно­широколиственных лесов  (ополья, предополья, моренные  ландшафты,  предполесья, полесья)  ландшафты лесостепной зоны, долинно­речные ландшафты.         Антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные, промышленные, лесные  (лесохозяйственные). Селитебные, водные (водохозяйственные), дорожные  (линейно­ дорожные), рекреационные, белигеративные ландшафты.         Охраняемые природные территории и объекты. Государственный заповедник  «Брянский лес», заказники, природные парки, памятники природы.                   Экология и население (3 часа)         Современная экологическая обстановка, главные источники загрязнения  атмосферы, гидросферы, биосферы. Основные направления охраны природы.  Авария  на Чернобыльской АЭС и её полследствия для Брянской области.         Население Брянской области. Численность населения, динамика численности   населения, национальный состав, особенности размещения населения, городское и  сельское население, населенные пункты Брянской области.                         Требования к уровню подготовки учащихся.         В результате изучения куса «География Брянского края» ученик должен:       Знать/понимать:  Особенности географического положения области.  Особенности геологического строения, особенности размещении форм рельефа.  Влияния антропогенных процессов на формирование рельефа области.  Климатические показатели области, преобладающие типы погод.  Крупные и малые реки, озера Брянской области, режим рек и хозяйственное  использование вод Брянской области.  Особенности образовании почв Брянской области, главные типы почв,  особенности разнообразия и распространения растений на территории Брянской  области, особенности разнообразия и распространения животных на территории  Брянской области.  Особенности образования и распространения естественных и антропогенных  ландшафтов Брянской области, главные виды ландшафтов, охраняемые объекты  Брянского края.  Особенности современной экологической обстановки, основные источники  загрязнений, основные направления охраны природы, особенности населения и  его размещение по территории области.        Уметь:  Показывать на карте границы Брянской области, границы, названия  административных районов и их центров, площадь территории, координаты  крайних точек, определять по картам географическое положение области.  Анализировать карты Брянской области для характеристики геологического  строения, рельефа, полезных ископаемых и их месторождения; оценивать  влияние человека на формирование рельефа области.  Проводить наблюдение за погодой, пользоваться оборудованием географической  площадки для наблюдения за погодой, анализировать климатические карты  Брянской области, проводить фенологические наблюдения.  Показывать на карте основные водные артерии Брянской области, описывать  воды своей местности.  Читать легенду почвенной карты Брянской области, карту растительности  Брянской области, зоогеографическую карту, устанавливать взаимосвязи между  компонентами природы и описывать эти взаимосвязи.  Описывать виды ландшафтов, охраняемые объекты.  Показывать на карте регионы области с экологическими проблемами, районы  проживания населения, крупные города.  Оперировать терминами.  Анализировать материал, выделять сходство и различия.   Работать с географической картой.  Анализировать статистические данные.  Устанавливать причинно­следственные связи явлениями.  Участвовать в дискуссиях по географическим проблемам, формулировать  собственную позицию по обсуждаемым проблемам.  Представлять результаты изучения географического материала в формах  конспекта, реферата, презентации Оценивать:  Знания о природных и экономических условиях территории проживания.  Благоприятные и неблагоприятные стороны окружающей природной среды.  Уровень развития инфраструктуры, экономического окружения.  Наличие учебно­профессиональных заведений и их специализации.  Возможности получить привлекательную профессию в Брянской области.  Определять места отдыха. Список литературы: 1. География родного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных  учреждений/ Под общей редакцией Ахромеева Д.М.­ Брянск: Курсив, 2012 2.Ахромеев Л. (ред.) Природа Брянской области Брянск: Курсив, 2012. 3.В.И. Сельчуков Растения Брянской области. Приокское книжное издательство Брянск – 2008 4. М.Т. Лавров Животный мир Брянской области. Приокское книжное издательство Брянск – 2008 5.Н.З.Харитонов, Е.С. Глебов Редкие и охраняемые животные и растения Брянской  области, Приокское книжное издательство Брянск – 2008 6. Интернет – ресурсы: материалы с сайтов http://russia.rin.ru; http://coolreferat.com/288148;      Календарно­тематическое планирование. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема урока  Кол­во часов Дата проведения По плану Факти­ чески Географическое положение Брянской  области Практическая работа № 1 «Составление  карты­схемы «Географическое положение  Брянской области». Особенности рельефа Брянской области Практическая работа № 2 «Составление  карты­схемы «Крупные формы рельефа  Брянской области». Полезные ископаемые Брянской области Климат Брянской области Времена года. Региональные различия Практическая работа № 3 «Обработка  результатов наблюдения за погодой в своей местности» Реки Брянской области. Озёра, болота,  подземные воды Практическая работа № 4 «Составление  карты­схемы «Гидрология Брянской  области» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Почвы Брянской области Растительный и животный мир Брянской  области Естественные и антропогенные ландшафты  Брянской области Охраняемые территории и объекты Современная экологическая обстановка Население и его размещение по Брянской  области Обобщающий урок 1 1 1 1 1 1 1

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "География Брянского края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018