Как мотивировать младших школьников к изучению физики в в старших классах? Для этих целей мною разработана программа внеурочной деятельности "Лаборатория Самоделкина". Программа предполагает изготовление ребятами самодельных приборов и их применение; проведение опытов из подручных материалов по различным разделам физики и поиск объяснения наблюдаемых явлений - это всё увлекательно! По итогам ребята участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ, в выставках, конкурсах, начиная с 4 класса.Программа внеурочной деятельности "Лаборатория Самоделкина"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кейзесская средняя школа»
Седельниковского муниципального района Омской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ « Кейзесская СШ»
______________ Серобабов А.А..
от «___» ___________ 20 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Лаборатория Самоделкина»
Возрастная категория обучающихся 11-13 лет
Сроки реализации 3 год обучения
Педагог дополнительного образования:
Кропанева Ольга Викторовна
Кейзес – 2017ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка по физике «Лаборатория Самоделкина»
составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,
Требований к результатам освоения основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной
деятельности образовательного учреждения.
Занятия способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к предмету
физике, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе
учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются
источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный
заряд. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики
является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной
школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся
являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи
характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения
учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных
экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого
интереса к физике.
Рабочая программа кружка рассчитано на 1 час в неделю.
Цель программы:
Углубление и расширение знаний обучающихся, полученные на уроках, средствами
лабораторнопрактической деятельности;
Задачи:
1. Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем
физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки,
знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитие
познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с
использованием самостоятельно изготовленных приборов и приспособлений.
2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения
к творцам науки и техники,
отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры.
3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно
популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,
развитие творческих способностей,
активности и
самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
формирование у учащихся
Программа рассчитана на обучающихся 69 классов, обладающих определенным
багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках окружающего мира в начальной
школе, физики в 78 классе.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности,
соответствует курсу «Физики» , не требует от учащихся дополнительных физических
знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей,
содержит полезную и любопытную информацию, интересные физические факты,
полученные в процессе проведения опытов и экспериментов.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности
детей среднего школьного возраста.
Цели и образовательные результаты представлены на личностном, метапредметном и
предметном уровнях.
развитость познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
самостоятельность в приобретении более широких познаний и практических
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний
понимание различий между исходными фактами и гипотезами, выдвигаемыми для
Личностные результаты:
способностей учащихся;
умений;
возможностями;
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
развитие универсальных учебных действий: выдвижение гипотез для объяснения
известных фактов, экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез, разработка
теоретических моделей процессов или явлений;
развитие умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
развитие умения самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли
и способности выслушать собеседника, понять его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
развитие умения работать в группе с выполнением различных социальных
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа предусматривает использование следующих форм и методов:
Традиционные:
лекция
демонстрация
семинар
конкурс
выставка
Нетрадиционные:
Презентация
ИграКруглый стол
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия
Колво
часов
В том числе
Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
Воздух
Вода
Свет
Интеллектуальная игра в рамках недели физики
Электричество
Подведение итогов
Резервное время
ИТОГО:
1
7
8
10
1
5
1
1
34
1
2
2
3
1
1
10
5
6
7
1
4
23
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Инструктаж по охране труда.
Воздух. Воздух есть везде. Давление воздуха. Холодный и горячий воздух. Полёт.
Воздух и горение. Изготовление весов для воздуха.
Вода. Сила воды. «Кожа» воды. Тонет или не тонет. Превращения воды. Водные
растворы. Дырки в воде. Мыльные пузыри.
Свет. Лучи света. Как образуется тень. Садовые солнечные часы. Эффект
прозрачности. Отражение. Делаем сами периескоп. Может ли свет искривляться.
Светящаяся струя. Как телескопы приближают изображение? Луна у тебя дома.
Простейший телескоп.
Электричество. Статическое электричество. Почему предметы электризуются?
Волшебная палочка. Изготовление электроскопа. Что такое молния?Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в течение всего учебного года. В целях отслеживания динамики
подводить итоги мониторинга следует один раз в четверть (в месяц). Основные параметры мониторинговой таблицы отслеживаются методом
наблюдения.
Фамили
я,
Имя
обучаю
щегося
Сформиров
анность
мотивации
к
познаватель
ной
деятельност
и
Сформиров
анность
творческой
активности
в
предметной
технологич
еской
деятельност
и
Личностные результаты
Сформиров
Освоени
Сформиров
анность
творческих
способност
ей
анность
коммуникат
е
социаль
ивной
деятельност
и в общении
и
ных
норм и
воспита
ние
сотрудниче
стве
трудолю
бия,
аккурат
ности,
усидчив
ости
Сред
ний
балл
Самостояте
льность
планирован
ия и
осуществле
ние
познаватель
ной
деятельност
и
Проявл
ение
интере
са к к
культу
ре
своей
Родины
, к
истока
м
народн
ого
творче
ства
Сред
ний
балл
Метапредметные результаты
Умение
соотнос
Проявлени
е
Умение
осущест
влять
контрол
ь своей
деятель
ности
ить
действи
я и
планиру
емые
результ
аты
Умение
осознан
но
использ
овать
алгорит
мы,
таблицы
, схемы
в
соответ
ствии с
поставл
енной
задачей
нестандарт
ного
подхода к
решению
задач в
процессе
конструир
ования и
моделиров
ания
изделия и
технологич
еского
процессаКритерии оценивания
Параметр чётко выражен – 3б.
Параметр проявляется – 2 б.
Параметр проявляется слабо – 1 б.
Параметр не проявляется – 0б.
Инструментарий
1. Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности обучающихся.
2. Диагностика мотивации учебной деятельности (Методика Н.Лускановой).
3. Диагностика познавательной сферы личности (тест Амтхауэра)
4. Наблюдение (экран активности, карты достижений)ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методическое обеспечение:
1. Рабочая программа кружка
2. Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ
Материальнотехническое обеспечение
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Лабораторное оборудование по физике
4. Подручные материалы (пластиковые бутылки, картон, пенопласт, воздушные шары
и т.д.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя/ М.Г.
Приложение к газете «Первое сентября» научнометодическая газета для учителей
1.
Ковтунович. – М.: ВЛАДОС, 2007г.
2.
физики и астрономии «ФИЗИКА» №3, 2011г.
3.
Байбородова Л. В. Организация внеурочной воспитательной работы в сельской
школе в условиях реализации Федерального общеобразовательного стандарта второго
поколения: учебнометодическое пособие. – Ярославль: Департамент образования
Ярославской области, 2011. 149 с.
4.
Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы
воспитания и социализации обучающихся. Методическое пособие. – Смоленск, ГАУ ДПОС
«СОИРО», 2013.
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2е изд. – М.,
2011.
6.
Владимир: 2010.
7.
8.
«Педагогический поиск»2002г
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель;
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР____________ О.Г. Комарова