ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Мир вокруг меня» 1 класса отвечает требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и решает задачи развития, воспитания, социализации обучающихся через познание окружающего мира. Программа внеурочной деятельности включается в себя несколько разделов: «Я и моя страна», «Правила дорожного движения», «Мое здоровье», «Я и природа».
Раздел программы «Правила дорожного движения» ориентирован на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности. Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах.
Раздел «Мое здоровье» расширяет представления детей о физическом, психическом и социальном здоровье человека. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы.
Раздел «Я и моя страна» основан на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, к своему народу, своему краю; служение Отечеству; поликультурный мир; доверие к людям и т.д Задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Отбор содержания раздела «Я и природа» осуществлялся на основе следующих ведущих идей многообразия мира; экологической целостности мира; идеи уважения к окружающему миру. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Цель работы по программе - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося.
Задачи:
Образовательные:
- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
- формирование основ патриотизма;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;
- изучение природы родного края;
- развитие познавательного интереса учащихся к окружающему миру;
- учение основных правил дорожного движения.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие активности, самостоятельности;
- развитие интереса к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе;
- развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности.
Воспитательные:
- воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории родного края, страны;
- воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;
- формирование ценностного отношения к семье, её традициям.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о ЗОЖ, ПДД, о человеке, как части природы в процессе проведения бесед, участия в творческой деятельности, такой, как художественные выставки, просмотр видеофильмов.
На реализацию программы 1 Б классе отводится 1 час в неделю. Срок реализации программы: 1 учебный год.
Программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся в форме игр; бесед; просмотра презентаций, мультфильмов; художественного творчества.
Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа.
Методы: словесные, наглядные, практические.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Разделы программы/Темы |
Кол-во часов |
1. |
Правила дорожного движения |
8 |
2. |
Я и моя страна |
8 |
3. |
Мое здоровье |
8 |
4. |
Я и природа |
9 |
Итого |
33 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1:
Что такое транспорт? Виды транспорта.
Кто такой пешеход.
Где и как переходить дорогу?
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.
Наш друг - Светофор.
Правила пользования общественным транспортом.
Инспектор ГИБДД.
Знаки дорожного движения: «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорога».
Раздел 2:
О семье.
Мамино чуткое сердце.
Что такое Родина?
Уют и понимание в нашем доме.
Я, я, я… нет – МЫ!
Мой двор, моя улица.
Мой город.
Раздел 3:
Что такое здоровый образ жизни?
Советы доктора Воды.
Друзья Вода и Мыло.
Почему болят зубы.
Чтобы зубы были здоровыми.
Питание – необходимое условие для жизни человека.
Здоровая пища для всей семьи.
Подвижные игры.
Раздел 4:
Роль витаминов в питании.
Зелёный мир вокруг нас.
Растение нашего края.
Обитатели воздушного пространства.
Животные моего края.
Животные рядом со мной.
Охрана природы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность); эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты курса распределяются по трём уровням на период дополнительного 1, 1-4 классов. В дополнительном 1 классе в связи с психофизическими особенностями учащихся рассматриваем первый уровень результатов. Первый уровень результатов — приобретение учащимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими.
Предполагается сформировать у обучающегося:
-положительное отношение к миру, в котором он живет
- опыт культурного поведения в социальной среде
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Личностные результаты
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему городу;
― ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбию;
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных видах практической деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, принимать элементарные решения.
Формирование базовых учебных действий
Личностные:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать.
Регулятивные:
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (входить и выходить со звонком из класса, поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-работать со школьными принадлежностями и организовывать свое рабочее место;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
Познавательные:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Литература
1. М.Бакунина. Основы здорового образа
жизни. 1-4 классы. Учебное пособие. –
(ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся). – М.:
Русское слово, 2015.
2. Володина В.В. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014.
3. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. – 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2012.
4. Правила дорожного движения. 1-4 классы.
Современные формы работы. Интерактивные приложения. / под ред.
Е.Лавлинсковаой, И. Рекаи, Е.Тарковой, А.Третьяковаой, В.Шумиловаой.
- М.: "Учитель", 2014.
5. А.Юшков. Загадки природы. 1-4 классы. Учебные материалы по курсу естествознания. Часть 1. – СПб: Лема, Школьная лига, 2012 и т.д.
2. Дидактические пособия
3. Оборудования для мультимедийных демонстраций:
4. Видеоматериалы и аудиоматериалы:
5. Интернет- ресурсы:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.