Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
естествознание +1
Взрослым
06.08.2018
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Поможет педагогу в организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Программа туристско-краеведческой направленности предполагает освоение материала на стартовом и базовом уровнях. Новизна программы состоит в том, что программа рассчитана всего на один год обучения, но охватывает большие объемы, затрагивающие нравственное и патриотическое воспитание.Рабочая программа внеурочной деятельности.
Мое Оренбуржье.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Веселовская средняя общеобразовательная школа № 1
Акбулакского района Оренбургской области»
Рассмотрено
на заседании ШМО классных
руководителей протокол № 1
___________________________
30 августа 2017 года
Согласовано
заместитель директора по ВР
Утверждаю
директор школы
__________ С.А. Воронова
30 августа 2017 года
_____________ Р.А. Чуйнушев
30 августа 2017 года
внеурочной деятельности детей «Мое Оренбуржье»
(туристскокраеведческая направленность)
ПРОГРАММА
на 20172018 учебный год
Возраст детей: 6,5 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Шевченко
Валентина Владимировна,
Ящук Ирина Викторовна,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории,
МБОУ «Веселовская СОШ № 1 Веселый Первый, 2017
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….3
I.
Учебный план………………………………………………………………9
II.
III.
Содержание учебного плана……………………………………………...12
IV. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………. 19
Приложения………………………………………………………………20
V.
VI. I.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моё
Оренбуржье» это программа туристскокраеведческой направленности.
Программа «Моё Оренбуржье» предполагает освоение материала на стартовом
и базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация
программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие поисковой
направленности у учащихся в освоении родной местности. Освоение знаний об
основных географических понятиях, географических особенностях природы; об
окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования на
территории своей местности.
Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательнотематического направления программы «Моё Оренбуржье».
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности, решения
географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношения к окружающей среде.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моё
Оренбуржье» составлена в соответствии с нормативноправовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ
от 29 декабря 2012 года).
Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ
от 04.09.2014 г. № 1726р).
Приказом министерства образования и науки № 1008 от 29 августа 2013 года
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 г. № 30468).
Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 317214). Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении
рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ).
Уставом МБОУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа № 1
Акбулакского района Оренбургской области».
Актуальность программы
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение курса
краеведения отводится ограниченное время, развитие творчества у учащихся через
систему дополнительного образования становится особенно актуальным.
Содержание программы «Моё Оренбуржье» тесно перекликается с современными
требованиями жизни. Развитие личности активной, творческой, толерантной – вот
задача современного образования, в том числе и системы дополнительного
образования. Особая роль отводится именно краеведческому воспитанию
подрастающего поколения. Содержание программы направленно на развитие у
детей умение видеть и понимать красоту окружающего мира и в частности своей
родной местности. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия по
краеведению являются эффективным средством приобщения детей к изучению
народных традиций, которые неотъемлемо стоят в цепочке патриотического
воспитания. Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношения к окружающей среде.
Новизна программы состоит в том, что программа рассчитана всего на один
год обучения, но охватывает большие объемы, затрагивающие нравственное и
патриотическое воспитание. За достаточно короткий срок обучения учащиеся
получают основательный объем знаний в данной области, имею хороший
практический навык, что может послужить площадкой для дальнейшего
продвижения в мир школьной географии.
Педагогическая целесообразность программы
Возраст детей 6,5 10 лет – это возраст наиболее активный в становлении
социальной личности ребенка. Также это оптимальный период обучения
(сенситивный период), когда, как считает Л.С. Выготский, формируются основные
новообразования этого возраста – «осознанность» и «произвольность». И, в общем,
ведущая форма деятельности этого возраста – это учение. Комплексный подход в
изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся
краеведческого содержания, т.к. программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экологии и экономики, хозяйственного
освоения территории.
Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию
личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к
осмыслению. Ученики не только изучают особенности курса: «Моё Оренбуржье» но
и также через специально организованные наблюдения, сравнения, проведения
практических работ, высказывают собственные гипотезы, и тем самым как бы
проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное
творчество.
В целом программа способствует разностороннему и гармоническому развитию
личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового,
нравственного и эстетического воспитания.
Цель программы: формирование у учащихся базовых знаний, умений и
навыков в области географического краеведения.
Задачи:
воспитательная – воспитание любви к родному краю, гражданской позиции,
самореализации во всех сферах деятельности человека;
развивающая – развитие познавательных интересов, интеллектуальных,
творческих способностей в процессе наблюдений, исследований состояния
окружающей среды, готовность к качественному её улучшению;
образовательная – овладение умениями ориентироваться на местности,
читать географическую карту, применять полученные теоретические знания на
практике.
Отличительные особенности программы
Содержанием учебной программы реализуется идея авторского замысла
рассмотреть процессы, явления, события природы и общества на планетарном и
локальном уровнях, как целостную систему окружающей географической среды.
Учащиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях
выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных
знаний и умений из различных дисциплин.
Учебные занятия строятся в сочетании урока с внеклассными и внеурочными
формами деятельности творческого характера. Занятия проводятся во второй
половине дня. Комплектование осуществляется на основе свободного выбора
обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих). Результатом изучения курса
является способность применять географические знания в реальной жизни на
уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание
духовнонравственной культуры,
готовность к полезной общественно
географической деятельности.
Возраст детей и срок реализации программы Программа ориентирована на детей в возрасте 6,5 10 лет и рассчитана на 1 год
обучения (34 часа).
Формы и режим занятий
Форма организации образовательного процесса – групповое занятие.
Формы организации занятий: беседы, посещение музеев, конкурсы, открытое
занятие, игры. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (сбор
и анализ информации), где стимулируется самостоятельное творчество.
Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные результаты:
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями,
задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
поиск и отбор необходимых источников информации;
представление информации в различных формах (письменная и устная) и
видах;
работа с текстом и вне текстовыми компонентами;
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создание собственной информации и её представление в соответствии с
учебными задачами;
составление рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при
выступлении;
уметь вести дискуссию, диалог.
Предметные результаты:
учащиеся знают:
о роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных
практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и
во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах;
умеют:
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
определять проблему и способы ее решения;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной
ситуации.
имеют навык:
нахождения, использования и презентации географической информации;
индивидуальнодиагностическая карта отслеживания динамики развития
учащегося.
Формы подведения итогов реализации программы
Форма подведения итогов реализации программы – урок защиты проектов и
выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной
программы модуля «Моё Оренбуржье» (в рамках школьной научнопрактической
конференции).
Так же учащиеся в течение учебного года принимают участие в конкурсах
различного уровня.
II. Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
Теория Практика
Всего
часов
МОЁ СЕЛО (9 ч)
1 Моё село Веселый Первый. Вводное занятие
2
3
4 Мои известные земляки. Традиции села
5
История моего села. Экскурсия
Профессии людей в селе
Ветераны войны в моём селе. Встреча с
ветеранами разных воин
Оценка экологического
состояния посёлка. Экологический десант
«Выходи играть во двор» Игры наших
дедушек и бабушек
Конкурс рисунков «Моё село родное»
Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую
родину»
6
7
8
9
10 Акбулакский район. Вводное занятие
МОЙ РАЙОН (9 ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 11 История создания района. Экскурсия в музей
12 Народные
умельцы
промыслы и
Акбулакского района
13 Памятники природы Акбулакского района.
Экскурсия
Растения родного края. Экскурсия в природу
Зелёный мир вокруг нас. Викторина
14
15
16 Животный мир на территории нашего района
17 Конкурс рисунков «Природа родного края»
18
Заключительное занятие по теме: «Мой
район. Природа родного края»
ОРЕНБУРЖЬЕ МОЁ (15 ч)
19
Географическое положение Оренбурга и
Оренбургской области
20 Путешествие вглубь Земли
21 Полезные ископаемые края
22
Экологические проблемы рек и родников
края
Растительный и животный мир родного края
Заповедники Оренбуржья
23
24
25 Красная книга Оренбургской области
26 Коренное население. Стоянки первых людей.
27 Народные промыслы и умельцы
Оренбургского края
28 Культура, жилища, быт,
традиции народов края
29 Оренбуржье литературное
30
«Годы, опалённые войной» (ВОВ и другие
военные конфликты)
31 Оренбуржье многонациональное
32
Экскурсия в национальную деревню г.
Оренбург
33 Музеи Оренбуржья
34 Итоговое занятие по курсу «Край, в котором
я живу»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
III.
Содержание учебного плана
Раздел I. Введение
Тема 1.Вводное занятие. Теория. Знакомство с новым предметом. Что изучает краеведение?
Изучение природы нашего края с древнейших времён.
Практика. Репортаж о родном крае, районе, посёлке.
Тема 2. История исследования Оренбургского края.
Теория. Исследование жизни и деятельности известных учёных края,
района, посёлка. Свой край на планете Земля. Составление адреса
школы.Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов,
географических объектов на территории Оренбургского района.
Практика. Интересные люди родного края.
Тема 3. Вклад земляков в развитие знаний о Земле.
Теория. Современные исследования территории. Связь истории посёлка с
важнейшими этапами в жизни страны.История исследования природы
Оренбургской области.
Практика. История родного посёлка в названиях улиц, площадей,
фамилий жителей.
Тема 4. Как люди открывали и осваивали территорию своей местности.
Теория. Из истории заселения территории края. Коренное население.
Народы территории проживания.
Практика. Крепости и иные сооружения на территории края. Разработка
экскурсии по историческим местам.
Раздел II. Планета Земля
Тема 5. Типы погод своей местности.
Теория. Описание погоды по сезонам года. Смена времён года.
Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности,
осадков, ветров. Географические закономерности распределения основных
климатических показателей на территории области
Практика. Погода своей местности.
Тема 6. Климат местности.
Теория. Обоснование причин формирующих климат местности.
Астрономический год. Влияние климата на жизнь и хозяйственную
деятельность человека. Оценка агроклиматических ресурсов области
Практика. Наблюдения за погодой.
Тема 7. Народные праздники.
Теория. Народные праздники и приметы. Дни равноденствий и
солнцестояний. Масленица и Иван Купала.
Тема 8. План и карта.
Теория. Изображения земной поверхности моего района. Виды
изображений местности. Интерактивная карта. Географическая карта
микрорайона проживания. Определение географического положения объектов
на территории проживания, их описание.
Практика. Ориентирование на местности.
Тема 9. План местности.
Теория. Определение направлений, азимутов на местности по компасу,
Солнцу и местным признакам. Памятка заблудившемуся в лесу. Разработка
топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды и
несением уникальных географических объектов.
Практика. Определение географических координат крайних точек области
и города Оренбурга.
Тема 10. Географическое положение Оренбурга и Оренбургской
области. Теория. Определение направлений, расстояний, географических
координат на карте Оренбургской области и России. Оренбургская область из
космоса (использование спутниковых снимков). Географическое положение
посёлка.
Практика. Разработка модели географического путешествия (похода,
экспедиции) на примере семьи.
Раздел III. Человек на Земле
Тема 11. Коренное население. Стоянки первых людей.
Теория. Из истории заселения территории края. Стоянки первых людей
на территории края, их связь с природой. Крепости и иные сооружения на
территории края.
Практика. Знать даты и этапы заселения территории Оренбургского края.
Тема 12. Народные промыслы и умельцы Оренбургского района.
Теория. Национальности проживающие на территории края.
Национальная одежда, традиции народов края. Особенности культуры,
жилища, быта и связь с окружающей природой.
Практика. Наша семейная реликвия.
Тема 13. Культура, жилища, быт, традиции народов края.
Теория.
Тема 14. "Годы, опалённые войной" (ВОВ и другие военные
конфликты).
Теория. Посёлок в годы Великой Отечественной Войны. Помощь
фронту. Участие жителей посёлка в других военных конфликтах.
Практика. Встреча с ветеранами ВОВ и других военных конфликтов.
Тема 15. Наша семейная реликвия.
Практика. Ученики рассказывают о своей семье, своих родственниках,
своих семейных традициях и интересных случаи из биографии своих предков.
Раздел IV. Литосфератвёрдая оболочка Земли
Тема 16. Путешествие вглубь Земли (на примере своей местности).
Теория. Условия формирования почв на территории области. Основные
типы почв и их характеристика. Географические закономерности
распространения почв. Использование почв, их деградация и загрязнение.
Особенности рельефа своей местности и его изменение.
Практика. Геологический профиль своей местности.
Тема 17. История формирования современного рельефа.
Теория. Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика.
Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с
ними. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф области.
Антропогенные формы рельефа. Крупнейшие тектонические структуры и их
отражение в рельефе.
Практика. Геологические особенности своей местности.
Тема 18. Минералы и горные породы своей местности.
Теория. Определение свойств минералов и горных пород своей
местности и возможности их хозяйственного использования. Различия
геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород)
равнинно – платформенный и горноскладчатый частей области. Основные
этапы геологической истории.
Практика. Геологические памятники природы. Влияние человека на
рельеф своего района.
Тема 19. Полезные ископаемые Оренбургского района. Теория. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их
охрана и рациональное использование. Основные месторождения и их
размещение в зависимости от геологического строения различных частей
Оренбургской области.
Практика. Какие полезные ископаемые есть в Оренбургском районе и
способы их добычи.
Тема 20. Влияние человека на рельеф своего района.
Теория. Стихийные природные явления в литосфере своей местности.
Виды хозяйственной деятельности и их влияние на рельеф.
Практика. Уникальные формы рельефа. Топонимика объектов
литосферы.
Раздел V. Гидросфераводная оболочка Земли
Тема 21. Внутренние воды. Опасные природные явления связанные с
водами.
Теория. Внутренние воды области. Главные речные системы. Типы озер
и закономерности их размещения. Художественный образ реки (озера,
родника).
Практика. Описание реки по тематическим картам и типовому описанию.
Тема 22. Влияние человека на водные объекты своего края.
Теория. Подземные воды области. Их запасы, распространение,
свойства и значение в природных процессах. Оценка водных ресурсов
области. Искусственные водоемы области, распространение и краткая их
характеристика.
Практика. Влияние деятельности человека на поверхностные и
подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.
Тема 23. Экологические проблемы рек и родников своей местности.
Теория. Экологические проблемы. Экологические проблемы рек Урал,
Донгуз.
Практика. Исследование экологических проблем непосредственно в
нашей местности.
Раздел VI. Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Тема 24. Народные приметы погоды.
Теория. Народные приборы наблюдения за погодой. Обработка
материалов наблюдения за погодой. Живые барометры.
Практика. Обработка результатов наблюдения за погодой.
Тема 25. Опасные явления в атмосфере.
Теория. Редкие атмосферные явления. Шаровые молнии.
Практика. Правила поведения в грозу.
Тема 26. Оценка экологического состояния посёлка.
Теория. Охрана атмосферного воздуха.
Практика. Картирование источников загрязнения атмосферы посёлка.
Раздел VII. Биосфера живая оболочка Земли
Тема 27. Растительный и животный мир своей местности.
Теория. Природные зоны области и их границы. Зональные особенности
растительного покрова. Характеристика основных зональных типов
растительности. Редкие и исчезающие виды растений.
Практика. Отражение флоры и фауны в устно народно творчестве края.
Тема 28. Лекарственные растения.
Теория. Лекарственные растения области и их применение.
Тема 29. Степной заповедник Оренбуржья. Теория. Особенности распространения представителей животного мира.
Характеристика животного мира основных типов место обитания области
(видовой состав, условия жизни, приспособляемость к условиям среды и др.).
Редкие и исчезающие виды животных.
Практика. Проблемы охраны и восстановления численности и видового
разнообразия животного мира.
Тема 30. Красная книга Оренбургской области.
Теория. Правила поведения в природе. Красная книга что это?
Практика. Бережное отношение к природе своего края. Проблемы
охраны и восстановления численности и видового разнообразия животного
мира.
Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам
изучения программы «Моё Оренбуржье» (в рамках школьной научнопрактической
конференции).
IV. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Требования к знаниям и умениям учащихся
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Моё Оренбуржье» используется следующая
методическая продукция:
газета «Степные зори».
журнал «Культура и искусство Оренбуржья» (с 2012 по наст.время).
журнал «Оренбургский край» ( с 2011 по наст.время).
Методы обучения, используемые педагогом дополнительного образования при
реализации данной программы: словесный («История исследования Оренбургского
края»), объяснительно иллюстративный («План и карта», «План местности»),
метод стимулирования учебной деятельности («Народные промыслы и умельцы
Акбулакского района»), тестирование («Лекарственные растения»).
Для реализации программы требуются следующие
дидактические
материалы:
карта Оренбургской области,
учебные фильмы,
презентации, подготовленные к каждому занятию.
Формы организации занятий: беседы, встреча с интересными людьми,
посещение выставок, музеев, конкурсы, открытое занятие, оформление стендов,
выставок, игры.
Материальнотехническое обеспечение программы:
просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет;
классная доска и проекционный экран,
ноутбук, проектор.
Кадровое обеспечение программы. Реализацию программы обеспечивает педагоги дополнительного образования,
обладающие не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения
общеинтеллектуальной направленности. Для успешной реализации программы
необходимо сотрудничество со школьным учителемпредметником по географии и
истории.
1. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. – М.: Просвещение,
V. Список литературы
«ДИ ЭМ БИ», 2003.
2. Ахметов Р. Ш., Герасименко Т. И. и др. Оренбургская область//
Путеводитель бизнесмена. М.: 1993.
3. Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, ЮжноУральское кн.
изд.,1974.
4.
География Оренбургской области: Учебник для 89 классов
общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. – М.: МГУ, 2002.
5. Колодина О. А. География Оренбургской области. Население и хозяйство:
Учебное пособие. – Оренбург: изд. ОГПУ, 2002.
6. Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно
Уральское кн. изд., 1998.
7. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. – Оренбург,
1998.
8. Оренбургская область. Атлас. – ГИК РФ. Омская картографическая
фабрика, 2002.
9. Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и
природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд. ООИПКРО, 2003.
10. Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, 2005.
11.Чибилев А. А. Природа Оренбургской области. Ч 1. Физико
географический и историкогеографический очерк. Оренбургский филиал РГО.
Оренбург. 1995.
Электронные ресурсы:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс. 2005 год.
2. 3Dатлас Земли Eingana. 2005 год.
3. Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.
4. Единая коллекция ЦОР. ( http://schoolcollection.edu.ru/)
5. Единое окно доступа к информационным ресурсам. (http://window.edu.ru/)
6. Глобус 24. Мир образования. ( http://globuss24.ru/)
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.