Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
09.09.2019
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы
В рабочей программе внеурочной деятельности общекультурного направления "Веселый карандаш" дана подробная пояснительная записка с целями и задачами , планируемые результаты с УУД, соответствующие ФГОС на 4 года, содержание программы по часам и подробное описание. Данная программа расчитана на четыре года обучения.
внеур веселый карандаш.docx
Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа с.Березовка» «Согласовано» Заместитель директора по учебно­воспитательной работе МОУ «СОШ с.Березовка» __________________________________                      / Колесникова И.Л./           «___» ____________________2019 Г. «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ с.Березовка» ___________________________________                         /Шиц И.Ю./           «___» ____________________2019 Г.  Программа  внеурочной деятельности   общекультурного   направления  «Волшебный карандаш» ( 1 – 4 класс) Хакимова Марина Николаевна учитель начальных классов Рассмотрено на заседании  педагогического совета Протокол № ____ от «____» ________2019 г.                                               2019­2023 уч.г. Пояснительная записка      Рабочая     программа  внеурочной   деятельности  «Веселый   карандаш»  составлена   в соответствии   с  Федеральным   государственным   образовательным  стандартом   начального общего образования и на основе: ­  Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010; Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность   школьников.   Методический   конструктор   //   пособие   для   учителя   ­   М., Просвещение, 2010  Программа  предназначена для обучения учащихся 1­4 классов.      Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.   Одного   часа   в   неделю   изобразительного   искусства   в   1­4   классах   недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами, направлениями   и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени   формируется   характер   ребёнка:   инициативность,   уверенность   в   себе, настойчивость,   искренность,   честность   и   др.,   развиваются   его   творческие   способности. Особая ценность занятий заключается в том, что, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.           Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру,  знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно­ ориентированного   образования   детей,   в  центре  внимания   которого   ­  личность   ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.                   Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены   в   их   содержательном   единстве.   Разнообразие   видов   практической деятельности   подводит   учащихся   к   пониманию   явлений   художественной   культуры, изучение   произведений   искусства   и   художественной   жизни   общества   подкрепляется практической работой школьников.          Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:   изображение   на   плоскости   и   в   объеме   (с   натуры,   по   памяти,   по представлению);   декоративная   и   конструктивная   работа;   восприятие   явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.                При   отборе   материала   важное   значение   имеет   выявление   нравственного, эстетического   содержания   разнообразных   художественных   явлений.   Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.           В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение   работой.  Участие   детей  в   художественном  событии  вызывает  у  них  чувство радости.       Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет   по   своему   усмотрению   выстроить   логику   и   структуру   изучения   искусства. Программа курса рассчитана на 4 года обучения : в 1 классе­33 часа, во 2­4 классе по 34 часа в год. Периодичность занятий 1 раз в неделю.    Цель программы       Содержание   программы   “Весёлый   карандаш»”   нацелено   на   формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к   миру   искусств,   общечеловеческим   и   национальным   ценностям   через   их   собственное творчество   и   освоение   художественного   опыта   прошлого.   Формирование   “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала,   специальных   способностей,   позволяющих   самореализоваться   в   различных видах и формах художественно­творческой деятельности.  Задачи программы 1.      Воспитание   интереса   ко   всем   видам   пластических   искусств;   изобразительным, декоративно­прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.  2.      Формирование   художественно­образного   мышления   и   эмоционально   ­ чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития   творческой   личности;   формирование   эмоционально­ценностного   отношения   к жизни.   3.     Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.  4.     Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.   5.     Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.       Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.      Программа  разработана  как целостная система введения  в художественную культуру. Включает   в   себя   изучение   всех   видов   пространственных   искусств:   изобразительных, конструктивных, различных видов декоративно­прикладного искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.  Систематизирующим   методом   является  выделение   трех   основных   видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:  —  изобразительная художественная деятельность; —  декоративная художественная деятельность; —  конструктивная художественная деятельность. Рабочая   программа   предусматривает  чередование   уроков   индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные   формы   работы   могут   быть   разными:   работа   по   группам; индивидуально­коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность  в  своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой­то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Периодическая  организация   выставок  дает   детям   возможность   заново   увидеть   и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут   быть   использованы   как   подарки   для   родных   и   друзей,   могут   применяться   в оформлении школы. Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников: Принцип построения программы: На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития   воспитанников   на   различных   возрастных   этапах   и   учитывается дифференцированный   подход,   зависящий   от   степени   одаренности   и   возраста воспитанников. Этапы программы: ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;  развивающий  –  2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;  исследовательский  –  1 год обучения для обучающихся 10–11 лет. Основные   дидактические   принципы   программы:   доступность   и   наглядность, последовательность   и   систематичность   обучения   и   воспитания,   учет   возрастных   и индивидуальных   особенностей   детей.   Например,   в   группе   первого   года   обучения   дети выполняют     творческие   задания,   в   группе   второго   года   –   тоже,   но   на   более   сложном творческом   и   техническом   уровне,   оттачивая   свое   мастерство,   исправляя   ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:     занятия в свободное время; обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся,  родители, педагоги); обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов  и сочетания различных направлений и форм занятия; допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту). Формы и методы работы: Формы:  Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся –   это   индивидуальный   подход   к   каждому   ребенку.   Важен   и   принцип   обучения   и воспитания     в   коллективе.   Он   предполагает   сочетание   коллективных,   групповых, индивидуальных   форм   организации   на  занятиях.   Коллективные   задания   вводятся   в программу   с   целью   формирования   опыта   общения   и   чувства   коллективизма.    Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в   оформлении   кабинетов,   мероприятий,   коридоров.   Кроме   того,   выполненные   на занятиях художественные работы используются   как подарки для родных, друзей, ветеранов   войны   и   труда.   Общественное   положение   результатов   художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.  Основные методы и технологии: Для   качественного   развития   творческой   деятельности   юных   художников программой предусмотрено:   Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.  Система   постоянно   усложняющихся   заданий   с   разными     вариантами   сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.  В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.  Создание   увлекательной,   но   не   развлекательной   атмосферы   занятий.   Наряду   с элементами творчества необходимы трудовые усилия.  Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.  Объекты   творчества     обучающихся   имеют   значимость   для   них   самих   и   для общества. Обучающимся   предоставляется   возможность   выбора   художественной   формы, художественных   средств   выразительности.   Они   приобретают   опыт   художественной деятельности   в   графике,   живописи.   В   любом   деле   нужна   «золотая   середина».   Если развивать   у   ребенка   только   фантазию   или   учить   только   копировать,   не   связывая   эти задания   с   грамотным   выполнением   работы,   значит,   в   конце   концов,   загнать   ученика   в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические   знания   по   всем   разделам   программы   даются   на   самых   первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические   занятия   и   развитие   художественного   восприятия   представлены   в программе в их содержательном единстве.  Применяются   такие   методы,   (воспроизводящий); иллюстративный    (объяснение   сопровождается   демонстрацией   наглядного   материала); проблемный  (педагог   ставит   проблему   и   вместе   с   детьми   ищет   пути   её   решения); эвристический  (проблема   формулируется   детьми,   ими   и   предлагаются   способы   её решения).   как  репродуктивный  Среди   методов   такие,   как  беседа,   объяснение,   лекция,   игра,   конкурсы,   выставки, праздники,   эксперименты,   а   также   групповые,   комбинированные,   чисто   практические занятия.     Некоторые   занятия   проходят   в   форме   самостоятельной   работы   (постановки натюрмортов,   пленэры),   где     стимулируется   самостоятельное   творчество.   К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока,   полугодия   и   года.   В   начале   каждого   занятия   несколько   минут   отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.  В   период   обучения   происходит   постепенное   усложнение   материала.   Широко применяются занятия по методике, мастер­классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая   наводящие   и   контрольные   вопросы   по   ходу   выполнения   работы,   находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Основные разделы: 1 класс ­ «Радужный мир» 2 класс ­ « Мы учимся быть художниками» 3 класс ­ «Мы художники» 4 класс ­ «Мы рисуем и исследуем»  Формы проведения занятий Формы занятий:  беседы;  практические занятия;  индивидуальные и групповые занятия;  коллективная работа;  экскурсии.          Итоги   занятий   могут   быть   подведены   в   форме  отчётной   выставки   с приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений  Основные методы и технологии     технология  разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология  обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. Выбор   технологий   и   методик   обусловлен   необходимостью   дифференциации   и индивидуализации   обучения   в   целях   развития   универсальных   учебных   действий   и личностных  качеств школьника. Критерии результативности работы кружка творческие достижения детей; • уровень знаний, умений и навыков;   • темп усвоения знаний, умений;  • темп продвижения в обучении;   • • уровень   воспитанности   обучающихся   (степень   сформированности   важнейших качеств личности). При определении уровня воспитанности могут быть взяты следующие качества личности: эрудиция; прилежание; трудолюбие; отношение к природе; отношение к другим людям; художественно­эстетический вкус; самовосприятие (отношение к себе как к личности) и т.д.  Форма педагогического контроля Вводный.   Проводится   перед   началом   работы   и   предназначен   для   закрепления умений и навыков по пройденным темам. Текущий. Проводится в ходе занятия и закрепляет знания по пройденной теме. Рубежный. Проводится после изучения каждого раздела. Итоговый. Проводится после завершения всей учебной программы. Планируемые результаты  освоения обучающимися курса «Веселый карандаш» 1­й класс Личностные результаты:     осознавать роль художественного искусства в жизни людей;  эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои  эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  высказывать  своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.  Метапредметне результаты Регулятивные УУД:    определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;   учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учитьсяработать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:   находить ответы на вопросы в  иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  Коммуникативные УУД:    оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа,  художественного изображения);  понимать художественную речь других, понимать то,  что хочет сказать художник своим произведением;  учитьсяработать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  2­й класс Личностные результаты:     осознавать роль художественной культуры в жизни людей;  эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои  эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других  людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих  товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения,  применение художественных терминов)  Метапредметные результаты Регулятивные УУД:    определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учитьсяработать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:    находить ответы на вопросы в  иллюстрациях, в работах  художников;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью  художественных образов передавать различные эмоции.  Коммуникативные УУД:     оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);  слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с  помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и  общения оценки и самооценки и следовать им;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3­4­й классы Личностные результаты         эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать  другим людям, сопереживать;  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,   художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной  художественной культуры;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором ,  посредством собственного мнения о конкретном произведении  художника;  интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной  форме  общения;  интерес к изучению шедевров искусства великих художников;  осознание ответственности за выполненное художественное художественное  произведение.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД:   самостоятельноформулировать тему и цели занятия;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;   работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою  деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень  успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.  Познавательные УУД:      перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую  (составлять план последовательности работы над художественны произведением);  пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;  осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения;  Коммуникативные УУД: адекватно использовать художественные средства для решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с  использованием терминологии художника.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым  корректировать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы, находить ответы.       Содержание учебного предмета, курса «Волшебный карандаш». Тематическое планирование 1­й класс«Радужный мир»  Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия  изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7  лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.  Программа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть:  Знакомство с различными художественными материалами, приёмами  работы с ними.   Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.  Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих,  мазок.  Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной  форме Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.   № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 «Знакомство с  королевой  Кисточкой».   «Что могут  краски?»  «Изображать можно  пятном».  «Изображать можно  пятном».. «Осень. Листопад».  «Силуэт дерева».  Кол ­во  час ов 1 1 1 1 1 1 Содержание занятия Урок­игра.  Условия безопасной работы. (Введение в  образовательную программу.) Изобразительные свойства акварели. Основные цвета.  Смешение красок. Радуга. Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных  направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом  «размыть пятно». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма:  примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на  тему «Осень» с использованием иллюстративного материала.  Творчество великих художников. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых 7. 8. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 18 19 20 21  «Грустный  дождик».  «Изображать можно  в объёме».  Обзорная экскурсия  «Здравствуй, мир!» «Красоту нужно  уметь замечать».   «Узоры снежинок».  Рисуем дерево  тампованием.  «Зимний лес».   «Портрет  Снегурочки».  «К нам едет Дед  Мороз».. «Снежная птица  зимы».. «Дом снежной  птицы».   «Ёлочка –  красавица».  «Кто живёт под  снегом».   «Красивые рыбы».  «Мы в цирке».  «Волшебная птица  весны».  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 предметов. Изображение дерева  с натуры. Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о  передаче чувств через иллюстративный материал. Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми,  жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка.  Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение  цвета  с белилами. Создание творческие работы на основе собственного  замысла  с использованием художественных материалов. Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные  свойства гуаши. Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных  цветов. Урок – игра: общение по телефону Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома  – линия зигзаг. Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа.  Свободный выбор материала. Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые  цвета. Гуашь, акварель (по выбору). Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление  навыка – примакивание кистью. Беседа с показом  иллюстративного и природного материала Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета.  Рисуем и играем. Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 «Моя мама».  «Цветы и травы»  «Цветы и бабочки».  «Орнамент из  цветов, листьев и   бабочек для  украшения  коврика».  «Моя семья» «Веселые фигуры» «Домашние  питомцы» «Победителям – Слава! «Весенняя клумба»  «Веселая игра»  «Лето, здравствуй!» «Маленькая  галерея» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Творческая работа. Беседа с показом детских работ,  иллюстраций по иконописи. Изобразительные свойства графических материалов:  фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра  «Мы.–  гномики». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. Понятие «стилизация», переработка природных форм  в  декоративно­обобщенные. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы  детей о своей семье. Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета.  Рисуем и играем. Рисование натюрморта Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме  защитников родины в дни Вов. Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. Урок­игра. Творческая работа. Беседа с показом детских  работ. Рассказы детей о любимых играх. Фантазия . Творческая работа. Заключительное занятие: выставка работ, награждение  активных кружковцев 2­й класс «Мы  учимся быть художниками»  На   этом   этапе   формируется   художественно­   эстетическое   и   духовно­нравственное развитие   ребенка,   качества,   отвечающие   представлениям   об   истинной   человечности,   о доброте и культурной полноценности восприятия мира. Теоретическая часть:  Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.  Цвет   в   окружающей   среде.   Основные   и   дополнительные   цвета.   Основные сочетания в природе.  Основы рисунка. Роль рисунка   в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.  Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.  Основы   композиции.   Понятия   «ритм»,   «симметрия»,     «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.   Создание   творческих   тематических   композиций.   Иллюстрирование литературных произведений.  Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия. № Тема занятия Содержание занятия Кол­ во часо в 1 2 3 4 5 6 7.   Творческие работы на тему «Мои  увлечения»   Рисунки на тему «Я и моя семья» Конкурс на самый красивый фантик. Портрет Зайчика – огородника.  Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке  «Три медведя» (акварель) Рисунки «Осенние сказки лесной  феи» (акварель)   Конкурс рисунков на тему:  «Правила дорожные знать каждому  положено»  (цв. карандаши) 8. Конкурс рисунков на тему: «Мои  любимые сказки» 9 Конкурс рисунков на тему:  «Мамочка любимая моя» 10 Рисунки на тему «Братья наши  меньшие» 11 Конкурс рисунков «Мы рисуем  цветы». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Беседа об увлечениях детей. Рисование по  теме. Рассказ детей о своих семьях. Рисование  по теме. Знакомство с акварелью. Орнамент.  Сюжет. Работа цветными карандашами. Рисование  по воображению. Прослушивание сказки. Выполнение  иллюстрации Осенние изменения в лесу. Рисование  картин осени Эскизы придуманных дорожных знаков.  Беседа о правилах дорожного движения. Обложка любимой сказки. Герои сказки.  Сказочная природа Беседа о отношениях детей с родителями,  семейных традициях. Отношение к животным. Любимое  домашнее животное Беседа  о цветах. Рисование по теме. 12 Конкурс рисунков на тему: «Птицы –  1 Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по наши друзья». теме 13 Праздник русской матрёшки.  Знакомство с хохломой. 14 Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». 15 Изготовление новогодних  карнавальных масок. 16 Иллюстрация к сказке «Петушок –  золотой гребешок». 17 Былинные богатыри. Илья Муромец. 18 Рисунки на тему: «Зимние забавы» 18 Рисование на тему: «Подводное  царство» 19 Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 20 Конкурс рисунков «Слава армии  родной!». 21 Конкурс поздравительных открыток  «Милой мамочке!» 22 Рисование на тему: « Красота вокруг  нас». 23 Рисунок­декорация «Сказочный  домик» 24 Рисунки на тему «Любимые герои» 25 Рисование на тему: «Люблю природу  русскую» 26   Рисование на тему «Родина моя». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Знакомство с народными промыслами.  Роспись матрёшки. Представления детей о космосе.  Рисование. Карнавал. Карнавальная маска. Прослушивание сказки. Иллюстрации. Знакомство с былинами. Изображение  богатырей по представлению. Рисование по теме Рисование по представлению на заданную  тему. Прослушивание сказки иллюстрирование. Беседа о героизме защитников нашей  Родины. Рисование по представлению на  заданную тему. Беседа о б истории праздника 8 марта.  Рисование по представлению на заданную  тему. Изображение пейзажа родного края. Просмотр картин художников по теме.  Рисование по представлению. Изображение человека и животных  художественными средствами. Беседа о важности бережного отношения к природе. Рисование по представлению на заданную  тему. Передача красоты родного края  выразительными средствами. 27 Изготовление праздничной открытки. Создание простого подарочного изделия 28 Конкурс рисунков: «Слава Победе!» 29 Иллюстрация к сказке «Гуси –  лебеди». 1 1 Беседа о героизме нашего народа в дни  Вов. Рисование по представлению на заданную  тему. Создание сюжетных композиций. 30 Портрет живых персонажей из сказки 1 Дж. Родари «Приключения  Чиполлино» Моделирование художественными  средствами сказочных и фантастических  образов 31 Рисование на тему: «Весенние  Беседа о весенних изменениях в природе.. картины» 32 Фантастические персонажи сказок:  1 Баба – Яга, Водяной, Кащей –  Бессмертный. Рисование по представлению на заданную  тему. Изображение сказочных и фантастических  персонажей 33 Рисование на тему: «Моя любимая  игрушка» 34 Рисование на тему: «Лето красное» 1 1 Беседа о любимых игрушках детей.  Рисование по теме Просмотр картин художников по теме.  Рисование по представлению. 3­й класс«Мы ­ художники» Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится   с   мировой   культурой.   Более   свободное   владение   различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться. 1. Основы художественной грамоты. Теоретическая часть.  Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.  Цвет   в   окружающей   среде.   Основные   и   дополнительные   цвета.   Основные сочетания в природе.  Основы рисунка. Роль рисунка   в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.  Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.  Основы   композиции.   Понятия   «ритм»,   «симметрия»,     «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.   Создание   творческих   тематических   композиций.   Иллюстрирование литературных произведений.  Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия. 2. Графика. Теоретическая часть.   Художественные   материалы.   Свойства   графических   материалов:   карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.  Рисунок   как   основа   графики.   Упражнения   на   выполнение   линий   разного характера. Изобразительный язык графики:  линия, штрих, пятно, точка.    Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.   Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.   Прикладная графика. Открытка,  поздравление, шрифт.  Связь с рисунком, композицией, живописью. Гравюра на картоне. № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие.  Орнаментальная   композиция. Организация плоскости. Натюрморт из трёх предметов.  Рисующий свет.  Холодные цвета. Стихия – вода. 1 Теплые цвета. Стихия­ огонь 7. « Осенние листья».  8. 9 10 11­ 12 13 14­ 15 16 17 Природная форма – лист.   Натюрморт.   «Дворец Снежной королевы».  Портрет мамы.  «Цветы зимы».    «Здравствуй   ,праздник   Новый год!» «Прогулка по зимнему саду» Вводное   занятие,   введение   в тему.  18 «Листья и веточки».  19 «Осенние листья»  1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 Кол­ во  часо в 1 1 1 1 Содержание  Условия безопасной работы.  Знакомство с планом работы. Выполнение линий разного характера:  прямые, волнистые линии красоты,  зигзаг Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.  Самостоятельное составление  натюрморта. Трансформация плоскости в объём.  Организация пространственной среды.  Карандаш, бумага. Акварель. Рисование по методу  ассоциаций. .  Акварель. рисование по методу  ассоциаций. Зарисовки   растений   с   натуры. Пластика   линий.   Изобразительные свойства карандаша. .Линия, штрих, тон, точка. Тоновая растяжка цвета, акварель. Основные и дополнительные цвета.  Изобразительные свойства гуаши. Ритм геометрических форм. Холодная  цветовая гамма. Гуашь. Гармония теплых и холодных цветов.   Гуашь. Пропорция человеческого тела. Изобразительные свойства акварели.  Беседа о натюрморте, как о жанре  живописи. Иллюстративный материал. Свободный выбор тем и материалов  для исполнения.  Композиция с фигурами в движении.  Пропорция человеческой фигуры. Условия безопасной работы.  Знакомство с планом работы с  графическими материалами и  приспособлениями. Разнохарактерные  линии. Тушь, перо. Рисование с натуры. Тушь, перо.  Упражнения на выполнение линий  разного характера: прямые, изогнутые,  прерывистые, исчезающие. Композиция  и использование листьев 4 ­й класс«Рисуем и исследуем» На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование  доступных  им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить  её выполнение. Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих  работ.  1. Основы изобразительной грамоты. Теоретическая часть.  Художественные   материалы.   Акварель,   тушь,   гуашь   –   свободное   владение ими.  Рисунок.   Значение   рисунка   в   творчестве   художника.   Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной. Графика.   Материалы   –   тушь,   перо,   типографская   краска,   картон,   клише, матрицы из различных материалов.   Эстамп,   монотипия.   Создание   образных   работ   с   использованием   знаний   по  композиции, рисунку, цветоведению.  Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.   Композиция.   Основные   правила   композиции:   объединение   по   однородным признакам;  соблюдение закона ограничения;  основа живой и статичной композиции;  группировка   элементов,   обеспечение   свободного   пространства   между группировками;  подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).  Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.  № Тема занятия 1 2 3 Вводное   занятие.   Рисунок   –   тест   « Впечатление о лете».  «Деревья».  Зарисовка растений с натуры в цвете.  1 Кол­ во  часо в 1 1 Содержание  Материалы, Инструменты. Условия  безопасной работы. Фломастеры. Пленэрные   зарисовки.     Акварель,   гуашь. Принцип   «от   общего   к   частному». Воздушная перспектива.  Форма, структура. Принципы естественного положения,  пластика. Группировка элементов.  Акварель. Принципы естественного  положения, пластика. Группировка  элементов. Акварель. 4 5 6 7. 8. Натюрморт.   Осенний натюрморт Небо в искусстве.. Монотипия. «Отражение в воде».  «Зимние забавы».  9 « Цветы и травы осени».  10 11 12 13 14 « Скачущая лошадь».  «Улицы моего села».  . «Новогодний бал» Выставки, экскурсии. Введение в тему.  15 «Цветы».  16 «Цветы и травы».  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Наброски графическими материалами:  тушью, заострённой палочкой. Предметы и  пространство. Живая и статическая  композиция. .   Ассиметричная   композиция.   Тёплая цветовая гамма.  Гуашь, акварель. Использование цвета в живописи для  отражения эмоционального состояния.  Творческая работа – иллюстрация  прочитанных стихотворений, личный опыт Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. Движение   в   композиции.   Ритм   цветочных пятен.  Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. Свободный выбор живописных средств.  Сближенные цветовые отношения.  Пластика природных форм и линий.  Беседы с обращением к иллюстративному  материалу, натуральный материал. Движение в композиции. Пластика форм.  Линия красоты.  Гуашь. Линейная перспектива. Наброски, рисунки  с натуры. Творческая работа по  предварительным рисункам Движение в композиции. Пластика форм.  Линия красоты.  Гуашь. Обсуждение . Планирование работы. Знакомство с новым  материалом, инструментом. Композиция в круге. Эскиз монохромной  декоративной росписи. Освоение приёма  ­  кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка  Гжели». Декоративная   роспись. композиция.   Ассиметричная 17 «Цветы и бабочки»  18 Плакат – вид прикладной графики.  19 Поздравления к 23 февраля.  20 Открытка – поздравление к 8 марта.  21­ 22 23­ 24 25­ 26 27 28 Холодный   батик   –   особенности   его как вида декоративно – прикладного искусства.  «Осенние листья».  «Туманный день».. Кукольный антураж.  Цветоведение.  29 Флористика.. 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 30 Оформление посещение выставок.   работ,   выставки, 1 31 «День Победы» 1 32 Творческая аттестационная работа.. 1 Декоративная переработка природной  формы. Кистевая роспись, гуашь.  Ограниченная цветовая палитра.  Беседа о  жостовской  росписи. Декоративная роспись подготовленной  деревянной основы. Творческая работа. Цветы, как носитель настроения. Шрифт.  Использование трафарета и шаблона в  изобразительных элементах. Эскиз. Работа с материалом в подгруппах,  использование знаний по композиции,  живописи, графике. Применение приёмов  аппликации, техники бумажной пластики,  кистевой росписи. Свободный выбор материалов и техники.  Индивидуальная творческая работа. Связь с живописью, композицией,   графикой. Техника безопасности при  работе с резервирующим составом. Связь с  живописью, композицией,  графикой.  Техника безопасности при работе с  резервирующим составом. Роспись по ткани. Использование в эскизе  натуральных зарисовок. Интерпретация явлений природы.  Свободная роспись по ткани  без резерва.  Связь с живописью, композицией Роспись ткани для кукольного платья.  Орнамент. Работа над образом. Несложные цветы из ткани. Оформление  цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. Применение основных принципов  построения композиции. Объединение и  выявление главного. Выражение образа,  чувств с помощью природных форм и  линий Свободный выбор живописных средств.  Сближенные цветовые отношения.  Пластика природных форм и линий.  Беседы с обращением к иллюстративному  материалу, натуральный материал Свободный выбор живописных средств.  Сближенные цветовые отношения. 33 Оформление работ к выставке Свободный выбор живописных средств.  Сближенные цветовые отношения. 34 «Наша галерея». 1 Выставка творческих работ Литература: 1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г. 2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г. 3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г. 4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г. 5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. –  М.,1987г. 6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г. 7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном  искусстве. – М.,1983г. 8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г. 9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова,  Е.Д.Щедрина.– М., 1981г. 10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост.  В.С.Кузин. 11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в  начальной школе. – М., 1999 г. 12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г. 13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г. 14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г. 15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г. 16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г. 17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г. 18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый  город». 2006г.          19. ЖУРНАЛ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»          20. «Начальная школа» ­ журнал   и  приложение к газете « Первое сентября»                 21.   В.С.   Кузин       «Изобразительное   искусство».   Рабочие   тетради   1­4   кл.   «Дрофа».2004г. 22. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г Печатные пособия: Таблицы к основным разделам  материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования. Репродукции картин. Технические средства обучения: Классная доска с набором  приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Телевизор (по возможности). Видеоплейер( по возможности). Магнитофон ( по возможности). Компьютер( по возможности). Сканер ( по возможности). Принтер ( по возможности).  Фотокамера цифровая ( по возможности). ЭОРы: .  Единая   коллекция   цифровых   образовательных   ресурсов: collektion . edu / ru school  http:// - :// www Сайт   «Я   иду   на   урок   русского   языка»   и   электронная   версия   газеты   «Русский   язык»: http Коллекция «Мировая художественная культура»: http .1 september . september :// www . rus . art . ru . ru Музыкальная http :// www . musik коллекция . edu . ru     Российского   общеобразовательного   портала: Журнал «Начальная школа»: www  Газета «1 сентября»: www  .  openworld   . ru .1 september  /  school Календарно­тематическое планирование  внеурочной деятельности «Веселый карандаш» Хакимова Марина Николаевна учитель начальных классов 2019 ­ 2023                              Календарно­тематический план (Практическая часть) № Тема занятия 1 класс (2019 – 2020 уч.г) Дата Содержание занятия План Факт Кол ­во часо в 1 2 3 4 5 6 «Силуэт дерева».  «Знакомство   Кисточкой».  с   королевой 1  «Что могут краски?»  «Изображать можно пятном».  «Изображать можно пятном».. «Осень. Листопад».  1 1 1 1 1 Урок­игра.  Условия безопасной  работы. (Введение в образовательную  программу.) Изобразительные свойства акварели.  Основные цвета. Смешение красок.  Радуга. Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях.  Плавное движение. Раскрасить  приёмом «размыть пятно». Кляксография в чёрном цвете.  Превратить пятно в зверушку Смешение теплых цветов. Акварель.  Отработка приёма: примакивание  кисти боком, от светлого к тёмному.   Беседа на тему «Осень» с  использованием иллюстративного  материала. Творчество великих  художников. Передача в рисунках формы,  очертания и цвета изображаемых 7.  «Грустный дождик».  8. «Изображать можно в объёме».  9 Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» 10 «Красоту нужно уметь замечать». 11  «Узоры снежинок».  12 Рисуем дерево тампованием.  13 «Зимний лес».  14  «Портрет Снегурочки».  15 «К нам едет Дед Мороз».. 16 «Снежная птица зимы».. 17 «Дом снежной птицы».  18  «Ёлочка – красавица».  18 «Кто живёт под снегом».  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 предметов. Изображение дерева  с  натуры. Образ дождя, ограниченная палитра.  Акварель. Беседа о передаче чувств  через иллюстративный материал. Превратить комок пластилина в птицу.  Лепка. Наблюдение за окружающим: неживой  природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. Изображение спинки ящерки. Красота  фактуры и рисунка. Знакомство с  техникой одноцветной монотипии. Ритм. Орнамент в круге. Гуашь.  Отработка приёма: смешение цвета  с  белилами. Создание творческие работы на основе  собственного  замысла с  использованием художественных  материалов. Характер деревьев. Ограниченная  палитра. Изобразительные свойства  гуаши. Пропорции   человеческого   лица. Холодные цвета.  Урок – игра: общение по телефону. Фигура человека в одежде. Контраст  тёплых и холодных цветов. Урок –  игра: общение по телефону Холодная гамма цветов. Гуашь.  Орнаментальная композиция Ритм геометрических пятен.  Отработка приема в декоре дома –  линия зигзаг. Впечатления о прошедшем празднике.  Творческая работа. Свободный выбор  материала. Урок – игра  на развитие воображения.  Холодные и тёплые цвета. Гуашь,  акварель (по выбору). 19  «Красивые рыбы».  20 «Мы в цирке».  21 22 «Волшебная птица весны».  «Моя мама».  23 «Цветы и травы»  24 25 «Цветы и бабочки».  «Орнамент   из   цветов,   листьев   и бабочек для украшения коврика». 26 «Моя семья» 27 «Веселые фигуры» 28 29 30 31 32 33 «Домашние питомцы» «Победителям –Слава! «Весенняя клумба»  «Веселая игра»  «Лето, здравствуй!» «Маленькая галерея» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Гуашь..Отработка приёма – волнистые  линии. Закрепление навыка –  примакивание кистью. Беседа с  показом иллюстративного и  природного материала Ритм цветовых геометрических пятен.  Гуашь. Основные цвета. Рисуем и  играем. Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия,  точка. Творческая работа. Беседа с показом  детских работ, иллюстраций по  иконописи. Изобразительные свойства  графических материалов:  фломастеров, мелков. Ритм пятен и  линий. Игра  «Мы.– гномики». Декоративное рисование. Композиция  в круге. Гуашь.   Понятие «стилизация», переработка  природных форм  в декоративно­ обобщенные. Творческая работа. Беседа с показом  детских работ. Рассказы детей о своей  семье. Ритм цветовых геометрических пятен.  Гуашь. Основные цвета. Рисуем и  играем. Рисование натюрморта Творческая работа. Беседа о великом  Дне 9 мая, о героизме защитников  родины в дни Вов. Тёплая палитра. Гуашь. Рисование  первых весенних цветов. Урок­игра. Творческая работа. Беседа  с показом детских работ. Рассказы  детей о любимых играх. Фантазия . Творческая работа.  Заключительное занятие: выставка  работ, награждение активных  кружковцев № Тема занятия Календарно­тематический план (Практическая часть) 2 класс (2020 – 2021 уч.г.) Дата Содержание занятия план факт Кол­ во часо в 1 2 3 4 5 6 7.   Творческие работы на тему «Мои  увлечения»   Рисунки на тему «Я и моя семья» Конкурс на самый красивый  фантик. Портрет Зайчика – огородника.  Иллюстрация к сказке «Три  медведя» (акварель) Иллюстрация  к сказке «Три медведя» (акварель) Рисунки «Осенние сказки лесной  феи» (акварель)   Конкурс рисунков на тему:  «Правила дорожные знать каждому положено»  (цв. карандаши) 1 1 1 1 1 1 1 Беседа об увлечениях детей.  Рисование по теме. Рассказ детей о своих семьях.  Рисование по теме. Знакомство с акварелью. Орнамент.  Сюжет. Работа цветными карандашами.  Рисование по воображению. Прослушивание сказки. Выполнение  иллюстрации Осенние изменения в лесу. Рисование  картин осени Эскизы придуманных дорожных  знаков. Беседа о правилах дорожного  движения. 8. 9 10 Конкурс рисунков на тему: «Мои  любимые сказки» Конкурс рисунков на тему:  «Мамочка любимая моя» Рисунки на тему «Братья наши  меньшие» 11 Конкурс рисунков «Мы рисуем  цветы». 12 Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». 13 Праздник русской матрёшки.  Знакомство с хохломой. 14 Рисунки на тему: «Вселенная  глазами детей». 15 Изготовление новогодних  карнавальных масок. 16 Иллюстрация к сказке «Петушок –  17 18 18 золотой гребешок». Былинные богатыри. Илья  Муромец. Рисунки на тему: «Зимние забавы» Рисование на тему: «Подводное  царство» 19 Иллюстрация к сказке А. С.  Пушкина «Сказка о рыбаке и  рыбке» 20 Конкурс рисунков «Слава армии  родной!». 21 Конкурс поздравительных  открыток «Милой мамочке!» 22 Рисование на тему: « Красота  вокруг нас». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Обложка любимой сказки. Герои  сказки. Сказочная природа Беседа о отношениях детей с  родителями, семейных традициях. Отношение к животным. Любимое  домашнее животное Беседа  о цветах. Рисование по теме. Беседа о жизни птиц зимой.  Рисование по теме Знакомство с народными  промыслами. Роспись матрёшки. Представления детей о космосе.  Рисование. Карнавал. Карнавальная маска. Прослушивание сказки.  Иллюстрации. Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению. Рисование по теме Рисование по представлению на  заданную тему. Прослушивание сказки  иллюстрирование. Беседа о героизме защитников нашей  Родины. Рисование по представлению на заданную тему. Беседа о б истории праздника 8  марта.  Рисование по представлению на  заданную тему. Изображение пейзажа родного края. 23 24 25 Рисунок­декорация «Сказочный  домик» Рисунки на тему «Любимые герои» Рисование на тему: «Люблю  природу русскую» 1 1 1 26   Рисование на тему «Родина моя». 1 27 Изготовление праздничной  открытки. 28 Конкурс рисунков: «Слава  Победе!» 29 Иллюстрация к сказке «Гуси –  лебеди». 30 Портрет живых персонажей из  сказки Дж. Родари «Приключения  Чиполлино» 31 Рисование на тему: «Весенние  картины» 1 1 1 32 Фантастические персонажи сказок:  1 Баба – Яга, Водяной, Кащей –  Бессмертный. Просмотр картин художников по  теме. Рисование по представлению. Изображение человека и животных  художественными средствами. Беседа о важности бережного  отношения к природе. Рисование по представлению на  заданную тему. Передача красоты родного края  выразительными средствами. Создание простого подарочного  изделия Беседа о героизме нашего народа в  дни Вов. Рисование по представлению на  заданную тему. Создание сюжетных композиций. Моделирование художественными  средствами сказочных и  фантастических образов Беседа о весенних изменениях в  природе.. Рисование по представлению на  заданную тему. Изображение сказочных и  фантастических персонажей 33 Рисование на тему: «Моя любимая  игрушка» 1 Беседа о любимых игрушках детей.  Рисование по теме 34 Рисование на тему: «Лето красное» 1 Просмотр картин художников по  теме. Рисование по представлению. № Тема занятия Календарно­тематический план (Практическая часть) 3 класс (2021 – 2022 уч.г.)     Дата план  факт Содержание  Кол­ во  часов Основы художественной грамоты. 16 ч. 1 2 3 Вводное занятие.  .   Орнаментальная   композиция. Организация плоскости. Натюрморт из трёх предметов.  4 Рисующий свет.  5 6 7. Холодные цвета. Стихия – вода.  Теплые цвета. Стихия­ огонь . « Осенние листья».  1 1 1 1 1 1 1 Условия безопасной работы.  Знакомство с планом работы. Выполнение линий разного  характера: прямые, волнистые  линии красоты, зигзаг Понятие  «тон». Одноцветная  акварель – «гризайль».  Тоновая растяжка.  Самостоятельное составление  натюрморта. Трансформация плоскости в  объём. Организация  пространственной среды.  Карандаш, бумага. Акварель. Рисование по  методу ассоциаций. .  Акварель. рисование по  методу ассоциаций. Зарисовки растений с натуры. 8. 9 Природная форма – лист.   Натюрморт.  10  «Дворец Снежной королевы».  Портрет мамы.  11­ 12 13 «Цветы зимы».  14­ 15   «Здравствуй   ,праздник   Новый год!» 16 «Прогулка по зимнему саду» 1 1 1 2 1 1 1 Графика. 8 ч. 17 Вводное   занятие,   введение   в тему.  1 18 «Листья и веточки».  19 «Осенние листья»  1 1 Пластика   Изобразительные карандаша. линий. свойства   .Линия, штрих, тон, точка. Тоновая растяжка цвета,  акварель. Основные и дополнительные  цвета. Изобразительные  свойства гуаши. Ритм геометрических форм.  Холодная цветовая гамма.  Гуашь. Гармония теплых и холодных  цветов.  Гуашь. Пропорция  человеческого тела. Изобразительные свойства  акварели. Беседа о  натюрморте, как о жанре  живописи. Иллюстративный  материал. Свободный выбор тем и  материалов для исполнения.  Композиция с фигурами в  движении. Пропорция  человеческой фигуры. Условия безопасной работы.  Знакомство с планом работы с  графическими материалами и  приспособлениями.  Разнохарактерные линии.  Тушь, перо. Рисование с натуры. Тушь,  перо. Упражнения на  выполнение линий разного  характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. Композиция  и использование  листьев гербария в качестве 20 Натюрморт   21 «Село родное»  22 «Терема».  . 1 1 1 23 Открытка   –   поздравление 1 «Защитникам Отечества» 24 Открытка   –   поздравление   «8 1 марта –мамин праздник» 25 «Мир вокруг нас» 1 Наше творчество. 1ч. матриц. «Живая» линия –  тушь, перо. Набросочный характер  рисунков с разных положений,  положение предметов в  пространстве. Свет и тень –  падающая . собственная. Цветовой фон в технике  монотипии. Дома – линиями,  штрихами. Люди – силуэты.  Цвет как выразитель  настроения. Гравюра на картоне. Беседа о  русской архитектуре с  использованием  иллюстративного материала Использование шаблона и  трафарета. Штрих.  Выделение главного . Использование аппликации,  орнаментики. Шрифт.  Творческая работа. Рисование с натуры. Гуаш . Беседа о экологических  проблемах окружающей  среды. Техники изобразительного искусства.4ч. 26 Волшебные нитки. 27 Кляксография. 28 Выдувание. 29 Пальчиковая живопись 1 1 1 1 Практическая работа. Работа  выполняется с помощью  красок и нити.  Практическая работа. Работа  выполняется с помощью  красок и зубной щетки. Практическая работа. Работа  выполняется с помощью  красок. Практическая работа. Работа  выполняется пальцами Наше творчество. 5 ч. 30 Рисование по теме: «Победа!» 1 Свободный выбор тем и  материалов для исполнения Свободный выбор тем и  материалов для исполнения Свободный выбор тем и  материалов для исполнения Свободный выбор тем и  материалов для исполнения 1 1 1 31 Рисование по теме «Я за  здоровый образ жизни» 32 «Мы рисуем бабочку».  33 34 Рисование по теме:«Мечты о  лете!» Творческая аттестационная  работа. Свободный выбор  техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение  итогов. Календарно­тематический план (Практическая часть) № Тема занятия 4 класс (2022 – 2023 уч. г.) Кол­во часов Дата план факт Содержание Основы изобразительной грамоты.13 ч 1 2 3 Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете».  «Деревья».  1 1 Зарисовка   растений   с   натуры   в цвете.  1 Материалы, Инструменты.  Условия безопасной работы.  Фломастеры. зарисовки. Пленэрные Акварель,   гуашь.   Принцип   «от общего к частному». Воздушная перспектива.    Форма, структура. Принципы естественного  положения, пластика.  Группировка элементов.  Акварель. Принципы  естественного положения, 5 6 7. 8. Монотипия. воде».    «Отражение   в 1 «Зимние забавы».  4 Натюрморт.   Осенний натюрморт Небо в искусстве.. 9 « Цветы и травы осени».  10 « Скачущая лошадь».  11 «Улицы моего села».  . 12 «Новогодний бал» 13 Выставки, экскурсии. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 пластика. Группировка  элементов. Акварель. Наброски графическими  материалами: тушью,  заострённой палочкой.  Предметы и пространство.  Живая и статическая  композиция. .   Ассиметричная   композиция. Тёплая цветовая гамма.  Гуашь, акварель. Использование цвета в  живописи для отражения  эмоционального состояния.  Творческая работа –  иллюстрация прочитанных  стихотворений, личный опыт Интерпретация явлений  природы: акварель, тушь  чёрная, заострённые палочки. Движение   в   композиции.   Ритм цветочных пятен.  Фигура человека в движении.  Личный опыт. Гуашь. Свободный выбор живописных  средств. Сближенные цветовые  отношения. Пластика  природных форм и линий.  Беседы с обращением к  иллюстративному материалу,  натуральный материал. Движение в композиции.  Пластика форм. Линия  красоты.  Гуашь. Линейная перспектива.  Наброски, рисунки с натуры.  Творческая работа по  предварительным рисункам Движение в композиции.  Пластика форм. Линия  красоты.  Гуашь. Обсуждение . Декоративно – прикладное искусство. 17ч 14 Введение в тему.  15 «Цветы».  16 «Цветы и травы».  17 «Цветы и бабочки»  18 Плакат   –   вид   прикладной графики.  19 Поздравления к 23 февраля.  20 21­ 22 Открытка   –   поздравление   к   8 марта.  Холодный   батик  –  особенности его   как   вида   декоративно   – прикладного искусства.  1 1 1 1 1 1 1 2 Планирование работы.  Знакомство с новым  материалом, инструментом. Композиция в круге. Эскиз  монохромной декоративной  росписи. Освоение приёма  ­  кистевая роспись. Беседа  «Голубая сказка Гжели». Декоративная Ассиметричная композиция. роспись.   Декоративная переработка  природной формы. Кистевая  роспись, гуашь. Ограниченная  цветовая палитра.  Беседа о  жостовской  росписи. Декоративная роспись  подготовленной деревянной  основы. Творческая работа. Цветы, как носитель  настроения. Шрифт.  Использование трафарета и  шаблона в изобразительных  элементах. Эскиз. Работа с материалом в  подгруппах, использование  знаний по композиции,  живописи, графике.  Применение приёмов  аппликации, техники бумажной  пластики, кистевой росписи. Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная  творческая работа. Связь с живописью,  композицией,  графикой.  Техника безопасности при  работе с резервирующим  составом. Связь с живописью,  композицией,  графикой.  Техника безопасности при  работе с резервирующим «Осенние листья».  «Туманный день».. 23­ 24 25­ 26 27 Кукольный антураж.  28 Цветоведение.  29 Флористика.. 2 2 1 1 1 30 Оформление   работ,   выставки, посещение выставок. 1 Наше творчество. 5ч 31 «День Победы» 32 Творческая аттестационная  работа.. 33 Оформление работ к выставке 34 «Наша галерея». 1 1 1 составом. Роспись по ткани.  Использование в эскизе  натуральных зарисовок. Интерпретация явлений  природы. Свободная роспись по ткани  без резерва. Связь с  живописью, композицией Роспись ткани для кукольного  платья. Орнамент. Работа над  образом. Несложные цветы из ткани.  Оформление цветка в  композиции. Связь с  флористикой, батиком. Применение основных  принципов построения  композиции. Объединение и  выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью  природных форм и линий Свободный выбор живописных  средств. Сближенные цветовые  отношения. Пластика  природных форм и линий.  Беседы с обращением к  иллюстративному материалу,  натуральный материал Свободный выбор живописных  средств. Сближенные цветовые  отношения. Свободный выбор живописных  средств. Сближенные цветовые  отношения. Выставка творческих работ

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления " Веселый карандаш" 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2019