Статья "Рисование с натуры как метод наглядного обучения в школе"
Оценка 4.6
Лекции +2
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
10.08.2019
Статья о том, что наглядность оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Я. А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики». Методические таблицы, наглядно раскрывают последовательность и особенности выполнения рисунка, возможности техники исполнения, какими средствами добиваться эмоциональной выразительности. Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация иллюстрации картин выдающихся художников из методических пособий, на примерах которых можно наглядно показать, как надо анализировать натуру.
Рисование с натуры как метод наглядного обучения.docx
Рисование с натуры как метод наглядного обучения
Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного
внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с
натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело
Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством
наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры;
рисунок — источник и корень всякой науки".
Наглядность в рисовании с натуры тесно связана с правильной
организацией наблюдения и анализа натуры, что в свою очередь, влияет на
правильность суждения о предметах и явлениях, а так же на качество
построения изображения.
Методами наглядного обучения являются демонстрация и иллюстрация.
При демонстрации учащиеся знакомятся с явлениями, процессами,
объектами в их натуральном виде. При демонстрации натуральных объектов
обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их
взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству.
Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т.п. также
начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается
схематической зарисовкой рассмотренных объектов.
Объектами демонстрации являются: наглядные пособия, картины,
таблицы и схемы, кинофильмы, модели, макеты, крупные натуральные
объекты и другие. Демонстрация эффективна тогда, когда учащиеся сами
изучают предметы, процессы и явления выполняют нужные измерения,
устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный
познавательный процесс – осмысливаются вещи, явления, а не чужие
представления о них. Чтобы метод демонстрации был эффективен, необходимо использовать
тщательно продуманные пояснения, обеспечить хорошую видимость
демонстрируемых объектов всем учащимся.
Иллюстрация на уроке применяется учителем для того, чтобы в
сознании учащихся складывался четкий и ясный образ изучаемого явления.
Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы,
сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения
теоретических положений. Обучающий результат использования иллюстраций
проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого
предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество
усвоения изучаемого материала.
Применяя наглядность на уроках изобразительного искусства,
учитывается возраст учащихся. При показе иллюстрации необходимо
детально продумывать пояснения и четко выделять главное. Надо добиваться
того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к
главному. Но еще важнее, чтобы натура наглядно раскрывала характерные
особенности строения формы, показывала себя. Это активизирует внимание
ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам. В свою очередь
учителю надо внимательно следить за постановкой натуры и ее освещением,
вести правильный отбор объектов изображения и располагать их таким
образом, чтобы они помогали учащимся видеть и понимать закономерности
строения формы и усваивать основные правила построения изображения на
плоскости.
Успех рисования с натуры во многом зависит от организации натурных
постановок в классе. Можно использовать «натуру» маленького размера и
расположить ее на каждой парте индивидуально. Если «натура» имеет
достаточного размера, плоская и рисуется во фронтальном положении, то ее
располагают на доске, предварительно создав нужный по тону фон, и выше
уровня глаз, чтобы было видно всем детям. Если «натура» объемная, и стоит задача передать объем и пространство, то “натуру” устанавливают, ниже
линии горизонта на специальных натюрмортных столиках. Чтобы обеспечить
возможность всем детям видеть “натуру”, нужно иметь не менее трех
постановок. Располагаются натюрмортные столики у доски и между рядами
возле третьих парт, на уровне, или чуть ниже столов парт учащихся. На
уроках рисования с натуры, так же как и на других уроках, дети учатся
организовывать своё рабочее место, правильно сидеть, правильно держать
бумагу и карандаш, работать с акварельными красками при рисовании.
В рисовании с натуры важным обучающим методом так же является
педагогический рисунок. Учитель наглядно показывает ход выполнения
изображения, разъясняет приёмы работы, отмечает ошибки и т. д.
Педагогический рисунок служит важным средством активизации внимания,
мышления, памяти детей, средством воспитания интереса к рисованию. На
уроках изобразительного искусства применение педагогического рисунка
должно тесно сочетаться с показом других наглядных пособий (Рисунок А 7).
Роль наглядных пособий на уроках изобразительного искусства очень велика.
Без наглядности дети не смогут в полной мере осознать и усвоить даваемый
им материал.
Наглядность оказывает более эффективное действие, чем словесное
объяснение. Я. А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым
правилом дидактики». Методические таблицы, наглядно раскрывают
последовательность и особенности выполнения рисунка, возможности
техники исполнения, какими средствами добиваться эмоциональной
выразительности. Большое образовательное и воспитательное значение имеет
демонстрация иллюстрации картин выдающихся художников из методических
пособий, на примерах которых можно наглядно показать, как надо
анализировать натуру.
Статья "Рисование с натуры как метод наглядного обучения в школе"
Статья "Рисование с натуры как метод наглядного обучения в школе"
Статья "Рисование с натуры как метод наглядного обучения в школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.