Программа внеурочной деятельности «Познавай-ка в мире физики» для 7 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и разработана в соответствии с нормативными документами: закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО». Основная образовательная программа школы. (Основная школа) и составлена на основе программы по физике А.В. Перышкина, Е.М.
Гутника ( Дрофа, 2016)
В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функции. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманистический потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чѐтко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому школьные учебные предметы и занятия по внеурочной деятельности не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ программы внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению « Познавай-ка в мире физики».
Современные занятия внеурочной деятельности - это занятия-познания, занятияпутешествия, занятия-открытия. занятия, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Исходя из требований к занятиям внеурочной деятельности, можно создать занятия с использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала учебных предметов. Такие занятия с учѐтом межпредметных связей должны включать в себя:
- чѐткость и компактность материала;
- взаимосвязанность материала занятия с учебными материалами интегрируемых предметов;
- бльшую информативную ѐмкость материала
Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Познавай-ка в мире физики» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: химия, алгебра, геометрия, география, биология.
Основной целью программы является: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности, для формирования умений проводить наблюдения; выполнять экспериментальные задания.
Основные задачи, поставленные на этот учебный год:
- развитие логического мышления;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи); - привитие интереса к предмету.
- формирование осознанных мотивов учения;
- формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении физики и в повседневной жизни;
- повышение уровня интеллектуального развития учащихся;
- формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими приборами и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных данных. - работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Актуальность введения курса по физике в школьную программу:
- позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
- позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности;
- различные формы проведения, способствуют повышению интереса к предмету; - творческие экспериментальные задания способствуют повышению активности учащихся на уроках, привлекать все свои теоретические и практические навыки, полученные на уроках
- творческие экспериментальные задачи помогают ученикам лучше решать расчетные задачи.
Знания по физике и другим естественным наукам необходимы людям не только для объяснения окружающего мира, но и для использования в практической деятельности. Именно поэтому в курсе физики рассматриваются не только сами явления природы и закономерности, которым они подчиняются, но и многочисленные примеры применения физических знаний в науке, производстве, быту. В основе курса разнообразные эксперименты и исследования физических явлений и законов, которые могут провести под руководством учителя обучающиеся 12-13 лет; лабораторные работы.
Основополагающие принципы обучения:
Здоровьесберегающее обучение;
Преемственность в обучении; Интеграция с другими предметами; Научность.
Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Познавай-ка в мире физики» носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях, с такими учебными дисциплинами, как биология, основы безопасности жизнедеятельности, химия, физическая культура, астрономия.
Формы занятий
Освоение программы предусматривает сочетание индивидуальных, групповых и коллективных видов деятельности подростков. Приоритет отдается активным формам обучения и самостоятельной работе обучающихся. Наиболее предпочтительными формами являются:
• коллективное обсуждение;
• мозговой штурм;
• проектная деятельность;
• исследовательская деятельность; • конструкторская деятельность; лабораторные работы;
решение задач - качественных и вычислительных; • публичная защита проектов.
Режим занятий
Программа рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю в течение учебного года).
Результативность
Результаты внеурочной деятельности по программе «Познавай-ка в мире физики» определяются в ходе конкурсных публичных мероприятий в конце года в форме:
• публичной защиты проекта;
• подготовка докладов и сообщений на предложенные темы. Используются технологии: технология организация самостоятельной
деятельности; технология проектной, исследовательской и творческой деятельности; технология проблемного обучения; технология работы с различными источниками информации.
Методы обучения: пассивные, активные, интерактивные.
Приемы обучения: приѐмы работы с текстовыми источниками информации; приѐмы работы с тестами; приѐмы работы с картографическими материалами; приѐмы работы со статическими иллюстративными материалами; приѐмы работы с динамическими экранными материалами; игровые приѐмы; вербальные приѐмы обучения; приѐмы работы со статическими материалами.
Используются формы обучения: урок изучения и первичного закрепления знаний; урок закреплений знаний и выработка умений; урок комплексного использования знаний; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и контроля знаний.
Планируемые результаты 1.Личностные:
– развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- формировать мотивацию к изучению в дальнейшем физики;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
– воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
2. Регулятивные :
– уметь работать по предложенным инструкциям.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; 3. Познавательные:
Учащиеся должны иметь представление: об основных изучаемых понятиях как важнейших моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; об этапах решения задач различных типов; Учащиеся должны уметь: выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя терминологию и символику; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса
уметь пользоваться теоретическими знаниями на практике, в жизни; уметь анализировать явления 4. Коммуникативные:
уметь работать в паре и коллективе;
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности
«Познавай-ка в мире физики» В процессе обучения у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий на занятии.
- учить высказывать своѐ предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (физминутки, гимнастика для глаз и т.д.).
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Привлечение родителей к совместной деятельности.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание учащимися тесной связи человека с законами природы, необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
- социальная адаптация детей, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
- умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Ожидаемые результаты Обучающиеся научатся:
• проводить наблюдения по разработанному плану;
• описывать результаты наблюдений, используя вербальные и невербальные
(знаковые) системы представления информации;
• формулировать цели и задачи при проведении простейших опытов и исследований;
• составлять план опыта;
• пользоваться в работе измерительными приборами, типовым оборудованием кабинета физики и подручными материалами и средствами;
• разрабатывать и собирать простейшие установки для проведения опыта или исследования;
• обнаруживать закономерности в протекании важнейших для жизнедеятельности человека явлений, на их основе прогнозировать возможные риски и формулировать правила безопасности и охраны труда;
• приемам рационального чтения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно строить высказывания, различая факты, предположения
(гипотезы), выводы и следствия;
• самостоятельно готовить публичные выступления по итогам наблюдений, проведения опытов и исследований, защиты проектов и конструирования различных устройств;
• отыскивать недостающие для выполнения проектов и проведения исследований сведения в различных источниках информации.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
Учащиеся должны знать: строение вещества, различные физические приборы и точность их измерения, природу силы тяжести, силы упругости, силы трения, веса тела, основные физические величины и единицы их измерения: работа, мощность, энергия, масса, скорость.
Учащиеся должны уметь: объяснять определение цены деления шкалы физического измерительного прибора, определять погрешность измерения прибора, записывать и объяснять физические законы, формулы, механическое движение и его виды, формулы и размерности различных физических величин, проводить исследования по теме урока и выполнять решение задач.
Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы
Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в процессе реализации программы
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами.
Экспериментальные задания:
- «Измерение температуры воды и воздуха»;
- «Проверка справедливости правила Леонардо да Винчи»;
- «Определение по пульсу промежутка времени наполнения стакана водой из-под крана; - «Измерение длины»;
- «Определение площади».
2. Тайны тела и вещества (7часов).
Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства
сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в науке. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Атомы и ионы. Плотность как характеристика вещества. Экспериментальные задания:
- «Измерение малых физических величин»;
- «Определение массы крупинки (гречки, пшена)»;
- «Определение массы капельки воды»;
- «Определение плотности куска мыла прямоугольной формы».
Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. Сила упругости. Сила трения: ее проявление в природе, в быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине.
Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.
Экспериментальные задания:
- «Измерение силы»;
- « Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»;
- «Измерение силы трения»;
- «Определение давления тела на опору»:
- «Выяснение условий плавания тел».
Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Относительность механического движения. Простые и сложные механизмы. Рычаг и его разновидности. Правило равновесия рычага и правило моментов. Механическая работа и мощность. Энергия и ее виды.
Экспериментальные задания:
- «Вычисление скорости движения бруска»;
- «Наблюдение относительности движения»;
- «Опытная проверка «золотого правила» механики».
5. Защита творческих работ учащихся.-2ч 1. Итоговое занятие КВН «Физика плюс…» -1ч
В ходе преподавания курса «Познавай-ка в мире физики» в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт.
Универсальные учебные действия.
Обучающиеся научаться: планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять заданные и конструировать новые алгоритмы;
ясному, точному, грамотному изложению своих мыслей в устной и письменной речи, использованию различных языков физики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
Обучающиеся получат возможность научиться:
исследовательской деятельности, развитию идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; поиску, систематизации, анализу и классификации информации;
использованию разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
№ п/п |
Дата проведения |
Тема |
Основной материал |
Демонстрации, опыты, наглядность |
Универсальные учебные действия: Р(регулятивные), П(познавательные), К(коммуникативные), Л(личностные) |
Виды деятельнос ти учащихся |
|
|
план |
факт |
|||||||
1 |
|
|
Как люди научились наблюдать? Каков путь познания окружающего мира. Современные научные открытия. |
Что такое явление природы. Деятельность человека по преобразованию природы. Роль физики в этой деятельности. |
Слайды: лесной пейзаж, звездное небо, жилище древнего человека, различные виды транспорта. Демонстрация явлений природы. |
Р (целеполагание) П (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование) К (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Л (действие нравственно-этического оценивания) |
фронтальна я |
|
2 |
|
|
Человек и окружающий его мир (тела, вещества, материя, явления, величины) |
Научное познание природы. Роль опытов в этом процессе. Знакомство с измерительными приборами. |
Демонстрация школьного компьютерного оборудования. Измерение размеров тел с помощью линейки. Таблица: «Измерение длины». |
Фронт индивид |
||
3 |
|
|
Методы исследования в физике. |
Познакомиться с различными методами исследования |
|
фронт |
||
4 |
|
|
Литература и искусство о физических явлениях |
Как в литературе и искусстве поэты художники говорят о физических явлениях |
Тексты из произведений, картины художников(презентация) |
Р (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка ) П (самостоятельное выделение и |
индивид |
|
|
|
|
|
|
|
формулирование познавательной цели; |
|
|
Выполнила учитель физики и математики Шемонаева С.Н.
5 |
|
|
Роль измерений в физике. Температура. Экспериментальное задание «Измерение температуры воды и воздуха» |
Научить пользоваться термометром. На опыте показать связь температуры со скоростью движения частиц вещества |
Таблица: «Измерение температуры термометром. Растворение марганцовки в холодной и горячей воде |
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование) К (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи ) Л (действие нравственно-этического оценивания) |
Индивид и фронт |
6 |
|
|
Экспериментальное задание «Проверка справедливости правила Леонардо да Винчи» |
Измерение длины., определение цены деления измерительного прибора, погрешность измерения |
|
||
7 |
|
|
Можно ли с помощью сердца измерить время. Экспериментальное задание «Определение по пульсу промежутка времени наполнения стакана водой из-под крана» |
Определение пульса. |
секундомер |
||
8 |
|
|
Экспериментальное задание «Измерение длины» |
Измерение длины, линейка |
|
||
9 |
|
|
Экспериментальное задание «Определение площади»
|
Измерение длины, ширины |
|
||
10 |
|
|
Удивительный мир атомов. Как увидеть молекулы и атомы. Современные методы |
Строение атомов водорода, гелия, лития. Образование ионов. |
Таблица Менделеева. |
Фронт |
|
11 |
|
|
Зачем нужно знать, из чего состоят вещества. Дискретное состояние вещества. |
Понятие о простых и сложных веществах. Строение твердых тел, жидкостей и газов |
Таблица «Строение твердых тел, жидкостей и газов» |
Фронт, индивид |
|
12 |
|
|
Экспериментальное задание «Измерение малых физических величин» |
Измерение толщины нити |
|
13 |
|
|
Масса – мера инертности |
Масса тела. Измерение массы тела
|
Опыты по определению |
|
фронт |
|
массы тела. Другие единицы измерения массы тела |
|
|
|
|||||
14 |
|
|
Экспериментальное задание «определение массы крупинки (гречки, пшена)». Экспериментальное задание «Определение массы капельки воды» |
Измерение массы тела на рычажных весах, определение объема |
Описание опыта по определению массы крупинки и капельки воды |
|||
15 |
|
|
Для чего нужно знать плотность. Плотное, неплотное. |
Физический смысл плотности |
Опыты по определению плотности различных тел |
|||
16 |
|
|
Экспериментальное задание «Определение плотности куска мыла прямоугольной формы». |
Вычисление массы, объема через плотность. |
|
Индивид, групповая |
||
17 |
|
|
Много ли сил в природе. Виды взаимодействий. Экспериментальная задача: «Измерение силы». |
Действие и противодействие. Сила как характеристика действия одного тела на другое. Явление тяготения. Сила тяжести и еѐ вычисление. |
Взаимодействие тележек. Падение тел. |
Р (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка ) П (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их |
фронт |
|
18 |
|
|
Практическое задание: «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации». |
Виды деформаций. Объяснение возникновения силы упругости при деформации. Устройство и действие динамометра. |
Таблица «Виды деформаций» |
Групповая индивид |
||
19 |
|
|
Экспериментальная задача: « Измерение силы трения». |
Причины возникновения силы трения. Выяснение зависимости силы трения от массы тела и материала поверхности. |
|
Групповая индивид |
||
20 |
|
|
Экспериментальная задача: «Определение |
Физический смысл давления. Единицы измерения. |
Экспериментальное определение давления |
Групповая индивид |
|
|
|
давления тела на опору» |
Способы измерения давления. |
|
обоснование) К (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи ) Л (действие нравственно-этического оценивания) |
|
21 |
|
|
«Шлюзы» Шар Паскаля и мыльные пузыри. Модель гидравлической машины. Измерение давления на разных глубинах. |
Дать понятие о законе Паскаля; гидростатическом давлении и основном законе сообщающихся сосудов |
. Пример сообщающихся сосудов. Таблица
|
|
|
22 |
|
|
«Эврика! Эврика! и киты». Измерение морских глубин. |
Объяснение возникновения силы Архимеда. Измерение и выяснение зависимости от вытесненных объемов и плотности жидкости. |
|
|
|
23 |
|
|
Экспериментальная задача: «Выяснение условий плавания тел». |
Дать понятие об условиях плавания тел. |
|
Групповая индивид |
|
24 |
|
|
Характеристики движения. Равномерное и неравномерное движение
|
Примеры механического движения. В чем состоит главная задача при изучении механического движения. Для чего нужно знать скорость. |
|
Р (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка ) П (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование) К (планирование учебного сотрудничества с учителем и |
Групповая индивид |
25 |
|
|
Экспериментальная задача: «Вычисление скорости движения бруска». |
Скорость, время, расстояние |
Описание выполнения задания |
||
26 |
|
|
Практическое задание: «Наблюдение относительного механического движения». Решение занимательных задач. |
Понятие об относительном движении. Решение простейших задач на относительное движение. |
Демонстрация опытов на относительное движение. |
Групповая индивид |
|
27 |
|
|
Графики пути и скорости при прямолинейном равномерном движении |
Чтение графика пути и скорости прямолин равном движения
|
|
Фронт индивид
|
|
28 |
|
|
Средняя скорость неравномерного движения |
Средняя скорость, путь, время |
|
29 |
|
|
Простые и сложные механизмы для преобразования силы. |
Разновидность простых механизмов, рычагов, блоков и их применение |
|
сверстниками, управление поведением партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи ) Л (действие нравственно-этического оценивания) |
Групповая индивид |
30 |
|
|
Работа, Мощность. Энергия. |
Работа, мощность, энергия |
|
||
31 |
|
|
Экспериментальное задание « Опытная проверка «золотого правила механики» для наклонной плоскости». |
Золотое правило механики и его проверка |
|
||
32-33 |
|
|
Защита реферата, проекта или исследования |
Индивидуальная или коллективная работа |
|
Индивид групповая |
|
34 |
|
|
Итоговое занятие. КВН «Физика плюс…» |
Подведение итога занятий |
|
|
групповая |
Литература для обучающихся:
1. Учебник физики 7 класса А.В. Перышкин, 2017г «Дрофа»
2.Интернет-ресурсы
Литература для учителя:
1. Физика 7кл, Андрюшечкин С.М.
2. Физика 6, 7кл, Исаченкова Л.А., Ю.Д.Лещинский
3. Гальперштейн Л. Занимательная физика». - М.: Росмэн, 1998.
4. Физика 7 класс, В.В.Белагаи др.
5. Физика 7кл, Задачник. Артеменков Д.А.
6. Лукашик В.И. Физическая олимпиада. - М.: Просвещение,2008.
7. Учебник физики 7 класса А.В. Перышкин, 2017г «Дрофа»
8. Большая книга «ПОЧЕМУ» М.: «Дрофа» 2011
9. Гореев Л.А./Занимательные опыты по физике. М.: «Просвещение», 1985г
10. Книга ля чтения по физике. Составитель – И.Г.Кириллова. М., «Просвещение», 1986 г.;
11. Физика – юным. Составитель – М.Н.Алексеева. М., «Просвещение»,1980 г.;
12. И.Я.Ланина. 100 игр по физике. М., «Просвещение»,1995 г.;
13. Я.И.Перельман. Знаете ли вы физику? Домодедово, «ВАП», 1994 г.;
14. Я.И.Перельман. Занимательная физика. М., «Наука», 1991 г.
Электронные пособия.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.virtulab.net
2. http://all-fizika.com.
3. http://www.biblio.nhat-nam.ru/Zanimatelnaya_fizika_1.pdf
4.http://t-z-n.ru/archives/zanfiz2.pdf
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Магнитная доска
Приложение к рабочей программе Темы проектов, презентаций:
1. Введение. Познаем мир, в котором живем. - Физические приборы вокруг нас.
- Физические явления в художественных произведениях.
- В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных явлений).
- Нобелевские лауреаты
-Водяные часы
- Леонардо да Винчи — художник, изобретатель, ученый.
- Измерительные приборы от древности до наших дней.
2. Тайны тела и вещества
- Зарождение и развитие научных взглядов о строении вещества
- Диффузия вокруг нас
- Аристотель — величайший ученый древности.
3. Взаимодействие тел
- Инерция в жизни человека
- Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной системы
- Сила в наших руках
- Архимед — величайший древнегреческий математик, физик и инженер. - Атмосферное давление — помощник человека.
- Батисфера
- Тайны давления
-Жизнь и достижения Б. Паскаля
- Вездесущее трение - Вредное и полезное трение
- Приборы для измерения силы. Единицы измерения силы (история и современность).
4. Механические явления
- Тайны давления
- Выталкивающая сила
- Рычаги в быту и живой природе
-Об использовании энергии ветра.
- Роль рычагов в жизни человека и его спортивных достижениях.
- Почему велосипед не падает, когда едет?
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Первоначальные сведения о строении вещества 1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.
2.Механическая модель броуновского движения.
Взаимодействие тел.
1.Набор тележек.
2.Набор цилиндров.
3.Прибор для демонстрации видов деформации.
4.Пружинный и нитяной маятники.
5. Динамометры лабораторные 1 Н и 4 Н
6.Набор брусков.
7. Весы учебные с гирями
8.Набор грузов по механике
9. Лаборатория Л-микро Набор лабораторного оборудования по механике Давление твердых тел, жидкостей и газов.
1.Шар Паскаля.
2.Сообщающиеся сосуды.
3.Барометр-анероид.
4.Манометр.
Работа и мощность.
1.Набор брусков.
2.Динамометры.
3.Рычаг.
4.Набор блоков.
Тепловые явления
1. Калориметры
2. Термометры
3. Мензурки: из оргстекла на 150 мл стеклянные разные 8 шт
4. Колбы
5. Стаканы мерные
6. Стаканы на 50 мл
7. Трубки стеклянные для лабораторных работ по газовым законам
8. Чашки плоскодонные
9. Набор зажимов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.