Программа внеурочной деятельности по физике в 7 классе "Познавай-ка в мире физики"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности по физике в 7 классе "Познавай-ка в мире физики"

Оценка 4.8
Образовательные программы
pdf
физика
7 кл
13.02.2018
Программа внеурочной деятельности по физике в 7 классе "Познавай-ка в мире физики"
Программа внеурочной деятельности «Познавай-ка в мире физики» для 7 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и разработана в соответствии с нормативными документами: закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО». Основная образовательная программа школы. (Основная школа) и составлена на основе программы по физике А.В. Перышкина, Е.М. Гутника ( Дрофа, 2016)Программа внеурочной деятельности по физике в 7 классе "Познавай-ка в мире физики"
Программа внеурочной деятельности.pdf

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Познавай-ка в мире физики» для 7 класса рассчитана  на 34 часа (1 час в неделю) и разработана в соответствии с нормативными документами:  закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО». Основная образовательная программа школы. (Основная школа) и составлена на основе  программы   по физике А.В. Перышкина, Е.М.

Гутника ( Дрофа, 2016)

   В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функции. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманистический потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся. 

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чѐтко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

   Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому  школьные учебные предметы и занятия  по внеурочной деятельности  не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ программы внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению « Познавай-ка  в мире физики». 

    Современные занятия внеурочной деятельности - это занятия-познания, занятияпутешествия, занятия-открытия. занятия, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Исходя из требований к занятиям внеурочной деятельности, можно создать занятия с использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала учебных  предметов. Такие занятия с учѐтом межпредметных связей должны включать в себя:

-   чѐткость и компактность  материала;

-   взаимосвязанность материала занятия с учебными материалами интегрируемых предметов;

-   бльшую информативную ѐмкость материала

Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению  «Познавай-ка в мире физики» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  химия, алгебра,  геометрия,  география, биология.

Основной целью программы является: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности, для формирования умений проводить наблюдения; выполнять экспериментальные задания. 

Основные задачи, поставленные на этот учебный год:

-   развитие логического мышления; 

-   раскрытие творческих способностей ребенка;

-   воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи); - привитие интереса к предмету.

-   формирование осознанных мотивов учения;

-   формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении физики и в повседневной жизни;

-   повышение уровня интеллектуального развития учащихся;

-   формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими приборами и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных данных. - работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Актуальность введения курса по физике в школьную программу:

-   позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;

-   позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности;

-   различные формы проведения, способствуют повышению интереса к предмету; - творческие экспериментальные задания способствуют повышению активности учащихся на уроках, привлекать все свои теоретические и практические навыки, полученные на уроках

-   творческие экспериментальные задачи помогают ученикам лучше решать расчетные задачи.

Знания по физике и другим естественным наукам необходимы людям не только для объяснения окружающего мира, но и для использования в практической деятельности. Именно поэтому в курсе физики рассматриваются не только сами явления природы и закономерности, которым они подчиняются, но и многочисленные примеры применения физических знаний в науке, производстве, быту. В основе курса разнообразные эксперименты и исследования физических явлений и законов, которые могут провести под руководством учителя обучающиеся 12-13 лет; лабораторные работы. 

Основополагающие принципы обучения: 

Здоровьесберегающее обучение; 

Преемственность в обучении;  Интеграция с другими предметами;  Научность. 

Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.

 Программа внеурочной деятельности «Познавай-ка в мире физики» носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях, с такими учебными дисциплинами, как биология, основы безопасности жизнедеятельности, химия, физическая культура, астрономия. 

Формы занятий

Освоение программы предусматривает сочетание индивидуальных, групповых и коллективных видов деятельности подростков. Приоритет отдается активным формам обучения и самостоятельной работе обучающихся. Наиболее предпочтительными формами являются:

  коллективное обсуждение;

  мозговой штурм;

  проектная деятельность;

  исследовательская деятельность; • конструкторская деятельность;  лабораторные работы;

 решение задач - качественных и вычислительных; • публичная защита проектов.

Режим занятий

Программа рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю в течение учебного года).

Результативность

Результаты внеурочной деятельности по программе «Познавай-ка в мире физики» определяются в ходе конкурсных публичных мероприятий в конце года в  форме:

  публичной защиты проекта;

  подготовка докладов и сообщений на предложенные темы. Используются технологии: технология организация самостоятельной

деятельности; технология проектной, исследовательской и творческой деятельности; технология проблемного обучения; технология работы с различными источниками информации.

Методы обучения: пассивные, активные, интерактивные.

Приемы обучения: приѐмы работы с текстовыми источниками информации; приѐмы работы с тестами; приѐмы работы с картографическими материалами; приѐмы работы со статическими иллюстративными материалами; приѐмы работы с динамическими экранными материалами; игровые приѐмы; вербальные приѐмы обучения; приѐмы работы со статическими материалами.

Используются формы обучения: урок изучения и первичного закрепления знаний; урок закреплений знаний и выработка умений; урок комплексного использования знаний; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и контроля знаний.

 

Планируемые результаты 1.Личностные:

– развивать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;

-   формировать мотивацию к изучению в дальнейшем физики;

-   оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

                   воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

                   выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

                   оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

2. Регулятивные :

– уметь работать по предложенным инструкциям.

-                     умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

-                     определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; 3. Познавательные:

Учащиеся должны иметь представление: об основных изучаемых понятиях как важнейших моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; об этапах решения задач различных типов; Учащиеся должны уметь: выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя терминологию и символику; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса

уметь пользоваться теоретическими знаниями на практике, в жизни; уметь анализировать явления  4. Коммуникативные: 

уметь работать в паре и коллективе;

уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы

«Познавай-ка в мире физики»   В процессе обучения у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций: 

-     определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. 

   Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 

 

Регулятивные УУД: 

-     определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя. 

-     проговаривать последовательность действий на занятии. 

-     учить высказывать своѐ предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану. 

     Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением. 

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. 

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 

Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (физминутки, гимнастика для глаз и т.д.). 

 

Познавательные УУД: 

-     добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.  -  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. 

-     преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). 

 

Коммуникативные УУД: 

-     умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 

-     слушать и понимать речь других. 

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). 

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. 

Привлечение родителей к совместной деятельности. 

 

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: 

-     осознание учащимися тесной связи человека с законами природы, необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья; 

-     социальная адаптация детей, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром; 

-     умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). 

 

Ожидаемые результаты Обучающиеся научатся:

  проводить наблюдения по разработанному плану;

  описывать результаты наблюдений, используя вербальные и невербальные

(знаковые) системы представления информации;

  формулировать цели и задачи при проведении простейших опытов и исследований;

  составлять план опыта;

  пользоваться в работе измерительными приборами, типовым оборудованием кабинета физики и подручными материалами и средствами;

  разрабатывать и собирать простейшие установки для проведения опыта или исследования;

  обнаруживать закономерности в протекании важнейших для жизнедеятельности человека явлений, на их основе прогнозировать возможные риски и формулировать правила безопасности и охраны труда;

  приемам рационального чтения.

 

Обучающиеся получат возможность научиться:

  самостоятельно строить высказывания, различая факты, предположения

(гипотезы), выводы и следствия;

  самостоятельно готовить публичные выступления по итогам наблюдений, проведения опытов и исследований, защиты проектов и конструирования различных устройств;

  отыскивать недостающие для выполнения проектов и проведения исследований сведения в различных источниках информации.

 

 

 

 

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы

Учащиеся должны знать: строение вещества, различные физические приборы и точность их измерения, природу силы тяжести, силы упругости, силы трения, веса тела, основные физические величины и единицы их измерения: работа, мощность, энергия, масса, скорость.

Учащиеся должны уметь: объяснять определение цены деления шкалы физического измерительного прибора, определять погрешность измерения прибора, записывать и объяснять физические законы, формулы, механическое движение и его виды, формулы и размерности различных физических величин, проводить исследования по теме урока и выполнять решение задач.

Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы

Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

 

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в процессе реализации программы

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

1. Введение.  Познаем мир, в котором живем (6 часов)

Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами.

Экспериментальные  задания

-     «Измерение температуры воды и воздуха»; 

-     «Проверка справедливости правила Леонардо да Винчи»;

-     «Определение по пульсу промежутка времени наполнения стакана водой из-под крана; - «Измерение длины»;

-     «Определение площади».

2. Тайны тела и вещества (7часов).

Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства

сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в науке. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Атомы и ионы.  Плотность как характеристика вещества.  Экспериментальные задания:  

-     «Измерение малых физических величин»;

-     «Определение массы крупинки (гречки, пшена)»;

-     «Определение массы капельки воды»; 

-     «Определение плотности куска мыла прямоугольной формы».

3. Взаимодействие тел  (7часов)

Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. Сила упругости. Сила трения: ее проявление в природе, в быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине.

Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила. 

Экспериментальные задания:

-     «Измерение силы»;

-     « Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»; 

-     «Измерение силы трения»; 

-     «Определение давления тела на опору»:

-     «Выяснение условий плавания тел».

4. Механические явления (8 часов)

Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Относительность механического движения. Простые и сложные механизмы. Рычаг и его разновидности. Правило равновесия рычага и правило моментов. Механическая работа и мощность. Энергия и ее виды.

Экспериментальные задания: 

-     «Вычисление скорости движения бруска»;

-     «Наблюдение относительности движения»;

-     «Опытная проверка «золотого правила» механики».

5. Защита творческих работ учащихся.-2ч 1. Итоговое занятие КВН «Физика плюс…» -1ч

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе

В ходе преподавания курса «Познавай-ка в мире физики» в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт.

Универсальные учебные действия

Обучающиеся научаться: планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность,  выполнять заданные и конструировать новые алгоритмы;

ясному, точному, грамотному изложению своих мыслей в устной и письменной речи, использованию различных языков физики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

 

Обучающиеся получат возможность научиться:

 

исследовательской деятельности, развитию идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; поиску, систематизации, анализу и классификации информации;

использованию разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


п/п

Дата проведения

Тема 

Основной материал

Демонстрации, опыты, наглядность

Универсальные учебные действия:

Р(регулятивные), П(познавательные),

К(коммуникативные), Л(личностные)

 Виды деятельнос ти учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план

факт

1

 

 

Как люди научились наблюдать? Каков путь познания окружающего мира. Современные научные открытия.

Что такое явление природы. Деятельность человека по преобразованию природы. Роль физики в этой деятельности.

Слайды: лесной пейзаж, звездное небо, жилище древнего человека, различные виды транспорта. Демонстрация явлений природы.

Р (целеполагание)

П (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов,  синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование)

К (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Л (действие нравственно-этического оценивания)

 

фронтальна

я

2

 

 

Человек и окружающий его мир (тела, вещества, материя, явления, величины)

Научное познание природы.

Роль опытов в этом процессе. Знакомство с измерительными приборами.

Демонстрация школьного компьютерного оборудования. Измерение размеров тел с помощью линейки. Таблица:

«Измерение длины».

Фронт индивид

3

 

 

Методы исследования в физике.

Познакомиться с различными методами исследования

 

фронт

4

 

 

Литература и искусство о физических явлениях

Как в литературе и искусстве поэты художники говорят о физических явлениях

Тексты из произведений, картины

художников(презентация)

Р (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка )

П (самостоятельное выделение и 

индивид

 

 

 

 

 

 

формулирование познавательной цели;

 

 

Календарно тематическое планирование

Выполнила учитель физики и математики Шемонаева С.Н.


 

5

 

 

Роль измерений в физике.

Температура. Экспериментальное задание  «Измерение температуры воды и воздуха» 

Научить пользоваться термометром. На опыте показать связь температуры со скоростью движения частиц вещества

Таблица: «Измерение температуры

термометром. Растворение марганцовки в холодной и горячей воде

поиск и выделение необходимой информации; применение методов

 информационного поиска, умение структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов,  синтез, выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов; установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование)

К (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи )

Л (действие нравственно-этического оценивания)

Индивид и фронт

6

 

 

Экспериментальное задание «Проверка справедливости правила Леонардо да Винчи»

Измерение длины., определение цены деления измерительного прибора, погрешность измерения 

 

7

 

 

Можно ли с помощью сердца измерить время. Экспериментальное задание «Определение по пульсу промежутка времени наполнения стакана водой из-под крана»

Определение пульса.

секундомер

8

 

 

Экспериментальное задание «Измерение длины»

Измерение длины, линейка

 

9

 

 

Экспериментальное задание «Определение площади»

 

 

Измерение длины, ширины

 

10

 

 

 Удивительный мир атомов. Как увидеть молекулы и атомы. Современные методы 

Строение атомов водорода, гелия, лития. Образование ионов.

Таблица Менделеева. 

Фронт

11

 

 

 Зачем нужно знать, из чего состоят вещества. Дискретное состояние вещества. 

Понятие о простых и сложных веществах.  Строение твердых тел, жидкостей и газов

Таблица «Строение твердых тел, жидкостей и газов»

Фронт, индивид

12

 

 

Экспериментальное задание «Измерение малых физических величин»

Измерение толщины нити

 

13

 

 

Масса – мера инертности 

Масса тела. Измерение массы тела

 

 Опыты по определению 

 

фронт

 

массы тела. Другие единицы измерения массы тела

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

Экспериментальное задание «определение массы крупинки (гречки, пшена)».

Экспериментальное задание «Определение массы капельки воды» 

Измерение массы тела на рычажных весах, определение объема 

 

Описание опыта по определению массы крупинки и капельки воды

15

 

 

Для чего нужно знать плотность. Плотное, неплотное. 

Физический смысл плотности

 Опыты по определению плотности различных тел

16

 

 

Экспериментальное задание «Определение плотности куска мыла прямоугольной формы».

Вычисление массы, объема через плотность.

 

Индивид, групповая

17

 

 

Много ли сил в природе.

Виды взаимодействий. Экспериментальная задача: «Измерение силы».

Действие и

противодействие. Сила как характеристика действия одного тела на другое. Явление тяготения. Сила тяжести и еѐ вычисление.

Взаимодействие тележек. Падение тел.

Р (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка )

П (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой

информации; применение методов информационного поиска, умение

структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой

информации; определение основной и второстепенной информации; умение

адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов, 

синтез, выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их

фронт

18

 

 

 

 

 

Практическое задание: «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации». 

Виды деформаций.

Объяснение возникновения силы упругости при деформации. Устройство и действие динамометра.

Таблица «Виды деформаций»

Групповая индивид

19

 

 

Экспериментальная задача: « Измерение силы трения».

Причины возникновения силы трения. Выяснение зависимости силы трения от массы тела и материала поверхности.

 

Групповая индивид

20

 

 

Экспериментальная задача: «Определение

Физический смысл давления. Единицы измерения.

Экспериментальное определение давления

Групповая индивид


 

 

 

 

 

давления тела на опору»

Способы измерения давления.

 

обоснование)

К (планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками, управление поведением

партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение

монологической и диалогической формами речи )

Л (действие нравственно-этического оценивания)

 

21

 

 

«Шлюзы» Шар Паскаля и мыльные пузыри. Модель гидравлической машины. Измерение давления на разных глубинах.

Дать понятие о законе

Паскаля;

гидростатическом давлении и основном законе сообщающихся сосудов

. Пример сообщающихся сосудов. Таблица 

 

 

22

 

 

«Эврика! Эврика! и киты». Измерение морских глубин.  

 Объяснение возникновения силы Архимеда. Измерение и выяснение зависимости от вытесненных объемов и плотности жидкости.

 

 

23

 

 

Экспериментальная задача: «Выяснение условий плавания тел».

Дать понятие об условиях плавания тел.

 

Групповая индивид

24

 

 

Характеристики движения.  Равномерное и

неравномерное движение

 

 

 

Примеры механического движения. В чем состоит главная задача при изучении механического движения. Для чего нужно знать скорость.

 

Р (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка )

П (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой

информации; применение методов информационного поиска, умение

структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой

информации; определение основной и второстепенной информации; умение

адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов, 

синтез, выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование)

К (планирование учебного сотрудничества с учителем и

Групповая индивид

25

 

 

Экспериментальная задача: «Вычисление скорости движения бруска».

Скорость, время, расстояние

Описание выполнения задания

26

 

 

Практическое задание: «Наблюдение относительного механического движения». Решение занимательных задач.

Понятие об относительном движении. Решение простейших задач на относительное движение.

Демонстрация опытов на относительное движение.

Групповая индивид

27

 

 

Графики пути и скорости при прямолинейном равномерном движении

Чтение графика пути и скорости прямолин равном движения

 

 

 

Фронт

индивид

 

 

 

 

28

 

 

Средняя скорость неравномерного движения

Средняя скорость, путь, время

 

 

29

 

 

Простые и сложные механизмы для преобразования силы. 

Разновидность простых механизмов, рычагов, блоков и их применение

 

сверстниками, управление поведением

партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение

монологической и диалогической формами речи )

Л (действие нравственно-этического оценивания)

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая индивид

30

 

 

Работа, Мощность. Энергия.

Работа, мощность, энергия

 

31

 

 

Экспериментальное задание « Опытная проверка «золотого правила механики» для наклонной плоскости».

Золотое правило механики и его проверка

 

32-33

 

 

Защита реферата, проекта или исследования  

 Индивидуальная или коллективная  работа

 

Индивид групповая

34

 

 

 Итоговое занятие. КВН 

«Физика плюс…»

Подведение итога занятий 

 

 

групповая


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Литература для обучающихся:

1. Учебник физики 7 класса   А.В. Перышкин, 2017г «Дрофа»

2.Интернет-ресурсы

 

Литература для учителя:

1.        Физика 7кл, Андрюшечкин С.М.

2.        Физика 6, 7кл, Исаченкова Л.А., Ю.Д.Лещинский

3.        Гальперштейн Л. Занимательная физика». - М.: Росмэн, 1998.

4.        Физика 7 класс, В.В.Белагаи др.

5.        Физика 7кл, Задачник. Артеменков Д.А.

6.        Лукашик В.И. Физическая олимпиада. - М.: Просвещение,2008.

7.        Учебник физики 7 класса   А.В. Перышкин, 2017г «Дрофа»

8.        Большая книга «ПОЧЕМУ» М.: «Дрофа» 2011  

9.        Гореев Л.А./Занимательные опыты по физике. М.: «Просвещение», 1985г

10.   Книга ля чтения по физике. Составитель – И.Г.Кириллова. М., «Просвещение», 1986 г.;

11.   Физика – юным. Составитель – М.Н.Алексеева. М., «Просвещение»,1980 г.;

12.   И.Я.Ланина. 100 игр по физике. М., «Просвещение»,1995 г.;

13.   Я.И.Перельман. Знаете ли вы физику? Домодедово, «ВАП», 1994 г.;

14.   Я.И.Перельман. Занимательная физика. М., «Наука», 1991 г.

Электронные пособия.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.virtulab.net

2.   http://all-fizika.com.

3.   http://www.biblio.nhat-nam.ru/Zanimatelnaya_fizika_1.pdf

4.http://t-z-n.ru/archives/zanfiz2.pdf

 

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Ноутбук

Магнитная доска

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к рабочей программе Темы проектов, презентаций:

1. Введение. Познаем мир, в котором живем. - Физические приборы вокруг нас.

-     Физические явления в художественных произведениях.

-     В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных явлений).

-     Нобелевские лауреаты

-Водяные часы

-     Леонардо да Винчи — художник, изобретатель, ученый.

-     Измерительные приборы от древности до наших дней.

 

2. Тайны тела и вещества

-   Зарождение и развитие научных взглядов  о строении вещества

-   Диффузия вокруг нас

-   Аристотель — величайший ученый древности.

 

3. Взаимодействие тел

-   Инерция в жизни человека

-   Плотность веществ на Земле  и планетах Солнечной системы

-   Сила в наших руках

-   Архимед — величайший древнегреческий математик, физик и инженер. - Атмосферное давление — помощник человека.

-   Батисфера

-   Тайны давления

-Жизнь и достижения Б. Паскаля

-   Вездесущее трение - Вредное и полезное трение

-   Приборы для измерения силы. Единицы измерения силы (история и современность).

 

4. Механические явления

-   Тайны давления

-   Выталкивающая сила

-   Рычаги в быту и живой природе

-Об использовании энергии ветра.

-   Роль рычагов в жизни человека и его спортивных достижениях.

-   Почему велосипед не падает, когда едет?

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Первоначальные сведения о строении вещества 1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.

2.Механическая модель броуновского движения.

Взаимодействие тел.

1.Набор тележек.

2.Набор цилиндров.

3.Прибор для демонстрации видов деформации.

4.Пружинный и нитяной маятники.

5. Динамометры лабораторные 1 Н и 4 Н

6.Набор брусков.

7. Весы учебные с гирями

8.Набор грузов по механике

9. Лаборатория Л-микро Набор лабораторного оборудования по механике Давление твердых тел, жидкостей  и газов.

1.Шар Паскаля.

2.Сообщающиеся сосуды.

3.Барометр-анероид.

4.Манометр.

Работа и мощность.

1.Набор брусков.

2.Динамометры.

3.Рычаг.

4.Набор блоков.

Тепловые явления

1.   Калориметры 

2.   Термометры     

3.   Мензурки:  из оргстекла на 150 мл стеклянные разные 8 шт      

4.   Колбы     

5.   Стаканы мерные        

6.   Стаканы на 50 мл       

7.   Трубки стеклянные для лабораторных работ по газовым законам       

8.   Чашки плоскодонные          

9.   Набор зажимов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Познавай-ка в мире физики» для 7 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и разработана в соответствии с…

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Познавай-ка в мире физики» для 7 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и разработана в соответствии с…

Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Познавай-ка в мире физики» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: химия, алгебра,…

Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Познавай-ка в мире физики» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: химия, алгебра,…

Метапредметные связи программы внеурочной деятельности

Метапредметные связи программы внеурочной деятельности

Регулятивные : – уметь работать по предложенным инструкциям

Регулятивные : – уметь работать по предложенным инструкциям

Планируемые результаты освоения программы «Познавай-ка в мире физики»

Планируемые результаты освоения программы «Познавай-ка в мире физики»

Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (физминутки, гимнастика для глаз и т

Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (физминутки, гимнастика для глаз и т

Обучающиеся получат возможность научиться: • самостоятельно строить высказывания, различая факты, предположения (гипотезы), выводы и следствия; • самостоятельно готовить публичные выступления по итогам наблюдений, проведения опытов…

Обучающиеся получат возможность научиться: • самостоятельно строить высказывания, различая факты, предположения (гипотезы), выводы и следствия; • самостоятельно готовить публичные выступления по итогам наблюдений, проведения опытов…

Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе

Определение по пульсу промежутка времени наполнения стакана водой из-под крана; - «Измерение длины»; - «Определение площади»

Определение по пульсу промежутка времени наполнения стакана водой из-под крана; - «Измерение длины»; - «Определение площади»

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Дата проведения Тема

Дата проведения Тема

Календарно тематическое планирование

Календарно тематическое планирование

Роль измерений в физике. Температура

Роль измерений в физике. Температура

Экспериментальное задание «Измерение малых физических величин»

Экспериментальное задание «Измерение малых физических величин»

Масса – мера инертности

Масса – мера инертности

Другие единицы измерения массы тела 14

Другие единицы измерения массы тела 14

Способы измерения давления. обоснование)

Способы измерения давления. обоснование)

Характеристики движения. Равномерное и неравномерное движение

Характеристики движения. Равномерное и неравномерное движение

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Приложение к рабочей программе

Приложение к рабочей программе

Почему велосипед не падает, когда едет?

Почему велосипед не падает, когда едет?

Стаканы мерные 2.

Стаканы мерные 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018