Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
география
9 кл
22.04.2017
Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю; 34 часа в год. При проведении занятий используются разнообразные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические работы, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя. Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля: практические работы, семинары, проверочные работы. Итоговое занятие проводится в форме семинара «Россия на карте мира»Документ word
кружок.docx
«Познание мира по картам» Класс –9 Учитель – Турасова Н.Л. на  2016 – 2017 учебный год Пояснительная записка 1. Рабочая программа  «Познание мира по картам» для 9 класса составлена на основе  авторских программ:    ­  Болотникова Н.В.  «Познание мира по картам». В сборнике: География. 9 класс.  Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт. сост.  Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2006г.    ­  Болотникова Н.В. Географическое положение России. – Волгоград: «Учитель», 2006г  2.Цели курса:   ­ формирование систематизированного, целостного представления о географической  карте, как основном источнике географической информации, о роли карты в познании  картины мира, выстраивание знаний о современном мире в стройную схему, понимание  пространственной логики развития мира.   ­   развитие   способностей   учащихся   не   только   усваивать   раз   и   навсегда   предлагаемые постулаты   из   учебников,   а,   применяя   деятельностный   (компетентностный)   подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений.   ­   формирование   у   учеников   интереса   к   изучению   географии,   умения   самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.   ­   развитие   у   учащихся   коммуникативных   навыков:   умение   работать   в   группах,   вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;   ­ способствовать самоопределению ученика для выбора дальнейшей профессиональной деятельности; ­ приобретение знаний и навыков необходимых для сдачи экзамена по географии; Задачи:   1. Развитие умения учащихся самостоятельно анализировать картографическое  проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества, умения  мыслить пространственно.  2. Расширение  кругозора учащихся, развитие любознательности. 3. Углубление и расширение знаний по картографии. Развитие познавательной,  творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.  4. Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению  возможностей географической карты. Программа рассчитана на 1 час в неделю; 34 часа в год.   При проведении занятий используются разнообразные организационные формы обучения:  лекции, семинары, практические работы, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя. Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля:  практические работы, семинары, проверочные работы.  Итоговое занятие проводится в форме семинара «Россия на карте мира» Требования к планируемым результатам     знать:     должны уметь: Учащиеся должны   – о месте и роли географической карты в системе современных географических и других  наук; – об истории развития картографии как отдельной географической диссциплины. Учащиеся должны знать: – соотношение понятий «план» и «карта»; – виды картографической деятельности; – виды картографических проекций и искажений углов и расстояний; – способы картографических изображений. Учащиеся   – использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и  возможностей развития различных сфер хозяйственной деятельности человека; – давать на основе различных картографических источников характеристику того или  иного участка местности, региона, страны и т.д. – наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт; – выдвигать гипотезы и доказывать (или опровергать) их; –   выполнять   необходимые   измерения   и   использовать   метод   наложения   карт   одну   на другую; – делать выводы. Учащиеся   – способами и методами картографических изображений; – умением решать картографические, географические задачи прикладного характера.     должны владеть: Тематическое планирование Название тем курса Всего  часов В том числе Форма контроля лекции Практически е   работы 1 Что изучает картография 2 Топографическая карта 3 Практические работы по  топографической карте 4 Свойства географической  карты 5 Приемы самостоятельной  работы с картой 6 Географическая карта как  источник знаний 7 Итоговое занятие  (обобщающее повторение) 8 9 1 0 Введение. Особенности географического положения России Соседское положение  России Влияние зимних изотерм на  расселение 1 1 История заселения России – 2 3 4 3 4 2 2 1 2 2 4 2 3 1 1 1 1 4 4 2 4 1 1 1 Практическая  работа Семинар Практическая  работа Проверочная работа Практическая  работа Практическая  работа Практические  задания по картам Семинар Выполнение  практической  работы Выполнение  практической  работы Семинар 1 2 1 3 1 4 1 5 путь на северо­восток Закрытость территории  России: горные стены Закрытые моря Реки­тупики Россия на карте мира (итоговое занятие) Итого 1 1 1 2 34 0,5 0,5 0,5 2 15 0,5 0,5 0,5 16 Выполнение  практической  работы Выполнение  практической  работы Выполнение  практической  работы Семинар Содержание программы Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется  целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его  примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и  практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время. Полезно обсудить  с учащимися критерии оценивания самостоятельных работ. Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение  картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности. 1. Картография как наука, ее формы. 2. История картографии. 3. Связь картографии с другими естественными и общественными науками. 4. Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности  современного человека. 5. Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок,  космический снимок (свойства изображения, методы и способы создания,  использование). Тема 2. Топографическая карта. Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков.  Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение  расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи, заложение склона.  Построение профиля по топографической карте. Определение координат по  топографической карте. Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для  закрепления. •        Определение по топографической карте координат различных объектов. 1. Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам. 2. Определение по карте прямоугольных координат объектов. 3. Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам. 4. Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах. 5. Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных  горизонталями. 6. Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным. 7. Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую  крутизну склонов. Тема 4. Свойства географической карты. Занятия необходимо организовать так, чтобы весь теоретический материал закреплялся в  ходе решения задач по карте, разнообразных практических работ обучающего характера и  самостоятельных работ. В конце темы проводится практическая работа «Простейшие  способы составления мелкомасштабных карт». Деление карт по масштабу:  мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные. 8. Классификация карт по пространственному охвату. 9. Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические. Группы  тематических карт: карты природных явлений и карты общественных явлений,  карты пограничной (междисциплинарной) тематики. •        Классификация карт по назначению: научно­справочные, культурно­просветительные  и агитационные, технические, учебные, туристские. Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические. Географические атласы – систематические, целостные собрания карт, созданные по единой  программе. Классификация атласов по назначению: справочные атласы, комплексные  научно­справочные, популярные (краеведческие), учебные, туристические и дорожные. •        Математический закон построения – важнейшее свойство карты. 1. Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный. 2. Картографическая проекция: определение; требования, предъявляемые к  картографическим проекциям; главный масштаб и линии нулевых искажений; виды  искажений – искажения длин, площадей, углов и форм. 3. Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равноугольная, равновеликая,  произвольная. 1. Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от эллипсоида  или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и поликоническая,  азимутальная). 2. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. 3. Определение направлений. Азимут магнитный и истинный. 4. Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный угол. Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой. Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование.  Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте.  Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты. Тема 6. Географическая карта как источник знаний. Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной  работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая  характеристика территорий). Тема 7. Обобщающее повторение. Выполнение практических заданий и практической работы. Игра «Виртуальное  путешествие по топографической карте». Тема 8 Введение. Особенности географического положения России. Оценка географического положения, территории, природы, развития. Противоположность оценок географического положения и сама страна – Россия. Тема 9. Соседское положение России. П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а «Страны­соседи Российской Федерации». Выявление  соседского  положения  на суше,  через  моря  и  океаны,  работа с  картами атласа для 10 класса «Плотность населения». Выявление закономерностей размещения населения в соседних странах вдоль границ с Россией, расположения их столиц. Выявление соседства разного порядка, составление круговой диаграммы «Соседи 1­го и 2­го порядка России». Выявление особенностей влияния степени соседства на характер российско­соседских отношений. Тема 10. Влияние зимних изотерм на расселение. П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а  «Вслед за январскими изотермами».  Определение   распространения   январских   и   июльских   изотерм,   выявление   причин, влияющих   на   меридиональное   распространение   зимних   изотерм,   появление   «полюса холода» именно в Якутии. Сопоставление карты январских изотерм с политической картой мира. Тема 11. История заселения России – путь на северо­восток. История развития древних цивилизаций (речные цивилизации). История освоения новых территорий (Америка, поиск пути в Индию). Движение за теплом и пищей – великие переселения народов. Тема 12. Закрытость территории России: горные стены. Л е к ц и я «Закрытая страна». П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а «Определение границ России исходя из особенностей рельефа» (границы природные и условные, опасность горных границ, истоки терроризма). Тема 13. Закрытые моря. Л е к ц и я  «Ведущие в никуда внутренние моря, выводящие ниоткуда окраинные моря». П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а «Определение природы морей, их навигационный режим.  Вычерчивание основных морских транспортных магистралей». Тема 13. Реки­тупики. Л е к ц и я «Реки­тупики».  Многочисленность рек России, их меридиональное расположение. Торговые речные пути. Реки Сибири. Волга, Амур. П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а «Выявление зависимости режима рек от климатических условий».  Влияние   большой   протяженности   рек   в   меридиональном   направлении   на   весенние половодья. Тема 15. Россия на карте мира. Преимущества и сложности географического положения России для развития её  экономики. География внешней торговли России. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Количес Пр. работа           Дата Тема 1. Что изучает картография. Что изучает картография. История  появления карт и атласов. Значение картографии в современном  обществе. Основные виды изображения  земной поверхности. Тема 2. Топографическая карта  Основные свойства топографической  карты, система условных  топографических знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты.  Измерение расстояний, площадей по  карте. Чтение рельефа. Бергштрихи. Построение профиля по  топографической карте. Определение  координат 1 2 3 4 5  Практические работы по  Тема 3.    топографической карте тво  часов 2 1 1 3 1 1 1 4 1 2 1   П/р №1 Измерение  расстояний, площадей  по карте. Чтение  рельефа. Бергштрихи. П/р №2­3 Построение  профиля по  топографической карте. П/р №4 Определение  координат по  топографической карте Свойства географической  Тема 4.    карты Определение понятия «географическая  карта» Классификация карт.  Тема 5. Приемы самостоятельной  работы с картой. Ориентирование (стороны горизонта,  азимут, румбы). Картометрические  приемы. Определение географических  координат. 1 2 3     1 2 Определение расстояний по карте (с  помощью ортодромии, в градусах и км). 3 Приемы использования условных знаков  карты. Изображение рельефа на физической и  топографической картах с помощью  горизонталей. Шкала высот и глубин. Тема 6. Географическая карта как  источник знаний. Географическая карта – основной  источник знаний. Обобщенные приемы  самостоятельной работы. 4     1 2 3 4 1 1 1 1 2 1 1 П\р Простейшие  способы составления  мелкомасштабных карт     Пр.р. Ориентирование.  Определение координат. Пр. р. Определение  расстояний. Пр. р. Чтение различных карт атласа с помощью  условных знаков. Пр. р. Построение  профиля по физической  карте Пр. р. Определение ГП  объекта. Пр. р.Географическая  характеристика  территории (прием  наложения карт). Тема 7.     Обобщающее повторение   Тема   8. географического положения России.  Введение.          Особенности   природы, Оценка   географического   положения, развития. территории, Противоположность оценок географического   положения   и   сама страна – Россия.     Тема 9.     Соседское положение России Соседское положение России   Влияние зимних изотерм на  Тема 10.   расселение Влияние зимних изотерм на расселение Тема 11. История заселения России –  путь на северо­восток. История   развития   древних   цивилизаций (речные цивилизации). История освоения новых территорий  (Америка, поиск пути в Индию).  Движение за теплом и пищей – великие  переселения народов. 1 1 2 1 2 1 2 Практические задания  по картам. Пр.р. «Страны­соседи  Российской Федерации» Пр.р. «Вслед за  январскими  изотермами» 2 1 2 1 1 2 1 1 2 2 Пр.р.  «Определение границ России исходя из особенностей   рельефа» (границы   природные   и условные,   опасность горных   границ,   истоки терроризма). «Определение Пр.р.    их природы   морей, навигационный   режим. Вычерчивание   основных морских   транспортных магистралей».   Пр.р.«Выявление зависимости режима рек от климатических условий».Влияние большой протяженности рек   в   меридиональном направлении на весенние половодья. 1 1 1   Закрытость территории  Тема 12.   России: горные стены Закрытость территории России: горные  стены Тема 13.     Закрытые моря «Ведущие   в   никуда   внутренние   моря, выводящие ниоткуда окраинные моря». Тема 14     Реки­тупики Реки­тупики Тема 15.     Россия на карте мира. Преимущества и сложности  географического положения России для  развития её экономики.  География внешней торговли России. 1 1

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"

Программа внеурочной деятельности по географии "Познание мира по картам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017