Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных организаций Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Баскетбол»
Направление: Спортивнооздоровительное.
Возраст школьников: 567 классы.
Предисловие
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных организаций объединяет
все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и
целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской
Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную
деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной
системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных организаций
Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено
спортивнооздоровительное направление.
Предлагаемое вниманию учителей и методистов пособие предназначено для
спортивнооздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической
культуре и спорту, в 59 и 1011 классах по разделу «Баскетбол» школьной программы.
Баскетбол один из игровых видов спорта в программах физического воспитанияучащихся общеобразовательных организаций. Он включен в урочные занятия, широко
практикуется во внеклассной и внешкольной работе. Это занятия в спортивной секции по
баскетболу , физкультурномассовые и спортивные мероприятия (соревнования в
общеобразовательной организации, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные
действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать
ловкостью и выносливостью. Занятия по баскетболу улучшают работу сердечнососудистой
и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов,
увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в
пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в
баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей,
волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. У учащихся развивается
чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей
эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство только физического
развития, но и активного отдыха.
В пособии представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие
овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических
способностей, которые можно реально использовать в учебнотренировочных занятиях в
школьной спортивной секции по баскетболу и в самостоятельных занятиях.
Предлагаемые упражнения не имеют количественного выражения. Их дозировку
педагог должен определить самостоятельно, исходя из физической и технической
подготовленности учащихся, их возрастных и половых особенностей, а также наличия и
состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря.
При написании методического пособия авторы руководствовались:
•
•
требованиями нормативных документов Министерства образования и науки
Российской Федерации, в том числе новыми федеральными
государственными образовательными стандартами основного и среднего
общего образования;
действующими образовательными программами по физической культуре для
общеобразовательных организаций.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В России наблюдается общее снижение человеческих
ресурсов, ухудшение качества питания, рост наркомании,
алкоголизма, деградации личности, рост заболеваемости. К
окончанию обучения в школе, по данным организации
здравоохранения России, остается от 3 до 6% здоровых
школьников. Здоровье и физическая активность, здоровье имышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия все больше
сближаются. Однако с каждым годом объем двигательной
активности человека уменьшается. А мышечный голод для
здоровья так же опасен, как недостаток кислорода или
витаминов. Это было многократно подтверждено различными
экспериментами.
Баскетбол – прекрасное средство для физического
развития человека, его подготовки к трудовой и общественной
жизни.
Специальные исследования показали высокую
эффективность занятий баскетболом для разностороннего
развития детского и юношеского организма. Бег и прыжки,
например, активизируют рост тела в длину; броски в высоко
расположенную цель способствуют формированию правильной
осанки; передача мяча на дальнее расстояние, борьба за мяч у
щита развивают силу мышц. Под влиянием физической нагрузки,
которую занимающиеся получают на занятиях и соревнованиях,
совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы,
увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких,
укрепляются многие мышцы ног, туловища, рук.
Ребята всех возрастов приняли спортивную игру в
баскетбол, как свою любимую игру и она привилась в их среде
настолько, что мы педагоги дополнительного образования не
могли остаться в стороне от столь массового увлечения.
Игровая деятельность хороша не только для физического,
но и для развития познавательных интересов, выработки воли и
характера, формирования умения ориентироваться в окружающей
действительности, сплочения коллектива. Игровой процесс
обеспечивает развитие общеобразовательного потенциала
личности, ее индивидуальности, творческого отношения к любой
деятельности.
Школьники, занимающиеся баскетболом, очень быстро
обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже
болеют, лучше учатся, активнее участвуют во всех мероприятиях,
проводимых в школе, в соревнованиях показывают результаты
лучше, чем у других ребят. Эти преимущества баскетболистов,
несомненно, являются результатом самой игры.Данная образовательная программа разработана на основе
УМК: Внеурочная деятельность учащихся « Баскетбол». Г.А
Колодницкий. М- «Просвещение» 2011год.
Педагог,
Программа позволяет развивать физические способности
проанализировав возможности,
может выбрать
обучающихся.
заинтересованность детей и родителей,
подходящий вариант реализации программы.
На первый год обучения отводится – 1 часа в неделю, 35 часа - в
год.
Занятия должны быть направлены на всестороннюю физическую
подготовку занимающихся и на изучение основ техники и тактики
игры в баскетбол.
Программой предусматриваются группы, состоящие из 20 человек
Возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы, – 12-13 лет.
В секцию баскетбола принимаются девочки и мальчики,
допущенные врачом к занятиям по физической культуре.
Цель: формирование личностных качеств, способствующих
всестороннему развитию ребенка, приобщение его к здоровому
образу жизни посредством игры в баскетбол.
Задачи:
• обучить технике и тактике игры в баскетбол;
• научить свободно и правильно применять правила в
Обучающие:
игре.
Воспитательные:
• воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки,
дисциплинированности;
•
в самореализации;
• формировать эмоционально-ценностное отношение к
оказывать помощь воспитанникам в самопознании,
окружающему миру;
• способствовать сплочению коллектива.
Развивающие:
• способствовать развитию силы, быстроты реакции,выносливости, ловкости;
• содействовать правильному физическому развитию;
• прививать детям любовь к спорту и здоровому образу
жизни;
способствовать развитию трудолюбия, воли к победе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного общего образования
по физической культуре являются:
•
•
•
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
•
•
•
•
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями
в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
•
•
•
•
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;•
•
•
•
•
•
•
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её
роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития
(длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять
ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их
с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса,
регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических
качеств;•
•
•
•
•
•
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр
и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении
общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом
техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
Формы проведения занятий
Занятия в секции проводятся в форме тренировок, соревнований,
сдачи контрольных нормативов, теоретических занятий (сюда
также входит чтение рефератов,
написанных самими
воспитанниками), товарищеских игр, просмотра и анализа
учебных фильмов и т.д.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся после 1-го года обучения
должны знать:
технику безопасности на занятиях в баскетбольной секции;
составляющие самоконтроля спортсмена;
основные правила игры в баскетболе;
историю возникновения и развития баскетбола;
•
•
•
•
• гигиену повседневного быта. Режим дня.
Должны:
• владеть основными элементами игры в баскетбол;
• владеть основами тактики игры в баскетбол;
• освоить силовую подготовку.
Краткая характеристика баскетбола
Баскетбол ( от англ. Basket корзина, ball мяч) – игра с мячом двух команд по 5
человек на специальной площадке, с двух сторон которой находятся стойки с
прикрепленными к ним кольцами. Кольцо (корзина) находится на высоте 3,05 м отпола.
Цель каждой команды забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину)
соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою
корзину. За каждый результативный бросок мяча в корзину соперников команда
получает:
•
•
•
за штрафной бросок – 1 очко;
за бросок, сделанный в пределах трёхочковой линии, 2 очка;
за бросок, сделанный изза трёхочковой линии, 3 очка.
Победителем становится команда, набравшая большее количество очков по
истечении игрового времени. Ничьих в баскетболе не бывает. При равном счете по
истечении основного времени матча назначается овертайм (5 мин дополнительного
времени), если и по его окончании счет будет равен, назначается второй овертайм,
третий овертайм и т.д. до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.
Всего в команде 12 человек (5 полевых игроков и 7 запасных). Количество
замен в баскетболе ограничено, но проводить их можно только в тот момент, когда
остановлен секундомер. Игра продолжается четыре четверти, по 10 мин чистого
времени каждая.
Место для игры. Площадка для игры в баскетбол представляет собой
прямоугольник размером 28 м в длину и 15 м в ширину от внутреннего края
ограничивающих линий для официальных соревнований ФИБА. Для всех других
соревнований игровые площадки должны быть с минимальными размерами 26х14 м.
Баскетбольная площадка разделена на две разные половины центральной
линией. Каждая половина имеет одинаковую разметку.
Баскетбольный мяч. Имеет сферическую форму оранжевого цвета с
традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов. Масса мяча составляет
567650 г, окружность – 750780 мм. Используются так же и мячи меньших
размеров.
Принятое деление баскетбольных мячей по размерам
Размер
Размер 7
Размер 6
Размер 5
Размер 3
Длина окружности,
мм
750780
720740
690710
560580
Масса, г
567650
500540
470500
300330
В играх мужских команд используются мячи «размер 7», в играх женских
команд «размер 6», в матчах по минибаскетболу – «размер 5», в играх команд
подросткового возраста – «размер 5», для детей младше 9 лет вес мяча составляет300330 г.
Баскетбольные мячи бывают двух типов: предназначенные для игры только в
помещениях (англ. Indoor) и универсальные, т.е. пригородные для использования и в
помещениях, и на улице (англ. Indoor|outdoor).
Примерное распределение учебного материала по баскетболу по классам
представлено ниже в таблице.
№
п/п
Учебный материал
Классы
Основы знаний (в процессе учебнотренировочных занятий)
Передвижения и остановки без мяча
2
1 Правила безопасности и профилактика
травматизма на занятиях по баскет
болу
Терминология в баскетболе. Техника
выполнения игровых приемов
Тактические действия в баскетболе
3
4 Правила соревнований по баскетболу.
Жесты судей
1 Стойка игрока. Перемещение в защитной
стойке: вперед, назад, вправо, влево.
2 Бег: лицом вперед, приставными шагами в
стороны, вперед и назад, спиной вперед.
Скоростные рывки из различных
исходных положений.
3 Остановки: двумя шагами, прыжком.
4 Прыжки, повороты вперед, на
5 Сочетание способов передвижений (бег,
остановки, прыжки, повороты, рывки)
зад.
Р
Р
Р
Р
+
Ловля мяча:
груди;
•
•
мяча (в прыжке)
двумя руками на уровне
двумя руками «высокого»
Ловля мяча
Р
Передача мяча
1 Передача мяча двумя руками от груди на
Р
месте и в движении
2 Передача мяча одной рукой от плеча
3 Передача мяча двумя руками с отскоком
от пола
4 Передача двумя руками сверху
5 Передача мяча одной рукой снизу вперед
6 Передача мяча одной рукой снизу назад
7 Передача мяча одной рукой изза спины
1
Ведение мяча правой и левой рукой с
высоким и низким отскоком (на месте и в
движении)
5
•
6
•
7
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
З
З
З
З
З
+
З
З
З
С
С
+
З
З
Р
8
•
•
•
•
С
С
+
+
+
С
Р
С
З
Р
•
•
•
•
С
С
+
+
+
+
З
С
С
З
Р
9
10
•
•
•
•
С
С
+
+
+
+
С
•
•
•
•
С
С
+
+
+
+
С
С
С
С
С
С
С
З
С
Р, З С
Р, З С
Р, З С
Ведение мяча
Р
З
З
С
С
С
С2
3
4
5
6
Ведение мяча с изменением скорости
передвижения
Ведение мяча с изменением высоты
отскока (на месте и в движении)
Ведение мяча в движении с переводом на
другую руку
Ведение мяча с изменением направления
движения
Ведение мяча с обводкой препятствий
1 Бросок двумя руками от груди
2 Бросок одной рукой от плеча с места
3 Бросок одной рукой от плеча в движении
после ведения
№
п/п
4 Бросок в кольцо одной рукой сверху в
Учебный материал
прыжке
5 Штрафной бросок
Р
Р
Р
Р
5
Броски мяча
Отбор мяча
1
Выбивание мяча из рук соперника,
выбивание мяча при ведении
Вырывание мяча из рук соперника
2
3 Накрывание мяча при броске
1 Финты без мяча
2 Финты с мячом
Отвлекающие приемы (финты)
З
Р
Р
Р
З
З
З
З
Р
6
Р
З
З
Р
З
Р
З
З
З
7
Р
З
З
С
С
З
З
З
З
З
З
8
Р
З
З
Р
С
С
З
С
З
С
С
С
9
Р
З
С
С
З
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
10
11
З
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
Р
С
Р
С
З
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
1 Сочетание приемов без броска мяча в
+
+
+
+
+
+
2 Сочетание приемов с броском мяча в
+
+
+
+
+
+
Тактика игры
кольцо
кольцо
1 Индивидуальные действия в нападении и
защите
Групповые действия в нападении и
защите:
2
•
•
•
•
•
•
•
взаимодействие двух игроков;
взаимодействие нападающих
против одного защитника (2Х1);
взаимодействие двух
нападающих против двух защитников
(2Х2);
взаимодействие двух игроков в
нападении через «заслон»;
взаимодействие трех нападаю
щих против двух защитников (3Х2);
взаимодействие в нападении с
участием двух игроков («передай мяч и
выйди на свободное место»);
взаимодействие в нападении с
участием трех игроков («тройка»);
С
С
+
+
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
С
З
З
Р
Р
Р
Р
З
Р
З
С
З
Р
Р
Р
З
З
С
С
З
З
З
С
Р
Рвзаимодействие в нападении с
участием трех игроков («малая восьмер
ка»)
3 Командные действия в нападении и
защите:
позиционное нападение;
зонная защита
4 Двусторонняя учебная игра
•
•
•
+
+
Подвижные игры и эстафеты
+
+
+
+
1 Игры и эстафеты на закрепление и
совершенствование технических приемов
и тактических действий
развивающие
физические
2 Игры,
способности
+
+
Развитие
скоростносиловых,
способностей, выносливости, гибкости
скоростных,
Физическая подготовка
силовых,
координационных
+
+
Судейская практика
Судейство игры в баскетболе
Р,З
Р,З
+
+
+
+
+
С
С
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Условные обозначения: Р разучивание двигательного действия; З закрепление
двигательного действия; С совершенствование двигательного действия; (+)
указывает на использование данного материала в учебнотренировочном занятии.
Тематическое планирование 5кл.
№ Названия
разделов и тем
Передвижения
и остановки без
мяча
1
2
3
4
5
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Содержание
занятий
Форма
проведения
занятия
Правила
безопасности и
профилактика
травматизма на
занятиях по
баскетболу
Стойка игрока.
Перемещение в
защитной стойке:
вперед, назад,
вправо, влево
Остановки: двумя
шагам, прыжком
Прыжки, повороты
вперед, назад
Сочетание способов
передвижений (бег,
остановки, прыжки,
Теория
Практика
Практика
Практика
Практика6 Ловля мяча
7 Передача мяча
8
9
10
11
12
13 Ведение мяча
14
15
16
17 Броски мяча
18
19
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
повороты, рывки)
Ловля мяча:
двумя руками на
уровне груди;
двумя руками
«высокого» мяча (в
прыжке)
Передача мяча
двумя руками от
груди на месте и в
движении
Передача мяча
одной рукой от
плеча
Передача мяча
двумя руками с
отскоком от пола
Передача мяча
двумя руками
сверху
Передача мяча
одной рукой снизу
вперед
Передача мяча
одной рукой снизу
назад
Ведение мяча
правой и левой
рукой с высоким и
низким отскоком (на
месте и в движении)
Ведение мяча с
изменением
скорости
передвижения
Ведение мяча с
изменением высоты
отскока (на месте и
в движении)
Ведение мяча в
движении с
переводом на
другую руку
Бросок двумя
руками от груди с
места
Бросок одной рукой
от плеча с места
Бросок одной рукой
от плеча в движении
после ведения
Бросок в кольцо
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
121 Отбор мяча
Отвлекающие
приемы
(финты)
Выполнение
комбинаций из
освоенных
элементов
техники
перемещений и
владения
мячом
22
23
24
25
26
27
28
29 Техника игры
30
31
32
Подвижные
игры и
эстафеты
33
34 Физическая
подготовка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
одной рукой сверху
в прыжке
Выбивание мяча из
рук соперника,
выбивание мяча при
ведении
Вырывание мяча из
рук соперника
Накрывание мяча
при броске
Финты без мяча
Финты с мячом
Сочетание приемов
без броска мяча в
кольцо
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Сочетание приемов
с броском мяча в
кольцо
Индивидуальные
действия в
нападении в защите
Взаимодействие
двух игроков
Взаимодействие
двух нападающих
против одного
защитника
Двусторонняя
учебная игра
Игры и эстафеты на
закрепление и
совершенствование
технических
приемов и
тактических
действий
Игры, развивающие
физические
способности
Развитие силовых,
скоростносиловых,
координационных
способностей.
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1№ Названия
разделов и тем
Передвижения
и остановки без
мяча
1
2
3
4
5
6 Ловля мяча
7 Передача мяча
8
9
10
11
12
13 Ведение мяча
Тематическое планирование 6кл.
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Содержание
занятий
Правила
безопасности и
профилактика
травматизма на
занятиях по
баскетболу
Стойка игрока.
Перемещение в
защитной стойке:
вперед, назад,
вправо, влево
Остановки: двумя
шагам, прыжком
Прыжки, повороты
вперед, назад
Сочетание способов
передвижений (бег,
остановки, прыжки,
повороты, рывки)
Ловля мяча:
двумя руками на
уровне груди;
двумя руками
«высокого» мяча (в
прыжке)
Передача мяча
двумя руками от
груди на месте и в
движении
Передача мяча
одной рукой от
плеча
Передача мяча
двумя руками с
отскоком от пола
Передача мяча
двумя руками
сверху
Передача мяча
одной рукой снизу
вперед
Передача мяча
одной рукой снизу
назад
Ведение мяча
правой и левой
рукой с высоким и
Форма
проведения
занятия
Теория
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика14
15
16
17 Броски мяча
18
19
20
21 Отбор мяча
Отвлекающие
приемы
(финты)
Выполнение
комбинаций из
освоенных
элементов
техники
перемещений и
владения
мячом
22
23
24
25
26
27
28
29 Техника игры
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
низким отскоком (на
месте и в движении)
Ведение мяча с
изменением
скорости
передвижения
Ведение мяча с
изменением высоты
отскока (на месте и
в движении)
Ведение мяча в
движении с
переводом на
другую руку
Бросок двумя
руками от груди с
места
Бросок одной рукой
от плеча с места
Бросок одной рукой
от плеча в движении
после ведения
Бросок в кольцо
одной рукой сверху
в прыжке
Выбивание мяча из
рук соперника,
выбивание мяча при
ведении
Вырывание мяча из
рук соперника
Накрывание мяча
при броске
Финты без мяча
Финты с мячом
Сочетание приемов
без броска мяча в
кольцо
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Сочетание приемов
с броском мяча в
кольцо
Индивидуальные
действия в
нападении в защите
Взаимодействие
Практика
Практика
Практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
130
31
32
Подвижные
игры и
эстафеты
33
34 Физическая
подготовка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
двух игроков
Взаимодействие
двух нападающих
против одного
защитника
Двусторонняя
учебная игра
Игры и эстафеты на
закрепление и
совершенствование
технических
приемов и
тактических
действий
Игры, развивающие
физические
способности
Развитие силовых,
скоростносиловых,
координационных
способностей,
выносливости.
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Тематическое планирование 7кл.
№ Названия
разделов и тем
Передвижения
и остановки без
мяча
1
2
3
4
5
6 Ловля мяча
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Содержание
занятий
Форма
проведения
занятия
Правила
безопасности и
профилактика
травматизма на
занятиях по
баскетболу
Стойка игрока.
Перемещение в
защитной стойке:
вперед, назад,
вправо, влево
Остановки: двумя
шагам, прыжком
Прыжки, повороты
вперед, назад
Сочетание способов
передвижений (бег,
остановки, прыжки,
повороты, рывки)
Ловля мяча:
двумя руками на
Теория
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика7 Передача мяча
8
9
10
11
12
13 Ведение мяча
14
15
16
17 Броски мяча
18
19
20
21 Отбор мяча
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
уровне груди;
двумя руками
«высокого» мяча (в
прыжке)
Передача мяча
двумя руками от
груди на месте и в
движении
Передача мяча
одной рукой от
плеча
Передача мяча
двумя руками с
отскоком от пола
Передача мяча
двумя руками
сверху
Передача мяча
одной рукой снизу
вперед
Передача мяча
одной рукой снизу
назад
Ведение мяча
правой и левой
рукой с высоким и
низким отскоком (на
месте и в движении)
Ведение мяча с
изменением
скорости
передвижения
Ведение мяча с
изменением высоты
отскока (на месте и
в движении)
Ведение мяча в
движении с
переводом на
другую руку
Бросок двумя
руками от груди с
места
Бросок одной рукой
от плеча с места
Бросок одной рукой
от плеча в движении
после ведения
Бросок в кольцо
одной рукой сверху
в прыжке
Выбивание мяча из Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
ПрактикаОтвлекающие
приемы
(финты)
Выполнение
комбинаций из
освоенных
элементов
техники
перемещений и
владения
мячом
22
23
24
25
26
27
28
29 Техника игры
30
31
32
Подвижные
игры и
эстафеты
33
34 Физическая
подготовка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
рук соперника,
выбивание мяча при
ведении
Вырывание мяча из
рук соперника
Накрывание мяча
при броске
Финты без мяча
Финты с мячом
Сочетание приемов
без броска мяча в
кольцо
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Сочетание приемов
с броском мяча в
кольцо
Индивидуальные
действия в
нападении в защите
Взаимодействие
двух игроков
Взаимодействие
двух нападающих
против одного
защитника
Двусторонняя
учебная игра
Игры и эстафеты на
закрепление и
совершенствование
технических
приемов и
тактических
действий
Игры, развивающие
физические
способности
Развитие силовых,
скоростносиловых,
координационных
способностей,
выносливости.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Содержание и организация занятий по баскетболуВо внеурочной деятельности учащиеся общеобразовательных организаций
занимаются баскетболом в спортивной секции общеобразовательной организации,
участвуют во внутри школьных и внешкольных соревнованиях по баскетболу.
Основными задачами учебнотренировочного процесса в школьной спортивной
секции по баскетболу являются:
•
•
пропаганда здорового образа жизни,
гармоническому физическому развитию занимающихся;
укреплению здоровья,
содействие
популяризация баскетбола как вид спорта и активного отдыха (физической
реакции);
• формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
•
•
обучение технике и тактике игры в баскетбол;
развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростносиловых,
координационных, выносливости, гибкости);
• формирование необходимых теоретических знаний;
•
воспитание моральных и волевых качеств.
Обучение игре начинается с изучения отдельных приёмов (вначале технике нападения, а
затем защиты). Как только освоены одиндва приема нападения, следует переходить к
соответствующим контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается тактика
игры. Правила игры изучаются параллельно с соответствующими приемами тактики и
техники.
Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:
• Ознакомление с приемами.
• Изучение приема в упрощенных или специально созданных условиях.
• Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры
обстановке.
• Применение приема в игре.
В основе успешного выполнения всех технических приемов в баскетболе лежит
умение хорошо владеть мячом (хорошо развитое чувство мяча). Поэтому в
подготовительную часть занятия целесообразно включать различные упражнения с
баскетбольным мячом, не содержащие непосредственно игровых приемов.
Упражнения с баскетбольным мячом:
•
•
и. п. – ноги врозь, мяч внизу; присесть и поднять мяч над головой;
и. п. – мяч над головой; выполнить выпады вправо (влево), подавая мяч вперед;•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
и. п. – ноги шире плеч, мяч впереди; наклониться вперед, подбросить мяч между
ног вверх, выпрямиться с поворотом вправо (влево) и поймать мяч двумя
руками (рис. 1, а);
и. п. – ноги шире плеч, мяч вверху; выполнить наклон вниз с последующим
броском мяча между ногами за спину вверх, затем, выпрямляясь, развернуться
на 180 и поймать мяч над головой (рис. 1, б);
и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать мяч
двумя руками (рис. 1,в);
и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, выпрыгнуть и поймать его в прыжке;
и. п. – упор лежа сзади, ноги согнуты, мяч на животе; перемещаться «крабом» в
различных положениях, удерживая мяч (рис. 1, г);
и. п. – мяч перед собой; перекладывая мяч из одной руки в другую, выполнить
круговые движения мячом вокруг шеи, туловища вправо (влево) (рис. 1,д);
и. п. – ноги шире плеч; перевести мяч с руки на руку вокруг правой (левой) ноги
(рис. 1, е);
и. п. полу присед; перевести мяч с руки на руку вокруг ног (рис. 1, ж);
и. п. – ноги шире плеч; перевести мяч с руки на руку «восьмеркой» вокруг и
между ног (рис. 1, з);
и. п. стойка баскетболиста: выполнять ведение мяча между ног по
«восьмерке», поочередно обводя правую и левую ногу;
и. п. стойка на правом (левом) колене: выполнить ведение мяча сначала вокруг
впереди стоящей ноги, затем вокруг обеих ног (рис. 1, и)
При проведении двусторонних учебных игр необходимо распределять
занимающихся по командам с учетом уровня их подготовленности. В игре занимающиеся
должны использовать весь свой арсенал техникотактических приемов и действий.
Целесообразно поощрять успешной применение тактического группового взаимодействия
«передай мяч и выходи на свободное место» дополнительными премиальными очками.
Замены следует производить после заброшенного мяча или через каждые 23 мин.
Чтобы избежать затраты времени на ведение мяча, следует ограничить количество
попыток ведения в одной атаке тремячетырьмя. В защите обучаемые должны играть по
принципу «игрок держит игрока». Целесообразно к судейству игры привлекать учащихся в
качестве помощников судьи.
В игровой деятельности необходимо постоянно обращать внимание на
индивидуальные действия игроков без мяча и с мячом, как в нападении, так и в защите.
При оценивании действий игрока без мяча следует учитывать:•
•
•
•
•
выбор благоприятной позиции для получения мяча;
своевременный выход на выбранную позицию;
опеку игрока команды соперника без мяча;
защитные действия против игрока с мячом;
способы перемещения по площадке.
При оценке действий игрока с мячом следует учитывать:
•
•
•
•
умение маскировать свои действия финтами;
точность передачи мяча;
технику и скорость ведения мяча;
выход на удобную позицию для выполнения броска и его
точность.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Учащиеся после 1-го года обучения
должны знать:
технику безопасности на занятиях в баскетбольной секции;
составляющие самоконтроля спортсмена;
основные правила игры в баскетболе;
историю возникновения и развития баскетбола;
•
•
•
•
• гигиену повседневного быта. Режим дня.
Должны:
• владеть основными элементами игры в баскетбол;
• владеть основами тактики игры в баскетбол;
• освоить силовую подготовку.
Основные требования к уровню подготовленности учащихся по
разделу «Баскетбол» школьной программы.
В результате изучения раздела «Баскетбол» курса «Физическая культура» на
занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:
Знать
•
Значение баскетбола в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма
занимающихся;
• Правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;
• Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной
техники
• Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов итактических действий;
• Упражнения для развития физических способностей (скоростных,
силовых, скоростносиловых, координационных, выносливости,
гибкости);
• Контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания
физической и технической подготовленности и требования к технике и
правилам их выполнения;
• Основное содержание правил соревнований по баскетболу;
• Жесты баскетбольного судьи;
• Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами
баскетбола;
Уметь
• Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях по баскетболу;
•
Выполнять технические приемы и тактические действия;
• Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние
организма) на занятиях по баскетболу;
• Играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
• Демонстрировать жесты баскетбольного судьи;
Оснащенность учебнотренировочного процесса (учебный инвентарь и оборудование):
Мячи баскетбольные тренировочные, мячи баскетбольные матчевые, насос с иглой для
надувания мячей, сетка для переноса и хранения мячей, фермы настенные баскетбольные,
щиты тренировочные навесные с кольцом и сеткой, демонстрационная доска, свисток
судейский, секундомер (механический или электронный), табло перекидное, набивные мячи
весом 12кг, скамейки гимнастические и разновысокие тумбы (для развития прыгучести и
прыжковой выносливости), скакалки гимнастические, переносные стойки для обводки,
конусы с отверстием, жилетки разного цвета с номерами.
Причины и предупреждение травматизма на
занятиях по баскетболу
Баскетбол – командная высоко динамичная игра. Она связана с множеством
разнообразных двигательных действий (бег, остановки, повороты, прыжки, ловля и ведение
мяча), которые выполняются в различных направлениях и темпе, при поддержке игроков
своей команды и активном сопротивлении команды противника на небольшой по размеру
спортивной площадке.
Обманные движения (финты), попытки перехвата мяча, столкновения игроков при
беге и выполнении прыжков под баскетбольным щитом (в борьбе за летящий мяч),
применение во время игры грубых и опасных приемов (толчки, удары), метеорологическиефакторы (дождь) могут привести к различным травмам.
Наиболее типичные травмы: повреждение кисти и пальцев руки (при неудачной
ловле сильной передачи мяча от партнера, при перехвате мяча, при борьбе за мяч после
отскока от щита или от корзины); ушибы (при столкновении игроков и неудачном падении);
растяжение связок коленного и голеностопного суставов; повреждения менисков коленного
сустава; разрыва ахиллова сухожилия; повреждения поясничного отдела позвоночника;
травмы лица (подбитый глаз, кровоточащий нос, повреждение челюсти) и др.
Нападающий команды соперника выполнил бросок мяча по кольцу, защитник при подборе
мяча неудачно выпрыгнул и попал под локоть центрового. Удар был с такой силы, что защитник
получил открытый перелом носа и сотрясение мозга средней тяжести
Несчастный случай
Для предотвращения травматизма на занятиях по баскетболу необходимо знать
причины возникновения травм, соблюдать правила организации занятий, а также
использовать соответствующие средства и методы обучения и тренировки.
Причины травматизма:
•
•
•
неправильное размещение или слишком большое количество занимающихся
в зале, на спортивной площадке;
недостаточная разминка или отсутствие её;
недисциплинированность, например, ктото из занимающихся после
выполнения упражнения не положил мяч в отведенное место и он выкатился
на площадку, а другой занимающийся споткнулся об этот мяч и подвернул
ногу;
• жесткие (перекаченные) мячи;
•
•
•
•
•
•
•
столкновение игроков в игровой и соревновательной деятельности (при
перехватах мяча, выполнении финтов и т.п.);
неудачное приземление при прыжке;
умышленное нарушение правил игры, например задерживание руками
соперника, подножка и т.п.;
грубость в игре (толчок соперника, удар по рукам), некорректное поведение
(преднамеренный удар ногой или кулаком по мячу и др.);
препятствование движению соперника – раскрывать руки или подставлять
свою спину, бедра, колени (рис. 2);
недостаточно надежная установка и крепление баскетбольных щитов;
слишком близкое расположение скамеек от границы игровой площадки;• Неблагоприятные гигиенические и метеорологические условия: слабое
освещение и вентиляция, низкая температура воздуха, ослепляющие лучи
солнца и др.
При проведении занятий по баскетболу, чтобы избежать травматизма, необходимо строго
соблюдать следующие меры безопасности:
• Провести инструктаж по технике безопасности и правилам игры.
•
Занятия по баскетболу проводить на сухой спортивной площадке с ровным
покрытием или в спортивном зале с чистым и сухим полом.
• Игровая поверхность должна быть равномерно и достаточно освещена. Источники
света должны находиться там, где они не будут мешать зрению игроков.
• До начала занятий проверить состояние, готовность баскетбольной площадки и
наличие необходимого спортивного инвентаря. Убрать посторонние предметы с
игровой площадки.
• Перед занятием проветрить спортивный зал.
• Баскетбольные мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с
правилами .
•
Занимающиеся должны быть в спортивной одежде и в спортивной обуви
(тренировочный костюм, майка, трусы, кроссовки с нескользящей подошвой),
предусмотренных правилами игры. Ногти на руках должны быть коротко
острижены.
• Перед занятием занимающимся необходимо снять кольца, браслеты, цепочки, серьги
и др.
•
В начале занятия обязательно выполнить разминку и специальные упражнения для
мышц и связок рук, пальцев, коленного и голеностопного суставов.
• На занятиях строго соблюдать дисциплину, выполнять указания учителя
физической культуры (тренера, судьи, капитана команды).
• Особую осторожность проявлять вблизи стен или возле какоголибо спортивного
оборудования. Все острые и выступающие части оборудовать предварительно
заложить гимнастическими матами или огородить.
Запрещается:
•
Во время отработки приемов игры использовать мячи нестандартных размеров и
массы;
• Играть на неровных и скользких поверхностях;• На занятиях жевать жевательную резинку, сосать конфеты, леденцы и т.п.
Дисциплинированность, хорошая разминка, овладение рациональной техникой,
соблюдение правил игры – основа обеспечения безопасности на занятиях по
баскетболу.
1. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий
Библиография.
Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол пособие для учителей и методистов
(ФГОС). – М. : Просвещение, 2013. 112 с.
2. Физическая культура. 57 классы. Под редакцией М.Я. Виленского . Учебник для
общеобразовательных учреждений.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Самара
средняя общеобразовательная школа №27
с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №27 г.о. Самара
К.Е.Ловичко
Приказ № от 01.09.2015 г.ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Баскетбол»
Направление: Спортивнооздоравительное.
Возраст школьников: 567 классы.
Разработчик: Киреева Т.А. Гурьев К.А.
2015 год