Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
doc
технология
4 кл
11.03.2018
Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"
В связи с переходом на новые стандарты образования большое значение приобрела проблема развития творческих способностей личности, интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и пониманию места человека в нем. Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые руки» для учащихся начальных классов составлена на основе программы Геронимус Т.М. Трудовое обучение. Школа мастеров. – АСТ - ПРЕСС, Москва, 2002год и реализует требования Федерального образовательного стандарта нового поколения. Она побуждает творческую деятельность обучающихся, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. Включает достаточно большой диапазон видов деятельности для усвоения культурного наследия русского народа, воспитания эстетического отношения к действительности, развития вкуса. Изучение этого курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, литературное чтение, риторика. Цель настоящей программы - создание условий для развития творческих способностей обучающихся в области декоративно - прикладного искусства. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в деятельности; -научить творчески, с воображением и фантазией относиться к любой работе.
Умелые_руки_4_класс[1].doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Умелые руки» 4 класс Пояснительная записка В     связи     с    переходом       на    новые     стандарты     образования     большое значение   приобрела   проблема   развития   творческих   способностей   личности, интереса     к     культуре     своей     Родины,     истокам     народного     творчества, эстетического   отношения   к   действительности,   воспитанию   мировоззрения – особого  отношения  к  миру  и  пониманию   места  человека  в  нем. Рабочая     программа     внеурочной     деятельности     «Умелые     руки»     для учащихся  начальных  классов  составлена на основе  программы    Геронимус Т.М. Трудовое   обучение.   Школа   мастеров. – АСТ ­   ПРЕСС,   Москва, 2002год   и реализует     требования     Федерального   образовательного     стандарта     нового поколения.   Она   побуждает     обучающихся,   деятельность     творческую   направленную     на     постановку     и     решение     проблемных     ситуаций     при выполнении     работы.     Включает     достаточно     большой     диапазон     видов деятельности     для     усвоения     культурного     наследия     русского     народа, воспитания   эстетического     отношения   к   действительности,   развития   вкуса. Изучение       этого     курса     тесно     связано     с     такими     дисциплинами,     как изобразительное  искусство, литературное  чтение,  риторика. Цель  настоящей  программы ­ создание  условий  для  развития  творческих способностей обучающихся в области декоративно ­ прикладного искусства. Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач: ­ развивать    природные   задатки   и     способности,   помогающие   достижению успеха  в  деятельности; ­научить  творчески,  с  воображением  и  фантазией  относиться  к  любой  работе. Данная программа адресована детям 7­11 лет, которые проявляют интерес к Общая характеристика учебного  курса декоративно­прикладному искусству  и ручному труду Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа   с   бросовым   материалом   и   бисером)   и   направлена   на   овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Особое   внимание   в   программе   отводится   практическим   работам,   при   выполнении которых учащиеся:  знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при   изготовлении   изделия,   учатся   подбирать   необходимые   материалы   и инструменты;  овладевают   отдельными   технологическими   операциями   (способами   работы)   – разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;  знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;  знакомятся   с   законами   природы,   знание   которых   необходимо   при   выполнении работы;  учатся экономно расходовать материалы;  учатся преимущественно конструкторской деятельности;  Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности:   по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом   индивидуальных   особенностей   и   возможностей   школьника.   При изготовлении   какого­либо   изделия   ребенок   учится   устанавливать последовательность   выполнения   действий,   порядок   работы   инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен   в   данный   момент,   ­   все   это   сразу   же   сказывается   на   качестве   работы. Ребенок   действует   в   системе   наглядно   выраженных   требований,   выбирает   и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это   способствует   формированию   у   учащихся   способности   к   планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому 2 представлению   порядка   операции.   Это   сказывается   на   качестве   изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.     Главной задачей учителя становится забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том,   что   нужно   постараться   поменьше   объяснять,   лучше   вовлекать   детей   в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу   стремиться   на   помощь,   если   что­то   не   получается.   Ребенок   должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.         Для   повышения   и   поддержания   интереса   учащихся   к   объектам   труда,   его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых   заданий   бригад   или   звеньев   с   распределением   между   детьми   разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).       Программа  предусматривает  экскурсии,  практические  работы  и  проектную деятельность.           Форма промежуточной и итоговой аттестации воспитанников проводится 2 раза в год через выполнение итогового творческого задания.  Курс  завершается  организацией  и  проведением  Выставки творческих работ, демонстрацией     успеха     на     городских,     областных     выставках     детского творчества.   Свои   работы   учащиеся   используют   для   украшения   интерьера квартиры  и  игр,  дарят  родителям  и  близким.                        Место курса  в учебном плане На изучение  курса "Умелые руки"  отводится 1 ч в неделю. Программа  рассчитана  на 135 ч: 33 ч – в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч – во 2, 3 и 4  классах (34 учебные недели в каждом классе).   Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира ­ частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к 3 среде   обитания   и   выживания   человека,   а   также   переживание   чувства красоты,   гармонии,   её   совершенства,   сохранение   и   приумножение   её богатства,   отражение   в   художественных   произведениях,   предметах декоративно­прикладного искусства. Ценность   человека как   разумного   существа,   стремящегося   к   добру, самосовершенствованию   и   самореализации,   важность   и   необходимость соблюдения   здорового   образа   жизни   в   единстве   его   составляющих: физическом, психическом и социально­нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как  проявление высшей человеческой способности ­ любви. Ценность истины –  это  ценность  научного  познания как  части  культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность   семьи как первой   и   самой   значимой   для   развития   ребёнка социальной   и   образовательной   среды,   обеспечивающей   преемственность художественно­культурных,   этнических   традиций   народов   России   от поколения   к   поколению   и   тем   самым   жизнеспособность   российского общества. Ценность   труда   и   творчества как   естественного   условия   человеческой жизни,   потребности   творческой   самореализации,   состояния   нормального человеческого существования. 4 Ценность   свободы как   свободы   выбора   человеком   своих   мыслей   и поступков,   но   свободы   естественно   ограниченной   нормами,   правилами, законами   общества,   членом   которого   всегда   по   всей   социальной   сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание   чувствами   справедливости,   милосердия,  чести,   достоинства   по отношению к себе и к другим людям. Ценность   гражданственности –   осознание   человеком   себя   как   члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма ­ одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся   в   любви   к   России,   народу,   малой   родине,   в   осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.    Личностные результаты 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование  уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 5 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлении о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие   навыков   сотрудничества   с   взрослыми   и   сверстниками   в   разных ситуациях,   умений   не   создавать   конфликтов   и   находить   выходы   из   спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. 1. Овладение   способностью   принимать   и  реализовывать   цели  и  задачи  учебной Метапредметные результаты деятельности, приемами поиска средств ее осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование   умений   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов. 4. Использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в 5. соответствии с целями и задачами, осознанно строить смысловое высказывание соответствии   с   задачами   коммуникации   и   составлять   тексты   в   устной   и письменной формах. 6. Овладение логическими действиями  сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­ следственных   связей,   построения   рассуждения,   отнесения   к   известным понятиям.   Готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 7.    Предметные результаты 6 1. Получение   первоначальных   представлений   о   созидательном   и   нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Формирование   первоначальных   представлений   о   материальной   культуре   как предмете предметно­преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение   навыков   самообслуживания,   овладения   технологическими приемами   ручной   обработки   материалов,   усвоение   правил   техники безопасности; 4. Использование   приобретенных   знаний   и   умений   для   творческого   решения несложных конструкторских, художественно­конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.   Содержание курса Содержание курса 4 года обучения 1. Вводное занятие  ­ 1 час.   Теория.   Правила   по   технике   безопасности.  Соблюдение   порядка   на  рабочем месте. Из истории происхождения  ножниц. Беседа.  Практика.  Проведение входного контроля. 2.  Работа с бисером       ­ 5 час.  Теория.  Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения. Практика.   Плетение браслетов­“фенечек”. Плетение колец. Ажурные браслеты. Панно “Стрекозы”. Работа по замыслу детей. 3.   Работа с тканью, мехом    ­  4час. Теория.    Изготовление   плоскостных   и   объемных   изделий   из   текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и  раскрой ткани. Знакомство с наперстком.  Практика.  Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготавливать игрушки используя лекала). 4.   Работа с бумагой, картоном  и бросовым материалом ­  15час. Теория.    операций   обработки   бумаги (последовательность,   инструменты   и   приспособления).   Экономная   разметка заготовок.   Основные   способы   соединения   деталей   изделия.   Разметка   с Краткая   характеристика 7 использованием   разметочных   инструментов   (линейки,   карандаша,   циркуля). Складывание и сгибание заготовок; соединение деталей склеиванием. Практика.     Изготовление   карандашницы   (с   использованием   пластмассовой бутылки).   Изготовление   шкатулки­сувенира.  Игрушка   “Гордый   петух”   (из пластмассовой бутылки).   Изготовление чеканки (по замыслу детей).   Работа по замыслу детей. 5.   Вязание на спицах ­ 4 час. Теория.  Приемы вязания. Набор петель начального ряда.  Лицевые, изнаночные и кромочные петли.  Накиды. Прибавление и убавление петель. Практика.  Вязание шапочки и шарфика для куклы. 6.   Работа с пластилином ­ 4 час.   Теория.      Что   ты   знаешь   о   пластилине?       Приёмы   работы   с   пластилином. Знакомство с профессией скульптора.  Практика.  Лепка людей, животных. Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг   нас”,   “Волшебная   страна”.   Пластилиновая   аппликация   на   стекле   (по образцу). 7.   Итоговое занятие ­ 1  час.        Подведение   итогов.   Проведение   выставки   работ   школьников.     Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.    Тематическое планирование 4­й года обучения                                   Содержание   занятий   №     п\п Теорет ически х Практи ческих Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 Вводное занятие Работа с бисером. Работа с тканью, мехом Работа с бумагой и бросовым материалом Вязание на спицах Работа с пластилином Итоговое занятие Итого: 1 1 1 1 1 1 1 7    4  3 1 5 4  14 15  3  3   4 4 1  27 34 8 Формы проведения занятий № пп 1. Вводное занятие 2. Работа с пуговицами. Тема 3. Ручные швы 4. Изготовление салфетки с вышивкой 5. Изготовление украшений  из  бисера 6. Изготовление игрушки из помпона 7. Изготовление  игрушек  из  перчаток 8. Изготовление  украшений  для  елки 9. Материаловедение, работа  с  тканью 10. Изготовление игрушек из бросового  материала Формы проведения занятий  Инструктаж, экскурсия  Выставка, игра, практическая  работа Игра, практическая работа, беседа  Игра, практическая работа,  выставка Беседа, игра, практическая работа,  выставка Беседа, игра, практическая работа,  выставка Беседа, игра, практическая работа,  выставка Беседа, игра, практическая работа,  праздник Беседа, практическая  работа,  экскурсия Беседа, игра, практическая работа,  выставка 11. Изготовление пластилиновой аппликации Беседа, игра, практическая работа,  12. Творческий отчет.  Формы подведения итогов выставка Выставка, презентация,  тестирование № пп 1. Вводное занятие 2.  Материаловедение Тема Форма подведения итогов Фронтальная беседа. Фронтальная и индивидуальная  беседы, тестирование Практические задания Выполнение практических заданий. Контрольное занятие. Практические задания  Изготовление  украшений  из  бисера Практические задания  Вязание  крючком, на спицах Практические задания Практические задания Практические задания 3. Работа с тканью. 4. Работа с пуговицами. 5. Ручные швы 6. Изготовление салфетки с вышивкой 7. 8. 9. Изготовление игрушки из помпона 10. Изготовление игрушек  из  перчаток 9 11. Изготовление  украшений  для  елки 12. Изготовление игрушек из бросового  материала 13. Изготовление пластилиновой  аппликации 14. Творческий отчет. Практические задания Практические задания Практические задания Выставка работ, презентация. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)  для учащихся   1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А.  Мягкая игрушка своими руками / И.А. Агапова,  М.А. Давыдова. ­ М.: Айрис­пресс, 2003. – (Внимание: дети). 2. Богданов, В. В., Попова, С. Н.  Истории обыкновенных вещей. / В.В.Богданов,   С.Н.Попова. –­М., 1992. 3. Кононович, Т. П.  Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. / Т.П.Кононович. – М.,  2001. 4. Коноплева, Н. П.  Секреты домашнего хозяйства. / Н.П.Коноплева. ­ М., 1991. 5. Кочетова,  С.  Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. / С.Кочетова. ­ М., 2001. 6. Кочетова,  С.  Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. / С.Кочетова. – М., 2001. 7. Крутий, Я. В.  100 схем для вышивания крестом и гладью. / Я.В.Крутий.–  Ростов­на­Дону, 2000. 8. Кувалдина, О. Н.  Сделаем сами своими руками. / О.Н.Кувалдина. – Воронеж,  1999. 9. Лихачева, Т. Г.  Моя подружка – мягкая игрушка. / Т.Г.Лихачева. – Ярославль,  2000. 10. Лущик, Л. И., Несмиян, Т. Б.  Фантазийные цветы из ткани, бумаги, кожи,  бисера / Л.И. Лущик, Т.Б. Несмиян. – М.: Эксмо, 2006 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)  для учителя 1.Бабанский, Ю. К.  Методы обучения в современной общеобразовательной  школе / Ю.К.Бабанский. – М.: «Просвещение», 1985. .2. Геронимус, Т.М. 150 уроков труда в 1­4 классах: Методическое пособие. –  Тула: «Родничок» «Аркотус», 1998. 3. Горяинова, О. В.  Домашний текстиль своими руками: скатерти, подушки,  шторы, покрывала / О.В. Горяинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 4. Еременко, Т. И.  Иголка – волшебница: Кн. для учащихся 5­8 кл. сред. Шк. /  Т.И. Еременко. – М.: Просвещение, 1988. 5. Ефимова, А.  Сделаем игрушки сами. / А.Ефремова. – М., 1983. 6. Жарова,  Л. В.  Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. ­ М.: “Просвещение”,  1993. 10 7. Калинич, М., Павловская, Л. и др.  Рукоделие для детей.  / М. Калинич, Л.  Павловская, В. Савиных. – Минск: «Полымя», 1997.  8. Кононович,  Т. П.  Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. / Т.П.Кононович. – М.,  2001. 9. Коноплева,  Н. П.  Секреты домашнего хозяйства. /  Н.П.Коноплева. ­ М., 1991. 10. Конышева,  Н. М.  Методика трудового обучения младших школьников / Н.М.  Конышева. – М.: “Просвещение”, 1999. 11.Конышева,  Н. М.  Чудесная мастерская: учебник по трудовому обучению для  учащихся 1­2 классов / Н.М. Конышева. – М.: “Просвещение”, 1997.  12.Конышева,  Н. М.  Наш рукотворный мир. (От мира природы к миру вещей):  учебник по трудовому обучению для 2­3 классов / Н.М. Конышева. – М.:  “Просвещение”, 1997. 13. Кочетова, С.  Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. / С.Кочетова. – М., 2011.  14. Крутий,  Я. В.  100 схем для вышивания крестом и гладью. / Я.В.Крутий. –  Ростов­на­Дону, 2000. 15.Моисеенко,  Ю. Е., Бичукова , Е. В., Бичукова, Т. В. Волшебный стежок. /  Ю.Е.Моисеенко, Е.В.Бичукова, Т.В.Бичукова. – Минск, 2000. 16.Нагибина, М. И.  Чудеса из ткани своими руками. /  М.И. Нагибина. –  Ярославль: «Академия развития», 1997. 17.Найдёнова, Л. А.  Программа деятельности детского объединения «Чудесный  сундучок» / Сборник материалов областного конкурса «Педагог­внешкольник, 98» / под.ред. Г.И. Васинской. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. С. 129­137.  18. Перевертень, Г. И.  Самоделки из текстильных материалов. / Г.И. Перевертень.  – М., 1990.   2. Печатные пособия 1. Инструкции по технике безопасности при работе с инструментами. 2. Материалы бесед о личной безопасности на занятии, в учреждении, на улице. 3.   Наглядно­иллюстративные   и   дидактические   материалы:   коллекции промышленных образцов тканей и   ниток; образцы изделии по всем темам; образцы   ручных   швов;   образцы   и   схемы   вышивки;     выкройки   мягких   для   использования объёмных,   плоских   игрушек;   подбор   материалов   различной   фурнитуры;   образцы   и   схемы   плетения   макраме;   раздаточный   карты;   дидактические материал,   технологические   и   инструкционные   карточки. 4.Технические средства обучения 11 Классная   доска   с   набором   приспособлений   для   крепления   таблиц, персональный компьютер, мультимедийный проектор. 12

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018