Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я» разработана на основе авторской программы Князевой Т.Н. Я учусь учиться (Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2004)
Данная программа является составной частью основной бразовательной программы начального общего об¬разования образовательного учреждения, разработана в соответствии с тре¬бованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа¬ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: повышение психологической культуры школьников, формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической деятельности.
5. Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;
6. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
7. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
8. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
9. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся, формировать связную и последовательную речь.документ
1в 2015-16 -.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
досуговоразвлекательной деятельности «Тропинка к своему «Я»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
_начальное общее образование 1 «В» класс_________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Учитель ___Каргина Светлана Васильевна___
Программа разработана на основе
авторской программы авторской программы Князевой Т.Н. Я учусь
учиться М.: АРКТИ , 2004
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Количество часов по
учебному плану
Всего за учебный год
В т.ч.
на I полугодие
на II полугодие
32
32
15
17 учебный год_201516
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я» разработана на основе
авторской программы Князевой Т.Н. Я учусь учиться (Князева Т.Н. Я учусь учиться.
Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2004)
Данная программа является составной частью основной бразовательной программы
начального общего образования образовательного учреждения, разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их
духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание
основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в
общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные
нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими
возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной
мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В
особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо
быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической
незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на
формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к.
способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит
находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы
дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать
свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы
психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для
полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей
в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому
ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его
успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование
у них следующих умений и способностей:
осознание себя с позиции школьника
умение адекватно вести себя в различных ситуациях
умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
способность справляться со страхами, обидами, гневом
умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к
одноклассникам
умение справляться с негативными эмоциями стремление к изучению своих возможностей и способностей
успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: повышение психологической культуры школьников,
формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание
условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к
внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку
1
2
7
8
9
чувства другого человека.
преодоления.
3
4
Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и
логического запоминания, обучить приемам аналитикосинтетической деятельности.
5
6
Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния
в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся, формировать связную и
последовательную речь.
Описание места предмета в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему «Я»
ориентирована на обучающихся 2ых классов. Уровень изучения предмета базовый.
Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 32
учебных часа в год. Данное количество часов, содержание предмета внеурочной
деятельности по психологии «Тропинка к своему «Я» полностью соответствуют варианту
авторской программы Князевой Т.Н. Я учусь учиться (Князева Т.Н. Я учусь учиться.
Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2004)
3. Ожидаемые, планируемые результаты
Личностные результаты.
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям
формирование самооценки осознание своих возможностей в учении, способности
адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои
достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место
принимать и сохранять учебную задачу
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под
руководством учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
уметь справляться со страхами, обидами, гневом
быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
умение структурировать знания;
моделировать (преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно
графическую или знаковосимволическую модель) ситуацию с помощью учителя
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
самостоятельное формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
в том числе с помощью компьютерных средств;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функций
участников, способы взаимодействия;
учиться работать в паре и в группе, управлять поведением партнера – оценивать,
контролировать и корректировать действия партнера;
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка
задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные способы
разрешения конфликта, реализация принятого решения;
3. Основное содержание программы.
Раздел 1.Введение. (1час)
Мы рады встрече.
Раздел 2. Коррекция и развитие основных интеллектуальнопознавательных функций (7
часов)
Диагностическое занятие. Умеем ли мы общаться? Как подружились «Хочу» и «Надо».
Смешной и грустный Человек Рассеянный. Как мы воспринимаем информацию. Секреты
нашей памяти. Развиваем память
Раздел 3. Обучение способам решения интеллектуальнопознавательных задач (на
основе формирования учебных действий). (6 часов)
Образ и мысль. Думаем играя. Необычное в обычном. Как Колобок превращается в Кубик.
Общее в различном. Развиваем мышление.
Раздел 4. Формирование социальнокоммуникативных действий. (12 часов)
История о человеке, который нашел время. Когда я бываю Незнайкой. Путешествие в страну
«Учебных Удач». Сочинение на тему «Чему я хочу научиться». Учимся задавать вопросы.
Учимся отвечать на вопросы. Что такое цель и зачем она нужна. Как достичь цели. Учимся
планировать. В лабиринте информации, или Приемы работы с текстом. Мы выпускаем газету.
Как я работал редактором.
Раздел
деятельности (5 часов)
Оценка и отметка. Когда исчезают отметки. Как преодолеть неуверенность в себе. Когда
помогает дневник. В мире образов. Сочинение на тему «Моя мечта». Я многое умею...
(диагностические занятия). Фестиваль психологических игр.
Формирование общих представлений учащихся о характере учебной
5.
4. Календарно тематическое планирование 2 «в» класса
Дата
Тема
занятия
№
п
\
Раздел 1.Введение. (1час)
1 Мы рады
т
к
а
ф
с
е
ч
и
о
п
н
а
л
п
08.0
у
встрече
9
ч Решаемая
проблема
о
в
л
о
к
1 Актуализац
ия
полученных
понятия
метапредметные результаты
Планируемые результаты
личностные
результаты
Психоло
гия,
положит
Р. овладевать навыками самоконтроля в
общении со сверстниками и взрослыми;
П. уметь распознавать и описывать свои
развитие этических
чувств,
доброжелательност чувства и чувства других людей с
помощью учителя
К.
говорить о своих чувствах
доверительно и открыто
учиться
и и эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания
сопереживания
чувствам других
людей
и
ельные
эмоции
знаний по
психологии,
формирован
ие
эмоциональ
но
положитель
ного
отношения
к занятиям;
Раздел 2. Коррекция и развитие основных интеллектуальнопознавательных функций (7 часов)
2 Диагности
1 диагностика
15.0
диагност
ика ,
мотиваци
я,
внимание
, память,
мышлени
е
общение,
правила
и приемы
общения,
жесты,
мимика,
пантоми
мика
ческое
занятие.
9
3 Умеем ли
22.0
мы
общаться?
9
учебной
мотивации,
индивидуал
ьных
особенносте
й развития
интеллектуа
льно
познаватель
ных
функций
(внимание,
память,
мышление)
1 выявление
особенносте
й общения
детей,
знакомство
с правилами
общения,
обучение
приемам
общения со
сверстника
ми (в паре и
в группе).
Р. учиться осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению, быть
способным к мобилизации сил и энергии,
к волевому усилию
и преодолению
препятствий.
П. учиться исследовать свои качества и
свои особенности
К.
уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
Р. овладевать навыками самоконтроля в
общении со сверстниками и взрослыми;
П. уметь распознавать и описывать свои
чувства и чувства других людей,
рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
К. учиться работать в паре и в группе,
управлять поведением партнера –
оценивать,
и
корректировать действия партнера;
выполнять различные роли
разрешать конфликты,
информации;
выявлять проблемы,
находить и
оценивать альтернативные способы
разрешения конфликта, реализовывать
принятое решение;
контролировать
формирование
самооценки
осознание своих
возможностей
в
учении,
способности
адекватно судить о
причинах своего
успеха/неуспеха в
учении,
умение
свои
видеть
достоинства
и
недостатки,
уважать себя и
верить в успех;
и
осознание самого
себя как партнера
общению,
по
развитие этических
чувств,
доброжелательност
и и эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания
сопереживания
чувствам других
людей,
развитие
навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками
в
разных социальных
ситуациях
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за
свои
поступки,
формирование
самооценки
осознание своих
29.0
9
4 Как
подружил
ись Хочу и
Надо.
1 развитие
произвольно
рефлексивн
ых действий
в поведении
и
деятельност
свобода,
ответств
енность,
эмоцион
альные и
рационал
ьные
потребно
Р. быть способным к мобилизации сил и
энергии, к волевому усилию (к выбору в
ситуации мотивационного конфликта) и
преодолению препятствий.
П.
рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
К. планировать учебное сотрудничество и.
сти
с учителем и сверстниками – определять
цели, функций участников, способы
взаимодействия;
5 Смешной
06.1
0
и
грустный
Человек
Рассеянны
й.
13.1
0
6 Как мы
восприним
аем
информац
ию.
20.1
0
7 Секреты
нашей
памяти.
действия
контроля
целостно
сть и
осознанн
ость
восприят
ия,
произвол
ьное
внимание
память,
слуховая
,
механиче
ская
1 произвольно
е внимание
и
восприятие,
формирован
ие
мотивацион
ной
направленн
ости на
действие
контроля.
1 развитие
целостности
и
осознанност
и
восприятия,
произвольно
го
внимания,
диагностика
особенносте
й
восприятия
1 расширение
объема и
развитие
зрительной
памяти;
развитие
слуховой
механическ
ой памяти,
произвольно
го
восприятия
и
воспроизвед
ения
8 Развиваем
27.1
память.
0
1 обучение
приемам
логического
,
логическ
ое,
ассоциат
ивное,
учиться
участников,
планировать
Р. овладевать навыками самоконтроля в
общении со сверстниками и взрослыми;
быть способным к мобилизации сил и
энергии, к волевому усилию (к выбору в
ситуации мотивационного конфликта) и
преодолению препятствий.
П. уметь распознавать и описывать свои
чувства и чувства других людей с
помощью учителя, учиться наблюдать
К.
учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками – определять цели,
функций
способы
взаимодействия;
Р. определять и формулировать цель
деятельности на занятии с помощью
учителя
определять план выполнения заданий
внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя
П. учиться исследовать свои качества и
свои особенности, учиться наблюдать,
умение структурировать знания;
моделировать (преобразовывать объект
из
К. уметь задавать вопросы, проявляя
инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
Р. учиться осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению, уметь
адекватно воспринимать предложения и
оценку других людей
П. учиться исследовать свои качества и
свои особенности, сравнивать предметы,
объекты: находить общее и различие
группировать предметы, объекты на
основе существенных признаков.
К.
уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
в
возможностей
учении,
способности
адекватно судить о
причинах своего
успеха/неуспеха в
учении
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за
свои
поступки,
развитие навыков
сотрудничества со
и
взрослыми
сверстниками
в
разных социальных
ситуациях,
формирование
самооценки
овладение
начальными
навыками
адаптации
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
в
и
принятие
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности
формирование
личностного
смысла
учения,
наличие мотивации
к
творческому
труду, работе на
результат
и
Р. определять и формулировать цель
деятельности на занятии с помощью
учителя
П.
учиться рассуждать,
строить
и
принятие
освоение
социальной роли
обучающегося, образное
запомина
ние
ассоциативн
ого и
образного
запоминани
я.
логические умозаключения с помощью
учителя,
умение структурировать
знания;
группировать предметы, объекты на
основе существенных признаков.
К. учиться слушать и понимать речь
других ребят
и
развитие мотивов
учебной
деятельности
формирование
личностного
смысла
учения,
наличие мотивации
к
творческому
труду, работе на
результат
Раздел 3. Обучение способам решения интеллектуальнопознавательных задач (на основе формирования
учебных действий). (6 часов)
9 Образ и
1 развитие
10.11
в
овладение
формирование
самооценки
осознание своих
возможностей
в
учении,
способности
адекватно судить о
причинах своего
успеха/неуспеха в
умение
учении,
свои
видеть
достоинства
и
недостатки,
уважать себя и
верить в успех;
начальными
навыками
адаптации
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности
формирование
личностного
смысла учения;
овладение
начальными
навыками
адаптации
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
принятие и
и
в
мысль.
монологиче
ской речи
на
наглядно
образной
основе
образ,
мысль,
монолог
ическая
речь
учиться рассуждать,
Р. определять и формулировать цель
деятельности на занятии с помощью
учителя, план выполнения заданий
П.
строить
логические умозаключения с помощью
учителя,
находить и выделять
необходимую информацию
К. уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации, владеть монологической
и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка
1
0
Думаем
играя.
17.11
24.11
1
1
Необычн
ое в
обычном.
причинн
о
следств
енные
отношен
ия
1 развитие
аналитическ
ой
наблюдател
ьности и
произвольно
го
внимания,
формирован
ие умения
строить
суждения на
основе
наблюдений
.
анализ,
аналитич
еское
сравнени
е
1 развитие
функции
анализа и
аналитическ
ого
сравнения;
формирован
ие умения
учиться рассуждать,
принимать и сохранять учебную
Р.
задачу
овладевать навыками самоконтроля в
общении со сверстниками и взрослыми
П.
строить
логические умозаключения с помощью
учителя, учиться наблюдать, поиск и
выделение необходимой информации;
К. уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владеть монологической
и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка
Р. определять и формулировать цель
деятельности на занятии с помощью
учителя, определять план выполнения
заданий
П.
строить
логические умозаключения с помощью
учителя,
наблюдать,
группировать предметы, объекты на
учиться рассуждать,
учиться строить
суждения на
основе
наблюдений
.
основе существенных признаков.
слушать и понимать речь других
К.
ребят, уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
01.12
1
2
Как
Колобок
превращ
ается в
Кубик.
1 анализ
существенн
ых и
несуществе
нных
признаков;
—
сравнение
предметов.
сравнени
е,
отличите
льные
признаки
,
главные
и
неглавны
е
признаки
1
3
Общее в
различно
м.
08.12
1 развитие
обобщен
ие,
наглядно
образное
мышлени
е
обобщения
на
наглядно
образном и
вербальном
уровне;
обучение
приемам
групповой
(парной)
работы
1
4
Развивае
м
мышлени
е.
15.12
1 развитие
аналитик
аналитико
синтетическ
ого
мышления;
о
синтетич
еское
мышлени
адекватно
учиться наблюдать,
принимать и сохранять учебную
Р.
задачу,
определять и формулировать
цель деятельности на занятии с помощью
учителя
П.
сравнивать
предметы, объекты: находить общее и
различие,
группировать предметы,
объекты на основе существенных
признаков.
К.
уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
задавать вопросы,
проявляя инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации;
Р. организовывать свое рабочее место,
принимать и сохранять учебную задачу,
овладевать навыками самоконтроля в
общении со сверстниками и взрослыми,
уметь
воспринимать
предложения и оценку других людей
П. самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и
поискового характера
поиск и выделение необходимой
информации, рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
К. планировать учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками – определять
цели, функций участников, способы
взаимодействия;
учиться работать в паре и в группе,
управлять поведением партнера –
оценивать,
и
корректировать
действия партнера,
задавать
проявляя
инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
Р. определять план выполнения заданий
под руководством учителя,
уметь
справляться со страхами, обидами,
гневом
П. учиться исследовать свои качества и
контролировать
вопросы,
и
принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности
формирование
личностного
смысла учения;
принятие
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности
формирование
личностного
смысла учения;
и
и
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за
свои
поступки,
развитие навыков
сотрудничества со
и
взрослыми
сверстниками
в
разных социальных
ситуациях,
становление
гуманистических и
демократических
ценностных
ориентаций; е,
сотрудни
чество
формирован
ие
образного и
понятийног
о
обобщения;
развитие
навыков
учебного
сотрудниче
ства
общее
свои особенности, рассуждать, строить
логические умозаключения с помощью
учителя, сравнивать предметы, объекты:
находить
и различие,
группировать предметы, объекты на
основе существенных признаков.
К. планировать учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками – определять
цели, функций участников, способы
взаимодействия; учиться работать в паре
и в группе,
управлять поведением
партнера – оценивать, контролировать и
корректировать
действия партнера;
задавать
проявляя
инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
вопросы,
планиров
ание
учебные
трудност
и,
самооцен
ка,
уровень
притязан
ий
умение
учиться
планировать
Р. определять и формулировать цель
деятельности на занятии с помощью
учителя; определять план выполнения
заданий внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством
учителя
П.
моделировать
(преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственнографическую
или знаковосимволическую модель)
ситуацию с помощью учителя;
самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и
поискового характера
К.
учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками – определять цели,
функции
способы
взаимодействия;
Р. учиться осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению; быть
способным к мобилизации сил и энергии,
к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного
и
преодолению препятствий.
П. учиться исследовать свои качества и
свои особенности; рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
К.
проявляя
инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
задавать вопросы,
участников,
конфликта)
Раздел 4. Формирование социальнокоммуникативных действий. (12 часов)
1
5
время,
план,
1 приемы
22.12
История о
человеке,
который
нашел
время.
самоорганиз
ации в
процессе
учебной
деятельност
и;
приемы
планирован
ия своей
деятельност
и
12.01
1
6
Когда я
бываю
Незнайкой
.
1 анализ
своих
трудностей;
мотивации
на их
преодолени
е;
диагностика
конкретной
самооценки
и уровня
притязаний
развитие навыков
сотрудничества со
и
взрослыми
сверстниками
в
разных социальных
ситуациях, умения
создавать
не
конфликтов
и
находить выходы из
спорных ситуаций;
в
овладение
начальными
навыками
адаптации
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за
свои поступки,
и
и
принятие
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности
формирование
личностного
смысла
формирование
самооценки
осознание своих
возможностей
в
учении,
способности
адекватно судить о
причинах своего
учения; 1
7
Путешеств
ие в
страну
«Учебных
Удач».
19.01
1 развитие
самоанал
из,
мотиваци
и
достиже
ния,
познават
ельная
мотиваци
я
мотивации
достижения
на основе
самоанализа
;
формирован
ие
познаватель
ной
мотивации
26.01
1
8
Сочинение
на тему
«Чему я
хочу
научиться
».
самоанал
из,
познават
ельные
потребно
сти
1 развитие
рефлексивн
ого
самоанализа
;
диагностика
познаватель
ных
потребносте
й ребенка
конфликта)
Р. учиться осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению; быть
способным к мобилизации сил и энергии,
к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного
и
преодолению препятствий.
П. учиться исследовать свои качества и
свои особенности; рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
К.
проявляя
инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
задавать вопросы,
конфликта)
Р. учиться осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению; быть
способным к мобилизации сил и энергии,
к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного
и
преодолению препятствий.
П. учиться исследовать свои качества и
свои особенности; рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
К.
проявляя
инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
задавать вопросы,
и
и
учения;
успеха/неуспеха в
учении,
умение
свои
видеть
достоинства
и
недостатки,
уважать себя и
верить в успех;
принятие
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности
формирование
личностного
смысла
формирование
самооценки
осознание своих
возможностей
в
учении,
способности
адекватно судить о
причинах своего
успеха/неуспеха в
умение
учении,
свои
видеть
достоинства
и
недостатки,
уважать себя и
верить в успех;
принятие
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности
формирование
личностного
смысла
формирование
самооценки
осознание своих
возможностей
в
учении,
способности
адекватно судить о
причинах своего
успеха/неуспеха в
умение
учении,
свои
видеть
достоинства
и
учения;
и
и 02.02
1
9
Учимся
задавать
вопросы
09.02
2
0
Учимся
отвечать
на
вопросы
познават
ельная
активнос
ть
вопрос,
ответ,
суждени
я
1 обучение
приемам
постановки
различных
вопросов;
умения
анализирова
ть в
вопроситель
ной
форме;
развитие
познаватель
ной
активности.
1 умений
строить
суждения
как ответ на
вопрос,
развитие
связной
речи;
умения
ориентиров
аться в
тексте с
целью
нахождения
ответа на
вопрос.
2
1
Что такое
цель и
зачем она
нужна
цель
деятельн
ости,
содержан
ие
деятельн
ости
16.02
1 умения
определять
цель
предстояще
й
деятельност
и;
осознание
содержания
с точки
зрения ее
задачу;
задачу;
поиск и
учиться рассуждать,
умение принимать и сохранять
Р.
учебную
определять и
формулировать цель деятельности на
занятии с помощью учителя; определять
план выполнения заданий
П.
строить
логические умозаключения с помощью
учителя;
выделение
необходимой информации; применение
методов
К.
уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владеть монологической
и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного
языка; задавать вопросы, проявляя
инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
умение принимать и сохранять
Р.
учебную
определять и
формулировать цель деятельности на
занятии с помощью учителя; определять
план выполнения заданий
П.
строить
логические умозаключения с помощью
учителя;
выделение
необходимой информации; применение
методов
К.
уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владеть монологической
и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного
языка; задавать вопросы, проявляя
инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
Р. определять и формулировать цель
деятельности на занятии с помощью
учителя
П. самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и
поискового характера;
поиск и
выделение необходимой информации;
применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
К. умение задавать вопросы, проявляя
учиться рассуждать,
поиск и
недостатки,
уважать себя и
верить в успех;
овладение
начальными
навыками
адаптации
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
умения не создавать
конфликтов
и
находить выходы из
спорных ситуаций;
в
в
овладение
начальными
навыками
адаптации
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
умения не создавать
конфликтов
и
находить выходы из
спорных ситуаций;
и
принятие
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности
формирование
личностного
смысла
развитие
учения;
и цели.
инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
01.03
2
2
Как
достичь
цели.
15.03
2
3
Учимся
планирова
ть
22.03
2
4
В
лабиринте
информац
ии, или
Приемы
работы с
текстом.
целепола
гание,
планиров
ание,
мыслите
льные
операции
, анализ,
сравнени
е,
обобщен
ие
план,
алгоритм
деятельн
ости,
самоконт
роль,
сотрудни
чество
1 целеполаган
ие и
планирован
ие;
формирован
ие
мыслительн
ых
операций
(анализ,
сравнение,
обобщение);
развитие
связной
речи.
1 обучение
составлени
ю планов
алгоритмов
деятельност
и;
развитие
навыков
самоконтро
ля;
развитие
навыков
учебного
сотрудниче
ства.
целепола
гание,
планиров
ание,
алгоритм
составле
ния
плана
1 обучение
приемам
целеполаган
ия,
планирован
ия и анализа
текста с
целью его
осмысления
и выбора
нужной
информаци
и.
общее
учиться рассуждать,
Р. умение определять и формулировать
цель деятельности на занятии с помощью
учителя; определять план выполнения
заданий
П.
строить
логические умозаключения с помощью
учителя; сравнивать предметы, объекты:
и различие;
находить
группировать предметы, объекты на
основе существенных признаков.
К. уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владеть монологической
и диалогической формами речи; задавать
вопросы
Р. определять план выполнения заданий
внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя
П. самостоятельное формулирование
проблемы; самостоятельное создание
способов решения проблем творческого
и поискового характера; рефлексия
способов и условий действия, контроль
и оценка процесса и результатов
деятельности;
К.
учиться
учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками – определять цели,
функций
способы
взаимодействия;
конфликты,
выявлять
разрешать
проблемы,
находить и оценивать
альтернативные способы разрешения
конфликта,
реализовывать принятое
решение
Р. определять план выполнения заданий
внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя
П.
уметь
самостоятельно
формулировать
проблему;
самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и
поискового характера;
поиск и
выделение необходимой информации;
применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
К.
монологической и
диалогической формами речи в
планировать
участников,
владеть
и
самостоятельности
и
личной
ответственности за
свои поступки
принятие
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности
формирование
личностного
смысла
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за
свои поступки,
учения;
и
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за
свои
поступки;
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками
в
разных социальных
ситуациях; умения
не
создавать
конфликтов
и
находить выходы из
спорных ситуаций
овладение
начальными
навыками
адаптации
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
в 2
5
Мы
выпускаем
газету.
05.04
1 обучение
источник
и
информа
ции
выбору
необходимо
й
информаци
и из
различных
источников;
развитие
навыков
учебного
сотрудниче
ства;
формирован
ие навыков
целеполаган
ия и
планирован
ия.
12.04
2
6
Как я
работал
редакторо
м.
контроль
,
самооцен
ка,
классиф
икация
1 формирован
ие навыков
контроля и
самооценки;
умение
классифици
ровать
ошибки;
вопросы,
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка
задавать
проявляя
инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
Р. определять и формулировать цель
деятельности на занятии с помощью
учителя; определять план выполнения
заданий под руководством учителя
поиск и выделение необходимой
П.
информации;
применение методов
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств;
К.
учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками;
учиться работать в паре и в группе,
разрешать конфликты
планировать
учиться
Р. овладевать навыками самоконтроля в
общении со сверстниками и взрослыми;
П. учиться исследовать свои качества и
свои особенности, рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
К. учиться работать в паре и в группе,
управлять поведением партнера –
оценивать,
и
корректировать действия партнера;
контролировать
развитие навыков
сотрудничества со
и
взрослыми
сверстниками
в
разных социальных
ситуациях,
формирование
самооценки
осознание своих
возможностей
в
учении,
способности
адекватно судить о
причинах своего
успеха/неуспеха в
умение
учении,
видеть
свои
достоинства
и
недостатки,
уважать себя и
верить в успех;
Раздел 5. Формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности (9 часов)
2
7
уметь адекватно воспринимать
Оценка и
отметка.
оценка,
отметка
1 правила
19.04
формирование
самооценки
осознание своих
возможностей
в
учении,
способности
адекватно судить о
причинах своего
успеха/неуспеха в
учении,
умение
свои
видеть
достоинства
и
недостатки,
оценивания;
понимание
критериаль
ного смысла
отметки.
Р.
предложения и оценку других людей
рефлексия способов и условий
П.
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
К. учиться доверительно и открыто
говорить о своих чувствах 26.04
2
8
Когда
исчезают
отметки.
03.05
2
9
Как
преодолет
ь
неуверенн
ость в
себе.
10.05
3
0
Когда
помогает
дневник.
оценка,
отметка,
анализ,
действия
контроля
оцениван
ия
личности
,
мотиваци
и
достиже
ния,
рефлекс
ия
самоанал
из,
самоорга
низация,
дневник
1 развитие
навыков
критериаль
ного
оценивания;
развитие
навыков
анализа при
критериаль
ном
оценивании;
формирован
ие действий
контроля
1 развитие
навыков
положитель
ного
оценивания
личности;
формирован
ие
мотивации
достижения
;
развитие
рефлексивн
ых
действий.
1 обучение
приемам
самоанализа
и
самоорганиз
ации;
развитие
связной
речи;
обучение
приемам
ведения
дневника.
адекватно
воспринимать
Р. овладевать навыками самоконтроля в
общении со сверстниками и взрослыми;
уметь
предложения и оценку других людей
П.
рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
К. учиться оценивать, контролировать и
корректировать
свои действия и
партнера;
уметь отстаивать свою позицию в
коллективе, противостоять давлению
сверстников
Р. учиться осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению; уметь
адекватно воспринимать предложения и
оценку других людей; быть способным к
мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию и преодолению препятствий.
П. уметь распознавать и описывать свои
чувства и чувства других людей с
помощью учителя; учиться исследовать
свои качества и свои особенности;
рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
К. учиться доверительно и открыто
говорить о своих чувствах
Р. овладевать навыками самоконтроля в
общении со сверстниками и взрослыми;
П. уметь распознавать и описывать свои
чувства и чувства других людей; учиться
исследовать свои качества и свои
особенности;
рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
К.
монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка
владеть
3
1
В мире
образов.
17.05
1 развитие
репродукти
вного и
творческого
воображени
я;
репродук
тивное,
творческ
ое
воображе
ние
Р. уметь определять и формулировать
цель деятельности на занятии с помощью
учителя
П. самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и
поискового характера
уважать себя и
верить в успех;
становление
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за
свои
поступки;
наличие мотивации
к
творческому
труду, работе на
результат;
формирование
самооценки
и
становление
гуманистических и
демократических
ценностных
ориентаций;
развитие этических
чувств,
доброжелательност
и и эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания
сопереживания
чувствам других
наличие
людей;
мотивации
к
творческому труду
формирование
самооценки
осознание своих
возможностей
в
учении,
способности
адекватно судить о
причинах своего
успеха/неуспеха в
умение
учении,
видеть
свои
достоинства
и
недостатки,
уважать себя и
верить в успех;
наличие мотивации
к
творческому
труду, работе на
результат,
бережному
отношению
к 24.05
3
2
Сочинение
на тему
«Моя
мечта».
знакомство
с приемами
создания
образов.
1 диагностика
детских
стремлений
и ожиданий;
диагностика
способност
и к
планирован
ию.
целепола
гание,
планиров
ание
К. учиться доверительно и открыто
говорить о своих чувствах
материальным и
духовным
ценностям
Р. умение определять и формулировать
цель деятельности, определять план
выполнения
П. рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
К. выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
владеть
и
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка
монологической
становление
гуманистических и
демократических
ценностных
ориентаций;
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за
свои поступки,
5. Список литературы, электронные ресурсы.
Литература.
Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Педагогическая диагностика
стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для
первоклассников/ Под редакцией М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»:
Издательство «Литература», 2011.
Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я». Д.: «Сталкер», 1998 г.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: издво «Ось»,2001 г.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.
Новосибирск, 1997 г.
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя о тебе. М. «Просвещение», 1991 г.
Князева Т.Н . Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших
школьников. — М.: АРКТИ, 2001.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997 г.
Коломинский Я.Л. Человек: психология. М. «Просвещение»,1986 г.
Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические
материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – М.: УЦ «Перспектива», 2001.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 2 – М.: УЦ «Перспектива»,
2007.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 3. Тетрадь 2 – М.: УЦ «Перспектива»,
2006.
Познай самого себя. Уроки практической психологии в начальной школе. Учебное пособие.
Автор – составитель Строганова Л.В. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Погосова Н.М.Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей. –
СПб.: Речь, 2006.
Преподавание психологии в школе. 311й класс: Учеб.метод. Пособие/под ред. И.В.
Дубровиной. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психологосоциального
института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная
школа/ сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 17
18
19
Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников. М.: Гуманит.
изд. центр «Владос», 2001 г.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные
программы. М Новая школа,1995
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.:
«Генезис», 2006.
1 Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа:
Электронные ресурсы:
http://elibrary.rsl.ru/
«Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
2
3 Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке, режим доступа:
http://www.psychology.ru/Library
4
5
«Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией, режим
доступа: http://explorateur.narod.ru/library.htm
6
PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие», режим доступа:
http://psylib.kiev.ua.
7 Брестское городское общественное объединение профессиональных психологов, режим
доступа: http://psybrest.iatp.by/bratus.htm
hpsy.ru, режим доступа: http://hpsy.ru/about.htm
8
9 ПроШколу.ру бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
10 Мир позитива. Ру, режим доступа: http://www.mirpozitiva.ru/
11
Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября",
режим доступа: http://psy.1september.ru/
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей___________________________
Протокол № от «______» ____________2015г.
Руководитель ШМО ___________________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
(подпись)
Расшифровка подписи. Дата
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Программа внеурочной деятельности в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.