Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Оценка 4.6
Работа в классе
doc
классное руководство
5 кл—9 кл
05.05.2019
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Истинный показатель цивилизации – это не уровень богатств и образования,
не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитанного страной.
(Р.Эмерсон)
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, критерии оценки деятельности классного руководителя.
В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.
0004f7ba-1bf687a4.doc
Программа воспитательной работы
«Мы будущее Великой страны»
на 20152016 уч. г.
(5 9 класс)
Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
Конфуций
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае
удачи последняя приобретена ценою большого труда
и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо
ни с каким другим.
Демокрит Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Истинный показатель цивилизации – это не уровень богатств и образования,
не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитанного страной.
(Р.Эмерсон)
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования:
возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными
становятся педагогические технологии, критерии оценки деятельности классного руководителя.
В общественнопедагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать
субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном
взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает
взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом
воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого
отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности
классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное
усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая
воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и
самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и
преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в
воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности
классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности
классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен
заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои
задачи, обращается за помощью и к учителямпредметникам, и к родителям, и к социуму.
Средний школьный возраст самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать
проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные
мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии,
отстаивать
правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего
школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями,
поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные
проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна
быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
доказывать
свою
и
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно,
иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть
упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к
внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.
Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника,
создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации,
самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями,
работающими в классе.
В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания учащихся, то есть учет индивидуальных
особенностей как учащихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных
коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)
Программа рассчитана на период 20132018 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по
результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи.
Цель и задачи программы воспитания Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы будущее Великой страны» является воспитание
духовнонравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о
доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма.
Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и
активной гражданской позицией .
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
развивать индивидуальные творческие способности учащихся
формировать гражданскопатриотические качества личности
воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
формировать культуру здоровья
воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Яконцепцию, нравственные качества личности
воспитывать чувство уважения к родителям, семье
воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и
готовность к сотрудничеству
воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей
Родины, ее культуры с другими странами
Программа предусматривает
воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со
сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе
воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие
тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей
посещение театров и музеев, выставок
воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.
Формы реализации задач: изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с
учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования); организация групповых занятий со школьным
психологом
посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
тематические классные часы,
дискуссии, диспуты, конференции
ролевые, деловые, образовательные игры;
экскурсии, походы, уроки в музее
соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны;
проектные игры;
участие в общешкольных и городских благотворительных акциях
организация занятости во второй половине дня.
способность включения в работу;
способность к выполнению намеченных целей;
способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.– желание самосовершенствоваться;
формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.
Ожидаемые результаты
На первом этапе развития личности 5–6 класс:
лидерские качества;
сплоченность коллектива.
На втором этапе развития личности 7–9 класс: Основные принципы программы воспитания «Мы – будущее Великой страны».
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы –
наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их
взаимодействия, позволяющие воспитать социальноактивную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и
духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида
все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы
Принцип культуросообразности
Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека
Принцип природосообразности
Все принять таким как есть, не ломать ребенка, а развивать
Принцип воспитания творческой личности ребенка.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к
воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности,
способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их
в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый
ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое
участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.
Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых
ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая
развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Принцип сотрудничества.
Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для
организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты
хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что
этому мешает».
Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества Охватываемые сферы воспитательного процесса
Культура
образовани
я
Со
сверстникам
и
В семье
Культура
общения
Культура
других стран
и народов
история
Ученик
С другими
людьми
Культура
досуга
Россия – моя
страна
спорт
Малая Родина
традиции
современност
ь
Культура
здоровья
Эстетическо
е воспитание
Знаменитые
люди
п.Сиверский
Пп.Сиверский
природа
Исторические
места и памятные
даты Этапы реализации программы
Россия – моя страна Культура других стран и
народов
Образование
Культура общения
Культура досуга
5 КЛАСС
Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.
Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.
Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования
Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Мы любим свою школу
и свой микрорайон,
город
6 КЛАСС
Формирование стремления к развитию и совершенствованию своих творческих способностей.
Создание условий для появления активности в организации жизни класса.
Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.
Мы хотим
знать
больше о своем городе
Мы хотим знать много
интересного о культуре других
стран
Мы стали старше, у
нас много новых
друзей
Мы начинаем узнавать больше
о других странах и народах
Мы стараемся
учиться хорошо
я
начинаю
изучать новые
предметы
Не всегда легко
понять
и быть
понятым
Мы
проводим
вместе
интересно
время
Мы активны и
заинтересованы
7 КЛАСС
Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.
Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции
Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.
Мы
можем
участвовать в жизни
своего района и города
Новое – интересно, я готов
поделиться
Я стараюсь сам
преодолеть трудности
Новые предметы
– новые знания,
дополнительные
усилия
Свободное время с
интересом и пользой
8 КЛАСС 9 КЛАСС
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. Формирование гражданскопатриотических качеств личности.
Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Формирование культуры здоровья
Мы гордимся своим
краем и своей страной
Мы уважаем культуру других
стран и народов
Мы
активно
учимся
Мы активны не
только в учебе
Мы в ответе за свою
Родину
Понимая культуру другой
страны, понимаем свою
Хорошие знания
– путь
к
успешной сдаче
экзаменов
учимся
к
Мы
прислушиваться
другому мнению
Я часть большой
семьи
Мы готовимся к
активной жизни Основные аспекты воспитательной работы
Программа воспитательной работы основана на 5 основных «ветвях», влияющих на развитие личности ребенка:
Россия – моя страна
Культура других стран и народов (толерантность)
Образование (основное, дополнительное, самообразование)
Культура общения (психологический климат, бесконфликтность, толерантность, самоуправление)
Культура досуга (нравственность, ЗОЖ)
При этом каждая «ветвь» реализуется в одном или нескольких модулях (направлениях):
«Я – Человек» (образование, культура общения, культура досуга)
Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному
воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных,
интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры,
организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям,
отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование
толерантного отношения к людям другой национальности.
Подпрограммы данного направления:
Проект «Что в имени моем»
Проект «Моя родословная»
Проект «Доброе сердце»
Проект «Я в мире профессий»
Виды мероприятий:
конкурсы и олимпиады
классные часы
Беседы
анкетирование
тестирование диспуты
вечера
социально значимые акции
встречи с интересными людьми
экскурсии, походы
сотрудничество с КРМОО «Сотрудничество», центром соц.защиты и другими структарами
«Мы – будущее Великой страны» (Россия – моя страна, культура других стран и народов)
Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию
деятельности по изучению народной культуры, национальных традиций, воспитание любви к родному краю, патриотических и
гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда,
экономическое просвещение подростков.
Будучи преподавателем литературы, считаю это направление одним из ведущих, ибо воспитание на героических примерах
прошлого, на традициях предков является довольно эффективным. Поэтому одним из важнейших направлений считаю
изучение быта, верований, традиций славян и народов, населяющих Россию, так как, только зная прошлое, можно создавать
будущее.
Подпрограммы данного направления:
Проект «Народная культура»
Проект «Я знаю, расскажу вам»
Проект «С чего начинается Родина?»
Проект «Зная свои права, я отвечаю за свое будущее»
Виды мероприятий:
родительские собрания
лекции
беседы
тестирование
консультации
посещение семей классные часы, беседы, диспуты
вечера
экскурсии, походы, выезды
фестивали
праздники
конкурсы и балы
шоупрограммы
викторины
«Я и здоровье» (культура общения, культура досуга)
Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию
природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному
здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности
выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация
деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация
туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
Подпрограммы данного направления:
Проект «Мы – здоровая нация»
Проект «Общение без конфликтов»
Проект «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам»
Виды мероприятий:
Спортивные соревнования
беседы
турниры
походы
военноспортивные игры
участие в акциях и конкурсах, мероприятиях по здоровьесбережению. «Я и культура» (культура досуга, культура других стран и народов, Россия – моя страна) направление соответствует
эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих
способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой
культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами
искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
Подпрограммы данного направления:
Проект «Мир моих увлечений»
Виды мероприятий
презентация кружков, клубов, секций, обществ
тематические классные часы
мероприятия, конкурсы, фестивали
экскурсии в музеи и выставочные залы
«Я и труд» (труд, культура общения)
Данное направление включает участие в управлении трудового воспитательного процесса членов детского самоуправления
класса и школы в целом.
Подпрограммы данного направления:
Программа «Я – мы – класс»
Проект «Не Я, а МЫ»
Проект «Общественноактивный класс»
Виды мероприятий
Организация КТД
Тренинги
Классные часы
«Я и природа» (культура досуга, экологическое воспитание) экологическому воспитанию учащихся.
Данное направление соответствует
Предполагает организацию
природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе и укрепление
нравственного воспитания.
Подпрограммы данного направления:
Проект «Мы – здоровая нация»
Проект « Экология окружающей среды»
Проект « Зеленый двор нашей школы»
Виды мероприятия:
беседы
турниры
походы
участие в акциях и конкурсах, мероприятиях по природосбережению
классные часы, беседы, диспуты. Работа с родителями
Одна из главных задач педагогов — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи с
учителем. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей и учителя, которая может
быть организована в различных формах.
Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного
процесса.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как
эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей»,
установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем, психологом и
родителями.
Мастерская это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская это
продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению
воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Индивидуальные собеседования.
Собеседования планируются во время каникул, в течение одной недели, один раз в год. Родители заранее оповещаются о
времени собеседования, можно оформить пригласительные. Обычно на организационном родительском собрании согласуется
время собеседования. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты,
готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение
запланированных 4050 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников,
дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В
собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания
Пресс – конференция с родителями.
Эту форму работы мы предлагаем проводить в конце или начале учебного года. Прессконференция от обычного собрания
отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, логопеда, социального педагога, завучей,
директора школы, с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме
вопросов и ответов.
Родительские собрания, проводимые детьми
Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми. Должна быть проведена большая предварительная работа с
детьми: составление сценария, распределение ролей, запоминание текстов, подготовка ведущих собрания. Родители же приходят на собрание как обычно. Перед ними сидят их дети, они на этом собрании стали учёными, учителями, директорами
школ и.т.д. Рассказывают заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просят своих
родителей поделиться своим опытом по воспитанию. Таким образом, мы воспитываем не только родителей, но и будущих
родителей – наших детей.
Групповая работа родителей. Организация работы с родителями
Совет школы Родительский комитет
Управляющий совет
Психолого
педагогический
контакт
Родительская
конференция
Психолого
педагогический семинар
Круглый стол
Формы
День открытых дверей
Диспут
Родительские собрания
Совместные праздники
Лекторий
Семинары
практикумы
Творческие встречи
Консультации
Консультации
Родительские рейды
Родительские рейды Этапы и сроки реализации программы:
Диагностический этап – сентябрьоктябрь 2014 г (начало 5 класса, впоследствии, начало каждого учебного года)
Основной этап – 20152019 годы (58 классы)
Обобщающий – 20192020 уч.год (9 класс)
При этом в каждом учебном году могут наблюдаться все 3 этапа для внесения изменений и дополнений, соответствующих
возрасту и проблемам, возникающим в период реализации программы
Деятельность по реализации программы
Диагностический этап
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение детей, выявление их индивидуальных особенностей, выявление
стадии развития классного коллектива
Задачи:
провести психологопедагогическое обследования детей с целью определения хода их психологического развития,
соответствия развития возрастным нормативам.
провести обследование стадии развития классного коллектива
проанализировать результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно
деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д.
На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление,
проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося,
собеседование, использование методик и проведение диагностик).
По результатам работы составляется «Психологический портрет каждого ребенка и классного коллектива в целом »,
обсуждается и составляется план работы, в котором предполагается:
выявление имеющихся ресурсов постановка цели на предстоящий учебный год;
определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.
Мероприятия:
Изучение документации (личное дело, журнал класса, медицинская карта)
Беседа с родителями, организационное родительское собрание, анкетирование родителей
Комплексная проверка здоровья учащихся
Наблюдение за детьми на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий;
Анкетирование и тестирование учащихся
1. Изучение личности школьников
Анкетирование учащихся:
Опросник Айзенка.
1.
2.
Оценка психологического состояния по Айзенку.
Методика КОС
3.
4.
Экспрессметодика характеристических особенностей личности.
2. Изучение классного коллектива:
Анкетирование
1.
2.
3.
4.
5.
Социометрия.
Диагностическая методика «Мой портрет в интерьере»
Уровень воспитанности и самооценки класса.
Ранжирование учебных предметов.
Диагностическая методика «Доминирующие мотивы»
Основной этап:
Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе психодиагностических данных.
Реализация проектов, направленных на развитие интеллекта, формирования ЗОЖ, позитивного отношения к труду, умению
адаптироваться в окружающем мире. “Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над
трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания” В.А. Сухомлинский
Цель: вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию
Основные задачи:
формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании;
развитие интеллектуальных способностей детей;
развитие мышления, памяти, внимания.
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Цель: развитие физкультурнооздоровительной деятельности, способствующей познавательной активности
Основные задачи:
• Физическое развитие посредством спорта и физической культуры;
• Приобщение к активному отдыху на природе;
• Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом;
• Учить жить по принципу: «В здоровом теле – здоровый дух»
“Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для
ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений” В.А.
Сухомлинский
Цели: формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других
Основные задачи:
• Оказание посильной помощи ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших;
• Участие в школьных и районных экологических субботниках; • Развитие умения извлекать из процесса труда максимальную пользу для себя и окружающих.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения,
когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг
красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается,
живет в его душе...» В.А. Сухомлинский
Цели: развитие активной социальной деятельности и инициативы детей, изучение истории родного края, страны.
Основные задачи:
Воспитание чувства коллектива и одновременно осознания неповторимости каждого человека;
Воспитание чувства прекрасного;
Развитие уважительного отношения к истории и культуре родного края.
Цель: формирование нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития толерантной личности.
Задачи:
• Диагностирование специфики взаимоотношений в классном коллективе.
• Обучение правилам и культуре общения, разрешения конфликтов.
• Развитие личностных свойств – самостоятельности, самоуважения, отзывчивости, толерантности, эмпатии.
«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи.
Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только
действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни
убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни
в средствах воспитания» В.А.
цель: Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие учащихся.
задачи:
Сухомлинский
• формирование культуры общения у родителей;
• оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей; • выработка совместных требований к ученику;
• содействие сохранению и упрочнению семьи;
• вовлечение родителей в воспитательный процесс:
• создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на
всестороннее развитие детей.
Виды взаимодействия учителя и родителей:
1. Учебная деятельность
2. Познавательная деятельность
3. Общественно – полезная деятельность
4. Творческая деятельность
5. Спортивно – оздоровительная деятельность
6. Экологическая деятельность
Обобщающий этап
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в рамках реализации программы воспитательной работы по
развитию
классного коллектива
На обобщающем этапе планируется провести следующие мероприятия:
• Отслеживание достижений в развитии учащихся по всем направлениям. Сравнительный анализ.
• Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы.
• Самопрезентация личных достижений учащихся . Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания
Для исследования эффективности программы воспитания «Мы будущее» целесообразно использовать следующие
критерии:
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
Уровень воспитанности;
Сформированность ценностных отношений учащихся;
Формирование мотивации к обучению;
Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
различные методики диагностики;
беседы с учащимися;
наблюдения;
интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Предполагаемые результаты.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие
определенной модели:
Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
Активная гражданская позиция.
Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Творческий подход к любым видам деятельности.
Коммуникабельность, умение общаться.
Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.
Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.
Ключевые компетенции ученика, развивающиеся данной программой Ученик
Информационная
Проблемная
Коммуникативная
Кооперативная
Здоровьесберегающая Методики изучения
1. тест интеллектуального развития
2. Статистический анализ текущей и итоговой
успеваемости
3. Педагогическое наблюдение.
1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
Мониторинг эффективности программы.
Показатели
Сформированность познавательного потенциала личности
учащегося:
1. освоение учащимися образовательной программы
2. развитость мышления
3. познавательная активность учащихся
4.сформированность учебной деятельности.
Сформированность нравственного потенциала личности
учащегося:
1. нравственная направленность личности
2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу,
семье, школе, себе, природе, труду.
Сформированность коммуникативного потенциала личности
1.
ученика:
1. коммуникабельность
2. сформированность коммуникативной культуры учащихся
3. знание этикета поведения
Сформированность эстетического потенциала ученика
1. развитость чувства прекрасного
2. сформированность других эстетических чувств
2.
Методика выявления коммуникативных
склонностей учащихся
Педагогическое наблюдение
1. Методика Торренса
2.
Педагогическое наблюдение
Сформированность физического потенциала ученика
1. состояние здоровья
2. развитость физических качеств личности
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе
Статистический медицинский анализ состояния
здоровья ученика
Выполнение контрольных нормативов по проверке
развития физических качеств
1.
Методика
Андреева
"Изучение
А.А. 1. комфортность ребенка в школе
2. эмоциональнопсихологическое положение ученика в классе
удовлетворенности учащегося школьной жизнью"
2. Методики "Наши отношения", "Психологическая
атмосфера в коллективе"
Сформированность классного коллектива
1. состояние эмоциональнопсихологических отношений в
коллективе
2. развитость самоуправления
3. сформированность совместной деятельности
Заповеди класса:
1. Методика "Наши отношения"
2. Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н.
Лутошкин)
3. Методика изучения мотивов участия школьников в
деятельности (профессор Л.В. Байбородова).
НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым.
МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам.
НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то
причины.
ПОМНИ:
Наша школа самая лучшая потому, что она – наша.
Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.
Если тебе хорошо, поделись с товарищем.
Поспешишь – весь класс насмешишь.
Заходя на урок, не думай о секундах свысока.
Дорожи дружбой ребят в классе – это твоё «ежечасное трёхразовое питание»
«Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»
Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.
Помни, что учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.
Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.
Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских
поступков). Помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.
Помогай учителю в организации досуга.
Принимай участие в ежедневной уборке класса.
Не будь в стороне от интересных дел.
Будь ответственным: пообещал – сдержи слово.
Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.
Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в
твоей помощи.
Традиции класса, которые могут творить чудеса
Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о
школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно
влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?
традиция, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в дневнике появляются записи следующего содержания:
“Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работыстали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так
держать!” “Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь ребят и учителя. Тебе стоит подумать, как решить
эту проблему в следующей четверти. У тебя все получится!”
Такие записи помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с
другими людьми.
традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный
руководитель спрашивает класс:
а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему?
в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше?
Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы:
а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?
б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?
в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу. традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе “Книги рекордов Гиннеса”, в которую вносятся
имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям. Например, дети определяют человека, который
получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом
году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.
традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и
ученик.
традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и
пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?
а) Учиться честно, говорить о своих ошибках.
б) Быть объективным к себе и другим.
в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
г) Уметь сопереживать.
д) Проявлять терпение и терпимость.
традиция, когда в классе существует “Праздник добрых пожеланий”, который дети готовят друг другу, родителям,
учителям, всем работникам школы. Законы класса
1. Закон Правды.
Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.
2. Закон Добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон Заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.
Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.
4. Закон Любви.
Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо не забывай о них.
5. Закон Милосердия.
Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
6. Закон Памяти.
7. Закон Уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.
Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.
8. Закон Старости.
9. Закон Свободы.
Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.
Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе: будь смел.
10. Закон Смелости.
11. Закон Чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, достоинстве. Тема воспитательной работы в 5 «Б» классе на 20152016 учебный
год.
«Я толерантная личность»
Данная воспитательная работа разработана на основе Федеральной целевой программы «Формирование установок
толерантного сознания и профилактики экстремизма» и авторских воспитательных программ: Погодина А.А.
«Формирование толерантности у подростков в рамках классного руководства»; Уразмановой Ф.Н., Ишпахтиной Т.Г.
«Я – толерантная личность».
По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах
детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Формирование
установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». Проблема формирования толерантности актуальна
для современной России. Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма и нетерпимости обострили
межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты, и возникла насущная потребность научиться находить
взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Понятие «толерантности» хотя и отождествляется многими исследователями с понятием «терпение», имеет более яркую
активную направленность. В нашем понимании толерантность нравственное качество, определяющее активную
нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с
другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами,
потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание выработанных в
сознании индивида ценностных ориентаций, личностнозначимых образцов бесконфликтного или компромиссного
поведения. Психологическая готовность понимается как осознанная направленность на выполнение образцов. На сегодняшний день система образования и школа в частности, одна из структур призванных и способных сформировать
данные качества. Соответственно, важнейшая задача школы содействовать воспитанию социально активной творческой
личности с опорой на духовные, национальные истоки культуры нашего региона; формировать у учащихся
толерантность, уважение к своим правам и правам других людей, учить детей и подростков отстаивать свои права,
добиваться высокого уровня правовой культуры.
Следующие положения воспитательной работы:
Данный возрастной этап характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в
общество), поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания, принятия и
осмысления себя.
– Ведущей деятельностью в данном возрасте является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая
характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии «
коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения).
– Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные
темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в
разнообразии форм воспитательной работы.
– Подросток, особенно старший, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому
к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи и просто интересные
люди.
– Подросток стремится отгородить себя от семьи, не всегда доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для
преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации и в проведении ряда предлагаемых
программой формах воспитательной работы.
Актуальность программы: средний школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются
критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из
основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Исходя из этих положений, можно выделить главную цель данной воспитательной работы – создание воспитательной среды,
способствующей формированию высоконравственной толерантной личности.
Задачи воспитательной работы:
1. сформировать у учащихся представление о толерантности;
2. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою
позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
3. воспитывать терпимость к чужому мнению;
4. создавать условия для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в общеобразовательном
учреждении, в семье, в социуме;
5. создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций всех
участников образовательного процесса;
6. содействовать этнокультурному семейному воспитанию, восстановлению этнокультурных традиций семьи.
Воспитательная работа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование);
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь,
организаторы детского досуга);
через систему взаимодействия, сотрудничества и непосредственного включения в работу родителей. Методы работы:
научноисследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностноориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
метод воспитывающих ситуаций.
Формы работы:
классный час (беседа, обсуждение, консультации, презентации),
игровые и коммуникативные тренинги, внеклассные мероприятия (игровые и конкурсные программы, викторины, выставки, встречи с интересными людьми),
КТД.
Ожидаемый результат:
Эталонный портрет толерантного выпускника средней школы:
подросток, хорошо знающий себя, обладающий навыками самопознания, самоконтроля, самореализации;
подросток, хорошо понимающий других, обладающий определенным уровнем нравственной культуры: добрый, отзывчивый,
терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь;
подросток, владеющий коммуникативными навыками;
подросток, успешно взаимодействующий в коллективе;
подросток, противостоящий нетолерантным отношениям;
Эталонный портрет толерантного класса:
коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии,
согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся
и учителя, дети и их родители. Основные направления работы:
Познай и прими
себя
Я и моя семья
Феномен России
Человек
в мире
Моя малая Родина
и ее место в мире
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Программа воспитательной работы «Мы будущее -Великой страны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.