Программа Занятия по выбору «Занимательная грамматика»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В программе главной целью является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, Курс изучения “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 2 класса. Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.В программе главной целью является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, Курс изучения “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 2 класса. Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Иконка файла материала ГУ Приреченская средняя школа отдела образовани2.docx
«ГУ Приреченская средняя школа отдела образования Акимата Карабалыкского района» Программа Занятия по выбору «Занимательная грамматика» 2 класс. Учитель начальных классов:  Елисеева Надежда ИвановнаУтверждена  решением школьного  экспертного совета «    »          20__г.пр. № Председатель ШЭК:     ______ Утверждена решением  районного  экспертного совета «   »          20__г. пр. № Председатель РЭК:   _______Пояснительная записка Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без  интереса детей к учебе. Основной формой  обучения в школе является урок. Строгие рамки  урока и насыщенность программы не всегда  позволяют ответить на вопросы детей, показать им  богатство русского языка, раскрыть многие его  “тайны”. В этом случае на помощь приходит  занятия по выбору “Занимательная грамматика”,  являющийся закономерным продолжением урока,  его дополнением.   Главной целью его является на занимательном  грамматическом материале расширить, углубить и  3закрепить у младших школьников знания по  русскому языку, показать учащимся, что  грамматика не свод скучных и трудных правил для  запоминания, а увлекательное путешествие по  русскому языку на разных ступенях обучения.  Включение элементов занимательности является  обязательным для занятий с младшими  школьниками.  Вместе с тем широкое привлечение  игровых элементов не должно снижать обучающей,  развивающей, воспитывающей роли занятий по  “Занимательной грамматике”. В отборе материала к занятиям нужно  ориентироваться на связи с программным  материалом по русскому языку.  Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:  способствовать развитию интереса к  русскому языку как к учебному предмету;   пробуждение потребности у учащихся к  самостоятельной работе над познанием  родного языка;  4 совершенствование общего языкового  развития учащихся;   способствовать формированию и развитию у  учащихся разносторонних интересов,  культуры мышления;   способствовать развитию смекалки и  сообразительности.   приобщение школьников к самостоятельной  исследовательской работе.  Занятие по выбору  позволяет наиболее успешно  применять индивидуальный подход к каждому  школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные  интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных  учащиеся мало пишут и много говорят. На занятиях используются разнообразные виды  работ: игры и игровые элементы, дидактический и  раздаточный материал, пословицы и поговорки,  считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды,  головоломки, сказки. 5Интерес учащихся поддерживается внесением  творческого элемента в занятия: самостоятельное  составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:  игровая;   теоретическая;   практическая.  Программа рассчитана на 1 года. Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. (34 часа) Курс изучения “Занимательной грамматики”  рассчитан для учащихся 2 класса.  Этапы реализации программы:  подготовительный;   непосредственно реализация (план  прилагается);   оценка эффективности;  6 коррекция в соответствии с анализом  эффективности;   дальнейшее использование в школе.  Анализ эффективности программы:  диагностический метод (анкетирование  детей в начале и в конце);   анализ занятий проведенных по плану;   разработка рекомендаций.  Содержание программы: Содержание занятий. Тема 1. Волшебная страна “Фонетика”.  Сказка о  Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв?  Анкетирование. Тема 2. Распознавание твердых и мягких  согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй  слово”, “Да­нет”     Рассказ учителя «Как  рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении.  7Стихотворение Б. Заходер «Моя  Вообразилия».  Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие  фонемы. Таинственная буква. Буква ­ подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.   Тема 3. Удивительные звуки. Игры “Невидимки  звуки”, “Читай наоборот”.   Звуки­смысло­  различители. Игра «Наперегонки». Стихотворение  Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и  согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание  стихотворения Н.Матвеева «Путаница». Тема 4. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка  “Про ошибку”. Игра “Найди пару”  «Зеркальные и  незеркальные слова». Кому нужна зоркость?  Тема 5. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они  так называются. Отрывок из сказки Антуана де  Сент­Экзюпери «Маленький принц».  Орфографическая зоркость. Тренировочные  упражнения. Тема 6. Зачем нужны звуки речи? Звуковая  культура речи. Звуки и буквы. Викторина  “Интересные буквы и звуки” 8Тема 7.  Зачем нужны звуки речи? Звуковая  культура речи. Звуки и буквы. Викторина  “Интересные буквы и звуки”  Тема 8. Шипящие согласные. Игры со словами с  сочетаниями жи­щи, чу­щу, ча­ща, чк, чн, щн, нщ.  Игра “Волшебный клубок орфограмм.”  Тема 9. Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто –  кто в алфавите живет?”         Тема 10. Легкие головоломки. Технология  составление головоломок. Тема  11. Слог. Игра “Собери слово”. Перенос  слов. Правила переноса. Игры со словами. Тема  12. Предложение – единица языка и речи.  Роль предложения в общении. Тема  13. Играем в загадки. Технология составления загадок. Числовые ребусы.  Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.  Тема 14 ­ 15. Добрый “волшебник” – Ударение.  Обсуждение смыслоразличительной функции  ударения. Игры “Помоги Незнайке”,  “Удивительные превращения”   Игра «Поставь  ударение».  Гласные без хлопот! Сопоставление  9звуковой и буквенной записи слов, отработка  действия контроля. Тема 16. Игра “ Волшебный клубок орфограмм”  (безударная гласная в корне слова) Тренировочные  упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по  закону,  составление «Свода законов». Тема 17. Непроверяемые безударные гласные.  Орфографический словарь – твой помощник.  Копилки слов. Как найти слово в словаре?  Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. Тема 18. Мягкий знак. Обсуждение вопроса:  значение и особенности мягкого знака. Добро  пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда!  Игры со словами. Разгадывание ребусов.  Тренировочные упражнения. Тема 19 Твердый знак. Обсуждение вопроса:  значение и особенности твердого знака. Тема 20. Существительные – слова с предметным  значением. Сказка “Приключение в стране “Имя  Существительное”” Тема 21. Большие и маленькие. Слова, которые  пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово” 10Тема 22. Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране  “Двойняшек” (парные согласные на конце слов) Тема 23. Строительная работа морфем.  «Строительные блоки» для морфем. Приставкины  «смыслиночки». Игра «Образуй слова».  «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки»  окончания.  Тема 24 Прилагательные – слова называющие  признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя  Прилагательное”” Тема 25. Дружба имени существительного с  прилагательным. Тема 26. Глаголы – слова, обозначающие действие  предметов. Здравствуй, Глагол!  Тема 27. Слова – «родственники». Правильные корни и корни­уродцы. Секреты  родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра  «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные  упражнения.  Тема 28 – 29. Кто командует корнями?(2ч.) Чередование гласных в корне. Полногласные и  неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в  11лицо». Тренировочные упражнения. Работа с  текстами. Орфограмма с девчачьим именем.  Командуют гласные. Командуют согласные.  Командует ударение. Командует смысл. Тема 30. «Не лезьте за словом в карман!» Корень и главное правило. Изменяем форму слова.  Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные.  Проверочные слова. Игра – собирание слов.  Пересказ текста. Тренировочные упражнения.  Тема 31. Для чего нужно изучать грамматику.  Мастерская “Учусь составлять кроссворд”  Технология составления кроссвордов. Тема 32. Крылатые слова и выражения. Лабиринты. Словесные хитрости. Увлекательные  словесные головоломки,  Тема 33. Сила логики. Магические квадраты. Тема 34. Итоговое занятие. Анкетирование. Ожидаемые результаты: Личностные результаты:  осознавать роль языка и речи в жизни людей; 12 эмоционально «проживать» текст,  выражать свои эмоции;   понимать эмоции других людей,  сочувствовать, сопереживать;   обращать внимание на особенности устных  и письменных высказываний других людей  (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и  знаков препинания: точка или многоточие,  точка или восклицательный знак).  Метод. предметные результаты Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;   учиться высказывать своё предположение  (версию) на основе работы с материалом;   учиться работать по предложенному  учителем плану  13Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы в тексте,  иллюстрациях;   делать выводы в результате совместной  работы класса и учителя;   преобразовывать информацию из одной  формы в другую: подробно пересказывать  небольшие тексты.  Коммуникативные УУД:  оформлять свои мысли в устной и  письменной форме (на уровне предложения  или небольшого текста);   слушать и понимать речь других;  пользоваться приёмами слушания:  фиксировать тему (заголовок), ключевые  слова;  14 выразительно читать и пересказывать  текст;   договариваться с одноклассниками  совместно с учителем о правилах поведения  и общения оценки и самооценки и следовать  им;   учиться работать в паре, группе; выполнять  различные роли (лидера, исполнителя).  Тематическое планирование. программы  “Занимательная  грамматика”  2 класс (34 часа) 15№ Тема занятия, виды работ 1. Волшебная страна “Фонетика”.  Анкетирование. 2. Распознавание твердых и  мягких согласных звуков в  словах.  3. Удивительные звуки. Тест на  развитие слухового внимания.  Звонкие и глухие “двойняшки”.  Звонкие и глухие “одиночки”.  Зачем нужны звуки речи?  “Грамматическое домино”. 4. 5. 6. 7. 8. Шипящие согласные. 9. Что такое азбука? Алфавит.  10 . 11 . 12 . Легкие головоломки.  Слог. Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в  общении.  13 Играем в загадки.  Дата проведения Кол­ во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16. 14 . 15 . 16 . 17 . 18 . 19 . 20 . 21 . 22 . 23 . Добрый “волшебник” –  Ударение.  Безударные гласные в корне  слова.  Игра “ Волшебный клубок  орфограмм” (безударная  гласная в корне слова) Непроверяемые безударные  гласные. Орфографический  словарь – твой помощник. Мягкий знак.  Твердый знак.  Существительные – слова с  предметным значением.  Большие и маленькие. Слова,  которые пишутся с заглавной  буквы. Игра “Лишнее слово” Звонкие и глухие “двойняшки”.  Строительная работа морфем. Кроссворды. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1724 . 25 . 26 . 27 . 28 . 29 . 30 . 31 . 32 . 33 . 34 . Прилагательные – слова  называющие признаки. Дружба имени  существительного с  прилагательным. Здравствуй, Глагол!  Слова – «родственники». Кто командует корнями? Кто командует корнями? «Не лезьте за словом в карман!» Для чего нужно изучать  грамматику.  Крылатые слова и выражения. Лабиринты. Словесные  хитрости. Сила логики. Магические  квадраты. Итоговое занятие.  Анкетирование. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18Список литературы 1. В стране говоломок. Ридерз Дайджерст. 2008 год. 2. Начальная школа июнь №11 2007 Первое  сентября. 3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках:  Стихотворные упражнения для развития у  детей первоначальных навыков чтения и  грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996  г.  194. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика –  в рифмовках занимательных: Книга для  учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.  5. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс  грамотеев. Дидактические игры и  занимательные упражнения по русскому  языку для учащихся начальной школы. – М.:  Просвещение, 1995 г.  6. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.:  Знание, 1995 г.  7. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.  8. Волина В. В. Русский язык в рассказах,  сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.  9. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. –  Екатеринбург: АРГО, 1996г.  10.Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения  по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г  11.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!  – М.: Самовар, 1994 г.  2012.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.:  Самовар, 1995 г.  13.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя  Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.  14.Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.  15.Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи...  Занимательное пособие по русскому языку  для учителя начальных классов. –  Чебоксары: КЛИО, 1997 г.  16.Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык:  Весёлые правила. – М.: АСТ­Пресс, 1995 г.  17.Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1­2  классы. – М.: Сфера, 2002 г.  18.Зарядка для ума. Ридерз Дайджерст. 2008  год. 21