В программе главной целью является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, Курс изучения “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 2 класса. Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.В программе главной целью является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, Курс изучения “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 2 класса. Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
«ГУ Приреченская средняя школа отдела
образования
Акимата Карабалыкского района»
Программа
Занятия по выбору
«Занимательная грамматика»
2 класс.
Учитель начальных классов:
Елисеева Надежда ИвановнаУтверждена
решением школьного
экспертного совета
« » 20__г.пр. №
Председатель ШЭК:
______
Утверждена
решением районного
экспертного совета
« » 20__г. пр. №
Председатель РЭК:
_______Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах
общеобразовательной школы невозможно без
интереса детей к учебе. Основной формой
обучения в школе является урок. Строгие рамки
урока и насыщенность программы не всегда
позволяют ответить на вопросы детей, показать им
богатство русского языка, раскрыть многие его
“тайны”. В этом случае на помощь приходит
занятия по выбору “Занимательная грамматика”,
являющийся закономерным продолжением урока,
его дополнением.
Главной целью его является на занимательном
грамматическом материале расширить, углубить и
3закрепить у младших школьников знания по
русскому языку, показать учащимся, что
грамматика не свод скучных и трудных правил для
запоминания, а увлекательное путешествие по
русскому языку на разных ступенях обучения.
Включение элементов занимательности является
обязательным для занятий с младшими
школьниками. Вместе с тем широкое привлечение
игровых элементов не должно снижать обучающей,
развивающей, воспитывающей роли занятий по
“Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям нужно
ориентироваться на связи с программным
материалом по русскому языку.
Цель программы достигается в результате решения
ряда взаимосвязанных между собой задач:
способствовать развитию интереса к
русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к
самостоятельной работе над познанием
родного языка;
4 совершенствование общего языкового
развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у
учащихся разносторонних интересов,
культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и
сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной
исследовательской работе.
Занятие по выбору позволяет наиболее успешно
применять индивидуальный подход к каждому
школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные
интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных
учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды
работ: игры и игровые элементы, дидактический и
раздаточный материал, пословицы и поговорки,
считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды,
головоломки, сказки.
5Интерес учащихся поддерживается внесением
творческого элемента в занятия: самостоятельное
составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Программа рассчитана на 1 года. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. (34 часа)
Курс изучения “Занимательной грамматики”
рассчитан для учащихся 2 класса.
Этапы реализации программы:
подготовительный;
непосредственно реализация (план
прилагается);
оценка эффективности;
6 коррекция в соответствии с анализом
эффективности;
дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы:
диагностический метод (анкетирование
детей в начале и в конце);
анализ занятий проведенных по плану;
разработка рекомендаций.
Содержание программы:
Содержание занятий.
Тема 1. Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о
Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв?
Анкетирование.
Тема 2. Распознавание твердых и мягких
согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй
слово”, “Данет” Рассказ учителя «Как
рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки».
Игра «Строим дом». О воображении.
7Стихотворение Б. Заходер «Моя Вообразилия».
Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие
фонемы. Таинственная буква. Буква подсказчица.
Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 3. Удивительные звуки. Игры “Невидимки
звуки”, “Читай наоборот”. Звукисмысло
различители. Игра «Наперегонки». Стихотворение
Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и
согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание
стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 4. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка
“Про ошибку”. Игра “Найди пару” «Зеркальные и
незеркальные слова». Кому нужна зоркость?
Тема 5. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они
так называются. Отрывок из сказки Антуана де
СентЭкзюпери «Маленький принц».
Орфографическая зоркость. Тренировочные
упражнения.
Тема 6. Зачем нужны звуки речи? Звуковая
культура речи. Звуки и буквы. Викторина
“Интересные буквы и звуки”
8Тема 7. Зачем нужны звуки речи? Звуковая
культура речи. Звуки и буквы. Викторина
“Интересные буквы и звуки”
Тема 8. Шипящие согласные. Игры со словами с
сочетаниями жищи, чущу, чаща, чк, чн, щн, нщ.
Игра “Волшебный клубок орфограмм.”
Тема 9. Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто –
кто в алфавите живет?”
Тема 10. Легкие головоломки. Технология
составление головоломок.
Тема 11. Слог. Игра “Собери слово”. Перенос
слов. Правила переноса. Игры со словами.
Тема 12. Предложение – единица языка и речи.
Роль предложения в общении.
Тема 13. Играем в загадки. Технология
составления загадок. Числовые ребусы.
Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 14 15. Добрый “волшебник” – Ударение.
Обсуждение смыслоразличительной функции
ударения. Игры “Помоги Незнайке”,
“Удивительные превращения” Игра «Поставь
ударение». Гласные без хлопот! Сопоставление
9звуковой и буквенной записи слов, отработка
действия контроля.
Тема 16. Игра “ Волшебный клубок орфограмм”
(безударная гласная в корне слова) Тренировочные
упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по
закону, составление «Свода законов».
Тема 17. Непроверяемые безударные гласные.
Орфографический словарь – твой помощник.
Копилки слов. Как найти слово в словаре?
Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 18. Мягкий знак. Обсуждение вопроса:
значение и особенности мягкого знака. Добро
пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда!
Игры со словами. Разгадывание ребусов.
Тренировочные упражнения.
Тема 19 Твердый знак. Обсуждение вопроса:
значение и особенности твердого знака.
Тема 20. Существительные – слова с предметным
значением. Сказка “Приключение в стране “Имя
Существительное””
Тема 21. Большие и маленькие. Слова, которые
пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”
10Тема 22. Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране
“Двойняшек” (парные согласные на конце слов)
Тема 23. Строительная работа морфем.
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины
«смыслиночки». Игра «Образуй слова».
«Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки»
окончания.
Тема 24 Прилагательные – слова называющие
признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя
Прилагательное””
Тема 25. Дружба имени существительного с
прилагательным.
Тема 26. Глаголы – слова, обозначающие действие
предметов. Здравствуй, Глагол!
Тема 27. Слова – «родственники».
Правильные корни и корниуродцы. Секреты
родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра
«Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные
упражнения.
Тема 28 – 29. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и
неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в
11лицо». Тренировочные упражнения. Работа с
текстами. Орфограмма с девчачьим именем.
Командуют гласные. Командуют согласные.
Командует ударение. Командует смысл.
Тема 30. «Не лезьте за словом в карман!»
Корень и главное правило. Изменяем форму слова.
Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные.
Проверочные слова. Игра – собирание слов.
Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 31. Для чего нужно изучать грамматику.
Мастерская “Учусь составлять кроссворд”
Технология составления кроссвордов.
Тема 32. Крылатые слова и выражения.
Лабиринты. Словесные хитрости. Увлекательные
словесные головоломки,
Тема 33. Сила логики. Магические квадраты.
Тема 34. Итоговое занятие. Анкетирование.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
12 эмоционально «проживать» текст,
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных
и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и
знаков препинания: точка или многоточие,
точка или восклицательный знак).
Метод. предметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель
деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному
учителем плану
13Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной
работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной
формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и
письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые
слова;
14
выразительно читать и пересказывать
текст;
договариваться с одноклассниками
совместно с учителем о правилах поведения
и общения оценки и самооценки и следовать
им;
учиться работать в паре, группе; выполнять
различные роли (лидера, исполнителя).
Тематическое планирование.
программы “Занимательная грамматика”
2 класс (34 часа)
15№
Тема занятия, виды работ
1. Волшебная страна “Фонетика”.
Анкетирование.
2. Распознавание твердых и
мягких согласных звуков в
словах.
3. Удивительные звуки. Тест на
развитие слухового внимания.
Звонкие и глухие “двойняшки”.
Звонкие и глухие “одиночки”.
Зачем нужны звуки речи?
“Грамматическое домино”.
4.
5.
6.
7.
8. Шипящие согласные.
9. Что такое азбука? Алфавит.
10
.
11
.
12
.
Легкие головоломки.
Слог.
Предложение – единица языка и
речи. Роль предложения в
общении.
13 Играем в загадки.
Дата
проведения
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16.
14
.
15
.
16
.
17
.
18
.
19
.
20
.
21
.
22
.
23
.
Добрый “волшебник” –
Ударение.
Безударные гласные в корне
слова.
Игра “ Волшебный клубок
орфограмм” (безударная
гласная в корне слова)
Непроверяемые безударные
гласные. Орфографический
словарь – твой помощник.
Мягкий знак.
Твердый знак.
Существительные – слова с
предметным значением.
Большие и маленькие. Слова,
которые пишутся с заглавной
буквы. Игра “Лишнее слово”
Звонкие и глухие “двойняшки”.
Строительная работа морфем.
Кроссворды.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1724
.
25
.
26
.
27
.
28
.
29
.
30
.
31
.
32
.
33
.
34
.
Прилагательные – слова
называющие признаки.
Дружба имени
существительного с
прилагательным.
Здравствуй, Глагол!
Слова – «родственники».
Кто командует корнями?
Кто командует корнями?
«Не лезьте за словом в карман!»
Для чего нужно изучать
грамматику.
Крылатые слова и выражения.
Лабиринты. Словесные
хитрости.
Сила логики. Магические
квадраты.
Итоговое занятие.
Анкетирование.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18Список литературы
1. В стране говоломок. Ридерз Дайджерст. 2008
год.
2. Начальная школа июнь №11 2007 Первое
сентября.
3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках:
Стихотворные упражнения для развития у
детей первоначальных навыков чтения и
грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996
г.
194. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика –
в рифмовках занимательных: Книга для
учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
5. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс
грамотеев. Дидактические игры и
занимательные упражнения по русскому
языку для учащихся начальной школы. – М.:
Просвещение, 1995 г.
6. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.:
Знание, 1995 г.
7. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. –
М.: Просвещение, 1991 г.
8. Волина В. В. Русский язык в рассказах,
сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
9. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. –
Екатеринбург: АРГО, 1996г.
10.Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения
по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
11.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!
– М.: Самовар, 1994 г.
2012.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.:
Самовар, 1995 г.
13.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя
Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
14.Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие?
– М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
15.Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи...
Занимательное пособие по русскому языку
для учителя начальных классов. –
Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
16.Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык:
Весёлые правила. – М.: АСТПресс, 1995 г.
17.Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 12
классы. – М.: Сфера, 2002 г.
18.Зарядка для ума. Ридерз Дайджерст. 2008
год.
21