Приложение II.1
Программе СПО 38.02.04
Шифр профессии/специальности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_________________________Химия_______________________________
2020г.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3-5 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6-20 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
23 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
24 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«хиМия»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии обучающимися, осваивающими образовательную программу среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) – программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
специальностей технического и социально-экономического профилей:
1. 38.02.04 «Коммерция»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
В учебный план ОПОП ПССЗ учебная дисциплина «Химия» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.
Для специальностей технического профиля является базовой учебной дисциплиной.
1.3. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, – используя для этого химические знания;
• развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами).
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное
осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдение, научный эксперимент) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить её достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 160 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки – 121; самостоятельной работы - 39 часов.
Формой промежуточного контроля знаний и умений студентов является дифференцированный зачет.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
160 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
121 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
4 |
контрольные работы |
10 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
2112111 1семестр Ёдз1ёлухё12уох1ёл2х1ёлотьмсТ 1111 семестр |
|||
Введение |
|
2(2) |
|
Раздел 1. Общая и неорганическая химия |
|
88(63) |
|
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии |
|
11(8) |
|
Тема 1.1.1.Введение. Предмет химии. |
Содержание учебного материала |
2
|
11
К1-К9
|
Основные понятия и законы химии. Предмет химии. Основные понятия химии. Состав вещества. Измерение вещества Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества |
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 1, §1..1, §1.2 3. Подготовка доклада или сообщения по теме: «Основные законы химии. Стехиометрия.» |
1 |
|
|
Тема 1.1.2. Основные законы химии.
|
Содержание учебного материала |
2 |
К1-К9 |
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 1, §1..3 3. Работа с Интернет_- ресурсами |
1 |
|
|
Тема 1.1.3 Понятие «доля» и его использование в химии. |
Содержание учебного материала |
4 |
К1-К9 |
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. |
|||
Входная контрольная работа№1 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 1, §1..4 3. Решение задач ОИ 1:з.8-12 стр.24 |
1 |
|
|
Тема 1.2. Периодический закон и ПСХЭ строение атома |
|
11(8) |
|
Тема 1.2.1. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева.
|
Содержание учебного материала |
2 |
1 2231112222
К1-К9 |
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). |
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1 гл. 1, §2.2
|
1 |
|
|
Тема 1.2.2. Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева.
|
Содержание учебного материала |
4
|
К1-К9 |
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. |
|||
Контрольная работа №2 по теме: «Основные понятия и законы химии. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 2, §2.1, §2.3 3. Решение задач ОИ 1:з.8-10 стр.41 |
2 |
|
|
Тема 1.3. Строение вещества.
|
|
8 (6)
|
|
Тема 1.3.1. Ионная и ковалентная химические связи.
|
Содержание учебного материала
|
4 |
К1-К9
|
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. |
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение лекционного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 3, §3.1, §3.2 3. Решение задач ОИ 1:з.9-11 стр.47 |
1 |
|
Тема 1.3.2. Металлическая и водородная химические связи.
|
Содержание учебного материала |
2 |
К1-К9 |
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 3, §3.3, §3.4 3. Работа с Интернет_- ресурсами |
1 |
|
|
Тема 1.4 Вода. Растворы, Теория электролитической диссоциации. |
|
12(10) |
|
Тема 1.4.1 Вода. Растворы. |
Содержание учебного материала |
4 |
К1-К9 |
Вода. Растворы, Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 3, §3.5: гл. 7, §7.2 3. Работа с Интернет_- ресурсами |
1 |
|
|
Тема 1..4.2. Теория электролитической диссоциации. Дисперсные системы.
|
Содержание учебного материала |
4 |
К1-К9 |
Электролиты. Неэлектролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации. |
|||
Контрольная работа №3 по теме: «Вода. Растворы, Теория электролитической диссоциации».
|
2 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Выполнение заданий: ОИ 1 гл. 4, §4.1 стр.70 в.8-10 3. Работа с Интернет_- ресурсами |
1 |
|
|
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства.
|
|
19(11)
|
|
Тема 1.5.1 . Кислоты.
|
Содержание учебного материала |
4
|
К1-К9 |
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами.
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 4, §4.2 3. . Решение задач ОИ 1:з.8-11 стр.77 |
1 |
|
|
Тема 1.5. 2 Основания.
|
Содержание учебного материала |
2 |
К1-К9 |
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований |
|||
. Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 4, §4.5 3. Решение задач ОИ 1:з.8-10 стр.89 |
1 |
|
|
Лабораторное занятие №1 «Химические свойства кислот, оснований» Ход работы: А) Химические свойства кислот. Опыт №1. Взаимодействие кислот с индикаторами. Опыт №2. Взаимодействие кислот с металлами. Опыт №3. Все ли металлы одинаково взаимодействуют с кислотами? Опыт №4. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Б) Химические свойства оснований. Опыт №1. Реакции с индикаторами. Опыт №2. Реакция нейтрализации. |
2
|
К1-К9
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:: 1.Выполнение отчета по лабораторной работе |
2 |
|
|
Тема 1.5.3 Оксиды.
|
Содержание учебного материала |
1 |
К1-К9 |
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 4, §4.5 3. . Решение задач ОИ 1:з.8-10 стр.89 |
2 |
|
|
Тема 1.5.4 Соли. Гидролиз солей. Обобщение по теме: Классификация неорганических соединений и их свойств
|
Содержание учебного материала |
2 |
К1-К9 |
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации |
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 4, §4.4, §4.46 3. . Решение задач ОИ 1:з.4-6 стр.84 |
2 |
|
|
|
|||
Тема 1.6 Химические реакции.
|
|
10(8) |
|
Тема 1.6.1. Классификация химических реакций. Электролиз.
|
Содержание учебного материала |
4
|
К1-К9
|
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 5, §5.1 3. . Решение задач ОИ 1:з.4-7 стр.103 |
1 |
|
|
Тема 1.6.2 Скорость и обратимость химических реакций.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. |
К1-К9 |
||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 6, §6.1, §6.2 3. . Решение задач ОИ 1:з.4-6 стр.113 |
1 |
|
|
Тема 1.7 Металлы и неметаллы |
|
17(12) |
|
Тема 1.7.1. Неметаллы. Производство серной кислоты, силикатов
|
Содержание учебного материала |
4
2 |
К1-К9
|
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Демонстрации. Коллекция неметаллов. |
|||
Контрольные работы №4 по теме: «Классификация неорганических соединений и их свойства». |
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 7, §7.1, §7.3 3. . Решение задач ОИ 1:з.6-8 стр.109
|
2
|
||
Лабораторное занятие № 2 по теме: Решение практических расчетных задач по теме «Неметаллы». Для решения задач по химическим уравнениям нужно записать уравнение реакции и расставить коэффициенты. Затем, в зависимости от способа решения записать: 1 способ (по числу моль): над формулами веществ данные условия задачи, под формулами – молярные массы и количества веществ; 2 способ (по массам веществ): над формулами веществ данные условия задачи, под формулами – молярные массы и массы веществ. При решении задач на вычисление объемных отношений газов нужно помнить закон объемных отношений газообразных веществ: объемы реагирующих и образующихся газов пропорциональны количествам этих веществ: V1 : V2 = Это соотношение характерно только для газообразных веществ. Количества веществ – это коэффициенты, стоящие перед ними в уравнениях реакций. При вычислении массовой или объемной доли выхода продукта (в процентах) от теоретически возможного надо знать: Выход продукта – это соотношение массы, количества или объема практически полученного вещества к теоретическому. Решение предложенных задач.
|
2 |
К1-К9
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Выполнение отчета по лабораторной работе |
2 |
|
|
Тема 1.7.2. Металлы. Коррозия металлов, способы получения
|
Содержание учебного материала |
|
|
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Демонстрации. Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с иодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). |
4 |
К1-К9
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 8, §8.1- §8.4 3. . Решение задач ОИ 1:з.4-6 стр. 159 |
1 |
|
|
Раздел 2 Органическая химия |
|
70(56) |
|
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
|
Содержание учебного материала |
8(6)
6
|
|
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. |
К1-К9 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 9, §9.1-, §9.4 3. . Решение задач ОИ 1:з.2-5 стр. 184 |
2 |
|
|
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники.
|
|
25(20)
|
|
Тема 2.2 .1 Гомологический ряд алканов. Изомерия и номенклатура.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. |
К1-К9 |
||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 10, §10.1, §10.2 3. . Решение задач ОИ 1:з.4-7 стр. 199 |
1 |
|
|
Тема 2.2 .2 Гомологический ряд алкенов. Изомерия и номенклатура.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств |
К1-К9 |
||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 11, §11.1, §11.2 3. . Решение задач ОИ 1:з.7-10 стр. 209 |
1 |
|
|
Тема 2.2. 3 Гомологический ряд алкинов. Изомерия и номенклатура.
|
Содержание учебного материала |
4 |
К1-К9
|
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 12, §12.1, §12.2 3. . Решение задач ОИ 1:з.3-6 стр. 227 |
1
|
|
|
Тема 2.2. 4 Диены и каучуки.
Тема 2.2.5 Ароматические углеводороды.
|
Содержание учебного материала |
||
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Природные источники углеводородов. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты
Бензол и его гомологи. Получение бензола, его физические и химические свойства (реакции электрофильного замещения). Применение бензола.
|
4
2 |
К1-К9 |
|
Контрольная работа №5 по теме: «Углеводороды»
|
2
|
||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 11, §11.3 3. . Решение задач ОИ 1:з.3-6 стр. 213 |
2 |
|
|
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения |
|
25(20)
|
|
Тема 2.3.1 . Спирты.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. |
К1-К9 |
||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Выполнение заданий: ОИ 1 гл. 15, §15.1 - §15.3 3. Работа с Интернет_- ресурсами |
1 |
|
|
Лабораторное занятие №3 « Свойства спиртов». Спиртами называют органические вещества, в молекулах которых углеводородный радикал связан с функциональной гидроксильной группой. Глицерин представляет собой вязкую жидкость, имеет сладковатый вкус и хорошо растворяется в воде. Глицерин и другие многоатомные спирты можно распознать с помощью качественной реакции, реагентом в которой выступает гидроксид меди. Ход работы: Опыт №1. Растворимость спиртов в воде. Опыт №2.Получение глицерата.
|
2 |
К1-К9 |
|
Самостоятельная работа обучающихся:: 1.Выполнение отчета по лабораторной работе |
1 |
|
|
Тема 2.3.2. Фенол. Альдегиды.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств |
К1-К9 |
||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Выполнение заданий: ОИ 1 гл. 15, §15.4 , §16.1, §16.2 3. Работа с Интернет_- ресурсами |
1 |
|
|
Тема 2.3.3 Карбоновые кислоты и их производные.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
|
К1-К9 |
||
Самостоятельная работа обучающихся:: 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 17, §17.3 , §17.4 3. . Решение задач ОИ 1:з.4-6 стр. 283 |
1 |
|
|
Тема 2.3.4 Углеводы. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ¾® полисахарид. |
К1-К9 |
||
Самостоятельная работа обучающихся : 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 18, §18.1 - §18.3 3. . Решение задач ОИ 1:з.4-6 стр. 291 |
1 |
|
|
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. |
|
12(10)
|
|
Тема 2.4.1.Амины. Аминокислоты.
|
Содержание учебного материала |
6 |
К1-К9
|
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся : 1. Изучение конспекта учебного материала. 2. Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 19, §19.1 - §19.3 3. . Решение задач ОИ 1:з.3-5 стр. 300 |
1 |
|
|
Тема 2.4.2..Белки.Полимеры.
|
Содержание учебного материала |
4
|
К1-К9 |
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.Волокна, их классификация. Получение волокон. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Работа с основной литературой: ОИ 1: гл. 20, §20.1 - §20.3
|
1 |
|
|
Дифференцированный зачет. |
2 |
3 |
|
Всего |
160 (121) |
|
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК1-ОК9 |
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; |
различные подходы к определению понятия «информация» |
ОК1-ОК9 |
распознавать информационные процессы в различных системах; |
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации |
ОК1-ОК9 |
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; |
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей) |
ОК1-ОК9 |
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; |
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы |
ОК1-ОК9 |
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; |
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности |
ОК1-ОК9 |
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; |
назначение и функции операционных систем |
ОК1-ОК9 |
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; |
|
ОК1-ОК9 |
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; |
|
ОК1-ОК9 |
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); |
|
ОК1-ОК9 |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; |
|
ОК1-ОК9 |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективной организации индивидуального информационного пространства; автоматизации коммуникационной деятельности эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности |
|
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины имеется кабинет «Химии», в котором обеспечен свободный доступ в Интернет.
Кабинет удовлетворяет всем требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02).
3.1.1 Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-доска;
3.1.2 Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мульмедийный проектор;
-экран;
3.2 Информационное обеспечение обучения
Дополнительные источники:
3.2.2. Габриелян О.С. «Химия. 11 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений /. О.С. Габриелян , Г.Г. Лысова – 5-е изд. стер.- Москва : издательский центр «Дрофа»-2015.- 362 с.
3.2. 3. Габриелян О.С. «Химия: орган. Химия»: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – учебник Москва издательский центр «Академия»-2015-262 с.
Нормативные правовые акты
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
3. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
4. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Интернет-ресурсы:
pvg.mk.ru - олимпиада «Покори Воробьёвы горы»
hemi.wallst.ru - «Химия. Образовательный сайт для школьников»
www.alhimikov.net - Образовательный сайт для школьников
chem.msu.su - Электронная библиотека по химии
www.enauki.ru – интернет-издание для учителей «Естественные науки»
1september.ru - методическая газета "Первое сентября"
hvsh.ru - журнал «Химия в школе»
www.hij.ru/ -«Химия и жизнь»
chemistry-chemists.com/index.html - электронный журнал «Химики и химия»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Содержание обучения
|
Результаты обучения (основные виды деятельности студентов) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
||
Раздел 1. Общая и неорганическая химия Тема 1.1Введение Важнейшие химические понятия и законы
|
-Давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель. -Формулировать законы сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. -Устанавливать причинно-следственную связь между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений
|
Текущий контроль -устный фронтальный и индивидуальный опрос; -индивидуальные задания; -внеаудиторная самостоятельная работа -Промежуточный контроль: - контрольная работа №1 |
||
Тема 1.2. Периодический закон и ПСХЭ, строение атома |
-Устанавливать эволюционную сущность менделеевской и современной формулировок периодического закона Д.И. Менделеева. -Объяснять физический смысл символики периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и устанавливать причинно-следственную связь между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. -Характеризовать элементы малых и больших периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева.
|
Текущий контроль
-взаимопроверка -комбинированный опрос -фронтальный опрос - анализ контрольной работы №1 Промежуточный контроль: - контрольная работа №2 Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет |
||
Тема 1.3 Строение вещества |
-Устанавливать зависимость свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. -Характеризовать важнейшие типы химических связей и относительность этой типологии. -Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. -Формулировать основные положения теории электролитической диссоциации и характеризовать в свете этой теории свойства основных классов неорганических соединений. -Формулировать основные положения теории химического строения органических соединений и характеризовать в свете этой теории свойства основных классов органических соединений.
|
Текущий контроль -устный фронтальный и индивидуальный опрос; -индивидуальные задания; -внеаудиторная самостоятельная работа - анализ контрольной работы №2 Промежуточный контроль: - контрольная работа №3
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет |
||
Тема 1.4 Вода. Растворы, Теория электролитической диссоциации |
-Определять возможности протекания химических превращений в различных условиях. -Соблюдать правила экологически грамотного поведения в окружающей среде. -Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. -Соблюдать правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. -Готовить растворы заданной концентрации в быту и на производстве. -Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников
|
Текущий контроль
-устный фронтальный и индивидуальный опрос; -индивидуальные задания; -внеаудиторная самостоятельная работа - химический диктант - анализ контрольной работы №3
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет
|
||
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства.
|
-Объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве. -Определять возможности протекания химических превращений в различных условиях. -Соблюдать правила экологически грамотного поведения в окружающей среде. -Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. -Соблюдать правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. -Готовить растворы заданной концентрации в быту и на производстве. -Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.
|
Текущий контроль -устный фронтальный и индивидуальный опрос; -индивидуальные задания; -внеаудиторная самостоятельная работа - Выработка умения сравнивать свойства веществ при проведении лабораторной работы №1и оценка результатов Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет
|
||
Тема 1.6 Химические реакции.
|
-Классифицировать химические реакции по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. -Устанавливать признаки общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. -Классифицировать вещества и процессы с точки зрения окисления-восстановления. Составлять уравнения реакций с помощью метода электронного баланса.
|
Текущий контроль
-устный фронтальный и индивидуальный опрос; -индивидуальные задания; -внеаудиторная самостоятельная работа
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет
|
||
Тема 1.7 Металлы и неметаллы |
-Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших металлов ( IА и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d- элементов) и их соединений. -Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений.
|
Текущий контроль
-устный фронтальный и индивидуальный опрос; -индивидуальные задания; -внеаудиторная самостоятельная работа - Выработка умения сравнивать свойства веществ при проведении лабораторной работы №2 и оценка результатов Промежуточный контроль: - контрольная работа №4 Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет
|
||
Раздел 2 Органическая химия Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
|
-Характеризовать основные положения теории строения органических соединений
|
Текущий контроль -устный фронтальный и индивидуальный опрос; - анализ контрольной работы №4 -Выработка умения сравнивать свойства веществ при проведении лабораторной работы №3 и оценка результатов
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет
|
||
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники.
|
-Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.
|
Текущий контроль
-устный фронтальный и индивидуальный опрос; -индивидуальные задания; -внеаудиторная самостоятельная работа -работа с картой Промежуточный контроль: - контрольная работа №5
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет |
||
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения
|
- Характеризовать важнейших представителей классов органических соединений: метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, альдегиды (формальдегид и ацетальдегид), кетоны (ацетон), карбоновые кислоты (уксусная кислота, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза),.
|
Текущий контроль
-устный фронтальный и индивидуальный опрос; -индивидуальные задания; -внеаудиторная самостоятельная работа -работа с карточками
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет
|
||
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. |
-Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших классов органических соединений: анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы. |
Текущий контроль
-устный фронтальный и индивидуальный опрос; -индивидуальные задания; -внеаудиторная самостоятельная работа
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет
|
Разработчик:
Преподаватель ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж»__________________________ М.Й. Токар
( подпись)
.
Приложение II.1
Программе СПО 38.02.04
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.09. Химия
2020г. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.