Назначение программирования –разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач.
Программирование
Системное
Прикладное
УРОК № 1
Системное программиро-вание – разработка системного программного обеспечения: операционных систем, утилит и т.д.
Прикладное программи-рование – создание прик-ладных программ: редак-торы, табличные процессо-ры, игры, обучающие прог-раммы и т.д.
Язык программирования –
это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.
Система программирования
– это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования.
Язык Паскаль разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины.
Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт.
Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации
Система команд
Любой алгоритм может быть составлен из следующих команд:
Присваивание,
Ввод,
Вывод,
Обращение к вспомогательному алгоритму,
Цикл,
Ветвление.
Команда присваивания
способ записи:
Переменная := выражение
Например, Z := X + Y
Команда | а | b |
a: = 1 | ||
b:= 2 * a | ||
a : = b | ||
b : = a + b |
Знакомство с языком Паскаль
Структура программы на Паскале:
Program <имя программы>;
Var (раздел описания переменных) – перечисляется список используемых в программе имен переменных через запятую, тип переменных указывается после двоеточия.
integer – целый тип, целое число,
real – вещественный тип, число.
УРОК № 2
Типы значений переменных
|
| Диапазон принимаемых значений |
|
| целые числа |
| длинное целое | целые числа |
| целые числа | |
| Вещест-венный |
|
Описание переменных
После VAR записываются имена всех переменных, встречающихся в программе с указанием через двоеточие типа значений, которые каждая переменная имеет право принимать.
Например,
Var a, b: integer;
Раздел операторов, тело программы.
Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами
begin – начало,
<операторы ввода, вывода, присваивания>
read, readln (список переменных) – оператор ввода данных
write, writeln (список вывода) – вывод результатов.
end. – конец.
Знаки арифметических операций.
Сложение +
Вычитание –
Умножение *
Деление /
Возведение в квадрат SQR (A)
Извлечение квадратного корня SQRT (A)
Команда ввода и выводаWrite и WriteLn
(переводится – «пиши» и «пиши строку»)
С помощью данных операторов изображают на экране ту или иную информацию, состоящую из символов.
Например: Ввод А, В, С.
Выводить на экран можно не только числа, но и результаты вычисления арифметических выражений, а также тексты, которые, в отличие от чисел и выражений, нужно брать в одинарные кавычки.
Один оператор Write может выводить сразу несколько элементов. Элементы нужно отделять друг от друга запятыми.
Все элементы выводятся в одну строку вплотную друг к другу.
На экране отображаются только те пробелы, которые встречаются внутри кавычек.
Правила записи и выполнения оператора WriteLn – после его выполнения следующий оператор печатает свою информацию с начала следующей строки.
Оператор WriteLn можно использовать просто для перевода курсора в начало следующей строки.
Программы на Паскале содержат следующие «знаки препинания»:
Служебные слова BEGIN и END;
Точка с запятой; конец каждой строки обозначается ;
Точка.
BEGIN (переводится – «начало») – ставят в начале программы, чтобы было видно, откуда она начинается.
END (переводится – «конец») – с точкой ставится в конце программы, чтобы было видно, где она заканчивается.
Точкой с запятой отделяют операторы друг от друга.
Служебные слова BEGIN и END от операторов точкой с запятой не отделяются.
Пример:
Программа на Паскале. Результат выполнения
BEGIN
Write(‘Начали!’);
Write(8+1);
Write(5);
END.
Начали!95
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.