Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
классное руководство
7 кл—11 кл
25.03.2018
Дидактика как теория и система продуктивного обучения направлена на обеспечение достаточно простого и надежного управления процессом обучения. В массовой практике при использовании традиционного, а также проблемного обучения не происходит четкого руководства со стороны учителя действиями учеников. Ученики по разным причинам не выполняют указаний учителя и не усваивают учебную информацию, вследствие чего появляются пробелы в знаниях. Это обстоятельство подтолкнуло к поиску модели обучения, в которой педагог мог бы более эффективно управлять учебными действиями обучающихся. Также с середины XX в. технический прогресс стал проникать во все сферы человеческой деятельности, в том числе в образование, что потребовало адекватного изменения подходов к обучению. Сегодня информация должна быть представлена не в традиционном, текстовом, а в программированном виде. В связи с преобладанием у школьников клипового мышления актуально представление информации в качестве системы образов, вследствие чего прослеживается процесс применения в образовании мультимедиа и технически сложных обучающих систем.
Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного.doc
1
Программированное обучение как эффективный метод реализации
системнодеятельностного
Дидактика как теория и система продуктивного обучения направлена на
обеспечение достаточно простого и надежного управления процессом
обучения. В массовой практике при использовании традиционного, а также
проблемного обучения не происходит четкого руководства со стороны
учителя действиями учеников. Ученики по разным причинам не выполняют
указаний учителя и не усваивают учебную информацию, вследствие чего
появляются пробелы в знаниях. Это обстоятельство подтолкнуло к поиску
модели обучения, в которой педагог мог бы более эффективно управлять
учебными действиями обучающихся. Также с середины XX в. технический
прогресс стал проникать во все сферы человеческой деятельности, в том
числе в образование, что потребовало адекватного изменения подходов к
обучению. Сегодня информация должна быть представлена не в
традиционном, текстовом, а в программированном виде. В связи с
преобладанием у школьников клипового мышления актуально представление
информации в качестве системы образов, вследствие чего прослеживается
процесс применения в образовании мультимедиа и технически сложных
обучающих систем.
Задачу оптимизации управления процессом знаний и умений решает
программированное обучение, которое предполагает обучение с помощью
программированного материала, реализуемое посредством обучающего
устройства (обучающей машины или программированного учебника).
Программированное обучение — система обучения, использующая
обучающие программы, включающие как содержание учебного материала, так
и поэтапное управление процессом его усвоения, основанное на
систематической обратной связи и возможности своевременных коррекций
хода и результатов процессов усвоения.
В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника
и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не
управляется и не регламентируется. Главная идея программированного
обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с
помощью обучающей программы.
Сущность программированного обучения
Идея программированного обучения была предложена в 50х гг. ХХ в.
американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности 2
управления процессом учения с использованием достижений
экспериментальной психологии и техники.
Цель программированного обучения заключается в стремлении
повысить эффективность управления процессом обучения на базе
кибернетического подхода. В основу программированного обучения Скиннер
положил два требования:
1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
Вследствие этого были предложены следующие принципы построения
обучающих программ.
Принцип информативности: ученику должна сообщаться новая
информация, так как без этого вообще нет никакого обучения.
Принцип операционности: в обучении должна присутствовать
активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной
информации.
Принцип дозирования учебного материала: учебная информация
должна подаваться не сплошным потоком, а отдельными дозами – кадрами.
Принцип обратной связи: в учебном процессе должна существовать
регулярная коррекция действий учащегося.
Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной
информации определенными дозами, логически завершенными, удобными и
доступными для целостного восприятия.
Сегодня под программированным обучением понимается управляемое
усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего
устройства (ПК, программированного учебника, кинотренажера и др.).
Программированный материал представляет собой серию сравнительно
небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»),
подаваемых в определенной логической последовательности.
Каждый шаг программы обычно состоит из 3 этапов:
– информационного, в котором дается необходимая информация об
изучаемом знании или действии;
– контрольного – в форме задания для самостоятельного выполнения;
– управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и
на основе результатов проверки получает указание о переходе к
какомуто следующему шагу.
Эти этапы последовательно предъявляются ученику для усвоения.
После изучения каждой порции учебного материала следует проверка 3
усвоения. Если материал усвоен ученик переходит к следующему этапу. Это
и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Процесс специальной переработки учебного материала для
программированного обучения получил название программирования.
Существует три способа программирования учебного материала:
1) линейное;
2) разветвленное;
3) смешанное.
В основе первой (линейной) формы программирования лежит
бихевиористское понимание научения как установления связи между
стимулом и реакцией. Разработка линейных программ принадлежит самому Б.
Ф. Скиннеру: обучаемый знакомится с каждой порцией материала в заданной
последовательности:
Автор так определил главные принципы линейной системы
программированного обучения:
учение, движущей силой которого является страх перед наказанием,
насмешками со стороны учителя и товарищей, плохими оценками, не дает
хороших результатов;
материал, который учащийся должен усвоить в ходе собственной
познавательной деятельности, нужно делить на минимальные части (шаги,
порции) и сразу же усиливать каждую правильную реакцию (ответ) с помощью
соответствующих поощрений;
чувство успеха, сознание успешного преодоления встреченных в работе
трудностей содействует возникновению у учащегося интереса к учебе.
Именно поэтому, по мнению автора, программированный текст не
должен содержать трудных «шагов», несущих опасность совершения
учеником ошибок, так как это отрицательно влияет на его отношение к
работе.
Скиннер выдвинул следующие требования к организации обучения:
1. При обучении учащийся должен проходить через последовательность
тщательно подобранных и размещенных «шагов».
2. Обучение следует построить таким образом, чтобы учащийся все время
был «деловит и занят», чтобы он не только воспринимал учебный
материал, но и оперировал им. 4
3. Перед тем, как перейти к изучению последующего материала, учащийся
должен хорошо усвоить предыдущий.
4. Учащемуся необходимо помочь путем деления материала на небольшие
порции («шаги» программы), путем подсказок, побуждений и т.д.
5. Каждый правильный ответ учащегося необходимо подкреплять,
используя для этого обратную связь, не только для формирования
определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению.
Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги обучаемой
программы последовательно, в том порядке, в котором они приведены в
программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или
несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого
обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого
какимлибо способом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался
правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не
совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким
образом, линейная система программированного обучения основана на
принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий.
Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика.
По мысли Б. Скиннера, обучаемый учится, главным образом, выполняя
задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит
подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого.
Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех
учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из
них. В силу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся
получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны
проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда
название программ линейные).
Разветвленная программа программированного обучения. Ее
основоположником является американский педагог Н. Кроудер. В этих
программах, получивших широкое распространение, кроме основной
программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются
дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых
направляется ученик в случае затруднений.
Разветвленные
программы обеспечивают индивидуализацию
(адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню
трудности. Кроме того, эти программы открывают большие возможности для
формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем 5
линейные, ограничивающие познавательную деятельность в основном
восприятием и памятью.
Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или
вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один
правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки.
Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал
правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения
правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы.
Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной
ошибки, и он получает указание вернуться к какомуто из предыдущих шагов
программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому
возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала,
изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам,
словарям, пособиям. Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность
обучения достигаются путем использования специальных технических
средств, в частности компьютера, работающих по программе поиска режима
обучения и автоматически поддерживающих найденные условия. В частично
адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант)
на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной
программе диагностика знаний учащихся представляет многошаговый
процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
Стремление к объединению линейных программ с разветвленными
привело к появлению так называемого смешанного программирования,
которое было разработано британскими психологами из университета в
Шеффилде. Для него характерны следующие особенности:
1. Учебный материал делится на различные по объему части (порции, шаги).
Решающими основаниями деления при этом являются дидактическая цель,
которая должна быть достигнута благодаря изучению данного фрагмента
программированного текста с учетом возраста учащихся и характерных
особенностей темы.
2. Учащийся дает ответы, как путем их выбора, так и в ходе заполнения
пробелов, имеющихся в тексте.
3. Учащийся не может перейти к следующей рамке программы, пока хорошо
не овладеет содержанием предыдущей. Это положение является общим для
всех вариантов дидактического программирования, однако в смешанном
программировании ему придается особое значение, поскольку авторы 6
смешанных программ предвидят возможность не только индивидуальной,
но и групповой работы с программированным текстом.
4. Содержание отдельных рамок дифференцируется применительно к
способностям, проявляемым учениками, а также к степени их достижений в
учебе по данному предмету. С учетом этого положения смешанная
программа ближе к разветвленной, в которой индивидуализацией
подвержено и содержание, и темп учения.
Средства представления программ
Самым важным в программированном обучении является текст
(программа). Для реализации дидактических целей программу можно
представлять двояко: с помощью учебников или с помощью машин.
Программированные учебники различаются между собой в зависимости
от вида программы, представлению которой они и должны служить. В
соответствии с этим можно говорить об учебниках с линейной, разветвленной
и смешанной структурами.
Программированное обучение стимулировало развитие и применение
технических средств обучения (ТСО), к которым относятся различные
приспособления, машины и системы в сочетании с учебнодидактическими
материалами:
1) информационные ТСО – технические средства предъявления информации
(эпипроекторы, учебное кино, учебное телевидение);
2) контролирующие ТСО;
3) обучающие ТСО, которые обеспечивают весь замкнутый цикл управления
обучением,
реализуют
программированное обучение.
представленный обучающей программой,
Автоматизированные обучающие системы могут реализовать линейные и
разветвленные программы, что успешнее всего делается с помощью
компьютера,
который реализует последовательность учебных доз,
контрольных заданий, дополнительных пояснений в зависимости от анализа
ответов учащихся на контрольные вопросы.
Термин «программированное обучение» может использоваться в общем
смысле для описания любого средства обучения, т.е. любого устройства,
которое предоставляет учащемуся информацию без помощи учителя. В этом
смысле учебники являются примером программированного материала, как и
компьютеры. Более узкое определение ограничивает программированное
обучение до рамок материала, который специально создан как обучающий сам 7
по себе и организован по одной из двух моделей, линейной или разветвленной,
либо является сочетаниями обеих.
Дидактические задачи использования программированного
обучения
Программированное обучение не является универсальным методом,
который можно с успехом использовать вместо общепринятых методов и с
помощью которого удается решить все дидактические задачи.
Следует отметить, что программированное обучение имеет право на
существование в качестве вспомогательного метода, причем наиболее
эффективно его использование при решении следующих дидактических задач:
–
ознакомление учащихся со знаниями пассивного характера, т.е. с
информацией, требующей главным образом запоминания;
закрепление пассивных знаний;
–
– контроль и оценка уровня овладения знаниями при значительной доле
самоконтроля и самооценки;
– преодоление разнообразных видов отставания в учебе путем ликвидации
недостатков и пробелов в знаниях учащихся.
Кроме того, некоторые методы дидактического программирования с
успехом можно использовать при детальном анализе содержания обучения,
например, содержания школьных учебников.
В ходе реализации метода программированного обучения педагог не
становится второплановой фигурой, т.к. без его участия программированное
обучение на всех ступенях обучения не является результативным.
Полноценным дидактическим средством оно становится только в руках
преподавателя, который должен быть хорошо подготовлен к использованию
метода в различных дидактических ситуациях.
В последние годы идеи программированного обучения стали
возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы,
микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного или электронного обучения.
Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать
процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого
с обучающей системой. Роль педагога в этом случае состоит в основном в
разработке,
коррекции и усовершенствовании обучающей
программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного
обучения. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение,
и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не
наладке, 8
только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий
интерес.
Достоинства программированного обучения:
Увеличивается информационная емкость обучения. В единицу времени
усваивается на 6070% больше полезной информации.
Усиливается индивидуализация обучения: каждый работает в приемлемом для
него темпе, может необходимое количество раз возвращаться к ключевому
материалу, даются индивидуальные пояснения допущенных ошибок, предлагается
соответствующий инструктивный и вспомогательный материал.
Осуществляется оперативная обратная связь, прежде всего внутренняя (в
системе «учебный материал — обучающийся»). Она обеспечивает обучение
самоконтролю и коррекции учебной деятельности, формируется конструктивное
мышление.
Ограничения программированного обучения:
Целесообразно не на всяком материале. Малопригоден эмоциональнообразный,
описательный, целостный по характеру материал, поскольку дробление затрудняет
восприятие и усвоение целостности.
Система менее эффективна в воспитательном плане по сравнению с
традиционной: ведущие мировоззренческие идеи теряются при строгом (без
повторений) изложении информации, снижается непосредственное влияние
личности педагога, возможности живого общения с ним, контакты между
учениками минимальны.
Слабо развиваются творческая активность и самостоятельность, умение
выдвигать гипотезу, искать новые решения, поскольку составители программ,
ориентируясь на самостоятельную работу обучаемых, вынуждены снимать многие
трудности, облегчать усвоение. В противном случае обучающиеся не смогут по
такой программе работать сами.
В целях компенсации ограничений программированного обучения можно
привносить в него эвристические элементы, внедрять элементы игр, дискуссий,
споров, в дополнение к изучению программ проводить отдельные лекции,
конференции и т. д. Современные мультимедийные системы позволяют вводить
видеоряд, видеофрагменты, динамичные схемы, фонозаписи, конструировать
электронные учебные пособия. Речь идет о системе программированного
обучения, обогащенной элементами и подходами других типов обучения.
Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.