Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Оценка 5

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
классное руководство
7 кл—11 кл
25.03.2018
Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Дидактика как теория и система продуктивного обучения направлена на обеспечение достаточно простого и надежного управления процессом обучения. В массовой практике при использовании традиционного, а также проблемного обучения не происходит четкого руководства со стороны учителя действиями учеников. Ученики по разным причинам не выполняют указаний учителя и не усваивают учебную информацию, вследствие чего появляются пробелы в знаниях. Это обстоятельство подтолкнуло к поиску модели обучения, в которой педагог мог бы более эффективно управлять учебными действиями обучающихся. Также с середины XX в. технический прогресс стал проникать во все сферы человеческой деятельности, в том числе в образование, что потребовало адекватного изменения подходов к обучению. Сегодня информация должна быть представлена не в традиционном, текстовом, а в программированном виде. В связи с преобладанием у школьников клипового мышления актуально представление информации в качестве системы образов, вследствие чего прослеживается процесс применения в образовании мультимедиа и технически сложных обучающих систем.
Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного.doc
1 Программированное обучение как эффективный метод реализации системно­деятельностного  Дидактика как теория и система продуктивного обучения направлена на обеспечение   достаточно   простого   и   надежного   управления   процессом обучения. В массовой практике при использовании традиционного, а также проблемного   обучения   не   происходит   четкого   руководства   со   стороны учителя действиями учеников. Ученики по разным причинам не выполняют указаний   учителя   и   не   усваивают   учебную   информацию,   вследствие   чего появляются пробелы в знаниях. Это обстоятельство подтолкнуло к поиску модели   обучения,  в  которой   педагог  мог  бы   более  эффективно   управлять учебными действиями обучающихся. Также с середины XX в. технический прогресс   стал   проникать   во   все   сферы   человеческой   деятельности,   в   том числе   в   образование,   что   потребовало   адекватного   изменения   подходов   к обучению.   Сегодня   информация   должна   быть   представлена   не   в традиционном,   текстовом,   а   в   программированном   виде.   В   связи   с преобладанием у школьников клипового мышления актуально представление информации   в   качестве   системы   образов,   вследствие   чего   прослеживается процесс   применения   в   образовании   мультимедиа   и   технически   сложных обучающих систем.  Задачу   оптимизации   управления   процессом   знаний   и   умений   решает программированное   обучение,   которое   предполагает   обучение   с   помощью программированного   материала,   реализуемое   посредством   обучающего устройства (обучающей машины или программированного учебника).  Программированное   обучение  —   система   обучения,   использующая обучающие программы, включающие как содержание учебного материала, так и   поэтапное   управление   процессом   его   усвоения,   основанное   на систематической   обратной   связи   и   возможности   своевременных   коррекций хода и результатов процессов усвоения.  В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется   и   не   регламентируется.   Главная   идея   программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы. Сущность программированного обучения Идея программированного обучения была предложена в 50­х гг. ХХ в. американским   психологом   Б.   Скиннером   для   повышения   эффективности 2 управления   процессом   учения   с   использованием   достижений экспериментальной психологии и техники.  Цель   программированного   обучения   заключается   в   стремлении повысить   эффективность   управления   процессом   обучения   на   базе кибернетического подхода. В основу программированного обучения Скиннер положил два требования:  1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;  2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.  Вследствие этого были предложены следующие принципы построения обучающих программ. Принцип   информативности:  ученику   должна   сообщаться   новая информация, так как без этого вообще нет никакого обучения. Принцип   операционности:  в   обучении   должна   присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации. Принцип   дозирования   учебного   материала:   учебная   информация должна подаваться не сплошным потоком, а отдельными дозами – кадрами. Принцип обратной связи:  в учебном процессе должна существовать регулярная коррекция действий учащегося. Данный   подход   к   обучению   предполагает   изучение   познавательной информации определенными  дозами, логически завершенными, удобными  и доступными для целостного восприятия. Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение   программированного   учебного   материала   с   помощью   обучающего устройства   (ПК,   программированного   учебника,   кинотренажера   и   др.). Программированный   материал   представляет   собой   серию   сравнительно небольших   порций   учебной   информации   («кадров»,   файлов,   «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности. Каждый шаг программы обычно состоит из 3 этапов: – информационного, в котором дается необходимая информация об  изучаемом знании или действии; – контрольного – в форме задания для самостоятельного выполнения; – управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и  на основе результатов проверки получает указание о переходе к  какому­то следующему шагу. Эти   этапы   последовательно   предъявляются   ученику   для   усвоения. После   изучения   каждой   порции   учебного   материала   следует   проверка 3 усвоения. Если материал усвоен ­ ученик переходит к следующему этапу. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка. Процесс   специальной   переработки   учебного   материала   для программированного   обучения   получил   название   программирования. Существует три способа программирования учебного материала: 1) линейное; 2) разветвленное; 3) смешанное. В   основе   первой   (линейной)   формы   программирования   лежит бихевиористское   понимание   научения   как   установления   связи   между стимулом и реакцией. Разработка линейных программ принадлежит самому Б. Ф. Скиннеру: обучаемый знакомится с каждой порцией материала в заданной последовательности:   Автор   так   определил   главные   принципы   линейной   системы программированного обучения: ­   учение,   движущей   силой   которого   является   страх   перед   наказанием, насмешками со стороны учителя и товарищей, плохими оценками, не дает хороших результатов; ­   материал,   который   учащийся   должен   усвоить   в   ходе   собственной познавательной   деятельности,   нужно   делить   на   минимальные   части   (шаги, порции) и сразу же усиливать каждую правильную реакцию (ответ) с помощью соответствующих поощрений; ­   чувство   успеха,   сознание   успешного   преодоления   встреченных   в   работе трудностей содействует возникновению у учащегося интереса к учебе.  Именно   поэтому,   по   мнению   автора,   программированный   текст   не должен   содержать   трудных   «шагов»,   несущих   опасность   совершения учеником   ошибок,   так   как   это   отрицательно   влияет   на   его   отношение   к работе. Скиннер выдвинул следующие требования к организации обучения:  1. При обучении учащийся должен проходить через последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов».  2. Обучение следует построить таким образом, чтобы учащийся все время был   «деловит   и   занят»,   чтобы   он   не   только   воспринимал   учебный материал, но и оперировал им. 4 3. Перед тем, как перейти к изучению последующего материала, учащийся должен хорошо усвоить предыдущий.  4. Учащемуся необходимо помочь путем деления материала на небольшие порции («шаги» программы), путем подсказок, побуждений и т.д.  5. Каждый   правильный   ответ   учащегося   необходимо   подкреплять, используя   для   этого   обратную   связь,   не   только   для   формирования определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению.    Согласно   этой   системе,   обучаемые   проходят   все   шаги   обучаемой программы   последовательно,   в   том   порядке,   в   котором   они   приведены   в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими   словами   пропуск   в   информационном   тексте.   После   этого обучаемый   должен   сверить   свое   решение   с   правильным,  которое   до   этого каким­либо   способом   было   закрыто.   Если   ответ   обучаемого   оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом,   линейная   система   программированного   обучения   основана   на принципе   обучения,   предполагающего   безошибочное   выполнение   заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По   мысли   Б.   Скиннера,   обучаемый   учится,   главным   образом,   выполняя задания,   а   подтверждение   правильности   выполнения   задания   служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого. Линейные   программы   рассчитаны   на   безошибочность   шагов   всех учащихся,   т.е.   должны   соответствовать   возможностям   наиболее   слабых   из них.   В   силу   этого   коррекция   программ   не   предусмотрена:   все   учащиеся получают   одну   и   ту   же   последовательность   кадров   (заданий)   и   должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда название программ ­ линейные).   Разветвленная   программа   программированного   обучения.   Ее основоположником   является   американский   педагог   Н.   Кроудер.   В   этих программах,   получивших   широкое   распространение,   кроме   основной программы,   рассчитанной   на   сильных   учащихся,   предусматриваются дополнительные   программы   (вспомогательные   ветви),   на   одну   из   которых направляется ученик в случае затруднений.  Разветвленные   программы   обеспечивают   индивидуализацию (адаптацию)   обучения   не   только   по   темпу   продвижения,   но   и   по   уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования   рациональных   видов   познавательной   деятельности,   чем 5 линейные,   ограничивающие   познавательную   деятельность   в   основном восприятием и памятью. Контрольные   задания   в   шагах   этой   системы   состоят   из   задачи   или вопроса   и   набора   нескольких   ответов,   в   числе   которых   обычно   один правильный,   а   остальные   неверные,   содержащие   типичные   ошибки. Обучаемый   должен   выбрать   из   этого   набора   один   ответ.   Если   он   выбрал правильный   ответ,   то   получает   подкрепление   в   виде   подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому­то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме. Адаптивная   программа подбирает   или   предоставляет   обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять  его  по   мере   усвоения, обращаться  к  электронным   справочникам, словарям, пособиям. Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения   достигаются   путем   использования   специальных   технических средств, в частности компьютера, работающих по программе поиска режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия. В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на   основе   одного   (последнего)   ответа   ученика.   В   полностью   адаптивной программе   диагностика   знаний   учащихся   представляет   многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих. Стремление   к   объединению   линейных   программ   с   разветвленными привело   к   появлению   так   называемого  смешанного   программирования, которое   было   разработано   британскими   психологами   из   университета   в Шеффилде. Для него характерны следующие особенности: 1. Учебный материал делится на различные по объему части (порции, шаги). Решающими основаниями деления при этом являются дидактическая цель, которая должна быть достигнута благодаря изучению данного фрагмента программированного   текста   с   учетом   возраста   учащихся   и   характерных особенностей темы. 2. Учащийся   дает   ответы,   как   путем   их   выбора,   так   и   в   ходе   заполнения пробелов, имеющихся в тексте. 3. Учащийся не может перейти к следующей рамке программы, пока хорошо не овладеет содержанием предыдущей. Это положение является общим для всех   вариантов   дидактического   программирования,   однако   в   смешанном программировании   ему   придается   особое   значение,   поскольку   авторы 6 смешанных программ предвидят возможность не только индивидуальной, но и групповой работы с программированным текстом. 4. Содержание   отдельных   рамок   дифференцируется   применительно   к способностям, проявляемым учениками, а также к степени их достижений в учебе   по   данному   предмету.   С   учетом   этого   положения   смешанная программа   ближе   к   разветвленной,   в   которой   индивидуализацией подвержено и содержание, и темп учения. Средства представления программ Самым   важным   в   программированном   обучении   является   текст (программа).   Для   реализации   дидактических   целей   программу   можно представлять двояко: с помощью учебников или с помощью машин. Программированные учебники различаются между собой в зависимости от   вида   программы,   представлению   которой   они   и   должны   служить.   В соответствии с этим можно говорить об учебниках с линейной, разветвленной и смешанной структурами.  Программированное   обучение   стимулировало   развитие   и   применение технических   средств   обучения   (ТСО),   к   которым   относятся   различные приспособления,  машины  и системы в  сочетании  с  учебно­дидактическими материалами: 1) информационные ТСО – технические средства предъявления информации (эпипроекторы, учебное кино, учебное телевидение); 2) контролирующие ТСО; 3) обучающие ТСО, которые обеспечивают весь замкнутый цикл управления обучением,   реализуют программированное обучение.   представленный   обучающей   программой, Автоматизированные обучающие системы могут реализовать линейные и разветвленные   программы,   что   успешнее   всего   делается   с   помощью компьютера,   который   реализует   последовательность   учебных   доз, контрольных заданий, дополнительных пояснений в зависимости от анализа ответов учащихся на контрольные вопросы. Термин «программированное обучение» может использоваться в общем смысле   для   описания   любого   средства   обучения,   т.е.   любого   устройства, которое предоставляет учащемуся информацию без помощи учителя. В этом смысле учебники являются примером программированного материала, как и компьютеры.   Более   узкое   определение   ограничивает   программированное обучение до рамок материала, который специально создан как обучающий сам 7 по себе и организован по одной из двух моделей, линейной или разветвленной, либо является сочетаниями обеих. Дидактические задачи использования программированного обучения Программированное   обучение   не   является   универсальным   методом, который можно с успехом использовать вместо общепринятых методов и с помощью которого удается решить все дидактические задачи. Следует   отметить,   что   программированное   обучение   имеет   право   на существование   в   качестве   вспомогательного   метода,   причем   наиболее эффективно его использование при решении следующих дидактических задач: – ознакомление   учащихся   со   знаниями   пассивного   характера,   т.е.   с информацией, требующей главным образом запоминания; закрепление пассивных знаний; – – контроль и оценка уровня овладения знаниями при значительной доле самоконтроля и самооценки; – преодоление разнообразных видов отставания в учебе путем ликвидации недостатков и пробелов в знаниях учащихся. Кроме   того,   некоторые   методы   дидактического   программирования   с успехом можно использовать при детальном анализе содержания обучения, например, содержания школьных учебников. В   ходе   реализации   метода   программированного   обучения   педагог   не становится второплановой фигурой, т.к. без его участия программированное обучение   на   всех   ступенях   обучения   не   является   результативным. Полноценным   дидактическим   средством   оно   становится   только   в   руках преподавателя, который должен быть хорошо подготовлен к использованию метода в различных дидактических ситуациях. В   последние   годы   идеи   программированного   обучения   стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного или электронного обучения. Новая   техническая   база   позволяет   почти   полностью   автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Роль педагога в этом случае состоит в основном в разработке,   коррекции   и   усовершенствовании   обучающей программы,   а   также   проведении   отдельных   элементов   безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и   особенно   компьютерное,   обеспечивает   достаточно   высокий   уровень   не   наладке, 8 только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес. Достоинства программированного обучения: ­   Увеличивается   информационная   емкость   обучения.   В   единицу   времени усваивается на 60­70% больше полезной информации. ­ Усиливается индивидуализация обучения: каждый работает в приемлемом для него   темпе,   может   необходимое   количество   раз   возвращаться   к   ключевому материалу, даются индивидуальные пояснения допущенных ошибок, предлагается соответствующий инструктивный и вспомогательный материал. ­   Осуществляется   оперативная   обратная   связь,   прежде   всего   внутренняя   (в системе   «учебный   материал   —   обучающийся»).   Она   обеспечивает   обучение самоконтролю и коррекции учебной деятельности, формируется конструктивное мышление. Ограничения программированного обучения: ­ Целесообразно не на всяком материале. Малопригоден эмоционально­образный, описательный, целостный по характеру материал, поскольку дробление затрудняет восприятие и усвоение целостности. ­   Система   менее   эффективна   в   воспитательном   плане   по   сравнению   с традиционной:   ведущие   мировоззренческие   идеи   теряются   при   строгом   (без повторений)   изложении   информации,   снижается   непосредственное   влияние личности   педагога,   возможности   живого   общения   с   ним,   контакты   между учениками минимальны. ­   Слабо   развиваются   творческая   активность   и   самостоятельность,   умение выдвигать   гипотезу,  искать   новые  решения,  поскольку   составители   программ, ориентируясь на самостоятельную работу обучаемых, вынуждены снимать многие трудности, облегчать усвоение. В противном случае обучающиеся не смогут по такой программе работать сами.  В целях компенсации ограничений программированного обучения можно привносить в него эвристические элементы, внедрять элементы игр, дискуссий, споров,   в   дополнение   к   изучению   программ   проводить   отдельные   лекции, конференции и т. д. Современные мультимедийные системы позволяют вводить видеоряд,   видеофрагменты,   динамичные   схемы,   фонозаписи,   конструировать электронные   учебные   пособия.   Речь   идет   о   системе   программированного обучения, обогащенной элементами и подходами других типов обучения.

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного

Программированное обучение как эффективный метод реализации системно-деятельностного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018