«Программно-методическое обеспечение по разделу «Развитие речи»

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программы и дидактические материалы.docx

 

«Программно-методическое обеспечение по разделу

«Развитие речи»

Перечень                  1.Программа «Воспитание и обучение глухих детей программ             дошкольного возраста». Под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. и технологий                                 – М.: Просвещение, 1991.

2.  Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». Под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц.

  М.: Просвещение, 1991.

Технологии (методики):

1.            Глухота не приговор: от диагностики до инклюзии. М.: Исток Аудио, 2010.

3.                    Жукова Н.С. Букварь. М., 2007.

4.            Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики - М.: Эксмо, 2011.

5.            Жукова О.С. Букварь. М.: Олма Медиа Групп, 2006.

6.            Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом.

Под ред. И.В. Королевой. СПб.: Умная Маша, 2010.

7.            Зонтова О.В. Занимаемся с Ушариком. 1,2,3, 4 этапы.

  СПБ.: Умная Маша, 2010.

8.            Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М., 1999.

9.            Королева И.В., Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Диагностика и коррекция нарушений слуха у детей. СПб.:

КАРО, 2005.

10.        Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2005

Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все

11.        самое важное для родителей. СПб.: Умная Маша, 2010.


12.                    Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В.Серебряковой.

СПб.: КАРО, 2008.

13.                   Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991.

14.                   Михаленкова И.А., Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В., Дроздовская К.В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. Под ред. И.А.Михаленковой. – СПб.: КАРО, 2006.

15.                    Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. - СПб.: КАРО, 2006.

16.                   Фонетическая ритмика в школе и в детском саду. Практикум по работе со слабослышащими детьми. М.: Учебная литература, 1997.

17.                   Шматко Н.Д, Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. – М.: Просвещение, 2003

18.                 Королева И.В. Дети с нарушением слуха. СПб.: КАРО, 2011.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое и методическое обеспечение

1.      Наглядно-иллюстративный материал по лексическим

Дидактическое                   темам:

методическое                  2. Предметные картинки по темам: «Овощи             – Фрукты», обеспечение  «Одежда»,  «Домашние     животные»,       «Дикие                                             животные»,

«Туалетные принадлежности», «Семья», «Перелётные зимующие птицы», «Профессии», «Транспорт», «Деревья»,

«Посуда»,          «Мебель»,        «Обувь»,         «Головные        уборы»,

«Насекомые», «Цветы», «Учебные принадлежности», «Части тела», «Семья, люди», «Времена года», «Материалы, инструменты» и т.д.

3.      Сложные картинки для работы над фразой. Игры: «Что делает?», «Что делают?» (5 шт.).

4.      Серии сюжетных картинок

5.      Серии сюжетных картинок по сказкам: «Колобок»,

«Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Три поросёнка» и др.

6.      Наглядно-иллюстративный     материал     по            составлению описательных рассказов о предмете «Опиши предмет» (3 шт.),

«Составь рассказ о предмете» (5 шт.).

7.      Стихи, потешки, загадки по развитию ритмико- интонационной стороны речи.


8.      Игры по развитию грамматического строя речи. «Один – много», «У кого?», «Чего нет?», «Чем?», «Дадим кому?». Игра – лото антонимы, синонимы


Программно-методическое обеспечение по разделу

«Развитие слухового восприятия»

Перечень                           1. Программа «Воспитание и обучение глухих детей программ                и дошкольного возраста». Под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. технологий  по М.: Просвещение, 1991.

развитию                           Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей слухового        дошкольного возраста». Под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. восприятия  и – М.: Просвещение, 1991

обучению                          2. Технологии (методики):

произношению                    Глухота не приговор: от диагностики до инклюзии. М.: Исток Аудио, 2010.

3.                    Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003.

4.        Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. Под ред. И.В. Королевой. СПб.: Умная Маша, 2010.

5.                    Зонтова О.В. Занимаемся со Смешариком. 1,2,3, 4 этапы. – СпБ.: Умная Маша, 2010.

6.                    Королева И.В., Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Диагностика и коррекция нарушений слуха у детей. СПб.: КАРО, 2005.

7.        Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М.: Учебная литература, 2000.

8.        Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991.

9.              Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: ВЛАДОС, 2008.

10.    Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит…

М.: Просвещение, 1995, 2003

Музыкальные    инструменты,     звучащие     игрушки;

серии


Дидактическое и методическое обеспечение (ПРС)


звуковых плакатов; фонотека со звуками окружающими нас, голосами животных, птиц, различных мелодий: вальса, марша,


польки.

Наглядно – иллюстративн ый материал по различению и


опознаванию     речевых      единиц      (звукоподражания, слова,

словосочетания, фразы, предложения и тексты по лексическим темам)


Программно-методическое обеспечения по ФЭМП

 

 

Перечень                                       1. Программа «Воспитание и обучение глухих детей программ                   дошкольного возраста». Под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц.

М.: Просвещение, 1991.

Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». Под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц.

М.: Просвещение, 1991.

2. Л.С. Метлина «Математика в детском саду» - М. Просвещение, 1984.

1. Счетный материал, счетные палочки и материал для Перечень                   группировки по разным признакам (игрушки, мелкие предметы, пособий природный материал).

2. Предметные картинки для счета.

3. Наборы геометрических фигур и комплект объемных геометрических фигур.

4. Дидактический      материал,      настольно-печатные       игры

(«Логические пары», «Разбери узор», «Что сначала, что потом», « Все о времени», «Учимся считать», «Сложи узор», игры- вкладыши: «Назови фигуру», «Назови цифру»

5. Математическое пособие «Устный счет». 6.Математическое пособие «Часы».

7. Волшебные часы» (времена года, части суток).

8. Ленты широкие и узкие, длинные и короткие разных цветов. 9.Веревочки разной длины, толщины, разных цветов.

10. «Волшебный» мешочек.

11. Раздаточный счетный материал (пеналы с геометрическими плоскостными фигурами).

12. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски.


13. Игры на развитие восприятия:

-   формы: «Найди похожую», «Разложи круг квадрат», «Цвет, форма, величина» и др.

-         цвета: «Найди по цвету», «Разноцветные предметы»,

«Разложи по цвету», «Какой? Какая? Какое?» и др.

-    величины: «Большой маленький», «Большой поменьше маленький»,  «Длинный    –    короткий»,     «Широкий    –         узкий»,

«Матрёшки», Баночки вкладыши, пирамидки и др.

14. На формирование целостного образа: игра «Половинки» - 8 шт. из разного количества частей, кубики из 4х - 8ми, «Составные вкладыши» и др.

15. На соотнесение «Парные картинки» (8 шт.).

16. На восприятие пространственных отношений: «Направо налево», «Что где находится?», «Кто? Где?» и др.

17. На        развитие        тактильно-двигательного           восприятия: деревянные игры вкладыши (10 шт.), геометрические вкладыши,

игра «Найди на ощупь», коврик трансформер «Животные» и др.

 

 

 

Дидактическое и методическое обеспечение (Предметно развивающей среды)

 

 

Центр познавательного развития:

Наборы игрушек с ярко выраженными составными частями и различием по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, материал)

Настольные игры (лото, разрезные картинки, парные картинки, мозаики, кубики, домино, паззлы)

Наборы картинок (предметы разных родовых групп)

Развивающие игры (Игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера)

Компоненты научно-экспериментального центра:

Игры с бумагой, мыльными пузырями, с тенью

Наборы для игр с экспериментированием с водой, снегом, льдом

Простейшие приборы и приспособления (лупы, цветные стеклышки, ростомер,


чудесный мешочек, песочные часы, компас, воронки, стаканчики, термометры и др.

Календарь природы

Коллекционные материалы (шишки, семена, ракушки и т.д.)

 

 

Центр сенсорики:

Пирамидки, мисочки-вкладыши, матрешки, предметы из разных материалов Трафареты

Калейдоскоп

Магнитные рыбки и удочки Шумовые предметы-заместители Аудиозаписи

Бусы, шнуровки, пуговицы, резинки, моталочки и т.д.

 

 

Центр занимательной математики:

Наборное полотно, комплект геометрических фигур, модели года и частей суток Настольно-печатные игры математического содержания, мозаики с цифрами, Объемные геометрические формы

Счеты, задачи-шутки, комплекты цифр Магнитная доска, фланелеграф Счетный материал

 

 

Центр социально-эмоционального развития

Детские периодические издания, книги

Тематические альбомы, иллюстрации к сказкам и рассказам Настольно-печатные игры с речевым содержанием, лото, домино Игрушки для обыгрывания сюжетов

Аудиозаписи Разрезные картинки


Загадки с картинками

Сюжетные картинки для рассказывания по сказкам, для составления предложений и небольших описательных рассказов

Тексты с пиктограммами

Альбомы на произношение со звуками и их дифференцирование Пальчиковый театр

Различные виды шнуровок, бусы, мозаики Скороговорки и чистоговорки

Фото детей и их семьи

Пособия для развития моторики (бусы, шнуровки, ленточки, моталочки и т.д.) Панно настроения.

Настольно-печатные игры на эмоциональное развитие. Условия для сюжетно-ролевой игры «Семья».

Фотографии, семейные альбомы.

Игрушки и пособия на снятие эмоционального напряжения (коврик, зеркал)

 

 

Центр книги

Сказки, рассказы по программе

Детские периодические издания (журналы) Портреты поэтов и писателей

Тематические подборки иллюстраций, альбомы Настольно-печатные игры с литературным содержанием Образы литературных героев, сюжетные игрушки Аудиозаписи

Стеллаж (витрина) для хранения книжного материала Книжки-раскладушки

Книжки-раскраски

Книжки из серии «Расскажи сказку»

 

 

Центр творчества


Тематические альбомы с подборкой иллюстраций декоративно-прикладного искусства

Детская литература с иллюстрациями детских художников Книги, открытки по изобразительному искусству Наборы цветной бумаги разной фактуры и картона

Подборка из природного материала (желуди, шишки, сухоцветы, семена, веточки и т. д.)

Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки Проволока, фольга, поролон, пенопласт Альбомы со схемами получения цветовой гаммы Наборы кистей для изодеятельности Пластилин

Цветные карандаши, мелки, фломастеры, краски, простые карандаши Ножницы, клей (безопасный)

Различные трафареты

Салфетки, стаканчики-непроливашки

 

 

Центр двигательной активности

Массажные коврики Шнур длинный Мешочки с песком

Корзины для метания мечей, Мячи разных диаметров Обруч малый

Мяч массажный Палка гимнастическая Колечки с лентами Шапочки медальоны

Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность. Ребристая доска

 

Дуги для подлезания, прокатывания мяча


 

 

 

 

Центр игры

Сюжетные игрушки Игрушки транспортные

Игрушки, изображающие предметы труда и быта Предметы-заместители

Ролевые атрибуты к сюжетно-ролевым играм Игрушки-животные

Куклы-представители различных профессий Игрушки-двигатели

Модули-макеты игрового пространства

 

 

Центр театра

Разные виды театра: настольный, пальчиковый, перчаточный и т.д. Маски-шапочки

Фланелеграф Ширма

Наглядно-дидактическое пособие серии «Мир в картинках» и серия рассказов по картинкам

Аксессуары сказочных персонажей

Центр музыки

Музыкальные инструменты: гармошка, гитара, погремушка, барабан, бубен и т.д.,

Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, народные игрушки, коробочки с сыпучими материалами.

Картинки с изображением музыкальных инструментов.


Материалы для занятий с детьми с нарушением слуха

 

Сохранение и развитие имеющейся устной речи

 

Ребёнка необходимо побуждать: Выражать просьбу, желание, благодарность, приветствие устно (словами фразами);

 

Называть знакомые предметы, их изображения на картинках; Рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы из детских книг;

Сопровождать речью выполнение собственных действий и действий взрослых (например: «Мама, на твои тапочки», «Вот он, мой мячик», «Я позвал папу», «Бабушка тарелку разбила»).

 

Учить ребёнка:

 

Рассказывать о происходившем с ним или на его глазах событии (где был вчера с мамой, что делал в дворе, кого встретили с бабушкой в магазине, во что играли ребята в детском саду, с кем играл и т.п);

 

Описывать содержание сюжетной картинки или серии картин.

 

 

Обучение речевому поведению в условиях устного общения Учить ребёнка:

Смотреть в лицо (на губы) говорящего в течение всего времени, пока длится обращенное высказывание (вопрос, приказание, поручение, замечание и т.д.);

 

Выбирать в ситуации разговора или беседы правильное местоположение относительно собеседников (их лица должны быть в поле зрения, на удобном для ребенка с нарушением слуха расстоянии, хорошо освещены);

 

Находить взглядом говорящего в группе беседующих лиц и переводить взгляд с одного собеседника на другого в процессе общего разговора или беседы;

Смотреть в лицо собеседника, не отводя взгляда, во время собственной речи, следя за его реакцией и репликами;

 

Реагировать словом немедленно на непонимание речи взрослого (сказать

«Не понял(а)» или «Повтори(те), пожалуйста»); на собственные затруднения при ответе на вопрос (сказать «Не знаю», «Не помню»);


Задавать уточняющие вопросы при частичном непонимании обращенной фразы собеседнику, при затруднениях в своем ответе к третьему лицу;

 

Первым  вступать   в   разговор,  поддерживать  его,   задавая                       различные вопросы.

 

 

Обучение восприятию устной речи

 

(зрительно-слуховому, зрительному, зрительно-вибрационному) Учить ребёнка:

Подражать крупным и мелким движениям тела; артикуляционным движениям;

 

Произносить речевой материал сопряженно (синхронно)с собеседником, следуя ритму и темпу его речи;

 

Различать и повторять слова, словосочетания и фразы в условиях ограниченного выбора из 2 – 10 единиц;

 

Опознавать слова, словосочетания и фразы вне ситуации ограниченного выбора;

 

Соотносить видимые(опорные) движения губ педагога со звуками и звукосочетаниями;

 

Узнавать во фразе и изолированно следующие часто употребляемые речевые единицы (обязательный речевой материал): неизменяемые слова (как, куда, когда, почему, зачем, откуда, где, сегодня, завтра, вчера, сколько, спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуй(те), хорошо, плохо, утром, вечером днем, ночью), устойчивые словосочетания (дай мне…; у тебя есть…?; ты умеешь…?; можно мне…?; сажи, пожалуйста, …?; это правда, что…?; что ты больше любишь:… или…; что случилось?; кто тебе сказал, что…?), имя, фамилию (собственные и товарищей), имя и отчество (педагогов, родителей, знакомых), для 3 – 4 летних – слова «тетя и дядя» в сочетании с именем, названия дней недели, месяцев, времени года, количественных и порядковых числительных;

= Узнавать обязательный речевой материал в составе более крупных, чем узнаваемые, речевых единиц;

 

=Узнавать и повторять знакомые тексты;

= Воспринимать содержание незнакомых сюжетных текстов;

= Прогнозировать высказывание собеседника;


= Восстанавливать не воспринятые слова, словосочетания, фразы на основе речевого контекста и ситуации.

Обучение грамоте Учить ребёнка:

Соотносить графический образ слов с действием, предметом; Составлять фразу по картинке из знакомых табличек-слов; Читать слова с вычленением слогов; Составлять слова из букв разрезной азбуки; Читать любые слова и короткие фразы;

Писать печатными буквами слова и короткие фразы. Активизация слуховой деятельности.

Учить ребёнка:

Реагировать условным действием на доступный слуху звуковой стимул при уменьшающейся интенсивности звучания (источники звука: звучащие игрушки, голос)

Различать доступные слуху звучания игрушек (барабан, гармошка, бубен, дудка, металлофон, свисток (при выборе из 2 – 5))

Различать на слух слова и словосочетания при выборе из 2 10

Различать на слух фразы при выборе из 2 – 5 типа: Бабушка спит. Мальчик упал. Девочка ест яблоко и т.д. Анкетного характера: Как тебя зовут? Где ты живешь? Где работает мама? Поручения типа: закрой, вымой, возьми, дай, покажи, убери и т.д.

 

 

Коррекция произносительной стороны речи Педагог должен:

Удерживать произнесение ребенком слов и фраз в нормальном темпе, слитно, с естественной интонацией, с соблюдением ударения и звуковой структуры;

 

Восстановить утраченные до начала коррекционной работы произносительные навыки.

Игры для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста с нарушением слуха

 

 

«Узнай по контуру»

 

Цель:   учить  детей   узнавать  предметы  по   контурному                   изображению, запоминать изображения.

 

Оборудование:   наборы   парных   картинок   (предметное   и                                   контурное изображение).

 

Речевой материал: названия предметов, такой, не такой, что (кто) это?


Ход игры:

 

Игра проводится аналогично «Лото с отсрочкой». При затруднениях при подборе парного изображения предложить детям использовать метод наложения (для этого необходимы изображения предметов, вырезанные по контуру).

 

 

«Запомни и найди»

 

Цель: учить детей узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно; закреплять названия предметов.

 

Оборудование: лото или парные картинки.

 

Речевой материл: У кого такая же? Что это? Это... (названия предметов), запомни, смотрите внимательно, у тебя больше, ты победил.

 

Ход игры:

 

1           вариант. Педагог предлагает детям поиграть. Перед детьми выкладывается небольшое количество картинок (от четырех до десяти), ребенок рассматривает свои картинки, называет их, педагог предлагает запомнить этот ряд («Посмотри внимательно и запомни «). Затем картинки предлагается перевернуть изображением вниз. После этого педагог берет картинку, парную картинке у кого-то из детей, и спрашивает: «У кого такая?» Ребенок должен вспомнить, есть ли у него такая картинка и на каком именно месте в ряду она лежит, показать, сказав: «У меня».

Усложнение: выкладываются все имеющиеся парные картинки изображением вниз. Педагог первым переворачивает сначала одну, затем другую картинку. Если картинки оказываются парными, он их убирает в сторону, объясняя: «Одинаковые». Если картинки не совпали, педагог кладет их обратно, переворачивая обратно изображением вниз, и говорит: «Запомните, тут «кошка», а там «дерево». Затем ребенок таким же образом вступает в игру, пытаясь при необходимости вспомнить, где уже переворачивалась картинка, необходимая ему для пары. Игра продолжается до тех пор, пока все парные картинки не разойдутся по игрокам. Выигрывает тот, у кого больше пар.

 

2    вариант: задание дается подобное, но только с табличками. Они могут быть по одной теме, а могут быть из разных тем.

 

 

«Прятки с игрушками»


Цель: развивать внимание и память детей, развивать способность удерживать в памяти определенную цель - искать конкретную игрушку.

Оборудование: три-четыре (пять-семь) новых, незнакомых детям игрушек. Речевой материал: найди, названия игрушек, большой, маленький,

названия основных цветов, ищите, спрячь Ход игры:

Педагог привлекает внимание детей к новым игрушкам: «У нас гости. Посмотрите, какие игрушки. Что это? А это? После рассматривания игрушек педагог предлагает: «Будем играть с ними. Игрушки будут прятаться, я вы будете искать». Педагог предлагает детям выбрать понравившуюся им игрушку говорит: «Ты будешь искать мишку и т. п. Что (кого) ты будешь искать?» После этого дети отворачиваются к стене, закрывают глаза или выходят за дверь педагог прячет новые игрушки среди старых, знакомых и затем предлагает детям: «Ищите. Где твоя игрушка?»

Каждый из детей должен найти выбранную им ранее игрушку. Первому нашедшему - приз: наклейка или значок. В конце игры те, у кого больше всех значков, выходят вперед, остальные им аплодируют.

 

Усложнения:

 

сначала педагог может показать, как надо искать, затем дети самостоятельно выполняют;

 

можно выбрать водящих - они будут искать игрушки остальные дети, знающие, куда педагог спрятал игрушки, не должны подсказывать;

 

одни дети прячут игрушки, другие потом ищут их. Педагог помогает найти место, куда лучше спрятать;

 

увеличивается число участников игры, следователь увеличивается и количество игрушек.

 

 

«Подбери слово»

 

Цель: развитие зрительного внимания и памяти, закрепление названий знакомых предметов, развитие словесной памяти.

 

Оборудование: карточки с изображением различных предметов и их названиями, разделенные пополам ломаной линией (размер карточки 10x12 см). Предметы могут быть из одной тематической группы или из разных.


Речевой материал: будем играть, что это? Названия предметов, изображенных на карточках.

 

Ход игры:

 

Педагог предлагает ребенку поиграть. Он дает ребенку половинки двух- трех картинок и задает вопрос: «Что это?» Если ребенок знает название предмета, он может сразу подобрать вторую половинку с табличкой к изображению, опираясь только на глобальное восприятие таблички с названием данного предмета. Если ребенок не знает название предмета, он просто подбирает нужную половинку с написанным словом, опираясь на конфигурацию выреза и совмещая половинки. Каждая картинка совмещается только со своей половинкой, на которой написано ее название.

Игра также может использоваться для закрепления навыков глобального чтения слов по определенной теме.

 

Методы развития восприятия цвета у дошкольников с нарушением слуха.

 

«Цветные коврики»

 

Цель: учить детей дифференцировать цвета, отвлекаясь от формы предмета.

 

Оборудование: четыре листа картона красного, желтого, зеленого и синего цветов, изображения игрушек тех же цветов (однотонные).

 

Речевой материал: коврик. Какого цвета? Красный, синий, желтый, зеленый.

 

Ход игры:

 

Педагог вместе с детьми рассматривает «коврики», предлагает подложить таблички с названиями соответствующего цвета. Затем предъявляются изображения игрушек (возможно называние игрушек с подбором табличек) и дифференциация их по цвету. Первые две-три картинки педагог может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и

«коврика» (такой, не такой).

 

 

«Аквариум»

 

Цель:   Развивать  зрительное   восприятие,  память,   внимание,                    мелкую моторику пальцев рук, повторять количественный счет, знание цветов.

 

Оборудование: карточки с «Аквариумом» (размер аквариума 20x20 см), фломастеры или цветные карандаши


Речевой материал: найди две одинаковые рыбки, названия цветов, числительные, раскрась, запомни, найди такую же, сколько?

 

Ход игры: Педагог дает детям карточки с «Аквариумом и рыбками, и предлагает разного рода задания.

 

Карточка цветная. Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку, найти и показать двух одинаковых рыбок. А на пустой картинке предлагает: «Найди (по контуру) две одинаковые рыбки. Раскрась их как хочешь»

Педагог дает цветную картинку и показывает ребенку одну из имеющихся в «Аквариуме» рыбок, вырезанную и наклеенную на белый фон. «Найди такую же». Ребенок в «аквариуме» находит такую же. Педагог просит сказать:

«Сколько тут таких рыбок? «(показывает образец) или: «Сколько зеленых? Синих?» и т.п.; «Посчитай всех оранжевых рыбок» и т.п.

 

Педагог дает две карты: одну цветную, другую пустую. Дети рассматривают картинку в течение одной минуты, находят одинаковых рыбок. Затем, цветная картинка убирается и детям предлагается на пустой картинке найти этих рыбок и раскрасить их так же, как на цветной картинке.

 

Педагог дает пустую картинку и предлагает: «Раскрась две рыбки зеленым цветом, четыре - коричневым, пять - синим» и т.п. Или просит ребенка раскрасить так, как он хочет. Затем задает вопрос: «Какого цвета большая рыба? Сколько рыбок красных?» и т.п.

 

 

«Шарики»

 

Цель: учить детей дифференцировать не только различные, но и близкие цвета и оттенки. Учить осуществлять выбор этих цветов непосредственно по образцу и по памяти. Учить осуществлять выбор по цвету отвлекаясь от других свойств предмета.

 

Оборудование: демонстрационный набор и набор для каждого ребенка (плоскостные шары разной формы и величины, могут быть и одинаковые в зависимости от поставленной задачи по три оттенка основных цветов и более), фланелеграф, таблички, карточка с нарисованными ленточками разного цвета размером 25x20 см (см. прил. 1)

 

Речевой материал: шарики, веревочки (ленточки), какого цвета? Такой - не такой, красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый (голубой, розовый, оранжевый, коричневый), подбери, привяжите ленточку.


Ход игры:

 

Педагог приносит конверт и предлагает детям посмотреть, что там (табличка «шары»), после чего дети рассматривают содержимое конвертов, лежащих у них на столах. Затем педагог прикрепляет один из шаров на фланелеграф и предлагает детям найти такой же (дайте такой, такой, не такой, верно, неверно). Выбранные детьми шары прикрепляются рядом с шаром педагога или на индивидуальные фланелеграфы (шары могут быть одинаковыми по форме и величине или разными, если ставиться задача отвлечения от других свойств). Для усложнения можно ввести выбор с отсрочкой.

 

Другой вариант игры «Шарики»

 

Педагог предлагает детям к надутым шарикам подобрать соответствующего цвета веревочки. Сначала по образцу: педагог сам показывает и говорит: «Вот желтый шарик. Какого цвета надо веревочку? Такую же. Одинаковую. Желтую». Привязывает к шарику веревочку. Затем дети самостоятельно подбирают веревочки к шарикам.

 

То же самое с картонной карточкой, только шарики подбираются к нарисованным разноцветным веревочкам.

 

Усложнения: количество цветов:

 

Красный-синий; желтый-зеленый; Красный, синий, желтый, зеленый;

Красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

 

Красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, голубой, розовый.

 

Сначала шарики одной формы, потом различной; сначала шарики одного размера, потом разного;

можно заранее заведомо неправильно подложить шарики к веревочкам

 

предложить проверить соответствие или несоответствие ленточек и шариков, исправить ошибки.


Методы развития восприятия величины у дошкольников с нарушением слуха

 

«Домик для зайки»

 

Цель: учить детей ориентироваться на величину в игре.

 

Оборудование: домики разной величины, в дверном проеме которых изображены зайчики, прямоугольники-двери разной величины и цвета.

 

Речевой материал: спрячь зайчиков, дверь, большой, маленький, верно, неверно, названия цветов.

 

Ход игры:

Педагог раздает детям домики: «спрячьте зайчиков». Дети должны подобрать «двери» для каждого домика, ориентируясь только на величину (домик и дверь могут быть разного цвета).

 

«Флажки»

 

Цель: формировать зрительную ориентировку на величину без учета других свойств предмета, а также с учетом всех свойств предмета (по памяти).

 

Оборудование: флажки разного цвета, формы, величины (по три квадратных, прямоугольных, треугольных флажка трех цветов и трех величин) для каждого ребенка и демонстрационный набор у педагога, три стаканчика, ширма.

 

Речевой материал: какой по форме, цвету? Названия формы флажков (треугольник, квадрат, прямоугольник), величины (большой, меньше, маленький), одинаковые, верно, не верно, такой, не такой.

 

Ход игры:

1- й вариант. Педагог вместе с детьми рассматривает флажки, обращает их внимание на то, что флажки отличаются друг от друга по величине, затем выставляет три стаканчика и ставит в каждый по флажку-эталону, после чего дети самостоятельно расставляют свои флажки. Когда все флажки будут расставлены, педагог вместе с детьми уточняет принцип классификации:

«Какой величины?   Тут   большие.   Тут   поменьше.   Тут   маленькие.

Одинаковые.

 

Верно, не верно».


2- й вариант. Педагог ставит в стаканчик один флажок и закрывает его ширмой, а после отсрочки предлагает детям найти такой же (ориентировка на форму, величину и цвет предмета): «такой, не такой, верно, не верно».

Методы развития восприятия пространственных отношений у дошкольников с нарушением слуха

 

«Зарядка»

 

Цель: учить детей осознавать свое положение в пространстве, ориентироваться в схеме.

 

Оборудование: карточки со схематичным изображением человечков в разных статичных позах (демонстрационные раздаточные для каждого ребенка), таблички.

 

Речевой материал: делай так, покажи такую картинку, правильно, неправильно.

 

Ход игры:

Педагог предлагает детям поиграть («будем играть») предъявляет карточку с человечком-схемой, дети находят в своем наборе парную (можно ввести отсрочку); «покажите такую картинку». Затем педагог, предлагая карточку- образец, просит детей воспроизвести позу: «Делайте так» качестве усложнения вводится отсрочка в воспроизведении).

 

«Шарик и кубик»

 

Цель: учить детей воспринимать пространственные отношения по вертикали (внизу-наверху), по горизонтали.

 

Оборудование: шарики и кубики для каждого ребенка и демонстрационные карточки с различными изображениями геометрических фигур относительно друг друга, круг и квадрат, таблички.

 

Речевой материал: что это? Кубик, шарик, круг, квадрат. Похожи, делай так, внизу, наверху

 

Ход игры:

Педагог раздает детям кубики и шарики, предлагает назвать их: «Что это? Кубик. Шарик», затем дети соотносят объемные фигуры с их изображениями на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с изображением квадрата и круга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно: «Делайте так».

 

«Что там? Кто там?»


Цель: учить детей воспринимать пространственные отношения: по вертикали - внизу, вверху; по горизонтали - слева, справа, там, тут, рядом (около).

 

Оборудование: предметы или игрушки, лист бумаги с изображенными на них предметами или игрушками, таблички.

 

Речевой материал: посмотри что там, кто там, тут, слева, справа, рядом, около, названия игрушек или предметов, названия предметов, изображенных на картинках, похожи так же.

 

Ход игры:

Педагог расставляет перед детьми игрушки, кладет лист бумаги. Берет игрушки, например дом, ставят на лист бумаги и говорит, демонстрируя табличку; «Дом справа». Потом берет другую игрушку, ставит слева и говорит:

«Мишка, слева», показывает и дает табличку. Таким же образом в следующий раз объясняет расположение других игрушек: внизу, вверху, там, тут, рядом (около). Затем педагог предлагает Детям выполнять поручения: «Положи рыбу слева, кошку справа. Где кошка? Что там? Кто слева?» и т.п.

 

Усложнения:

 

сначала действия проводятся с реальными предметами или игрушками, затем педагог выкладывает предметы, а дети картинки;

 

детям предъявляется план-схема расположения предметов, они выкладывают у себя соответствующим образом картинки;

 

то же самое, что было описано выше, но план-схема предъявляется на короткое время (10-15 сек), затем убирается, дети выкладывают соответствующим образом картинки, в конце сравнивают с оригиналом. Задания могут предъявляться устно, дети воспринимают слухо-зрительно.

 

Методы развития восприятия формы у дошкольников с нарушением слуха

 

«Почтовый ящик»

Цель: различать форму на ощупь, соотносить плоскостную и объемную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Оборудование: почтовый ящик - коробка с различным количеством прорезей (от двух до десяти) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг треугольник, шестигранник, трапеция, звезда и т.п.), объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстие, ширм или экран.


Речевой материал: возьми, круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, протолкни, такой - не такой.

 

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за экраном (или за ширмой или под салфеткой), не контролируя зрением (допускаются пробы). «Возьми круг, протолкни в коробку». «Смотреть нельзя!»

 

Усложнение: увеличивается количество прорезей в коробке.

«Дай такой»

Цель: учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков.

Оборудование:   любой   детский    конструктор   (мягкий    из                                    поролона, пластмассовый, деревянный).

 

Речевой материал: посмотри, будь внимательным, найди такой же, дай такой, положи.

 

Ход игры

Педагог складывает различные по форме детали от разных конструкторов в коробку (ящик, корзинку, мешочек), перемешивает их, а затем вынимает по одной детали, показывает ребятам и предлагает им найти среди своих деталей (у каждого ребенка так же стоит коробочка с различными деталями) такую же:

«Дай такой же». Дети внимательно смотрят и находят необходимую деталь, показывая ее педагогу, говорят: «Вот такой же». Игра продолжается до тех пор пока все детали не будут выбраны из коробок.

Усложнение: сначала детям даются детали конструктора, идентичные по цвету и размеру деталям, находящимся у педагога на столе, а затем детали даются другого цвета и размеров. Ребенок должен, опираясь только на признак формы, предъявить требуемую деталь.

 

 

«Палочки»

 

Цель: учить детей схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от других свойств предмета и деталей.

Оборудование: картинки с изображением разных предметов, палочки различной величины.

Речевой материал: делайте так. Где такой? Покажите Названия изображаемых предметов.

 

Ход игры:


1     вариант. Педагог раздает детям картинки (с табличками) и предлагает детям схематично изобразить предмет < помощью палочек («сделайте так»), если возникают затруднения, то педагог на примере одной картинки дает образец.

 

2      вариант. Перед детьми картинки с изображениями предметов. Дети называют предметы (по возможности), подбирают таблички. Затем подбирают

парные  схематичные  изображения  этих   же   предметов  («где  такой?»,

«покажите»), после чего воспроизводят схему с помощью палочек («сделайте так «), опираясь на образец или по памяти отсрочкой)

 

Дидактические игры для развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с нарушением слуха

 

«Лови шарик»

Цель: развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого.

Оборудование: желобок, шарик,

Речевой материал: шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец. Ход игры:

Педагог кладет шарик на желобок, говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог - поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь «Переложи игрушки»

Цель: развивать координацию движений, согласованность движений обеих рук, учить брать мелкие предметы.

Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносы, прозрачные высокие бутылочки.

Речевой материал: делай так, возьми, бросай. Ход игры:

Целесообразно проводить данную игру на начальных этапах воспитания и обучения детей.

Дети сидят за столами, перед каждым ребенком прозрачная бутылочка, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их повторить его действия:

«Посмотрите. Делайте так».


При необходимости педагог проводит индивидуальную работу с детьми. После того, как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.

Для усложнения задания можно использовать сосуд с узким горлышком, в который будет проходить большее количество мелких предметов (можно использовать бусины разного размера), но предметы большего диаметра проходить не будут. Их нужно либо убирать с горлышка, либо, на более продвинутом этапе, заранее определять, пройдет предмет в горлышко или нет, без пробы протолкнуть в сосуд.

Можно предложить ребенку складывать предметы в сосуд поочередно то левой, то правой рукой.

 

Развитие речевого слуха у детей с нарушением слуха

 

«Уберём игрушки»

 

Оборудование:  по   три-четыре  разных  маленьких  машинки  и                                  птички, коробка или мешочек, маленький экран.

 

Речевой материал: будем играть, слушай, верно, неверно, да, нет, молодец, убери, у, пипипи.

 

Ход игры:

Целесообразно проводить данную игру на начальных этапах воспитания и обучения детей.

 

Дети сидят за столами, перед каждым ребенком прозрачная бутылочка, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их повторить его действия:

«Посмотрите. Делайте так».

 

При необходимости педагог проводит индивидуальную работу с детьми. После того, как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.

 

Для усложнения задания можно использовать сосуд с узким горлышком, в который будет проходить большее количество мелких предметов (можно использовать бусины разного размера), но предметы большего диаметра проходить не будут. Их нужно либо убирать с горлышка, либо, на более


продвинутом этапе, заранее определять, пройдет предмет в горлышко или нет, без пробы протолкнуть в сосуд.

 

Можно предложить ребенку складывать предметы в сосуд поочередно то левой, то правой рукой.

 

Педагог показывает ребенку коробку (или мешочек), заинтересовывает его содержимым. Он достает одну машинку, называет ее у, показывает, как она едет, организует игру с ребенком, повторяя вновь и вновь у. При этом малыш воспринимает звучание вначале на слухо-зрительной основе - видя губы педагога, а затем - только на слух - при произнесении звукоподражания за маленьким экраном. Машинка устанавливается на столе справа от малыша. Затем педагог достает из коробки (мешочка) птичку, показывает, как она летает, клюет, организует игру с нею ребенка, многократно называя игрушку пипипи; малыш воспринимает звукоподражание вначале на слухо-зрительной основе, а затем - на слух. Птичка ставится на столе слева от ребенка.

Аналогично в разной последовательности из коробки (мешочка) извлекаются оставшиеся в нем игрушки и расставляются на столе: машинки справа, а птички слева.

После того как ребенок вместе с педагогом поиграл с игрушками, его просят убрать их в мешочек или коробку. Педагог говорит: «Убери (слухо- зрительно, подкрепляя естественным жестом) пипипи (на слух)». Название игрушек повторяется в разной последовательности. Таким образом, в течение занятия ребенок воспринимает на слух каждое слово по три-четыре раза. Каждый раз, когда ребенок выбирает нужную игрушку, его просят ее назвать (как может). Постепенно малыша нужно научить сначала повторить за педагогом то, что услышал, а потом брать соответствующую игрушку. Нередко бывает так, что ребенок, повторив звукоподражание верно, берет затем не ту игрушку. В этом случае следует сказать малышу: «Нет, неверно, послушай, что я говорила», — и повторить слово вновь на слух. Если и в этом случае ребенок ошибется, слово предъявляется слухо-зрительно (т.е. ребенок видит лицо говорящего), а затем опять на слух. Таким же образом можно расставлять игрушки на полке, в шкафу, приносить, чтобы их вымыть, дать кому-то из игрушек и т. д.