Актуальность использования информационных технологий в учеб-ном процессе обусловлена тем, что компьютерные технологии создают новые возможности получения знаний, предоставляют широкие воз-можности для развития личности и самореализации.
Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения учебных дисциплин, и выводят процесс обучения на более высокий качественный уровень. Методическая разработка предназначена для преподавателей информатики и со-держит описание организации конкурса среди студентов I курса в ходе изучения раз-дела «Языки программирования». Материалы методической разработки ориентиро-ваны на активизацию познавательной деятельности студентов в учебном процессе.
Конкурс химических процессов.doc
Министерство образования Республики Башкортостан
ГАОУ Стерлитамакский колледж строительства, экономики и права
М е т о д и ч е с к а я р а з р а б о т к а
внеклассного мероприятия
для преподавателей информатики
КОНКУРС ПРОГРАММНЫХ ПРОЕКТОВ
Стерлитамак, 2010 УТВЕРЖДАЮ
Методист ГАОУ СКСЭиП
___________Р.А. Латыпова
«____» марта 2010г.
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
для преподавателей информатики
КОНКУРС ПРОГРАММНЫХ ПРОЕКТОВ
Составители: преподаватель первой категории информационных дисциплин
Е.В.Симакова
преподаватель второй категории информационных дисциплин
Ю.О. Маркова
Рецензенты: преподаватель первой категории информационных дисциплин
Е.А.Долгих
Методическая разработка предназначена для преподавателей информатики и
содержит описание организации конкурса среди студентов I курса в ходе изучения
Материалы методической разработки
раздела «Языки программирования».
ориентированы на активизацию познавательной деятельности студентов в учебном
процессе.
Рассмотрен на заседании комиссии
математических,
естественнонаучных
дисциплин, спецдисциплин специальности
230105 (2203) «Программное обеспечение
вычислительной
и
автоматизированных систем»
протокол №____ от ______________
техники
2 Председатель предметной комиссии
_________________ С.К. Дмитриева
3 СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ...........................................................................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................................
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА................................................................................................................................
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ.............................................................................................................................................
1. Подготовительный этап......................................................................................................................................
1.1. Графика в циклах..........................................................................................................................................
1.2. Создание анимационных эффектов.............................................................................................................
1.3. Построение графиков функций.................................................................................................................
1.4. Задачи на движение точки по различным траекториям...........................................................................
2. Организационный этап......................................................................................................................................
2.1. Постановка задачи......................................................................................................................................
2.2. Реализация проекта....................................................................................................................................
3. Демонстрация итогов........................................................................................................................................
4 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность использования информационных технологий в учебном
процессе обусловлена тем, что компьютерные технологии создают новые
возможности получения знаний, предоставляют широкие возможности для
развития личности и самореализации.
Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию
изучения учебных дисциплин, и выводят процесс обучения на более
высокий качественный уровень.
На занятиях необходимо формировать у студентов способность
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно
обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
Для достижения таких результатов наиболее эффективной формой
организации работы студентов считается метод проектов. Проектная
деятельность на занятиях по информатике позволяет:
сформировать
у студентов необходимые навыки
самостоятельной работы с вычислительной техникой;
повысить мотивацию и творческую активность;
усилить интеграционную составляющую обучения, так как в
дальнейшем студенты смогут применять полученные навыки и
умения в других областях.
Непременным условием проектной деятельности является наличие
заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапов
проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и
рефлексию результатов.
В качестве организации проектной деятельности студентов может
быть использован конкурс программных проектов, который ориентирован
на обеспечение условий для становления и самореализации студента,
владеющего способностями к профессиональному и интеллектуальному
творчеству.
5 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
Цели:
Повышение интереса к изучению информатики
Активизацию познавательной и творческой деятельности
студентов в учебном процессе
Задачи:
Закрепление навыков реализации циклической структуры и
графических операторов в среде программирования;
Развитие графических навыков, пространственного мышления,
творческих способностей, умения работать в коллективе;
Формирование личностных качеств,
необходимых для
эффективной профессиональной деятельности.
Межпредметные связи:
«Высшая математика» (уравнение эллипса, Декартова листа);
«Химия» (виды гибридизации: SP3, SP2, SP)
6 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Подготовительный этап
На практических занятиях были разобраны программы, реализующие
различные способы использования циклической конструкции «Для»
1.1. Графика в циклах
Орнамент «Косичка»
CLS
SCREEN 12
X=10
Y=10
FOR I=Y TO 430 STEP 20
LINE(X,I)(X,I+10),2
LINE–(X+5,I+15),2
LINE(X+10,I)
(X+10,I+10),2
LINE–(X,I+20),2
LINE(X+20,I)
(X+20,I+10),2
LINE–(X+10,I+20),2
LINE(X+15,I+15)
LINE(X+10,I)
(X+20,I+20),2
(X+10,I+10),2
LINE–(X,I+20),2
LINE(X+20,I)
(X+20,I+10),2
LINE–(X+10,I+20),2
LINE(X+15,I+15)
(X+20,I+20),2
NEXT I
X=600
NEXT I
X=30
Y=30
FOR I=X TO 580 STEP 20
LINE(I,Y)(I+10,Y),2
LINE–(I+15,Y5),2
LINE(I,Y10)(I+10,Y10),2
LINE–(I+20,Y),2
LINE(I,Y20)(I+10,Y20),2
Y=10
FOR I=Y TO 430 STEP 20
LINE–(I+20,Y10),2
LINE(I+15,Y15)(I+20,Y
LINE(X,I)(X,I+10),2
LINE–(X+5,I+15),2
20),2
NEXT I
X=30
7 Y=450
LINE(I,Y20)(I+10,Y20),2
FOR I=X TO 580 STEP 20
LINE(I,Y)(I+10,Y),2
LINE–(I+20,Y10),2
LINE(I+15,Y15)(I+20,Y
LINE–(I+15,Y5),2
LINE(I,Y10)(I+10,Y10),2
20),2
NEXT I
LINE–(I+20,Y),2
8 1.2. Создание анимационных эффектов
9 «Звездное небо»
«Конфетти»
CLS
SCREEN 12
FOR I=1 TO 300
X=INT(RND*640)
Y=INT(RND*450)
C=INT(RND*16)
PSET(X,Y),C
FOR G=1 TO 500
NEXT G
NEXT I
«Разноцветные лучи»
CLS
SCREEN 12
FOR I=1 TO 300
X=INT(RND*640)
Y=INT(RND*450)
C=INT(RND*16)
LINE(320,240)
(X,Y),С
FOR G=1 TO 500
NEXT G
NEXT I
CLS
SCREEN 12
FOR I=1 TO 300
X=INT(RND*640)
Y=INT(RND*450)
C=INT(RND*16)
R=INT(RND*50)
CIRCLE(X,Y),R,C
PAINT(X,Y),C,C
FOR G=1 TO 1000
NEXT G
NEXT I
«Вальс прямоугольников»
CLS
SCREEN 12
FOR I=1 TO 300
X=INT(RND*640)
Y=INT(RND*450)
X1=INT(RND*570)
Y2=INT(RND*250)
C=INT(RND*16)
LINE(X,Y)
(X1,Y1),C
PAINT(X,Y),C,C
FOR G=1 TO 1000
NEXT G
NEXT I 1.3. Построение графиков функций
CLS
SCREEN 12
REM установка новой
системы координат
WINDOW (5,5)(5,5)
REM изображение оси
REM масштабирование
оси OX
FOR I= 4 TO 4
LINE (I, .1)(I, .1)
NEXT I
REM масштабирование
оси OY
FOR I= 4 TO 4
LINE ( .1, I)( .1, I)
NEXT I
ОХ
LINE (5,0)(5,0), 15
REM рисование стрелки
направления оси
ОХ
LINE (4.8, .2)(5,0),15
LINE (5,0)(4.8, .2),15
REM изображение оси
ОY
LINE (0,5)(0,5), 15
REM рисование стрелки
направления оси
ОY
LINE ( .2, 4.8)(0,5),15
LINE (0,5)( .2, 4.8),15
REM подпись оси OX
LOCATE 16,78
PRINT “X”
REM подпись оси OY
LOCATE 1, 38
PRINT “Y”
REM подпись начала
координат
LOCATE 16, 42
PRINT “0” REM построение графика
функции y=sin
FOR X= 5 TO 5 STEP .
01
Y=SIN(X)
PSET (X, Y), 3
NEXT X
REM изменение цвета
текста
COLOR 3
REM подпись графика
функции y=sin
LOCATE 14, 65
PRINT “Y=SIN(X)”
REM построение графика
функции y=x^2
FOR X= 5 TO 5 STEP .
01
Y=X^2
PSET (X, Y), 2
NEXT X
REM изменение цвета
текста
COLOR 2
REM подпись графика
функции
y= x^2
LOCATE 12, 42
PRINT “Y=Х^2”
END 1.4. Задачи на движение точки по
различным траекториям
Движение по Эллипсу
Движение
по
с уравнением
A = 3
B = 2
FOR X = 3 TO 3
STEP .01
Y = B * SQR(1 (X /
A) ^ 2)
PSET (X, Y), 12
FOR G = 1 TO 5000
NEXT G
NEXT X
FOR X = 3 TO 3
STEP .01
Y = B * SQR(1
(X / A) ^ 2)
PSET (X, Y), 12
FOR G = 1 TO 5000
NEXT G
NEXT X
части Декартова
листа,
заданного
параметрическими
уравнениями
A = 4
FOR T = 40 TO 0
STEP .01
X = 3 * A * (T / 2) /
(1 + T ^ 3)
Y = (3 * A * T ^ 2 /
(1 + T ^ 3))
PSET (X, Y), 14
FOR J = 1 TO 5000
NEXT J
NEXT T 2. Организационный этап
2.1. Постановка задачи
После изучения тем «Графические операторы»,
«Организация движения объектов», «Циклические
структуры в программировании» студентам I курса
было сообщено о проведении конкурса по
информатике и предложено следующее задание:
На примере атома водорода составить
программу, которая позволит увидеть изменение в
траекториях движения электронов в атоме в
ходе химического процесса – гибридизация. Для
реализации
использовать
предложенный справочный материал:
программы
Для образования молекулы метана атом
углерода переходит в возбужденное состояние. В
присоединении атомов водорода участвуют 1 s
электрон и 3 pэлектрона
внешнего
энергетического уровня атома углерода
Для достижения более эффективного
перекрывания орбиталей необходимо изменить их
формы и энергии, что приводит к появлению
гибридных орбиталей. Число гибридных орбиталей
равно числу атомных орбиталей, участвующих в
гибридизации. Гибридные орбитали одинаковы по
форме электронного облака и по энергии. По
сравнению с атомными орбиталями они более
вытянуты в направлении образования химических
связей и поэтому обуславливают лучшее
перекрывание электронных облаков.
Гибридная орбиталь больше вытянута по
одну сторону ядра, чем по другую. При образовании молекулы метана 1 s
электрон и 3 pэлектрона атома углерода
образуют четыре одинаковых
гибридных
орбитали, расположенных под углом 109,5° друг к
другу и направленных к вершинам тетраэдра
Этот тип гибридизации называется sp3
гибридизацией. 2.2. Реализация проекта
В течение нескольких пар студенты составляли
программу, реализующую процесс гибридизации в
атоме. Лучший проект студенток группы ГК11
Садретдиновой Регины и Галлимовой Дарьи был
представлен на ежегодном Форуме по
информационным технологиям «Молодежь – Наука
IT» среди студентов учреждений среднего
профессионального образования Стерлитамакского
региона Республики Башкортостан.
CLS
SCREEN 12
WINDOW (10, 10)
(10, 10)
PSET (X + 4, Y), 9
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT X
E = 4
F = 1
FOR X = 4 TO 4 STEP
Y = SQR(F ^ 2 * (1 (X /
.01
E) ^ 2))
PSET (X 4, Y), 9
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT X
FOR X = 4 TO 4 STEP .
01
Y = SQR(F ^ 2 * (1 (X
/ E) ^ 2))
PSET (X 4, Y), 9
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT X
REM 2 VOS
C = 4
D = 1
FOR Y = 4 TO 4 STEP .
01
X = SQR(D ^ 2 * (1
(Y / C) ^ 2))
PSET (X, Y + 4), 10
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT Y
FOR Y = 4 TO 4 STEP
.01
REM ELLIPS
A = 3
B = 2
FOR X = 3 TO 3 STEP .
Y = B * SQR(1 (X / A)
PSET (X, Y), 12
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT X
FOR X = 3 TO 3 STEP
Y = B * SQR(1 (X / A)
PSET (X, Y), 12
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT X
REM 1 VOS
C = 4
D = 1
FOR X = 4 TO 4 STEP .
Y = SQR(D ^ 2 * (1
PSET (X + 4, Y), 9
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
FOR X = 4 TO 4 STEP
01
^ 2)
.01
^ 2)
01
.01
(X / C) ^ 2))
Y = SQR(D ^ 2 * (1 (X
/ C) ^ 2))
X = SQR(D ^ 2 * (1 (Y
/ C) ^ 2)) PSET (X, Y + 4), 10
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT Y
E = 4
F = 1
FOR Y = 4 TO 4 STEP
X = SQR(F ^ 2 * (1 (Y /
.01
E) ^ 2))
PSET (X, Y 4), 10
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT Y
FOR Y = 4 TO 4 STEP .
01
X = SQR(F ^ 2 * (1 (Y
/ E) ^ 2))
PSET (X, Y 4), 10
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT Y
A = 4
FOR T = 0 TO 50 STEP .
X = 3 * A * (T / 2) / (1 +
Y = 3 * A * T ^ 2 / (1 +
PSET (X, Y), 13
FOR J = 1 TO 1000
NEXT J
NEXT T
A = 4
FOR T = 40 TO 0 STEP
LINE (6, 3), 15
LINE (3, 3), 15
LINE (6, 0)(3, 0), 15
FOR J = 1 TO 1000000
NEXT J
CLS
REM 1 VOS
C = 4
D = 1
FOR Y = 4 TO 4 STEP .
01
X = SQR(D ^ 2 * (1
(Y / C) ^ 2))
PSET (X, Y + 4), 10
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT Y
FOR Y = 4 TO 4 STEP
.01
X = SQR(D ^ 2 * (1 (Y
/ C) ^ 2))
PSET (X, Y + 4), 10
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT Y
E = 1
F = .5
FOR Y = 1 TO 1 STEP
.01
X = SQR(F ^ 2 * (1 (Y /
E) ^ 2))
PSET (X, Y 1), 10
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT Y
FOR Y = 1 TO 1 STEP .
01
T ^ 3)
T ^ 3)
.01
T ^ 3)
T ^ 3)
X = 3 * A * (T / 2) / (1 +
01
Y = 3 * A * T ^ 2 / (1 +
X = SQR(F ^ 2 * (1 (Y
/ E) ^ 2))
PSET (X, Y), 13
FOR J = 1 TO 1000
NEXT J
NEXT T
FOR J = 1 TO 1000000
NEXT J
CLS
LINE (2, 3)(5, 3), 15
LINE (5, 0), 15
LINE (2, 0), 15
LINE (2, 3), 15
LINE (5, 3), 15
LINE (1, 3)(1, 3), 15
LINE (2, 3), 15
LINE (2, 0), 15
LINE (1, 0), 15
LINE (3, 3)(6, 3), 15
PSET (X, Y 1), 10
FOR G = 1 TO 1000
NEXT G
NEXT Y
REM 2 VOS
A = 1
FOR T = 0 TO 50 STEP .
X = 3 * A * T / (1 + T ^
Y = 2 * A * T ^ 2 / (1 +
PSET (X, Y), 13
FOR J = 1 TO 1000
NEXT J
NEXT T
A = 4
01
3)
T ^ 3) FOR T = 40 TO 0 STEP
X = 3 * A * (T / 2) / (1 +
Y = 3 * A * T ^ 2 / (1 +
PSET (X, Y), 13
FOR J = 1 TO 1000
NEXT J
NEXT T
REM 3 VOS
A = 1
FOR T = 0 TO 50 STEP .
X = (3 * A * T / (1 + T ^
Y = 2 * A * T ^ 2 / (1 +
PSET (X, Y), 14
FOR J = 1 TO 1000
NEXT J
NEXT T
A = 4
FOR T = 40 TO 0 STEP
X = 3 * A * (T / 2) / (1 +
.01
T ^ 3)
T ^ 3)
01
3))
T ^ 3)
.01
T ^ 3)
Y = (3 * A * T ^ 2 / (1 +
T ^ 3))
PSET (X, Y), 14
FOR J = 1 TO 1000
NEXT J
NEXT T
REM 4 VOS
A = 1
FOR T = 0 TO 50 STEP .
X = (3 * A * T / (1 + T ^
Y = 1 * A * T ^ 2 / (1 +
PSET (X, Y), 11
FOR J = 1 TO 1000
NEXT J
NEXT T
A = 6
FOR T = 40 TO 0 STEP
X = 4 * A * (T / 2) / (1 +
01
3))
T ^ 3)
.01
T ^ 3)
Y = (1 * A * T ^ 2 / (1 +
T ^ 3))
PSET (X, Y), 11
FOR J = 1 TO 1000
NEXT J
NEXT T 3. Демонстрация итогов
Движение электрона по эллипсу Движение электрона по правильным восьмеркам Движение электрона по гибридным орбиталям
(неправильным восьмеркам) Итоговое строение орбиталей при SP3гибридизации
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Программтрование химических процессов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.