Рабочая программа к курсу « Я познаю мир» разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции 2012г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Место курса в учебном плане
По учебному плану МАОУ Тоболовская СОШ – филиал Ершовская ООШ на проведение занятий по данному курсу во 2 классе отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год
Содержание тем учебного курса
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч) |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч) |
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок» |
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч) |
Цепи питания. |
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (10 ч ) |
Растения и их роль на Земле. Экскурсия. |
О братьях наших меньших. |
Рыбы и их многообразие. |
Час эрудитов «Птичьи имена». |
Проект «Сохраним красоту природы» |
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 6 ч) |
Человек и его корни. Родословное древо семьи. |
Моя Родина – Россия! |
Путешествие в прошлое. История моей Родины. Заочное путешествие по «Золотому кольцу» |
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (3ч) |
Откуда пошла земля Русская! |
Ледовое побоище. |
Слово о полку Игореве. |
Московское государство. |
Отечественная война 1812 года. |
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (4ч) |
Российская Федерация Проект «Сохраним историю родного края» |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
Тема |
Дата по плану |
|
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ |
|
1. |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
06.09 |
2. |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
13.09 |
3. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» |
20.09 |
|
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ |
|
4. |
Живая оболочка планеты. |
27.09 |
5. |
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
04.10 |
6. |
Солнце - как источник энергии. |
11.10 |
7.
|
КВН «Планета загадок» |
18.10 |
8. |
Экологическая система Цепи питания |
25.10 |
9. |
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
08.11 |
10. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
15.11 |
11. |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
22.11 |
12. 13. |
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ Растения и их роль на Земле Экскурсия. |
29.11 06.12 |
14. |
О братьях наших меньших. |
13.12 |
15. |
Викторина о животных. |
20.12 |
16. |
Рыбы и их многообразие. |
27.12 |
17. |
Час загадок «Всё о рыбах» |
17.01 |
18. |
Птицы и их многообразие. |
24.01 |
19. |
Час эрудитов «Птичьи имена». |
31.01 |
20- 21
|
Проект «Сохраним красоту природы» |
07.02, 14.02 |
22. |
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА Человек и его корни. Родословное древо семьи |
21.02 |
23. |
Моя Родина – Россия! |
28.02 |
24. |
Путешествие в прошлое. |
07.03 |
25. |
История моей Родины. |
14.03 |
26. |
Заочное путешествие по «Золотому кольцу» |
21.03 |
27. |
Заочное путешествие по «Золотому кольцу» |
04.04 |
28. |
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР Откуда пошла земля Русская! Ледовое побоище. |
11.04 |
29. |
Слово о полку Игореве. Московское государство. Отечественная война 1812 года. |
18.04 |
30. |
Времена Советской власти и СССР. |
25.04 |
|
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ |
|
31 -32. |
Российская Федерация |
02.05, 16.05 |
33 - 34 |
Проект «Сохраним историю родного края» |
23.05, 30.05 |
Литература
1 |
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! |
2 |
Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. |
3 |
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. |
4 |
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. |
5 |
Л.Экономов. Мир наших чувств |
6 |
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. |
7 |
А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.