Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области
Программа летней творческой смены «Презентуем, рисуя!»
пришкольного оздоровительного лагеря
муниципального общеобразовательного учреждения
лицея №3 города Галича Костромской области
Автор программы:
Сизова Ольга Николаевна,
учитель музыки, педагог-библиотекарь
Срок реализации: 5 дней
2021 год
Оглавление
Паспорт программы.. 3
1. Пояснительная записка. 6
2. Актуальность разработки программы.. 7
3. Содержание программы.. 8
3.1. Образовательный модуль. 8
3.2. Развивающий модуль. 13
3.3. Творческий модуль. 13
4. Механизм обратной связи. 14
5. Ожидаемые результаты.. 15
6. Календарно-тематический план. 17
Литература. 19
Приложения. 20
При создании программы «Презентуем, рисуя!» организатор творческой смены, опираясь на идеи, отраженные в Федеральной целевой программе «Развитие образования Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», ставила своей целью проектирование и реализацию собственной модели образовательного процесса, обеспечивающей качество технологического образования, соответствующее современному этапу развития российского общества.
Полное название программы |
Летняя творческая смена «Презентуем, рисуя!» |
Организация-исполнитель |
муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области |
Авторы программы |
Сизова Ольга Николаевна, учитель музыки, педагог-библиотекарь |
Цель программы |
Развитие познавательного интереса у талантливых школьников к информационно-коммуникационным технологиям, поддержка юных дарований через создание творческой среды. |
Направленность программы |
1. Формирование медиакультуры в профильной ориентации обучающихся и стимулирование их активности в поисках профессии. 2. Самоопределение в профессии через совместную проектную деятельность. 3. Обеспечение условий для гармоничного развития детей и совершенствования интеллектуально-креативных способностей. |
Новизна Программы |
Новизна программы творческой смены заключается в интеграции образования и воспитания на основе технологии скрайбинг как современном подходе в образовании, посредством погружения в творческую проектную среду. |
Срок исполнения |
Программа краткосрочная, реализуется во время летних каникул в течение 5 дней (1 июля - 5 июля) |
Место реализации |
Информационно-библиотечный центр МОУ Лицея №3 города Галича Костромской области |
Количество участников творческой смены |
10-15 чел. в возрасте 11 - 13 лет
|
Ожидаемые результаты |
Программа обеспечивает достижение результатов по следующим компонентам: 1. Образовательный компонент предоставление дополнительных образовательных возможностей учащимся, интересующимся информационно-коммуникационными технологиями; формирование в среде учащихся ценности интеллектуального творчества и мотивации к развитию; развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся; ознакомление ребят с технологией скрайбинга; привлечение педагогических кадров и специалистов других профессий к проведению мероприятий смены по предметам, выходящих за рамки стандартной школьной программы; 2. Адаптация и социализация подростков социализация обучающихся; отработка педагогических и социальных технологий, обеспечивающих эффективную социализацию подростков; создание среды, способствующей продуктивному общению подростков; организация коммуникативного пространства для обучения азам технического мышления. 3. Профориентационная работа проведение профориентационной работы среди школьников; обучение основам проектной деятельности посредством проведения мозгового штурма; индивидуальной и групповой работы над проектами, демонстрации лучших проектов школьников, победивших в различных конкурсах; 4. Развитие личности подростка создание условий для полноценного и всестороннего развития личности подростка и реализации собственных возможностей; появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве создание среды, обеспечивающей условия для гармоничного развития детей и совершенствования интеллектуально-креативных способностей; привитие общекультурных ценностей и художественно-эстетическое воспитание учащихся; подготовка и организация спортивно-оздоровительных мероприятий для учащихся и привитие им норм здорового образа жизни. |
1. Пояснительная записка
Данная программа составлена для проведения творческой смены для детей с повышенной мотивацией к применению информационно-технологических компетенций в проектной и художественно-эстетической деятельности.
Основная цель программы - развитие познавательного интереса у талантливых школьников к информационно-коммуникационным технологиям, поддержка юных дарований через создание творческой среды.
Задачи:
· изучение современной техники «скрайбинг» как нового направления презентации материала;
· поддержание индивидуальной и групповой художественно-эстетической деятельности в ИКТ-насыщенной среде;
· формирование общих и специализированных навыков по работе с информационными ресурсами различных видов и форматов;
· формирование умений проектной деятельности;
· формирование осознанной ответственности за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
· формирование умений и навыков в области художественно-эстетического творчества;
· содействие в саморазвитии каждого участника программы, его творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;
· организация работы творческих мастерских по направлениям художественной деятельности;
· создание среды творческого общения;
· развитие коммуникативных способностей, освоение новых языковых средств;
· создание условий для интересного, разнообразного, насыщенного, познавательного, оздоровительного и воспитывающего досуга.
Время проведения творческой смены с 1 июля по 5 июля 2019 года. Продолжительность – 5 дней.
Участники творческой смены:
Учащиеся 11-13 лет
Особенности программы:
· гармонично сочетает в себе воспитательный, развивающий и образовательный потенциал;
· доступна и привлекательна для детей разного возраста;
· приближена к интересам детей и подростков;
· выполняет функцию восстановления эмоциональных и физических сил;
· способствует профильному самоопределению.
Новизна программы творческой смены заключается в интеграции образования и воспитания на основе технологии скрайбинга как современном подходе к технологическому образованию, посредством погружения в творческую проектную среду.
Подростки в возрасте 11-13 лет, будучи субъектами самоопределения, попадая в специально организованную развивающую среду, получают возможность через практическую интерактивную деятельность раскрывать и изучать свои способности.
Новым для обучающихся будет и использование интегрированных занятий, сочетающих изучение аспектов проектной деятельности, компьютерных технологий c созданием героев и рисованных объектов, написанием сценария и практических занятий, связанных с фотосъемкой, видеомонтажем, звукозаписью, публичного предъявления результатов проектной деятельности.
Программа летней творческой смены состоит из 3 основных модулей: образовательный, развивающий, творческий.
Информация и информационные процессы, став важнейшей составляющей жизнедеятельности человека, позволили сформировать информационное общество – как этап развития человеческого социума.
Процесс информатизации общества привел к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.
Современные стандарты российского образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов. Новые требования заставляют ориентироваться на будущее.
Что необходимо современному школьнику для успешного освоения знаний? Минимум затрат, максимум результат. Идей по оптимизации образовательного процесса множество. Предлагаемая технология скрайбинга – как средство визуализации с использованием современных средств ИКТ, позволяет усваивать информацию более эффективно, чем многие другие виды презентаций и успешно заменяет собой скучные и многословные объяснения.
Скрайбинг является новейшей техникой презентации, это графический способ привлечь внимание аудитории и обеспечить её дополнительной информацией. Скрайбинг преобразовывает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты. Причем этот процесс происходит в реальном времени, практически параллельно произносимой речи. Принято отображать ключевые моменты повествования и взаимосвязи между ними. Обеспечивается высокий процент усвоения информации при создании ярких образов, которые вызывают у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью.
Визуализация образовательного процесса дает огромные перспективы развития, помогает ученикам приобрести качества, которые в будущем станут их опорой - это логическое, образное, креативное мышление, способность эффективно работать в команде, принимать быстрые, практические решения.
Образовательный модуль включает в себя освоение технологии скрайбинга и его видов: ручного и компьютерного.
Ручной:
Скрайбинг рисованный. Классический вариант скрайбинга. Рука человека рисует в кадре картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпали по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза, добавляют титры, делают монтаж.
Необходимые инструменты и материалы:
- презентационная доска для рисования маркером или листы бумаги формата А4, А3 (ватман);
- маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски;
- видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;
- микрофон для записи звука;
- компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.
Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
Необходимые инструменты и материалы:
- листы бумаги или любой другой фон;
- набор картинок-аппликаций;
- видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;
- микрофон для записи звука;
- компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.
Компьютерный.
Самый простой скрайбинг можно создать с помощью программы Power Point: в такой анимированной презентации изображения на слайдах появляются постепенно, в соответствии с рассказом «за кадром». В данном случае соблюдается основной принцип скрайбинга, то есть «эффект параллельного следования».
При создании более сложного компьютерного скрайбинга, используются специальные программы и онлайн-сервисы, которые позволяют создавать отличные видео-скрайбинги тем, кто не умеет рисовать.
Компьютерный скрайбинг не требует большого количества дополнительного оборудования. Не придется использовать видеокамеру, штатив, осваивать ремесло монтажера и диктора. Поэтому считается, что создание компьютерного скрайбинга несколько проще.
Существует не так много сервисов для создания компьютерного скрайбинга и лишь некоторые из них находятся в свободном доступе.
PowToon – англоязычный генератор анимационных презентаций - онлайн сервис с набором готовых шаблонов и возможностью создания презентации с "чистого листа".
Презентацию можно «озвучить» музыкальным файлом или записью звучащего текста, загрузив аудиофайл с компьютера. В готовых шаблонах музыкальное сопровождение уже присутствует по умолчанию.
VideoScribe - англоязычная программа, которая позволяет создавать отличные видео-скрайбинги тем, кто не умеет рисовать. Ее можно скачать на официальном сайте компании и бесплатно использовать 7 дней, завершённые работы загружаются на YouTube. Изначально программа предложит белый холст, который предстоит заполнить своим контентом.
В отличие от PowToon, вся презентация в VideoScribe размещается на одном большом поле, а не на нескольких слайдах. Если такой вариант вас не устраивает, можно создать несколько маленьких скрайб-презентаций, а потом соединить их в один сюжет с помощью видеоредактора.
VideoScribe позволяет выбрать цвет и текстуру фона, шрифт и вариант изображения руки, которая держит карандаш или кисть. К сожалению, кириллица не поддерживается. Текст на русском языке можно предварительно сохранить как изображение и в таком виде загрузить в презентацию.
В библиотеке иллюстраций хранятся сотни картинок по разнообразным темам (бизнес, эмоции, еда и напитки, здоровье, инструменты, транспорт, погода, спорт, медиа, строительство, люди). Можно загрузить свои изображения. К каждому элементу применимы настройки: время, в течение которого изображение будет нарисовано, цветовая гамма, размер, положение на доске. К видео-скрайбингу можно записать свой голос или добавить подходящий саундтрек из имеющейся библиотеки.
Скрайбинг – прекрасный старт для приобретения новых знаний, умений и навыков, технология заинтересует учащихся яркостью графических образов, связанных непосредственно с новым учебным материалом, будет способствовать лучшему запоминанию основных терминов и понятий.
Сегодня, действительно, рейтинг профессий, где требуется творческий и эмоциональный интеллект, дизайн – мышления, визуальное мышление, умение вдохновлять людей, набирают обороты. Одной из таких является профессия скрайбер, которая достаточно активно развивается в настоящее время. Специалиста, умеющего выражать смысл и идеи, делающего на ходу зарисовки и рисующего скрайбы, принято называть скрайбером, а презентацию, которую он создает – скрайб или скрайб–презентация.
Профессиональный скрайбер не обязательно должен иметь навыки художника и уметь рисовать (рисунки могут быть схематичными и даже примитивными), главным требованием, которое предъявляется – это умение выделять в информации главное, правильно и удачно заменять слова и идеи точными и простыми образами.
Использование скрайбинга в обучении обусловлено дидактическим потенциалом этой технологии, который заключается в создании новых возможностей для реализации на более высоком уровне таких принципов обучения как наглядность, доступность, осознанность, эмоциональность обучения. Скрайбингу, как технологии визуализации, присуща также возможность компактного представления учебного материала, содействие его продуктивному усвоению и запоминанию.
Ведущим эффектом скрайбинга является захват внимания аудитории специфическими графическими образами, создаваемыми здесь и сейчас, отчетливо акцентируя на заранее определенных ключевых моментах материала – идеях, особенностях, отличительных чертах, то есть как раз в том основном, что нужно воспринять, осознать, запомнить.
Новизна и привлекательность этой технологии позволяет на ее основе организовывать самостоятельную работу школьников, направленную на обработку ими изученного материала, воспроизведение собственного отношения к объекту обучения. Использование скрайбинга позволяет предоставить такой работе привлекательности для учащихся, обеспечить ее творческий характер, способствовать заинтересованности в приобретении новых предметных знаний и технологических умений.
Развивающий модуль включает в себя проектную деятельность: защита индивидуальных и коллективных проектов.
Целью данной деятельности является создание для ребят возможностей:
• осознанно определить сферу своих интересов;
• работать над интересующим проектом в течение всей смены;
• влиять на события в лагере, создавать их;
• почувствовать важность энергии, командной работы и энтузиазма как реальных ресурсов;
• увидеть, какой результат/ценность можно создать за ограниченное время;
• овладеть основными организационными навыками для разработки, запуска и реализации собственного проекта;
• открывать и исследовать собственные склонности, таланты и командные роли (организатор, координатор, вдохновитель, двигатель, генератор идей, контролёр, дипломат, исполнитель);
• пережить ситуацию успеха.
В педагогической практике, высокий уровень творческих достижений возможен только при совпадении трех факторов: наличия творческих способностей, умений и мотивации. В рамках проведения творческой смены одним из приоритетных направлений является работа по выявлению творческих способностей, развитию умений и навыков и повышению мотивации. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности, полученный учащимися в лагере, будет способствовать существенному росту показателей творческого мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
Творческий модуль представлен тематическими мероприятиями, направленными на развитие креативности по направлениям:
1. Культурные и художественно-эстетические – фестиваль короткометражных мульт- и видеофильмов, «АРТ-КАФЕ представляет…»,
2. Развивающие игры - «День съедобного креатива», «Супермаркет идей»
3. Спортивно-оздоровительные – «зарядка для подзарядки»
Самооценка своих достижений играет важную стимулирующую роль. Анализ своего эмоционального состояния, оценка проведённого мероприятия помогает участникам творческой смены дать себе оценку, а педагогу координировать деятельность на оптимизацию условий совместной работы.
Для этого в работе используется шкалы, игра «Сильное звено».
Шкала настроения показывает настроение и самочувствие ребят за день и заполняется в конце дня. Оценка настроения за день отмечается по пятибальной системе каждым участником смены и отображается в общей шкале с помощью соответствующего баллу цвета (Приложение 1).
Важным является процесс сопоставления настроения с порождавшими его причинами. В качестве возможных причин могут быть следующие: общее дело, работа на активностях, недовольство собой, неудача, успех друзей, отношение с лидером, погода и состояние здоровья. Для более полного выявления причин эмоционального состояния слушателей была введена шкала оценки мероприятия, которая показывает, как каждый участник смены оценивает совместно-проведенное мероприятие по двум направлениям. И с помощью цветограммы шкала заполняется по окончании каждого проекта или мероприятия (Приложение 2).
Естественно, что вся деятельность участника по самоанализу, самодеятельности, самопознанию неразрывно связана с самооценкой и последующей самокоррекцией. Для подведения итогов дня используется игровая ситуация «Сильное звено», с помощью которой слушатель может осуществить самооценку и дать оценку достижений товарищу. Каждый слушатель проговаривает свои успехи и неудачи и называет лучшего на его взгляд участника за день, объясняя свой выбор. Таким образом, подросток, осуществляя самооценку, может сравнить её с оценкой товарищей.
Педагог анализирует качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Программа обеспечивает достижение результатов по следующим компонентам:
1. Образовательный компонент
предоставление дополнительных образовательных возможностей учащимся, интересующимся информационно-коммуникационными технологиями;
формирование в среде учащихся ценности интеллектуального творчества и мотивации к развитию;
развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся;
ознакомление ребят с технологией скрайбинга, с возможностями применения его в образовательном процессе;
привлечение педагогических кадров и специалистов других профессий к проведению мероприятий смены по предметам, выходящих за рамки стандартной школьной программы;
2. Адаптация и социализация подростков
социализация обучающихся;
отработка педагогических и социальных технологий, обеспечивающих эффективную социализацию подростков;
создание среды, способствующей продуктивному общению подростков;
организация коммуникативного пространства для обучения азам технического мышления.
3. Профориентационная работа
проведение профориентационной работы среди школьников;
обучение основам проектной деятельности посредством проведения мозгового штурма; индивидуальной и групповой работы над проектами, демонстрации лучших проектов школьников, победивших в различных конкурсах;
4. Развитие личности подростка
создание условий для полноценного и всестороннего развития личности подростка и реализации собственных возможностей;
появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве
создание среды, обеспечивающей условия для гармоничного развития детей и совершенствования интеллектуально-креативных способностей;
привитие общекультурных ценностей и художественно-эстетическое воспитание учащихся;
подготовка и организация спортивно-оздоровительных мероприятий для учащихся и привитие им норм здорового образа жизни.
Мероприятие |
День 1, понедельник |
Диагностика «Шкала настроения» |
Интерактив «зарядка для подзарядки» |
Тренинг «Знакомство». Индивидуальная работа, направленная на создание самопрезентации, входное тестирование |
Мастер-класс «Скрайбинг: презентуем, рисуя!» |
Создание скрайбинга в "ручной" технике. Тема «Реклама моей любимой книги» |
Диагностика «Шкала настроения» |
Подведение итогов дня «Сильное звено» |
|
День 2, вторник |
Диагностика «Шкала настроения» |
Интерактив «зарядка для подзарядки» |
«Супермаркет идей» |
Сервис PowToon, освоение возможностей (вставка изображений, аудиофайлов, редактирование текстов, определение длительности эффектов и т.д.). |
Создание видеоскрайбинга. Тема «Этот город самый лучший город на земле» |
Диагностика «Шкала настроения» |
Подведение итогов дня «Сильное звено» |
День 3, среда |
Диагностика «Шкала настроения» |
Интерактив «зарядка для подзарядки» |
Программа VideoScribe, освоение возможностей программы |
Создание видеоскрайбинга на свободную тему - любую тему из школьной программы. |
«7 минут славы» - защита проектов |
«Творческий краудсорсинг» |
Диагностика «Шкала настроения» |
Подведение итогов дня «Сильное звено» |
День 4, четверг |
Диагностика «Шкала настроения» |
Интерактив «зарядка для подзарядки» |
«День съедобного креатива» |
Создание скрайб-презентации на свободную тему в любой технике (написание сценария, создание макета презентации, озвучивание, съемка, монтирование видео) |
Фестиваль короткометражных видео- и мультфильмов |
Диагностика «Шкала настроения» |
Подведение итогов дня «Сильное звено» |
День 5, пятница |
Диагностика «Шкала настроения» |
Интерактив «зарядка для подзарядки» |
«АРТ-КАФЕ представляет …» |
Диагностика «Шкала настроения» |
Подведение итогов дня и смены «Сильное звено». «ТВОРЧЕСКИЙ BAZAAR» - закрытие смены |
Церемония вручения премии «100 лиц» - подведение итогов конкурса «Сильное звено» |
1. Интервью со скрайбом [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http://www.designmanagement.ru/articles/articles/?id=328 – Заглавие с экрана.
2. Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: https://sites./site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga – Заглавие с экрана.
3. Рисуйте, рисуйте простое и сложное: 4 способа создать скрайбинг своими руками [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/62/risuitie-risuitie-prostoie-i-slozhnoie-4-sposoba-sozdat-skraibingh-svoimi-rukami – Заглавие с экрана.
4. Скрайбинг как способ визуального мышления [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia – Заглавие с экрана.
5. Учитель скрайбер!? Быть или не быть (советы для начинающих скрайберов) [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http://youtu.be/q0fUz9vy0TI – Заглавие с экрана.
Приложение 1
Шкала настроения (Заполняется в конце дня на мероприятии «Сильное звено»)
БАЛЛЫ |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
День |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Таблица настроения
Цвет |
Баллы |
Настроение |
Красный |
5 баллов |
восторженное |
Оранжёвый |
4 балла |
радостное |
Зелёный |
3 балла |
спокойное |
Синий |
2 балла |
грустное |
Фиолетовый |
1 балл |
тревожное |
Приложение 2
Шкала оценки мероприятия (Заполняется после каждого мероприятия)
1 направление
цвет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мероприятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цвет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 направление
Таблица цветов шкалы оценки мероприятия
Цвет |
I направление |
II направление |
Красный |
Всё понравилось, доволен, что пришёл |
Был активен, смог проявить свои способности |
Зелёный |
Доволен, что пришёл, но не всё понравилось |
Стремился быть активным, но не смог в полной мере себя проявить |
Жёлтый |
Не совсем доволен мероприятием |
Проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому |
Синий |
Мероприятие не понравилось, зря потратил время |
Совсем не проявил себя |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.