Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14» муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
Рассмотрено школьным
Согласованно
Утверждаю
методическим объединением
Протокол № __ от «__» ___2017 г.
Заместитель директора по УВР
______________М.Ю. Виноградова
«____» __________2017г.
Директор МБОУ «СОШ № 14»
_____________ Е.В. Нарушева
Приказ № ___ от «___» ___2017 г.
Рабочая программа учителя начальных классов
Азизуловой Эльмиры Энверовны
по внеурочной деятельности
кружка «Мир вокруг нас», на основе авторской программы С.Н. Николаевой
3в класс
(базовый уровень 1 час в неделю, 34 часа)
Симферополь 2017 г. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработана на основе
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в РФ», Письма Министерства
образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 г. № 0114/2014 «Об организации
внеурочной деятельности», авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой
«Юный эколог», которая одобрена Экспертным советом Министерства образования Российской
Федерации.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире,
развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению,
способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на
окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и
социальную сущность.
формирование социального опыта школьника;
осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Цели:
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и
социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения
окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования
нравственноэтических установок.
Задачи:
научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной
жизни;
обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать
свою точку зрения;
развить природные задатки и способности детей;
воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
готовность и способность к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической
принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
определять общую цель и пути её достижения;
проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
3 аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать познавательную задачу;
составлять план и последовательность действий;
адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению
допущенных ошибок;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта сделанных ошибок;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу
действия.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
сбор, обработка и передача информации различными способами;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий и причинно – следственных связей;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного
характера;
построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с
содержанием;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с
целью решения конкретных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её
сохранение;
осознавать ценность человеческих отношений, дружбы;
выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
собирать материал и составлять презентации.
Количество часов всего – 34 часа; в неделю – 1 час. Количество часов в программе
указано с учетом государственных и региональных праздников.
4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки учащихся
Раздел «Природа вокруг нас» – 4 часов
Природа вокруг нас. Расширить знания о
разнообразии природы. Научатся группировать
(классифицировать) объекты живой или неживой
природы по отличительным признакам.
Наблюдение жизнедеятельности растений,
животных и времени года. Проводить групповые
наблюдения во время экскурсии. Научатся
различать растения и животных, используя
информацию, полученную в ходе наблюдений
Исследовать (на основе непосредственных
наблюдений) связи жизнедеятельности растений и
животных;
провести групповые наблюдения во время
экскурсии по лесу
Научатся различать растения и животных,
используя информацию, полученную в ходе
наблюдений Составлять план и
последовательность действий называть и
определять объекты окружающей
действительности в соответствии с
содержанием;готовность следовать нормам
природоохранного, нерасточительного поведения;
Раздел «Животные вокруг нас» – 7часов
Многообразие животного мира. Птицы. Условия и
среда обитания. Наблюдение за животным миром.
Особенности видов животного мира. Фауна
Крыма. Классификация по группам,
видам.Знакомство с миром насекомых.
Традиции содержания животных. Отношение к
животным первобытных людей. Поклонение
животным, священные животные. Животные –
помощники: собака, лошадь и др. Животные,
которыми можно любоваться. Животные, за
которыми интересно наблюдать. Традиции
содержания животных у разных народов.
Расширить знания о многообразии животных
Рассказывать о роли животных в природе и жизни
людей;
извлекать (по заданию учителя) необходимую
информацию из учебника и дополнительных
источников знаний (словарей, энциклопедий,
справочников) о природных сообществах и
обсуждать полученные сведения.Моделировать
ситуации по сохранению природы и ее защите.
Раздел «Растения вокруг нас» – 3 часов
Многообразие растительного мира. Основные
царства живой природы (растения, животные,
грибы, бактерии), их краткая характеристика.
Значение растений в природе и жизни человека
(общий обзор). Знакомство с растительным
миром края. Лекарственные растения области и
их использование.
Понятие об определителе флоры и фауны.
Методика работы с определителями. Работа с
определителем растений.
Понятие о гербарии. Классификация гербариев.
Методика и правила сбора гербария.
Расширить знания детей о многообразии
растительного мира
Извлекать необходимую информацию из учебника
и дополнительных источников знаний (словарей,
энциклопедий, справочников) и обсуждать
полученные сведения. Научатся распознавать
растения ближайшего природного окружения.
Формулировать и удерживать познавательную
задачу; устанавливать аналогии и причинно –
следственные связи; аргументировать свою
позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности.
Раздел «Планета Земля» –10часов
Наша земля на глобусе и карте. Формы
поверхности земли и родного края. Водоёмы.
Звездное небо. Планеты. Путешествие по
Познакомить с формами поверхности земли и
родного края. Научатся различать и называть
формы поверхности земли, характеризовать их,
5 планетарию. Человек и его место на Земле.
анализировать и делать выводы. Наблюдать
простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды, круговорот воды
в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в
системе водоснабжения своего края.Приводить
примеры зависимости удовлетворения
потребностей людей от природы, включая
потребности эмоциональноэстетического
характера.
Раздел «Мир моих друзей» – 5 часов
Учимся общаться. Игры на сближение «Поиск
общих или совпадающих интересов у детей»,
«Импульс по кругу», «Конверт откровений». Мой
лучший друг. Словесный и графический портрет.
Правила общения с друзьями. «Ты и твои
друзья». Простое слово «извините».
Коммуникативные тренинги.
Формирование умений равноправного
взаимодействия.
Развитие социальных эмоций сочувствия
сопереживания по отношению к сверстникам.
Развитие представлений о товариществе и
дружбе.
Раздел «Путешествие по родному краю» –5 часов
Достопримечательности Крыма. Музеи Крыма.
Презентация «Крым – моя родина»
Формирование активной гражданской позиции,
чувств любви к прошлому, настоящему и
будущему родного края, своего народа;
формирование гражданственных и
патриотических чувств, любви к Отечеству.
6 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «МИР ВОКРУГ НАС»
№
Тема занятий.
Универсальные учебные действия
Раздел
программы
Дата по
плану
Дата по
факту
Природа вокруг нас
07.09.
Природа вокруг нас
Природа вокруг нас
14.09.
21.09.
Осознание ответственности человека за общее
благополучие;
классификация по заданным критериям;
поиск и выделение необходимой информации из
различных источников в разных формах
Задавать и отвечать на вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности; осознанно и
произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме, в том числе творческого и
исследовательского характера; составлять план и
последовательность действий;
1.
1
2.
2
3.
3
Освоение предметных
знаний (базовые понятия)
Времена года.
Природа: многообразие форм
и красок
Сезонные изменения в природе
Экскурсия в парк. На пороге
осень.Фотографирование
объектов живой и неживой
природы. Изменения в
неживой природе.
Наблюдение и
наблюдательность.
Актуализация проблемы.
4. На пороге осень. Стихи,
5.
4
6.
6
7.
1
рассказы, загадки.
Многообразие животного
мира. Условия и среда
обитания.
Птицы. Условия и среда
обитания.
Птицы. Наблюдения за
птицами в парке.
Фотографирование.
8. Фауна Крыма.
Расширить знания детей о многообразии животного
мира. Сбор, обработка и передача информации
различными способами; определять общую цель и
пути её достижения. Осознание ответственности
человека за общее благополучие
Познакомить детей с многообразием представителей
пернатых, развивать познавательный интерес
Научатся наблюдать за птицами, различать их по их
внешнему виду; классифицировать по группам, видам;
анализировать, делать выводы. Называть и определять
объекты окружающей действительности в
Природа вокруг нас
28.09.
Животные вокруг нас
05.10.
Животные вокруг нас
12.10.
Животные вокруг нас
19.10.
Животные вокруг нас
26.10.
7 9. Что такое экология. Конкурс
экологических знаков.
10. Как животные оказались в
нашем жилище. Традиции
содержания животных.
Отношение к животным
первобытных людей.
Поклонение животным,
священные животные.
Животные – помощники:
собака, лошадь и др.
Животные, которыми можно
любоваться. Животные, за
которыми интересно
наблюдать. Традиции
содержания животных у
разных народов.
11. Домашние любимцы. Почему
мы любим животных.
Животные нас воспитывают,
помогают стать добрыми и
отзывчивыми людьми.
Животные во многом похожи
на нас.
соответствии с содержанием; сличать способ действия
и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона
Осознание ответственности человека за общее
благополучие в природе. Ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя. Делать предварительный отбор
источников информации: ориентироваться в
литературе.
Учится работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от
неверного. Учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятиях.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные поступки можно
оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые
простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, какой
поступок совершить.
Животные вокруг нас
09.11.
Животные вокруг нас
16.11.
Животные вокруг нас
23.11.
12. Флора Крыма. Красная книга
13. Понятие о гербарии.
Классификация гербариев.
Расширить знания детей о многообразии
растительного мира
Извлекать необходимую информацию из учебника и
дополнительных источников знаний (словарей,
Растения вокруг нас
Растения вокруг нас
30.11.
07.12.
8 Методика и правила сбора
гербария.
14. Проектная
деятельность
«Лекарственные растения»
15.
1
Наша земля на глобусе и
карте.
16.
1
Формы поверхности земли и
родного края.
17.
1
Водоёмы. Свойства воды.
Опыты с водой.
Звездное небо. Планеты.
Экскурсия в планетарий
18.
2
19.
2
20. Конкурс «Хорошо ли ты
знаешь окружающий мир?».
Карта, глобус, меридиан.
Ориентирование по
физической карте России.
энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные
сведения. Научатся распознавать растения
ближайшего природного окружения. Построение
рассуждений, обобщений и интерпретации
информации; составлять план и последовательность
действий Формулировать и удерживать
познавательную задачу; устанавливать аналогии и
причинно – следственные связи; аргументировать свою
позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
Научить детей работать с глобусом и картами
Научатся работать с готовыми моделями (глобусом,
физической картой): показывать на глобусе и карте
материки и океаны. Составлять план и
последовательность действий;называть и определять
объекты окружающей действительности в
соответствии с содержанием;проявлять активность во
взаимодействии коммуникативных и познавательных
задач;
Поиск и выделение необходимой информации из
различных источников в разных
формах;формулировать собственное мнение и
позицию;
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих
Анализировать влияние современного человека на
природу, оценивать примеры зависимости
благополучия жизни людей от состояния природы.
Определять общую цель и пути её достижения;вносить
необходимые коррективы в действие после его
Растения вокруг нас
14.12.
Планета Земля
Планета Земля
Планета Земля
Планета Земля
Планета Земля
Планета Земля
21.12.
11.01.
18.01.
25.01.
01.02.
08.02.
9 Стороны горизонта.
21. Практикум. Ориентирование
на местности. Компас
22. Космонавтика..
23. Человек и его место на Земле
24. Экологический проект «Земля
– планета жизни»
25. Учимся общаться
26. Игры на сближение «Поиск
общих или совпадающих
интересов у детей», «Импульс
по кругу», «Конверт
откровений»
27. Мой лучший друг. Словесный
и графический портрет.
28.
Правила общения с друзьями.
«Ты и твои друзья». Простое
слово «извините»
29. Коммуникативные тренинги.
завершения на основе его оценки и учёта сделанных
ошибок;
Сбор, обработка и передача информации различными
способами;осуществлять констатирующий и
прогнозирующий контроль по результату и способу
действия; координировать и принимать различные
позиции во взаимодействии.
Формулировать и удерживать познавательную задачу;
устанавливать аналогии и причинно – следственные
связи; аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
Составлять план и последовательность действий;
называть и определять объекты окружающей
действительности в соответствии с содержанием;
проявлять активность во взаимодействии
коммуникативных и познавательных задач
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные поступки можно
оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые
простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор,
какой поступок совершить.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне
предложения или небольшого текста).Слушать и
понимать речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
Планета Земля
Планета Земля
Планета Земля
Планета Земля
Мир моих друзей
Мир моих друзей
Мир моих друзей
Мир моих друзей
15.02.
22.02.
01.03.
15.03.
15.03.
22.03.
05.04.
Мир моих друзей
12.04.
10 исполнителя, критика). Проявлять уважение и
готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила (как со сверстниками, так и
со взрослыми).
Изучение истории родного края, обычаев, традиций и
духовной культуры своего народа;формирование
активной гражданской позиции, чувств любви к
прошлому, настоящему и будущему родного края,
своего народа; формирование гражданственных и
патриотических чувств, любви к Отечеству; Дать
понятие «прямые связи», «косвенные связи»;
Называть и определять объекты окружающей
действительности в соответствии с содержанием;
сличать способ действия и его результат с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона; осознание ответственности человека за
общее благополучие
Формулировать и удерживать познавательную
задачу;моделировать, т.е. выделять и обобщённо
фиксировать существенные признаки объектов с
целью решения конкретных задач;
Поиск и выделение необходимой информации из
различных источников в разных формах;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих
30. .Музеи Крыма
31.
2
Достопримечательности
Крыма
32.
2
Достопримечательности
Крыма
33.
2
Достопримечательности
Крыма
34.
3
Презентация «Крым – моя
родина»
Итого: 34 часа
Путешествие по родному
краю
Путешествие по родному
краю
19.04.
26.04.
Путешествие по родному
краю
03.05.
Путешествие по родному
краю
10.05.
Путешествие по родному
краю
17.05.
24.05.
11
Программы по внеурочной деятельности
Программы по внеурочной деятельности
Программы по внеурочной деятельности
Программы по внеурочной деятельности
Программы по внеурочной деятельности
Программы по внеурочной деятельности
Программы по внеурочной деятельности
Программы по внеурочной деятельности
Программы по внеурочной деятельности
Программы по внеурочной деятельности
Программы по внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.