по теме: «Происхождение человека»
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; построение логических цепей рассуждений; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме; выделение только существенной информации;
коммуникативные УУД - адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
регулятивные УУД - обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; оценивание результата;
по теме: «Происхождение человека»
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; построение
логических цепей рассуждений; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в письменной
форме; выделение только существенной информации;
коммуникативные УУД адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции;
умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
регулятивные УУД обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; оценивание
результата;
Прочтите отрывок из книги Кита Харрисона «Странности нашей эволюции»:
Что мы унаследовали от своих беспозвоночных предков?
Тела животных имеют самые разнообразные формы. Некоторые как бы устремляются во все стороны
из центра, как у морских звезд или коралловых полипов, но в большинстве случаев одна сторона тела
служит зеркальным подобием другой стороны. Все внешние черты, расположение на одной стороне, имеют
свое отражение на другой; внутренние органы также часто бывают парными, а то, что существует в одном
экземпляре (например, кишечник), обычно расположено вдоль центральной линии.
Беспозвоночные, ставшие впоследствии рыбами, обладали как раз такой двусторонней симметрией.
Любое когдалибо существовавшее позвоночное животное, в том числе и мы, следовало тому же самому
образцу. У нас две руки, две симметричные ноги, два симметричных глаза, два уха, две ноздри, два легких,
две почки, по два яичника и яичка, а вдоль центральной линии расположен один мозг, один позвоночник,
одно сердце, один репродуктивный орган и один кишечник с одним выходом и одним входом.
Кроме того, наши беспозвоночные предки явно передвигались в своей среде обитания, поскольку мы
унаследовали от них переднюю и заднюю части тела(правда, после того, как мы встали на две ноги, они
превратились в верхнюю и нижнюю часть).
И в самом деле, органы восприятия, расположенные, допустим, на хвосте, вряд ли представляют большую
эволюционную ценность. Животному жизненно необходимо заранее знать, не движется ли оно в сторону
пасти хищника, потому что, когда оно туда попадет, будет слишком поздно. По той же причине рот обычно
расположен в передней части тела, потому что именно здесь происходит первый контакт с пищей.
Все это способствовало тому, что в процессе эволюции животные почти всех групп приобрели
головы, у нас голова закреплена посредством шеи над туловищем, но у других животных она находится
спереди тела. На ней расположены органы зрения, обоняния, вкуса и слуха; через нее же мы поглощаем
пищу. Внутри головы также расположен обрабатывающий информацию мозг, связанный нервами с
находящимися поблизости органами чувств. Так что вовсе не удивительно, что в процессе эволюции он
сформировался именно здесь. Всеми этими чертами нашего тела мы обязаны своим беспозвоночным
предкам.
Выполните следующие задания:
1. Найдите в тексте и выпишите в чем особенность строения всех живых организмов, в том числе
и человека?
2. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между строением тела беспозвоночных
и человека?
3. Сделайте схему, которая показывает последовательность эволюционного развития человека.
4. Раскройте особенности эволюционного развития переднего и заднего конца тела.
5. Напишите возможный(наиболее вероятный) сценарий эволюционного развития человека.
6. Оцените значимость беспозвоночных животных для эволюционного развития человека.