Производственное обучение по профессии "Оператор ЭВМ и ВМ" как фактор формирования конкурентоспособного специалиста с инвалидностью и ОВЗ

  • Семинары
  • docx
  • 29.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

профессиональное эссе
Иконка файла материала Производственное обучение по профессии.docx

Производственное обучение по профессии "Оператор ЭВМ и ВМ" как фактор формирования конкурентоспособного специалиста с инвалидностью и ОВЗ

 

В современной экономике, где информационные технологии пронизывают все сферы деятельности, профессия «Оператор ЭВ и ВМ» приобретает особое значение. Эта профессия является одной из востребованных на рынке труда Саратовской области. Однако, для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, интеграция в рынок труда может сопровождаться определенными трудностями. Производственное обучение, как учебная дисциплина в профессиональной подготовке по профессии «Оператор ЭВ и ВМ», выступает основным фактором в формировании конкурентоспособного специалиста. При этом я вижу свою задачу в подготовке обучающихся к реальным условиям труда, развитии у них уверенности в своих силах.

Ежегодно в наше учреждение приходят обучающиеся, имеющие различные группы инвалидности. Это ментальные нарушения, в том числе расстройства аутистического спектра, нарушения слуха и опорно-двигательного аппарата, то есть ученики с особыми образовательными потребностями.

Поэтому уроки я строю на основе знаний о психофизиологических особенностях своих обучающихся, обращаю внимание на уровень их реальных учебных возможностей.  Это позволяет мне выстраивать индивидуальные образовательные маршруты.

Недостаточно дать готовую информацию об изучаемом предмете, важно научить способам применения полученных знаний и умений.  Возникает масса вопросов, связанных с тем, как обучать ученика с особыми потребностями.

Неизбежно встает вопрос выбора педагогических технологий, которые позволяют так организовать процесс обучения, чтобы на доступном уровне, наглядно и образно сформировать систему профессиональных компетенций будущих специалистов. Такие технологии, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), игровые, технология разноуровневого обучения и профессиональное обучение, помогают создать мотивационную среду, в которой каждый обучающийся раскрывает свой потенциал.

На уроках производственного обучения обучающиеся изучают особенности работы с различными операционными системами и офисными приложениями. В рамках работы с офисными приложениями большое внимание уделяется созданию текстовых документов различной сложности, оформлению таблиц и диаграмм, разработке презентаций и обработке изображений. Обучающиеся учатся использовать все возможности программного обеспечения для эффективного представления информации и решения практических задач. Навыки работы в сети Интернет охватывают поиск информации, использование электронной почты, участие в онлайн-коммуникациях и безопасное поведение в сети. Обучающиеся изучают основные протоколы и сервисы, принципы работы поисковых систем и методы оценки достоверности информации.

Как показывает опыт, для обучающихся нашего учреждения характерен замедленный темп усвоения учебного материала, возникают трудности с запоминанием информации. Поэтому необходимо многократно повторять пройденный материал, закреплять умения и навыки, используя различные приемы и методы, которые побуждают обучающихся к воспроизведению учебной информации или практических действий.

На своих уроках применяю систему активно–познавательных игр, которая помогает разнообразить процесс усвоения учебного материала. Например, игра «Кто «я», адаптированная к дисциплине «Аппаратное обеспечение ЭВМ», позволяет закрепить знания по теме «Устройство компьютера», игра «Лото» - на усвоение необходимой терминологии по пройденным темам Аппаратного и Программного обеспечения ЭВМ. Это позволяет закрепить теоретические знания в решении практических задач. Также я использую раздаточный материал с индивидуальными разноуровневыми заданиями, тестовые задания на сравнение и соответствие понятий, которые помогают мне на протяжении всего периода обучения поддерживать интерес и творческое отношение обучающихся к изучению темы. 

Считаю, что обучающиеся должны быть мотивированы в практической необходимости изучаемого материала. Я предлагаю образцы выполнения практических заданий и к объяснению тех или иных моментов привлекаю обучающихся, успешно справляющихся с поставленными задачами. При обучении использую инструкции поэтапного выполнения задания, презентации, тесты на закрепление пройденного материала. Весь процесс обучения адаптирован к индивидуальным потребностям каждого обучающегося с учетом их возможностей и особенностей освоения учебного материала. Я считаю, что моим ученикам важна моя поддержка и помощь в преодолении трудностей, возникающих в процессе профессионального обучения, а также благоприятная и комфортная обстановка на уроке.  

Успешное профессиональное обучение позволяет обучающимся с инвалидностью и ОВЗ сформировать не только профессиональные навыки, но и опыт работы в команде, умение решать задачи и адаптироваться к новым условиям. Это делает их востребованными специалистами в профессиональной сфере.