Прокурорский надзор в системе местного самоуправления
Оценка 4.9

Прокурорский надзор в системе местного самоуправления

Оценка 4.9
docx
22.12.2021
Прокурорский надзор в системе местного самоуправления
Прокурорский надзор в системе местного самоуправления.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧРЕЖДЕНИЕ …..

Институт ….

 

 

Направление подготовки: ………

Образовательная программа: ………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Прокурорский надзор в системе местного самоуправления

 

 

 

Автор:

обучающийся группы ………... формы обучения

 

                                                    / ФИО

(подпись)

 

Руководитель:

………………..

 

                                                /ФИО

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

город 2021 г.

Содержание

 

Введение. 3

   1. Правовая сущность прокурорского надзора. 5

   2. Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления: контроль законности. 9

   3. Контроль прокуратуры за соблюдением прав и свобод граждан в деятельности органов местного самоуправления. 15

   4. Проблемы прокурорского надзора в сфере местного самоуправления и пути их решения. 19

Заключение. 21

Список использованной литературы.. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На настоящий момент государственная власть в Российской Федерации по сей день приоритетной целью ставит перед собой – становление правого государства с гражданским обществом. В этом государстве личность, да и общество в целом, должны уважать права, и вместе с тем находиться в равном отношении к нему. Причём, в данном случае может сохраняться только при усилении законности и правопорядка в государстве.        Государственный надзор – это есть особый вид правоохранительной деятельности, осуществляемый специализированным органом исполнительной власти с целью обеспечения правопорядка и соблюдения законности. Кроме того, данный надзор заключается в непрерывном, систематическом наблюдении за деятельностью неподчинённых им органов или лиц, для осуществления основной задачи органов, деятельность которых специализируется в данной сфере, – предупреждение и выявление нарушений законности. Данным органом выступает – Прокуратура Российской Федерации.

Утверждение и реализацию прав и свобод человека можно назвать важнейшей предпосылкой построения правового государства в России, неотъемлемой составляющей которого является укрепление верховенства закона, защита прав и свобод гражданина. Воплощение этих положений в системе местного самоуправления особенно актуально, так как территориальная самоорганизация граждан для решения важнейших задач, сочетающая в себе черты института государственной власти и демократии. Однако если в деятельности органов местного самоуправления нарушается принцип законности, то они не только не выполняют свои функции, но и служат законному порабощению народа. Поэтому особое значение приобретает прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления.

Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся во взаимосвязи прокурорского надзора в системе местного самоуправления.    

Предметом работы является прокуратура Российской Федерации, её надзорная деятельность и законодательные акты, регулирующие  прокурорскую деятельность в системе местного самоуправления.

Целью курсовой работы является изучение и анализ основ организации и деятельности прокуратуры РФ, как надзорного органа.

Для глубокого и подробного исследования и анализа определили следующие задачи:

1. Определить правовую сущность прокурорского надзора.

2. Дать общую характеристику прокурорскому надзору за деятельностью органов местного самоуправления: контроль законности;

3. Охарактеризовать контроль прокуратуры за соблюдением прав и свобод граждан в деятельности органов местного самоуправления;

4. Проанализировать проблемы прокурорского надзора в сфере местного самоуправления и пути их решения.

Теоретическую основу настоящей курсовой работы составили труды специалистов в области прокурорского надзора, его проблем и специфике, таких как В.Г. Бессарабов, А.А. Боев, М.М. Васягина, А.А. Жидких, А. С. Каинов, О.С. Капинус, Б.В. Андреев, А.Х. Казарина и др.

По структуре работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа содержит 17 источников, 23 страницы.

1. Правовая сущность прокурорского надзора

 

Прокурорский надзор – вид государственной деятельности, осуществляемый исключительно органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории РФ законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора. В науке о прокурорской деятельности, вопрос сущности прокурорского надзора – это ключевое понятие и является предметом активного обсуждения [3, с. 183].

Полагаем, что наиболее полно сущность прокурорского надзора раскрывается через следующие понятия:

1) предмет прокурорского надзора;

2) объект прокурорского надзора;

3) цели и задачи прокурорского надзора;

4) основные направления прокурорского надзора.

В теории прокурорского надзора проблема соотношения предмета и объекта прокурорского надзора является достаточно дискуссионной. Так, в специальной литературе, под объектом понимают государственные и негосударственные поднадзорные органы и их должностные лица. В свою очередь, предмет отождествляют с объектом через его действия и решения, правомерность их деятельности и поведение.

Такое понимание позволяет согласиться с бытующей в учебной и научной литературе точкой зрения, согласно которой «общий предмет надзора складывается из трех элементов:

1) соблюдение Конституции РФ и исполнение федерального законодательства;

2) соответствие федеральному законодательству издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами правовых актов.

3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина» [4, с. 19].

Более конкретно предмет прокурорского надзора урегулирован законодательными нормами. Так, предмет надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» складывается из следующих элементов:

1. Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом. При этом законность нахождения лиц предполагает законность основания помещения лиц в местах содержания задержанных (протокол задержания ст. 92 УПК РФ) [2], предварительного заключения (постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу ст. 108 УПК РФ), исправительных и иных органах и учреждениях (приговор суда УИК РФ) [2].

2. Соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания. Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и осужденный наделяются комплексом прав и обязанностей, закрепленных в УПК РФ, УИК РФ, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [3], и многочисленных ведомственных нормативных актах. В рамках соблюдения прав указанных лиц проверяются и порядок и условия их содержания как установленные законодательством РФ нормы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения лиц, требования о раздельном содержании различных категорий лиц, соблюдение сроков содержания, законность освобождения и т.д.

3. Законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

4. Кроме этого, представляется, что предмет прокурорского надзора в ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» сформулирован не достаточно полно, так как по смыслу ст. 33 того же закона прокуроры проверяют соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации пенитенциарных и других поднадзорных органов и учреждений. В этой связи, выявление соответствия закону правовых актов, издаваемых должностными лицами поднадзорных органов так же можно рассматривать в качестве элемента предмета данной отрасли надзора.

Главными понятиями прокурорского надзора являются его предмет, объекты, субъекты, средства, методика и принципы.

По мнению М.М. Васягина, предмет прокурорского надзора – это сфера общественных отношений, контролируемая прокуратурой – отношения общества и государства. Он четко определен в ст. 21 Закона [7, с.148].

Объекты прокурорского надзора – это министерства, ведомства, учреждения, предприятия, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, на которые распространяются надзорные полномочия прокурора [7, с.149].

Субъектом прокурорского надзора называется участник прокурорского-надзорных правоотношений. Это физические или юридические лица, проверяемые прокуратурой на соблюдение законов РФ. Однако и сам прокурор, работники прокуратуры также выступают участниками упомянутых правоотношений. Объекты и субъекты не прописаны в Законе, но упоминаются в юридической литературе.

Средства прокурорского надзора – это действия и правовые акты прокурора, которые вытекают из его полномочий и с помощью которых он решает поставленные перед ним задача: обнаруживает, устраняет, предупреждает нарушения законов, привлекает виновные лица к юридической ответственности. Они тоже не перечисляются в Законе, а лишь в специальной литературе.

Методика прокурорского надзора – это научное понятие, которое означает совокупность методов и способов осуществления прокурором своих полномочий и решения задач во время проведения проверок относительно соблюдения и применения законов. Ст. 22-27, 42 Закона и др. определяют полномочия прокурора и частично касаются последовательности прокурорской проверки [10, с.107].

Цели прокурорского надзора достигаются посредством решения задач. Так, по мнению Б.В. Андреева, прокуратура в своей деятельности «обеспечивает своевременное выявление нарушений закона, своевременное устранение нарушений закона и их предупреждение» [10, с. 7]. Мы согласны с предложенной автором классификацией, поскольку она определяет, в свою очередь, классификацию полномочий прокурора при реализации той или иной отрасли надзора. Соответственно, на решение данных задач направлены полномочия устанавливающие правонарушения, полномочия пресекающие нарушения закона и полномочия предупреждающие правонарушения, которые имеют свое содержание, особенности методики по реализации в зависимости от отрасли надзора, и правоотношений в рамках которой она реализуется.

В свою очередь, задачи прокурорского надзора, во-первых, направлены на установление нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также виновных лиц, их совершивших. Во-вторых, на устранение выявленных нарушений закона и привлечение виновных лиц к ответственности. В-третьих, в качестве задачи выступает профилактика правонарушений органами прокуратуры.

Таким образом, сущность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, состоит в реализации от имени РФ надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в деятельности поднадзорных органов, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации полномочий, обеспечивающих предупреждение, выявление, пресечение правонарушений и привлечение виновных к ответственности.

 

2. Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления: контроль законности

 

Местное самоуправление – это одна из форм непосредственного осуществления властных функций народом. Оно имеет место в населенных пунктах (селах, районах, городах) РФ, где формируются муниципалитеты, состоящие из главы муниципального образования, его представительного органа, исполнительно-распорядительного аппарата (администрации), контрольного и вспомогательных органов. Члены представительного органа, администрации и глава муниципалитета являются выборными должностями. Регулирует работу органов местного самоуправления Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др. акты. Муниципальные образования имеют властные функции и полномочия, например, выплачивают пенсии и пособия гражданам, занимаются социальной опекой, распоряжаются муниципальной казной, землями и имуществом (жилищный фонд, коммунальное хозяйство и т.д.), но самое главное – издают нормативно-правовые акты. Все это требует контроля со стороны органов государственной власти и прокуратуры. Как правило, прокуратуры районов и городов контролируют деятельность соответствующих муниципальных образований, а межрайонные прокуратуры следят за деятельностью сельских, районных муниципалитетов. В отдельных случаях вмешиваются специальные прокуратуры, например, природоохранная прокуратура [7, с.148].

Закон «О прокуратуре» в статьях 1, 21, 26 закрепляет положения о том, что органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами; за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона № 131 [4], органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

В широком смысле прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления – это регулируемая прокурорским законом деятельность прокуратуры по проверке исполнения законов и подзаконных актов органами местного самоуправления и соблюдения принимаемые ими нормативные правовые акты с учетом законодательства Российской Федерации, прежде всего, Конституции.

Задачи данного вида прокурорской надзорной деятельности заключаются в том, чтобы в рамках полномочий прокурора:

– четкое и неукоснительное исполнение законов в муниципалитетах;

– отмена актов, а также прекращение деятельности актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и подзаконным актам.

Непосредственными объектами этого направления надзорной деятельности прокуратуры являются органы местного самоуправления.

Осуществляя надзор за общим исполнением законов в области местного самоуправления, прокуратура способствует выполнению задач, стоящих перед обществом и государством в отношении повышения законности и благосостояния граждан. Также они играют важную роль в отношении улучшения финансового положения муниципалитетов, обеспечения их прав и законных интересов и т. д.

Согласно статье 21 Закона РФ «О прокуратуре» [3] предметом надзора за соблюдением и правильным применением законов является:

а) соответствие актов местного самоуправления действующему законодательству;

б) соблюдение законов о: неприкосновенности личности, о защите социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, защите их чести и достоинства, если законом не предусмотрен иной порядок их защиты прав. Кроме того, прокуратура контролирует соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды и т. д.

Таким образом, по сути, субъект данного вида надзора состоит из двух элементов:

– соблюдение и применение целого ряда законов;

– проверка соблюдения Конституции и законов Российской Федерации правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления [6, с.135].

Прокуратура проверяет деятельность органов местного самоуправления в соответствии с разработанными методами и принципами за счет собственных средств по таким причинам, как:

1) сообщения, заявления, жалобы, письма отдельных лиц и должностных лиц о конкретных фактах нарушения законодательства Российской Федерации органами местного самоуправления;

2) непосредственное выявление сотрудниками прокуратуры признаков правонарушений, подпадающих под рамки данного вида надзорной деятельности;

3) конкретные инструкции, требования вышестоящих прокуроров относительно проведения проверки соблюдения закона в отдельных муниципальных образованиях.

Полномочия прокурора при надзоре за общим исполнением (соблюдением и правильным применением) законов определены в главе 1 Закона. При наличии информации о нарушениях законодательства органами местного самоуправления или предотвращении таких нарушений прокурор имеет право на проверку в порядке надзора. Эта проверка может относиться не только к конкретным фактам, но и выходить за их рамки, когда у прокурора, как уже подчеркивалось, есть основания сделать вывод о преобладании, систематичности дел о правонарушениях в деятельности органов местного самоуправления [8, стр.64].

Во время прокурорских проверок, то есть при осуществлении надзора, прокурор имеет право:

– беспрепятственно по справке, подтверждающей занимаемую должность, входить в помещения органов местного самоуправления (представительного органа, администрации, вспомогательных комитетов и т. д.);

– получить доступ к документам и материалам, необходимым для проведения аудита, в том числе по письменному запросу, а также к тем, которые содержат коммерческую или банковскую тайну или конфиденциальную информацию; запрос в письменной форме о представлении в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе о деятельности и счетах местного самоуправления, как юридического лица и других организаций, сотрудничающих с муниципальным образованием, для решения вопросов связанные с проверкой. Требовать для проверки решений, приказов, распоряжений, приказов и иных актов и документов главы и органов муниципального образования, получать информацию о состоянии законности деятельности органа местного самоуправления и мерах по ее обеспечению.

– требовать от руководителя и коллегиальных органов муниципального образования проведения проверок, проверок деятельности подведомственных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и иных структур независимо от формы собственности, а также выделения специалистов для проведения проверок ведомственных и ведомственных экспертиз;

– вызывать должностных лиц органов местного самоуправления и граждан, проживающих на территории муниципального образования, представителей юридических лиц, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушений закона.

В случае нарушения закона органами местного самоуправления прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право [7, с. 149]:

1. обжаловать акты органа местного самоуправления (решения, постановления, постановления муниципальных органов);

2. В установленном законом порядке возбуждать уголовные дела, возбуждать дисциплинарное производство или производство по делу об административном правонарушении, вносить материалы на рассмотрение в общественные организации;

3. Давать указания по устранению явных нарушений закона органами местного самоуправления;

4. Подача заявления в муниципальные органы власти, должностным лицам об устранении нарушений закона и условиях оказания им помощи;

5. Обращаться в суд или хозяйственный суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также предприятий и других юридических лиц в связи с нарушением права органами местного самоуправления или в отношении местное управление.

Деятельность прокуроров в области надзора за соблюдением и правильным применением законов со стороны органов местного самоуправления довольно многогранная. Однако, несмотря на разнообразие проблем по обеспечению законности, прокуроры должны уметь, в тот или иной период, в каждом индивидуальном случае избирать те виды надзора, которые существенно отражаются на режиме законности в государстве.

В соответствии с Законом и выданными для его развития, приказами Генерального прокурора, основными направлениями надзора за соблюдением законов в органах местного самоуправления выступают:

1.      Надзор за выполнением законов о неприкосновенности личности; о защите социально-экономических, политических, личных права и свобод граждан, и членов их семей; прав и интересов социальных групп, которые нуждаются в государственной помощи и защите;

2.      Надзор за соблюдением законов, которые регламентируют деятельность партий и общественных объединений; порядок проведения референдумов, выборов, митингов, собрания, забастовок, демонстраций и т.п. Особенно это касается волеизъявления в муниципальных образованиях;

3.      Надзор за соблюдением законодательства о порядке рассмотрения жалоб, особенно по вопросам заработной платы, пенсий, стипендий, других социальных выплат; об охраны труда, здравоохранении, образовании, защите жилищных прав и прав потребителей;

4.      Надзор за соблюдением законодательства о межнациональных и межконфессиональных отношениях, миграции;

5.      Надзор за соблюдением законодательства об административных правонарушениях, законов, направленных на реализацию экономических реформ и развитие рыночных отношений;

6.      Надзор за соблюдением законодательства о собственности, о приватизации государственного имущества, в частности относительно законности разгосударствления имущества;

7. Надзор за соблюдением природоохранного законодательства, законодательства о транспорте и т.п.

Соответственно, предметом прокурорского надзора в системе местного самоуправления является исполнение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами; соответствие законам их правовых актов; соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.

 

 

 

3. Контроль прокуратуры за соблюдением прав и свобод граждан в деятельности органов местного самоуправления

 

Как мы заметили в предыдущем параграфе, роль органов прокуратуры в обеспечении законности деятельности органов местного самоуправления заключается в надзоре за выполнением законов о неприкосновенности личности; о защите социально-экономических, политических, личных права и свобод граждан, и членов их семей; прав и интересов социальных групп, которые нуждаются в государственной помощи и защите. В целом это направление деятельности прокуратуры можно назвать контролем за соблюдением прав и свобод граждан в деятельности органов местного самоуправления.

По сути, этот вид прокурорско-надзорной деятельности можно назвать правозащитной деятельностью работников прокуратуры. Эта деятельность определяет роль прокуратуры, как средства построения правового государства и гражданского общества.

Данная деятельность реализуется в двух формах [5, с.169]:

1. Работа прокурора с обращениями граждан;

2. Инициативная проверка прокурором соблюдения законодательства о защите прав и свобод граждан.

Работа прокурора (и других работников прокуратуры) с обращениями заключается в том, что она инициируется непосредственно гражданами, которые выражают свое несогласие с теми или иными действиями (решениями), бездействием разных должностных лиц органов местного самоуправления. По мнению этих граждан, данные органы или лица так или иначе нарушают их интересы, ущемляют их законные права, закреплённые в Конституции и др. нормативно-правовых актах.

Названная деятельность прокурора имеет несколько стадий: На первой определяется принадлежность затронутых заявителем вопросов к компетенции прокуратуры и отсев тех обращений, рассмотрение которых отнесено к компетенции других органов.

На второй стадии принимается решение прокурором по заявлениям и жалобам (по сути), с принятием необходимых организационных решений (об удовлетворении жалобы и употребление мероприятий прокурорского реагирования или о признании доводов заявителя необоснованными).

Прокурорская практика подтверждает рост собственно обоснованных жалоб граждан относительно нарушений органами местного самоуправления и их должностными лицами процедур решения вопросов местного значения. Оценивая результаты прокурорских проверок, следует указать, что, по сравнению с советским периодом, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц за ненадлежащую организацию муниципального управления значительно ниже, хотя и действует специальное законодательство о самоуправлении.

Прокуроры всех уровней, соответствующие прокурорские работники конкретных структурных подразделений прокуратур обязаны, согласно действующему законодательству:

– обеспечить всестороннее, квалифицированное, своевременное рассмотрение и решение обращений граждан по вопросам нарушений их прав в органах местного самоуправления;

– принимать решения по обращениям граждан о нарушении их прав в муниципалитетах в месячный срок со дня поступления, а те, что не нуждаются в дополнительном изучении и проверке – безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их получения;

– при необходимости срок рассмотрения обращений продлевать с сообщением об этом заявителей и должностных лиц, которые взяли обращения на контроль. Однако, общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать 45 дней, за исключением жалоб на судебные решения, если истребованное дело не поступило в установленный срок. Жалобы, по которым прокуратурой проводится проверка, присоединяются к надзорному производству;

– передавать обращение с жалобами на неправомерные действия работников прокуратуры прокурору или вышестоящей прокуратуре;

– жалобы в интересах недееспособных лиц рассматривать в том случае, если они поданы их законными представителями;

– жалобы, представленные другим лицом в интересах гражданина по его поручению, рассматривать только в том случае, если поручение оформлено в установленном законом порядке и предоставлено, трудовому коллективу или организации, которые осуществляют правозащитную деятельность;

– анонимные обращения не рассматривать, за исключением сообщений о преступлениях, которые передаются в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

– повторные обращения по одному и тому же вопросу не рассматривать одним и тем же лицом, если первое решено по сути;

– не рассматривать жалобы на нарушение прав граждан органами местного самоуправления, представленных с нарушением срока, предусмотренного статьями Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

– в случае отказа в удовлетворении жалоб в ответах заявителям излагать мотивы принятого решения со ссылкой на закон, материалы проверок и дел. Решение о прекращении рассмотрения жалоб по тому же вопросу принимает руководитель прокуратуры, о чем сообщается заявителю с разъяснением порядка и сроков обжалования принятого решения. Заявителю возвращаются документы и материалы, подданные с жалобой на нарушения прав и свобод граждан [11, с.38].

Осуществляя надзор за практикой реализации прав и свобод человека органами местного самоуправления, прокурор использует не только письменные и устные обращения. Он обязан также анализировать и систематизировать информацию из других, как правило, открытых источников (сообщений средств массовой информации, информации статистических и контролирующих органов, материалов рассмотренных в судах гражданских, административных, уголовных дел и пр.).

Итак, вся проверочная деятельность прокурора направлена на ликвидацию правонарушений, допущенных относительно отдельных лиц или группы граждан в муниципалитетах.

В руководящих аппаратах органов прокуратуры, как правило, накапливается и анализируется информация о фактах несоблюдения установленных законодательством прав и свобод граждан органами местного самоуправления относительно:

– гражданства, свободы передвижения, выбора местожительства, законодательства об иностранцах;

– выборов, референдумов, статуса депутатов, выборных органов;

– объединений граждан и религиозных организаций;

– занятости населения, права на труд и техническую безопасность, о порядке рассмотрения коллективных трудовых споров, о профсоюзах;

– социальной защиты ветеранов войны и работы, инвалидов, пенсионного обеспечения;

– прав несовершеннолетних;

– защиты прав потребителей;

– экологической безопасности, здравоохранения;

– жилищных прав граждан;

– права на частную собственность, занятие предпринимательской деятельностью и т.п. Они используются в работу прокуратуры, а также в работе законодательных органов, путем обмена информацией.

 

 

 

4. Проблемы прокурорского надзора в сфере местного самоуправления и пути их решения

 

Главной проблемой при осуществлении прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления является отсутствие их четкого юридического статуса. Законодательство о местном самоуправлении не систематизировано, отдельные акты противоречат Конституции РФ. Действующие нормативно-правовые акты в неполной мере регулируют работу местного самоуправления, нередко они не соблюдаются, встречается бездействие со стороны органов государственной власти. При этом полномочия органов власти и местного самоуправления четко не разграничены, часто дублируются. Муниципалитеты не достаточно самостоятельны относительно финансового обеспечения. Они нередко страдают от несовершенной судебной защиты своих полномочий.

Каждый муниципальный орган требует индивидуального подхода в прокурорском надзоре, т.к. необходимо выполнять законодательство разного уровня: федеральное, региональное и муниципальное. При ликвидации межрайонных прокуратур, часто становится непонятно, какие органы будут контролировать деятельность органов местного самоуправления. Территориальные прокуратуры надзирают за муниципалитетами в пределах своих территорий, а прокуратуры субъектов РФ не в силах охватить и деятельность муниципалитетов всех населенных пунктов [17, с.43-45].

В сложившейся ситуации муниципалитеты нередко нарушают федеральное законодательство, особенно в сфере избирательных прав граждан, их прав на определение структуры органов местного самоуправления и т.д.

В числе прочих проблем – организационные недостатки, например, низкая квалификация прокуроров межрайоных прокуратур.

Необходимо усиливать и поддерживать единство, централизацию, независимость органов прокуратуры, искать новые пути получения оперативной информации, совершенствовать координационную работу, повышать квалификацию прокуроров, расширять их компетенции, в т.ч. относительно применения административных и криминальных наказаний по отношению к органам местного самоуправления.

В законодательстве для более эффективного прокурорского надзора следует более тщательно разграничить компетенции органов власти и органов местного самоуправления.

Немаловажной проблемой является тот факт, что регулирование процедуры рассмотрения прокурорского представления, как меры реагирования на нарушения в муниципалитетах в правовых актах не описано. Месячный срок для устранения нарушений нередко воспринимается как срок рассмотрения представления. Вместе с тем, часть полномочий органов государственной власти, как надзорных органов нередко по ошибке передается прокуратуре, что усложняет ее работу. В главе 25 ГК РФ говориться, что при надзоре за административными правонарушениями эти органы обращаются за поддержкой в прокуратуру для судебного рассмотрения дел [12, с.3-8].

Не менее важно развивать функции прокурорского надзора по борьбе с коррупцией. Так, согласно, 1 и 2 ст. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» любые решения муниципалитетов должны быть открытыми. Нередко важные решения муниципалитетов, например, о распределении земель, собственности муниципального образования, решаются «в закрытом режиме», СМИ не допускаются, а их тексты не публикуются. Поэтому важно, чтобы прокуратура могла провести выборочную проверку на предмет законности принятия этих важных решения и законности распоряжения имуществом и финансами местных общин. Все это также требует усовершенствования методик и инструментов мониторинга нормативно-правовых актов органов местного управления со стороны прокуратуры.

Заключение

 

Прокуратура Российской Федерации – это система конкретных государственных органов, которые в процессе правоприменения контролируют соблюдение закона, а также законность функционирования других государственных органов и субъектов права.

Сегодня прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, которая имеет особое конституционное регулирование и осуществляет эффективный надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, обеспечивая тем самым целостность правового поля государства.

Местное самоуправление выступает как форма демократии. Прокурорский надзор за органами местного самоуправления в РФ включает три направления: надзор за соблюдением и применением всего комплекса законов, надзор за соблюдением Конституции и законов Российской Федерации правовых актов, принимаемых местным самоуправлением, а также надзор за соблюдением прав и свобод граждан в муниципальных органах. Прокуратура проверяет деятельность органов местного самоуправления в соответствии с разработанными методами и принципами за счет собственных средств. Поводом для проверки, как правило, являются письменные обращения граждан или сигналы других органов. По результатам проверок прокуратура может опротестовать, приостановить действия местного самоуправления, возбудить уголовные дела или административное производство, защищая нарушенные права граждан.

Таким образом, можно сказать, что роль прокуратуры в обеспечении законности деятельности органов местного самоуправления очень важна. Прокуратура позволяет защитить основные принципы местного самоуправления: ответственность, законность, соблюдение прав и свобод человека. Это означает, что он способствует построению гражданского общества и демократического правового государства в РФ.

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 18. 12. 2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2021. - № 52 (Ч.1) - Ст. 4921.

3. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) "О прокуратуре Российской Федерации"

4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2020) // Российская газета. – 2021. – 8 октября. – № 202.

5. Бессарабов, В.Г. Организация и деятельность Российской прокуратуры / В.Г. Бессарабов. – М.: Эль-Фа, 2016. – 368 с.

6.      Боев А.А. Особенности прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2019. №2. С. 134–135.

7. Васягина, М.М. Основные направления совершенствования правоохранительной деятельности прокуратуры / М.М. Васягина // Инновационная наука. – 2015. - № 11. – С. 148-149.

8.      Жидких А.А. Роль прокуратуры в правовом развитии России // Конституционное и муниципальное право. 2018. №6. С. 64–68.

9. Каинов, А. С. Прокуратура как особый правоохранительный орган / А.С. Каинов // Юридический журнал. – 2016. - № 3. – С. 105.

10. Капинус О.С., Андреев Б.В., Казарина А.Х. К вопросу о методологии и методике оценки эффективности прокурорского надзора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. – 2019. – № 1

11. Макаренко, М.А. Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц // Дальневосточный научный центр местного самоуправления. – 2017. – № 11

12.    Паламарчук А.В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления // Законность. 2020. №3 (953). С. 3–8.

13. Прокурорский надзор : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. П. Поляков, А. В. Федулов, С. В. Власова, М. В. Лапатников ; под общ. ред. М. П. Полякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 324 с.

14. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 402 с.

15. Прокурорский надзор: учебник / Ю.Е. Винокуров и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 490 с

16. Шугрина Е.С. Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 6.

17.    Яичникова Ю.С. Виды и формы контроля за муниципальной деятельностью // Современное право. 2019. №4. С. 43–45.


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Прокурорский надзор в системе местного самоуправления

Прокурорский надзор в системе местного самоуправления

Введение На настоящий момент государственная власть в

Введение На настоящий момент государственная власть в

Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся во взаимосвязи прокурорского надзора в системе местного самоуправления

Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся во взаимосвязи прокурорского надзора в системе местного самоуправления

Правовая сущность прокурорского надзора

Правовая сущность прокурорского надзора

ФЗ «О прокуратуре РФ» складывается из следующих элементов: 1

ФЗ «О прокуратуре РФ» складывается из следующих элементов: 1

РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации пенитенциарных и других поднадзорных органов и учреждений

РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации пенитенциарных и других поднадзорных органов и учреждений

Цели прокурорского надзора достигаются посредством решения задач

Цели прокурорского надзора достигаются посредством решения задач

Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления: контроль законности

Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления: контроль законности

Федерального закона № 131 [4], органы прокуратуры

Федерального закона № 131 [4], органы прокуратуры

Кроме того, прокуратура контролирует соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды и т

Кроме того, прокуратура контролирует соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды и т

Во время прокурорских проверок, то есть при осуществлении надзора, прокурор имеет право: – беспрепятственно по справке, подтверждающей занимаемую должность, входить в помещения органов местного самоуправления…

Во время прокурорских проверок, то есть при осуществлении надзора, прокурор имеет право: – беспрепятственно по справке, подтверждающей занимаемую должность, входить в помещения органов местного самоуправления…

В случае нарушения закона органами местного самоуправления прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право [7, с

В случае нарушения закона органами местного самоуправления прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право [7, с

Надзор за соблюдением законов, которые регламентируют деятельность партий и общественных объединений; порядок проведения референдумов, выборов, митингов, собрания, забастовок, демонстраций и т

Надзор за соблюдением законов, которые регламентируют деятельность партий и общественных объединений; порядок проведения референдумов, выборов, митингов, собрания, забастовок, демонстраций и т

Контроль прокуратуры за соблюдением прав и свобод граждан в деятельности органов местного самоуправления

Контроль прокуратуры за соблюдением прав и свобод граждан в деятельности органов местного самоуправления

На второй стадии принимается решение прокурором по заявлениям и жалобам (по сути), с принятием необходимых организационных решений (об удовлетворении жалобы и употребление мероприятий прокурорского реагирования…

На второй стадии принимается решение прокурором по заявлениям и жалобам (по сути), с принятием необходимых организационных решений (об удовлетворении жалобы и употребление мероприятий прокурорского реагирования…

Жалобы, по которым прокуратурой проводится проверка, присоединяются к надзорному производству; – передавать обращение с жалобами на неправомерные действия работников прокуратуры прокурору или вышестоящей прокуратуре; –…

Жалобы, по которым прокуратурой проводится проверка, присоединяются к надзорному производству; – передавать обращение с жалобами на неправомерные действия работников прокуратуры прокурору или вышестоящей прокуратуре; –…

Итак, вся проверочная деятельность прокурора направлена на ликвидацию правонарушений, допущенных относительно отдельных лиц или группы граждан в муниципалитетах

Итак, вся проверочная деятельность прокурора направлена на ликвидацию правонарушений, допущенных относительно отдельных лиц или группы граждан в муниципалитетах

Проблемы прокурорского надзора в сфере местного самоуправления и пути их решения

Проблемы прокурорского надзора в сфере местного самоуправления и пути их решения

В законодательстве для более эффективного прокурорского надзора следует более тщательно разграничить компетенции органов власти и органов местного самоуправления

В законодательстве для более эффективного прокурорского надзора следует более тщательно разграничить компетенции органов власти и органов местного самоуправления

Заключение Прокуратура Российской

Заключение Прокуратура Российской

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Макаренко, М.А. Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц //

Макаренко, М.А. Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2021