7.Контрольно-измерительные материалы по учебным предметам «География», «Биология», 8 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы (промежуточная аттестация)
по учебному предмету «География»
для обучающихся 8-х классов, 2020 - 2021 учебный год
1. Назначение КИМ
Назначением контрольно-измерительных материалов является проведение промежуточной аттестации в форме контрольной работы обучающихся 8 класса по учебному предмету «География».
Цель – определение уровня (степени) достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (или ее части) основного общего образования по учебному предмету «География» (разделы «Наша Родина на карте мира», «Особенности природы и природные ресурсы России»).
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
Разработка контрольно-измерительных материалов осуществляется на основе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лянторская СОШ №4» на 2020-2021 учебный год.
4.Учебник «География», 8 класс. Баринова И.И., ООО"Дрофа, 2018 год
3. Подходы к отбору содержания, разработке варианта КИМ.
Контрольно-измерительные материалы составлены на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. Наряду с предметными результатами обучения оценивается уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Тексты заданий в вариантах КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ
4. Структура КИМ.
Контрольная работа состоит из трех частей и включает в себя 16 заданий, которые различаются по содержанию, уровню сложности.
Часть первая содержит 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится три, четыре варианта ответа, один из которых верный. В бланке ответов фиксируется номер выбранного ответа.
Часть вторая содержит 3 задания, с ответом в виде числа.
Часть третья содержит 1 задание, с развернутым ответом.
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 20 |
Базовый |
12 |
12 |
57 |
Повышенный |
3 |
6 |
28,5 |
Высокий |
1 |
3 |
14,5 |
Итого: |
16 |
21 |
100 |
5. Распределение заданий по уровню сложности.
6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с кратким ответом оценивается 1 баллом. За выполнение задания второй части выставляется 2 балла. За выполнение заданий с развернутым ответом (С) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 3 баллов Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 21
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Ученик справился с работой, если он набрал 50% от максимального балла за задания базового уровня сложности.
Отметка выставляется с учетом выполнения заданий, как базового, так и повышенного уровня и определяется на основе максимального балла за всю работу.
Определение итоговой оценки за работу на основе «принципа сложения»
% выполнения от максимального балла |
Количество баллов |
Цифровая отметка |
Уровневая шкала |
77,8 – 100 |
16– 20 |
5 |
Повышенный |
55,6 – 77,7 |
11 – 17 |
4 |
Базовый |
33,3* – 55,5 |
7 – 10 |
3 |
|
16,7 – 33,2 |
3– 6 |
2 |
Недостаточный |
0 – 16,6 |
0 – 2 |
1 |
*33,3% от максимального балла за всю работу равно 50% от максимального балла за задания базового уровня сложности
7. Продолжительность проведения работы.
На выполнение контрольной работы по окружающему миру дается 40 минут.
8. Дополнительные материалы и оборудование
При выполнении данной работы дополнительных материалов и оборудования не требуется. Разрешается пользоваться атласом.
9. Ключи к тексту КИМ
Вариант 1
№ вопроса
№ ответа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
В1 |
В2 |
В3 |
А |
|
* |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
БАВ |
20 января 12.00 |
Тундра |
Б |
* |
|
|
* |
* |
|
* |
* |
|
* |
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
* |
|
|
* |
|
* |
|
|
|
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С1 |
С1. Жизнь животных открытых пространств протекает в условиях нехватки естественных укрытий, поэтому необходимо как можно скорее заметить опасность, чему и способствует стадный образ жизни. |
№ вопроса
№ ответа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
В1 |
В2 |
В3 |
А |
|
|
|
|
|
|
* |
|
* |
* |
|
|
БАВ |
ВБА |
Зона арктических пустынь |
Б |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
В |
* |
* |
* |
* |
|
|
|
* |
|
|
* |
|
|
|
|
Г |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С1 |
В декабре – марте в Южном полушарии к югу от полярного круга наблюдается полярный день и в Южном полушарии лето, что наиболее благоприятные условия для навигации |
10.Обобщенный план контрольно-измерительного материала по учебному предмету «География» |
|||||
№ |
Раздел программы |
Текст задания (номер задания) |
Уровень сложности |
Контролируемый элемент содержания |
|
Предметный результат |
Метапредметный результат |
||||
1 |
Географическое положение России |
А1 А3 |
Б |
Описывать особенности географического положения России; |
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений |
2 |
Моря, омывающие берега России |
А2 |
Б |
Находить и определять по карте с помощью шкалы высот и глубин самое мелкое и маленькое море России. |
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. |
3 |
Особенности рельефа России |
А4,А5 |
Б |
Называть и описывать особенности крупные формы рельефа. |
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, делать вывод Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
4 |
Геологическое строение территории России |
А6 |
Б |
Называть крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области;
|
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Связь теоретических знаний с практическими навыками. |
5 |
Климат и климатические ресурсы |
А7, А8 |
Б |
Называть: основные типы воздушных масс, климатические пояса и области; определять: по картам распределение на поверхности России температур и осадков. |
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
6 |
Внутренние воды и водные ресурсы |
А9,А10 |
Б |
Называть, показывать, характеризовать; реки, озера, моря. |
Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
7 |
Почвы и почвенные ресурсы |
А11 |
Б |
Называть: основные типы почв; определять: по картам распределение на поверхности России почв. |
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
8 |
Природное районирование |
В1,В3 |
П |
Называть: особенности развития и размещения ПТК. описывать: схему строения природного комплекса, компоненты природных зон. |
Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Оформлять свои мысли в письменной речи. |
9 |
Россия на карте часовых поясов |
В2 |
П |
Называть: часовые пояса на территории России; определять: по карте часовых поясов России время на разных частях территории России. |
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Оформлять свои мысли в письменной речи. . |
10 |
Природное районирование |
С1 |
|
Определять особенности развития и размещения по его описанию. |
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Оформлять свои мысли в письменной речи. |
Контрольная работа (ПА) по географии 8 класс
1вариант.
Часть А.
А1. С какой страной у России граница начинается с берега Баренцева моря:
А) с Финляндией; Б) с Норвегией; В) с Эстонией.
А2. Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади море России:
А) Азовское; Б) Аральское; В) Белое; Г) Балтийское.
А3. По какой параллели кругосветное путешествие будет короче?
А) 70 с.ш. Б) 60 ю.ш. В) 50 ю.ш. Г) 30 с.ш.
А4. Равнины расположены на:
А) границах литосферных плит; Б) платформах; В) в складчатых областях.
А5. Самые высокие горы России:
А) Алтай; Б) Кавказ; В) Саяны; Г) Урал.
А6. Самая древняя геологическая эра называется:
А) протерозойская; Б) палеозойская; В) архейская.
А7. В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее холодные?
А) Калининградская область; Б) Якутия; В) Астраханская область; Г) Татарстан.
А8. На климат России наибольшее влияние оказывает океан
А) Тихий; Б) Атлантический В) Северный Ледовитый; Г) Индийский
А9. Какой буквой на фрагменте карты России обозначена река Енисей?
А) А; Б) В; В) С; Г) Д
А10. На режим рек наибольшее влияние оказывает:
А) рельеф; Б) климат; В) растительность;
А11. Какие почвы формируются при коэффициенте увлажнения 0,3-0,4?
А) подзолистые; Б) каштановые; В) бурые.
А12. Выявите, какой из перечисленных факторов в наибольшей степени затрудняет добычу нефти и газа в Западной Сибири
А) заболоченность территории; В) континентальный климат
Б) многолетняя мерзлота; Г) обилие кровососущих насекомых
Часть В.
В1. Установите соответствие: территория – тип климата:
1. Русская равнина А) континентальный
2. Западно-Сибирская равнина Б) умеренно - континентальный
3. юг Дальнего Востока В) муссонный.
В2. Самолет взлетел из г. Ном на Аляске 20 января в 14.00. Перелетев Берингово море за 3 часа 40 минут, приземлился в г. Петропавловск – Камчатском. Определите, какого числа и в какое время самолет приземлился.
В3. Определите природную зону России по ее краткому описанию:
Это одна из разновидностей природных зон. В России она занимает побережье морей Северного Ледовитого океана и прилегающих к нему территорий. Ее площадь составляет около 1/8 части всей площади страны – 11 563 300 км². Кроме того, по территории протекают крупнейшие реки России – Енисей, Лена и Обь.
Часть С.
С1. Почему дикие животные открытых пространств (степей), как правило, живут стадами, а лесные животные в одиночку?
Контрольная работа (ПА) по географии
8 класс
2 вариант.
Часть А.
А1. Самая длинная граница России с государством:
А) Монголией; Б) Китай; В) Казахстан; Г) Украина.
А2. Самое большое и глубокое море у берегов России:
А) Охотское; Б) Баренцево; В) Берингово; Г) Японское.
А3. По какой параллели кругосветное путешествие будет длиннее?
А) 80 ю.ш. Б) 85 с.ш. В) 10 с.ш. Г) 45 ю.ш.
А4. Горы расположены на:
А) платформах; Б) плитах; В) в складчатых областях.
А5. Высшая точка России:
А) Ключевская Сопка; Б) Казбек; В) Белуха; Г) Эльбрус.
А6. Геологическая эра, которая продолжается и сейчас:
А) мезозойская; Б) кайнозойская В) палеозойская.
А7. В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее теплые?
А) Калининградская область; Б) Якутия; В) Астраханская область; Г) Татарстан.
А8. Большая часть территории России расположена в климатическом поясе:
А) арктическом; Б) субарктическом; В) умеренном; Г) тропическом.
А9. Какой буквой на фрагменте карты России обозначена река Обь?
А) А; Б) В; В) С; Г) Д
А10. От климата зависит:
А) режим рек; Б) скорость течения; В) направления течения;
А11. В умеренно – континентальном климате при достаточном увлажнении под широколиственными лесами формируются почвы:
А) подзолистые; Б) дерново-подзолистые; В) серые лесные.
А12. В каком случае верна, указана смена почвенных горизонтов от поверхности вглубь земли?
А) Материнская порода – гумусовый – вымывания – вмывания
Б) Гумусовый – вымывания – вмывания – материнская порода
В) Гумусовый – вмывания – вымывания – материнская порода
Г) Вмывания – материнская порода – гумусовый – вымывания
Часть В.
В1. Установите соответствие: территория – тип климата:
1. Карелия А) континентальный
2. Западная Сибирь Б) умеренно - континентальный
3. Сихотэ - Алинь В) муссонный.
В2. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность букв.
А) Республика Коми
Б) Челябинская область
В) Хабаровский край
В3. Определите природную зону России по ее краткому описанию:
Относится к самой северной части ее территории и расположена в самых высоких широтах. Южная граница – остров Врангеля северная – острова Земли Франца-Иосифа. В состав этой зоны включаются: северная окраина Таймырского полуострова, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, северный остров Новой Земли, Новосибирские острова, остров Врангеля, а также моря, которые расположены между участками суши.
Часть С.
С1. Объясните, почему период с декабря по март в Антарктиде наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиций?
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы (промежуточная аттестация)
по учебному предмету «Биология»
для обучающихся 8-х классов, 2020 - 2021 учебный год
1. Назначение КИМ
Контрольно-измерительный материал позволяет определить уровень предметных результатов, сформированности УУД обучающихся 8 класса в объёме обязательного минимума содержания образования Государственных образовательных стандартов второго поколения.
Цель – определение уровня (степени) достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (или ее части) основного общего образования по учебному предмету «Биология», разделы: «Организм человека», «Кровь», «Опорно-двигательная система», «Дыхательная система»
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.
Разработка контрольно-измерительных материалов осуществляется на основе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лянторская СОШ №4» на 2020-2021 учебный год.
Учебник «Биология», 8 класс. А.Г.Драгоминова, Р.Д. Маш/; ООО Издательский центр «Вентана-Граф», 2018 год.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Контрольно-измерительные материалы составлены на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. Наряду с предметными результатами обучения оценивается уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Тексты заданий в вариантах КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ
4. Структура КИМ
Контрольная работа состоит из трех частей и включает в себя 15 заданий, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.
Часть первая содержит 11 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых верный только один. В бланке ответов фиксируется только номер правильного варианта ответа.
Часть вторая содержит 3 задания, с ответом в виде числа.
Часть третья содержит 1 задание, с развернутым ответом.
Время выполнения работы – 40 минут.
Распределение заданий по уровню сложности:
Уровень сложности |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
% максимального первичного балла |
Базовый |
11 |
11 |
55 |
Повышенный |
3 |
6 |
30 |
Высокий |
1 |
3 |
15 |
Итого: |
15 |
20 |
100 |
5. Система оценивания отдельных заданий и контрольной работы в целом
Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с кратким ответом оценивается 1 баллом. За выполнение задания второй части выставляется 2 балла. За выполнение заданий с развернутым ответом (С) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 3 баллов Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 20
Определение итоговой оценки за работу на основе «принципа сложения»
% выполнения от максимального балла |
Количество баллов |
Цифровая отметка |
Уровневая шкала |
77,8 – 100 |
24– 29 |
5 |
Повышенный |
55,6 – 77,7 |
18 – 23 |
4 |
Базовый |
33,3* – 55,5 |
17 – 12 |
3 |
|
16,7 – 33,2 |
3– 11 |
2 |
Недостаточный |
0 – 16,6 |
0 – 2 |
1 |
33,3% от максимального балла за всю работу равно 50% от максимального балла за задания базового уровня сложности
6. Продолжительность проведения работы.
На выполнение контрольной работы по окружающему миру дается 40 минут.
7.Дополнительные материалы и оборудование
При выполнении данной работы дополнительных материалов и оборудования не требуется
8. Ключи к тексту КИМ
№ п/п Вариант 1 |
ответ |
Вариант 2
|
|
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
4 |
3 |
4 |
1 |
5 |
1 |
5 |
4 |
6 |
3 |
6 |
1 |
7 |
3 |
7 |
2 |
8 |
4 |
8 |
2 |
9 |
1 |
9 |
4 |
10 |
2 |
10 |
2 |
11 |
1 |
11 |
3 |
В1 |
246 |
В1 |
135 |
В2 |
11212 |
В2 |
12331 |
В3 |
35214 |
В3 |
12345 |
Вариант 1
Элементы ответа:
1) Форменные элементы крови — клетки крови эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
2) Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.
3) В состав гемоглобина входит ион железа.
Вариант 2
Элементы ответа:
1) Амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы.
2) Среда в желудке кислая (за счет соляной кислоты).
3) С помощью фистульной методики учёный В. А. Басов установил состав чистого желудочного сока без примеси пищи, механизм работы желез желудка, изменения состава и количества желудочного сока в зависимости от вида пищи и на разных этапах пищеварения.
9. Обобщенный план контрольно-измерительного материала.
№ |
Тема программы |
Текст задания (номер задания) |
Уровень сложности |
Контролируемый элемент содержания |
|
Предметный результат |
Метапредметный результат |
||||
1 |
Организм человека. Общий обзор. |
А1 |
Б |
Строение и жизнедеятельность клетки. Животная клетка. Ткани. |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. |
2 |
Опорно-двигательная система. |
А2 |
Б |
Особенности строения скелета, его частей, познание роли скелета в жизни человека. Строение, состав и соединение костей. Работа мышц. |
|
3 |
Кровь и кровообращение. |
А3,А10,А11 |
Б |
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Строение и работа сердца. Круги кровообращения и движение крови по сосудам. Оказание первой помощи при разных видах кровотечений. |
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. |
4 |
Дыхательная система |
А4 |
Б |
Значение дыхания и органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
|
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
5 |
Пищеварительная система |
А5 |
Б |
Органы пищеварения и зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Всасывание питательных веществ. |
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты. Выявлять причины и следствия простых явлений |
6 |
Обмен веществ и энергии. Витамины. |
А6 |
Б |
Обменные процессы в организме. Нормы питания и витамины. |
Планировать ход выполнения задания. Строить логическое рассуждение. Оценивать правильность выполнения действия. Корректировать полученный результат. Оформлять свои мысли в письменной речи. |
7 |
Мочевыделительная система |
А7 |
Б |
Строение и функции почек. Органы мочевыделительной системы. |
Анализировать и осмысливать текст задания Планировать ход выполнения задания. Оформлять свои мысли в письменной речи. |
8 |
Кожа |
А8 |
Б |
Значение кожи и ее строение. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. |
Анализировать и осмысливать текст задания Планировать ход выполнения задания. Строить логическое рассуждение. |
9 |
Эндокринная система |
А9 |
Б |
Железы внешней, внутренней и смешенной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
10 |
Кровь и кровообращение. |
В1 |
П |
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Строение и работа сердца. Круги кровообращения и движение крови по сосудам. Оказание первой помощи при разных видах кровотечений. |
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
11 |
Обмен веществ и энергии. Витамины. |
В2 |
П |
Обменные процессы в организме. Нормы питания и витамины. |
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Оформлять свои мысли в письменной речи. |
12 |
Пищеварительная система |
В3 |
П |
Органы пищеварения и зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Всасывание питательных веществ. |
Контрольная работа (ПА) по биологии 8 класс
Вариант 1.
Часть А. При выполнении заданий А1 – А11 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А1.Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?
1) нервная система узлового типа
2) жаберные щели в стенке глотки зародыша
3) лёгкие, состоящие из альвеол
4) волосяной покров
А2. На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдёт с этими мышцами, если согнуть руку в локте?
1) Бицепс сократится, а трицепс расслабится. 2) Бицепс сократится, а трицепс не изменится. 3) Трицепс сократится, а бицепс расслабится. 4) Трицепс сократится, а бицепс не изменится. |
|
А3. Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?
1) Она улучшает всасывание питательных веществ.
2) Она способствует выработке антител.
3) Она усиливает кровообращение.
4) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.
А4. Чихание возникает при раздражении рецепторов
1) ротовой полости
2) гортани
3) носовой полости
4) трахеи
А5. Слой, защищающий верхнюю часть зуба от механических воздействий, — это
1) эмаль
2) пульпа
3) цемент
4) дентин
А6. Какие продукты питания необходимо включить в рацион больного рахитом:
1) Оболочки зерен риса и отруби
2) апельсины, смородину, зеленый лук
3) рыбий жир, печень, желток яйца
4) яблоки, дрожжи, отруби
А7. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) извитой каналец 2) собирательная трубка 3) почечная артерия 4) капсула нефрона |
|
А8. Клетками какой ткани образован наружный слой кожи?
1) плотной волокнистой
2) рыхлой волокнистой
3) гладкой мышечной
4) эпителиальной
А9. Какая из перечисленных желёз входит в состав пищеварительной системы человека?
1) печень
2) надпочечник
3) гипофиз
4) щитовидная железа
А10.Куда из лимфатической системы поступает лимфа?
1) в желчь
2) в кровь
3) в тканевую жидкость
4) в лимфатическую систему
А11. Как называется чрезмерное повышение артериального давления?
1) гипертония
2) гипотония
3) аллергия
4) аритмия
Часть В. При выполнении заданий В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания
В1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт
1) от сердца
2) к сердцу
3) насыщенная углекислым газом
4) насыщенная кислородом
5) под высоким давлением
6) под низким давлением
В2. Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК |
ТИП АВИТАМИНОЗА |
A) снижение иммунитета |
1) недостаток витамина С |
Б) выпадение зубов |
2) недостаток витамина D |
В) размягчение и деформация костей черепа и конечностей |
|
Г) кровоточивость дёсен |
|
Д) нарушение мышечной и нервной деятельности |
|
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С1. Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Что означает понятие «форменные элементы крови»?
2) В каких жизненных ситуациях у здорового человека количество форменных элементов крови может резко измениться? Приведите не менее двух таких ситуаций.
3) Ион какого химического элемента входит в состав гемоглобина?
Вариант 2.
Часть А. При выполнении заданий А1 – А11 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А1. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?
1) диафрагма
2) лёгочное дыхание
3) головной и спинной мозг
4) замкнутая кровеносная система
А2. На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдёт с этими мышцами, если разогнуть руку в локте?
1) Бицепс сократится, а трицепс расслабится. 2) Бицепс сократится, а трицепс не изменится. 3) Трицепс сократится, а бицепс расслабится. 4) Трицепс сократится, а бицепс не изменится.
|
|
А3. Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время?
1) вакцины
2) эритроциты
3) антибиотики
4) поливитамины
А4. В плевральной полости находится
1) жидкость, уменьшающая трение
2) воздух
3) смесь кислорода и углекислого газа
4) плазма крови
А5. Какой орган пищеварительного канала обладает функциями переваривания пищи?
1) прямая кишка
2) пищевод
3) глотка
4) желудок
А6.Недостаток какого витамина вызывает «куриную слепоту»
1) А
2) Д
3) К
4) С
А7. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) почечная артерия 2) капсула нефрона 3) извитой каналец 4) собирательная трубка
|
|
А8. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?
1) укрепляет клетки кожи
2) защищает организм от ультрафиолетового излучения
3) способствует сохранению тепла организмом
4) служит резервным питательным веществом для клеток кожи
А9. Какая система органов регулирует функции организма с помощью гормонов?
1) выделительная
2) дыхательная
3) иммунная
4) эндокринная
А10. Куда непосредственно из клетки попадают продукты распада?
1) в лимфу
2) в тканевую жидкость
3) в кровь
4) в плазму
А11. Что вызывает поражение сосудов мозга?
1) тахикардия
2) инфаркт
3) инсульт
4) паралич
Часть В. При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания
В1. Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эритроциты
2) плазма
3) лейкоциты
4) лимфа
5) тромбоциты
6) миоциты
В2. Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК |
ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ |
A) кровь движется к сердцу |
1) артерия |
Б) кровь движется от сердца |
2) вена |
В) стенки образованы одним слоем плоских клеток |
3) капилляр |
Г) через стенки осуществляется газообмен |
|
Д) кровь в сосудах движется под самым высоким давлением |
|
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3. Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы
2) увеличение объёма лёгких
3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа
4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха
5) расслабление межрёберных мышц
Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С1. Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?
2) Какая среда в желудке здорового человека?
3) Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики учёный
В. А. Басов?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.