Контрольно – измерительные материалы
по промежуточной аттестации
( 2019 – 2020 учебный год)
Предмет Биология
Класс 8
Составил учитель Бухлина.О.А.
Спецификация
контрольно-измерительной работы для проведения промежуточной аттестации
по биологии в 8 классах
2019-2020 учебный год
1. Назначение работы – определение уровня подготовки по биологии для обучающихся 8-х классов.
Характеристика структуры и содержания работы
2. Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
3. Характеристика структуры и содержания работы
Работа по биологии состоит из 1 части и включает в себя 10 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1, 2).
Таблица 1. Распределение заданий
Уровень заданий |
Число заданий |
Максимальный балл |
Тип заданий |
Базовый |
7 |
7 |
- задания с кратким ответом |
Повышенный |
3 |
9 |
- задание на соответствие - задание на работу с текстом |
Итого |
10 |
16 |
|
4. Распределение заданий работы по уровням сложности.
В работе представлены задания различного уровня сложности: базового, повышенного.
Задания базового уровня проверяют уровень знаний, сформированность умений и способов учебных действий, способность использовать умения для решения простых учебных и учебно-практических задач.
Задания повышенного уровня проверяют способность обучающегося выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения.
В работу включены задания, различающиеся по уровню сложности и типу. В работе встречается три типа заданий:
· задания с кратким ответом;
· задание на соответствие;
· задание на работу с текстом.
Всего работа содержит 10 заданий, 7 заданий с кратким ответом, 2 задания на нахождение соответствия и 1 задание на работу с текстом.
В работе проверяется овладение результатами, включенными в блок «Обучающийся научится». Планируемых результатов среднего общего образования.
Полнота проверки содержания обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов биологии в средней школе. Этот подход позволяет выявить темы, вызывающие наибольшую и наименьшую трудность в усвоении знаний, установить типичные ошибки обучающихся на основе анализа результатов выполнения работы.
Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий |
Число заданий |
% заданий данного уровня сложности от общего количества заданий в работе |
Максимальный балл за выполнение |
базовый |
7 |
70 |
7 |
повышенный |
3 |
30 |
9 |
5. Время выполнения работы – 40 минут (без учета времени, отведённого на инструктаж обучающихся).
6. Дополнительные материалы и оборудование – не требуется.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого заданий 1-7 обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За верное выполнение каждого заданий 8-9 (на соответствие) обучающийся получает по 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За верное выполнение задания 10 с текстом обучающийся максимально получает 5 баллов (1 балл за каждый правильный ответ). За каждый неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся, правильно выполнивший все задания, составляет 16 баллов.
Оценивание обучающихся по уровню достижения планируемых результатов
Уровень достижения планируемых результатов |
% выполнения заданий базового уровня сложности |
% выполнения заданий повышенного уровня сложности |
Недостаточный |
0-35 |
0-100 |
Пониженный |
36-49 |
0-100 |
Базовый |
50-64 |
0-100 |
65-100 |
0-49 |
|
Повышенный |
65-85 |
50-100 |
86-100 |
50-70 |
|
Высокий |
86-100 |
71-100 |
Шкала перевода набранных баллов в отметку
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Балл |
0-7 (44%) |
8-11 (50%) |
12-14 (75 %) |
15-16 (94%) |
8. План работы по биологии в 8 классах
Уровни сложности задания:
Б – базовый (примерный процент выполнения – 60–90);
П – повышенный (примерный процент выполнения – 40–60).
№ задания |
Название раздела |
Проверяемое предметное умение |
Уровень сложности |
Максимальный балл за выполнение задания |
1 |
Наука о человеке анатомия. |
Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы |
Б |
1 |
2 |
Клеточное строение. Ткани. Системы органов. |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Формирование первоначальных систематизированных Представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов человека) и процессов, характерных для человека. |
Б |
1 |
3 |
Опорно-двигательная система |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
|
Б |
1 |
4 |
Кровь. Кровообращение. |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Б |
1 |
5 |
Дыхательная система Пищеварительная система. |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Б |
1 |
6 |
Выделительная система. Эндокринная система. |
Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Б |
1 |
7 |
Нервная система. Органы чувств. |
Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Б |
1 |
8 |
Поведение и психика. |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. |
П |
2 |
9 |
Индивидуальное развитие организма. |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. |
П |
2 |
10 |
Происхождение человека. Систематическое положение человека. Расы человека. |
Умение устанавливать причинно следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе к самому человеку. |
П |
5 |
Промежуточная аттестация по биологии
8 класс
Вариант I
Инструкция для обучающихся.
КИМ состоит из десяти заданий. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Если задания не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Задания 1-7 являются базовым уровнем. Задания 8, 9, 10 входят в повышенный уровень.
Выполните задания с кратким ответом:
1. Наука, изучающая организм человека, называют …
2. Окраска этих клеток зависит от содержания гемоглобина…..
3. Подвижные соединения костей называют ….
4. Средний мышечный слой сердца называют…
5. Этот орган участвует в проведении воздуха и голосообразовании ….
6. Основная структурно-функциональная единица почки …..
7. Часть головного мозга, являющаяся продолжением спинного мозга….
8.Соотнесите виды памяти с её функциями:
ВИДЫ ПАМЯТИ ФУНКЦИИ
А)Долговременная 1. Несколько секунд или минут
Б)Кратковременная 2. В течение всей жизни
В)Непроизвольная 3. Цель запоминания не ставиться
Г)Произвольная 4. Осуществляется целенаправленно
Д)Моторная 5.Зрительные, слуховые, обонятельные навыки
Е)Сенсорная 6. Двигательные навыки 2.
9. Установите соответствие между периодами развития и событиями.
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЯ
А)Грудной 1. Подражание взрослым
Б)Ясельный 2. Появление зубов
В)Дошкольный 3. Интенсивное развитие речи и мышления
Г)Школьный 4. Половое созревание
Д)Юношеский 5. Социальное сознание
10. Прочитайте текст, ответьте на поставленные вопросы после текста.
Текст «Современный этап эволюции человека»
Всё современное человечество принадлежит к одному виду – Человек разумный. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, неограниченного скрещивания представителей различных рас и плодовитости потомства от смешанных браков. Внутри вида Человек разумный выделяют три большие расы: негроидную (чёрную), европеоидную (белую), монголоидную (жёлтую). Каждая из них делится на маленькие расы. Различия между расами сводится к особенностям цвета кожи, волос, глаз, формы носа, губ и т.д. Возникали эти различия в процессе приспособления к среде обитания. Расовые особенности наследственны. Например, чёрная кожа негроидов предохраняет организм от ярких солнечных лучей, а курчавые волосы создают воздушную прослойку и защищают от жары. Широкий нос и толстые вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек способствует быстрому испарению влаги с высокой теплоотдачей. Светлая кожа европеоидов пропускает ультрафиолетовые лучи и способствует синтезу витамина Д, который предохраняет человека от рахита. Узкий выступающий нос обеспечивает согревание вдыхаемого воздуха. Некоторые признаки монголоидов являются результатом адаптации к суровому, часто с пылевыми бурями климату Центральной Азии. Формирование человека происходит в человеческом обществе – в социальной среде. Анропогенез неотделим от социогенеза.
Вопросы:
1.Какой вид человека обитает на планете Земля?
2. Сколько рас выделяют внутри вида человека?
3. В результате чего образовались расы?
4. Какими особенностями внешнего строения тела обладает негроидная раса?
5. Почему негроидная раса часто страдает заболеванием рахит?
Промежуточная аттестация по биологии
8 класс
Вариант II
Инструкция для обучающихся.
КИМ состоит из десяти заданий. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Если задания не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Задания 1-7 являются базовым уровнем. Задания 8, 9, 10 входят в повышенный уровень.
Выполните задания с кратким ответом:
1. Наука о жизненных функциях организма и его органов называют …
2. Группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением…..
3. Неподвижное соединение костей называют ….
4.Красная непрозрачная жидкость, состоящая из плазмы и форменных элементов…
5. Процесс превращения питательных веществ в менее сложные по составу, растворимых, легко всасываемых в кровь и лимфу….
6. Наружный слой кожи, образован эпителиальной тканью …..
7. Спинной мозг выполняет рефлекторную и …. функцию.
8.Соотнесите виды темперамента и их характеристики:
ВИДЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Меланхолик 1. Неуравновешенная психика
Б) Холерик 2. Низкий уровень психической активности
В) Сангвиник 3. Подвижные, инертные
Г) Флегматик 4. Уравновешенная нервная система
9. Установите соответствие между периодами развития и событиями.
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЯ
А)Грудной 1. Формирование речи
Б)Ясельный 2. Наличие родничков в черепе
В)Дошкольный 3. Интенсивное развитие речи и мышления
Г)Школьный 4. Половое созревание
Д)Юношеский 5. Социальное сознание
10. Прочитайте текст, ответьте на поставленные вопросы после текста.
Текст «Эволюция человека»
Биологические факторы играли решающую роль на ранних этапах эволюции человека. Все они действуют и в настоящее время. Решающее значение имел отбор на лучшую приспособленность к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труда, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды. Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей (питекантроп - объём мозга 800-1200 см. кубических) и до появления человека современного типа (кроманьонец – объём мозга 1400 см. кубических), была трудовая деятельность. Освобождение руки от функции опоры было необходимым её дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения. Древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. Труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т.е. взамен стада появилось общество. Труд оказал влияние на мозговую деятельность. Затем возникла необходимость обмена информацией, изменился голосовой аппарат, появилась речь.
Вопросы:
1.Какой вид человека являлся древнейшим?
2.Что способствовало эволюции человека?
3.Какой вид человека, являлся человеком современного типа?
4. Что способствовало сплочению древних людей в коллективы?
5. Что способствовало появлению речи?
Ключи к заданиям по биологии
8 класс
I вариант |
II вариант |
1.Анатомия 2. Эритроциты 3.Суставы 4. Миокард 5. Гортань 6. Нефрон 7.Продолговатый мозг 8.А2Б1В3Г4Д6Е5 9.А2Б1В3Г4Д5 10.1.Человек разумный 2. Три большие расы: негроидную (чёрную), европеоидную (белую), монголоидную (жёлтую). 3. Из общности происхождения, сходства строения, неограниченного скрещивания представителей различных рас и плодовитости потомства от смешанных браков. 4. Чёрная кожа негроидов предохраняет организм от ярких солнечных лучей, а курчавые волосы создают воздушную прослойку и защищают от жары. Широкий нос и толстые вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек способствует быстрому испарению влаги с высокой теплоотдачей. 5.Кожа негроидов не вырабатывает витамин Д, поэтому, кости становятся хрупкими, мышцы слабыми, возникает заболевание рахит. |
1.Физиология 2.Ткань 3.Шов 4.Кровь 5.Пищеварение. 6.Эпидермис 7.Проводящая 8.А2Б1В4Г3 9.А2Б1В3Г4Д5 10.1. Питекантроп. 2. Трудовая деятельность. 3. Кроманьонец. 4.Труд. 5. Возникла необходимость обмена информацией, изменился голосовой аппарат, появилась речь.
|
Карта самооценки измерительной работы для промежуточной аттестации
Класс: 8
Предмет: биология
УМК: Пономарёва И.Н., А.Г Драгомилова, Р.Д.Маш«Биология» -М «Вентана-Граф 2014-2017гг.
Автор составления КИМа Бухлина Ольга Алексанровна
Структура измерительной работы
Необходимо отметить, подчеркнув или выделив жирным шрифтом, наличие или отсутствие каждого элемента
1. Назначение работы – да, нет
2. Нормативные документы – да, нет
3. Характеристика структуры и содержания работы, распределение заданий с определением типа заданий - да, нет
4. Характеристика и распределение заданий по уровням сложности – да, нет
5. Время выполнения работы – да, нет
6. Дополнительные материалы и оборудование – да, нет
7. Система оценивания каждого задания согласно критериям – да, нет
8. Система оценивания всей работы в целом – да, нет
9. Система оценивания по уровню достижения планируемых результатов – да, нет
10. Шкала перевода набранных баллов в отметку – да, нет
11. План работы – да, нет
12. Ключи (эталон) 1 и 2 варианта – да, нет
Контрольно-измерительные материалы
Вариант 1.
№ задания |
Соответствие содержания задания умению, указанному в плане работы (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Наличие ошибок в задании, в т.ч. опечаток (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Наличие ошибок в ключе (эталоне) (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Наличие неточностей, неясностей, неоднозначных формулировок заданий, фактических ошибок (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Соответствие умения уровню сложности задания, указанному в плане работы (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Соответствие заданий УМК данного класса (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Замечания, предложения по совершенствованию задания |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
4 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
5 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
6 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
7 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
8 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
9 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
10 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
Вариант 2.
№ задания |
Соответствие содержания задания умению, указанному в плане работы (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Наличие ошибок в задании, в т.ч. опечаток (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Наличие ошибок в ключе (эталоне) (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Наличие неточностей, неясностей, неоднозначных формулировок заданий, фактических ошибок (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Соответствие умения уровню сложности задания, указанному в плане работы (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Соответствие заданий УМК данного класса (1 – «да», 0 – «нет»)
|
Замечания, предложения по совершенствованию задания |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
4 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
5 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
6 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
7 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
8 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
9 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
10 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Замечаний нет |
Заключение при проведении самооценки:
Содержание КИМов соответствует (не соответствует) спецификации (нужное подчеркнуть)
ФИО: Бухлина О.А. Дата: 09.01.19.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.