филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова»
РАССМОТРЕНО: на заседании ПЦК профессиональных дисциплин протокол № ___от ____________2015г председатель ________ О.М. Госькова |
Утверждаю заведующая отделением ____________ М.Ф. Кравченко «_____»______________ 2015г.
|
ПРОГРАММА
промежуточной аттестации в форме экзамена (комплексного)
по МДК 04.01. «Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения»,
МДК 04.02 «Технология социальной работы в организациях образования»
МДК 04.03. «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»
специальность 040401 «Социальная работа»
Преподаватель: Ю.С.Кирякова
2015
Пояснительная записка
Итоговая аттестация по МДК 04.01. «Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения», МДК 04.02 «Технология социальной работы в организациях образования», МДК 04.03. «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты», которые входят в ПМ 04. «Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование, культура)», проводится в форме экзамена (комплексного), целью которого является комплексная и объективная оценка уровня персональных достижений обучающихся, сформированности умений и знаний и их соответствия ФГОС СПО 040401 «Социальная работа».
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
- осуществления организационно-управленческой деятельности в социальной сфере с учетом специфики оказываемой помощи
уметь:
- применять различные формы, методы и технологии по осуществлению социальной работы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности;
- осуществлять организацию социальной работы в различных сферах;
- осуществлять организационно-управленческую деятельность по межведомственному взаимодействию специалистов и учреждений разных систем;
- определять объем деятельности специалистов, необходимый для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;
знать:
- сущность и особенности различных сфер жизнедеятельности людей;
- особенности и содержание социальной работы в различных сферах;
- специфику деятельности специалиста, необходимой для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;
- технологию организационной деятельности специалиста;
- правовые аспекты социальной работы в различных сферах;
- содержание социальной работы в разрешении проблем клиентов в различных сферах;
- типы организационных структур управления социальной работой в различных сферах;
- особенности организации социальной работы в различных сферах
Освоение профессионального модуля ПМ 04. «Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование, культура)» способствует формированию:
ПК 4.1 Осуществлять организационно - управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы;
ПК 4.2 Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности;
ПК 4.3 Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту;
ПК 4.4 Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).
Процедура проведения:
Экзамен проводится в два этапа.
Первый этап базируется на использовании вопросов по междисциплинарным курсам, нацеленных на проверку усвоения теоретического материала. Экзаменуемый должен устно дать полный ответ на три вопроса в билете.
Второй этап проводится в виде выполнения творческого проекта по предложенной теме, направленной на проверку усвоения практических умений.
Обучающимся предлагаются темы проекта за три дня до сдачи экзамена квалификационного. Один проект выполняется одним обучающимся. На экзамене квалификационном обучающиеся защищают проект по выбранной теме, который сопровождается презентацией.
Содержание проекта
1.Введение (историческая справка, актуальность, новизна).
2.Описание проектной деятельности (поэтапно).
3.Задачи проекта.
4.Теоретическая часть (правила, нормативы, ГОСТы).
5.Список литературы (библиография).
Требования к оформлению и защите проекта
Объем проекта может колебаться в пределах 5-7 печатных страниц, напечатанных полуторным интервалом. Поля размеров 3х2х2х1. приложения к работе не входят в ее объем.
Проект должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения, от второго лица, множественного числа (мы), с соблюдением стилистики.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Тему проекта выбирать самостоятельно. Обучающиеся при защите проекта делают устное сообщение, в котором освещают тему, цель, задачи проекта, обосновывают их актуальность, коротко характеризует основное содержание изученного теоретического материала, перечисляют сделанное и делает выводы.
Выступление на 3-5 минут.
Критерии оценивания
Оценка 5 (отлично) оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; владение законодательной базой по специальности, умение объяснять сущность проблем, процессов, основных технологий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка 4 (хорошо) оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; владение законодательной базой по специальности, умение объяснять сущность проблем, процессов, основных технологий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.
Оценка 3 (удовлетворительно) оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка 2 (неудовлетворительно) оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
Вопросы для подготовки к экзамену
МДК 04.01. «Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения»
1. Особенности организации системы здравоохранения в РФ
2. Понятие здравоохранение. Здравоохранение и социальное развитие – как функции общества по укреплению здоровья граждан.
3. Принципы работы органов здравоохранения в РФ.
4. Основные направления деятельности Министерства здравоохранения социального развития РФ в сфере здравоохранения. Его функции и полномочия в этой сфере. Федеральные службы, находящиеся в ведении министерства, которые занимаются надзором в этой сфере.
5. Органы исполнительной власти в сфере здравоохранения в субъектах РФ. Особенности их деятельности: цели, задачи, структура, направления деятельности.
6. Определение охраны здоровья населения в законодательстве РФ. Право на охрану здоровья. Основные принципы охраны здоровья граждан, сформулированные в законодательстве РФ.
7. Основные нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения федерального, регионального, муниципального значения.
8. Учреждения здравоохранения (региональные и местные), их виды и функции; поликлиники, диспансеры, стационары и т.д.
9. Особенности деятельности медицинских учреждений в городской и сельской местности.
10. Социальные учреждения в системе здравоохранения: дома ребенка, геронтологические центры, хосписы, реабилитационные центры и т.д.
11. Региональные особенности организации медицинской помощи населению.
12. Обязательное медицинское страхование в РФ. Права и обязанности страхователя. Добровольное медицинское страхование. Платные и бесплатные медицинские услуги
13. Социально-медицинская работа в здравоохранении
14. Технологии социальной работы в практике формирования здорового образа жизни
15. Организация социальной помощи психически больным людям
16. Социальная работа в наркологии
17. Социальная работа в онкологии
18. Социальная работа с тяжелобольными людьми
19. Медико-социальная работа с инфекционными больными
20. Социальная работа в планировании семьи
МДК 04.02 «Технология социальной работы в учреждениях образования»
1. Сфера образования как социальный институт. Ее цели и задачи. Объекты и субъекты сферы образования. Функции сферы образования: экономическая, социальная, культурная, инновационная и т.д.
2. Концепции современного образования. Особенности модернизации системы образования. Социальные проблемы сферы образования
3. Министерство образования и науки РФ. Его основные направления деятельности в сфере образования. Функции и полномочия министерства. Органы исполнительной власти в сфере образования в субъектах РФ. Особенности их деятельности: цели, задачи, направления деятельности, структура.
4. Образовательные учреждения, их специфика деятельности и категории населения, обучающиеся в них. Социальные учреждения в сфере образования: детские дома, дома-интернаты, реабилитационные центры и т.д.
5. Особенности возрастных и профессиональных групп людей, участвующих в процессе образования. Формы образования.
6. Основные проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности у людей из различных групп: проблемы учеников и их родителей, проблемы работников образовательных учреждений и т.д.
7. Основные задачи социальной работы в образовании. Социальные технологии в сфере образования. Классификация технологий социальной работы в сфере образования.
8. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики.
9. Диагностика проблем, возникающих у людей из различных групп в системе образования
10. Особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в образовании. Основные направления деятельности специалиста по социальной работе. Круг компетенций специалиста по социальной работе, занятого в учреждения системы образования.
11. Взаимодействие социального работника с педагогическими работниками и учреждениями системы образования.
12. Умение устанавливать контакт с ребенком и членами его семьи, а также с педагогическим персоналом.
13. Социальная работа в образовательных учреждениях. Основные направления деятельности социальной службы школы.
14. Направления деятельности специалиста по социальной работе: защита прав детей, выявление детей, находящихся в ТЖС, оказание помощи в решении проблем и т.д. Социальная помощь сотрудникам образовательных учреждений. Работа социального работника в микрорайоне
15. Социальная работа в профессиональном образовании. Социальные технологии, применяемые специалистом по социальной работе при оказании социальной помощи студентам и молодежи.
16. Основные формы и методы социальной помощи студентам
17. Социальная работа в специальных учебных заведениях. Функции специалиста по социальной работе в специальных учебных заведениях. Основные направления деятельности специалиста по социальной работе: социально-диагностическая, медико-социальная, социально-коррекционная и т.д. Принципы работы и социальные технологии с такими детьми.
18. Специальные образовательные учреждения: интернатные учреждения, социальные приюты, семейный детский дом, образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями
19. Технологии социальной работы с учителями и преподавателями. Социальные технологии, применяемые специалистом по социальной работе при решении проблем учителей и преподавателей.
20. Социальная работа с семьями учащихся. Выявление семей учащихся, оказавшихся в ТЖС. Установление контакта с семьей. Диагностика проблем семьи. Патронат семей учащихся, нуждающихся в социальной помощи. Определение объема помощи
МДК 04.03. «Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты»
1. Понятие государственной системы социальной защиты населения
2. Организация и управление социальной защиты
3. Организация как социальная система
4. Государственные органы исполнительной власти в системе социальной защиты
5. Территориальные учреждения социальной защиты населения
6. Стационарные и нестационарные территориальные учреждения социальной защиты населения
7. Взаимодействие территориальных учреждений социальной защиты с учреждениями иных систем (здравоохранения, образования и т.д.).
8. Организация работы с обращениями граждан. Прием и регистрация поступающей корреспонденции. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан. Правила приема и регистрации
9. Использование информационных технологий при работе обращениями. Личный прием граждан. Особенности организации приема граждан. Фиксирование информации, получаемой от клиентов. Выстраивание первого контакта. Правила ведения беседы.
10. Организация оказания социальной помощи отдельным категориям граждан
11. Взаимодействие учреждений социальной защиты с общественностью
12. Пенсионный фонд РФ – основной орган пенсионного обеспечения
13. Система обязательного пенсионного страхования в РФ
14. Виды пенсий. Условия их назначения. Представление граждан к пенсии. Расчет и назначение пенсии
15. Организация обеспечения граждан пособиями по обязательному социальному страхованию
16. Организация работы органов по обеспечению занятости населения. Органы и учреждения федеральной государственной системы, занимающиеся вопросами занятости населения.
17. Реализация политики занятости населения в субъектах РФ. Нормативно-правовые акты, гарантирующие защиту и соблюдение прав и интересов граждан в сфере занятости
18. Центры занятости населения, их цели, задачи и направления деятельности. Услуги, оказываемые гражданам центром занятости. Признание гражданина безработным. Социальное обеспечение безработных граждан.
19. Особенности организация социальной защиты населения в сельской местности
20. Должностной регламент сотрудников учреждений социальной защиты
Темы творческого проекта
1. Исторический опыт социальной работы в системе здравоохранения в России и за рубежом.
2. Особенности организации социальной работы в учреждениях здравоохранения за рубежом.
3. Особенности организации социально-медицинской помощи больным неинфекционными хроническими заболеваниями.
4. Социально-медицинская просветительская деятельность.
5. Профилактика профессионального выгорания у специалистов, работающих в системе здравоохранения.
6. Общественные организации в системе здравоохранение.
7. Современные тенденции развития здравоохранения в России
8. Исторический опыт социальной работы в системе образования в России.
9. Особенности организации социальной работы в учреждениях образования за рубежом.
10. Особенности организации социальной работы в сельских образовательных учреждениях.
11. Особенности социальной работы в образовательных учреждениях пенитенциарной системы.
12. Профилактика профессионального выгорания у специалистов, работающих в системе образования.
13. Общественные организации в системе образования
14. Организация социальной защиты на производствах.
15. Организация социальной защиты специалистов, занятых в социальной сфере.
16. Социально-психологическая работа в службе занятости.
17. Особенности организации пенсионного обеспечения за рубежом.
18. Особенности организации социальной защиты населения в разных странах.
19. Международные правовые акты, гарантирующие права человека на социальную защиту.
20. Особенности взаимодействия органов социальной защиты со СМИ.
Литература
1. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации [Текст]: учебник/ В.П. галаганов. – М.: КНОРУС, 2010. – 160 с. – (Среднее профессиональное образование) ISBN 978-5-406-00007-6
2. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2011. – 224 с. ISBN 5-7695-0832-9
3. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения [Текст]: практическое пособие/ Н.С. Кошелев. – 2-е изд., прераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 83 с.: табл. – (Социальная защита) ISBN 978-5-370-01784-1
4. Основы социальной работы [Текст]: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2003г. ISBN 5-16-000484-Х
5. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст]:Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 184 с. ISBN 9785-16-003790-5
6. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы [Текст]:учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. нестерова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –384 с. ISBN 978-5-7695-5919-8
7. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ А.Н. савинов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с. ISBN 978-5-7695-5930-3
8. Социальная работа [Текст]: учебное пособие/ под общ.ред. Проф. В.И. Курбатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 480 с. ISBN 5-222-03811-4
9. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие/ под ред. д.п.н., проф. Н.ф. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 364с.ISBN 978-5-394-00778-1
10. Технологии социальной работы [Текст]: учебник/ под. Ред. В.И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ: Издательство «Омега-Л», 2011. – 388 с. ISBN 978-5-7139-0870-6 (Издательство РГСУ) ISBN 978-5-370-02376-7 (Издательство «Омега-Л»)
11. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]/ под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 596с. ISBN 5-94789-802-Х
12. Основы социальной работы: учеб.пособие для студ. высш. учебн. заведения/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012г. – 288с
13. Методика и технологии работы социального педагога [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.]; под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – 4-е изд., стер. – М.: М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с. ISBN 978-5-7695-4466-8
14. Назарова Е.Н. Основы социальной медицины [Текст]: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с. ISBN 978-5-7695-7069-8
15. Современная энциклопедия социальной работы/ под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перера. – М.: Издательство РГСУ, 2012. – 412с.
16. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций/ под общ.ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2010. – 416 с. ISBN 5-691-00372-0
17. Социальная работа: теория и практика [Текст]: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2013г ISBN 5-16-000551-Х
18. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 464с.
19. Теория и методика социальной работы. Краткий курс под редакцией академика Жукова В.И. – М., Союз. – 2011. – 188с
20. Хетагурова А.к. Паллиативная помощь. Медико-социальные принципы и основы сестринского ухода [Текст]/ Приложение к журналу «Сестринское дело» Выпуск № 3 (11). – М.: Издательский дом «медицинский вестник», 2013. – 80 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.