Промежуточная аттестация по ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа промежут ПМ 5.doc

   филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова»

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании ПЦК

профессиональных дисциплин

протокол № ___от ____________2016г

председатель ________ О.М. Госькова

Утверждаю

заведующая отделением

____________ М.Ф. Кравченко

«_____»______________ 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

промежуточной  аттестации в форме экзамена (комплексного)

по МДК.05.01 «Проектная деятельность специалиста по социальной работе»

МДК.05.02 «Инновационная деятельность в социальной работе»

МДК.05.03 «Менеджмент в социальной работе»

 специальность 39.02.01 «Социальная работа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Ю.С.Кирякова

 

 

 

 

 

 

 

 

2016

Пояснительная записка

 

Итоговая аттестация по МДК.05.01 «Проектная деятельность специалиста по социальной работе», МДК.05.02 «Инновационная деятельность в социальной работе», МДК.05.03 «Менеджмент в социальной работе», которые входят в ПМ 05. «Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС», проводится в форме экзамена (комплексного), целью которого является комплексная и объективная оценка уровня персональных достижений обучающихся, сформированности умений и знаний и их соответствия ФГОС СПО 39.02.01. «Социальная работа».

В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

-постановки значимых целей и путей их достижения, необходимых для преобразования ТЖС;

- прогнозирования и моделирования вариантов решения проблем клиента с учетом имеющихся ресурсов;

- применения инновационных технологий и творческого подхода в деятельности для оказания помощи и поддержки клиенту

уметь:

-осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов деятельности;

- разрабатывать концепцию состояния будущего объекта;

- осуществлять контроль и проводить анализ эффективности своей деятельности

знать:

- методологическую основу технологии деятельности специалиста по социальной работе;

- антропологию человека;

- особенности прогнозирования и моделирования в социальной работе;

- формы и методы исследования и анализа ТЖС;

- технологии проектной деятельности.

Освоение профессионального модуля ПМ 05. «Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС» способствует формированию:

ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).

ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.

ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности

 

 

Процедура проведения:

Экзамен базируется на использовании вопросов по междисциплинарным курсам, нацеленных на проверку усвоения теоретического материала. Экзаменуемый должен устно дать полный ответ на три вопроса в билете и одно практическое задание

 

Критерии оценивания

Оценка 5 (отлично) оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; владение законодательной базой по специальности, умение объяснять сущность проблем, процессов, основных технологий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.

Оценка 4 (хорошо) оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; владение законодательной базой по специальности, умение объяснять сущность проблем, процессов, основных технологий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

Оценка 3 (удовлетворительно) оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

Оценка 2 (неудовлетворительно) оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

МДК 05.01. «Проектная деятельность специалиста по социальной работе»

 

1.    Гипотеза, прогноз, прогнозирование, прогностика. Цель и задачи прогнозирования. Два аспекта прогнозирования. Особенности прогнозирования

2.    Социальное проектирование: предметная и проблемная область. Понятие социального проектирования

3.    Сущность прогнозирования. Функции прогнозирования. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов как функция прогнозирования. Этапы научного анализа. Ретроспекция, диагностика, проспекция

4.    Классификация прогнозов по видам и назначениям. Достоверность прогноза. Источник ошибки прогноза. Период основания прогноза. Точность прогноза.

5.    Объект и условия его существования как предпосылки прогнозирования. Принципы анализа объекта прогнозирования. Направления и виды анализа объекта прогнозирования. Анализ прогнозного горизонта объекта прогнозирования. Анализ прогнозного фона объекта прогнозирования

6.    Научные  основы   организации   прогнозирования   в  социальной работе. Принципы   организации   прогнозирования   в   социальной   работе

7.    Система  органов   прогнозирования  в социальной   работе,   их   задачи   и   функции.  

8.    Понятие системы в проектной деятельности. Типология социальных проектов

9.    Схема социального проектирования. Этапы создания социального проекта

10.    Социальный проект как текст: концепция проекта, актуальность проекта, построение «дерева проблем, цель проекта, задачи проекта. Содержание работы по проекту: обоснование проекта (финансовое обоснование). Ожидаемые последствия

11.    Жизнеспособность проекта; планирование проекта, способы планирования, составление бюджета, окончательная форма проекта как текста

12.    Необходимость диагноза и прогноза. Особенности социальной диагностики. Способы социальной диагностики

13.    Социальное прогнозирование. Понятие прогноза. Прогноз и глобалистика. Особенности прогнозирования социальных явлений и процессов

14.    Технология социального прогнозирования: поисковый прогноз; нормативный прогноз; верификация и корректировка прогнозов

15.    Понятие социальной экспертизы. Цель и задачи социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы. Модели социальной экспертизы

16.    Методы социальной экспертизы. Сущность и понятие методов социальной экспертизы. Метод экспертной оценки

17.    Оформление результатов экспертизы. Методы обработки данных. Контент-анализ. Метод «репертуарных решеток». Создание экспертных систем. Итоги социальной экспертизы. Форма представления социальной экспертизы. Эффективность социальной экспертизы

18.    Этапы реализации социального проекта. Защита проекта. Тактика презентации проекта. Организационный механизм реализации проекта.

19.    Технология фандрайзинга

20.    Привлечение ресурсов для финансирования социальных проектов

.

МДК 05.02 «Инновационная деятельность в социальной работе»

 

1.        Сущность и основные понятия инноватики. Основные характеристики и параметры нововведений Характеристика инновационной деятельности

2.        Классификация нововведений: (принципы построения классификации нововведений; классификация инноваций). Особенности социальных инноваций

3.        Инновации в социальной сфере как сознательно организуемое нововведение

4.        Причины торможения инноваций в социальной сфере

5.        Сущность инновационных технологий в социальной сфере Особенности социальных инноваций. Структурные типы социальных инноваций

6.        Технологии социального прогнозирования Цель, содержание и основные аспекты социального прогнозирования Методы и процедуры прогнозирования

7.        Инновационные подходы в социальной работе с молодежью: (новые формы социальной работы с молодежью; опыт организации социальной работы с молодежью).

8.        Инновации в сфере социальной защиты населения. Федеральные и региональные программы в сфере социальной защиты населения

9.        Инновационные технологии в социальной работе с пожилыми людьми. Проблемы технологических инноваций в социальной работе с пожилыми людьми. Инновационные технологии обслуживания граждан пожилого возраста. Социальная технология работы с проблемой одиночества пожилых

10.    Инновационная модель социальной работы на муниципальном уровне

11.    Новые модели и методики работы с социально уязвимыми группами населения: модели и методики работы с инвалидами, брошенными детьми, людьми, подверженными проблемам алкоголизма и наркомании, ВИЧ-инфицированными, работа с жертвами терроризма и их семьями.

12.    Понятие инновационного процесса, инновационной деятельности, жизненного цикла инновации, инновационного риска

13.    Типология инноваций. Социальные инновации. Инновации в социальной сфере

14.    Закономерности инновационного процесса. Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов. Внедрение социальных инноваций

15.    Модель реализации инновационного проекта. Виды проектов. Виды социальных проектов

16.    Характеристика социального проекта. Инвестиционные проекты.

17.    Спонсорские, кредитные, бюджетные проекты. Масштабы социальных проектов

18.    Социальное обслуживание населения за рубежом. Перспективы повышения качества социального обслуживания

19.    Модель межведомственного взаимодействия в работе с семьей

20.  Опыт инновационной социальной работы в сельской местности

 

 

МДК 05.03. «Менеджмент в социальной работе»

 

1. Тактическое и стратегическое планирование.

2. Индивидуальная и групповая мотивация.

3. Сущность, виды, этапы управленческого контроля.

4. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения.

5. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть.

6. Преграды в коммуникациях.

7. Профессиональные качества руководителя и их характеристика.

8. Функции контроля

9. Финансовое управление.

10. Формы контроля

11. Совместимость стилей работы

12. Стиль вышестоящего – стиль нижестоящего

13. Социология и психология управления как отрасль современного знания

14. Методы социологических исследований

15. Совершенствование искусства общения

16. Внутренняя и внешняя среда организации

17. Процесс принятия решений

18. Конфликты и стрессы: причины, способы предотвращения

19.Люди как внутренняя переменная

20. Тактика делового общения

 

 

Практические задания

 

Задание 1

Согласно, какой теории люди изначально не любят трудиться, предпочитают, чтобы ими руководили. У людей нет честолюбия, и они боятся ответственности.

Определить:

 1. Тип теории.

2. Какой стиль руководства, в соответствии с этой теорией выбирает руководитель?

3. Какие действия (в соответствии с этой теорией)  выберет руководитель, для того, чтобы заставить людей трудиться?

4. Какие ещё теории поведения руководителя по отношению к подчиненным Вы знаете?

 

Задание 2

Согласно, какой теории люди стремятся взять на себя ответственность за работу, способны к самоуправлению и самоконтролю.

Определить:

 1. Тип теории.

2. Какой стиль руководства, в соответствии с этой теорией выбирает руководитель?

3. Какие действия (в соответствии с этой теорией)  выберет руководитель, для того, чтобы заставить людей трудиться?

4. Какие ещё теории поведения руководителя по отношению к подчиненным Вы знаете?

 

Задание 3

Руководитель организации все решает сам, подчиненным предоставляет минимум информации. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы.

1.    Определить стиль управления данного руководителя.

2.    В каких формах данный руководитель отдает распоряжения?

3.    Приведите примеры политиков, которые являются приверженцами данного стиля управления

4.    Какие ещё стили управления Вы знаете?

 

Задание 4

Руководитель организации ведет себя как один из членов группы, каждый сотрудник может при нём свободно выражать свои мнения по разным вопросам. Создает условия  для развития самостоятельности у подчиненных

Определить:

1.     стиль управления данного руководителя.

2.    Приведите примеры политиков, которые являются приверженцами данного стиля управления

3.    Какие ещё стили управления Вы знаете.

 

Задание 5

На организацию влияют следующие внешние факторы:

- политика,

- экономика,

- поставщики,

- конкуренты,

- потребители,

- научно-технический прогресс,

- акционеры.

Определить:

1.    Какие из этих факторов, относятся к факторам прямого воздействия.

2.    Какие из этих факторов, относятся к факторам косвенного воздействия.

3.    Почему необходимо учитывать  эти факторы менеджеру?

4.    В каких случаях внешняя среда считается подвижной и неопределённой?

 

Задание 6

Руководитель организации дал задание начальнику отдела кадров набрать во вновь открывшейся филиал сотрудников, с учетом рекомендаций и темперамента:

-  в отдел маркетинга,

-  начальника отдела «по связям с общественностью»,

- экономиста,

-бухгалтера,

- архивариуса,

- инженера.

Определить:

1.    Перечислить типы темпераментов.

2.    Охарактеризовать все типы темпераментов

3.    Людей, с каким темпераментом целесообразно выбрать для данных вакансий.

4.    Почему руководитель считает, что сотрудников необходимо набирать с учетом их темперамента?

 

Задание 7

Составьте структуру управления АГО. Определить:

1.    По какому признаку данная структура построена.

2.     Охарактеризуйте данную структуру.

3.    Достоинства данной структуры управления.

 

Задание 8

Организация занимается переработкой молока. Определить :

1.    Цель данной организации.

2.    Сформулировать миссию данной организации.

3.    Можно ли сказать, что цель организации и миссия – это тождественные понятия.

 

Задание 9

Организация № 1 планируя стратегию фирмы на последующие 3 года, определили для себя, что показатели каждого года должны увеличиваться по отношению к показателям предыдущего года.

Организация № 2 определило для себя стратегию, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции.

Организация № 3 определило для себя стратегию, которая характеризуется установлением достигнутого уровня и  исключением некоторых направлений деятельности.

Определить:

1.    Виды стратегий для каждой организации.

2.    В связи, с какими обстоятельствами руководство организации могло выбрать именно такие стратегии?

3.    Какие еще виды стратегии Вы знаете?

 

Задание 10

В организации возникло психологическое напряжение между сотрудниками из-за несправедливого с их точки зрения вознаграждения за аналогичную работу. Руководитель организации решил держать суммы выплат в тайне, но ситуация не только не улучшилась, но даже ухудшилась, так как сотрудники начали подозревать несправедливость даже там, где её не было. С точки зрения менеджмента данное поведение сотрудников укладывается в одну из теорий менеджмента.

Определить:

1.    Какая теория мотивации менеджмента поможет руководителю в решении данной ситуации?

2.    К какой группе теории относится данная теория?

3.    Какие ещё теории мотивации Вы знаете?

 

Задание 11

Составить социальный проект на тему: «Программа по профилактике наркозависимости учащихся»

 

Задание 12

Составить социальный проект на тему: «программа по организации медико-социальной помощи пожилым людям»

 

Задание 13

Составить социальный проект на тему: «Разработка социального проекта: программа по профилактике игровой зависимости учащихся»

 

Задание 14

Составить социальный проект на тему: «Программа по организации досуговой деятельности инвалидов»

 

Задание 15

Составить социальный проект на тему: «Программа по социальной поддержке лиц без определенного места жительства»

 

Задание 16

Составить социальный проект на тему: «Программа социальной поддержки инвалидов»

 

Задание 17

Составить социальный проект на тему: «Центр адаптивно-развивающего досуга детей»

 

Задание 18

Составить социальный проект на тему: «Мониторинг здоровья и качества жизни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Основные источники:

1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов н/Д., 2010 г.

2. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации, КноРус – 2011.

3. Грищенко В.И., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. СПб., 2011

 

Дополнительные источники:

1.    Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 2012.

2.    Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М., 2013.

3.    Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2011.

4.    Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технологии прогнозных разработок социальных проектов. М., 2011.

5.    Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: Перспективные проблемы общества (Опыт систематизации). М., 2012.

6.    Бруиллинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 2013

7.    Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М., 2012

8.    Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. М., 2012

9.     Инновации в социальной сфере Рязанской области // Социальная работа, 2013, №6

10.         Коротких В.П. Теория и практика внедрения инновационных технологий в пенитенциарную систему // Социальная работа 2010. №6. С.26 Минобрнауки России.

11.         Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. М., 2011

12.         Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М., 2011

13.         Курбатов В.И. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы, КноРус - 2010

14.         Лакис П.П. Методологические и логические аспекты прогнозирования. Рига, 2012

15.         Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики: Методологические аспекты. М., 2012

16.         Методологические проблемы социального прогнозирования/Под ред. А.П. Казакова. Л., 2010

17.         Пикулева О.А. Социальное обслуживание на дому: о новых методах и технологиях // Социальная работа 2010, №4, С.28

18.         Прогнозное социальное проектирование в условиях ускоренного научно-технического прогресса. Кн. 1. М., 2012

19.         Рекомендации межрегиональной конференции «Инновационные технологии в организации надомного обслуживания пожилых людей и инвалидов» // Социальная работа 2010, №4, С.31

20.                  Якушев А.В. ВПС. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам, А-Приор – 2010


21.