Промежуточная аттестация по русскому языку
10 класс
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
На протяжении всего своего существования человек пытается как можно детальнее изучить окружающий мир. В связи с этим существует множество наук, цель которых – изучение природных явлений.
Одной из (…) наук является гляциология, изучающая ледяные и снежные покровы как на поверхности земли, так и в атмосфере, гидросфере и литосфере.
Гляциолог – специалист, занимающийся изучением условий существования и развития, особенностей происхождения, состава, строения и физических свойств всех форм льда и снега.
В ходе многочисленных исследований было установлено, что льдами сковано приблизительно 11 % суши и они содержат в себе значительную часть мирового запаса пресной воды (а именно около 29 млн км3). Гляциология играет важную роль в рациональном применении водных ресурсов, образующихся в процессе таяния льдов. Она также позволяет предотвращать катастрофы, которые могут быть спровоцированы меняющимся поведением ледников.
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основу текста составляют сложноподчиненные и осложненные предложения.
2) В тексте есть такие случаи употребления формы единственного числа имени существительного в значении множественного числа (например: человек, гляциолог).
3) Выразительность тексту придают гиперболы.
4) Основной функционально-смысловой тип речи – повествование, так как события изображаются в хронологической последовательности.
5) Тексту присущ именной характер речи: использование отглагольных существительных (изучение, существование, развитие, происхождение, строение) и отыменных предлогов (на протяжении, в связи с).
2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ЯВЛЕНИЕ, -я, ср.
1) В философии: проявление, выражение сущности, то, в чем она обнаруживается. Явления и сущность.
2) Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-нибудь. Физическое явление. Явление природы. Социальные явления.
3) Событие, случай. Странное, загадочное явление.
4) В пьесе: часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется.
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный главный звук. Выпишите это слово.
чЕрпать
ворОта
завИдно
понялА
опошлИть
5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Вдоль дороги тянули ряды складов с ЖИЛЫМИ помещениями в верхних этажах.
Институт инновационных технологий предложил тест на выявление ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫХ способностей человека.
Главный герой повести Лескова – ИСКУСНЫЙ тульский мастер по прозвищу Левша.
Основная задача нашего отдела – изучение ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса.
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ письма и поздравления были подготовлены и вывешены на доске объявлений.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Ощущая неотвратимую неизбежность скорого международного конфликта, военные всех стран стремились понять законы и детали будущей войны.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЙМАЛ птицу
на ЧЕТЫРЁХСОТ первой странице
компот из АБРИКОСОВ
молодые ДОКТОРА
новых ТУФЕЛЬ
8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) Обмакнуть (перо), накосить (травы), пловчиха
2) Заря, изложение, протирать
3) Прикоснуться, вскочить, вычитание
4) Горевать, творец, протирать
5) Блистать, сокращенный, выбирать
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Пр..прятать, пр..вокзальный, пр..встать
2) От..гнать, п..ддержать, р..списать
3) Ни..падать, и..черпать, ра..ценить
4) Об..явление, суб..ект, в..юга
5) Пред..стория, без..дейный, меж..нститутский
10. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера вариантов.
1) Улыбч..вый, весёл..нький
2) Попрыг..вающий, врем..ни
3) Находч..вый, скитал..ц
4) Щегол..ватый, корот..нький
5) Прислуш..ваться, талантл..вый
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущега одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Засе..ли (поле), ла..вший
2) Задремл..шь, выгоня..шь
3) (друг) уступ..т, распил..нный
4) (учитель) провер..т, намаж..шь (маслом)
5) Мел..щий, разбавл..нный
12. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Дорога в город шла (НЕ)ПРЯМО, а постоянно петляла.
Задание выполнено (НЕ)ПОЛНОСТЬЮ.
Он шел, (НЕ)СМОТРЯ по сторонам, и думал только о предстоящей встрече.
Иван оставил лопату на (НЕ)ДОСАЖЕННЫЙ полосе и поспешил в дом.
Художник (НЕ)ТОЛЬКО уделял внимание портретному сходству героев, но и отражал свое видение характера.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Найти самое простое и в ТО(ЖЕ) время самое меткое слово (ПОД)ЧАС очень трудно.
(В)СКОРЕ пашни и огороды открылись (ВО)ВСЮ ширь.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ ученый прислушался к доводам своего коллеги, но ЕДВА(ЛИ) согласился с ними.
(И)ТАК, это многодневное восхождение к вершине было связано с трудностями и потерями, (ЗА)ТО принесло ощутимые результаты.
Одно и ТО(ЖЕ) художественное произведение (ПО)РАЗНОМУ действует на разных людей.
14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
И тускло освеще(1)ая, сложе(2)ая из сырых кедровых бреве церквушка, и краше(3)ые луковицы купола, и зво(4)ица, возвышающаяся над осе(5)ей чащей, и золоче(6)ые рамы – все было в диковинку для местных жителей.
Прочитайте текст и выполните задания 15-19.
(1)Любовь к лесу родилась у меня еще в детстве. (2)Когда я был гимназистом четвертого или пятого класса, наша семья проводила лето в знаменитых Брянских лесах.
(3)Я никогда не забуду тот летний вечер, когда я впервые ехал на телеге с маленького полустанка в глубину этих лесов. (4)Все казалось мне удивительным и таинственным: и вершины сосен, терявшиеся во мраке, и туман над болотами, и блеск звезд в вышине между ветвей, бесшумный полет темных птиц.
(5)Любимым занятием нас всех, мальчишек, было лазание на вековые сосны. (6)Мы забирались на самые вершины. (7)Оттуда, казалось, можно было дотянуться рукой до пышных летних облаков. (8)Там сильно, до одури пахло нагретой смолой и во все стороны простирался великий неведомый лес.
(9)Можно было часами сидеть на вершине сосны и смотреть на этот хвойный океан, слушать шум, похожий на ропот прибоя, и гадать о том, что скрывается там, в дебрях этих безбрежных лесов.
(10)В Брянском лесу я впервые встретился со старым лесничим и узнал от него много вещей, показавшихся мне невероятными.
(11)Я узнал, например, что лучшие семена сосны лесоводы добывают из беличьих складов, потому что белка собирает только самые здоровые и свежие шишки.
(12)Лес питает родники и реки своей чистой водой. (13)Большинство рек берет начало из лесных болот и озер. (14)В местах, где лес уничтожен, подпочвенная вода уходит очень глубоко, и тотчас начинается обмеление рек.
(15)Леса оздоровляют землю. (16)Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. (17)Они поглощают из воздуха пыль и ядовитые газы. (18)Достаточно того, что в воздухе городов в несколько тысяч раз больше микробов, чем в воздухе лесов.
(19)Этим летом старуха колхозница из Мещорских лесов под Рязанью сказала мне:
– Наши леса трогать немыслимо. (20)Они дышут на Москву издали своим легким воздухом.
(21)Наконец, есть еще одно прекрасное свойство лесов. (22)Они, если говорить языком наших ученых-лесоводов, являются наиболее благотворной средой для кристаллизации человеческой мысли и для творчества.
(23)Красота наших лесов всегда была источником вдохновения для наших поэтов, ученых, композиторов и художников – Пушкина, Гоголя, Чехова, Аксакова, Чайковского, Бородина, Пришвина, для историка Ключевского, создателя нашей авиационной науки Жуковского, художников Левитана, Нестерова и многих других.
(24)Наш народ всегда любил, знал и ценил лес. (25)Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучих лесах.
(26)Мы – великая лесная страна.
(27)В лесах – наше будущее, судьба наших урожаев, наших полноводных рек, нашего здоровья и, в известной мере, нашей культуры. (28)Поэтому лес надо беречь, как мы бережем жизнь человека, как мы бережем нашу культуру и все достижения нашей необыкновенной эпохи.
(По К. Г. Паустовскому)
15. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Любимым занятие мальчишек было лазание на вековые сосны, чтобы достать из беличьих складов самые здоровые и свежие шишки.
2) Любовь к лесу родилась у рассказчика, когда он был гимназистом пятого класса и летом отдыхал с родителями в Брянских лесах.
3) Старый лесничий рассказал герою много невероятного и интересного из жизни леса.
4) Лес питается водой родников, рек и болот, если реки мелеют, лес погибает.
5) Во все времена красота лесов была источником вдохновения для русских поэтов, ученых, композиторов и художников.
16. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-4 представлено повествование.
2) В предложениях 26-28 представлено рассуждение.
3) Предложение 4 содержит описание.
4) Предложение 16 противопоставлено предложению 15.
5) Предложение 22 является следствием из предложения 21.
17. Из предложений 23-25 выпишите слово, имеющее лексическое значение «творческий подъем, прилив творческих сил».
18. Среди предложений 12-18 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущими при помощи однокоренных слов и форм слов. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).
19. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А. Б, В, Г,) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Большую часть своего творчества Константин Георгиевич Паустовский посвятил русской природе. В данном тексте он показывает красоту и величие русского леса. Чтобы вызвать у читателя чувство любви к природе родного края, ответственность за него, автор использует лексическое средство выразительности: (А) __________ («до пышных облаков» в предложении 7, «великий лес» в предложении 8, «безбрежных лесов» в предложении 9), (Б) _________________(в предложении 12, 20), а также стилистические фигуры: (В) __________________(в предложениях 16-17) и (Г) _________________ (в предложении 4).
Список терминов:
1) Олицетворение
2) Эпитеты
3) Разговорная лексика
4) Обращения
5) Градация
6) Риторические вопросы
7) Анафора
8) Парцелляция
9) Многосоюзие
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.