филиал государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова»
РАССМОТРЕНО: на заседании ПЦК профессиональных дисциплин протокол № ___от ____________2014г председатель ________ О.М. Госькова |
Утверждаю Заведующая учебной частью ____________ М.Ф. Кравченко «_____»______________ 2014г.
|
ПРОГРАММА
промежуточной аттестации в форме экзамена (комплексного)
по УД «Теория и методика социальной работы»,
УД «Организация социальной работы в Российской Федерации»
специальность 040401 «Социальная работа»
Преподаватель: Ю.С.Кирякова
2014
Итоговая аттестация по УД «Теория и методика социальной работы», УД «Организация социальной работы в Российской Федерации», проводится в форме экзамена (комплексного) и состоит из 2-х этапов, целью которого является комплексная и объективная оценка уровня персональных достижений обучающихся, сформированности умений и знаний и их соответствия ФГОС СПО 040401 «Социальная работа».
Первый этап базируется на использовании вопросов по междисциплинарным курсам, нацеленных на проверку усвоения теоретического материала. Экзаменуемый должен устно дать полный ответ на три вопроса в билете.
Второй этап проводится в виде выполнения творческого проекта по предложенной теме, направленной на проверку усвоения практических умений.
Обучающимся предлагаются темы проекта за три дня до сдачи экзамена квалификационного. Один проект выполняется одним обучающимся. На экзамене квалификационном обучающиеся защищают проект по выбранной теме, который сопровождается презентацией.
Содержание проекта
1.Введение (историческая справка, актуальность, новизна).
2.Описание проектной деятельности (поэтапно).
3.Задачи проекта.
4.Теоретическая часть (правила, нормативы, ГОСТы).
5.Список литературы (библиография).
Требования к оформлению и защите проекта
Объем проекта может колебаться в пределах 5-7 печатных страниц, напечатанных полуторным интервалом. Поля размеров 3х2х2х1. приложения к работе не входят в ее объем.
Проект должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения, от второго лица, множественного числа (мы), с соблюдением стилистики.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Тему проекта выбирать самостоятельно. Обучающиеся при защите проекта делают устное сообщение, в котором освещают тему, цель, задачи проекта, обосновывают их актуальность, коротко характеризует основное содержание изученного теоретического материала, перечисляют сделанное и делает выводы.
Выступление на 3-5 минут.
Критерии оценивания
Оценка 5 (отлично) оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; владение законодательной базой по специальности, умение объяснять сущность проблем, процессов, основных технологий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка 4 (хорошо) оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; владение законодательной базой по специальности, умение объяснять сущность проблем, процессов, основных технологий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.
Оценка 3 (удовлетворительно) оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка 2 (неудовлетворительно) оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
Вопросы для подготовки к экзамену по
УД «Теория и методика социальной работы»
1. Понятие “Социальная работа”, основные понятия социальной работы
2. Сущность и содержание социальной работы
3. Время возникновения социальной работы в России. Различие в подходах и решениях
4. Этапы становления и развития социальной работы в России
5. Становление социальной работы в IX- XVIII вв.
6. Становление социальной работы в XIX вв.
7. Становление социальной работы в XX вв.
8. Значение изучения зарубежного опыта социальной работы для России: итоги, проблемы и перспективы
9. Основные принципы деятельности социального работника
10. Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами и областями знаний
11. Личностные качества социального работника
12. Критерии профессионализма социального работника
13. Профессиональная компетентность социального работника
14. Классификация видов профессиональной компетентности социального работника
15. Структура личностного потенциала социального работника
16. Профессионально значимые качества личности социального работника
17. Процесс профессионального самоопределения социального работника
18. Основные подходы профессионально-личностного развития социального работника
19. Основные цели и задачи социальной работы
20. Технология выработки цели социальной работы
21. Основные модели развития теории социальной работы
22. Марксистская модель теории социальной работы
23. Социально-радикальная модель теории социальной работы
24. Комплексно-ориентированные модели теории социальной работы
25. Социально-радикальная модель теории социальной работы
26. Экзистенциальная модель теории социальной работы
27. Проблемы профессионализма в социальной работе
28. Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом
Вопросы для подготовки к экзамену по
УД «Организация социальной работы в РФ»
1. Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности
2. Становление и развитие системы общественного призрения в России
3. Социальная работа в послереволюционный и советский периоды
4. Особенности социальной работы в современном российском обществе, ее актуальные проблемы
5. Объекты и субъекты социальной работы
6. Принципы социальной работы
7. Уровни социальной работы
8. Структура социальной работы
9. Сферы применения социальной работы
10. Понятие социальной политики государства
11. Принципы социальной политики
12. Цели, задачи и решения социальной политики государства
13. Основные направления, функции и значение государственной социальной политики
14. Социальная защита населения как государственная система, закрепленная в Конституции РФ
15. Принципы социальной защиты населения: гуманизм и социальная справедливость, системность и комплексность, превентивность мер по социальной защите, адресность и адаптивность, многосубъектность
16. Основные направления социальной защиты населения
17. Понятие «Социальное обслуживание». Цель социального обслуживания
18. Принципы и функции социального обслуживания
19. Виды и формы социального обслуживания
20. Государственные и негосударственные виды социальной помощи
21. Виды государственных и негосударственных социальных служб
22. Виды стационарных форм учреждений социальной защиты населения, их правовое положение
23. Основные направления деятельности стационарных учреждений социального обслуживания
24. Негосударственные службы и организации в социальной работе
25. Система территориальных социальных служб
26. Классификация учреждений социального обслуживания
27. Классификация по типам учреждений социального обслуживания
28. Основные категории граждан и основания для оказания услуг учреждениями
Темы творческого проекта
1. История социальной работы в России и за рубежом
2. Этапы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом.
3. Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом.
4. Социальная работа в современном мире
5. Социальная работа как феномен современного мира. Основные современные концепции и модели социальной работы
6. Определение места, целей и задач социальной работы в современном обществе
7. Проблемы социальной работы в современном обществе
8. Основные аспекты социальной работы
9. Личное самоопределение социального работника в современном мире
10. Язык как способ выражения и преобразования ситуации
11. Исторический аспект развития и организации системы социальной работы в России
12. Современная социальная работа в России.
13. Особенности социальной политики
14. Особенности российской государственной системы социальной защиты населения
15. Система социального обслуживания населения
16. Территориальные учреждения социальной защиты и социального обеспечения населения
17. Стационарные формы социального обслуживания населения
18. Негосударственные службы и организации в социальной работе
19. Особенности деятельности негосударственных служб и организаций в социальной работе в регионе
20. Особенности деятельности стационарных учреждений социальной политики в регионе
Литература
1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учебное пособие. – М., 2012г.
2. Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2011. – 416 с.
3. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. – М, 2013г.
4. Менеджмент социальной работы/ под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко.- М., 2011г.
5. Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2013г.
6. Право социального обеспечения: Учебник/ под ред. К.Н. Гусова. – М., 2011г.
7. Словарь-справочник по социальной работе под редакцией доктора исторических наук, профессора Холостовой Е.И. – М., Юрист, 2011. – 424с.
8. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2012г.
9. Социальная работа/ под ред. В.И. Курбатова. – г. Ростов н\Д., 2010г.
10. Социально-реабилитацонный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2012г.
11. Социальная работа/ под ред. В.И. Курбатова. – г. Ростов н\Д., 2012г.
12. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2013г.
13. Социальная энциклопедия. – М, 2011г.
14. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М., Академия, 2013. 234с.
15. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие. – М., 2012г.
16. Социально-реабилитацонный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2013г.
17. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2013г.
18. Теория и методика социальной работы. Краткий курс под редакцией академика Жукова В.И. – М., Союз. – 2012. – 188с.
19. Теория и методика социальной работы. Часть 1, 2. – М., Союз. – 2013, 342 с.
20. Технологии социальной работы. М., ВЛАДОС, 2011 – 240 с.
21. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012г. – 288с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.