Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 18
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : простые вещества (металлы и
неметаллы).
Т р е б о в а н и я : уметь определять принадлежность веществ к
металлам и неметаллам.
О б о р у д о в а н и е : образцы металлов в виде пластинок, проволоки,
стружки, изделий; образцы неметаллов (йод, бром, графит, сера,
фосфор, уголь), кристаллические решетки (модели) алмаза и графита;
прибор для изучения электропроводности.
Х о д у р о к а
Объяснение материала в форме эвристической беседы.
Учитель демонстрирует классу алюминиевую пластинку и
спрашивает:
– Металл это или неметалл? (Ответ: металл.)
– По каким признакам вы это определили? (Металлический блеск,
пластичность.)
Действительно, только металлам присуща пластичность –
способность деформироваться, но не разрушаться под действием
внешних сил. Учитель демонстрирует проволоку и изделия из металла
разной формы.
Учитель демонстрирует с помощью прибора электропроводность
металла. Сообщает, что наилучшей электропроводностью обладает
серебро, а самой высокой пластичностью золото. Металлы также
теплопроводны, поэтому из них делают посуду, батареи.
Все эти свойства металлов объясняются наличием свободных
электронов («электронного газа») в кристаллах.
В Периодической системе металлам соответствует большая часть
элементов. Они расположены во всех побочных подгруппах, а также в
главных подгруппах слева от диагонали B – At.
Металлы – важнейшие конструкционные материалы, невозможно
представить нашу цивилизацию без металлических изделий. Давайтепредставим на одну минуту, что на Земле нет металлов. Каких бы
достижений цивилизации тогда не стало бы?
А теперь перейдем к неметаллам. Они называются так, потому что не
обладают совокупностью физических свойств металлов. Давайте
рассмотрим серу, фосфор, бром, уголь. Есть ли у них общие свойства?
Проверим наличие электропроводности у серы, фосфора и угля. Ее нет.
Неметаллы по физическим свойствам неоднородны: среди них есть
газы, жидкости, твердые вещества с разными цветами. Они, как правило,
хрупкие в твердом состоянии, большинство не проводит ток, имеют
низкую теплопроводность. Есть и исключение из этого правила.
Дело в том, что у неметаллов существует явление аллотропии.
Аллотропия – способность атомов одного химического элемента
образовывать несколько простых веществ.
Так, например, элемент кислород образует простое вещество
кислород с формулой О2 и простое вещество озон с формулой О3.
Рассмотрим эти вещества в сравнении.
1. Агрегатное
состояние
(при обычных
условиях)
2. Цвет
3. Запах
4. Растворимость
5. Температура
кипения
6. Устойчивость
молекул
О2
газ
О3
газ
бесцветный
не имеет
голубой
резкий запах
плохо растворим
растворяется в 10 раз
в воде
– 182,9°С
устойчива
лучше, чем О2
– 111,9°С
не устойчива
Очевидно, что это разные вещества. В чем причина различия их
свойств? Причина – в составе молекулы.
Другой пример аллотропии – белый и красный фосфор. Белыйфосфор имеет молекулярное строение, его молекулы состоят из 4
атомов – Р4. Это мягкое белое вещество, которое светится в темноте и
способно самовоспламеняться. Красный фосфор не светится в темноте
и не самовоспламеняется. Это аморфное вещество, молекулы его не
имеют определенного состава.
Еще один пример – алмаз и графит (демонстрация кристаллических
решеток). Алмаз – одно из самых твердых веществ на Земле, графит –
мягкий; алмаз – прозрачный, графит – нет; алмаз – бесцветный, графит –
серый; алмаз не проводит ток, графит – электропроводен. Причина
аллотропии в этом случае – разное строение кристаллических решеток.
Давайте поближе рассмотрим графит – он имеет металлический
блеск. Исследуем электропроводность – он проводит ток. Этими
свойствами он похож на металл. Сходство с металлом имеет и
кристаллический кремний, используемый в солнечных батарейках.
Сейчас я вам покажу вещество. А вы определите, металл это или
неметалл. Учитель демонстрирует кристаллы йода. Учащиеся
сомневаются. Как это проверить?
Можно проверить электропроводность. Ее нет. Как еще можно было
доказать, что это неметалл?
Проверить пластичность: ударить по кристаллу вещества молотком и
посмотреть, деформируется или рассыпается кристалл. Это вещество –
йод, который вы привыкли видеть в виде спиртового раствора.
Некоторые вещества занимают пограничное положение между
металлами и неметаллами. Например, олово в виде одной из своих
аллотропных модификаций – белое олово – металл, а при t < 13°С
становится серым порошком, не обладающим металлическими
свойствами.
Итак, сделаем вывод: между металлами и неметаллами нет резких
границ.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 13, 14.