Простыми словами об уроке - пресс – конференции.
Урок является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Структура и методика проведения урока зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Эмоциональный фон урока должен помочь детям знаниями и познавательными интересами лучше и глубже усвоить содержание материала.
Хочу остановиться на одной из нестандартных форм урока « пресс- конференции».
Урок-конференция – одна из форм организации образовательного процесса, благодаря которой повышается интерес и мотивация учеников к предмету. Несмотря на то, что на таком уроке ученики разделяются на несколько групп, они обязательно должны выполнять работу и самостоятельно. Главная роль отводится учителю. Основные принципы организации урока - пресс-конференции:
1. Заранее объявляется тема, день и время проведения конференции 2. Распределяются роли по желанию 3 Пройденный материал повторяет весь класс
Основные правила проведения урока - пресс -конференции:
1. Тема такого урока определяется учителем согласно школьной программе, как правило, в предпочтение отдается большим по объему темам.
2. Урок начинается со вступительного слова учителя, где он объявляет тему урока, цель, проблему, над которой будут работать учащиеся.
3. Учитель представляет участников конференции.
4. учитель представляет жюри.
Я часто провожу уроки-пресс-конференции после изучения темы с целью повторения и обобщения материала. За несколько дней до такого урока класс делится на 5-6 рабочих групп журналистов; очень важно, чтобы они были примерно одинаковыми по уровню подготовки. Самостоятельно или вместе с учащимися выбираю специалистов, приглашаемых в пресс-центр (4-5 человек).
Каждая группа журналистов готовит вопросы самостоятельно; при этом могут использоваться сборники задач по физике, учебные пособия.
К началу пресс-конференции кабинет физики празднично украшен: на стенах - плакаты с высказываниями великих людей, например «Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (И.-В. Гете).
Например урок- пресс – конференция «Шкала электро- магнитных волн» Столы расставлены так, чтобы каждая группа журналистов могла работать самостоятельно. На каждом столе установлен на подставке флажок с названием газеты или журнала, который представляет репортер. За столом пресс-центра - ученики, играющие роль специалистов: инженера, физика-теоретика, астронома
Шкала электромагнитных волн представляет собой непрерывную последовательность частот и длин электромагнитных излучений, которые являются распространяющимся в пространстве переменным магнитным полем
Класс
делится на группы.
1) Видимое излучение .
2) Инфракрасное излучение, его свойства и применение.
3) Ультрафиолетовое излучение, его свойства и применение. 4)Радиолокация.
Понятие о процессе и его применении. 5)Мобильная,
спутниковая связь . 6)Радиосвязь.
Применение волн разных диапазонов для радио 7)
Понятие о телевидении
. 8)
Спутниковое телевидение.
Каждая группа должна осветить вопросы: скорость распространения данных волн, историческая справка, из истории открыти, свойства, применение, воздействие ЭМВ на организм человека
Группы задают вопросы в порядке очередности. Вопрос обычно начинается словами - Читателей нашего журнала интересует вопрос..., или - В редакцию нашего журнала пришло письмо с просьбой объяснить следующее. Отвечают на них специалисты. Журналисты выслушивают ответы и делают в своих блокнотах записи. Потом тут же в отведенное для этого время (час выполнения редакционных заданий) они должны написать статьи или заметки в свой журнал или газету, а художники их оформить.
Каждый из группы занят своим делом: кто-то пишет ответ на первый вопрос, кто-то - на второй, кто-то подбирает рисунки и т. д. В распоряжении ребят находятся фломастеры, клей, белая и цветная бумага, старые журналы. Заметка, статья должна точно отразить рассматриваемую тему, правильно и в увлекательной форме передать содержание полученных ответов и, конечно же, иметь интересное название. Написанные заметки зачитывают, чтобы жюри могло оценить их. При этом обращается внимание не только на смысл, но и на оформление. Вот почему все ученики, входящие в журналистские группы, заняты делом. Лучшие по оценке жюри материалы прикрепляют булавками к листу - получается экспресс-выпуск интересной и красивой газеты. Подразумевается, что вторые экземпляры своих статей журналисты вышлют в пославшие их редакции.
При всей эффективности уроков-пресс-конференций их следует проводить не чаще чем 4 раза в учебном году и стараться разнообразить.
Проводя разного вида уроки-пресс-конференции, я поняла, что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта (и физика, и лирика).
Такие уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь. Приём «пресс-конференция» позволяет нам найти более эффективный способ педагогического общения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.