Противопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Оценка 4.7

Противопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Оценка 4.7
docx
30.05.2021
Противопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
24.Противопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».docx

Урок литературы в 7 классе №24

Тема: Противопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока: Сравнить образы Остапа и Андрия  

Задачи:

1. Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.

2.  Развивать умение собирать и систематизировать   материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.

3. Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям

Ход  урока

1.                   Оргмомент

2.                   Слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение великого произведения XIX века – повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».  Продолжая начатый  разговор  о семье Тараса Бульбы, о времени, в котором разворачивается действие, сегодня мы с вами будем говорить о сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Тема нашего урока – «Смысл противопоставления Остапа и Андрия».

 Какая цель нашего урока?  Чему мы должны сегодня научиться?

(Ребята высказывают свои предположения)  

 - Мы будем учиться сопоставительной характеристике героев,   выясним, с какой целью Гоголь создаёт противоречивые образы Остапа и Андрия.  

   2. Осмысление

  Эпиграфом урока мы возьмём слова Н.В.Гоголя «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу»!

     - Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как  эпиграф связан  с темой урока?

(Мнение детей)

- Какие события описывает Гоголь в своей повести?

-  Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году, но она детально описывает события 15 -начала 16 веков, ещё до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались против многочисленных врагов.

- В чём своеобразие повести?

- В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры? Раскрывается тема патриотизма.

- Какую ещё проблему  рассматривает автор в своей повести? Каким образом?

- Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия.

  - Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия?
На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия. Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос.

- С чего начинается повесть?

С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища

Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик

- Крепкие, повзрослевшие. Остап более мужественный и суровый, а Андрий более красивый и милый

Как Тарас встречает  сыновей. Какую оценку он даёт в первые минуты Остапу? Андрию? Как сыновья отвечают на насмешки отца.

Чтение с пометками

- Прочитайте отрывок из повести «Учёба в бурсе». Отметьте карандашом информацию, которая доказывает  отношение героев к учёбе

Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей?  Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах? 

( Ответы учащихся)

- Это ваше личное мнение и я не стану с вами спорить.

- Как ведут себя в бою Остап и Андрий?  Прочитайте, каким был первый бой братьев.

(чтение)

 - Как братья проявили себя?

- Что было смыслом жизни для Остапа? Для Андрия?

- Для Остапа – война, а для Андрия – любовь

- Мы знаем, что первым погиб Андрий, но мы сначала проанализируем гибель Остапа. Я прочитаю сцену гибели  Остапа, а вы приготовьтесь ответить на вопросы.

- Какие качества Остапа сказались в его последний час?

- Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит?  Как его характеризуют эти слова?

- Каковы последние слова Остапа?

- Почему он не проявил слабость?

- Можем ли мы понять его чувства?

Посмотрите сцену смерти Андрия и приготовьтесь ответить на вопросы:

- Как умирает Андрий?.  

Гибель Андрия – это спорный вопрос, который я предлагаю вам обсудить немного позже.

Сопоставление  Остапа   и   Андрия  имеет в повести глубокий социально-философский  и  художественный смысл.  Гоголь  переосмысливает библейский мотив.

- С каким библейским персонажем можно сравнить смерть Андрия? А Остапа?

- Смерть Андрия  можно сравнить с библейской притчей «Жертвоприношения Авраама»,  Тарас Бульба  приносит сына   в жертву православию: «Как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой  и  повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

-  Остап  распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания  и  пытки, как исполин»). Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» («Боже Мой, Боже Мой, для чего ты Меня оставил?»

- Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры.

 Мы воспринимаем мир и мыслим по-разному. Мыслить можно шестью разными способами.

1 эмоциональный наблюдатель

  Какие чувства вызывает смерть героя? Почему?  Как вы думаете, как автор относится к Андрию?

2  « объективный наблюдатель»

Изложение факта гибели героя с включением цитат.

3  «пессимист»

Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти Андрия    Тарас Бульба? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.  

4   «оптимист»

Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника.

Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи?

 5 «  философ» 

Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры?  Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»

6  « творческое восприятие»

  Написать свой конец повести

          (Учащиеся выполняют работу)

Учитель  корректирует ответы, направляет  в нужное русло, активизируя мыслительную деятельность

Рефлексия

Вернёмся к нашему эпиграфу. Изменилось ли ваше отношение к сказанному в начале урока?

Итоги урока.

- Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести?

Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства

- Какой смысл противопоставления Остапа и Андрия?

  -  В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака - сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа - путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену

-     Таким образом, эпическое единство образа Тараса Бульбы раздваивается в образах его сыновей.  Образ   Остапа  воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести  и  Отечеству,  образ   Андрия  — идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога.

Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, другой — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрей, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной.

Домашнее задание: написать свой конец повести.


 

Урок литературы в 7 классе №24

Урок литературы в 7 классе №24

Посмотрите сцену смерти Андрия и приготовьтесь ответить на вопросы : -

Посмотрите сцену смерти Андрия и приготовьтесь ответить на вопросы : -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021