Протокол № 4
заседания МО дошкольного, начального и гуманитарного цикла
от 28 августа 2017 года.
Присутствовало- 9 человек:
Войтко Ю.А
Головинова О.Н.
Клюева Н.В.
Лапина Ю.Е.
Прокофьева М.В.
Руденко Л.В.
Терентьева О.С.
Шевчук Г.С.
Чупина О.А.
Повестка:
1.Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на 2017-2018 учебный год.
2. Согласование рабочих программ для 1-4 классов, по иностранному языку, литературе, русскому языку, музыке, изобразительному искусству, истории, дошкольной группы.
1. Слушали: руководителя МО дошкольного, начального и гуманитарного цикла Терентьеву О.С., которая представила на обсуждение план работы МО на 2017-2018 уч. год. Она определила цель для успешной работы над методической проблемой: повышение профессиональной компетентности учителей в условиях ФГОС второго поколения.
Основные задачи методической работы:
6. Создание условий эффективного психолого-педагогического и
методического сопровождения участников педагогического процесса по
реализации ФГОС начального общего образования.
2) Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению
новыми образовательными технологиями в условиях ФГОС через
систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
3) Корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов,
технологий, соответствующих новым ФГОС.
4) Внедрение в практику работы всех учителей МО современных
образовательных технологий, направленных на формирование
компетентностей обучающихся, УУД.
5) Внедрение в процесс обучения мониторинга процесса формирования
УУД школьника.
6) Применение информационных технологий для развития познавательной
активности и творческих способностей обучающихся.
Далее Терентьева О.С. ознакомила с планом работы на 2017-2018 учебный год.
Постановили:
Утвердить план работы МО дошкольного, начального и гуманитарного цикла на 2017-2018 учебный год с правом внесения дополнений и корректировок в течение года в зависимости от объективных обстоятельств.
2. Слушали руководителя ШМО Терентьеву О.С. Ольга Серафимовна отметила, что все рабочие программы по учебной и внеурочной деятельности состоят из следующих разделов: планируемые результаты, содержание программы, учебно-тематическое планирование.
Постановили:
1.Утвердить рабочие программы дошкольного, начального и гуманитарного цикла.
Протокол № __
заседания МО дошкольного, начального и гупманитарного цикла
от ноября 2017 года.
Присутствовало- 9 человек:
Войтко Ю.А
Головинова О.Н.
Клюева Н.В.
Прокофьева М.В.
Руденко Л.В.
Терентьева О.С.
Шевчук Г.С.
Чупина О.А.
Повестка:
1.Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников по новым образовательным стандартам.
- Понятие о деятельностном методе обучения. Система дидактических принципов.
2. Особенности основных компонентов образовательного процесса при системно-деятельностном подходе.
3. Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников (из опыта работы).
4. Технологическая карта урока как одно из средств занятия в дошкольной группе в современных условиях.
5. Структура уроков введения нового знания в логике системно-деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.
6.Проведение школьного тура олимпиад по предметам: математика, русский язык.
1. Слушали: Терентьеву О.С., учителя начальных классов. Ольга Серафимовна в своем выступлении рассказала о системно-деятельностном подходе к обучению младших школьников по новым образовательным стандартам. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.
Я даю детям возможность развивать умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением- одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления. Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:
-моделирование и анализ ситуаций на занятиях;
-использование активных и интерактивных методик;
-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. Исходя из этого, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность. Далее Ольга Серафимовна рассказала об этапах уроках, где применяется системно-деятельностный метод.
Далее учитель сообщил, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное- сделать учебу в школе единым образовательным процессом.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе , так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ «Об образовании» .
Далее Ольга Серафимовна рассказала о системе дидактических принципов:
-принцип деятельности;
-принцип непрерывности;
-принцип целостности;
-принцип минимакса;
-принцип психологической комфортности;
-принцип вариативности;
-принцип творчества.
Постановили:
Продолжать применение системно- деятельностного подхода в обучении младших школьников по новым образовательным стандартам.
2. Слушали Головинову О.Н., учителя начальных классов. Ольга Николаевна рассказала об использовании системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников. Методологической основой Стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход. СДП ориентирован на на достижение основного результата- развития личности ребенка на основе учебной деятельности ребенка на основе учебной деятельности. В начальной школе получает распространение технология деятельностного метода обучения, разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Новая технология, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
Далее учитель сообщил, что системно-деятельностный уровень-это реализация целостной структуры учебной деятельности. Например:
1. Мотивация учебной деятельности;
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии;
3. Выявление места и причины затруднения;
4. Построение проекта выхода из затруднений;
5. Реализация построенного проекта;
6. Первичное закрепление во внешней речи;
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону;
8. Включение в систему знаний и повторение;
9. Рефлексия учебной деятельности
Далее идет постановка вопросов и согласовывается домашнее задание.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителю начальных классов надо будет поменять методы работы с классом и с каждым учащимся в отдельности. Изменить свой подход к учебно- воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы. Поэтому меняется роль учителя: переориентация учителя из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности младших школьников.
У педагога должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного Стандарта второго поколения.
Постановили:
Шире использовать системно- деятельностный подход в обучении.
3. Слушали: Войтко Ю.А., воспитателя дошкольной группы. Юлия Александровна рассказала о технологической карте. Технологическая карта-это новый вид методической документации, в которой материал четко структурирован и предназначен для проектирования образовательного процесса в ДОУ. Понятие технологической карты напрямую связано с технологическим подходом в современном образовании.
Преимущества технологической карты:
- позволяет организовывать эффективный образовательный процесс;
-обеспечивает интеграцию образовательных областей и детских видов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
-помогает создать конкретные представления об изучаемых объектах, явлениях и процессах в вопросах теории и практики ДО;
-расчленяет проблему на ряд детальных пунктов и концентрирует внимание на существе вопроса;
-повышает эффективность восприятия информации, понимание и усвоение ее в целом
Далее Юлия Александровна о структуре технологической карты, которую применяет на занятиях в дошкольной группе.
Технологическая карта
Тема,проект,событие_______
Возрастная группа_______
Форма НОД-________
Форма организации______
Методы:_________
Учебно-методический комплект________
Средства:
Наглядные______
Задачи образовательной программы |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
|
|
Этапы последовательной деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей |
Планируемый результат |
Сюрпризный момент |
|
|
|
|
Опора на имеющийся опыт |
|
|
|
|
Получение новых знаний |
|
|
|
|
Проживание темы |
|
|
|
|
Самоконтроль |
|
|
|
|
Анализ |
|
|
|
|
Таким образом, сущностной характеристикой технологической карты является представление образовательных процессов на уровне технологии, то есть на уровне проектирования и конструирования.
Постановили:
Продолжить планировать занятия в виде технологической карты.
4. Слушали Чупину Ольгу Анатольевну. Ольга Анатольевна сообщила, что с целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса в школе, диагностирования учебных возможностей ребят была проведена всероссийская олимпиада школьников гуманитарного цикла и начальных классов, по итогам которых выявились победители. Далее результаты школьной олимпиады были проанализированы и обсуждены, тщательно проанализированы ошибки подготовки учащихся, определены задачи и перспективы дальнейшего участия в подобных олимпиадах.
Протокол №
заседания МО дошкольного, начального и гуманитарного цикла
от 28 декабря 2017 года.
Присутствовало- 9 человек:
Войтко Ю.А
Головинова О.Н.
Клюева Н.В.
Лапина Ю.Е.
Прокофьева М.В.
Руденко Л.В.
Терентьева О.С.
Шевчук Г.С.
Чупина О.А.
Повестка:
1.Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе и гуманитарного цикла (Стандарты второго поколения)
- Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.
-Измерительные материалы для итоговой оценки.
2. Структура уроков введения нового знания в логике системно-деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.
3.Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы.
4.Итоги успеваемости за 1 полугодии.
5.Работа Школы будущих первоклассников.
1. Слушали: Терентьеву Ольгу Серафимовну-учителя начальных классов. Ольга Серафимовна выступила по вопросу оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. /Она сообщила, что ФГОС содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов, рассказала какой должна быть система оценки. Далее Ольга Серафимовна рассмотрела каждую группу результатов отдельно. В конце выступления подвела итог.
Постановили:
Принять к сведению, полученную информацию
2. Слушали: Руденко Людмилу Васильевну-учителя по литературному чтению. Людмила Васильевна выступила по докладу «Структура урока открытия нового знания. Типы уроков. Организационные формы обучения». Выделяется 4 типа уроков в зависимости от поставленных целей: 1) урок открытия новых знаний; 2) урок рефлексии; 3) урок систематизации знаний; 4) урок развивающего контроля.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС |
Тип урока по ФГОС |
Урок открытия нового знания |
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа |
Урок рефлексии |
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование |
Урок развивающего контроля |
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы |
Далее Людмила Васильевна поэтапно рассказала об этапах урока открытия новых знания:
1) этап мотивации (самоопределение)к учебной деятельности;
2) актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
3) этап выявления места и причины затруднений;
4) этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации;
5) реализация построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
8а) промежуточный этап, на котором формируется домашнее задание;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
К каждому этапу были поставлены задачи и приемы учителя.
Постановили:
Продолжить строить план урока по данной структуре урока открытия новых знаний.
4. Слушали: Головинову Ольгу Никоаевну-учителя начальных классов. Ольга Николаевна сообщила о том как проводится подготовка учеников 4 классов к всероссийской проверочной работе. Ведется подготовка учеников по предметам: русский язык, математика и окружающий мир по демонстрационным материалам и рабочим тетрадям. Работа в тетрадях способствует обобщению знаний ученика по ведущим темам курса, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровня сложности, различными по способу представления.
Далее Ольга Николаевна выступила по вопросу о подготовке будущих первоклассников. Ольга Николаевна сообщила, что программа «Школа будущих первоклассников» подготовлена, составлено тематическое планирование. Работа с будущими первоклассниками запланирована на весенние и летние каникулы
Постановили:
Продолжить работу по подготовке к ВПР
5. Слушали: Чупину Ольгу Анатольевну- заместителя директора по учебной работе. Ольга Анатольевна подвела итоги успеваемости за первое полугодие.
Количество учащихся в ОСПФ МОУ «СОШ с. Сторожевка» в с. Курдюм во 2-й четверти составляют 2017-2018 учебном году составляют 59 человек. /Из них на «4» и «5» закончили-14 человек. Неуспевающих-4 человека, что составляет 92,4 %. Качество знаний в среднем по школе составило 26,9 %, что на 10,9 % выше по сравнению с итогами 1 четверти 2017-2018 учебного года. Наиболее высокий процент качества знаний от (33% до 50%) показали учащиеся 4, 5, 6 классов. Низкое качество знаний показали учащиеся 2, 3, 7, 8,9 классов. /Учащиеся 3, 7, 9 классов закончили четверть без ударников. Во 2, 8 классах закончили на «4» и «5»- по 1 человеку. Качество знаний составило от 0 до 20 %. Многие учащиеся закончили четверть с одной и двумя тройками.
Постановили:
Усилить контроль за качеством знаний учащихся и качеством преподаваемых предметов, проводить целенаправленную работу с учащимися по повышению качества знаний, продолжить работу с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.